Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №8» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МО учителей зам. директора по УР директор МСОШ №8 Расширение знаний учащихся о православной культуре, о возникновении, распространении и возрождении православия в Среднем Приобье; о миссионерской деятельности Святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, Святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири; Знакомство с историей развития христианства в Западной Сибири, начиная с завоевания Сибирской земли Ермаком и до наших дней; Знакомство с историей Абалакского свято – знаменского мужского монастыря и Иоанно – Введенского женского монастыря; Знакомство с жанрами литературы «Жития святых» на примере Сибирских святых; Приобщение учащихся и православной литературе и литературному краеведению; Привить интерес учащихся к составлению своей родословной, изучению своих корней. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 15-16 лет. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы): Программа «Православное краеведение в школе» рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю). Формы и режим занятий – лекции, семинары, круглые столы , заочные путешествия по святым местам Сибири, конференции по книгам писателей Югры, защита творческих проектов учащихся по теме: «Древо рода», «Древо жизни», выступление на ТРК «Югория» в радиопередачах «Сибирь православная», «Земля моя Югорская», «О корнях моих Сибирских», экскурсионные и паломнические поездки по историческим и памятным местам нашей Родины, по святым местам Сибири на Рождественских каникулах. Ожидаемые результаты: к окончанию изучения курса у обучающихся должен быть сформирован высокий уровень духовно – нравственной культуры, чувство любви к своей малой Родине, знание православной литературы и литературного краеведения; умение составлять свою родословную, знать свои корни. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие обучающихся в городских концертах, посвящённых праздникам Рождества Христова, Пасхи на сцене Дворца искусств, участие в городских краеведческих чтениях «Мира не узнаешь, не зная края своего», в презентациях краеведческих сборников «Западная Сибирь: история и современность» в городской центральной библиотеке; в школьных и городских научно-исследовательских конференциях, публикации лучших проектов в городских СМИ. Программа «Православное краеведение в школе» Учебно – методический план (34 часа, 1час в нед.)
Тематическое планирование курса 1.Вводное занятие. Из истории развития христианства в Западной Сибири. Завоевания Сибирской земли Ермаком (). История Абалакского свято – знаменского мужского монастыря. Иоанно – Введенский женский монастырь. Возрождение православия в Среднем Приобье. Раздел 1. Жития Сибирских святых. 1.Святой мученик Василий Мангазейский 2.Святой праведный Симеон Верхотурский, чудотворец 3.Святой блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый Святой блаженный Косьма Верхотурский, Христа ради юродивый Преподобный Арефа Верхотурский 4.Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири 5.Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский, в схиме Феодор 6.Святитель Антоний, митрополит Тобольский 7.Святитель Павел, митрополит Тобольский и всея Сибири 8.Святитель Софроний, епископ Иркутский 9.Преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкий 10.Праведный Петр, отрок Томский Праведный Феодор Томский Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская 11., Сибирский 12.Преподобный Варлаам пустынник, Чикойский, Сибирский 13.Новомученики Сибирские. Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский. . 14.Святые Царственные Страстотерпцы в Тобольске. Раздел 2. Литературное краеведение. 15.Литература родного края. Знакомство с писателями и поэтами Земли Югорской. Обзор литературно - художественного альманаха «Зори Самотлора» (городского литературного объединения «Замысел»), литературно - художественного альманаха «Эринтур» (окружной писательской организации). 16.Архимандрит Тихон (Бобов). «Апостол Сибири. Святитель Филофей (Лещинский) и Тюменский Свято – Троицкий монастырь» - книга об историческом пути древней сибирской обители и личности просветителя Сибири митрополита Филифея. 17. Исторические романы. «Мангазея».Образ святого мученика Василия Мангазейского в романе. 18. . «И дум высокое стремленье…. Декабристы-литераторы на поселении в Тобольской губернии». (, - Пушкин). 19.Сибирский гений. Учёный - тоболяк с мировым именем – Дмитрий Иванович Менделеев. 20.Светлана Поливанова. «Вера в опале» - памятник жертвам политических репрессий. 21.Творчество Дмитрия Мизгулина. «Духов день», «Утренний ангел» - поэзия, основанная на канонах православия, любви к Родине. Очерки о посещении православных святынь Греции. 22. Николай Коняев. «До поры до времени» - настоящая русская проза с самобытным авторским взглядом на мир. 23.Основные мотивы поэзии Валерия Акимова. Православная тематика его творчества. «Рождество», «Пасха», «Равноапостольным Кириллу и Мефодию», «Отче Гермогене», «Паломник» и др. стихотворения. Цикл стихотворений «День Победы». 24 «Поставим память в караулы», «Молитва», «Я не верю, что Россия умирает…» Творчество Александры Петровны Дарьиной, . «Наш ратный крест». 25.Конференция по книге В. Салмина «Сибиряки». 26. Альбина Кузьмина. «Письма памяти». «Звонкоголосая Сибирь» - неповторимые жемчужины народной мудрости. 27.В. Овсянников – Заярский «Вера православная». Очерки истории христианства и православная поэзия. 28. «Писатель в рабочей спецовке». Смирнова. 29. «Я рыбацкого племени сын…». Творчество В. Мазина. Раздел 3.Изучение родословной, сибирских корней. 1. Участие учащихся в городских Краеведческих чтениях «Мира не узнаешь, не зная края своего»; 2. Участие учащихся в презентациях краеведческих сборников «Западная Сибирь: история и современность»; 3. Защита творческих проектов учащихся |
дополнительного образования
«Духовное краеведение Тамбовщины»
Пояснительная записка
Сегодня одна из самых острых проблем родителей и школ – воспитание детей приличными и достойными людьми, старающимися исполнять вечные законы нравственного поведения и любви к ближним, которые ограждают от многих известных бед и пагуб, начиная от непочтения к родителям и учителям, сквернословия, курения и заканчивая наркотиками, детской преступностью, суицидом.
