Сетевые педагогические сообщества. Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя

Н.В. Кудимова. Старший преподаватель кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования, заместитель директора по информатизации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балахна

Современное общество быстро развивается в направлении перехода к обществу инфор­мационному, которое основано на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.

Одним из направлений развития российского образования является его информатизация, кото­рая понимается как «процесс, направленный на ре­ализацию замысла повышения качества содержа­ния образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России».

Каким образом этого можно достичь? Одним из возможных путей может служить активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в различных сетевых педагогических сообществах сети Интернет.
Прежде чем начать говорить о сетевом педагогическом сообществе хотелось бы определить, а что мы понимаем под данным понятием. Единого определения, что такое сообщество, которое бы удовлетворило всех, не существует. Да к тому же, даже в социологии оно изменялось с течением времени. Так, например, до 17 века слово «сообщество» использовалось для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте. Но развитие транспорта значительно повысило мобильность людей, а развитие коммуникационных возможностей позволило свести к минимуму зависимость от графического местоположения. Итак, на сегодняшний день под сообществом можно понимать отношения между людьми, которых связывают общие цели, потребности и интересы, в нашем случае речь идет, конечно, об образовании. Если наложить на данное определение еще и понятие сетевое, то появляется очередная характерная черта, это группа людей, которых объединяют некие общие ресурсы, к которым каждый член сообщества имеет доступ. Обобщая все вышесказанное, мы приходим к следующей формулировке: Сетевое педагогическое сообщество - это совокупность связей между добровольно объединенными людьми (в т.ч. педагогами, родителями, детьми и взрослыми), имеющая целью участие в разработке специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, которые общаются друг с другом в основном через Интернет .

Хорошо, раз есть некое объединение людей, следовательно, должна быть и его цель. Что является целью, и какие задачи стоят при организации и развитии сетевого педагогического сообщества? Одной из целей хотелось бы выделить поддержку творческих учителей, особенно - территориально удаленных, предоставление им дополнительных возможностей для последующих публикаций, обмена опытом, совместного решения профессиональных проблем.

Задачи сетевых педагогических сообществ:

  • организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • создание базы данных по программным продуктам, используемым в учебном процессе, а также опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;
  • методическая поддержка педагогов;
  • знакомство с современным программным обеспечением, учебными и методическими материалами;
  • внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения;
  • организация и проведение сетевых семинаров, олимпиад и конкурсов среди всех участников образовательного процесса;
  • организация "обратной связи" и взаимодействия методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Сейчас, наверное, перед многими педагогами стоит дилемма, а нужно ли включаться в работу сетевых педагогических сообществ, чем это может помочь в педагогической практике рядовому учителю, как участие в сетевом общении будет способствовать профессиональному росту педагогов? Давайте посмотрим, какие положительные эффекты можно получить, активно общаясь в профессиональных объединениях сети Интернет.
Во-первых, обсуждая с коллегами из различных уголков страны, а может быть и мира, проблемы с которыми сталкиваемся в своей педагогической практике мы имеем возможность найти оптимальные пути их решения. Во-вторых, выкладывая на различных ресурсах свои методические разработки, знакомясь с работами коллег, принимая участие в их обсуждении, мы не только повышаем свой профессиональный уровень, но и делаем более эффективным образовательный процесс. Кроме этого, с одной стороны, это возможность самовыражения, а с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами. В-третьих, возможность повысить свою квалификацию теперь можно не только не нарушая учебный процесс, но и выбирая именно те курсы и программы, которые являются наиболее актуальными на данный момент. При этом совершенно не важно, в каком регионе нашей страны они инициализируются. Ну и конечно не нужно забывать про участие в различных Интернет - конкурсах, проектах, олимпиадах, когда не выезжая из своего региона (ведь ни для кого не секрет, что часто это невозможно в связи с финансовыми проблемами) мы можем принять участие в профессиональных конкурсах не только Всероссийского масштаба, но и мирового. Все это позволяет нам расти профессионально. Еще один аргумент в пользу участия в жизни различных сетевых сообществах это возможность общения со всеми субъектами образовательного процесса. (Ведь переход к информационному обществу приводит к тому, что всевозможными ресурсами сети Интернет пользуются не только ученики, но и их родители, следовательно, чтобы иметь возможность «говорить на одном языке», «находить точки соприкосновения», необходимо понимать, чем они живут, чем интересуются, что волнует их на данный момент)

