Что такое холодный цвет. Оформление комнат холодными и теплыми оттенками цветов

Цвет в живописи - очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы.

Деление живописной палитры на теплые цвета и холодные цвета - одно из таких понятий.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части - на от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному - холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие - нейтральный.

Такое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.

Главный критерий - температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый - это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря - закат солнца - может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко - далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном - синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе - зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи - понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов - вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, - вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения "теплые и холодные цвета". Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин - оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет - теплый или холодный - можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория - лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.

После того, как вы определили свой цветовой тип внешности и усвоили теоретические знания о цветовых гаммах, которые вам идут, стоит научиться разделять оттенки на теплые и холодные.

Многие из нас не имеют художественного образования и с первого взгляда не готовы определить теплый это оттенок или холодный.

В интернете существует множество иллюстраций, которые показывают разделение цветов по температуре.


Но большинство из них показывают лишь чистые цвета, которых в природе не так много.

Слишком грубое разделение цветов может вас только запутать. А такие картинки вообще сформируют ошибочное представление о цветах, ведь это неправильно считать, что красно-оранжева гамма – это теплые цвета, а сине-зеленая – холодные.

Как же научиться определять температуру цвета?

Во-первых, вы должны понимать, что цвета постоянно перетекают один в другой. Что, например, красный цвет может иметь, как теплые, так и холодные оттенки.

Чистые цвета можно встретить лишь на картинках. В одежде же намного чаще используются смешанные цвета, более сложные и глубокие.

Сравните эти два оттенка синего:


На первой картинке синий более глубокий и насыщенный и не имеет белого пигмента, в отличии от второй картинки, которая прям веет холодом.

Про любой цвет, например, фиолетовый холодный, можно сказать «этот оттенок холоднее другого». Посмотрите на эти два наряда. На первом фото больше белого пигмента и сама ткань придает образу более холодный оттенок.


Взгляните на красные цвета:


На этих примерах четче видно, где холодный цвет, а где теплый.

В основном теплый или холодный подтон придают такие оттенки:

Теплым цвет делают: красный, канареечно-желтый или оранжевый оттенок.

Холодным: белый, серый, голубой, синий, черный или лимонно-желтый оттенок.

Когда перед вами находится наряд, например, зеленого цвета, не стоит сразу вспоминать, к какой гамме он относится. Попробуйте разглядеть в нем другие оттенки. Первый холодный, второй — теплый.


Второй пример зеленых образов:


Первый явно теплее второго. Надеемся, у вас уже получается определить температуру цвета.

Но не волнуйтесь, если сразу будет сложно. Все приходит с опытом.

Пример фиолетового цвета:


Как видите, на первой фото фиолетовый разбавлен красным оттенком, что сразу наполнило цвет теплотой.

Так что не стоит грубо разделять цвета и думать что вам, например, теплому цветотипу, синий цвет не идет. Просто выбирайте оттенки синего с теплым подтоном. Для холодных цветотипов все еще проще, вам нужно всего лишь теплый цвет разбелить белым или затемнить черным.

Также материал может придавать цвету температуру. Матовая, замшевая фиактура придает теплоту, а блестящие ткани делают цвета более холодными.

Психологи утверждают, что с помощью цвета можно воздействовать на человека, определить его характер, вызвать определенный ряд эмоций. В интерьере благодаря оттеночной палитре передаются ощущения холода или тепла, увеличивается или уменьшается размер помещения. Такие приемы в жилищном декоре применяются уже не первый год. Холодные и теплые оттенки цветов используют как по отдельности, так и в комбинации друг с другом. Если правильно сочетать оттенки, можно получить потрясающий результат – стильное помещение.

Главное, что выполнить декор вы сможете самостоятельно, не прибегая к помощи дизайнеров или стилистов. Все что потребуется – проявить все свое творчество и фантазию, которые сориентируют вас в нужном направлении.

Вначале разделим базовую палитру на холодные и теплые цвета:

Также существует понятие нейтральных оттенков. К этой категории относятся черный, серый и белый. В комбинации с другими цветами выглядят одинаково, то есть нейтрально. Именно это качество позволяет сочетать их как с холодными, так и с теплыми тонами.

Перед тем как покупать лакокрасочные материалы для декора помещения, хорошо изучите цветовую палитру холодных и теплых оттенков. Это поможет создать их правильную комбинацию.

