Особенности организации уроков технологии в начальной школе. Значение уроков технологии в начальной школе

Урок технологии в начальной школе
(изготовление аппликации ко Дню защитника Отечества).
Цель: формирование эстетическо­нравственной направленности у младших
школьников, развитие регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
 формировать у детей знания о празднике «День защитника Отечества».

закрепить знание военных профессий: танкист, моряк, летчик,
пограничник, подводник;
 расширить практические навыки по изготовлению аппликаций;
 развивать внимание, воображения, творческие способности;
 развивать умение планировать свою деятельность;
 воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подарка своими
руками.
Оборудование:
Мультимедийный проектор для демонстрации презентации; аппликация ­
образец;
для каждого ребенка: распечатанное стихотворение, надпись
«Поздравляем!», эмблемка с якорем, треугольник – тельняшка, набор
шаблонов, картон, цветная бумага, альбомный лист, ножницы, карандаш, клей,
черный фломастер.
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Подготовительная часть занятия.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)
Мишка – моряк Николай Дик
Косолапым часто мишку
Называют ребятишки.
Вовсе это и не так ­
Мишка ходит как моряк.
Моряки в открытом море
Научились поневоле,
Чтоб за борт не угодить,

Вперевалочку ходить.
Вот и ходит мишка важно,
Как морской моряк отважный,
Вдаль внимательно глядит
И без толку не рычит.
Так что зря его ребята
Называют косолапым,
Вовсе это и не так ­
Мишка ходит как моряк.

III. Практическая часть.
1. Исследование:
­ Показ аппликации. Нравится ли вам аппликация? Как вы думаете, для чего
изготовлена данная работа?(Чтобы можно было подарить). Кому ее можно
подарить? На какой праздник?
Приближается мужской праздник – День Защитника Отечества.
­ Кого называют защитниками? Защитниками Отечества?
­ Какие роды войск вы знаете?
­ В каких войсках служили ваши папы? (если не знают, посоветовать дома
расспросить)
­ В праздник приятно получить подарок. Надо успеть приготовить подарки
папам и дедушкам. Конечно же, самым желанным и оригинальным станет
подарок, сделанный своими руками.
­ Внимательно рассмотрите готовую аппликацию. Какие материалы и
инструменты необходимы для ее изготовления?
(Для изготовления открытки понадобиться лист цветного картона, который
будет основой аппликации, цветная бумага, белый лист, простой карандаш,
клей и ножницы.)
­ Приятно ли получить в подарок работу, выполненную небрежно? Ваше
старание – залог аккуратной аппликации.
2. Подготовка к практической части. Техника безопасности:
Чтобы работа принесла радость вам и вашим близким, она должна быть
прежде всего безопасной. Вспомним правила безопасной работы с ножницами
и клеем. (Ответы детей)
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и
заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на
данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно
прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
3. Практическая работа
– А сейчас можно приступить к практической работе.
Презентация сопровождает этапы работы
­ Какой цвет картона предпочтительнее использовать для фона? Почему не
желательно синий? Коричневый?
­ Готовим основание­ на лист цветного картона приклеиваем белые полоски­
рамку.­слайд 3
­ С обратной стороны приклеиваем поздравление в стихах­ слайд 4

Спасибо, милый папочка,
Что ты достался мне!
Люблю улыбку ясную,
Она ­ как свет в окне!
Хочу, чтобы ты был счастлив,
Успешен и здоров!
Ты ­ самый замечательный
И лучший из отцов!
­ Обводим, вырезаем и приклеиваем мишку.­ Слайд 5
­ Из синей бумаги вырезаем рубашку и одеваем ее на мишку.­ Слайд 6
­ Приклеиваем уголок­ тельняшку. -Слайд 7

­ Приклеиваем ушки, нос, лапки из светло­розовой бумаги. -Слайд 8
­ Добавляем глазки, носик черного цвета.- Слайд 9
­ Одеваем белую шапку-Слайд 10

­ Добавляем лужицу и кораблик. Важно, чтобы кораблик не сливался с
фоном. Парус приклеиваем только за уголки, придав ему объемность.­ Слайд
11
­ Украшаем шапку якорем, приклеиваем надпись «Поздравляем!».­ Слайд 12

В настоящее время общество выдвигает новые требования к трудовой подготовке школьников. Основной целью школьного обучения становится формирование творческой, продуктивно мыслящей личности, владеющей универсальными учебными действиями, взаимосвязанными способами преобразующей деятельности.

Это связано с тем фактом, что в современном информационно-компьютерном способе производства главенствующим становится умение осуществлять поиск оптимальных (наилучших) способов создания продукции.

У учителей и воспитателей ДОУ в связи с переходом к технологическому образованию возникает большое количество вопросов по проводу того, как учить детей, чтобы реализовать на практике выдвинутые задачи. Практика трудового обучения и воспитания показывает, что учителя и воспитатели неохотно переходят к использованию новых средств и методов обучения.

Это связано с тем, что в программах и изданных методических рекомендациях за последние годы для дошкольников и младших школьников по этой проблеме они находят очень скудные сведения. В основном, в методических пособиях, даются подробные инструкции о том, как изготовить конкретное изделие. То есть процесс обучения сводится к «набиванию руки».

Кроме этого, в большинстве школ по рекомендации СЭС, на урок труда в первом классе отводится одночасовое занятие. Это означает, что в один из дней недели дети могут осуществить только организационную часть технологического процесса, а реализовать задуманное на практике - через несколько дней.

Таким образом, чтобы дети ушли с урока с готовым объектом труда, учителям приходится на организационную часть урока затрачивать минимум отведенного времени, а практическую деятельность организовывать по принципу «делай как я».

Наблюдения показывают, что в первом классе дети имеют скудные представления о том, как организовать рабочее место, не умеют сохранять порядок на рабочем месте в процессе работы, испытывают трудности при планировании и оценке результатов труда, не знают способов преобразования и использования необходимой информации и т.д. А это неизбежно ведет к трудностям в осуществлении всестороннего развития личности ребенка. При такой организации урока технологический компонент трудовой деятельности остается за пределами педагогической организации. Происходит нарушение целостности педагогического процесса.