Сейчас Всемирная паутина предлагает принять участие в жизни достаточно многих сетевых педагогических сообществ, я предлагаю вашему вниманию лишь несколько, наиболее распространенных:
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На данном портале вы найдете разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также сможете пообщаться со своими коллегами.
www.openclass.ru – Сетевые педагогические сообщества «Открытый класс». Реализуемый проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых направлена на поддержку процессов информатизации школ; на профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ; на широкое распространение электронных образовательных ресурсов и внедрение методик использования; на модернизацию системы методической поддержки информатизации образования.
http://pedsovet.org/ - Интернет-педсовет. Сегодня, являясь, с одной стороны, сетевым образовательным сообществом, а с другой стороны - средством массовой информации, Педсовет, по сути, является действующей информационно-коммуникативной площадкой, отражающей состояние современного образования.
http://www.intergu.ru/ - Интернет государство учителей. Целями данного проекта являются: оказание поддержки профессиональной деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и поддержка новых образовательных инициатив.
http://wiki.iot.ru/index.php/Заглавная_страница - «СоцОбраз» - это сетевое социально-педагогическое сообщество, основной целью которого является объединении усилий всех, кто заинтересован в том, чтобы российские школьники получали качественные знания и достойное воспитание, становились гармонично развитыми личностями. «СоцОбраз» - это интерактивная площадка для обмена опытом учителей, методистов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных психологов, и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников.
http://metodisty.ru/ - Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру является частью информационно-образовательного портала RusEdu, созданного в 2004 году и предназначенного для удовлетворения потребностей педагогических работников в обмене информацией, общении и самореализации. В настоящее время портал насчитывает множество сайтов, объединенных одной тематикой - образование и обучение.
Какое сообщество выбрать для самореализации необходимо решать каждому педагогу самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что в каждом отдельном случае вы можете профессионально расти, начиная от простого зрителя жизни сетевого сообщества, до «гуру», эксперта и администратора уже созданного вами сообщества. И в связи с последним, мне хотелось бы остановиться именно на возможности создать и развивать сообщество, которое будет решать задачи, которые актуальны именно для вас. Тем более в настоящий момент времени это сделать достаточно легко, так как ресурсы проекта «Открытый класс» позволяют любому пользователю создать свое сетевое сообщество, со своими целями, задачами, функциями и возможностями. Это может быть тематическое сообщество, которое будет объединять лишь педагогов работающих в рамках вашей проблемной группы. А может быть сообщество, объединяющее педагогов и родительскую общественность, позволяющее обсуждать и решать вопросы, возникающие при организации учебного процесса. Все зависит от ваших интересов, желаний и целей, которые вы преследуете при создании педагогического сообщества.
Теперь пришло время подумать о том, какие задачи стоят перед развивающимся профессиональным образовательным сообществом:

  • создание и поддержка интернет ресурса, на котором будет размещаться как информация о целях, задачах, направлениях деятельности профессионального сообщества, так и различные полезные материалы, актуальные для участников;
  • наличие координатора, администратора сообщества (возможно целого координационного центра), инициирующего различные сетевые мероприятия;
  • активное использование различных видов коммуникаций, начиная от электронной почты до теле-, видеоконференций, в том числе организация обсуждений на форумах, скайп-чатах в режиме единого времени;
  • проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими учеными, методистами;
  • создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом по использованию ИКТ в обучении;
  • создание экспертного совета, основной функцией которого является оценка качества поступающих в копилку ресурсов;
  • организация коллекции систематизированных ссылок с постоянным дайджестом в новостях сообщества о новых поступлениях в базу;
  • периодическое подведение итогов за определенный период времени с выделением наиболее значимых достижений, выдвижение активных участников на моральное поощрение, представление качественных материалов на сертификацию;
  • организация очных встреч, мероприятий, которые также играют значительную роль для активизации взаимодействия сетевого сообщества.

Я думаю, многие читая данные строки, задаются вопросом, а смогу ли я стать успешным сетевым администратором педагогического сообщества? Получится ли не только создать, но и развить сообщество, которое будет интересно многим? Не так сложно родить ребенка, куда как сложнее вырастить и воспитать его, помочь ему стать успешным в жизни. Так и здесь, на создание сообщества вам потребуется несколько минут, но вот для того чтобы к нему присоединились другие педагоги из различных регионов нашей страны могут уйти годы. Для начала давайте рассмотрим, какие задачи могут стоять перед организатором сетевого педагогического сообщества:

  • создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества;
  • привлечение к деятельности сообщества новых участников;
  • координация работ по оформлению веб-страниц сайта сообщества;
  • помощь участникам в регулировании возникающих конфликтов, решении проблем;
  • поддержка дискуссий по вопросам речевых норм, соблюдения правил сетевого общения, модерирования форумов, чатов и др.;
  • организация учебной деятельности сообщества (повышение квалификации по тематике или проблематике сообщества и в области повышения ИКТ-компетентности);
  • создание самые разных точек пересечения интересов людей;
  • помощь участникам в создании авторитета в рамках сообщества, что позволит сделать его более интересным и привлекательным для новых педагогов.

