Технология изготовления деревянных изделий. Процесс производства столярных изделий

Рководитель: Жбанов А.С., руководитель творческого объединения "Художественная резьба по дереву"

Пояснительная записка

Цель проекта : Изготовление декоративной тарелки из дерева.

Задачи:

Обрести более глубокие знания об истории деревянной посуды, совершенствовать навыки в резьбе по дереву, развивать творческие способности.

1.Обоснование выбора проекта

Мне давно хочется, чтобы у нас на кухне появилось что то-подобное и радовало глаз хозяйки кухни – моей мамы. Она очень любит изделия, сделанные своими руками. Пусть мое изделие станет началом моих дальнейших достижений в мастерстве декоративно-прикладного творчества!

2.Историческая справка по теме

Первым материалом, обработку которого освоил человек, является древесина. Именно из дерева делались первые орудия труда, строились жилища, деревянные городки и даже крепости. Дерево также хорошо шло на изготовление посуды и других предметов домашнего обихода. Археологические раскопки показывают, что человек уже в 8 веке до нашей эры пользовался деревянной утварью, при этом отмечается, что была даже декоративная резьба на посуде.

На Руси деревянную посуду делали в основном из лиственных пород древесины. Наибольшее распространение имели деревянная кружка, стакан, ведро, лохань, деревянный бочонок и другие. Они изготавливались разными методами: долбление, вырезание, точение. И, конечно же, бондарное производство. Свое мастерство и секреты ремесленники передавали из поколения в поколение, они всегда пользовались уважением среди жителей городов и деревень.

Самыми распространенными на кухне были деревянные ложки и миски разных видов: для салатов, супа, рыбы, десерта, горчицы и т.д. Деревянную тарелку в то время называли ставцем. По размеру тарелки были различные, внешне напоминали чашу с плоским дном, были виды с рукоятями.

Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.

3.При изготовлении изделия учитывается

  • Экономичность- заключается в том, что доски небольшого размера можно найти среди отходов производства.
  • Экологичность- при изготовлении изделия применяется экологически чистый материал (Липа)
  • Универсальность- изделие можно использовать не только по прямому назначению, но и как украшение интерьера.
  • Конструктивность- изделие должно быть удобным и прочным.
  • Эстетичность- изделие должно быть красивым.
  • Технология изготовления- технология изготовления довольна проста. Некоторые операции делаются с помощью электроинструментов.

4.Инструменты материалы:
1.Деревянная доска (липа)
2. Лобзик
3.Резцы по дереву.
4.Наждачная бумага

5.Последовательность выполнения изделия

1.Нанесем нужный рисунок на доску. Мы привыкли видеть тарелки круглой формы. Будет интересней, если мы немного пофантазируем и изменим ее.

Воспользуемся лобзиком электрическим, либо ручным. Пиление производить только под присмотром учителя, соблюдая технику безопасности. Основное правило: пиление производить плавно, без рывков, надежно закрепив заготовку. Обработаем наждачной бумагой и нанесем рисунок

2.Вырезаем угловым резцом, соблюдая технику безопасности. Треугольники вырезаем в технике геометрической резьбы.

3.Углубление начинаем вырезать по всему полукруглым резцом по кругу овала, постепенно прибавляем глубину

4.«Сглаживаем» канавки и поработаем наждачной бумагой.
5.Придадим «благородный» тон. Для увеличения срока службы подобные изделия пропитывают горячим льняным маслом. Мы же затонируем обыкновенным крепким чаем.

После полного высыхания отшлифуем «мелкой» наждачной бумагой.

На праздничном столе будет выглядеть совсем неплохо! Обратная сторона тарелки может послужить в роли разделочной доски, либо для подставки под горячее.

Экономические расчеты

Самооценка выполненной работы

В наши дни, когда товары промышленного производства заполнили наш быт, я предлагаю сделать нужные нам вещи своими руками, внеся элементы творчества и индивидуальности в окружающий нас мир. Именно это я старался продемонстрировать сегодня. При работе я проявил фантазию, творчество, а самое главное, получил огромное удовольствие.

Создать деревянные изделия - мебель или токарную деревянную посуду, игрушки или декоративные вазы - может только мастер, хорошо знающий природные особенности дерева, виды лесоматериалов, их возможности, знающий технологию обработки дерева. Непростое это дело, но оно приносит большое творческое удовлетворение и уважение живущих рядом людей. Лесоматериалы по способу обработки делятся на несколько видов: круглые, колотые и пиленые. Круглые лесоматериалы представляют собой отпиленные от корневой части, очищенные от сучьев, часто и от коры отрезки ствола разной толщины, круглые в сечении, которые получают поперечным делением (распилом). Процесс этот называется раскряжевкой. Кряжи - это круглые деловые отрезки ствола от нижней комлевой части, которые могут служить сырьем для пиломатериалов, а также используются для скульптуры или объемной резьбы. Кряжи делят на еще более мелкие отрезки - чурбаки и полена. Колотые лесоматериалы получают путем раскола поленьев и других древесных материалов вдоль волокон на плахи. Пиленые материалы получают при продольной и последующей поперечной распиловке бревен. По форме и размерам поперечного сечения пиломатериалы делятся на брусья, бруски, доски, пластины, четвертины и горбыль. Они являются весьма дорогостоящим продуктом деревообработки, так как при переработке выход продукции составляет лишь 65%, а остальные - 35 % - отходы в виде горбыля (14%), опилок (12%), обрезок, мелочи (9%).

Брус - пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм. Брусья, спиленные с двух противоположных сторон, называются двухкантными, спиленные с четырех сторон - четырехкантными.

Бруски - обрезной пиломатериал толщиной до 100 мм, шириной не более двойной толщины. Брусья, спиленные с двух противоположных сторон, называются двухкатными, спиленные с четырех сторон - четырехкатными.

Доски - обрезной пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.

Пластина получается от продольного распиливания бревна на две половины.

Четвертина - распил бревна по двум взаимно перпендикулярным диаметрам на 4 части.

Горбыль - срезанная при распиловке боковая часть бревна.