Многие родители, учителя и сами молодые люди предпринимают усилия по должному воспитанию и самовоспитанию, но не используют предназначенный для этого духовно – нравственный закон.
Нравственное воспитание малоэффективно, если в человеке не пробуждаются и не возрастают обостренная совесть и стыд. А стыд и совесть у подавляющего большинства людей невозможно пробудить и укрепить без их веры, которая на самом деле и помогает стать и быть высоконравственным, достойным человеком.
Важной необходимостью становится духовно-нравственное воспитание ребенка, которое необходимо начинать как можно раньше посредством введения в отечественную духовную и культурную традицию.
В процессе модернизации общего образования с учетом сложившейся социокультурной и экономической ситуации в России актуальность Программы возрастает, так как она связана с решением таких задач общеобразовательного учреждения как социально – творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Новизна Программы заключается в том, что она дает учащимся возможность поближе познакомиться с историей Русской Православной Церкви, с обычаями и традициями всего русского народа, а так же жителей Тамбовского края, с православной духовной культурой России и Тамбовщины, с русской святостью.
Занятия духовным краеведением развивают
нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют
активную и независимую жизненную позицию, прививают
любовь к Родине, к семье и близким, к прошлому русского народа, к обычаям и традициям, воспитывают
терпение, благоразумие, доброту, заботливость, знакомят
с жизненными подвигами русских святых, с православными иконами, со святыми подвижниками земли Тамбовской.
Программа является типовой
, так как она составлена на основе Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Духовное краеведение Тамбовщины» - авторы: иерей Г.Андреев, иерей В.Лисюнин, А.Г.Лозовский, Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова.
^ Основные принципы обучения, предусмотренные Программой:
- Природосообразность;
Доступность;
Систематичность;
Гуманизация.
^ Цель:
приобщить детей к духовно – нравственным традициям русского народа, развивать свои творческие способности.
Задачи:
Обучающие:
привитие первичных навыков православной грамотности среди школьников;
обеспечение устойчивых знаний по широкому спектру тем: «Народный календарь», «Памятники истории и культуры», «Святые подвижники земли Тамбовской» и др.
формирование умения осмысленно выражать аргументированное мнение по спектру проблем этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление, духовность и региональная демография;
знакомство с православными святынями русского народа;
приобщение к работе с источниками.
привитие культуры общения;
формирование представления об этнических нормах духовности;
пробуждение интереса к истории Русской Православной Церкви;
формирование собственного мировоззрения, выработка умения отстаивать свою точку зрения;
воспитание любви к Родине, к близким и родным.
развитие образного мышления;
раскрытие индивидуальных способностей;
творческой активности.
Отличительной особенностью
Программы является то, что ключевой темой духовного краеведения является проблема духовности человека и общества, духовности мира в целом. Программа способствует
воспитанию духовно развитой, нравственно богатой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к истории русского народа, к ценностям отечественной культуры.
Занятия рассчитаны на два года для учащихся 3-4 классов.
Количество часов – 68
Количество часов в неделю -1
Формы проведения занятий:
урок-объяснение;
беседа;
экскурсия;
выставка работ;
театрализованные представления;
лекция;
работа с книгой;
прослушивание записей;
просмотр видеофильмов;
исследование
Технологии обучения:
Объяснительно-иллюстративная;
Коммуникативно-диалоговая деятельность;
Информационно-коммуникационная;
Здоровьесберегающая;
Личностно-ориентированная.
^
Механизмы формирования ключевых компетенций,
способности и готовности использовать знания, умения и обобщённые способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной действительности:
-личностная;
-коммуникативная;
-интеллектуальная;
-социальная;
-общекультурная.
Виды контроля:
текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
Тестирование
Выставки рисунков и поделок
Проекты
^
Планируемые результаты образовательного процесса:
По окончании изучения курса дети должны
знать:
ключевые понятия духовности (совесть, любовь, дух, душа, благодать, ответственность, родина, жертвенность, истина и др.);
традиционные промыслы как часть духовного наследия; наиболее выдающихся представителей духовного наследия региона;
хронологию библейской истории;
основные события отечественной и региональной истории;
закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, забота о ближнем, забота о младших; почитание старших;
давать духовную оценку реалиям пространства и времени;
аргументировано объяснять свою личностную духовную ориентацию;
определять духовный смысл сущностей окружающего мира;
строить и оценивать поведенческую модель человека.
православной грамотности;
культуры общения;
работы с православной литературой;
русских обычаев и традиций;
народных промыслов.
Учебно-тематический план
№ | ^ Название раздела | Количество часов | Уроки | Экскурсии | Практика |
Культурология | |||||
История | |||||
Хронология. Календарь церковный и народный | |||||
Музееведение | |||||
Итого | 68
| 62
| 2
| 4
|
^
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Культурология
– 24 ч
Введение. Что такое «Духовность», «православная духовность»? Понятие о Боге.