С одной стороны кажется, что задач стоящих перед лидером сетевого педагогического сообщества достаточно много, но давайте задумаемся и проанализируем каждый из пунктов. И, я думаю, каждый из вас поймет, что многие из сетевых задач стоят перед нами, педагогами каждый день, и для этого совершенно не нужно выходить в Интернет. Приходя на урок, разве не ставим мы перед собой задачу создать активную «жизнь» сообщества (класса)? Или помогать участникам сообщества (учащимся) в регулировании возникающих конфликтов, проблем? Или организовать учебную деятельность сообщества (класса)? Все эти задачи решаются педагогами ежедневно, на каждом уроке, а поэтому кому как не нам становиться лидерами сетевых сообществ, ведь даже если мы рассмотрим личные качества, которыми должны обладать администраторы сетевых сообществ (на основе исследования, проведенном АПКиППРО в конце 2007 года), то увидим, что все они присущи именно нам – педагогам:

  • мотивация педагогов к участию в работе сообщества;
  • создание эмоционально положительного тона общения;
  • организующий, а не командный стиль взаимодействия;
  • выявление и акцентирование внимания на образцах корректного общения;
  • культивирование поддерживающего, а не оценочного стиля общения;
  • стремление к расширению числа членов сообщества при сохранении его ядра;
  • стремление к тому, чтобы в сообществе преобладало продуктивное взаимодействие, то есть способствующее профессиональному и личностному развитию участников сообщества;
  • оказание помощи в работе координаторам других сообществ;
  • готовность принимать помощь в организации сообщества и сотрудничать в решении возникающих проблем, как с координаторами других сообществ, так и с другими заинтересованными лицами.

«Таким образом, помимо определенного уровня квалификации и уважения принципов, по которым работает данная Интернет-площадка, организатору сообщества нужно обладать хорошими коммуникативными навыками и высокой степенью креативности, уверенно владеть ПК и ИКТ, уметь в сжатые сроки обрабатывать громадные объемы информации, постоянно удерживая в памяти множество «сюжетных линий» жизни сообщества, обладать активной жизненной позицией, быть корректным, чутким и доброжелательным, уважительным и к "начинающим", и к "асам", иметь методические и экспертные навыки, обладать легким и быстрым слогом, быть готовым дарить свои знания и умения всем…»
Коллеги, ну разве это не про нас?!

Для самоопределения, самообразования, самоутверждения, профессионального роста педагога очень Важно общение среди своих коллег. Часто нам не хватает время для этого. Сетевые сообщества учителей помогают педагогам в удобное для них время, имея доступ к сети интернет, общаться со своими коллегами.
Сетевые сообщества педагогов - это лесенка профессионального роста, возможность добиться успеха!

Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя

Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду.

В. Путин


Профессиональное сетевое сообщество

это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • обмен опытом учения-обучения;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

Виды сетевых профессиональных сообществ учителей :

  • Монопредметные;
  • Надпредметные;
  • Мультипредметные;
  • Федеральные, региональные, муниципальные, школьные

С етевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности :

  • дистанционное обучение в рамках сообщества;
  • обучающий семинар
  • виртуальная конференция
  • конкурс
  • проект
  • акция
  • "Мастерская", или мастер-класс
  • опрос
  • обсуждение в чате
  • фестиваль проектов
  • телеконференция
  • проектировочный семинар
  • создание веб-страниц и т.д.


http://pedsovet.org/ Всероссийский Интернет-педсовет

  • Основная цель - информирование .
  • Сайт является средством массовой информации под названием «Педсовет / Pedsovet.org». Здесь можно познакомиться с сообщениями ведущих средств массовой информации, новостями и пресс-релизами, подготовленными авторами Педсовета.
  • Редакция ведет календарь всех значимых событий в области образования - конференций и акций, объявления о конкурсах и семинарах.
  • Каждый участник педсовета может самостоятельно добавлять анонсы о своих событиях.

  • На портале собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тысяч). Сеть творческих учителей - это портал, на котором впервые в российском образовательном Интернете была создана и реализована система открытой общественной профессиональной экспертизы .
  • В результате работы портала создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников.
  • Это активно работающие сообщества, мастер-классы, профессиональные конкурсы, Методический марафон и многое другое…

http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей


http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества

  • Национальный фонд подготовки кадров создал специализированный сайт "OpenClass.ru", с тем чтобы:
  • обустроить удобное место для жизни и работы учителей, их учеников и родителей;
  • обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета на нашем сайте;
  • способствовать привлечению участников в сообщества, организовывать проекты для школьников;
  • обсуждать насущные проблемы в блогах, помогать друг другу и советовать.

Сайт "Сетевого образовательного сообщества RusEdu" входит в группу образовательных сайтов RusEdu, которая включает в себя множество сайтов образовательной и педагогической тематики.