Доски и бруски являются основным материалом для резьбы. Надо сказать, что все доски, которые получаются при распиловке даже одного бревна (ствола дерева) неодинаковы по структуре и отличаются по качеству. По местоположению в бревне (по отношению к продольной оси) различают сердцевинные, центральные, боковые доски и горбыль.

Плиты из волокна средней плотности МДФ - это волокнистые плиты однородной толщины вырабатываются из предназначенного на вырубку леса и отходов (обрезков) деревообработки, которые перемалывают до небольших кубиков (чипсов), подвергают обработке паром под высоким давлением и, впоследствии, подают на вращающиеся диски дефибрёра (тёрочной машины). Весь протираемый и свойлачиваемый материал сразу поступает на просушку и последующую склейку. Самой сильной стороной этого материала является исключительно благоприятное соотношение между твёрдостью и толщиной: листы из МДФ могут быть от 4 до 22 мм. В последнее время стали появляться дверные блоки с коробами и наличниками из МДФ, покрытые шпоном ценных пород древесины или достаточно новым материалом - синтетическим шпоном "ламинатином", во много раз превышающим своего натурального "родственника" по многим показателям и прежде всего по износостойкости.

Листельная (реечно-наборная древесина) - это древесный полуфабрикат, он изготавливается путём склеивания листелей (реек) из высушенной сосны или тополя, учитывая разнонаправленность волокон древесины соседних брусков для лучшей стабильности всего блока.

Древесностружечная плита ДСП - это панели однородной толщины, состоящие из фрагментов древесины (стружки), смешанных со связующим материалом, имеющим в своей основе синтетические смолы, и получаемые путём прессования.

Фанера - сложный древесный материал с однонаправленной или перекрестной структурой. Фанера, склеенная из трех и более слоев шпона с наружными слоями из шпона лиственных пород древесины (ГОСТ 3916.1) или хвойных (ГОСТ 3916.2), изготавливается следующих марок: ФСФ - фанера повышенной водостойкости; ФК - фанера водостойкая; ФБА - фанера не водостойкая (ФБА - только по ГОСТ 3916.1).

Шпон изготавливается из лиственных и хвойных пород древесины. Строганный шпон (ГОСТ 2977) получается путем строгания древесины на фанерострогальных станках и предназначается в качестве облицовочного материала для изделий из древесины.

Щиты изготовляют из реек древесины хвойных, мягких лиственных пород и березы. Рейки изготовляют из пиломатериалов 3-го и 4-го сорта по ГОСТ 8486 и 3-го сорта по ГОСТ 2695. Итак, мы описали виды лесоматериалов, также описали способы их получения. Далее представляется целесообразным представить процесс ручной обработки древесины в школе.

Выбор породы древесины для обработки обусловлен назначением изделия и его формой , и ожидаемым внешним видом. Для изготовления детской скамейки был использован следующий материал: сосновая доска. Сосна имеет древесину красивого коричневато-серого цвета с разнообразным рисунком. Хорошо обрабатывается, полируется. Поэтому для изготовления детской скамейки мы возьмем сосновую доску длиной 1200 мм и сечением 180 - 200; 20 - 25 мм; круглый стержень 12 мм; гвозди 60 мм.

>>Технология: Этапы создания изделий из древесины

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов.
Прежде всего надо заранее продумать, из каких, материалов вудм состоять изделие, какие инструменты и приспособления иужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте возможно изготовить изделие.
Не следует спешить приступать сразу к изготовлению изделия. Иначе можно превратить его в брак - ненужную продукцию. Не зря есть поговорка: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь».
Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа . Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Заготовкой называют определенных размеров материал, из которого делается деталь. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают ее, превращая в готовое изделие.
Изделия могут состоять из одной или нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.
Соединенные детали в изделии называют сборочной единицей. Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц.
Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг к другу и соединить между собой. Соединение деталей в изделие называют сборкой.
Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.
Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие описывается в специальных маршрутных инструкционных и технологических картах.
Обработку деталей осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках.Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие .
Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических операций.

Операцией называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте или на одном станке. Например, операциями будут являться: выпиливание заготовки на столярном верстаке, сверление в ней отверстий на сверлильном станке, окраска заготовки в специальном помещении.
Операции состоят из переходов и установив (установок) деталей. Переход выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом. В технологической карте указывается последовательность выполнения операций, установов и переходов, графическое изображение изменяющейся заготовки и применяемые инструменты и приспособления.
В таблице 2 приведена технологическая карта на изготовление кухонной разделочной доски.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Составление технологической карты на изготовление простейшей детали

1. Внимательно изучите чертеж детали, которую вы хотите изготовить.
2. Пользуясь таблицей 2, разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.
3. Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой же детали вашими одноклассниками.

  • Этапы создания изделия, брак, сборка, заготовка, деталь, сборочная единица, переход, операция, установ, технологический процесс, инструкционная и технологическая карты.

1. Перечислите этапы создания изделия из древесины .

2. Что такое брак?

3. Для каких целей служат технологические карты?

4. Что называют деталью, сборочной единицей?

5. Что называют технологической операцией?

А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Изделия созданные в ручную из дерева выражают духовный смысл, по неровной поверхности изделия можно почувствовать движение инструмента мастера. Изделия же, изготовленные на станке с ЧПУ практически идентичны между собой и не несут уже той индивидуальной выразительности.

Есть все основания считать, что совмещение двух способов обработки – ручной и станочной, может объединить высокую эксклюзивность, производительность и качество обработки сложных рельефных и скульптурных изделий из древесины. Замечено, что даже при 5-10% ручной доработке изделия, выполненного на станке с ЧПУ, можно сымитировать ручную резьбу и соответственно повысить эксклюзивность изделия. Станочная обработка позволяет быстро выполнить наиболее сложную и рутинную работу, а ручная доводка – придать изделию оригинальный вид.

Проблема совмещения ручной и станочной обработки при изготовлении изделия в наиболее сложных техниках резьбы по дереву – рельефной и скульптурной раскрыта в данной диссертационной работе после детального изучения и всестороннего сравнения технологий с учетом экономики, производства, эстетики изделийи психологии потребителя.