Земная жизнь Христа. Нагорная проповедь.
Православные добродетели.
Библейские тексты о мире и вражде, о мудрости и глупости.
История – 12 ч
Что такое «Библия» и каково её влияние на жизнь человечества.
Библия о сотворении человека и жизни первых людей.
Храмы земли Токарёвской.
^
Хронология. Календарь церковный и народный – 26 ч
Годовой праздничный цикл и земледельческий календарь.
Церковные праздники: Вход Господень в Иерусалим, Православная Пасха.
Символика: православная, государственная и региональная.
Святые иконы родного края.
Имя и его символика.
Музееведение – 6 ч
^ Дидактический материал и оборудование:
-использование книг и учебных пособий:
Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов. – Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2007.
-сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга детей:
Г.А.Шешерина, И.В.Клемешова, Т.В.Козлова. Воспитание духовно-нравственных ценностей в современной школе: сборник методических разработок по духовно-нравственному воспитанию школьников. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
-оборудование:
ПК; ТСО; аудио- и видеоматериалы:
Список литературы для педагога
1.Журнал «Русский дом». – 2010, 2011.
2.Закон Божий: для семьи и школы. – Нижний Новгород; «Христианская библиотека», 2007.
3. «Колокольный звон»: газета. – Тамбов, 2010-2012.4. Кученкова В.А. «Тамбовские православные храмы». –Тамбов, 1992.
5.Половинкин А.И. «Православная духовная культура».- М.; Владос, 2003.
6. Русские святые: 1000 лет русской святости \Жития собрала монахиня Таисия/. – СПб.:Азбука, 2000.
7. Соборы Московского Кремля: путеводитель. – М.; «Планета», 1993.
8. Храмы Тамбовской епархии: фотоальбом. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2005.
9. Читаем Евангелие: Православный календарь на 2012год. – Москва, 2011.
10. Чудотворные иконы. – Москва, «ЛОГОС-МЕДИА», 2009.
Список литературы для детей
1. Детская Библия.
2. Сохранский А.В. «Легенды и предания тамбовского края». – Тамбов, 2004.
5. «Я познаю мир»; энциклопедия
Календарно-тематическое планирование
№ по порядку | № по теме | Тема занятия | Дата | Формы и виды контроля |
3 класс Введение. Что такое духовность? Что такое «православная духовность»? | ||||
2 | 2 | Понятие о Боге. | Диспут |
|
3 | 3 | Что такое «Библия» и каково её влияние на жизнь человечества? | ||
4 | 4 | Библия о сотворении мира. | Выставка рисунков |
|
5 | 5 | Библия о сотворении человека | Конкурс рисунков |
|
6 | 6 | Жизнь первых людей. | ||
7 | 7 | Праздники церковные и народные. Покров Пресвятой Богородицы. | ||
8 | 8 | | Диспут |
|
9 | 9 | | ||
10 | 10 | | Тестирование |
|
11 | 11 | Десять заповедей Божиих. | ||
12 | 12 | Имена людей. Что такое именины? Имя и его символика. | ||
13 | 13 | Символика православная и государственная. | Тестирование |
|
14 | 14 | Символика Тамбовского края. | ||
15 | 15 | Библейские тексты о Законе и Долге. | Диспут |
|
16 | 16 | | Конкурс поделок |
|
17 | 17 | Общественное и семейное благочестие. | ||
18 | 18 | | Утренник |
|
19 | 19 | Рождественские колядки. | Конкурс |
|
20 | 20 | Земная жизнь Христа. | ||
21 | 21 | Нагорная проповедь. | ||
22 | 22 | Притчи. | Диспут |
|
23 | 23 | Традиции поста и постничества на Тамбовщине. | ||
24 | 24 | Иконы. Чудеса от святых икон. | Конкурс |
|
25 | 25 | Святые иконы Тамбовского края. | ||
26 | 26 | Храмы земли Токарёвской. | ||
27 | 27 | Праздники церковные и народные. Вход господень в Иерусалим. | ||
28 | 28 | Праздники церковные и народные. Пасха Христова. | Утренник |
|
29 | 29 | Растительный мир Библии. | ||
30 | 30 | Духовные представления о растительном мире Тамбовского края. | ||
31 | 31 | Монастыри. | Тестирование |
|
32 | 32 | Маршруты тамбовских паломников. | ||
33 | 33 | Летние праздники церковные и народные. | ||
34 | 34 | | ||
4 класс Вводное занятие. Духовное краеведение. | Анкетирование |
|||
36 | 36 | Библия о сотворении мира. | ||
37 | 37 | Библия о жизни первых людей. Каин и Авель. | Диспут |
|
38 | 38 | Библия о жизни первых людей. Сиф. Дети Сифа и дети Каина. | ||
39 | 39 | Библия о жизни первых людей. Ной. Ноев ковчег. | ||
40 | 40 | Библия о жизни первых людей. Потоп. | Конкурс рисунков |
|
41 | 41 | Праздники церковные и народные. Годовой праздничный цикл и земледельческий календарь. | ||
42 | 42 | Праздники церковные и народные. Воздвижение Креста. | ||
43 | 43 | Праздники государственные и церковные. Праздник Иконы Казанской Божьей Матери. | Сообщения |
|
44 | 44 | Библейские тексты о мире и вражде. | Диспут |
|
45 | 45 | Библейские тексты о мудрости и глупости. | Диспут |
|
46 | 46 | Библейские тексты о доброте. | Сочинение |
|
47 | 47 | Библейские тексты о чести и совести. | ||
48 | 48 | Что означает моё имя? | Сообщения |
|
49 | 49 | Святые иконы родного края. | ||
50 | 50 | Святые иконы родного края. | Доклады |
|
51 | 51 | Православные добродетели. Образцы добродетельной жизни. | Диспут |
|
52 | 52 | Праздники церковные и народные. Рождество Христово. | ||
53 | 53 | Рождественские гадания. | Практическая работа |
|
54 | 54 | Праздники церковные и народные. Крещение Господне. | ||
55 | 55 | Земная жизнь Христа. | Диспут |
|
56 | 56 | Православные молитвы. | ||