Наиболее оптимальным вариантом для декора небольших помещений послужат тёплые цвета, разбавленные мелкими элементами холодных оттенков. Такое сочетание поможет расслабиться, успокоит нервную систему после насыщенного трудового дня. При правильном освещении увеличивает пространство.

Если по складу характера вы экспрессивный человек, для отделки стен выбирайте холодные оттенки краски. Потолок будет смотреться сочнее, если для оформления взять теплые цвета. В комбинации могут участвовать яркие и приглушенные тона. Такое сочетание придаст помещению особой индивидуальности, а также визуально увеличит потолки.

На сегодняшний день большой популярностью пользуется отделка стен и потолка в единой цветовой гамме. При этом используется игра оттенков, к примеру: сверху вниз происходит плавный переход от небесно-голубого к светло-бирюзовому, далее к нежно-васильковому тону, который перетекает в глубокий синий цвет. Такой декор придаст комнате таинственности и легкости.

Создать определенный акцент или неповторимый шарм жилищу можно с помощью покраске стен двумя оттенками одного цвета. Темной краской лучше декорировать одну большую стену, а остальные выкрасить в светлый тон. Для окрашивания потолка выбирайте лакокрасочные материалы светлой цветовой гаммы.

Не стоит выбирать холодные тона красок для отделки всего помещения. Позаботьтесь, чтобы в декоре присутствовали капельки теплых оттенков. Они внесут в интерьер целостность, гармонию, спокойствие и умиротворенность.

При выборе цветовой гаммы лакокрасочных материалов для отделки стен и потолка руководствуйтесь здравым смыслом. Подумайте, какой оттенок вам приятней будет видеть каждый день? Не стоит идти на поводу модных тенденций.

На видео: что такое теплые и холодные цвета.

Оформление комнат в холодных и теплых тонах

Из вышесказанного можно сделать вывод, что холодные и теплые оттенки цветов необходимо комбинировать между собой. При этом следует помнить два главных правила: «Не навреди» и «Всего должно быть в меру». Вы можете декорировать комнаты в разной цветовой гамме, при этом не нарушая единой целостности жилища. Как это сделать? Рассмотрим на примере небольшой двухкомнатной квартиры, в которой имеется зал (он же гостиная), спальня, кухня (она же столовая) и ванная комната.

Зал (гостиная)

Из-за небольшого метража создать и гостиную, и зал в квартире очень проблематично. Решить задачу можно, разделив площадь комнаты на зоны отдыха и приема пищи. Холодные цвета красок подойдут для гостиной части, где будет находиться обеденный стол и книжный шкаф.

Для зоны отдыха используйте теплые тона. Это могут быть картины в пастельных тонах, светильники с кремовыми абажурами на каминной полке, тюль светлого оттенка и мягкий диван с объемными формами. Не может быть четких границ между зонами, они должны плавно перетекать одна в другую.

Спальня

Для спальной комнаты базовый оттенок лучше выбирать из теплых тонов: светло-оранжевый, бежевый, нежно-желтый или салатовый. В качестве акцента можно декорировать стену у изголовья кровати фотообоями или декоративной штукатуркой.

Мебель подбирайте светлых тонов, чтобы она не казалась «кричащим пятном» в спальне.

В целом интерьер помещения должен расслаблять и полностью располагать ко сну. Достичь полной атмосферы тепла можно с помощью игры света. Прикроватные светильники или бра, а также люстра на потолке добавят интриги и романтизма в интерьере.

Кухня (столовая)

Кухню также можно разделить на два сектора: для приема пищи и рабочая зона. Для декора можно использовать два цвета, к примеру, кремовый и фиолетовый. Стены лучше оформить в светлых тонах, а кухонный гарнитур может быть комбинированный (то есть фасады шкафов фиолетовые, а столешницы – кремовые).

Интересно смотрится сочетание таких оттенков, как бежевый с салатовым, бледно-желтый с красным. Не забудьте о таких мелочах, как цветы в ярких вазонах на подоконнике или часы на стене в стиле минимализм. Стену напротив рабочей зоны можно оклеить обоями или декорировать диким камнем серого цвета.

Ванная комната

Ванную комнату и туалет можно оформить в единой цветовой гамме с плавным переходом тонов. Для отделки стен и пола в основном выбирают кафель. Его оттенки также разнообразны, как и лакокрасочные материалы. Поэтому создать эффект морского бриза или песчаного пляжа не составит особого труда.

Ванна белого цвета станет основным акцентом в помещении. Кафель на стенах можно разбавить плитками с рисунком или разграничить стены тонкой полоской фриза.

