Включение стандартов worldskills в рабочие программы. Внедрение стандартов worldskills и профессионального стандарта в программу подготовки специалистов среднего звена по специальности «дошкольное образование

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ WORLDSKILLS .

Н.А. Плешивцева

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий».

Адрес сайта: бтпит.рф

Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не только на консервацию системы, но и на её эффективное обновление. Просто сохранять даже то, что когда-то было лучшим в мире, значит, заведомо остановить процесс развития и предопределить отставание.

Правительством Российской Федерации принята Стратегия, в соответствии с которой образованию отводится важная роль. Так, система образования призвана принять активное участие:

В создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

В укреплении демократического правового государства и развитии гражданского общества;

В кадровом обеспечении динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

В утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

В поручениях Президента Российской Федерации четко определена задача по актуализации ФГОС и образовательных программ с учётом профессиональных стандартов. На сегодняшний день сформирована правовая база профессиональных стандартов, разработаны методические материалы по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт и, его обновление на основе лучших практик международных и национальных чемпионатов движения WS, позволит внедрять в деятельность данных специалистов новейшие способы и технологии работы, пропагандировать творческий характер этого высокотехнологичного вида профессиональной деятельности.

Системообразующим компонентом ФГОС СПО является характеристика профессиональной деятельности и требования к результатам деятельности образовательного процесса. Модульное построение образовательного процесса даст возможность обновления или замены конкретных модулей при изменении требований в соответствии с международными установками.

Миссия движения WorldSkills - популяризация среднего профессионального образования в России. Его главная проблема заключается в том, что у нас много теории и очень мало практики. Исчезло понятие (наставничество). А вот за рубежом каждый студент имеет наставника на производстве, передает ему свой опыт и знания. Крупным компаниям сейчас нужны не столько инженеры, а сколько рабочие руки. А вот ребята, прошедшие через WorldSkills, могут спокойно найти работу в любой стране.

Для профессии 19. 01.17. «Повар, кондитер» необходима реализация образовательных модулей WSI.

Из полученного опыта эксперта в «I Региональный чемпионат Воронежской области WorldSkills 2014 г.» по компетенции «Кондитерское дело», сделала вывод: о необходимости реализации образовательных модулей с учетом практики WSI. Источниками для разработки образовательных модулей WSI для меня стали документы (техническое описание конкурсного задания, инфраструктурный лист, конкурсное задание, критерии оценивания).

При разработке основной профессиональной образовательной программы на основе профессиональных стандартов я провела сравнительный анализ конкурсных заданий по стандартам WSI и профессиональным модулям ФГОС. В профессиональных стандартах WSI трудовые функции представлены намного шире, чем виды профессиональной деятельности во ФГОС, поэтому при разработке ППКРС внесла некоторые дополнительные разделы в профессиональные модули.

Конкурсное задание WorldSkills 2014 по компетенции «Кондитерское дело» включало в себя приготовление торта и оформлением его композицией из шоколада, мною были внесены изменения в рабочую программу по ПМ 08 «Хлебобулочные, мучные и кондитерские изделия» на 2015-2016 учебный год.

В учебную практику УП 08 «Овладение приемами и навыками при приготовлении хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий» ввела раздел « Технология темперирования шоколада и изготовление фигур из него». Что позволяет студентам комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для создания гармоничных кондитерских и шоколадных изделий.

Конкурсным заданием во ΙΙ Воронежском региональном чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills 2015 года по компетенции «Поварское дело» выполняли:

Приготовление вегетарианских фуршетных минизакусок (ово-лакто);

Приготовление горячей закуски, содержащей фаршированную пасту собственного приготовления;

Овощной гарнир - нарезка «Turned »;

Шоколадный брауни, как часть десерта.

Планирую внести изменения в рабочую программу по учебной практике на 2016 -2017 учебный год.

В учебную практику УП 01 «Овладение приемами и навыками при приготовлении блюд и гарниров из овощей и грибов» ввести раздел «Современные формы нарезки (turned )».