57 | 57 | Православная книга в жизни человека. | Устный журнал |
|
58 | 58 | Проповеди Христа. Нагорная проповедь. | ||
59 | 59 | Православная символика. | ||
60 | 60 | Десять заповедей Божиих. | Тестирование |
|
61 | 61 | Библейские тексты о милосердии и сострадании. | ||
62 | 62 | Заочное путешествие по святым местам. | ||
63 | 63 | Праздник «Пасха – Святое Воскресение». | Праздник |
|
64 | 64 | Первые православные храмы г. Тамбова. | ||
65 | 65 | Храмы земли Токарёвской. | ||
66 | 66 | Святые иконы родного края. | ||
67 | 67 | Святой Питирим и просвещение Тамбовского края. | ||
68 | 68 | Обобщение пройденного материала. | ||
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДЕНА»
на заседании
методического совета
протокол № 3 29.12.от 2008года___________________
директор школы ______________
/Н.Г. Елькина/
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Духовное краеведение Тамбовской области»
для детей 10 – 13 летнего возраста
Составила
учитель географии
Антипова Светлана Николаевна
п. Первомайский
Краткая информационная справка.
Сведения об авторе:
Фамилия, имя, отчество: Антипова Светлана Николаевна.
Должность: преподаватель географии.
Преподаваемый предмет: география.
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа».
Координаты учреждения: 393700, Тамбовская область,
Место жительства: 393700, Тамбовская область, п. Первомайский,
Информация о программе: Программа реализуется с 2008 года.
Тип программы: модифицированная.
Направление деятельности : интеллектуально – познавательная.
Уровень освоения: краткосрочный.
Возрастной диапазон: младший школьный возраст.
Экспертиза и утверждение данной программы проведены педагогическим советом МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в 2008году.
Данная программа дополнительного образования «Духовное краеведение Тамбовской области» ориентирована на младших школьников и приобщает их к истокам Православной культуры, духовно – нравственным традициям русского народа.
Контактный телефон: 8 (475-48) 2 – 16 – 04(рабочий).
Пояснительная записка
к программе дополнительного образования
«Духовное краеведение Тамбовской области» (далее Программа).
Духовно – нравственное воспитание ребёнка необходимо начинать как можно раньше посредством введения в отечественную духовную и культурную традицию. Программа формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу своему краю.
В сложившейся ситуации часть задач (которые должны бы, но, к сожалению, не решаются в семье) по введению детей в духовно- нравственную традицию русского народа, полагая их в основу уклада детской жизни, может взять на себя школьное образовательное учреждение. Это возможно потому, что подразумевается совместное осмысление детьми и взрослыми разнообразных событий.
В основу этой событийно - содержательной линии может быть положен Православный церковный календарь, в соответствии с которым можно планировать и строить свою воспитательною образовательную работу в группе детей по духовно-нравственному воспитанию.
Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными и осмысленными событиями наполнится, по словам К.Д.Ушинского, «целый детский год », в котором самое видное место занимают, конечно, праздники.
«Пусть каждый, - пишет К.Д.Ушинский, - припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».
Данная Программа является модификацией программы по духовно- нравственному воспитанию «Русский месяцеслов» Потаповской О.М. и Макеевой И.П., «Духовное краеведение Тамбовщины» иерей Г.Андреев, иерей В.Лисюнин, Лозовский А.Г., Евтихеева Л.Ю., Клемешова И.В. .
Направленность программы – интеллектуально-познавательная, так как направлена на развитие интереса и познавательной активности в сфере изучения регионального этнокультурного наследия родного края.
Актуальность данной Программы состоит в том, что она формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому.
Принцип работы Программы построен как определённый цикл уроков и наполнен благочестивым содержанием, связанным с Церковным календарём и отмечаемыми праздниками, как праздничные утренники для родителей.
Цель Программы – приобщение детей к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа и формированию у ребёнка целостной картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.
Задачи Программы
Обучающие:
Распространение православной грамотности среди школьников. /Под православной грамотностью понимается сообщение учащимся необходимых и достаточных знаний и практических навыков, обеспечивающих компетентностное их использование в современных условиях в столь быстро меняющейся действительности/;
Обеспечить устойчивые знания по широкому спектру тем: народный и церковный календарь, памятники истории и культуры, святые подвижники земли Тамбовской;
Формирование умения осмысленно выражать аргументированное мнение по спектру проблем этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление, духовность и региональная демография;
Расширить и углубить круг тем для изучения: наряду с Евангельской историей дать обучающимся представление об истории Ветхого Завета, о святых, имена которых носят наши дети, о христианском укладе жизни и семьи;
Воспитание творческих навыков воспроизведения традиций региональной духовности.