Для примера, применительно к изделию «Мамонт» (Рис. 1.11) при средней серийности производства, нами получено, что себестоимость изделия, изготовленного по проектной технологии, совмещающей станочную и ручную обработку -наименьшая в сравнении с технологиями независимыми (или полностью ручной обработки, или полной обработки на станке с ЧПУ).

Не случайно некоторые деревообрабатывающие предприятия, изготовляющие эксклюзивную продукцию, начинают переходить на совмещение станочной ЧПУ - обработки с ручной доработкой. Такой подход дает хорошие результаты не только в товарах-сувенирах, но и в оформлении интерьеров, изготовлении лестниц, мебели, дверей и пр. Общие рекомендации по исследованной нами технологии приведены в данной работе – они коснулись всех стадий изготовления, начиная от компьютерного проектирования трехмерной модели прототипа будущего изделия до непосредственного его изготовления на фрезерном станке с ЧПУ.

Рис. 1.11. Скульптурное изделие «Мамонт»: (слева – после обработки на станке с ЧПУ, справа – после ручной доработки, габариты изделия 130 × 100 × 60 мм, сосна)

1.3. ДРУГИЕ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

Расширить технологические возможности изготовления художественных изделий из древесины позволяют дополнительные устройства. Разнообразные конструкции устройств для фрезерования, главным образом, художественных орнаментов, были предложены М.С. Гликиным, позже усовершенствованы и дополнены М. М. Черных, А. И. Пьянковым, В. Я. Крапивкиным, Ю. В. Ложкиным . Конструкции приспособлений, главным образом, применимы к токарному оборудованию и не позволяют выполнять высокохудожественные барельефные изделия или сложные скульптурные композиции. Примеры готовых изделий представлены на рисунке 1.12.


Рис. 1.12. Изделия, получаемые с использованием дополнительных приспособлений к токарным станкам

Для механизации процесса изготовления художественных изделий из древесины, в том числе декоративно-орнаментальных дополнений к мебели и архитектурных деталей интерьера применяются фрезерно-копировальные станки. При помощи такого оборудования можно выполнять различные элементы резьбы – круглые розетки в виде многолепестковых цветов, розетки вихревые, раппортные пояса-фризы с криволинейным волнообразным членением, балясины и даже высоко скульптурные, барельефные и горельефные детали и многое другое.

Принцип работы на таком оборудовании состоит в ручном копировании шаблона образца изделия с одновременным фрезерованием заготовки.

В состав таких станков входит суппорт со шпиндельной головкой, станина, на которой он крепится, рабочий стол с маховиком для его перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях и неподвижный штифт с копирующей головкой, при помощи которого заданный образец или модель могут быть точно повторены и перенесены на другую заготовку. Режущим инструментом служат специальные свёрла или концевые фрезы, укрепляемые на шпинделе. Стол станка устанавливается на нужную высоту в зависимости от толщины заготовки (Рис. 1.13).

Рис. 1.13. Слева - фрезерование барельефа на копировальном станке с пантографом; справа - двухшпиндельный объемно-копировальный фрезерный станок Andreon i

Оператор станка водит штифтом по всем контурам, углублениям и выпуклостям образца, передвигая при этом рабочий стол вверх-вниз; если требуется, то модель можно перебазировать и проводить обработку в другойортогональной плоскости. Шпиндель, соединённый со штифтом, повторяет все его движения, выполняя точную копию модели-образца. Опытный художник-мастер, с хорошим глазомером и точными движениями, может выполнять свои декоративно-орнаментальные композиции непосредственно на станке. В этом случае станок рассматривается как приспособление, которое облегчает труд мастера и увеличивает производительность труда.

Шпиндель станка приводится в движение электромотором, который совершает от 10 до 24 тыс. об/мин, что обеспечивает достаточно высокое качество обрабатываемой поверхности резьбы. Тем не менее, резьба, выполненная на станке, по качеству ниже ручной, поэтому при изготовлении мебели по специальным заказам или при реставрации антикварной необходимо дорабатывать детали и орнаменты вручную.

Копировальный станок с пантографом также применяется на крупных деревообрабатывающих предприятиях. Станки, снабженные пантографами, имеют приспособления для перевода заданного рисунка в другой масштаб (Рис. 1.13). Для такого перевода служит штифт, движущийся по контуру узора. Пантограф переводит рисунок на закреплённую на станке заготовку, соответственно увеличивая или уменьшая его применительно к заданию .

Ведущим мировым предприятием в области разработки и производства фрезерно-копировального оборудования является итальянская фирма Andreoni . Компания производит широкий спектр пантографных режущих станков, как с ручным, так и с автоматическим управлением (Рис. 1.13). Все станки могут фрезеровать не только плоские и изогнутые детали, но и тела вращения. Данное оборудование нашло широкое применение при изготовлении мебели, статуй, художественных накладок, пилястр и других видов художественных изделий из древесины .

Несмотря на все достоинства такого оборудования – имеются и существенные недостатки. На таких станках обработка намного зависит от опыта рабочего, производящего копирование образца. Во время обработки при возможной ошибке возникает человеческий фактор, который может привести к браку продукции не только одной заготовки, а сразу нескольких, если фрезерование ведется на многошпиндельном копировальном станке.

Сложность наладки многошпиндельного оборудования при замене фрез – также существенный недостаток. К тому же постоянно требуется изготовление копиров, что на начальных стадиях отработки техпроцесса требует значительного времени.И главное – на сегодняшний день изготовление изделий при ручном копировании шаблонов, в условиях растущего рынка и роста производственных возможностей оборудования с ЧПУ, становится малоэффективным.

Рассматривая способы изготовления художественных изделийиз древесины, нельзя не отметить технологию точения.

Точение или токарная обработка - одна из основных операций обработки резанием, выполняемая на деревообрабатывающих станках токарной группы, обычно при вращательном движении изделия и поступательном движении резца. На современных деревообрабатывающих предприятиях все чаще применяются не только обычные токарные станки, где обработка ведется в ручную мастером, но и станки токарно-фрезерной группы. Обрабатывающим инструментом такого оборудования является специальная дисковая фреза, либо фреза концевая. Такие станки выполняют обработку автоматизировано по заданной управляющей программе (Рис. 1.14). От оператора требуется только менять заготовку и запускать программу в новом технологическом цикле.