Мы предлагаем рассмотреть методику организации урока технологии для детей младшего школьного возраста, обучающихся с 6 и 7 лет. Предлагаемая методика была апробирована в обучении детей технологии обработке разных материалов по экспериментальной программе «Конструирование для начинающих» в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга и городах Свердловской области и дала положительные результаты.

Методические основы урока технологии в начальных классах

Анкетирование, проведенное нами среди учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, показало, что наиболее часто практикующие педагоги испытывают затруднения в разработке конспекта и в формулировке целей и задач конкретного урока и занятия. В основном допускаются типичные ошибки - это пропуск ряда этапов урока и несоответствие в оценке деятельности детей и поставленных перед ними задач.

Каждый урок представляет собой составную часть или ступень в учебном процессе, поэтому ему присущи как специфические, так и общие элементы. Наиболее общими элементами являются: организация предстоящей деятельности, сообщение темы и задач урока, актуализация и проверка знаний, изложение нового материала, закрепление нового и изученного материала, инструктаж, самостоятельная работа и итоговая часть.

Уроки технологии, как указано в образовательной программе, проводятся по расписанию - в 1 и 2 классах один урок в неделю, а в 3 и 4 классах два урока в неделю. Урочная система позволяет организовать четкость и порядок в осуществлении трудового обучения и воспитания и правильно нормировать учебный труд и отдых учащихся.

Основные требования к организации и проведению уроков технологии

Назовем основные из данных требования.

1. Проектируя урок технологии, необходимо четко и ясно определить цель и результаты проектируемой деятельности.

2. Учитывая материальную базу кабинета, опыт учащихся и опыт самого учителя и исходя из целей и задач, возрастных особенностей учащихся, отбирают учебный и наглядный материал. Выбирая объекты труда, учитель должен учитывать уровень сложности который предстоит преодолеть учащимся при его изготовлении.

3. Учитывая цель урока и специфику учебного материала, учитель подбирает методы обучения.

4. Проектируя этапы урока, учитель распределяет время для своевременного начала и окончания урока, организации интеллектуальной и практической деятельности учащихся, определяет время динамической паузы, контроля и оценки деятельности.

5. Каждый урок технологии должен обладать развивающей и воспитывающей функциями.

6. На каждом этапе урока деятельность детей должна быть оценена. С учетом выявленных недостатков необходимо вовремя организовать коррекцию ошибочных движений и действий.

Эффективность проведения урока технологии во многом зависит от его подготовки. По каждой теме учитель должен уметь подбирать не только учебный, но и дополнительный учебный материал. Перед тем как приступать к изучению тем нового модуля, учитель должен проверить наличие технических средств обучения (ТСО), лабораторного оборудования, предметов труда, орудий труда и образца изделия, всех необходимых материалов, проверить исправность всех инструментов и приспособлений, изучить правила безопасной работы, санитарные требования к проведению уроков технологии. Непосредственно перед уроком учитель подготавливает доску, проветривает класс.

Типы и структура уроков технологии

Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок закрепления изученного, комбинированный урок); по преобладающим методам , используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино урок, практический урок); по содержанию (урок по обработке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.д.)

Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи называют структурой урока.

Структура урока-беседы и урока-экскурсии строится на основе изучения материаловедения, процессов производства, электрических явлений и др. Такие уроки дают наиболее полное представление об изучаемых процессах и явлениях.

Теоретические уроки обычно применяются как вводные при переходе к изучению новой темы или новой технологии. На этих уроках значительная часть времени отводится технологическому компоненту деятельности.

Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои возможности в практическом (исполнительском) компоненте деятельности.

На комбинированных уроках время на организационный и исполнительский компоненты деятельности распределяются примерно поровну. На таких уроках организуются наблюдения, опытническая работа, даются новые сведения, углубляется ранее изученный материал, осуществляется организация практической работы, ведется освоение навыков проектирования и др., предоставляется возможность проверить технологические и трудовые умения.

Практические уроки чаще всего организуются на природе или в процессе освоения навыков по самообслуживанию или ведению домашнего хозяйства. На организацию деятельности детей на таких уроках отводится незначительная часть времени. Инструктаж перед началом работы проводится в форме совместного обсуждения учителя и учащихся предстоящей деятельности.

На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятельность детей по проверке знаний или практических умений. Организационная часть урока, в данном случае, отводится на проведение четкого инструктажа и требований дизайн-спецификации - детального перечня критериев к выполняемым действиям, операциям, деталям или объекту труда.

Разрабатывая структуру урока, учителю необходимо продумать форму организации деятельности детей.

На уроках технологии используют как индивидуальную, так же групповую и коллективную формы организации детского труда. Для проведения опытов и наблюдений на уроках наиболее приемлема работа в парах. Групповая форма организации детского труда чаще используется при организации выставок, в оформительских работах, в деятельности организованной по типу соревнования, в проектировании. Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в организации уборки территории, помещений, в процессе изучения нового материала и др.

ББК 74.268.3

ИГ. Моргунова

ОСОБЕННОСТИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье с позиций дидактики раскрыты особенности урока технологии, проанализированы его отличия от других уроков начальной ступени обучения.

Ключевые слова: учебная деятельность, трудовая деятельность, предметно-практическая деятельность, мотивация, интеллектуальные умения.

THE PECULIARITIES OF TECHNOLOGY LESSON IN PRIMARY SCHOOL:

THE DIDACTIC ASPECT

The author of the article highlights the main features of a technology lesson and its differences from other lessons in elementary school.

Key words: educational activity, labour activity, practical activity, motivation, intellectual skills.

Урок технологии подчиняется общим закономерностям, принципам и правилам дидактики. Вместе с тем следует признать, что это очень специфичный урок, позволяющий говорить о его особенностях и некоторых принципиальных отличиях от других уроков начальной ступени обучения. Кратко охарактеризуем основные из этих особенностей.

