Правила добавления населенных пунктов. Понятие и виды населенных пунктов в российской федерации

Одной из целей нашего объединения является получение статуса населенного пункта.

Что это такое? Зачем это нам нужно? Будет ли нам лучше?

Множество вопросов по этой теме можно обсуждать в комментариях внизу этой страницы.

Для начала, прилагаем вашему вниманию статью, которая в деталях описывает процесс, желания и цели наших соседей в Калужской области, у которых получилось!

Фёдор Лазутин. Этапы юридического оформления экопоселения "Ковчег" как населённого пункта

Предисловие

Экопоселение Ковчег расположено в Малоярославецком районе Калужской области. Восемь лет прошло с тех пор, как у нескольких человек родилось общее намерение по его организации, и семь лет с тех пор, как на поле высадился "палаточный десант" и началось строительство первого дома.

На настоящее время Ковчег - это около 70 индивидуальных жилых домов, большой общий дом в центре, кабельное электричество, мастерские, пилорама, несколько единиц общественной техники. Ковчег - это начальная школа для детей и разнообразные занятия с ними, общие праздники, семинары, огороды, теплицы и, разумеется, пчёлы...

Трудно ли жить в экопоселении? Не так просто, конечно. В чистом поле, куда мы приехали, все вопросы приходится решать самим, создавая "с нуля", своими силами и за свои средства, и инфраструктуру, и необходимые производства, и социум. Вопросов масса, и решения приходится искать самостоятельно, беря на себя полную ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких. В условиях, когда всё зависит только от тебя и неудачу не удаётся списать на "дядю" или на "систему".

Но нам нравится! И жизнь по-другому уже не представляется возможной. Без своей земли со своим садом и огородом, без чистого воздуха, без родниковой воды, без пения птиц и тишины вокруг. Без спокойного и дружелюбного пространства, в котором хочется жить самим и растить своих детей.

Более того, с идеями экопоселения и Родового поместья мы связываем не только своё будущее, но и будущее многих людей, если не всей нашей с вами планеты. А есть ли иной путь? Кроме возвращения людей к разумной и здоровой жизни на Земле, отказа от излишнего потребления, несущего разрушительное воздействие для неё, восстановления иных ценностей, кроме огромных коттеджей и дорогих лимузинов.

Однако стоит добавить, что данный текст представляет собой описание схемы оформления, которой мы следовали, но отнюдь не историю наших хождений по инстанциям. Можно было бы живописно описать огромное количество интересных и курьёзных случаев, происходивших с нами по ходу этого процесса, но это сделало бы данную статью произведением совсем иного жанра и превратило бы её в целую книгу. (Здесь у многих читателей, имевших подобный опыт, на лицах должны появиться понимающие улыбки).

Сознательно избирая путь сухого изложения, автор просто описывает конкретные шаги, которые мы сами предпринимали, добиваясь официального статуса населённого пункта. Но за этими шагами - пройденный нами живой опыт, пачка документов с печатями и, в конечном итоге, полученный статус населённого пункта. Автор будет очень рад, если эта информация хоть в чём-то окажется вам полезной.

Этап первый: что такое экопоселение?

Создание детальной, тщательно проработанной концепции экологического поселения является самым важным и ответственным этапом всей процедуры его организации. Всё остальное - место расположения, структура, юридическая форма, люди, которые к нему притянутся, будут, по большей части, лишь следствием изначально заложенного образа. В идеале создание образа должно быть в основных чертах завершено не только до момента выбора юридической формы поселения, но и до начала оформления земельного участка.

Опыт показывает, что чем больше вопросов будет решено и согласовано внутри коллектива (инициативной группы) на самом первом, организационном этапе, тем проще и эффективнее будет путь развития поселения в дальнейшем. И наоборот, нерешённые или упущенные моменты имеют тенденцию превращаться в "мины замедленного действия", которые могут, по истечении времени, привести к очень сёрьёзным проблемам, если не к распаду всего начинания.

А поскольку часто бывает, что свои заявления и договорённости люди через несколько лет вспоминают по-разному, то эти договорённости должны быть обязательно зафиксированы на бумаге в виде конкретных документов.

Примерный список вопросов, требующих общего согласования:

  • Суть поселения. К примеру, мы в "Ковчеге" создаём экологическое поселение, состоящее из Родовых поместий;
  • Приблизительные размеры будущего поселения. На сколько человек (участков) рассчитано;
  • Проект поселения: размеры и форма индивидуальных участков, ширина дорог и проездов, наличие (или отсутствие) общей территории;
  • Будет ли в поселении инфраструктура: планируются ли дороги (если да, то с каким покрытием), электричество, газ и так далее;
  • Место расположения (приблизительно) - область, район, направление и расстояние от города (конкретного или любого);
  • Характеристики места расположения: наличие водоёма, реки, леса, подъездных дорог, расстояние от центральных трасс и так далее;
  • Будут ли общие правила, действующие на всей территории поселения (в области экологии, этики, социальных отношений). Если да, то какие (хотя бы самые главные);
  • Каким образом данные правила будут приниматься (изменяться) в дальнейшем, как будет осуществляться контроль за их выполнением;
  • Статус участков (у нас - Родовых поместий), расположенных на территории поселения (целевое назначение, неделимость, возможность (невозможность) свободной продажи и проч.);
  • Требования к человеку, имеющему участок на территории поселения. В том числе: скорость освоения, высадка растений, строительство дома, постоянное проживание и так далее;
  • Процедура приёма новых людей в поселение (очень важно!). Наличие (или нет) испытательного срока, наличие права участия в принятии решений во время испытательного срока;
  • Процедура смены владельца участка (такие случаи неизбежно возникают);
  • Процедура исключения людей, действия которых несут опасность для поселения (или отсутствие таковой процедуры);
  • Механизм принятия решений (общее собрание, правление и так далее), как и каким числом голосов принимаются решения;
  • Механизм воплощения принятых решений в жизнь;
  • Юридическая форма экологического поселения.

Этот список можно дополнить, но основные вопросы в нём обозначены.

Наше представление об экопоселении, состоящем из Родовых поместий, достаточно полно изложено в статьях "Юридические вопросы оформления экопоселения Ковчег" и "Как мы оформляем землю", которые мы и рекомендуем нашему читателю, а сами перейдём к следующему этапу.