Формирование представления об этических нормах духовности;
Наполнять содержанием представление о патриотизме, любви к Родине, ответственности за судьбу ближнего, общества и государства.
Формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
Научить давать духовную оценку реалиям пространства и времени.
Наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству.
Способствовать воспитанию потребности строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций.
Развивать образное мышление, речь, самостоятельность суждений, творческую активность;
Раскрыть индивидуальные способности.
Содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения, самоконтроля.
опора на региональный компонент, на региональное этнокультурное наследие;
культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность;
личностная ориентация содержания программы;
деятельностный подход к обучению;
направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся: истории, литературы, русского языка, географии и др.;
проблемно-поисковые методы организации учебного процесса.
В реализации данной Программы принимают участие дети младшего и среднего школьного возраста.
Количество детей в группе: 15 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Способы организации учебной деятельности:
фронтальный;
групповой;
индивидуальный;
лепка, рисование, аппликация;
слушание рассказа;
прослушивание художественных произведений для душеполезного чтения с последующем обсуждением прочитанного;
организация экскурсий по святым местам.
начальная диагностика, в формате тестирования, проводится с детьми в начале года обучения, чтобы выявить ЗУН, которые имеют дети;
промежуточная диагностика, в формате тестирования, позволяет узнать степень усвоения данного материала ЗУН за первое полугодие;
итоговая диагностика проводится в форме выставок, отчётных концертов.
Предполагаемые результаты обучения:
В результате изучения курса « Духовное краеведение Тамбовщины» ученик должен получить представление о закономерностях формирования и развития региональных духовных традиций. Таким образом, в конце первого года обучения воспитанник должен:
Знать/понимать:
Ключевые понятия духовности (истина, благо, красота духовная, любовь, совесть, дух, душа, жертвенность, ответственность, закон, Родина и др.)
Хронологию библейской истории, истории церкви, их отражение в региональном церковном и народном календаре;
Почитание икон и православных святынь Тамбовского края;
Традиционные маршруты тамбовских паломников;
Закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, брак, забота о ближнем, забота о младших. Почитание старших, умение понимать и прощать, требовательность к себе.
Жития прославленных святых Тамбовской земли, таких, как епископ Питирим, святители Феофан, Затворник Вышенский, Тихон Задонский, преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, преподобные Силуан Афонский и другие;
Историю создания самых известных храмов и монастырей Тамбовщины и своего района, события или жития святых, которым эти храмы и монастыри посвящены (например, Покров Божией Матери, Преображение Господне или житие Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и т.д.).
Обучающиеся должны хорошо ориентироваться в Библейской истории:
знать самые важные православные праздники (не только Рождество Христово, но и Пресвятой Богородицы, не только Воскресение Господне, но и Его Вознесение и т.д.), а также жития наиболее почитаемых в России святых (например, великого князя Александра Невского или святителя Николая, Мирликийского Чудотворца и др.);
Уметь:
Давать духовную оценку реалиям пространства и времени;
Знакомить иногородних гостей с основными местными памятниками духовной культуры, традициями;
Строить и оценивать поведенческую модель человека, общества и государства в соответствии с законами духовности.
Ориентироваться в храме;
Провести в тот или иной храм посёлка (рассказать, где он находится);
Рассказать историю возникновения крепости Тамбов, монастырей Тамбовщины (например, Трегуляевского), того или иного храма (Сергия Радонежского, например);
Пересказать основные сюжеты Ветхозаветной и Евангельской истории;
Рассказать основные вехи жития Тамбовских подвижников благочестия, таких, как святитель Питирим, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Феофан Вышинский и др., а также особо почитаемых русских и вселенских святых (например, князя Александра Невского или святителя Николая Мирликийского);
Отличать на иконах изображения Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, различных святых (например, апостола Андрея Первозванного или князя Александра Невского) и ангелов, а также узнавать изображения главных православных праздников;
Отличать по облачению священноначалие от рядовых священнослужителей;
Пользоваться картой края, района, ориентироваться в плане микрорайона и посёлка.
Формы и методы проведения занятий.
При реализации программы учитывается уровень знаний, умений и навыков воспитанников, их индивидуальные особенности.
Приобщение детей к творчеству успешно реализуется при создании особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу, используются следующие формы проведения обучения:
Занятия – объяснения, беседы, экскурсии, театрализованные представления. Выставки работ учащихся.
Одной из форм работы является объединение учащихся в группы, где ведётся исследовательская деятельность по избранным темам Основ православия. Педагогический процесс направлен на развитие созидательной, учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие умственных способностей ученика, его воображения и фантазии.
Формы подведения итогов реализации Программы:
Выставки по темам: «Рождество Христово», «Молитва мытаря и фарисея»; «Жизнь первых людей в раю», «Сад добродетелей в человеческом сердце»;
«Благовещение Пресвятой Богородицы».
Фестивали: участие в районном фестивале детского творчества «Святки», посвящённого празднику Рождества Христова и празднованию «Пасхи».
Учебно-тематическое планирование образовательной Программы дополнительного образования
«Духовное краеведение Тамбовской области».