1. На уроке технологии дети включаются в два вида деятельности одновременно: в трудовую и учебную. Каждая из этих видов деятельности имеет свою мотивацию и цель, свои закономерности, особую структуру и организацию. На уроке эти виды деятельности тесно связаны, образуя сложный комплекс учебных и трудовых действий и операций и взаимно влияя друг на друга. На разных этапах урока технологии то один, то другой вид деятельности может играть доминирующую роль. Наиболее значимой для ученика становится подготовка рабочего места к предстоящему труду: удобная и безопасная раскладка инструментов, правильный подбор материалов и прочее; основное внимание и силы он направляет на изучение свойств материала, который будет обрабатывать, или на рассказ учителя о каком-либо технологическом процессе, или на выполнение необходимых расчетов. Постоянно переключаясь с одного вида деятельности на другой, ученик должен не терять общую нить свой работы на уроке, ее логику, последовательно продвигаясь к цели. Это для младшего школьника достаточно трудная задача. Учитывая сказанное, можно утверждать, что деятельность, в которую включаются дети на уроке технологии, интегрирует свойства и качества двух достаточно разных видов деятельности и ее с полным основанием можно назвать комплексной учебно-трудовой деятельностью. Это предопределяет все прочие особенности и специфические черты урока технологии.

2. Двуединство цели урока является основной особенностью урока технологии. Труд детей на уроке - это не тот труд, которым заняты взрослые. Педагог включает детей в трудовой процесс на уроке, то есть это учебно-трудовой процесс. Каждый вид деятельности в таком процессе направлен на свой конечный результат, это и есть цель деятельности. Для трудовой деятельности это конкретный продукт труда: то изделие, изготовлением которого дети заняты, или какая-либо услуга. Получение этого продукта - конечная цель их трудовой деятельности на данном уроке. Учебная деятельность имеет иную цель - усвоение определенного объема знаний, как политехнического, так и общего характера, непосредственно связанных с содержанием труда детей; овладение сложными и простыми трудовыми умениями; закрепление некоторых умений и доведение их до уровня навыка.

Нельзя определить, какая из названных целей важнее. Для детей результат их трудовой деятельности (конкретный продукт труда) более привлекателен, следовательно, и более значим. Именно он в большей степени мотивирует их трудовую и учебную активность, способствуя возникновению доминирующих мотивов этой комплексной деятельности, особенно если продукт труда интересен, необычен, ярок, занимателен, красив; если ребенок знает, где и как он будет использовать изделие, какова польза от его работы. Это обусловлено тем, что мышление

младших школьников наглядно-образное. Конкретный объект труда изначально им понятнее, интереснее и привлекательнее, чем абстрактное теоретическое знание, связанное с ним. Интеллектуальные и практические умения, которые формируются в процессе трудовой деятельности, не воспринимаются младшими школьниками как важные компоненты учебной деятельности, которые подлежат целенаправленному усвоению. Они для детей - лишь средства, с помощью которых можно сделать нужную, полезную вещь.

Учитель же, наоборот, видит в продукте труда детей, в самом трудовом процессе, прежде всего, средства и способы решения многочисленных учебно-воспитательных задач урока технологии. Для него более значимым и важным является образовательный, воспитательный и развивающий результат учебно-трудовой деятельности детей. В этом заключается принципиальное отличие в понимании цели и значения урока технологии учениками и учителем.

Все это непосредственно отражается в деятельности учителя на уроке технологии, значительно усложняя ее, что проявляется в следующей особенности.

3. Педагог на уроке технологии выполняет две основные функции: организаторскую и конструктивную. Организуя процесс труда детей на уроке, он, прежде всего, озабочен его четкостью, логичностью, слаженностью, ритмичностью, безопасностью, завершенностью. Учитель должен хорошо знать общую структуру трудового процесса, его основные компоненты, особенности технологии изготовления конкретного изделия из определенных материалов и на этой основе рационально выстраивать работу детей. В данном случае его деятельность в большей мере похожа на деятельность технолога. Учитель выполняет функции руководителя «производства».

С другой стороны, он учит детей не только правильно трудиться, но и приобретать в процессе труда необходимые знания и умения; расширяет их кругозор; побуждает рассуждать, доказывать, исследовать; повышает их творческую и познавательную активность, самостоятельность и ответственность. На основе трудовой деятельности педагог формирует у детей постоянную привычку к умственному и физическому усилию, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощь, то есть воспитывает социально значимые черты характера и качества личности. Учитель стремится не просто организовать труд детей, а так, чтобы в нем развивались все познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Таким образом, в трудовой деятельности он решает целый комплекс учебно-воспитательных и развивающих задач, реализуя основные функции образовательного процесса в начальной школе.

4. Сложность урока технологии для учителя обнаруживается также в многообразии педагогических задач, которые ему приходится решать, организуя учебно-трудовую деятельности детей. На практике это проявляется в особой группировке и формулировке учебных задач урока технологии. Считаем обоснованным и целесообразным существующее в методике преподавания технологии деление комплекса учебных задач урока на группы в зависимости от ведущих знаний и умений, формируемых на уроке. В соответствии с этим подходом все учебные задачи урока технологии разделены на четыре группы.

Задачи группы А связаны с обучением детей планированию предстоящей трудовой деятельности. Они включают обучение детей целеполаганию, анализу объектов и технических заданий, чтению графических изображений, определению порядка изготовления изделия, выполнению разметки материала и другие.

Задачи группы Б включают овладение детьми конкретными приемами работы. Сюда входят простые трудовые умения (резать, клеить, шить, сгибать, складывать и другие трудовые операции), не научившись выполнять их, невозможно сделать даже самое простое изделие. Это учебные задачи, направленные на формирование ручной умелости младших школьников.

Задачи группы В связаны с формированием культуры труда детей. Это самый широкий и самый важный, на наш взгляд, спектр учебных задач, включающий такие направления работы учителя, как обучение детей подбору материалов и инструментов, правильному расположению их на рабочем месте, овладение безопасными приемами работы инструментами и приспособлениями, поддержание порядка на рабочем месте, использование рациональных приемов и экономных способов работы и другие. Приоритетная значимость этих задач урока определяется, прежде всего, тем, что культура труда - это часть общей культуры человека. Поэтому учебные задачи этой группы тесно связаны с воспитательной и развивающей функциями урока технологии.