Это виртуальный методический комплекс, где педагоги могут обменяться опытом, показать себя и узнать других. Здесь можно найти разработки педагогов, новости образования, дебат- клуб, архив учебных программ, есть методическая копилка.

http://rusedu.net/

Информационно-образовательный портал RusEdu


Портал является некоммерческим информационным ресурсом Российского Интернета и ориентирован в первую очередь на тех, кто профессионально связан со сферой образования, хотя полезную для себя информацию здесь смогут найти и родители учащихся, и сами учащиеся.

На сайте вы найдете Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО

с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудования, информацию о Экзаменах, Тематические планы, Поурочные планы, Методическую копилку.

http:// www.ucheba.com/index.htm

Образовательный портал Ucheba.com


Профессиональное сообщество учителей и педагогов России. Организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий. Есть методическая библиотека (презентации, разработки уроков, учебно-исследовательские проекты, тесты, внеклассные мероприятия). Организована работа форумов на актуальные для педагогов темы. Есть большое количество материала для скачивания. Каталог включает разделы: для администрации, точные науки, гуманитарные науки, общественные науки, иностранные языки, воспитание, специалисты и другие. Возможна публикация собственных материалов. Есть раздел «Ваши работы». Можно подписаться на рассылку новостей сайта. Есть свой Интернет-телеканал для работников образования.

http://www.zavuch.info /

Завуч. Инфо


это: множество разнообразных Конкурсов для школьников от начальных классов до старшеклассников! Всероссийские дистанционные Олимпиады по предметам для школьников. Всероссийские Марафоны для детей. Открытые всероссийские Фестивали для учащихся. Возможность для педагога стать организатором всероссийского мероприятия. Возможность родителям и школьникам получить советы психолога, педагога, узнать профессиональное мнение по тому или иному вопросу. Возможность выиграть ГРАНТ на обучение в ВУЗЕ. Возможность заказать Сертификат участника всероссийской Олимпиады или Конкурса для школьного портфолио. Возможность заказать профессиональную рецензию на творческие работы учащихся от лучших преподавателей Санкт-Петербурга.

http://www.minobr.org /

Портал МИНОБР.ОРГ


http://www.socobraz.ru /

Сетевое сообщество Соцобраз

Сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования» Основная цель данного проекта заключается в объединении усилий всех, кто заинтересован в том, чтобы российские школьники получали качественные знания и достойное воспитание, становились гармонично развитыми личностями. Это интерактивная площадка для обмена опытом и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников.


Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру является частью информационно-образовательного портала RusEdu, созданного в 2004 году. В настоящее время портал насчитывает множество сайтов, объединенных одной тематикой - образование и обучение. Данный сервис - это большой шаг в использовании ИКТ в образовательной деятельности, т.к. сочетает в себе элементы социальной сети с обширными мультимедийными возможностями. Предназначено для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации. Есть форум, группы (тематические площадки), блог, диспуты, чат. Сообщество содержит в себе более 30 групп (различная тематика и направления - администрация, классные руководители, предметники и т.д.). Презентации, программы, разработки уроков внутри каждой группы. Много аудио- и видео файлов в свободном доступе. Можно опубликовывать собственные материалы, и даже создавать группу.

http://metodisty.ru /

Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»


http://www.proshkolu.ru /

ПроШколу.ру

Это бесплатный школьный портал. Каждый учитель и каждый ученик, каждая школа и каждый класс имеет возможность представить себя в сети Интернет. Можно посетить предметные клубы учителей, посмотреть на свою школу из космоса, пообщаться с тысячами школ, учителей и учеников, разместить видео, документы и презентации, опубликовать краеведческую информацию, создать фото-видео галереи, блоги и чаты школ. Есть раздел «Источник знаний», где можно пройти тесты по разным предметам. Имеется возможность публикации собственных материалов. Каждый учитель может создать свою страницу с методической копилкой, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, уроки, внеклассные мероприятия.


Целью сообщества является использование потенциала учителей-новаторов и лучших педагогических коллективов для организации общественной экспертизы основных компонентов стандарта общего образования второго поколения. Для участия в работе Интернет-сообщества необходимо зарегистрироваться.

http:// www.schoolexpert.ru/main

Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество


В основе сайта лежит идея взаимопомощи: "учитель, помоги учителю!" Наличие на ресурсе педагогического сообщества ЦОР: презентации, программы, разработки уроков. Есть форум и переписка. Есть разделы по предметам, для общей осведомленности, новости, завучам и т.д. Обсуждается и рассказывается все и обо всем, что связано со школой и педагогической деятельностью. В обсуждении могут участвовать не только учителя, но и ученики, родители. Каждый зарегистрированный пользователь может разместить на этом сайте любой, полезный, на его взгляд, материал: от комментария и ссылки до собственного учебника. Свидетельство о публикации собственных материалов платное.

http://pedsovet.su /

Сайт Интернет-сообщества учителей


http:// www.numi.ru/index.php

Методический центр NUMI.RU

Сайт является средством массовой информации. Он ориентирован на работников дошкольного воспитания, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования. Но он может быть полезен и для родителей, студентов, научных сотрудников.