Экспериментируя с холодными и теплыми оттенками цветов, можно достичь индивидуальности в оформлении своего жилища. При этом следует учесть, что в интерьере должна сохраняться общая стилистика. Представьте, как нелепо будет смотреться кухня в стиле прованс с залом, декорированным под High Tech.

Если по какой-то причине вы не можете самостоятельно подобрать цветовую гамму для отделки, пригласите для консультации стилиста или дизайнера. Расскажите, какие цвета вам больше нравятся, что бы хотелось увидеть по окончанию ремонтных работ. За короткий промежуток времени (и определенную плату) вам будет представлено несколько эскизов. Но не спешите нанимать бригаду строителей, большую часть работ можно сделать своими руками, при этом сэкономить значительную сумму денег.

Разнообразие оттенков вокруг нас (2 видео)


Как различать холодные и теплые оттенки?

Температура - это одна из самых важных характеристик цвета, определяющая холодным или теплым является тот или иной оттенок, и главное, какому типу внешности он идет.

Как известно, теплым цветотипам: Oсени и Bесне идут теплые оттенки, а холодным: Зиме и Лету - холодные.

Итак, любой цвет может иметь теплые и холодные оттенки, в зависимости от того, из каких компонентов он состоит. Что это значит?

При добавлении в любой цвет синего или голубого, мы получаем холодный оттенок, а при добавлении желтого либо оранжевого - теплый.

Возьмем для примера один из 7 цветов радуги - голубой. На первый взгляд, голубой можно причислить к холодным цветам. Во-первых, именно при добавлении голубого в любой другой цвет он приобретает холодный оттенок, во-вторых, на подсознательном уровне голубой всегда ассоциируется с холодом.

Однако, если мы добавим в голубой желтый цвет (рис 1), то получим бирюзовый оттенок, с преобладанием зеленоватых «ноток» в его составе, совершенно противоположный нашeму изначальному оттенку.

Если мы добавим в голубой синий цвет (рис 2) , то он станет более насыщенным и холодным и также будет значительно отличаться от первоначального голубого.

Проведем подобный эксперимент с одним из «теплых» цветов - например красным.

Возьмем нейтральный алый цвет, который не имеет температуры, то есть не является ни теплым, ни холодным. Добавим в красный цвет все тот же желтый, - получим насыщенный коралловый оттенок, близкий к оранжевому цвету.

Ecли в первоначальный алый мы добавим тот же синий цвет, что и в первом примере, получим насыщенный вишневый цвет, с холодной температурой.

Такие эксперименты можно проводить с абсолютно любыми цветами, играя с насыщенностью теплых и холодных компонентов в их составе и получая бесконечное множество различных оттенкoв.

На основе этого можно сделать следующий вывод: любой цвет может иметь теплые или холодные оттенки, которые либо подчеркивают ваш природный колорит, либо, наоборот его «приглушают», делая черты серыми, тусклыми и безжизненными.

Единственный цвет, который никогда не может иметь холодного оттенка - это оранжевый.

При добавлении в этот цвет голубого или синего, цвет становится серым, что является одним из свойств комплиментарных цветов. Следовательно, девушкам, обладающим холодным колоритом внешности, крайне не рекомендуется обрамлять лицо оранжевым цветoм.

Рассмотрим цветовой круг, наглядно демонстрирующий нам переход цветов от теплых к холодным.

Как известно, существует 3 основных цвета: красный, желтый и синий, а все остальные - являются производными от них, то есть результатом смешивания этих 3 цветов в той или иной пропорции.

Оранжевый получается путем добавления желтого в красный, зеленый - желтого в синий, и т.д.

Мы видим, что двигаясь по часовой стрелке по цветовому кругу, цвета переходят из теплых в холодные и наоборот: красный постепенно превращается в оранжевый, а оранжевый в желтый (за счет увеличения желтого компонента в их составе), желтый постепенно превращается в зеленый, а зеленый - в голубой (за счет добавления синего компонента в состав), голубой постепенно переходит в синий, фиолетовый, розовый, и снова превращается в красный (за счет добавления красного компонента в состав).

Зная, каким образом достигается тот или иной цвет, вы без труда научитесь различать любые оттенки.

Теперь, когда вы знаете, за счет чего достигаются теплые и холодные оттенки, можно переходить к практике, а именно, тренировке глазa на распознание теплых и холодных оттенков.

Хочу сразу вас предупредить, что способность распознaвать цвета - это исключительно дело практики.

Многие признаются в том, что в начале они не могут отличить холодный оттенок от теплого и наоборот. Это нормально. Наше зрение, подобно слуху, можно и нужно развивать каждый день.