В учебную практику УП 06 «Овладение приемами и навыками при приготовлении холодных блюд и закусок» ввести раздел «Приготовление и оформление канапе и легких закусок разнообразного ассортимента».

В учебную практику УП 07 «Овладение приемами и навыками при приготовлении сладких блюд и напитков» ввести раздел «Пищевая добавка «изомальт» и работа с ним», а также «Творческий подход к оформлению блюд, напитков и кулинарных изделий, используя подходящие для этого отделочные полуфабрикаты и украшения».

Опыт участия в качестве эксперта в течение двух лет в WorldSkills помог мне модернизировать программу учебной и производственной практик в ФГОС СПО «Повар, кондитер».

Международное движение WorldSkills International стремительно набирает обороты в России. С 2012 года к чемпионату WorldSkills Russia присоединились практически все регионы РФ. 30 декабря 2014 зарегистрировано «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», что послужило ещё одним стимулом для развития профобразования.

На чемпионатах WorldSkills проводятся конкурсы профессионального мастерства с участием студентов и молодых специалистов до 22 лет. Основная цель движения — показать престижность рабочих профессий, дать возможность молодым работникам получить практические навыки и высокую квалификацию, востребованную на современном рынке труда.

Конкурс WorldSkills Russia 2016

В 2016 году, оглядываясь на результаты прошлых лет, заметен положительный результат проделанной работы. Если в 2012 году, в начале зарождения движения в нашей стране, его поддержали только 2 региона, то сейчас к WorldSkills Russia присоединились уже 80. Среди основных достижений движения:

  • проведено 4 Национальных и 156 региональных чемпионатов;
  • более 20 000 студентов и молодых специалистов приняли участие в конкурсах;
  • организовано взаимодействие с 25 000 экспертов;
  • больше 1 000 000 зрителей посетило мероприятия WorldSkills Russia.

Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков говорит:

[Цитата]“...мы наблюдаем резкое увеличение числа родителей, которые отдают своих детей не в вузы, а в колледжи. По стране сегодня это около 42%, а в отдельных регионах, которые являются лидерами WorldSkills, процент ещё выше… 51%.”

Worldskills даёт возможность молодым людям, которые ещё не до конца определились с выбором профессии, по-новому взглянуть на рабочие профессии и в полной мере раскрыть их потенциал.

Стандарты WorldSkills

Соревнования, которые проводятся в рамках движения WorldSkills, направлены на практическую работу участников. Выполнение конкурсных заданий в каждой из компетенций оценивают эксперты, обладающие высоким уровнем знаний в конкретной области. За время существования организации были выработаны высокие стандарты, требующие серьёзной подготовки конкурсантов. Такой подход призван воспитывать востребованных мастеров в условиях активно развивающегося рынка труда. Директор по международной деятельности Союза WorldSkills Russia Алина Досканова считает, что чемпионат WSR способен в корне поменять систему профобразования в России:

[Цитата]“Сегодня стандарты WorldSkills становятся стандартами подготовки кадров. По технологии WorldSkills мы проводим не только чемпионаты, но и демонстрационные экзамены в рамках итоговой государственной аттестации. Мы предлагаем внедрить методики WorldSkills в выпускной экзамен… каждый выпускник будет на деле демонстрировать свои навыки…”

Действительно, практический экзамен намного точнее отражает истинный уровень компетентности молодого специалиста, чем сдача теории. Союз «Ворлдскиллс Россия» продвигает проект регионального стандарта для образовательных учреждений, который уже внедрили 68 образовательных организаций в 13 регионах страны. Главные цели проекта — разработка программ для обучения мастеров и наставников, и адаптация профессий под актуальные запросы работодателей.

Молодые профессионалы WorldSkills Russia 2016

С марта по май 2016 года в 8 федеральных округах РФ были проведены региональные чемпионаты в рамках Национального чемпионата «Молодые профессионалы». В полуфиналах участниками стали 3100 конкурсантов, за тщательным соблюдением всех стандартов WorldSkills наблюдали более 3700 экспертов.