http:// edu-reforma.ru/index/0-23

Факультет «Реформа образования» образовательного портала «Мой университет». Клуб педагогов

Предоставляет площадку для общения и обмена опытом, а также обширные возможности всем, кто занимается и интересуется обучением детей и реформой образования. Есть выделенная предметная (тематическая направленность) - для экспертов конкурса «Активные методы обучения».


http://edugalaxy.intel.ru/ образовательная галактика Intel

  • Создатели ресурса решили объединить разносторонние и разноплановые on-line ресурсы, которые предлагаются в рамках образовательных программ Intel, в единое пространство,
  • добавить к этому среду для общения педагогов-единомышленников между собой и с внешними экспертами посредством блогов и форумов.
  • В числе экспертов - методисты и тьюторы наших программ, сотрудники Intel, внешние консультанты, технические гуру и журналисты. Материалы портала полезны теоретикам и практикам, молодым учителям и педагогам с большим стажем.

www.eun.org

Еропейская Школьная Сеть

Еропейская Школьная Сеть - это международное сообщество более чем 26 Европейских Министерств образования, целью которого является внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование Европы.


В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников. Одним из известных школьных сайтов является «Школьный сектор» Это сообщество учителей и учащихся, основными задачами которого являются осуществление постоянного взаимодействия со школами по накоплению и обмену опытом сетевой образовательной деятельности, информационной и методической поддержки учителей школ. Министерство образования РФ, Федерация Интернет образования предлагают другую форму общения работников образования.

www.school-sector.relarn.ru

«Школьный сектор»


Сообщество e-Learning PRO призвано объединить профессионалов, которые работают в области электронного обучения в целях развития этого направления в России.

Каждый участник сообщества вовлечен в обмен знаниями и опытом проектирования, разработки и организации электронного обучения и имеет доступ к материалам, необходимым для развития успешного проекта и расширения собственных знаний, навыков и опыта.

Став участником сообщества, мы получаем возможность:

Общаться с коллегами, которые решают те же задачи, что и вы;

Получать бесплатные электронные книги, исследования и документы по электронному обучению;

Участвовать в создании новых знаний и методик;

Получать информацию о вебинарах, семинарах и конференциях.

http://www.elearningpro.ru /

Сообщество e-Learning PRO


http://www.mir-konkursov.ru /

Проект "Мир конкурсов"

является одним из лидеров в сфере организации и проведения дистанционных интеллектуальных и творческих состязаний на территории России и стран ближнего зарубежья. Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать мероприятие как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей. Задания конкурсов можно выполнять не только в школе, но и дома. Победители и участники получают дипломы и грамоты для пополнения своего Портфолио достижений. Все педагоги получат благодарности. Лучшие работы выставлены в Галерее.


http://www.k-yroky.ru /

Сайт К-уроку.ru


http://nayrok.ru /

На сайте находится большое количество ценной информации для учителей любого предмета.


http://www.uchportal.ru /

Учительский портал На Урок.ру

Учительский портал был, есть и всегда будет бесплатным сообществом учителей- предметников. Все материалы, представленные на портале, бесплатные, подтверждение о публикации также выписывается бесплатно, но при соблюдении определѐнных правил.


http://www.uchmet.ru /

Учебно-методический портал

Качество и актуальность работ – приоритет портала. Сайт удобен и прост в использовании.


http://nsportal.ru /

Зарегистрировавшись, Вы сможете: Создать свой персональный мини-сайт. Разместить на мини-сайте свое портфолио и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ и Сертификат о создании персонального сайта.


http://metodsovet.su /

Методический портал учителя Методсовет

Активные, творческие учителя создали этот портал для своих коллег. Здесь Вы найдете не только нужные и полезные разработки и материалы, но и доброе, приятное общение на Форуме.


http:// pedmir.ru/index.php

Педагогический мир

Сайт методического издания Предназначен для педагогов дошкольного образования, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования. Педагоги, опубликовавшие свои методические разработки в издании, могут получить свидетельства о публикации своего материала, а также отправить свою разработку для изучения редакционно- экспертной коллегией.


http:// www.uroki.net/index.htm

UROKI.NET

Все для учителя - все бесплатно! Целью данного сайта является помощь молодым и начинающим учителям.


http:// planeta.tspu.ru/

Педагогическая планета

Сайт предназначен для сотрудников школ, ресурсных центров, управления образования, а также представители общественных и попечительских советов ОУ. На сайте есть разделы: Дистанционное обучение, сетевые проекты, дистанционные конференции, фестивали, олимпиады, педагогические лаборатории.


http://www.edu-all.ru /

Портал "ВСЕОБУЧ"

Справочно-информационный образовательный сайт по всем видам образовательных учреждений Москвы и регионов России. Поиск, рейтинг, отзывы, комментарии.