Задачи группы Г направлены на овладение детьми первоначальными политехническими и

технологическими знаниями. Решение этих задач предполагает сообщение детям сведений об основах производства, истории изобретения инструментов и приспособлений, о свойствах материалов, их получении, особенностях некоторых технологических процессов, о народных промыслах и другие. Материал излагается в тесной связи со знаниями по общеобразовательным дисциплинам. Это способствует расширению политехнического кругозора учеников; формирует их технологическую культуру; пробуждает интерес к различным отраслям производства, технике, творчеству, народному прикладному искусству, истории родного края.

5. Структура урока технологии также своеобразна, поскольку содержит много таких этапов, которые отсутствуют в структуре других уроков. В ней нашли отражение следующие виды деятельности - трудовая и учебная. Поэтому названия, последовательность, содержание этапов урока технологии весьма специфичны. Именно в структуре урока технологии наиболее зримо обнаруживается взаимопроникновение и взаимовлияние трудовой и учебной деятельности. Это проявляется в том, что этап трудовой деятельности наполняется ярко выраженным дидактическим содержанием. В свою очередь этап учебной деятельности приобретает практическую направленность, его содержание напрямую зависит от содержания трудового процесса.

6. Современный урок технологии должен быть насыщен интеллектуальными компонентами, активизирующими мыслительную деятельность детей. Следует отказаться от подхода к нему как к уроку узко практической направленности. Младшие школьники должны усвоить главный принцип любого труда - прежде чем что-либо сделать руками, нужно хорошо подумать, поработать головой. Одновременно с этим преобладающей на уроке все-таки является предметно-практическая деятельность учеников. Это позволяет решать одну из приоритетных задач развития детей младшего школьного возраста - обогащение их сенсорного опыта. На основе сенсорного познания формируется рациональное познание. Немаловажным является и то, что предметно-практическая деятельность формирует практический склад ума. Кроме того, целенаправленная работа по развитию сенсомоторики в этом возрасте помогает детям более успешно овладевать некоторыми учебными умениями. В этом смысле уроки технологии имеют уникальную возможность. Учитывая это, большая часть учебного времени урока технологии (около 70%) отводится на практическую работу детей.

7. Положение о том, что урок технологии должен носить политехнический характер, в последнее время часто подвергается критике. Высказываются мысли, что гуманно-личностный подход к ребенку и культурологическая направленность общего образования несовместимы с понятием политехнизма, поскольку политехническое образование связано с подготовкой рабочих для производственной сферы, с ремесленно-технологическим обучением и профориентацией . Однако следует подчеркнуть, что подлинный политехнизм весьма далек от ремесленно-сти. Он предполагает сообщение школьникам сведений не только о производственной сфере, но также о роли науки и техники в жизни и трудовой деятельности людей, о перспективах их улучшения и совершенствования на основе современного научного знания, возможностях личностного развития и самореализации в труде. Кроме того, политехническая подготовка предусматривает овладение детьми широким набором умений, не профессионального (узкоремесленного), а общего характера, позволяющих им осуществлять деятельность в любой сфере материального и нематериального производства, быстро совершенствоваться и переучиваться по мере необходимости. К таким умениям относятся, прежде всего, умения, связанные с управлением машинами, механизмами в широком смысле (приборы, автоматы, компьютеры и прочее). Немаловажным является и овладение общетрудовыми умениями (планировать, анализировать условия деятельности, осуществлять контроль, регулировать деятельность и другие), которые по своей природе близки к политехническим умениям и являются сложными, обобщенными. Именно такие сложные гибкие умения, основанные на широком политехническом кругозоре, позволяют человеку включаться в творческую деятельность по преобразованию окружающего мира, быть более свободным в выборе путей и средств решения стоящих перед ним трудовых задач.

Таким образом, понимание общих особенностей урока технологии в начальной школе позволяет педагогам при конструировании уроков разных типов более осознанно подходить к выбору методического наполнения каждого конкретного урока.

Литература

1. Голубева Л.В., Чегодаева Т.А. Анализ урока: типология, методики, диагностика. - Волгоград: Учитель, 2007.

2. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнобразования. - М.: Академия, 1999.

Моргунова Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования ПИ Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Morgunova Irina Gennadjevna, candidate of pedagogical science, assistant professor of department of primary and preschool education pedagogy of Pedagogical Institute of Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 371.107 (571.54)

Ж А. Муханаева

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛ ВНУТРИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В статье описывается опыт создания модели реально действующей образовательной сети в условиях сельской местности.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, межвозрастное взаимодействие, социальное партнерство, сетевые события.

NETWORK COOPERATION OF SCHOOLS WITHIN A MUNICIPAL DISTRICT AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION AND EFFECTIVENES

OF BUDGET SPENDING

This article describes the real experience of educational network in the rural area.

Key words: network interaction, network events, social partnership, interaction of schoolchildren of different generations.

Современным отражением поиска новых форм взаимодействия стало сетевое взаимодействие, которое в современной литературе интерпретируется применительно к виртуальной среде и социокультурному пространству. Сегодня сети, которые создают условия для возможного действия, но не обеспечивают взаимный интерес субъектов, не столь важны. Появляются сети, порождающие новые человеческие отношения, поддерживающие реальное взаимодействие субъектов, педагогических идей. В данной статье мы рассматриваем один из таких примеров.

Проблема развития сельской школы приобрела особую актуальность в контексте реализации идей профильного обучения, введения института единых экзаменов, общенациональной системы контроля качества образования. Сложность обеспечения профильного обучения в условиях сельской школы актуализировала проблему организации сетевого взаимодействия.

В 2004 г. Сосново-Озерская СОШ №1 совместно с отделом образования района взялась за разработку проекта «Модель профильного обучения в муниципальной образовательной сети Еравнинского района». Образовательная сеть всего района была разбита на три образовательных округа. В каждом из них определена опорная школа, при которой велась основная координационная работа данной сети. Объединение ресурсов, обеспечение открытости школы для создания пространства, развития каждого ребенка - вот главная цель данного проекта.