№№ | Раздел | Тема | Количество часов |
||
Теор. | Практ. | Всего |
|||
1. | Введение. 6 часов.
| 1.1.Вводное занятие. Начальная диагностика. | 1. | 1. |
|
1.2.1.3.Предварительные понятия | 2. | 2. |
|||
1.4.-1.6.Истоки православной культуры России. | 3. | 3. |
|||
2. | Ветхий Завет 11 часов.
| 2.1.-2.2.Любовь к Божьему миру. Бог – Творец. | 1. | 1. | 2. |
2.3.-2.5.Сотворение Богом человека. Жизнь 1го человека в раю. Грехопадение. Изгнание из рая. Добро и зло. Обетование Спасителя. | 2. | 1. | 3. |
||
2.6.Авель и Каин | 1. | 1. |
|||
2.7.-2.8.Всемирный потоп. | 1. | 1. | 2. |
||
2.9.Вавилонское столпотворение. | 1. | 1. |
|||
2.10.История праведного Авраама. | 1. | 1. |
|||
2.11.История пророка Моисея. | 1. | 1. |
|||
3. | Священная история Нового Завета. 34 час.
| Земная жизнь Богородицы: 3.1.-3.2.Рождество Пресвятой Богородицы. | 1. | 1. | 2. |
3.3.Введение во храм Пресвятой девы Марии. | 1. | 1. |
|||
3.4.-3.5.Детство девы Марии и Её обручение старцу Иосифу. | 2. | 2. |
|||
3.6.Благовещение Пресвятой Богородице. | 1. | 1. |
|||
3.7.Рождество Христово и бегство в Египет. | 1. | 1. |
|||
3.8.Успение Пресвятой Богородицы. | 1. | 1. |
|||
Земная жизнь Иисуса Христа : 3.9.-3.13.РождествоХристово. | 5. | 5. |
|||
3.14.-3.17. Сретение Господне. | 1. | 3. | 4. |
||
3.18. Детство Иисуса Христа. | 1. | 1. |
|||
3.19.Крещение Господне. | 1. | 1. |
|||
3.20. Иисус в пустыне. Выход на проповедь. | 1. | 1. |
|||
3.21. Преображение Господне. | 1. | 1. |
|||
3.22.Воскрешение Лазаря. | 1. | 1. |
|||
3.23.Вход Господень в Иерусалим. | 1. | 1. |
|||
3.24. Страстная седмица. | 1. | 1. |
|||
3.25.Распятие и погребение Спасителя. | 1. | 1. |
|||
3.26-3.30. Воскресение Господне. Пасха. | 4. | 4. |
|||
3.31. Вознесение Господне. | 1. | 1. |
|||
Судьба апостолов Христовых: 3.32.Сошествие Святого Духа, или Пятидесятница (Троица). | 1. | 1. |
|||
3.33. Деяния апостолов. | 1. | 1. |
|||
3.34.Итоговая работа. Доклад на тему « Судьба апостола». Промежуточная диагностика. | 1. | 1. |
|||
4. | Православные святые и подвижники благочестия Тамбовского края. 17 часов.
| 4.1. Преподобный Сергий Радонежский. | 1. | 1. |
|
4.2. Святитель Николай Чудотворец. | 1. | 1. |
|||
4.3.Преподобный Серафим Саровский. | 1. | 1. |
|||
4.4.Святая блаженная Ксения Петербургская. | 1. | 1. |
|||
4.5.Святитель Питирим, епископ Тамбовский. | 1. | 1. |
|||
4.6.Святитель Феофан, Затворник Вышенский. | 1. | 1. |
|||
4.7.СвятительТихонЗадонский | 1. | 1. |
|||
4.8. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. | 1. | 1. |
|||
4.9. Преподобная Марфа Тамбовская. Посещение Вознесенского монастыря. | 1. | 1. |
|||
4.10. Преподобный Феодор Санаксарский. | 1. | 1. |
|||
4.11.Святой праведный Феодор Ушаков. | 1. | 1. |
|||
4.12.Преподобный Силуан Афонский. | 1. | 1. |
|||
4.13. Преподобный Амвросий и другие старцы Оптинские. | 1. | 1. |
|||
4.14.НовомученикиТамбовской земли. | 1. | 1. |
|||
4.15. Митрополит Владимир Богоявленский. | 1. | 1. |
|||
4.16. -4.17.Итоговая работа. Доклад на тему «Роль святых подвижников в жизни Тамбовской земли». | 2. | 2. |
|||
5. | Твоё православное Имя. 8 часов.
| 5.1. Что такое «именины». Имя и его символика. | 1. | 1. |
|
5.2. Вера, Надежда, Любовь и мать их София. | 1. | 1. |
|||
5.3ВеликомученицаЕкатерина. | 1. | 1. |
|||
5.4. Великомученица Варвара. | 1. | 1. |
|||
5.5. Равноапостольная Нина. | 1. | 1. |
|||
5.6.БлаженнаяКсения Петербургская. | 1. | 1. |
|||
5.7. Святой великомученик Георгий Победоносец. | 1. | 1. |
|||
5.8.Итоговая работа. Исследовательская работа «Мой святой покровитель». Промежуточная диагностика. | 1. | 1. |
|||
6. | Великий пост. 17 часов.