Чем больше вы будете тренироваться: анализировать цвета своего гардероба, оттенки, которые представлены в магазинах, журналах и просто на прохожих на улице, тем больше вам будет очевидна разница между теплыми и холодными, контрастными и приглушенными, светлыми и темными тонами.

Иллюстрация выше - наглядный пример того, как цвет может менять свой оттенок, от теплого к холодному.

Теплый коричневый постепенно переходит к оттенку горького шоколада и лиловому, охровый (теплый желтый), понижая температуру переходит в канареечный и цвет лайма, и даже самый нейтральный и, казалось бы, бесцветный серый также меняет свой оттенок от теплого серо-коричневого (тауп) до мышиного серого и цвета мокрого асфальта.

Каким образом можно применить эти знания на практике?

Задание № 1.

Допустим вы пришли в магазин в поисках очередного летнего платья.

Модные журналы и блоги пестрят статьями на тему актуальности зеленого цвета в этом сезоне, поэтому вы останавливаетe свой взгляд именно на платьях в зеленой цветовой гамме, но не знаете, какой именно оттенок вам подойдет.

Зная свой цветотип (возьмем для примера Лето), вы хотите подобрать оттенок наиболее близкий к вашему природному колориту, т.е. холодный и желательно приглушенный.

Какое из 4-х платьев вы выберите?

Первое платье в оттенке «хаки» очень близко по цвету к желтым оттенкам зеленого, расположенным на цветовом круге, а, следовательно, имеет теплый оттенок. Такое платье подойдет цветотипу Осень.

Цвет второго платья напоминает нам чистые зеленые оттенки на цветовом круге, которые также обладают теплым подтоном. Такое платье прекрасно подойдет девушке цветотипа Весна.

Третье платье имеет насыщенный изумрудный оттенок с холодным голубоватым отливом, прекрасно подходящим цветотипу Зима.

Последнее платье в бирюзовом цвете напоминает нам голубовато-зеленые тона на цветовом круге, практически переходящие в голубой цвет. Оттенок этого платья достаточно холодный и приглушенный, поэтому из всего ассортимента именно оно подойдет цветотипу Лето.

Задание № 2.

Перебирая свой гардероб, вы нашли сразу 4 светлых блузы в различных оттенках.

Пройдя тест на определение цветотипа внешности, вы узнали, что обладаете теплым, приглушенным колоритом, характерным цветотипу Осень.

Какую блузу вы выберите для ответственного собеседования на новую работу, зная, что лучше всего вам подойдет теплый и темный оттенок?

Первая блуза обладает темным желтоватым оттенком, практически близким к бежевому. Именно такой вариант больше всего подходит цветотипу Осень.

Вторая блуза цвета «топленого молока» также имеет желтоватo-оранжевый оттенок и отлично подойдет девушкам цветотипа Весна.

Самый яркий и насыщенный белоснежный оттенок без добавления в его состав каких-либо других цветов имеет третья блуза.

Белоснежный вариант - достаточно рискованный для любых цветотипов,кроме Зимы.

Последняя блуза обладает холодным сероватым оттенком, который будет прекрасно гармонировать с холодными и приглушенными чертами цветотипа Лето.

Задание № 3.

Вы пришли в магазин косметики покупать помаду.

У вас белоснежный цвет кожи, ярко-голубые глаза и волосы цвета «вороного крыла».

Как выбрать правильный оттенок из богатой палитры цветов?

Первый оттенок достаточно теплый и приглушенный, именно такими характеристиками обладают представительницы цветотипа Осень.На любых холодных цветотипах такой цвет помады будет смотрется не самым выигрышным образом, придавая коже бледный, нездоровый вид.

Второй вариант помады очень яркий, но подобно первому, обладает теплым оттенком и прекрасно подойдет девушкам цветотипа Весна.

Третий оттенок,холодный, но слишком бледный, идеален для девушек цветотипа Лето.

Лучший для вас четвертый цвет помады, он достаточно яркий и насыщенный, но при этом холодный, гармонирующий с вашим «зимним» колоритом.

Безусловно, холодный и теплый - понятия относительные, какие-то цвета кажутся более холодными на фоне теплых оттенков, и более теплыми на фоне холодных оттенков, поэтому лучший способ проверить правильно ли вы определили температуру цвета - это сравнить его с другими.