Несмотря на широкое распространение токарного оборудования в производстве, номенклатура выпускаемых изделий обычно ограничивается деталями, представляющими по форме, тела вращения. Именно поэтому токарные станки в большей своей массе используют для изготовления художественных балясин – опорных конструкций перил лестничных маршей (Рис. 1.14).

Рис. 1.14. Токарно-фрезерный станок с ЧПУ «РОБОР» и балясины, изготовленные на нем

Качество поверхности после обработки на токарных станках требует всегда ручного ошкуривания поверхности и снижает общую производительность процесса изготовления. Отметим, что токарно-фрезерное оборудование на сегодняшний день, благодаря разработкам НПФ «СЕМИЛ» г. Ижевск, позволяет выполнять сложные изделия нерегулярной формы, к которым относятся, например, скульптуры. Несмотря на принципиальные различия в типах оборудования, проблемные вопросы, возникающие при обработке скульптур на токарных станках, полностью соответствуют недостаткам обработки на трехкоординатных станках с ЧПУ. О способах их решения пойдет речь во 2-й и 4-й главах.

Помимо выше описанных способов обработки древесины в художественных целях существует ряд технологий, главным образом, влияющих на фактуру поверхности изделия. К ним относится ударно-механическая обработка, которая в свою очередь подразделяется накрацевание или браширование и воздушно-абразивную обработку.

Браширование как процесс обработки щетками разной плотности поверхности древесины с целью получения рельефной текстуры рассмотрена в работах Сергеевой [_].Воздушно-абразивный способ обработки в целях художественного декоририрования поверхности изделия исследован А.В. Поярковым .

Еще одна технология - технология тиснения древесины связана с ее обработкой давлением нагретыми матрицами и пуансонами. Предварительно древесину пропаривают. Дороговизна изготовления штампов и невозможность получения объемных рельефных рисунков при прессовании позволили данной технологии найти лишь широкое применение в изготовлении сувенирных изделий в партиях высокой серийности, например, шкатулках, но не в эксклюзивной продукции под определенный заказ маленькими партиями.

Технология лазерной гравировки древесины, а также выжигание лазером поверхностей по растровым рисункам на сегодняшний день не применимы для получения объемных изображений на древесине.

Последние рассмотренные технологии (броширование, пескоструйная обработка, обработка давлением и лазерная гравировка) не способны выявить объемные барельефные, горельефные или скульптурные формы в массиве древесины. Поэтому мы только лишь упомянем о них как о существующих видах художественной обработки древесины, главным образом, применяющихся для нанесения фактуры и неглубоких рисунков на плоские поверхности изделий из древесины.

1.4. ПРИМЕНЕНИЕ СТАНКОВ С ЧПУ В ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В последние десятилетия рынок производства мебели и художественных изделий из древесины претерпел значительные изменения. Появились новые материалы, технологии и, конечно, оборудование. Возросли требования потребителей не только к качеству выпускаемых изделий, но и к дизайну в целом. Многократно увеличилась конкуренция.

В создавшихся условиях предприятию для успешной деятельности мало найти оптимальных поставщиков продукции, набрать профессиональный штат сотрудников. Крайне необходим парк современных, высокотехнологичных, удобных в эксплуатации станков, которые позволят воплотить идеи дизайнеров в жизнь.

В качестве такого оборудования наиболее широко стали применяться фрезерные трехкоординатные деревообрабатывающие станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Фрезерные деревообрабатывающие станки с ЧПУ предназначены для фрезерования, гравирования и координатного сверления заготовок из древесины, МДФ, ДСП, фанеры и пластиков концевыми фрезами по рабочей программе, составленной на персональном компьютере .

Наиболее широкое применение станки с ЧПУ нашли при производстве деталей мебели, филенчатых дверей, фасадов, карнизов, багета и декоративных накладок. Так же они могут использоваться для изготовления витражей, для криволинейного раскроя заготовок, изготовления художественного паркета, выполнения рельефных работ, в т.ч. резьбы по дереву, для изготовления форм под вакуумную формовку. Сегодня практический каждый станок поддерживают полноценную 3D-обработку при имитации рельефной художественная резьбы по дереву.

Основная функция любого оборудования с ЧПУ - автоматическое и точное управление движением перемещения фрезера. Любой станок с ЧПУ имеет два или более направления для движения, которые называются осями. Причем движение по этим осям осуществляется точно и автоматически.

Станки с ЧПУ оснащают сервомоторами или шаговыми двигателями, которые приводятся в действие системой с ЧПУ, а та в свою очередь в точности исполняет команды управляющей программы. Система ЧПУ, исполняя команды управляющей программы, посылает точное количество импульсов шаговому двигателю – так происходит перемещение фрезера в пространстве по заданной оператором программе .

До недавнего времени управление станков с ЧПУ обеспечивалось за счет их программирования с помощью перфокарт и перфолент. Этот способ был очень трудоемкий для оператора, т.к. любая ошибка в наборе приводила зачастую к переписыванию всей программы заново.

Позже программирование стало возможным в режиме набора т.н. G -кодов, где каждый код соответствует определенной команде перемещения фрезера или выполнения какой-либо операции обработки, например, включение устройств.В начале процесса написания управляющей программы программист определяет позицию нулевой точки программы – начальной точки ее выполнения, например, центр заготовки. Потом программист должен последовательно проинструктировать систему ЧПУ обо всех необходимых операциях по управлению станком по перемещению фрезера по осям Х, У или Z . Ручной набор текста программы используется и по сегодняшний день, но отметим, что и данный вариант программирования требует очень много времени для составления программ обработки художественных изделий и бывает просто экономически не целесообразным.

Современные САМ-системы (Computer Aided Machining – системы автоматизации изготовления) предназначены дляавтоматического создания управляющих программ на основе геометрической информации, подготовленной в CAD-системе (Computer-Aided Design - системы автоматизированного конструирования). Т.е. САМ – система самостоятельно рассчитывает траектории движения фрезы по первоначально подготовленной в CAD-системе трехмерной модели или векторному рисунку.