Этап второй: выбор пути оформления

Для нашего поселения с самого начала был выбран путь оформления как сельского населённого пункта с участками под личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Эта юридическая форма, с нашей точки зрения, на настоящий момент наиболее полно соответствует сути экопоселения. Почему?

ЛПХ бывают двух видов - в черте населённого пункта (приусадебный участок) и на землях сельскохозяйственного назначения (полевой участок). В первом случае на нём можно строить жилой дом и регистрироваться, что нам и требуется. Во втором случае - только заниматься сельским хозяйством.

Плюс к этому, земельный участок со статусом ЛПХ предназначается для самообеспечения продуктами сельского хозяйства, но не как источник предпринимательской деятельности. А значит, ведение ЛПХ не требует никакой дополнительной регистрации и документации (как, например, в случае КФК - крестьянско-фермерского хозяйства). Кроме этого, все излишки продукции, выращенной на ЛПХ, можно свободно реализовывать.

Итак, статус личного подсобного хозяйства в черте сельского населённого пункта (приусадебный участок) даёт возможность строить на участке дом, прописываться в нём, и выращивать продукцию как для собственных нужд, так и на продажу. То есть максимально соответствует идее Родового поместья.

И всё же статус Родового поместья, с нашей точки зрения, имеет ряд своих особенностей в дополнение к тем, которые даёт статус ЛПХ в черте населённого пункта. А именно определённое целевое назначение, неделимость, невозможность свободной продажи и так далее. Понятие экопоселения как совокупности Родовых поместий также подразумевает ряд особенностей, отличающих его от ныне существующих сельских населённых пунктов.

Ведь современные деревни (по крайней мере те, которые расположены рядом с нами) имеют такой же статус - сельских населённых пунктов с участками под ЛПХ, но экопоселениями в нашем понимании никак не являются.

А это значит, что идея экопоселения подразумевает возможность введения дополнительных требований, по сравнению с общепринятыми, в сферах воздействия на окружающую среду, социальной структуры и этики, а также статуса индивидуальных участков. Без наличия такой возможности называть новый населённый пункт экологическим поселением, а участки - Родовыми поместьями будет неправомочно.

В экопоселении "Ковчег" этот вопрос решается таким образом:

На настоящий момент по решению Общего собрания НП "Ковчег" участки, входящие в территорию поселения, в индивидуальную собственность не оформляются. Это сделано для того, чтобы сохранить идею экологического поселения в том виде, в каком она была задумана (и прописана в уставе НП "Ковчег"), и не допустить изменения статуса Родовых поместий, а также (что очень важно!) торговли ими. Весь земельный участок (площадью 121 га), на котором располагается поселение, остаётся на НП "Ковчег", которое, собственно, и состоит из хозяев поместий. То есть получается определённая форма совместного владения землёй и совместной ответственности за неё.

Право владения индивидуальными участками, находящимися на территории экопоселения, определяется договорами, который которые заключаются между НП "Ковчег" и его членами - хозяевами участков. Над формой договоров в данный момент ведётся работа.

Поскольку НП "Ковчег" состоит из хозяев участков, входящих в территорию поселения (сейчас это 79 человек), а все решения принимаются на Общем собрании тремя четвертями голосов, то тем самым мы не только сохраняем идею экологического поселения, но и создаём механизм настоящего самоуправления.

Так эти вопросы решается у нас. Могут быть и другие варианты их решения, и выбор остаётся за вами. Главное, чтобы они работали.

Этап третий: получение права на земельный участок для будущего поселения

Здесь имеется два основных варианта:

1. Выкуп участка у владельцев паёв, фермеров, иных лиц или организаций. Процедура выкупа хорошо известна, и останавливаться на ней мы не будем.

2. Получение участка у государства. Поскольку мы шли именно этим путём и считаем его наиболее перспективным, то поговорим о нём поподробнее.

По современным законам, право на получение земельного участка имеет как физическое, так и юридическое лицо. Все свободные земли находятся в фонде перераспределения, информация о составе которого считается открытой. Для получения земельного участка требуется заявление на имя главы администрации с указанием места расположения участка, площади и цели, под которую он берётся. После этого необходимо получить согласие главы администрации и органа местного самоуправления (собрания депутатов). Далее, после подписания соответствующих бумаг, участок выставляется на аукцион, и если в положенный законом срок после публикации в газете появляются дополнительные претенденты, участок "разыгрывается" между ними. Победитель заключает договор аренды земельного участка, а через три года, в случае целевого использования, получает право выкупа этого участка в собственность.

Вся эта процедура не такая уж сложная, мелкие детали описывать не имеет смысла, тем более что они могут отличаться в разных районах и областях. Информацию о процедуре в виде чёткой последовательности действий должны давать соответствующие чиновники (работники земельного комитета, комитета по имуществу и других структур), в обязанность которых входит оформление соответствующих документов. В реальной жизни так оно по большей части и происходит, но при одном условии. Если идёт указание "сверху", от главы администрации.

На настоящий момент очень большие полномочия переданы в местное самоуправление, но у глав администраций сельских поселений нет ни штатов, ни финансирования для реализации этих полномочий. Поэтому настоящими "хозяевами" почти всех государственных земель являются главы администрации районов. Именно они и "дают добро" на распределение свободных земель, а также на беспрепятственное их оформление.

Итак, примерная последовательность шагов (как это было у нас):

1) Создание инициативной группы (у нас было восемь человек, из которых четверо через некоторое время вышли, но за это время появились другие). Составление общего видения будущего поселения. Написание первого официального документа - протокола о намерениях.

2) Выбор приблизительного места расположения поселения (Калужская область). Поиск земли. У нас это произошло очень быстро - в первую же поездку мы познакомились с главой администрации Малоярославецкого района, который нам сразу чисто по-человечески очень понравился. Поэтому, несмотря на его отказ (причины которого описаны в конце данной статьи), мы решили проявить настойчивость. А именно, в течение месяца готовили обоснование экопоселения, собирали информацию по различным программам, которые в поселении могут быть реализованы, приезжали и разговаривали. В конце концов глава администрации (Квасничко Юрий Михайлович - с огромной благодарностью упоминаем его имя!) решил пойти нам на встречу и сказал, что землю выделит.