Вся проблематика проектирования профильного обучения в нашем районе и направления деятельности были четко определены и распределены между руководителями школ и специалистами отдела образования. Разработаны нормативно-правовая база введения профильного обучения, различные модели и формы сетевого взаимодействия, научно-методические основы формирования индивидуальных учебных планов, модель профессионального самоопределения сельских школьников, программа изучения общественного мнения, система сетевого повышения квалификации, основы деятельности Муниципальной экзаменационной комиссии, модель портфолио учащихся района и мн. др.

Ребенок, становясь школьником, продолжает приобретать навыки на уроках технологии, или, как их называли в советское время, уроках труда. В начальной школе, в возрасте от 7 до 10 лет, учащиеся осваивают новые для них подручные материалы и совершенствуют приобретенные ранее (в детском саду) навыки. Предлагаем рассмотреть, как сделать для первого класса программу «Технологии» более увлекательной и интересной. Такие уроки точно понравятся младшим школьникам.

Предмет «Технология» в 1-м классе

Предмет «Технология» имеет практическую направленность в развитии ребенка. Данный предмет является опорным в формировании у школьника системы универсальных действий процесса обучения. В предмете «Технология» заложены все элементы образовательной деятельности (постановка задачи, ориентирование в ней, планирование, нахождение практического способа решения, наглядный результат). Ребенок, практикуясь на уроках технологии, выстраивает алгоритм верных действий процесса обучения и на других школьных предметах. Практическая работа на уроках технологии является средством всестороннего развития школьника и становления его личностных качеств, значимых в социуме.

Разработан курс предмета «Технология» (программа 1 класса) по ФГОС - Федеральному государственному образовательному стандарту. ФГОС действует в нашей стране с 2011 года. Предусмотрены уроки технологии (1 класс) в «Школе России» по ФГОСу, «Перспективе» и других традиционных видов программ обучения.

Основные задачи курса в начальной школе

Уроки технологии преследуют комплекс задач и целей. Среди них:

  • познание окружающего мира как целостной картины, осмысление единства человека и природы;
  • развитие эстетического и художественного вкуса, образного мышления, развитие творческого потенциала;
  • осознание многонациональности страны и патриотизма, в результате знакомства с народами России и их ремеслами;
  • освоение разных трудовых навыков и умений, осмысление технологического процесса, формирование базы конструкторско-технологических умений с применением технологической карты;
  • формирование ответственности за качество и результат своей работы;
  • умение работать в новых условиях и с новыми материалами, мотивация на положительный результат;
  • составление плана действий и способов его реализации;
  • формирование чувства сотрудничества, уважения чужого мнения, взаимодействие с другими детьми в рамках правил;
  • формирование собственной оценки изделия и работы, осознание ее недостатков и достоинств.

Примерная структура урока технологии в 1 классе

Теперь поговорим подробнее о структуре. Уроки технологии в 1 классе (по ФГОСу) подразумевают организаторскую деятельность учителя на уроке и установление им Структура уроков технологии может включать следующие моменты:

  • теоретические (вводная часть урока, сообщение и объяснение темы);
  • ознакомление с материалом, наблюдение и опыты (знакомство с новыми материалами и их свойствами, при необходимости проводится показ приемов технических моментов);
  • анализ образца изделия или отдельных его частей (осмысление формы изделия, его структуры и предназначения);
  • составление плана действий для изготовления изделия (проведение учителем краткого устного инструктажа, обсуждение с учениками последовательности действий);
  • практическая часть (освоение и выполнение учащимися технологических операций в соответствии с поставленной целью);
  • итоговая часть (подведение итогов по освоению теоретических и практических занятий, анализ результатов работы).

Примеры практических работ с природными материалами

В начале учебного года уроки технологии для 1-го класса целесообразно начинать с изучения природы в целом и природных материалов. Для проведения практических занятий по теме «Природа и мы» отводится от 5 до 7 часов. Первые 1-2 занятия по планам «Технологии» 1 класс посвящены направлениям:

  1. Городская природа и сельская природа. Рукотворный мир.
  2. Творчество и природные материалы.

Следующие часы отведены практическим работам с природным материалом. Содержание данных работ может включать в себя такие понятия, как виды и наименования природных материалов, способы и приемы работы с ними, сбор и организация правильного хранения, сушка, покраска природных материалов. Темы для проведения практических уроков на тему «Природа и мы», могут быть такими:

  1. Аппликации из осенних листьев и семян. В качестве художественного дополнения можно применять вырезанные элементы из цветной бумаги, а также художественное оформление с помощью
  2. Изготовление фигурок (животные, насекомые, человечки, грибочки) из веточек, шишек, каштанов, желудей. Вспомогательный материал - пластилин.
  3. Композиция из листьев и веточек. Составление орнамента из них.

Примеры практических работ с пластилином

Для уроков технологии в 1 классе, посвященных работе с пластилином можно выделить 4-5 учебных часа. Учителю рекомендуется рассказать первоклассникам о свойствах пластилина, о правильной, аккуратной работе с ним (использование специального ножа и дощечки) и показать основные приемы работы с этим материалом.

Варианты практических работ с пластилином весьма разнообразны. Например, для первых уроков подойдет изготовление Простые формы яблока или груши из пластилина соответствующего цвета под силам станет сделать каждому ребенку. Для этого необходимо продемонстрировать образец фрукта, затем рассказать, как отсечь нужное количество пластилина и какую форму (круг, овал, грушевидную) придать заготовке. Из коричневого цвета сделать плодоножку фрукту, и добавить плоский зеленый лист для красоты.

Более сложным станет изготовление пластилиновой гусеницы, так как звенья ее туловища дети должны скатать и сделать одинакового размера, а затем скрепить между собой. На голове должны быть глаза, рот, нос гусеницы, а также усики.

Интересным будет вариант урока в технике «рисования пластилином». Это скатывание жгутиков из пластилина, с последующим укладыванием этих жгутов на лист с прорисованным контуром (например, бабочка, гриб, снеговик и т. д.). Получается своего рода объемный рисунок.