| 6.1.-6.2. Неделя о мытаре и фарисее. | 1. | 1. | 2. |
6.3.-6.4.Притча о блудном сыне. | 1. | 1. | 2. |
||
6.5.-6.6.Последняя неделя перед Великим Постом: Масленица. Прощёное воскресение. Языческие традиции в праздновании Масленицы. | 1. | 1. | 2. |
||
6.7.Святые память которых празднуется Великим Постом. | 1. | 1. |
|||
6.8.Крестопоклонная неделя. | 1. | 1. |
|||
6.9.Сорок мучеников Севастийских. | 1. | 1. |
|||
6.10.Благовещение Пресвятой Богородицы. | 1. | 1. |
|||
6.11.Вход Господень в Иерусалим. | 1. | 1. |
|||
6.12.СобытияСтрастной Седмицы. | 1. | 1. |
|||
6.13.-6.17.Утренник, посвящённый Пасхе. | 5. | 5. |
|||
7. | Хранительница земли Русской часов. 22 часов.
| 7.1.Святые жёны – мироносицы – покровительницы всех христианских жён. | 1. | 1. |
|
7.2.-7.4.Утренник, посвящённый мамам. | 3. | 3. |
|||
7.5.Беседа со священником. | 1. | 1. |
|||
7.6.-7.7.Посещение храма Сергия Радонежского. | 2. | 2. |
|||
7.8.-7.9.Посещение храма Покрова Пресвятой Богородицы. | 2. | 2. |
|||
7.10.Почитание святых икон. | 1. | 1. |
|||
7.11. Владимирская икона. | 1. | 1. |
|||
7.12. Икона Покрова Божией Матери. | 1. | 1. |
|||
7.13. Иверская икона. | 1. | 1. |
|||
7.14.«Всех скорбящих радость». | 1. | 1. |
|||
7.15. «Скоропослушница». | 1. | 1. |
|||
7.16. «Зна мение». | 1. | 1. |
|||
7.17. «Державная» икона. | 1. | 1. |
|||
7.18. «Споручница грешных». | 1. | 1. |
|||
7.19. «Нечаянная радость». | 1. | 1. |
|||
7.20.Празднование Казанской Божией Матери. | 1. | 1. |
|||
7.21.Икона Божией Матери Тамбовской. | 1. | 1. |
|||
7.22.Казанская – Вышенская икона. | 1. | 1. |
|||
8. | Русская святость и духовность. 9 часов. | 8.1. Христианский дух в народных пословицах. | 1. | 1. |
|
8.2.Жертвенная любовь к ближним. | 1. | 1. |
|||
8.3.Многословие и молчание. | 1. | 1. |
|||
8.4.Небесная стража. Защита Отечества. | 1. | 1. |
|||
8.5.Терпение и трудолюбие. | 1. | 1. |
|||
8.6.Патриотизм. | 1. | 1. |
|||
8.7.Нищета духовная. | 1. | 1. |
|||
8.8.Помощь свыше. | 1. | 1. |
|||
8.9. Итоговая работа. Конкурс на лучший рисунок « Народные пословицы». Итоговая диагностика. | 1. | 1. |
|||
9. | Маршруты тамбовских паломников. 17 часов.
| 9.1.- 9.5.Православные святыни Козловского уезда. | 5. | 5. |
|
9.6.-9.10. Посещение святого источника Николая Угодника в Дубовом. | 5. | 5. |
|||
9.11.-9.17. Паломническая поездка в Мамонтову пустынь. | 8. | 7. |
|||
9. | Диагностический этап 2 часа. | Итоговое занятие | 1. | 1. | 2. |
Итого 144 | 87. | 57. | 144. |
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы»
Валдайского района, Новгородской области
педагогическим советом директор школы:
протокол №___от _________ ______Н.В.Авдышо
Рабочая программа
дополнительного образования детей
« Краеведение»
Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
учитель истории
МАОУ СОШ №4
с. Яжелбицы
Информационная карта
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы» Валдайского района, Новгородской области.
Рабочая программа дополнительного образования детей Краеведение».
Быстрова С.В, учитель истории.
Сведения о программе:
Нормативная база: Закон РФ « Об образовании», Положение об учреждениях дополнительного образования, Устав МАОУ» СШ №4 с. Яжелбицы» Валдайского района Новгородской области.
Область применения: дополнительное образование детей
Направленность: туристско-краеведческая.
Тип программы: модифицированная
Вид программы: образовательная
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Продолжительность обучения: 1 год
Пояснительная записка.
Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему населенному пункту, людям, живущим в нем.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой родины – деревни Семеновщина и города Валдая, как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.
Актуальность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:
недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Валдая;
не имеется методических разработок по истории д. Семеновщина;
не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой родины;
изменения последних лет в социально - экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры), ведётся летопись села и школы.
Цель: углубление и систематизация знаний учащихся по истории родного края.
Задачи:
Обучающие:
формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем своего края; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны;
формировать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;
расширять исторический кругозор учащихся.
Воспитательные:
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села и города;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Возрастная категория учащихся , на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение занятий с детьми 11-12 лет (5-6 классы). Группа разнополая, разновозрастная. Дети 11-12 лет характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов, обладают первоначальными историческими знаниями.
Сроки реализации и режим занятий. Программа рассчитана на 68 часов в год, (по числу учебных недель) , в неделю проводится 2 часа, 1 занятие продолжается 40 минут. При проведении встреч с интересными людьми и экскурсий, несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.