3) Поиск конкретного участка. Глава администрации района дал указание главе земельного комитета найти подходящее место из свободных земель. Нам было предложено на выбор три варианта (буквально, сели в машину с главой земельного комитета и целый день ездили). Мы выбрали четвёртый. То есть проехали по тем же полям ещё раз со специалистом (почвоведом, геологом и геоботаником в одном лице - моим старинным другом), и он сказал: "А нельзя ли взять вот то поле, что в километре от предложенного?". Оказалось - можно. Его и взяли. Спасибо тебе, Дима!

4) Регистрация юридического лица по месту организации экопоселения. (у нас - в Малоярославецком районе). Непростая и очень ответственная работа над уставом НП. Через два года мы его ещё слегка подправили и перерегистрировали.

5) Написание заявление на имя главы администрации о выдаче земельного участка для таких-то целей.

6) Районное собрание депутатов - поручение земельному комитету подготовить соответствующие документы по согласованию места размещения экопоселения.

7) Оформление акта выбора земельного участка (готовится земельным комитетом и подписывается в основных районных инстанциях, таких, как СЭС, архитектура и так далее).

8) Районное собрание депутатов - постановление о согласовании места размещения поселения и разрешение на проектно-изыскательские работы.

При оформлении земельного участка для организации экологического поселения необходимо учитывать одно немаловажное обстоятельство, касающееся категории земель. Суть в том, что каждый земельный участок у нас в стране причислен к определённой категории, каждая из которых подразумевает определённые виды разрешённого использования. Вопрос перевода участка из одной категории в другую решается на уровне субъекта федерации (области) и требует довольно-таки серьёзной работы.

Как это нас касается?

Если выбранный под поселение участок земли относится к категории поселковых земель, то проблем вообще никаких - оформляй участки, стройся, прописывайся. Но это бывает крайне редко (к примеру, земли очень большой исчезнувшей деревни). Чаще всего нам приходится иметь дело с землями сельско-хо-зяйст-вен-ного назначения, на которых строить жилые строения запрещено (есть случаи, кода людям удавалось прописаться на землях КФХ и садово-дачных кооперативов, но это скорее исключение, чем правило).

То есть участок земель сельскохозяйственного назначения район не имеет формального права выдать в аренду для организации на нём населённого пункта. Как с этим быть?

Здесь имеется два варианта.

В первом варианте (по которому мы с самого начала и шли) заинтересованная организация, имея на руках соответствующие постановления районного собрания, занимаемся переводом земельного участка в разряд земель поселений и организацией населённого пункта. И только после того, как вся работа будет проделана, заключается договор аренды. Процедура вполне логичная, но имеющая ряд минусов. Каких?

Процесс организации населённого пункта может сильно затянуться, а нормальных прав на участок в это время у вас нет (постановления районного собрания дают только частичные права);

Никакой деятельностью на участке до его полного оформления заниматься нельзя (ни сажать деревья, ни тем более строить);

Руководство района может смениться (как это было в нашем случае), а рассчитывать на хорошие взаимоотношения с новым не всегда приходится;

В случае нашего поселения, к примеру, пока мы занимались оформлением населённого пункта, наши 121 га в составе восьми тысяч гектаров разорившегося совхоза передали в аренду новой коммерческой организации. Эту проблему мы решили и участок вернули (поскольку налицо была явная ошибка района), но было очень неприятно. Поэтому мы решили перейти на другой вариант оформления.

В этом (втором) варианте заинтересованное лицо сразу становится правообладателем земельного участка и лишь после этого начинает процедуру изменения категории и оформления населённого пункта. В договоре аренды может стоять любая сельскохозяйственная деятельность, такая, как садоводство, пчеловодство или просто производство сельхозпродукции.

Но лучше всего, если в договоре аренды будет стоять использование земли под личные подсобные хозяйства (пока это будут полевые участки) членами организации, на которую весь земельный участок оформляется. Это может быть Некоммерческое Партнёрство (как в нашем случае) или любая другая юридическая форма.

А дальше, став правообладателями, вы можете приступить к организации населённого пункта. Но при этом очень желательно, чтобы конечная цель - организация экопоселения - была с самого начала оговорена с администрацией, и не только оговорена, но и подтверждена документально (постановлением районного собрания).

Этап четвёртый: составление проекта поселения

Для получения статуса населённого пункта необходимо изменение категории земель, на которых он будет расположен, а для изменения категории, в свою очередь, требуется основание. Таковым основанием является проект планировки территории будущего населённого пункта, согласованный соответствующими инстанциями.

Проект планировки территории (или проект поселения) включает в себя разбивку на участки, дороги, развязки и ещё кое-какие детали, но не содержит информации о расположении зданий. Проект поселения не нужно путать с генпланом, который содержит гораздо более полную и подробную информацию, но на этапе организации населённого пункта не требуется.

Проект планировки территории составляется организацией, имеющей соответствующую лицензию, на основе топографической съёмки местности в соответствии с требованиями заказчика и общегосударственных СНИПов (градостроительных норм и правил).

Рассмотрим этот вопрос чуть подробнее.

Архитекторам для составления проекта требуются:

1) Документы, подтверждающие права заказчика на данный земельный участок, либо согласие правообладателя на составление проекта;

2) Требования заказчика по планировке территории (размеры, форма, расположение индивидуальных участков и общей территории, расположение дорог и много чего ещё);

3) СНИПЫ и нормы, утверждённые соответствующими инстанциями для сельских населённых пунктов. Эти нормы легко доступны и, как правило, у архитекторов имеются;

4) Топосъёмка местности (подробная карта с горизонталями и привязкой к системе координат). Может найтись в архивах земельного комитета (материалы аэрофотосъёмки), а может и отсутствовать (как в нашем случае). Тогда нужно приглашать топографов и оплачивать их работу. Дело это для них обычное - пара человек на несколько дней при площади участка в 100 га. С нас в своё время (2002 год) за эту услугу хотели взять что-то около 300 тысяч рублей, но мы нашли вариант за 35 тысяч.

В составлении проекта поселения нет ничего сложного. Он содержит копию лицензии, десяток листов стандартного содержания (сечения дорог и проч.), пояснительную записку (составляется с участием заказчика) и собственно план планировки территории.