Главные преимущества, которые получает технолог при взаимодействии с системой, заключаются в наглядности работы, удобстве выбора геометрии, высокой скорости расчетов, возможности проверки и редактирования созданных траекторий .

Современные системы подходят для различных типов оборудования с ЧПУ, позволяют выбирать разные технологии обработки деталей, автоматически оптимизировать техпроцессы изготовления и многое другое. Правильный выбор САМ – системы на производстве позволяет значительно повысить производительность оборудования с ЧПУ.

Трехмерные (3 D ) модели, построенныя в какой-либо CAD -системе или графическом редакторе, являются, по большому счету, уменьшенными прототипами будущего изделия и позволяют ввести коррекцию его формы и детально рассматривать еще на стадии проектирования нВ мониторе компьютера.

В современной промышленности трехмерные модели используются не только для проектирования кинематических цепей машин и механизмов, наглядного моделирования будущих деталей и изделия в целом, но и для непосредственного его изготовления. В большей мере речь идет о использовании оборудования с числовым программным управлением, в частности, фрезерных метало- и деревообрабатывающих станках с ЧПУ с разным числом степеней свободы шпиндельного узла. Применение таких технологий нашло самое широкое распространение и в изготовлении художественных изделий из различных материалов (ювелирные изделия, медали, различные сувениры, элементы мебели, декоративные элементы интерьера и экстерьера помещений, литейные формы и многое др.). [моя статья 3].

Как уже упоминалось, по готовой трехмерной модели современные технологии изготовления скульптурных изделий из древесины на станках с ЧПУ позволяют автоматически создать управляющие программы в CAM -системах.

Траектории движения фрезы при обработке рассчитываются по поверхностям трехмерных моделей, которые создает дизайнер или по моделям, полученным методами трехмерного сканирования с помощью контактных копиров или лазерных дальномеров.

При непосредственном изготовлении выделяют черновую обработку, выполняющую снятиенапуска с заготовки, и чистовую, окончательно доводящую изделие до нужной чистоты поверхности. Чистовая обработка выполняется в несколько раз дольше черновой.

К основным недостаткам использования станков с ЧПУ можно отнести большие капитальные вложения в оборудование, необходимость использования дорогостоящих программных продуктов (особенно CAM -систем), значительное время чистовой обработки, сложность создания трехмерной модели и отсутствие эксклюзивности продукции.

Таким образом, рассмотренные в главе 1 технологии обработки древесины позволяют сделать общий вывод о том, что для изготовления эксклюзивной продукции из древесины в стилях рельефной и скульптурной резьбы по дереву, наиболее подходят традиционная ручная резьба, изготовление изделия на копировальном станке и обработка изделия на деревообрабатывающем станке с ЧПУ. Эти кардинально разные технологические способы обработки имеют ряд преимуществ и недостатков, рассмотренные показатели сведены в таблицу 1.

Проведенные исследования в данной области позволили разработать комбинированный способ изготовления художественных изделий из древесины, который совмещает преимущества станочной и ручной обработки.

Проектная технология предполагает первоначальное черновое фрезерование заготовок на станке с ЧПУ с последующей ручной доработкой. Именно черновая обработка позволяет эффективно выделить из заготовки основные формы объемно-пространственного изделия. При этом чистовая обработка, которая для большинства изделий составляет от 2 до 10 часов машинного времени в зависимости от габаритов изделия, полностью

* В расчетах используются средние данные по России

Стартовые вложения:

от 200 000 ₽

Необходимая площадь:

Сегодня столярные мастерские становятся редкостью, поэтому прежде чем открывать свое дело в этом направлении, стоит всерьез задуматься о том, какие изделия вы сможете предложить рынку.

Столярная мастерская - это бизнес, который может стать не только вашим хобби или средством заработка, но и призванием. Тем самым делом, которое приносит и материальное, и духовное удовлетворение, радуя одновременно душу и карман. Но для такого счастливого сочетания придется очень и очень постараться. В данной статье мы поговорим не о создании крупного столярного цеха, а ограничимся актуальными советами по открытию небольшой мастерской на дому “для одного” с перспективой превратить самозанятость в нечто большее.

Плюсы и минусы столярных мастерских как бизнеса

Преимущества

Недостатки

    столярный бизнес относится к так называемому бизнесу “на земле”: мастерские открываются на собственных участках, в гаражах, сараях и так далее. Вы работаете в домашних условиях, а дома, как говорится, и стены помогают;

    такой материал, как дерево всегда будет востребован даже в эпоху сверхпопулярности пластика. Это натуральный и экологичный материал, который веками ассоциировался у людей с домашним уютом и остается таковым и сейчас. Более того, многие вещи до сих пор невозможно изготовить из чего-то другого, кроме древесины;

    столярный бизнес имеет небольшие затраты относительно многих других видов бизнеса;

    столярное дело подразумевает широкий спектр продукции, которую вы можете производить. А это означает, что вы всегда сможете перестроиться на выпуск других видов деревянных изделий и выбрать новую нишу, если вдруг они станут непопулярными, а условия рынка изменятся;

    столярный бизнес - это определенная свобода в вопросе ценообразования. Деревянные изделия могут стоить как копейки, так и сотни тысяч рублей. Все зависит от вашего уровня мастерства и умения дорого продать свои изделия.

    столярный цех не может существовать без мастера. Это тот вид бизнеса, где потребуется вкладывать себя и все свои силы - полная противоположность современным так называемым способам “пассивного заработка”;

    как и в любом бизнесе “для одного”, все ограничивается вашими физическими силами и временем. Зачастую многие люди, приходя из работы по найму, разочаровываются и понимают, что “бизнес на себя” - это не тогда, когда ты работаешь, когда хочешь, а когда ты работаешь всегда;

    не секрет, что столярные мастерские сегодня - бизнес вымирающий. Виной тому - крупные фабрики, которые выпускают изделия дешевле и представляют их в крупных строительных и мебельных магазинах и гипермаркетах;

    у столярных мастерских на одного мастера обычно не бывает каких-то постоянных и одновременно крупных заказов, поэтому требуется много времени на формирование клиентской базы, выполнение мелких заказов;

    в столярном деле велики риски производственных травм. Отрезанные пальцы и серьезные порезы - явление рядовое;

    финансовая отдача от затраченных усилий в большинстве случаев не оправдывает себя. Большинство одиночных мастерских в силу разных причин (невостребованный ассортимент, неверная политика ценообразования, неумение продавать и находить клиента) не могут выстроить дело таким образом, чтобы оно приносило им постоянный и высокий заработок.