WorldSkills компетенции

Конкурсные соревнования WorldSkills проводятся по широкому спектру востребованных специальностей и профессий. Количество компетенций постоянно растёт, так как развитие современных технологий неизбежно влечёт за собой появление новых специальностей. На данный момент WorldSkills Russia проводит соревнования в следующих сферах компетенций:

  • сфера услуг;
  • дизайн и творчество;
  • транспортная сфера;
  • строительные технологии;
  • производственная инженерия;
  • коммуникативные технологии.

Национальный чемпионат WorldSkills Russia 2016

С 23 по 27 мая 2016 года в Красногорске (Подмосковье) прошёл финал IV Национального чемпионата WorldSkills Russia «Молодые профессионалы». Участниками стали 849 человек из 64-х регионов, среди которых и молодые специалисты 18-22 лет, и юниоры в возрастных категориях 10-13 и 14-17 лет.

Четвёртый Национальный чемпионат может похвастаться рекордным количеством компетенций, в которых состязались участники — 99 компетенций (в прошлом чемпионате всего 57). Победители финала будут представлять Россию на международных турнирах в Европе и ОАЭ.

Конкурсные задания WorldSkills Russia 2016

Конкурсные задания (TP — Test Project) входят в стандарты WorldSkills вместе с техническими описаниями, оценочными критериями, планом соревновательной площадки с оборудованием и требованиями по технике безопасности. Конкурсные задания формируются по техническим описаниям. Эксперты указывают ключевые навыки, которые присущи определённой профессии и могут быть проверены и оценены. Затем формируется конкретное задание на конкурс, состоящее из такого количества модулей, которые необходимы для проверки всех навыков.

Для каждой части конкурсного задания формируются объективные, субъективные и квалификационные критерии. Объективные критерии выражаются в измеряемых параметрах: штуки, градусы, мм и т. п. Оценивает такие критерии группа из трёх экспертов. Субъективные критерии оцениваются не менее, чем пятью экспертами. Такое количество приглашаемых специалистов объясняет тот факт, что во время проведения финала Национального чемпионата качество выполнения конкурсных заданий контролировали 1165 экспертов.

Квалификационные критерии введены в 2015 году. Изначально планировали заменить субъективные критерии на квалификационные, но было решено использовать все три вида критериев комплексно. Квалификационные критерии определяют уровень владения навыком: 0 — не владеет, 1— уровень выпускника, 2 — уровень действующего работника, 3 — уровень специалиста. Как на практике осуществляется оценка квалификационных критериев, можно наблюдать на чемпионате в Абу-Даби в 2017 году.

Итак, WorldSkills — это международное движение, которое популяризирует рабочие профессии и повышает стандарты профессиональной подготовки во всём мире. Россия активно включилась в этот процесс и на 43-м международном конкурсе WorldSkills (Сан-Паулу, 2015) заняла 14 место. Кроме того, чемпионат 2019 года по решению генеральной ассамблеи WorldSkills пройдёт в Казани.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

В системе образования проблема педагогического риска актуальна, так как она затрагивает все аспекты применения инноваций в методиках и способах преподавания на всех этапах получения образования.

Сегодня в нашей стране движение WorldSkills набирает все большую популярность, а воздействие на институты профессионального образования, национальной системы квалификаций усиливается.

Инновации и стандарты WorldSkills должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее преподавателю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Стандарты WorldSkills, включают в себя: техническое описание (TD— Technical Description), тестовое задание (TP— Test Project), критерии оценки, инфраструктурный лист (Infrastructure List), план соревновательной площадки с оборудованием (Layout) и требования по технике безопасности (Health & Safety).

Важную роль в формировании стандартов WorldSkills играют эксперты. Под экспертом понимается человек, обладающий определенными компетенциями: знание своей профессии, знание стандартов и регламентов WS, знание процедуры проведения соревнований, участие в составлении тестового задания и в определении критериев оценки .

Через TD задаются рамки компетенции (профессии). Эксперты указывают присущие профессии ключевые навыки, умения, знания и т. д. Также в TD указываются условия проверки, требования к оборудованию и технологиям, групп критериев и их веса, условия рационального использования материалов и энергии, «мягкие» навыки и иные сведения, необходимые для описания компетенции (профессии). При этом есть обязательное условие: никогда не указываются какие-либо конкретные торговые марки или бренды производителей оборудования. Общие изменения в TD должны составить не менее 30% от предыдущего действовавшего TD.