Последний представляет собой единственную трудоёмкую часть проекта и делается архитектором, самое большее, неделю.

С нас за проект, так же как и за топосъёмку, просили каких-то несусветных денег (350 или 400 тысяч рублей), но мы нашли архитектора, который сделал всю работу за 25 тысяч.

Надо сказать, что подобные истории (попытки заработать на нас денег) повторялись в процессе организации населённого пункта неоднократно, но всегда находились варианты этого избежать. Поэтому на оплату всех работ по оформлению поселения мы потратили что-то около 100 тысяч рублей, тогда как государству аналогичная работа обошлась бы миллиона в два.

И этот момент требует небольшого комментария.

Комментарий: кто платит?

Суть его заключается в том, что организация населённого пункта - это, вообще говоря, область деятельности государства. В теории дело обстоит так: граждане (и организации, в которых они работают) платят налоги, а государство часть этих денег пускает на планирование территорий и создание инфраструктуры. Раньше (в советское время) так оно и было. Государство принимало решение об организации нового населённого пункта, далее, всевозможные проектные организации воплощали его в жизнь, после чего строились многоэтажные дома, а также выделялись участки под индивидуальную застройку.

Но теперь все проектно-согласующие организации стали коммерческими и за свою работу требуют денег, причём немалых. Поэтому государству организация населённого пункта становится в копеечку. А поскольку на настоящий момент развитие сельской местности целью не является, то и денег на организацию новых населённых пунктов в бюджете нет.

Отсюда понятно, почему глава района сказал нам сразу, что землю выделит при одном условии: что всё оформление мы возьмём на себя. По принципу "вам нужно, вы и делайте". Мы на это согласились, и честно всё делали сами. Оформляли документы, отсыпали дороги, проводили электричество... Это был наш путь. Но есть и другой, о котором поговорим чуть позже.

Этап пятый: согласование проекта поселения

После того, как проект поселения подготовлен, он должен пройти соответствующие согласования. Вот примерный их список (что проходили мы):

  • Комитет природных ресурсов области - отсутствие под отведённой территорией полезных ископаемых;
  • Дирекция по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения департамента культуры и искусства области - отсутствие памятников и археологических раскопок;
  • Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды области - экологическая экспертиза проекта поселения;
  • Отдел архитектуры и градостроительства района - согласование проекта;
  • Госсанэпиднадзор района;
  • Госсанэпиднадзор области;
  • Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД области (связано с подъездной дорогой);
  • Управление архитектуры и градостроительства области - согласование места расположения и проекта поселения;
  • Комитет по земельным ресурсам и землеустройству области.

Список необходимых согласований нам выдали в отделе архитектуры и градостроительства района, а затем дополнили его в управлении архитектуры и градостроительства области. Скорее всего, более правильно было бы обратиться с этим вопросом сразу к ним. Список и названия соответствующих инстанций могут меняться, но это несущественно. Смысл согласований понятен и вполне логичен.

Сложно ли проходить согласования? Не очень. Взяток мы никому принципиально не давали, да их особенно никто и не просил (была лишь пара случаев). Правда, всякий раз приходилось объяснять, что такое экопоселение и Родовое поместье, чего ради мы оставили город и так далее. А поскольку вопрос согласования практически никогда не решался в один день, то после второго или третьего разговора (зачастую весьма напряжённого) нам почти всегда говорили: "Молодцы ребята, хорошее дело делаете!".

Необходимо добавить, что последние два согласования проходятся в самую последнюю очередь и являются ключевыми. Это вполне логично: главный архитектор области одобряет проект поселения, а комитет по земельным ресурсами и землеустройству, проверив все документы, даёт добро на изменение категории земли. На следующих этапах оформления ключевую роль играют именно эти два документа.

Этап шестой: подготовка к Законодательному Собранию области

Дальнейшее оформление идёт по одному из двух направлений.

Направление первое: расширение уже существующего населённого пункта . Это можно сделать (как нам было разъяснено) только в случае непосредственного примыкания новых земель к землям сущест-вующей деревни. Расстояние даже в один метр не допускается. Преимущество расширения существующей деревни заключается в том, что оно не влечёт за собой создания новой административной единицы, внесения её в государственный реестр, утверждения названия и других сложных и трудоёмких процедур.

Нам пойти по этому пути не удалось - две примыкающие к экопоселению деревни оказались вычеркнутыми из списка населённых пунктов. Чтобы достоверно в этом убедиться (поскольку были сомнения), мы делали официальный запрос в комитет по имуществу области.

Направление второе: создание нового населённого пункта .

Порядок действий по созданию нового сельского населённого пункта:

1) Проведение публичных слушаний в сельском поселении, на территории которого создаётся населённый пункт. Проводится согласно процедуре, которая должна быть в сельской администрации или в районе. По своей сути публичные слушания - это сход местных жителей, которым вы рассказываете о своих планах. Результат публичных слушаний имеет рекомендательный характер.

Вопросы, которые выносятся на публичное слушание:

  • Проект планировки территории будущего населённого пункта;
  • Черта (красная линия) будущего населённого пункта;
  • Название будущего населённого пункта.

Результат проведения публичных слушаний оформляется в виде протокола.

2) Постановление Сельской Думы по тем же вопросам.

3) Постановление Районного Собрания депутатов по тем же вопросам.

4) Проведение консультативного опроса граждан вновь создающегося населённого пункта по вопросу утверждения его названия. Процедура также должна быть в администрации сельского поселения или района.

5) Составление двух пояснительных записок:

a) К проекту закона области "Об образовании нового населённого пункта";

b) К проекту постановления Законодательного Собрания области "О присвоении наименования географическому объекту - деревне".

На этом этапе работа по сбору необходимых документов в целом заканчивается. Весь собранный пакет передаётся в юридический отдел Законодательного Собрания, специалисты которого после проверки всего пакета документов готовят вопрос к очередной сессии собрания. В процессе подготовки к сессии нас вызывали на пять комитетов, где депутаты задавали вопросы, а мы на них отвечали.

Этап седьмой: Законодательное Собрание области

Трудно себе представить, чтобы Законодательное Собрание области не приняло уже подготовленный закон об образовании населённого пункта. Но временные задержки могут быть, как это было в нашем случае. Вроде бы никто из депутатов не против, но всем хочется ознакомиться с ситуацией поближе, понять, что это за явление такое - экопоселение.