Изготовление бумажных изделий

Большое место курса технология 1 класс «Школа России», около 15-16 часов, уделяется изготовлению разных видов бумажных изделий. Ребенок на этих уроках (с помощью учителя) должен уметь организовывать рабочее место, знать правила безопасного обращения с ножницами, осваивать новые навыки (вырезание, склеивание и т. д.).

К видам бумажных работ относится изготовление аппликаций, работа с использованием шаблонов, вырезание по ним, квиллинг, изготовление оригами и бумажных украшений на Новый год, изготовление объемных рисунков из скатанных шариков салфеток и многое другое.

Аппликации, мозаики и украшения из бумаги

Вариантов аппликации, изготовленных на технологии в 1 классе, может быть множество. От простых, где крупные детали не требуют филигранной вырезки (ваза с цветами, снеговик, домик) до сложных композиций (подводный мир, пейзаж, украшенная елка, цветочная поляна и др.). Перед изготовлением аппликаций важно сделать набросок, эскиз.

Объемные мозаики можно изготавливать в технике сминания с последующим приклеиванием однотонных салфеток нескольких цветов. Рисунок для таких мозаик должен быть достаточно крупным и схематичным (рыба, корабль, машина, цветок и др.) и также прорисован с видимыми для ребенка границами.

Знакомые с детства родителям бусы из звеньев цветной бумаги и снежинки на окна актуальны и сейчас. Аккуратно вырезанные полоски из цветной бумаги, склеенные в кольца между собой отлично развивают мелкую моторику. А вырезание снежинок учат терпению и усидчивости. Для удобства узор снежинки необходимо нарисовать заранее.

Работа с текстилем и фурнитурой

Раздел уроков технологии, связанных с текстилем, включает в себе 5-6 учебных часов. На этих занятиях ребенок изучает виды тканей, осваивает работу с ними, узнает о мерах безопасной работы с иглами и ножницами, постигает основные приемы кроя.

Среди текстильных занятий для 1 класса можно выделить изготовление тряпичной куклы, освоение простейших видов швов, пришивание пуговицы, простейшую вышивку, вышивку крупным бисером.

Куклы, пуговицы и швы

Для изготовления тряпичной куклы на уроке технологии потребуется светлая натуральная ткань или марля, цветные лоскутки ткани, наполнитель вата, ножницы и нитки. В центр квадратного отрезка светлой ткани необходимо положить небольшой кусочек ваты, и с помощью ниток сформировать голову и руки куклы. Нарисовать ей лицо. С помощью цветных лоскутов сделать наряд и головной убор кукле.

Основную работу на текстильных занятиях необходимо уделить освоению швов. Основные виды швов: простая строчка, строчка прямого стежка, строчка стежков с перевивом змейкой, строчка стежков с перевивом спиралью.

Если детьми уже освоено умение пришивать пуговицы, можно попробовать сделать с ними вышивку из пуговиц в виде медвежонка, цветка, гусеницы, человечка и т. д.

3.Средства обучения на уроках технологии в начальных классах.

Другим важным компонентом методической системы трудового обучения в начальных классах являются средства обучения. Схематично их можно представить следующим образом:

Средства обучения

Учебники Дидактические наглядные

материалы

Изобразительные натуральные

Чертеж - материалы, инструменты

ГИК - коллекции инструменты

ТК, ПК - ПТК

Таблицы - развертка, выкройка

Фотографии - образец

На уроках трудового обучения используется большое количество разнообразных средств обучения. Они необходимы, чтобы учитель мог ознакомить учащихся с объектом труда и ходом работы по его изготовлению; с инструментами, которые будут использованы при обработке материала, с приемами работы этими инструментами; с материалами из которых будут выполнены изделия, с их свойствами и способами обработки. Широко используются в процессе обучения натуральны наглядные пособия. Это прежде всего образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Рассмотрим некоторые из средств обучения.

Образец предмета создает у детей общее представление об объекте предстоящей трудовой деятельности. Образец – это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца, особенно на первом его этапе, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления, случайным и неосознанным. Неумение, отсутствие времени или нежелание учителя подготовить образец к уроку и правильно организовать работу с ним пооперационному показу и диктовке выполняемых действий, которые резко снижают обучающий и развивающий эффект уроков трудового обучения.

Наличие образца и правильная организация работы с ним вызывают активные сознательные действия, служит развитию логического мышления, учит наблюдательности. Описание образца развивает связную речь, обогащает словарь специальными терминами, обозначающими пространство, форму предметов, их взаиморасположение и выполняемые с ними пространственные перемещения, связывают речь детей с их жизнью и трудом.

Развертка или выкройка изделия приносит большую пользу при анализе образца, при чтении графических изображений, при сборке изделия и при контроле за ходом работы, то есть, каждый раз, когда следует соотнести части и целое. Учащиеся лучше понимают конструкцию.

Развертка – это такое совмещение всех точек ее поверхности с плоскостью, при котором все длины остаются неизмененными (вычерчивается без клапанов).

Выкройка - это развертка с дополнительными частями, помогающими сборке (клапанами).

ПТК (предметно- технологическая карта) – последовательный рад операций, показывающих ход работы по изготовлению изделия, т.е. процесс изготовления представлен рядом заготовок, выполненных из нужного материала.

Заготовка – предмет производства, из которого дальнейшей обработкой получают готовое изделие (листы бумаги, куски ткани, поролона, проволоки и т.д.), т.е. это материалы. Заготовки крепятся в нужном порядке. Такая карта легко воспринимается детьми, так как при необходимости можно потрогать заготовку руками внимательно рассмотреть каждый этап, что очень важно при обучении первоклассников, используется для организации самостоятельной работы

Материалы, инструменты и приспособления будут считаться наглядными пособиями только в момент ознакомления с ними. На уроке технологии используются ручные инструменты: ножницы, шило, игла и т.д. особую группу составляют контрольно- измерительные: линейка, угольник, циркуль.

Чертеж- изображение предметов, выполненных с указанием их размеров, масштабов, необходимых для изготовления

ГИК (графическая инструкционная карта) Отличается от ПТК тем, что процесс изготовления представлен в виде технически рисунков.

Для более успешного достижения поставленной на уроке цели учителям начальных классов рекомендуется использовать несколько средств обучения в комплексе.