Первое, из чего стоит исходить в столярном бизнесе, это наличие рук и желание этими руками что-то создавать. Люди, которые собираются открыть столярную мастерскую, а тем более, зарабатывать на этом, основное внимание должны уделять совершенствованию мастерства. Но прежде чем всерьез приступать к вопросам обустройства помещения и оснащения его оборудованием, нужно хотя бы в общих чертах разобраться с текущей ситуацией на рынке. Подход к столярному делу как к бизнесу отличает от подхода к нему как к хобби три вещи. Это рациональный и глубоко продуманный подход к выбору специализации, к качеству работ и к способам продвижения.

Первое, с чего следует начать, так это с вопроса о том, что именно вы будете производить. Дерево - это материал с бесконечным количеством способов применения. Для начала посмотрите, на чем сегодня специализируются небольшие столярные мастерские, то есть ваши будущие конкуренты, и как у них идут дела.

Относительно выбора ассортимента у столярных мастерских обычно есть два пути: широкая специализация либо узкая специализация. В первом случае упор идет на количество (больше клиентов, больше ассортимент, больше выбора), во втором - на качество (узкий ассортимент, высокое качество исполнения, узкая аудитория). Иными словами, если вы научитесь создавать много разных товаров из дерева, вы сможете предложить их большему количеству людей, а сосредоточившись на одном-двух товарах, вам будет легче совершенствовать свое мастерство и создавать эксклюзивные товары.

Какие товары могут производить столярные мастерские:

    Двери/окна . Самое очевидное решение для столярной мастерской - создавать двери и оконные блоки, которые нужны всем, и дополнительно зарабатывать на их монтаже. Проблема заключается в том, что двери и окна давно и активно “штампуются” крупными производителями, а рынок сегодня сильно насыщен. Конкурировать с фабриками столярным мастерским в большинстве случаев бесполезно. Цена на эти изделия у них все равно будет дешевле, а чем либо удивить заказчика стало сложно.


    Лестницы . Лестницы дают больше простора для творческой мысли. В отличие от дверей и окон, у столярной мастерской, которая специализируется на лестницах, есть возможность предложить и оригинальные размеры, и необычные формы, и нерядовые породы, и неповторимое исполнение в целом. Однако на рынке уже действует много компаний, которые создают лестницы и достигли высокого уровня мастерства в своем деле, и догонять их с нуля будет очень тяжело.


    Мебель . С мебелью ситуация примерно та же, что и с первыми двумя категориями. Сейчас на рынке существует огромное количество мебели на любой вкус и кошелек. Благодаря таким гипермаркетам как Castorama, Леруа Мерлен, Ikea мебель становится все более доступным и массовым товаром. Однако, даже то разнообразие, которое есть на рынке, оставляет много возможностей для создания эксклюзивного ассортимента, который не найти в магазинах. Небольшой мастерской можно делать ставку на оригинальный ассортимент, предлагая столы, стулья, комоды, шкафы, кресла и прочее из дорогих видов древесины и с необычным дизайном.


    Мелкие товары. Эта широкая категория товаров, которую объединяет одно качество - размер. Здесь имеются в виду и сувенирные товары, и всевозможные подарочные кухонные наборы с разделочными досками, лопаточками и скалками, и рамки с багетами, и настольные игры, деревянные игрушки (необычные идеи деревянных игрушек можно посмотреть ) и так далее. Если, скажем, в ювелирном деле, размер не имеет значения, то в столярном все обстоит иначе. Даже за авторское деревянное изделие из дорогой древесины большого дохода не выручишь, так как цена в 1500-2000 рублей будет казаться покупателю чрезмерно завышенной. У рядового потребителя всегда будет альтернатива в виде пластикового изделия ценой в 5-10 раз дешевле. Ценителей же оригинального искусства всегда придется добывать с большим трудом. Поэтому перед тем, как решаться на производство деревянных игрушек, трубок, солонок, пепельниц, разделочных или пряничных досок и прочего, подумайте о том, сможете ли вы регулярно производить и продавать хотя бы 50 таких маленьких изделий, чтобы получать за них хотя бы 50 тыс. рублей. Либо лучше за это же время сделать один комод и реализовать его за эти же деньги?


Как лучше сегодня позиционировать свою продукцию

Второй вопрос, о котором тоже лучше задуматься заранее, это вопрос уникального торгового предложения и вопрос качества. Чтобы ваша продукция отличалась от того, что предлагает массмаркет, в первую очередь уделите внимание материалу. Во-первых, какое именно дерево это будет? Какие цвета и какие расходники вы будете использовать? Какой будет дизайн у ваших изделий?


*по данным Яндекс Wordstat на 12.09.2018

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

Если говорить о сегменте мебели, то согласно поисковым запросам, самой востребованной древесиной для нее является сосна. По популярности она почти в пять раз опережает дуб. В то же время опытные столяры и плотники советуют не сильно обольщаться сосной. Во-первых, хорошо высушенную сосну найти трудно. Свойства этой древесины таковы, что она трудно поддается качественной окраске, оставляет много грязи на инструментах, а как следствие, приводит к издержкам.


*по данным Яндекс Wordstat на 11.09.2018.

Во-вторых, изделия из самой ходовой древесины имеют и соответствующую своей массовости цену. Скажем, мебель из тика будет стоить в несколько раз дороже мебели из сосны. То есть, выбрав необычный материал, вы сможете значительно увеличить прибыльную составляющую, которая закладывается в цену готового изделия.

Так или иначе качество вашей мебельной продукции будет зависеть от комплектующих. Работать можно по пути максимального сокращения издержек, приобретая дешевые комплектующие из Китая, либо отдавать предпочтения более дорогим, но надежным поставщикам фурнитуры. Признанными лидерами по качеству фурнитуры считаются австрийские, немецкие и итальянские производители фурнитуры, имеющие представительства в России и активно продвигающие свою продукцию.