Когда поселений станет больше, проблема эта отпадёт сама собой.

Этап восьмой: утверждение названия

Этот этап проходит совсем уж без нашего участия. В чём он заключается?

Решение об образовании населённого пункта принято, но название должно быть утверждено комитетом по наименованию географических объектов РФ (за точное наименование этой инстанции не ручаюсь). Только после этого закон окончательно вступает в силу.

Далее документы направляются "вниз" - в администрации района и сельского поселения. Создание населённого пункта и изменение категории земли завершено - можно получать разрешения на строительство, строить дома и прописываться в них. Права на земельный участок (в том числе собственность и аренда) в случае перевода его в другую категорию сохраняются.

Итак, цель достигнута - оформление завершено. А нам осталось рассказать о некоторых нюансах и подвести итоги.

Взгляд назад или итоги нашего пути

Трудно ли оформить населённый пункт? И да, и нет. У нас процесс оформления занял довольно-таки много времени, года три в общей сложности, но связано это было по большей части с новизной процесса, а не со сложностью самой процедуры. Дело в том, что до нас за последние двадцать (как минимум) лет с предложениями об организации населённого пункта никто в администрацию области не обращался. А это значит, что чиновникам и представителям власти пришлось заново восстанавливать все необходимые для этого нормативы и процедуры.

К этому добавилась новизна самого понятия экопоселения, относительно большие (один гектар) размеры участков, непривычность самого процесса - возвращения людей из города в сельскую местность. Со временем, когда понятия экопоселения и Родового поместья станут привычными, а "сверху" придёт указание оформление не затягивать, дело пойдёт куда легче и быстрее.

С другой стороны, вопросом юридического оформления поселения занимаются всего один - два человека из всего коллектива. Но ведь решением этого вопроса организация экопоселения отнюдь не ограничивается. Есть ещё масса задач, решением которых могут заняться другие члены коллектива, свободные от хождения по инстанциям. В этом и заключается замечательная сила поселения как сообщества единомышленников.

Одни заняты юридическими вопросами, другие - проектированием и строительством объектов общего пользования, третьи - занятиями с детьми, четвёртые - строительством дорог и так далее. При обустройстве на новом месте задач образуется достаточно, и чем больше людей вовлечено в их решение, тем более интересной, разнообразной и устойчивой становится жизнь.

Но есть одно очень серьёзное препятствие в оформлении документов, о котором нельзя не упомянуть. Это недоверие представителей власти к серьёзности намерений и к чистоте помыслов людей, заявивших о своём желании создавать поселение. И недоверие вполне обоснованное. Дело в том, что слишком много за последнее десятилетие было разного рода профанации, пустых слов и откровенного жульничества, связанных с идеями экопоселений и Родовых поместий.

От этого становится очень грустно, но факт остаётся фактом - такие замечательные понятия, как экопоселение и Родовое поместье, на настоящий момент очень сильно дискредитированы в глазах представителей власти. Лично я знаю немало случаев, когда людям местная администрация с радостью шла навстречу и выделяла землю. А в результате, после множества красивых слов и заявлений, ссоры (вплоть до драк) с местными жителями и пустующие по много лет участки...

Я говорю об этом, поскольку не раз лично выслушивал подобные истории от представителей власти самого разного уровня. Что на это можно было ответить? Что любое новое дело начинается с трудом, что ошибки неизбежны, что есть человеческий фактор и идея тут не причём. А ещё приводил хорошие, позитивные примеры! И это действовало сильнее всего.

А ещё действовал наш собственный образ жизни. То, что мы все эти годы осваивали участки, строились, переезжали в поселение на постоянное место жительства, воплощали разные интересные проекты. В общем, делом подтверждали свои намерения. И это было самым весомым аргументом. Тем более, что в настоящий момент правительство (на словах, по крайней мере), вполне поддерживает идею расселения городов и возрождения сельской местности.

К нам в поселение не раз приезжали отдельные представители власти и целые комиссии, и уезжали под большим впечатлением от того, что после четырнадцати километров бездорожья попадали в целый посёлок с множеством домов, весёлой детворой и гостеприимными, доброжелательными людьми.

И таких посёлков становится всё больше!

Детали и обобщения

Размеры участков

При составлении проекта поселения необходимо учитывать допустимые размеры участков (минимальные и максимальные) со статусом ЛПХ в черте населённого пункта (приусадебные участки), принятые на территории данной административной единицы (сельского поселения или района). Учтите, что нормы полевых ЛПХ чаще всего другие!

Информацию лучше всего получить посредством официального запроса в комитет по экономическому развитию района или соответствующее министерство области. Следите за тем, чтобы вам выдали именно те нормативы! А не ИЖС, к примеру (так бывает). Есть информация о том, что чиновники закон об ЛПХ (как слишком выгодный для граждан РФ) часто стремятся не афишировать и даже сознательно скрывать. В любом случае, добивайтесь своего!

Строительство на участках

Пока у вас ещё нет населённого пункта, на участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, можно строить лишь небольшие строения, формально предназначенные для хранения инвентаря и первичной переработки сельхозпродукции. Это нам даже на руку. На первом этапе освоения участка, как показывает опыт, лучше и не строить капитальные дома, а заняться освоением участка, выстраиванием жизни в поселении и решением всех вопросов, связанных с обустройством на новом месте.

Жить можно в небольшом доме, который потом станет банькой, гостевым домиком или мастерской. И здесь опыт подсказывает, что за несколько лет жизни на земле представления об основном доме практически у всех радикальным образом меняются - в плане размеров, планировки, материалов, места расположения и много чего другого.

Потом, когда жизнь на участке и в поселении в достаточной степени образуется, а статус земли изменится, можно будет спокойно и не торопясь построить дом побольше, такой, как вам нужно.

Другой путь оформления населённого пункта

В градостроительном кодексе читаем (статья 46 пункт 17):

В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Это значит, что вы (группа людей), будучи правообладателями земельного участка и имея намерение на ней жить, имеете право потребовать у государства создания на этих землях населённого пункта. То есть выполнения им своих прямых обязанностей. Я, правда, пока не знаю людей, которые бы в Российской Федерации таким путём шли, но возможность эта есть, и это уже очень хорошо. В Белоруссии, насколько я знаю, такие примеры есть - там государство не только регистрирует дома, но и проводит электричество и строит дороги.