Таким образом, при выборе средств обучения учитель должен учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию более конкретных (натуральных) или более условных (изобразительных) наглядных пособий, а также, имеющиеся у учеников знания, умения и навыки.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «принцип» 2.Раскройте содержание принципа систематичности и посильности.3. Какие группы методов применяются при изучении технологии? 4. Охарактеризуйте метод демонстрации. 5.Обоснуйте необходимость использования средств обучения на уроках технологии.

Литература

1.Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2.Куписевич Ч. Основы общей дидактики.- М.: Прсвещенеие, 1986.

3.Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских Просвещение, 1988.- М.

4.Фрейтаг И.П. Урок технического труда в начальных классах. -М.:Прсвещение, 1977.

Лекция №3 Особенности организации урока технологии

в начальных классах

1.Требования к урокам технологии

1. Требования к урокам технологии.

Урок является основной формой организации учебной работы в школе. Для того чтобы урок достиг поставленной цели учителю необходимо учитывать некоторые требования, к которым можно отнести следующие:

Учет единства учебного и воспитательного процессов;

Направленность учебно-воспитательного процесса на формирование творческой личности, активной жизненной позиции учащихся;

Общественная направленность труда и учебной деятельности;

Дидактическая определенность и четкость уроков;

Соблюдение всех дидактических принципов обучения;

Учет психолого-физиологических особенностей младших школьников.

Уроки технологии по сравнению с другими предметами, изучаемыми школьниками имеет ряд специфических особенностей, которые нужно учитывать при организации процесса обучения. В большинстве случаев основная масса учебного времени отводится на практическую работу учащихся (в традиционной программе, в программе «Школа мастеров» и других). Также следует отметить, что все объекты труда, изготавливаемые детьми находят практическое применение в школе, в семье. В процессе работы на уроке учащиеся работают различными ручными инструментами, поэтому необходимо обучать учащихся правилам техники безопасности и следить за обязательным их выполнением. Для того чтобы процесс обучения был эффективным в школе должна ия для учащихся начальных классов. При выполнении данного условия дети будут приучаться к четкости работы,

2.Типы уроков технологии в начальной школе.

Для любого урока технологии характерны следующие этапы:1)постановка перед учащимися цели трудового задания и учебных задач урока; 2)Подготовка к выполнению трудового задания; 3)Организация и подготовка рабочего места; 4)Выполнение учащимися трудового задания; 5)Подведение итогов урока.

Типы уроков определяются по разным критериям: по содержанию (по обработке ткани, бумаги и т.д.); по способу проведения (уроки- экскурсии, киноуроки, уроки по самостоятельному изготовлению изделий); по целям обучения (уроки по формированию политехнических знаний, трудовых умений, по закреплению знаний и умений, комбинированные уроки.

В зависимости от цели урок может быть отнесен к одному из типов: урок изучения нового; урок повторения; урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков, урок объединенный или комбинированный, урок контрольный – проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Урок изучения нового материала. Основная цель – познакомить учащихся с обработкой нового материала. Проводятся обычно в начале изучения темы.

Урок повторения. Цель данного типа уроков – помогать учащимся свободно овладеть приемами работы инструментами.

Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков. Основная цель – предоставить ученикам возможность использовать имеющиеся у них знания, умения и навыки в новых условиях при решении задач другого типа, то есть предполагается творческая работа. Проведение уроков подобного типа требует знания учащимися всех приемов обработки нужных для изготовления изделия материалов.

Комбинированный урок. Наиболее часто используемый тип урока, так как он содержит все основные этапы, но каждый из них может содержать любые элементы, присущие другим типам уроков.

В настоящее время следует обратиться к тем специфическим основаниям, которые для трудового обучения являются наиболее существенными, определяющими. Конышева Н.М. выделяет уроки по содержанию работы. Можно выделить три основных типа уроков:

1.Рационально-логические (решение логических задач). Рационально-логические задания предполагают достаточно жесткий и осознанный анализ конструкции и установления совершенной определенной, единой логики работы. К таким заданиям можно отнести все, что по преимуществу осмысливается разумом и меньше оценивается эмоционально: аппликации-головоломки, объемное конструирование, задачи на симметричное вырезание, переплетные работы, разметочные, расчетно-измерительные построения и т.д. Главное в подобных работах – проанализировать конструкцию, выявить, какому принципу подчинено взаиморасположение деталей, установить способы работы и т.д. Эти задачи решаются рассудочным путем; на таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, чертежей, схем.

2.Эмоционально- художественные (создание художественного образа).

Эти уроки предполагают поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую–нибудь художественную идею. Это, например, различные художественные композиции на плоскости, лепка из пластилина, скульптуры из природного материала. Такие работы не могут выполняться по жесткому плану. Выполняя эти задания ребенок по возможности самостоятельно выполняет работу. Задача учителя – максимально пробудить и по возможности расширить, обогатить образные впечатления детей.

3.Урок ознакомления с новыми приемами работы. Предполагается, что большая часть будет уделена демонстрации и поэтапной отработке конкретных практических действий. Подобные уроки проводятся в тех случаях, когда необходимо освоить какие-то трудоемкие, но нужные и применяемые во многих работах практические приемы, например резания, плетения, шитья. На этих уроках не проводятся специальные опыты, те или иные свойства изучаются попутно в процессе практической работы.

По характеру познавательной деятельности учащихся уроки можно разделить на репродуктивные и творческие.

Лутцева Е.А. выделяет следующие типы уроков технологии: урок-экскурсия, урок-исследование и урок- практикум. Раскроем особенности этих уроков.

Урок – экскурсия носит познавательный или исследовательский характер

Познавательные экскурсии проводятся в музеи на доступное производство, в учреждения сферы обслуживания и т.п. Основной задачей является дать детям представление о процессе труда людей, воспитывать уважение к их труду. Но и в них можно ставить перед ученикам исследовательские задачи, например, расспросить работников учреждения, производства об особенностях их труда, используемых материалах, технологии их обработки и др. (например в ремесленнических мастерских – декоративно-прикладные работы).