Формы занятий:
лекция, экскурсия, игра-викторина, конференция, беседа, сообщение, круглый стол, презентация, диспут, ролевая игра.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных), предметных, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные ):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников, сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
При достижении предметных результатов у школьника будут сформированы следующие учебные действия:
Информационные
Знание истории своего села и города, исторических предпосылок их возникновения.
Знание исторических и памятных мест в родном городе, районе.
Знание основных направлений производств города.
Знание продукции предприятий города, ее распространения в регионе, стране, мире. Представление об исторических и культурных ценностях края.
Знание художественных промыслов и народных ремесел района.
Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах.
Исследовательские
Умение выделять объект исследования.
Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.
Умение работать с архивными материалами.
Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей города, бывших работников предприятий, выпускников школы.
Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.
Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.
Практические
●Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.
●Получение практических умений сбора и оформления материала.
Результативность изучения программы определяется на основе выполнения каждым учащимся следующих работ:
●составление викторин, кроссвордов, ребусов и др. занимательных заданий по истории своего края;
●создание и защита собственного проекта;
●создание презентаций по изученной теме;
●подготовка сообщения по теме.
Формы подведения итогов реализации программы :
выставка творческих работ « Деревня моя»;
Фотовыставка « Посещение окрестных деревень»;
Участие в различных конкурсах по краеведению;
Отчет краеведов о результатах работы на собрании родителей и учащихся в конце учебного года.
Педагогические технологии:
Технология коллективной творческой деятельности;
Коммуникативные образовательные технологии;
Технология коллективного совместного обучения;
Технология проектного обучения;
Игровые технологии.
Формы контроля освоения программы: Выставка творческих работ учащихся; Анкетирование; Викторина; Подготовка презентаций, сообщений; Итоговая зачетная работа (проект). Структура программы. Историческое прошлое д. Семеновщина. Подведем итоги. История города Валдая. Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая. Подготовка индивидуальных и коллективных работ. Методическое обеспечение программы. Наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью, географическими картами города и Валдайского района, Имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения, Наличие связей с учреждениями образования и культуры, Привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архива), Возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам, Выход в интернет. Учебно-тематический план реализации программы дополнительного образования детей «Краеведение»
программы дополнительного образования детей «Краеведение» Тема1.Историческое прошлое д. Семеновщина. (12 часов) Знакомство с программой «Краеведение»: целями, задачами курса, формами проведения. Что такое краеведение. Обзорная экскурсия. Основание деревни. История деревни с 19 века по начало 21 века. Тема 2. Историческое прошлое окрестных деревень (18 часов). Экскурсии в д. Язвищи, д. Копейник, д. Яблонка, д. Любница. Посещение старожилов и сбор информации о прошлом населенных пунктов. Посещение краеведческого музея в с. Яжелбицы, знакомство с историей села. Тема 3. Подведем итоги. (4 часа). Беседа. Работа с литературой и другими документами. Оформление дневника краеведов, альбома по истории деревни. Проведение игры-викторины. Тема 4. История города Валдая (14 часов). Определение ФГП города. Изучение социально-экономического и культурного развития города с 15 века по настоящее время. Тема 5.Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая. (13 часов). Экскурсии и знакомство с экспозициями музея уездного города и музея колоколов. Посещение Музейного колокольного центра. Знакомство с историческими и памятными местами города. Посещение Иверского монастыря. Знакомство и встреча с интересными людьми нашего города. Сбор материала о знаменитых людях города. Тема 6. Достопримечательности Валдайского района. (3 часа) Заочные экскурсии по памятным и историческим местам района. Ознакомление с историей храмов, местонахождением святых источников, памятных знаков, описание памятников, связанных с важными историческими событиями. Тема 7. Подготовка индивидуальных и коллективных работ (2 часа). Работа с литературой, обсуждение собранного материала. По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачетная работа в виде проекта: газеты, альбома, презентации и др. Оказывается помощь в выборе темы и сборе материала. Тема 8. Итоговое зачетное занятие « Наши проекты» (2 часа). Проводится защита проектов, обсуждение работ с обучающимися. Работы сдаются по необходимости в школьный музей, краеведческий музей с. Яжелбицы. Материалы предлагаются для использования на уроках учителям-предметникам, а также классным руководителям для проведения внеклассной работы. Тематическое планирование образовательной программы «Краеведение»
Литература 1. Альманах « Страна по имени Валдай», 2004 год 2. В.И. Барашкова « Бытоописание земли Новгородской», 2001 год 3. П.М. Золин « Сто новгородских сел» , Новгород, 1991 год 4. Э.Г. Истомина « Валдай», Лениздат, 1988 год 5. Истомина « Иверское чудо», Лениздат, 1982 год 6. Исследовательские работы учащихся по истории д. Семеновщина 7. Г.П. Смолицкая « Занимательная топонимика» М. П., 1990 год 8.Сборник стихов « С высот былинного Валдая», М., 2002 год 9.Валерий Пороховников « Герои земли Новгородской», «Печатный двор», Великий Новгород, 2010 год. 11. Валерий Пороховников « Белые пятна» Валдайских высот», Великий Новгород, 2013. 12. .Александр Симаков « Демянский плацдарм», «Печатный двор», Великий Новгород, 2012 год. 13. Интернет –ресурсы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||