Справедливости ради необходимо сказать, что на этапе подготовки документов к Законодательному Собранию области (в исчислении нашей статьи - шестом), представители местной власти начали нам активно помогать. Это, в первую очередь, глава сельского поселения (Александр Павлович) и депутат Законодательного Собрания от нашего района (Сергей Фёдорович). Оба они неоднократно у нас бывали и для себя решили, что дело это хорошее и его нужно "двигать".

При содействии представителей власти процесс пошёл гораздо активнее и завершился быстрее.

Успешного вам воплощения ваших светлых мыслей и начинаний!

Фёдор Лазутин,
3 апреля 2009 года.
Калужская область, Малоярославецкий район, экопоселение Ковчег .

Вопросы и замечания по данной статье можно присылать по адресу: [email protected]

Первые поселения начали появляться еще в глубокой древности. Что такое населенный пункт? И какие их виды существуют сегодня?

Населенный пункт - это...

Под поселением понимают место скопления людей, которые живут в нем постоянно или же временно. Это особая территория с комплексом жилых строений и объектов инфраструктуры (дорог, трубопроводов, коммунальных, культурно-бытовых зданий и так далее).

Населенный пункт - это первичное звено в системе расселения населения определенной территории. Это может быть маленькое село, поселок городского типа, или же крупный город.

Характерной особенностью любого населенного пункта является постоянство использования его территории людьми для проживания. Если говорить о независимом государственном образовании, то одно из его поселений имеет статус центрального и именуется столицей.

Основные виды населенных пунктов

Основными видами современных населенных пунктов являются следующие:

  • город;
  • сельский населенный пункт;
  • поселок городского типа.

Городом обычно называют сравнительно крупное (по сравнению с иными населенными пунктами) поселение, жители которого преимущественно заняты в промышленности и сфере обслуживания. Города, как правило, являются административными, научными, культурными и промышленными центрами своих стран или территорий. Это - своеобразные "локомотивы" социально-экономического развития любого региона.

Однозначно ответить на вопрос, какой населенный пункт можно считать городом, современная наука не может. В былые исторические эпохи эта проблема решалась гораздо проще. Так, во времена Киевской Руси городом (градом) именовалось любое поселение, окруженное валом или крепостной оборонительной стеной. Позже статус города в Европе получали населенные пункты, которые имели право на торговлю.

Сегодня основным критерием для определения города является численность населения. Причем, для каждого государства этот параметр может быть разным. К примеру, в Дании городом может быть населенный пункт, в котором проживает всего 250 человек. А вот в Японии количество жителей в нем должно быть не менее 50 тысяч.

На сегодняшний день урбанисты классифицируют все города мира на малые (до 50000 жителей), средние (50000-100000), большие (от 100 тысяч до 1 миллиона) и города-миллионники (свыше 1 миллиона человек).

Поселок городского типа (сокращенно - пгт) - это населенный пункт, который по численности населения и другим параметрам занимает промежуточное положение между городом и селом. Понятие было введено во времена СССР. На современном постсоветском пространстве пгт сохранились практически во всех государствах, кроме Латвии, Литвы и Молдовы.

Наконец, к сельским населенным пунктам относятся села, деревни, а также станицы, аулы, хутора и т. д. Принципиальных различий между понятиями "село" и "деревня" в России нет. Хотя исторически селом называлось поселение, в котором присутствовала церковь с колокольней. На данный момент на территории Российской Федерации существует не менее 150 тысяч сельских населенных пунктов.

Зонирование населенных пунктов

В градостроительстве и землепользовании принято выделять три основных зоны населенных пунктов:

  1. Жилая (здесь расположены жилые здания, бульвары, коммунально-бытовые сооружения, а также объекты социальной инфраструктуры).
  2. Производственная (здесь находятся различные промышленные предприятия и сопутствующие сооружения).
  3. Рекреационная (здесь сосредоточены лесопарковые зоны, скверы и сады, дачные участки, водоемы и т. п.).

Заключение

Под населенным пунктом понимают территорию, на которой постоянно (или же временно, сезонно) проживают люди. Город, село, а также поселок городского типа - это основные типы населенных пунктов для России, а также многих других стран мира.

Населенный пункт - место постоянного или временного обитания людей. Это территория, застроенная жилыми и производственными зданиями, сооружениями культурно-бытового назначения.

Отделение промышленного труда от труда сельскохозяйственного привело к возникновению двух основных типов населенных пунктов - городского и сельского. В разных странах приняты различные количественные признаки, по которым то или иное поселение относится в разряд городского или сельского. Однако главные различия между ними заключаются не столько в числе жителей, сколько в функциях (экономических, культурных, административно-политических), которые выполняет населенный пункт. В Латвии, например, все поселения с численностью жителей более 2 тыс. человек считаются городскими, а вот в Молдавии значительная доля населения проживает в селах, насчитывающих более 5 тыс. жителей.

Изучение города требует особого сочетания познаний в области не только географии, но и истории, искусства и архитектуры и т. д. Каждый может открыть в своем городе какие‑то новые, никем еще не раскрытые черты. Большую роль в этом играет и экономическая география.

Что же требуется для познания экономико-географических особенностей современного города?

Важно понять и оценить его экономико-географическое положение, установить происхождение названия. Необходимо также проследить развитие города, рост численности и изменения в составе его жителей, увеличение занимаемой им территории.

Следует определить хозяйственную специализацию города и его место в едином экономическом комплексе страны. Поэтому обязательно изучаются его транспортно-экономические связи с другими городами и районами. Наконец, очень интересно выяснить перспективы дальнейшего развития родного города.

По численности населения города разделяют на малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 100 тыс. жителей) и большие (более 100 тыс. жителей). Рост числа городов с населением более 500 тыс. человек вызвал появление категории сверхбольших, или крупнейших, городов. В 1917 г. в нашей стране их было только 2, а по данным переписи населения 1979 г.- уже 45. Настоящими гигантами являются города с населением более миллиона человек.

Наша страна действительно стала страной больших городов. В общей сложности в них проживает около 50 млн человек, или почти 40% населения. На долю малых и средних городов, поселков городского типа приходится около 30 млн человек, или примерно 22% населения страны.