  • Сайт позволяет обмениваться опытом и информацией, связанной с педагогической деятельностью.
  • Участником может стать любой педагог, принимавший участие в конкурсе "Открытый урок" или "Портфолио".
  • У каждого педагога, зарегистрированного на сайте, имеется свой личный кабинет, где находятся все работы его и его учеников, когда-либо участвовавшие в конкурсах этого сайта.
  • Учитель также может в своем кабинете публиковать любой материал, связанный с его деятельностью. Каждый имеет возможность зайти на нужную ему страничку сайта и выбрать нужный ему материал.
  • Также есть возможность связаться с автором работ. Можно не только просматривать работы других преподавателей, но и использовать их, ссылаясь на автора.

http://www.rospedclub.ru/ официальный сайт Региональной общественной организации "Клуб учителей "Доживем до понедельника»

  • На сайте ведется работа по поддержке творческой и инновационной деятельности педагогов, созданию условий для всестороннего развития детей и подростков.
  • Цель проекта - поддержка творческой и инновационной деятельности педагогов, создание условий для всестороннего развития детей и подростков


Посмотрите на своих учеников! Это Дети Света! Звёздные дети! Так станьте же для них Звёздным Учителем! Дети Света нуждаются в Учителе Света. Ищите свет, и он к вам придёт. Ваша устремлённость - это шаг к свершению

Ш.А. Амонашвили

– это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные педагогические сетевые сообщества

Следует поддержать развитие сетевых педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом,
всего того, что формирует профессиональную среду.
В. Путин

В современных условиях без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда (ИОС). Именно она позволяет системе образования модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Интерактивное взаимодействие «человек – компьютер» становится основой современного образовательного процесса.

Под информационно-образовательной средой мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих обучение:

  1. наличие системы средств «общения» с информацией;
  2. наличие системы для самостоятельной работы с информацией;
  3. наличие интенсивных связей между участниками образовательного процесса познавательной учебной деятельности.

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Цели сетевого сообщества:

  1. создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  2. организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  3. инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  4. обмен опытом учения-обучения;
  5. распространение успешных педагогических практик;
  6. поддержка новых образовательных инициатив.

Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами (участниками) и ситуациями, которые помогают думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

  1. Совместное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.
  2. Толерантность . Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.
  3. Освоение децентрализованных моделей . От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно время. Каждый член сообщества может выполнять свои операции.
  4. Критичность мышления . Коллективная, общая деятельность множества участников, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.

В сетевых педагогических сообществах можно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности:

  1. Обучающий семинар
  2. Виртуальная конференция
  3. Конкурс
  4. Проект
  5. Акция
  6. Виртуальная экскурсия
  7. "Мастерская" или мастер-класс
  8. Опрос
  9. Обсуждение в чате
  10. Фестиваль проектов
  11. Телеконференция
  12. Проектировочный семинар

Кадровый анализ педагогов – участников различных профессиональных сообществ убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 85% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.

Участвуя в различных педагогических сообществах, учитель имеет возможность:

  1. обучаться и приобретать знания, умения и компетенции;
  2. получать самую современную информацию по интересующей теме;
  3. иметь доступ к методической базе разработок;
  4. общаться с коллегами на различных форумах;
  5. получать квалифицированные консультации и советы экспертов;
  6. участвовать в работе профессиональных сообществ;
  7. публиковать свои материалы;
  8. принять участие в обсуждении опубликованных материалов;
  9. участвовать в профессиональных конкурсах и др.

Коротко о некоторых педагогических сообществах.

Сеть творческих учителей. Крупнейший учительский Интернет – проект России. Чтобы быть в курсе происходящего на портале, пользователю достаточно подписаться на рассылки. При этом в электронный почтовый ящик попадают не ссылки, а полные тексты сообщений на избранных пользователем форумах. На портале собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок. В результате работы портала создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ – фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы, Методический марафон и многое другое…

"Педсовет.су" педагогическое интернет – сообщество – педагогический совет. В основе сайта лежит идея взаимопомощи: "учитель, помоги учителю!" На сайте вы можно опубликовать свой авторский материал и получить свидетельство о публикации электронного ресурса. Можно принять участие в различных профессиональных конкурсах (и что ценно: не только в учебном году, но и летом, когда учитель может максимально применить свой творческий потенциал). Получить квалифицированную помощь в решении ваших проблем. Познакомиться с образовательными новостями и др.

Учительский портал. Хорошая база качественных методических разработок. Публикация авторских материалов на Учительском портале направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом. За учебный год автору бесплатно выдаётся только одно подтверждение о публикации .

Интернет-государство учителей . ИнтерГУру – это открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой. Каждая Территория ИнтерГУру ведет свой рейтинг и определяет оригинальные номинации, которые описываются в ее Положении. Цели проекта: оказание поддержки профессиональной деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и поддержка новых образовательных инициатив.