Представители столярного бизнеса все больше становятся сторонниками того, что сегодня продукцию ручной работы нужно позиционировать дорого. Ситуация на рынке диаметрально изменилась. Если раньше все, что производилось столярами покупалось с руками и ногами, а на столярные работы был постоянный спрос, то сейчас для выживания работать на качество, а не на количество. Как и во многих других сферах бизнеса, современным столярам все больше требуется осваивать продажи и маркетинг.


*по данным сервиса Google Trends

Особенность столярного бизнеса в том, что никто точно не скажет вам, какую цену следует назначать за стол, стул или тумбочку, потому что средних расценок в столярном бизнесе не бывает. Современный подход такой: вы считаете цену затраченного материала, красок, лаков и комплектующих, и затем умножаете полученное в несколько раз. А во сколько именно, уже зависит от того, насколько дорого мастер себя позиционирует и от уровня его мастерства. Как правило, наценка в 100% себя не оправдывает, сегодня за ручной труд можно и нужно назначать гораздо большую цену.

Какое помещение нужно для столярного цеха

Вернемся к более традиционным вопросам, касающимся непосредственно открытия мастерской. Для размещения небольшого столярного цеха лучше всего подойдет помещение площадью 50-60 кв. метров. Аренда такого помещения будет обходиться примерно в 20 тыс. рублей в месяц.

Средняя арендная плата за съем производственных помещений в России, руб.*

Помещения 50-60 кв. м

Помещения 70-80 кв. м.

*по данным анализа объявлений Avito на 12.09.2018

Понятное дело, аренду могут себе позволить не все, особенно на старте. Поэтому чаще всего столярные мастерские открывают на дому, используя для этих целей сараи, гаражи или подвалы.

Готовые идеи для вашего бизнеса

При выборе площади прежде всего нужно учитывать длину помещения. Если вы будете заниматься изготовлением дверных и оконных рам, то длина помещения должно быть никак не менее четырех метров. Внутри мастерской должно быть тепло и сухо, поскольку древесина боится влаги. Обустраивая помещение, не забудьте о том, что вам нужны ровные полы, так как станки должны быть устойчиво установлены.

Для бесперебойной работы желательно снабдить помещение мастерской трехфазным электричеством. В том случае, если помещение для мастерской построено из дерева, проводка должна быть уложена в провода или гофротрубы, а розетки и оборудование должны быть заземлены.

Если цех будет расположен вблизи от жилья, позаботьтесь о звукоизоляции стен и двери. Желательно, чтобы окна выходили в ту сторону, где нет жилых домов. Также необходимо соблюсти требования по пожарной безопасности. Внутренняя обшивка столярок обычно обрабатывается антипиренами, которые препятствуют возгоранию. Желательно иметь в здании порошковый огнетушитель или, хотя бы, ведро с песком на случай воспламенения электроприборов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Во многих мастерских не уделяется особого внимания вентиляции. Однако без притока свежего воздуха в цех вы обречены на постоянное вдыхание древесной пыли. А это грозит определенными проблемами со здоровьем, о которых вы можете легко узнать из интернета.


Какое оборудование нужно для столярного цеха

Вопрос оборудования - один из самых сложных в планировании столярной мастерской. Стоит иметь в виду, что какого-то универсального и общепринятого перечня для столярной мастерской не существует. Выбор оборудования зависит от большого числа переменных: от того, что именно производится в мастерской, от площади помещения, объемов производства, опыта мастера и так далее.

Поэтому, есть у вас есть только желание создавать деревянные изделия, скажем, собственную мебель, и имеется только опыт изготовления простых изделий, для которых не требуется никаких специальных инструментов (столов, простых полок, табуретов и т.д.). В таком случае начинать следует не с покупки серьезных агрегатов и станков, о назначении которых вы пока не имеете четкого представления, а с приобретения самого базового набора. Условно его можно разделить на четыре группы.

Минимальный базовый набор инструментов, который позволит создавать простую мебель

Ручной инструмент

Оснастка и расходные материалы

Измерительные приборы

Электроинструмент

Пила по дереву и металлу ручная

Рулетка на 3-5 метров

Шуруповерт

Фуганки и рубанки ручные

Струбцины зажимные

Линейка металлическая 50-100 см

Ударная дрель

Киянка с резиновым или деревянным бойком

Сверла Форстнера для сверления несквозных отверстий с плоским дном

Угольник металлический, сторона 30 см.

Электролобзик

Молоток-гвоздодер

Сверла по металлу диаметром от 2 до 10 мм с шагом 0,5 до 1 мм

Уровень 50-60 см

Ленточная шлифмашина

Стамески по дереву (набор)

Сверла по дереву диаметром от 2 до 12 мм



Отвертки прямые и крестовые (набор)

Сверла с твердосплавным наконечником

Степлер мебельный

Биты для шуруповерта (набор)

Плоскогубцы

Маркер или карандаш

Нож сапожный


Ключ разводной

Если не тратиться на покупку верстака, а собрать его вручную, то для покупки такого набора хватит 30-40 тыс. рублей. При более же широком размахе шуруповертами и электролобзиками, разумеется, уже не обойтись, список существенно расширится, а на оснащение цеха уйдет не менее 200 тыс. рублей, с покупкой хорошего фрезерного станка - более 300 тыс. рублей.

Примерный перечень оборудования для небольшого столярного цеха

Вот несколько принципов относительно приобретения и использования оборудования, которых советуют придерживаться владельцы столярных цехов:

    Цена оборудования должна соответствовать уровню развития вашего бизнеса . Многие мастера без опыта испытывают соблазн потратить средства на неоправданно дорогое оборудование, которое не соответствует уровню развития их дела и потребностям, а также не дает каких-либо существенных преимуществ по скорости/качеству. Необходимо помнить о том, что дорогое оборудование элитных марок всегда менее ликвидно, чем дешевое и “народное”. Оно и более дорого в обслуживании, и сложнее продается. Поэтому для начала лучше обойтись самыми проверенными аппаратами. К примеру, если ваши изделия не имеют большой длины, так называемого погонажа, нет большого смысла обязательно приобретать фрезерный станок за 100 тыс. рублей и дороже. Для начала лучше обойтись ручным фрезером, который сможет делать практически то же самое, но будет стоить в несколько раз дешевле.