Большой город - это одновременно крупный промышленный центр, административный, научно-культурный центр, мощный транспортный узел. За редким исключением все столицы автономных республик, областные и краевые центры являются большими городами. В то же время другая часть больших городов, не будучи официально теми или иными административными центрами, тем не менее выполняют важные организационно-хозяйственные функции по отношению к определенному району.

Большие города накапливают не только материальные и духовные ценности. Они множат и недостатки, рождают целый ряд сложных научно-технических проблем. Одна из главных - сохранение здоровой среды обитания человека.

Малые и средние города - опора и рычаг преобразования сельского расселения, важный инструмент преодоления различий между городом и деревней. Одновременно они являются средством регулирования крупных городов, которым грозит чрезмерный рост.

С городами связана одна из важнейших особенностей современной жизни людей во многих странах мира. Их рост, увеличение доли горожан в населении, распространение городского образа жизни на деревню - все это называется урбанизацией.

По территории России, как и по всей планете, города распределились неравномерно. На севере и востоке нашей страны они отстоят друг от друга на весьма почтительных расстояниях. Иная картина вокруг крупнейших городов в обжитых районах, там, где уже сформировались мощные территориально-производственные комплексы , а также у главных портовых «входов и выходов» из страны. Здесь наблюдается тесное соседство больших и малых городов. Разрыв между ними сокращается до немногих километров. Иногда же города-соседи настолько сближаются, что начинают как бы врастать друг в друга. Сплошной полосой вдоль значительных по протяженности участков железных дорог тянутся, не прерываясь, городские поселения в Подмосковье. Здесь настоящие созвездия городов.

Группы и скопления городов, близко расположенных и тесно связанных в трудовом, культурном и бытовом отношении, называются агломерациями. В них проживает свыше 80% всех горожан страны.

Сельские населенные пункты - это поселения с относительно небольшим числом жителей, большинство которых заняты в сельском хозяйстве. К сельским относят и такие пункты, где жители заняты в лесном хозяйстве, в обслуживании транспорта и т. п. Размеры сельских населенных пунктов колеблются от крохотных, с числом жителей до 10 человек, до сёл‑гигантов с населением в 5 и более тысяч жителей.

Кооперирование мелкого крестьянского хозяйства и создание мощных сельскохозяйственных предприятий, дали толчок концентрации сельского населения в крупных селах и поселках. Этот процесс позволяет успешно решать задачу нежелательных различий между городом и деревней. В каждом из нескольких сотен тысяч имеющихся у нас в стране сел и деревень далеко не всегда экономически целесообразно сооружать водопровод и проложить канализацию, наладить электро- и газоснабжение, даже иметь школу и клуб, библиотеку и магазин. Все это доступно лишь крупным современным сельским поселкам.

Углубление специализации сельского хозяйства, его концентрация и механизация, создание агропромышленных комплексов достижимы только на базе больших сельских поселений. Вот почему основным направлением совершенствования сложившейся системы расселения сельских жителей во многих районах страны, например в Нечерноземной зоне России, является переход от сети мелких населенных пунктов к поселкам, гораздо большим по размеру и с более высоким уровнем благоустройства.

В географическом краеведении сельские населенные пункты изучаются как составная часть более крупных и сложных объектов. Проводится анализ размещения поселений в пределах данного хозяйства, дается оценка экономико-географического положения центральной усадьбы и выясняется значение каждого населенного пункта. Необходимо собрать сведения о численности жителей, их возрастном составе, занятости определенными видами сельскохозяйственного труда. Такие данные желательно иметь в динамике, т. е. за достаточно продолжительный ряд лет. Анализ завершает характеристика культурно-бытовых условий и перспектив их улучшения на селе.

Подобное изучение сельских населенных пунктов дает возможность проследить социально-экономические сдвиги на селе, помогает выявить наиболее перспективные для дальнейшего роста и развития поселения.

Россия входит в десятку крупнейших стран мира по количеству населения. Данные последней переписи, которая проводилась в 2010 году, свидетельствуют, что в стране проживает более 142 миллионов человек.

Организованное компактное проживание людей формирует населенные пункты. Основные их типы, представленные в России, - город, поселок городского типа, село, деревня, станица, хутор, аул. Формирование населенных пунктов обусловлено многими причинами. Первично поселения появляются на территориях с наиболее благоприятными климатическими и рельефными условиями, промышленным и экономическим потенциалом.

Россия - страна с довольно суровыми климатическими условиями, что, безусловно, в первую очередь влияет на формирование системы населенных пунктов. Наиболее густо заселенной территорией Российской Федерации является центральная часть.

Еще одним фактором, влияющим на расселение, считается промышленный потенциал территорий. С учетом того, что основные залежи полезных ископаемых в России находятся на ее северной территории, именно эта часть страны - наиболее промышленно развитый регион с довольно большой плотностью населения.

Рассмотрим типы населенных пунктов в РФ.

Города и села

Какие типы населенных пунктов бывают? Все поселения в Российской Федерации подразделяются на городские и сельские, что отражает основной вид занятости людей.

Доминантное население РФ проживает в городе. Такой факт объясним как социальными, так и материальными причинами. Города преимущественно являются центрами цивилизации с развитой инфраструктурой, наличием культурных и социальных объектов, более комфортными, по сравнению с сельскими, условиями жизни. Именно эти причины вызывают отток сельского населения из глубинки и практически вымирание малых сельских населенных пунктов.

Такой процесс главенствования городов над селами называется урбанизацией. Первично города в России являлись промышленными центрами, которые позволяли выжить голодающим крестьянам. Развитие этих центров привело к их разрастанию и, как следствие, увеличению численности проживающих в них. Сегодня три четверти населения страны проживает в городах.

Основной классификацией, отражающей типы населенных пунктов, является классификация, связанная с численностью населения.

Характеристика городов по численности населения

Общее количество городов и в России превышает 2 тысячи наименований, из которых тысяча сто городов и свыше двух тысяч поселков городского типа. Для России городами считаются населенные пункты, количество проживающих людей в которых не менее двенадцати тысяч человек, из них более 90 процентов заняты в производстве, социальной сфере и сфере обслуживания.

Москва - главный город Российской Федерации, ее столица, где проживает более 10 миллионов людей.