Затем к каждой компетенции (профессии) формируется или актуализируется конкретное задание (TP) на проверку. Оно состоит из определенного количества модулей, которыми необходимо проверить тот или иной навык .

Обязательно к каждой части тестового задания формируются наборы критериев, имеющие определённый экспертами вес. В сумме вес всех критериев должны составить 100 (%). Чаще всего TP состоит из 9 модулей, в каждом из которых выделяются отдельные аспекты. Аспекты оцениваются отдельными критериями и субкритериями, в зависимости от сложности модулей.

Критерии бывают объективные, субъективные и квалификационные. Объективные критерии фиксируются через измеряемые параметры: мм, граммы, штуки, вольты, градусы и т. д. Для оценки объективных критериев привлекаются всегда группы по три эксперта. Каждый ставит свою оценку. Выбирается та оценка, которая попадает в интервал варьирования от среднего из этих трех оценок.

Субъективные критерии определяются баллами (от 0 до 9), которые ставят эксперты. Для этих целей необходимо привлекать для каждой оценки не менее пяти экспертов.

Обычно соотношение между объективными и субъективными критериями составляет 70 на 30. Но в каждой компетенции (профессии) это определяется на усмотрение экспертного сообщества. Есть профессии, например, «автомеханик», где вообще нет субъективных критериев. Есть и наоборот, «парикмахер», где субъективные критерии могут достигать 80%.

Все вместе эти критерии составляют оценочный план компетенции (профессии). Исходя из измененного TD, определенного TP и выбранных критериев выбирается оборудование, необходимое для проведения соревнований.

Отдельно вынесены в стандартах WS требования по технике безопасности. Есть четкая позиция, что реальное соблюдение этих требований способствует повышению эффективности труда. Снижение травматичности и досрочного вывода из строя оборудования являются важными факторами при оценке конкурсантов. Поэтому в число субъективных критериев обязательно вводятся требования по ТБ (H&S). Кроме того, в ряде случаев несоблюдение ТБ может служить причиной досрочного снятия с соревнований.

Движение WorldSkills в Республике Саха (Якутия) активно реализуется с 2015 года. Ежегодно в Республике проводятся Региональные чемпионаты WorldSkills Якутия, кроме того проводятся корпоративные и международные чемпионаты.

Для того, чтобы подготовка высококвалифицированных рабочих кадров соответствовала мировым требованиям, обучающиеся профессиональных образовательных организаций должны быть подготовлены в соответствии с данными требованиями для участия в чемпионатах WorldSkills, поэтому возникла необходимость внесения изменений в содержание рабочих программ, которые бы отвечали стандартам WSR.

В условиях ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский техникум» нами был сделан сравнительный анализ требований стандартов WorldSkills, ФГОС и профессионального стандарта, на основе анализа были внесены изменения в содержание ППССЗ 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в части программы профессионального модуля ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и внесли коррективы в содержание программы по теоретическому и практическому обучению.

Данное совмещение содержания вышеуказанных стандартов позволило нам выйти на новый уровень подготовки будущих специалистов с учетом требований стандартов WorldSkills и профессиональных стандартов в области знаний, умений и практического опыта.

В тех регионах, где начинает развиваться движение WorldSkills, наблюдается увеличение количества заинтересованных лиц в получении профессионального образования.

В заключение хотелось бы отметить, что стандарты WorldSkills рассматриваются парламентариями как один из инструментов независимой оценки качества образования выпускников системы СПО. Получение «медали профессионализма» в соответствии со стандартами «WorldSkills» предрасположено получению сертификата в независимых центрах оценки и сертификации квалификаций. Также имеется направление Junior Skills, которая позволит молодому поколению попробовать себя в разных компетенциях, перенять опыт у мастеров, раньше определиться с выбором профессии, ответственно и осознанно отнестись к профессиональному образованию в будущем.