Методисты. Цель: создание условий для самореализации и профессионального роста учителей. Задачи: обобщение, распространение и обсуждение методических аспектов методики обучения и воспитания в начальных классах; обмен опытом в применении современных педагогических технологий, методов и приемов обучения и воспитания; возможность найти единомышленников, общаться с коллегами и единомышленниками.

Возьмемся за руки, друзья…

Как современному учителю идти в ногу со временем, быть в курсе последних новинок развития науки, актуальных событий в области педагогики и методики преподавания предмета? Можно пройти обучение на курсах повышения квалификации (Увы, скорее всего, не чаще одного раза в пять лет). Можно постоянно следить за информацией в газетах, журналах, книгах, сети Интернет. Можно получить ответы на свои вопросы, посетив методические семинары для педагогов-предметников. Но где учителю найти время на все это, ведь в сутках всего 24 часа?

Мы предлагаем вам универсальный способ решения ваших профессиональных проблем, который значительно сэкономит ваше время. Сетевые профессиональные сообщества педагогов - отличный вариант непрерывного повышения квалификации, постоянного общения и обмена знаниями с коллегами, представления своего собственного опыта.

Участники сетевых сообществ приобретают умения размещать информацию в сети Интернет с использованием различных сетевых сервисов. А также представляют свой уникальный педагогический опыт и получают отзывы коллег. Совместными усилиями создается общая копилка методических и дидактических материалов.

Преимущества подобной организации сетевого образовательного пространства очевидны. Сообщества предлагают:

  • условия для информационного обмена и эффективного сотрудничества педагогов,
  • отличный вариант заявить о себе, своих находках и своем опыте,
  • замечательный стимул для творчества и развития, имеющий мотивационное и вдохновляющее значение.
Предлагаем вам краткий обзор наиболее популярных в педагогической среде сетевых сообществ.

Порталы сообществ

Сеть творческих учителей

Также для вас станет доступна Подписка на электронную рассылку новостей портала и его сообществ.

Открытый класс

Портал сетевых педагогических сообществ Открытый класс - это открытая площадка для общения, обучения и обмена знаниями педагогов.

Соцобраз

«СоцОбраз» - это интерактивная площадка для обмена опытом социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных психологов, учителей, методистов, и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников. Вне зависимости от места проживания теперь у всех жителей России есть возможность задать вопрос лучшим специалистам - психологам, социальным педагогам, учителям, которые принимают участие в проекте, и получить доступ к цифровым образовательным ресурсам.

Одегова С.П. ,

Яковлева В.В. , методист МОУДПОС Центра информационных технологий

Задание для участников

  1. Вы можете опубликовать свое мнение о проблемах, поднятых в статье, на вкладке Обсуждение .
  2. Если у вас есть личный опыт участия в сетевых педагогических сообществах, представьте его описание в отдельной статье ТолВики (см. Создание статьи и Редактирование статей в разделе Справка). После создания статьи оформите внутреннюю ссылку на нее в разделе Опыт участников семинара (ниже). Не забудьте в конце статьи указать [[Категория:Дистанционный семинар март 2010]] и оставить свою подпись.
  3. Приглашаем вас обсудить в блоге семинара следующие вопросы (см. Инструкцию по размещению комментария в блоге):
    • Вы познакомились с различными сетевыми педагогическими сообществами. Что Вам показалось полезным? Укажите, в каком сетевом сообществе Вы хотите принять участие?

Опыт участников семинара

  • Из опыта участия в сетевых сообществах, IT 74 --Ведяскина 21:56, 11 марта 2010 (SAMT)
  • Опыт участия в сообществах , --Людмила Ошкина 10:03, 14 марта 2010 (SAMT)
  • Опыт участия в сетевых педагогических сообществах ,--Стуликова А.А. , IT33 Три девицы , 13:59, 17 марта 2010 (SAMT)
  • Опыт участия в сетевых сообществах, посвященных обучению и воспитанию детей с ОВЗ (детей с синдромом Дауна) , --Васюк Полина 14:04, 20 марта 2010 (SAMT)
  • Опыт работы в сетевых сообществах --Локтева Наталья Викторовна 04:48, 21 марта 2010 (SAMT) IT16 Сердца четырёх
  • Все познается в сравнении… , Перец Елена Анатольевна , IT36 "Lady - Талант" 15:28 22 марта
  • Не пропасть поодиночке , Дроздова Л. Н. , IT26 Virtu-Асы , 02:30, 23 марта 2010 (SAMT)
  • Один ум хорошо, а много - лучше! , Надточий И.С. , IT26 Virtu-Асы , 22:00, 23 марта 2010 (SAMT)
  • Единение умов и рук , Дробот С.С. , IT26 Virtu-Асы , 23:50, 23 марта 2010 (SAMT)

Профессиональные сетевые сообщества

В современных условиях без новых информационных технологий уже невозможно представить нашу повседневную жизнь. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности ДОУ.

Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда. Интерактивное взаимодействие «человек – компьютер» становится основой современного образовательного процесса.

Что же мы подразумеваем под информационно-образовательной средой? Это:

    наличие системы средств «общения» с информацией;

    наличие системы для самостоятельной работы с информацией;

    наличие интенсивных связей между участниками образовательного процесса.

Основные термины

    Сообщество (от лат.communus – общий, коллективный, корпоративный) - группа людей, делающих что-то сообща.

    Интернет-сообщество - это множество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет.

    Образовательное сообщество – группа людей обменивающаяся идеями.

    Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

На данный момент времени в городском сообществе сложилась ситуация, когда скорость изменений, связанных с внедрением ФГОС не позволяет педагогам осуществлять объективный анализ собственной деятельности, поиск оптимальных и эффективных способов и приемов педагогической практики.

И решить данную проблему может общение с коллегами. Отсюда логично напрашивается вопрос: «А когда это делать?» … Ведь для общения нужно встречаться, нужно время и т.д.

Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера.

Факторы, влияющие на формирование профессионального сетевого сообщества

Выделяются три основных фактора, создающих фундамент профессионального сетевого сообщества:

    Идея. Именно идея "обрастает" предложениями, рассуждениями на тему, совместными исследованиями и проектами. Во многом именно идея пользуется той или иной степенью доверия и притягивает к себе людей определенного мировоззрения, воспитания, культуры.

    Возможность общения. Высказывание своего мнения, диалоги с людьми, занимающимися одной и той же проблемой, обсуждение. Джон Дьюи в книге "Демократия и образование" показал, что общение имеет определяющее значение для формирования сообщества, любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения, существуют критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации, того или иного сообщества".

    Условия для развития идеи .

Новым посетителям и новым членам сообщества важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества , интересна информация, которую пишут другие люди.

Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:

    Общие цели, интересы, и потребности.

    Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ.

    Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

Итак, все рассмотренные вопросы мы попытались решить, создав сетевое сообщество «Дошкольное образование» на городском образовательном портале ТолВики. Именно в рамках сообщества можно реализовать виртуальное общение.

Конечно, здесь собрались профессионалы своего дела, но в ДОУ работают также и молодые специалисты, да и самым лучшим педагогам-практикам иногда нужна помощь. На сегодняшний момент у всех педагогов есть доступ в Интернет, поэтому все могут найти необходимую информацию, но прежде, чем ее найти приходится просмотреть немало сайтов и на это уходит много времени. Куда как лучше зайти на один ресурс и там уже выбрать нужную информацию. Это может быть и разработка занятий, и правовая база и опыт работы базовых ОУ и т.д.

Рассмотрим самые популярные сетевые педагогические сообщества

Сеть творческих учителей
Сеть создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. Содержит разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также там можно пообщаться со своими коллегами.
Особенность в том, что все материалы проходят экспертизу - на портал ежедневно загружается около 200 материалов, и лишь около 15% из которых публикуется.
Изначально сеть ориентирована на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе.

Сетевое педагогическое сообщество «Открытый класс»
Проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых направлена на поддержку процессов информатизации школ, на профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ, на широкое распространение электронных образовательных ресурсов и внедрение методик использования, на модернизацию системы методической поддержки информатизации образования, дистанционное обучение и многое другое.

Интернет-педсовет
Пространство для общения учителей на расстоянии, одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Является с одной стороны, сетевым образовательным сообществом, а с другой стороны - средством массовой информации, действующей информационно-коммуникативной площадкой, отражающей состояние современного образования.

Интернет государство учителей (ИнтерГУру)
Проект Минобразования России, издательства “Просвещение”. Основная цель проекта - создание сетевого сообщества творческих учителей. Открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой. Целями данного проекта являются: оказание поддержки профессиональной деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и поддержка новых образовательных инициатив.

Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру -
Является частью информационно-образовательного портала RusEdu, созданного в 2004 году и предназначенного для удовлетворения потребностей педагогических работников в обмене информацией, общении и самореализации. В настоящее время портал насчитывает множество сайтов, объединенных одной тематикой - образование и обучение.

Letopisi.ru
Коллективная образовательная энциклопедия, предусматривающая публикацию материалов и ведение сетевых проектов.

Википедия - свободная энциклопедия

Поиск по статьям свободной универсальной энциклопедии , написанным на русском языке. Избранные статьи, интересные факты, текущий день в истории, ссылки на тематические порталы и родственные проекты.

В настоящее время число педагогических сетевых сообществ стремительно растет Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Каждый педагог может решать самостоятельно, какое сообщество выбрать для себя. Это дает ему возможность профессионального роста, начиная от простого наблюдателя жизненного процесса сетевого ресурса, до эксперта, а может и администратора собственного сообщества.