Численность населения позволяет подразделить города на следующие типы населенных пунктов:

  • Сверхкрупные города, или города-миллионеры, население которых превышает три миллиона. В России таких городов 2 - Москва и Санкт-Петербург.
  • Крупнейшие города, население которых составляет от одного до трех миллионов. В России 13 городов с населением в озвученном диапазоне, среди них Екатеринбург, Нижний Новгород, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа.
  • Крупные города, население которых насчитывает от двухсот пятидесяти тысяч до одного миллиона. В России таких городов более сорока.
  • Большие города, где количество проживающих людей колеблется в рамках ста-двухсот пятидесяти тысяч. В стране их количество перевалило за девять десятков.
  • Средние города, где проживает пятьдесят-сто тысяч. Их количество перевалило за полторы сотни.
  • Малые города и поселки, в которых не превышает пятидесяти тысяч человек.

Наиболее интенсивный прирост населения происходит в крупных и крупнейших городах, что обусловлено их промышленным и экономическим прогрессом.

Агломерации городов

Говоря о городских типах населенных пунктов России, необходимо остановиться также на понятии "городская агломерация". Под этим понятием подразумевается сотрудничество расположенных близко к крупному городу средних городов, которые объединены трудовыми, инфраструктурными, промышленными и другими видами связей.

Такие средние города получили название городов-спутников. Города-спутники уменьшают плотность населения в крупных.

Важнейшим фактором, способствующим возникновению агломераций, является развитые транспортные связи между городами. В России города-спутники сформированы у Куйбышева, Москвы, Санкт-Петербурга.

При объединении агломераций образуются мегаполисы. В России на сегодняшний день мегаполисы не сформированы.

Характеристика городов по структурному признаку

Территориальное устройство России позволяет выделить такие типы городских населенных пунктов: федерального, регионального (областного, краевого, республиканского и т. д.) и районного значения.

Конституция РФ определяет Санкт-Петербург и Севастополь.

Городами областного значения считаются населенные пункты, которые выполняют функции экономического и культурного центра, характеризующегося развитой промышленностью и количеством населения, превышающим тридцать тысяч человек.

Однако количественные показатели населения в таких городах не являются исключительными, они, скорее, приоритетны. Более значимым критерием отнесения городов к городам областного значения можно считать их социальные, экономические показатели, достижения в социальной, культурной сфере, историческую уникальность, перспективные планы увеличения роста населения и экономического развития. Помимо названных критериев, для отнесения городов к городам областного значения нужно учитывать и города, имеющие районную структуру.

Требования к количеству проживающих в городах районного значения индивидуальны в каждом субъекте РФ. Как правило, к ним относят городские населенные пункты с численностью населения в рамках пятидесяти тысяч. На территории таких городов функционирует промышленность, развита коммунальная сфера, оказывают услуги учебные, лечебные и торговые учреждения, а также учреждения культуры.

Характеристика городов по функциональному признаку

Следующая типологическая классификация на типы населенных пунктов предполагает их деление, в основу которого положены выполняемые К тем функциям относятся: политико-административная, промышленная, транспортная, торговая, научная, военная, рекреационная (оздоровительная) функции. В зависимости от количества выполняемых городом функций их разделяют на монофункциональные и полифункциональные.

Характеристика городов по экономико-географическому положению

Предусмотрена также градация городов на типы населенных пунктов по их экономико-географическому положению:

  • расположенные у месторождения полезных ископаемых;
  • связанные с железнодорожной инфраструктурой;
  • портовые;
  • промышленно-транспортные.

Поселок городского типа

Промежуточным звеном между городом и селом в России является поселок городского типа. Эта промежуточность оказывает влияние на количественный состав таких населенных пунктов, а также на сферу занятости населения.

Общее количество в Российской Федерации превышает 1200 единиц. Количество проживающих в таких поселках может колебаться от нескольких десятков человек до нескольких тысяч. Самым крупным посёлком городского типа в России признан поселок Орджоникидзевская, где проживает более 64 тысяч человек.

Существует несколько подвидов поселков городского типа, которые располагаются за пределами города. Таким поселками считают: рабочие посёлки, где расположены промышленные объекты (население до трех тысяч человек); курортные посёлки (население до двух тысяч человек); дачные посёлки.

Сельские населенные пункты наиболее широко представлены в России. Общее их количество превышает 150 тысяч. Четверть таких пунктов можно отнести к малонаселенным, в них проживает менее 10 человек.

Несмотря на значительное количество именно сельских населенных пунктов, количество проживающих в них составляет чуть больше двадцати процентов от всего населения России.

Такое положение вещей обусловлено низким уровнем жизни в селе, слабой его технологической оснащенностью, что, в свою очередь, приводит к миграции населения в города.

Типы населенных пунктов в в зависимости от численности их населения можно подразделить таким образом:

  • Крупные с населением, превышающим пять тысяч.
  • Большие с населением до пяти тысяч.
  • Средние с населением в пределах двухсот - одной тысячи человек.
  • Малые с населением до двухсот человек.

Основные типы сельских населённых пунктов, представленных на территории России

  • Село - крупный населённый пункт, в котором есть или раньше была церковь. Он выполняет функции местного центра.
  • Деревня - небольшой населённый пункт, который исторически не имел церкви.
  • Посёлок - новый тип сельского населённого пункта, возникший во времена Советского Союза.
  • Аул - населенный пункт, в котором представлено этническое население: адыгское, абазинское и ногайское.
  • Хутор — населенный пункт с индивидуальным фермерским хозяйством, состоящим из хозяйственных построек, количество которых не превышает 10.
  • Станица - поселение, сформированное казаками. Наибольшая станица страны - Каневская Краснодарского края, ее население - около 45 тысяч человек.

Типы населенных пунктов в России формировались на протяжении многих лет. На организацию поселений огромное влияние оказывают природные и климатические факторы. - основной вид занятости людей, проживающих в деревнях на сегодняшний день. Благоприятные погодные условия здесь играют главную роль.

Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев села монофункциональны, сегодня основные типы населенных пунктов - города.

Подведем итог

Рассмотрев тему "Какие типы населенных пунктов сформированы на территории Российской Федерации", можно сделать выводы, что количественно превалируют сельские населенные пункты, но плотность населения в городских намного выше.