    Стремитесь к универсальности оборудования . Не следует без нужды раскошеливаться на те виды оборудования, которые можно заменить или которые будут простаивать просто так. Например, тратиться на погружную пилу с направляющей шиной, когда существуют более дешевые и универсальные циркулярные столы. Даже если вам требуется распустить лист - легче и быстрее воспользоваться услугами фирм, владеющих форматно-раскроечными станками, которые могут по низкой цене и с более высоким качеством распустить лист.

    Приобретайте новое оборудование постепенно или с крупных заказов . Разумнее всего задумываться о приобретении нового оборудования по мере роста мастерства и после крупных заказов. В остальное время следует стараться постепенно откладывать небольшую долю прибыли на амортизационные расходы, и уже из них приобретать новые станки.

    Соблюдайте принципы приоритета при расстановке оборудования . Если сверлильные и токарные станки размещаются вблизи от верстака, то шлифовальные аппараты размещают на некотором удалении от рабочего места. Кроме того, у хорошего мастера все всегда должно быть под рукой, поэтому у верстака обычно располагаются тумбы, стеллажи и навесные полки.

    Не забывайте о технике безопасности. Каким бы безопасным и знакомым не казался процесс работы, имейте поблизости аптечку с набором первой помощи. Также используйте защитные очки, плотную одежду. Работайте с застегнутыми рукавами, если волосы длинные - прячьте их в головной убор.

    Не устраивайте нагромождения. При обустройстве помещения держите в уме докупку новых станков в перспективе. В идеале свободное пространство должно вдвое превосходить место под станки. Отсутствие места может нарушить технологический процесс. К рабочей плоскости должен иметься подход с нескольких сторон. Также не стоит превращать помещение в склад: дерево должно идти в оборот, а не валяться по углам.



Нужно ли нанимать работников в столярный цех

На начальном этапе, пока объемы невелики, мастеру проще и быстрее действовать одному. Однако это не означает, что никакая наемная сила вам ни разу не пригодится. Столярам обычно требуются помощники для черновой работы или подмастерья. Они могут носить доски, фуговать, убирать стружки и мусор либо выполнять другие несложные обязанности. В качестве рабочей силы обычно используются подростки, которые ищут подработку летом или молодежь.

Стоит отметить, что столяры с опытом обычно не спешат выращивать себе полноценную замену. И их опасения понятны: велик риск вырастить из ученика своего конкурента, который может перетянуть себе клиентов. Поэтому часто дело ограничивается подсобными рабочими с договорной оплатой труда.

Обратите внимание на то, что средняя зарплата столяра в России на момент написания статьи составляет около 38 тыс. рублей, в Москве и Санкт-Петербурге - около 54,5 тыс. рублей. Поэтому если вы точно уверены, что чистый доход не будет сильно отличаться от этих цифр, еще раз задумайтесь о целесообразности открытия своей мастерской. Сегодня слово “бизнес” очень популярно, но при таких низких оборотах работа по найму будет иметь гораздо больше плюсов по сравнению с самостоятельным плаванием. В таком случае разумнее продолжать заниматься производством деревянных изделий в формате подработки и хобби, постепенно нарабатывая опыт и клиентскую базу.

Средний уровень зарплат по профессиям “столяр/плотник”, “помощник столяра/плотника”, руб.

*по данным объявлений на сайте Avito 12.09.2018

Если же вас посетила идея открыть столярную мастерскую, но при этом работать в ней сами вы не собираетесь, то шансов найти свободного столяра, который будет работать для вас, близки к нулю. Все мастера с опытом, как правило, пристроены и имеют хороший доход, а мастера “похуже и подешевле” часто злоупотребляют алкоголем либо имеют опыт пребывания в местах не столь отдаленных и, скажем так, потеряны для общества. В таком случае вам будет проще и рациональнее размещать свои заказы у действующих мастерских и оплачивать их работу, а затем заниматься реализацией готовой продукции.

Способы реализации и продвижения столярной продукции

Не секрет, что традиционные форматы столярных мастерских в вопросе продаж сегодня находятся в явном проигрыше. Как правило, располагаются они на окраинах городов и в промышленных зонах, где их деятельность никто не видит, а владельцам, сумевшим найти какую-то постоянную клиентуру, не всегда есть дело до продвижения и современных способов коммуникации с аудиторией.

А тем временем, какими-бы ужасами и экономическими кризисами через СМИ нас не пугали со всех сторон, количество целевой аудитории, которая может приносить столярным мастерским хороший доход, постепенно растет. Обратите внимание на темпы загородного строительства, появление новых коттеджных поселков, людей, которые заинтересованы в покупке садовой мебели и качественных деревянных изделиях для дома. Эти люди хотят обустроить свои дома с максимальным комфортом и сделать их уникальными одновременно. Поэтому хорошо, если ваша мастерская будет располагаться на виду у целевой аудитории и отпечатываться у нее ее памяти. В мастерскую не просто должно быть удобно добираться, люди должны видеть то, что вы делаете. Удачное расположение будет помогать в развитии и достижения эффекта “сарафанного радио”. По опыту мастеров, человек, посетивший мастерскую вживую почти на 100% становится ее клиентом.

В идеале владелец мастерской должен постараться забросить максимальное количество “удочек” во все каналы, которые могут способствовать росту продаж.

Способы выхода на клиентов:

Если одни способы выхода на клиентов довольно пассивны (например, публикация объявлений) и требуют разовых усилий (создание сайта-визитки), то для других, например, социальных сетей, потребуется постоянное поддержание и время. Поэтому будет хорошо, если вы обзаведетесь помощником, который будет контролировать эти вопросы. Затратными пунктами на продвижение также могут стать выставочные образцы для презентаций и выставок, заказные фотографии готовых изделий, распечатка расходной рекламной продукции, например, визиток.


Как открыть реставрационную мастерскую

Полный комплект всего оборудования для организации реставрационной мастерской обойдётся в сумму порядка трёх миллионов рублей. Можно сокращать стоимость вложений, исключая из перечня предлагаемых услу...