Однако не забывайте, что самым верным доказательством того, что вы правильно подобрали цвет для своего типа, является ваш яркий и свежий внешний вид, поэтому даже если вы научились безошибочно различать холодные и теплые цвета, не поленитесь приложить цвет к своему лицу и взглянуть на себя в зеркало.

Если на фоне выбранного вами цветa, ваше лицо выглядит лучше, чем без него, - то смело приобретайте понравившуюся вещь. Если же положительный эффект незаметен или, если в новом цвете вы выглядите хуже, чем без него - то этой вещи нет места в вашем гардеробе.

Наш мир никогда не был монохромным, в нем заключено огромное количество тонов и цветовых переходов. Специалисты утверждают, что человек может различить примерно два процента оттенков от того, что доступно глазам птиц и некоторых насекомых. Вместо устаревшей и несовершенной системы разложения белого света на семь базовых цветовых полос художники, дизайнеры и визажисты разработали свою таблицу теплых и холодных цветов, потому что для живописи и колористики энергетика восприятия, тон и оттенки давно стали важнее, чем сам цвет.

Зачем нужна таблица цветов

Если быть точным, то семь базовых, фундаментальных цветов в природе существуют только в нашем восприятии для нашего зрения. Колористика реально доказала, что для человеческого глаза существуют только три базовых цветовых составляющих - желтый, красный и синий, плюс дополнительный белый. Из этих трех составляющих может быть получен любой цвет или оттенок, а теплым или холодным его может сделать добавка более или менее горячего, чем фоновый цвет.

В колористке существует четкое деление цветов на три группы:

  • К теплым тонам относят желтый, красный и оранжевый;
  • В группу холодных включают синий, голубой, фиолетовый;
  • Зеленый могут в равной степени относить одновременно к теплым и к холодным, но, по мнению специалистов, зеленый колер является родственником белого цвета, то есть, полностью равновесным.

К сведению! Такое деление на теплый и холодный является достаточно условным, проще было бы использовать понятие свободной энергии. Но проблема состоит в том, что оттенки теплого и холодного содержания необходимо систематизировать и, главное, подбирать по совместимости, исходя из восприятия человека, а не на основе данных приборов.

У человека нет дополнительных органов чувств, с помощью которых можно было бы попробовать оттенок «на зуб», осталось только рецепторное ощущение тепла и холода, которое мы и пытаемся использовать при классификации на холодную и горячую основы.

Использование таблицы холодных и теплых цветов

Практическое применение градации на холодные и теплые цвета основывается отчасти на психологии человека на основании нескольких правил взаимного влияния:

  1. Определение «холодный» или «теплый» происходит только на основании собственного психологического опыта и стереотипа человека. Так, например, белый и голубой ассоциируются со льдом и снегом, поэтому их комбинация может признаваться холодной;
  2. Контактирование на одном цветовом поле двух зон выраженного теплого и холодного цвета взаимное равновесное влияние. Например, при контакте синего и красного цветов первый становится мягче, теплее, второй эмоционально становится пронзительнее и жестче;
  3. Смешение цветовых основ между собой с добавлением белого позволяет управлять зрительной температурой цвета.

К сведению! Таблица с помощью последних двух пунктов пытается описать механизм, как можно сделать восприятие оттенка более теплым или холодным, так как ассоциативный метод не дает 100% результат.

Та же комбинация белого с голубым у разных людей может вызывать абсолютно разные ассоциации. Для одних это холодный голубой лед и снег, для других это раскаленное голубое небо вокруг белого солнца. Поэтому от психологии перешли к температуре цветовой матрицы.

Как изменять температуру цвета

Проще всего проиллюстрировать эффект изменения температуры цвета на трех наиболее важных для нас цветах, желтом, зеленом и красном.

Для теплого желтого цвета увеличить температуру можно только добавлением оттенков с более низкой энергетикой, например, красного, как в таблице.

К более теплым, чем базовый желтый, относят, например, медово-желтый, цвет одуванчика или подсолнуха.

Для перехода в более холодные тона добавляют зеленый или голубой.

Красный цвет энергетически более теплый, чем желтый, поэтому управлять его температурой сложнее. Градация энергетики разных оттенков красного воспринимается сложнее всего.

Чтобы сделать красный цвет более холодным, приходится сдвигать его фон в сторону фиолетового с помощью добавки синего и серого.

Утепление красного выполнить намного проще с помощью добавки желтого.

Зеленый цвет изменяется по температурному насыщению значительно проще, так как он может быть получен смешением двух компонентов с разной температурой - желтого и голубого. Процедура придания необходимой энергетики фактически сводится к усилению одной из цветовых составляющих.