Экскурсии с преобладанием исследовательской деятельности, наблюдений в основном связаны с выходом в природу, на улицу, т.е. при знакомстве с окружающим миром – биосферой и техносферой. Природа рассматривается как источник всех материалов, с которыми работают дети – и натуральных, и искусственных и синтетических.

Урок – исследование включает обращение к личному опыту детей и предполагает проведение наблюдений, небольших исследований, обобщения, выявление и осознание проблемы информационно-познавательной или конструктивно-технологической, формулирование выявленной проблемы.

Поиск путей решения проблемы включает проведение опытных наблюдений, практические исследования (например, свойств материалов); поисковые практические упражнения (поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.)

Открытие нового знания предполагает озвучивание и фиксация наблюдаемых явлений, обсуждение найденных решений с опорой на реальные предметы, выбор оптимального решения; обобщение включает формулирование новых знаний, умений; применение нового знания в различных ситуациях.

Урок-практикум также предполагает открытие нового знания, но в отличии от урока –исследования это процесс включает в себя:

Выполнении пробных, поисковых упражнений;

Наблюдение, изучение устройства сложных узлов изделия;

Наблюдение сложной конструкции в разборе.

Примером может служить тема урока «Разметка деталей по шаблону» в 1 классе. После общего анализа организуется пробное упражнение в правильном выполнении приема разметки по шаблону (наложение шаблона на заготовку, обводка по контуру и одновременное удерживание шаблона рукой, проверка правильности выполненной операции путем накладывания шаблона.

3.Подготовка учителя к проведению урока технологии.

Проведение любого урока, в частности урока технологии требует от учителя очень тщательной подготовки. Для этого учитель должен хорошо знать содержание учебной программы, свойства, производство, технологию обрабатываемых на уроках материалов, характеристику и приемы действия ручных инструментов и многое другое.

Процесс подготовки учителя к уроку можно представить следующими этапами: ознакомление с программой и учебниками; подготовка материальной базы уроков; ознакомление или составление тематического планирования уроков для определения места, цели и учебных задач конкретного урока технологии в системе других уроков; написание конспекта урока.

Так как система уроков технологии должна строиться на постепенном усложнении используемых учениками приемов работы, как практической, так и умственной, то ознакомлении с программой курса учитель выписывает те знания и умения, которыми должны овладеть ученики в течении учебного года; учитывать межпредметные связи; опираться на план воспитательной работы класса и школы.

Процесс планирования работы на год можно разделить на два этапа: перспективное планирование; составление календарно-тематического планирования.

Перспективное планирование составляется на целый учебный год или полугодие и предполагает выделение из общего количества часов, отведенных на изучение каждого раздела сколько часов будет в каждой четверти. После этого идет составление календарно-тематического плана работы на го, четверть или полугодие, в котором отражается тема каждого урока и их последовательность с указанием количества часов. В программах по технологии последовательность уроков не обозначается, поэтому учителю необходимо самому продумать разумное чередование изучения различных техник работ, чтобы обеспечить разнообразие видов работ учащихся и возможность переноса трудовых операций с одного материала на другой.

Большую сложность, особенно для начинающих учителей начальных классов вызывает определение каждой конкретной темы урока. Многие методисты и педагоги обращают внимание на следующую проблему: тема урока часто формулируется на основе наименования изделия, которое будет изготавливаться или на основе используемого материала, а такого быть не должно. Любое изделие является лишь средством, позволяющим реализовать содержание урока.

В качестве примера формулировок, можно привести некоторые темы, предложенные Конышевой Н.М. по учебнику «Чудесная мастерская» для 2 класса.

При написании конспекта урока учитель указывает: порядковый номер урока; тему урока, изделие, которое будут изготавливать учащиеся; задачи урока; материалы, оборудование и инструменты, необходимые для работы. Следует также указать какая наглядность будет использована на уроке и предполагается ли специальная подготовка учеников.

4.Методический анализ уроков технологии.

Анализ урока технологии можно представить следующим образом (по материалам Лутцевой Е.А.).

1.Соответствие темы урока содержанию технологического образования.

2.Место урока в системе уроков по данной теме.

3.Взаимосвязь темы урока, его цели и образовательных задач (обучения, развития и воспитания).

4. Тип урока (экскурсия, исследование, практикум, проект).

5.Как решались поставленные задачи (деятельность учителя и деятельность учащихся):

1.1. Какая методика использовалась: репродуктивная (объяснительно-иллюстративная) или продуктивная (деятельностная, проблемная).

Если репродуктивная, то обоснованность ее использования для решения развивающих задач.

1.2. Степень информативности познавательно-информационной части урока (случайная, предметная –технико-технологического характера).

1.3. Полнота аналитической части урока (анализ образца или образцов):

Использование наглядного материала (с какой целью: иллюстрация объяснения учителя или источник открытия нового знания);

Использовался ли предшествующий опыт детей;

Вопросы к учащимся (на констатацию наблюдаемого, на повторение ранее изученного, на размышление, на поиск нового решения проблемы);

Как вводилось новое знание и умение (показ с последующим повторением приема, самостоятельные размышления и пробные поисковые упражнения);

Реакция учителя на неправильные ответы (не обращает внимания и пропускает, исправляет сам, переводит в проблемную ситуацию)

1.4. Как осуществлялось планирование предстоящей практической работы (готовый план, определение порядка работы учащимися);

1.5. Степень самостоятельности учащихся в их практической работе (зависит от анализа задания (констатирующий или всесторонний), наличия базы наработанных качественных практических умений).

1.6. Все ли ученики справились с работой. Типичные затруднения.

1.7. Качество выполненной практической работы (качество закрепляемых умений, нового умения).

1.8. Личность учителя (характер общения – авторитарный или демократичный, темп речи, внешний вид, поощрения)

6. В каких моментах урока решались воспитательные задачи.

7. Носил ли урок в целом развивающий характер (Соотношение активной деятельности учителя и учащихся. Самыми говорящими на уроке должны быть ученики – это развитие)

Так как в настоящее время существует несколько программ по технологии, то следует рассмотреть и другие варианты анализа урока технологии. Конышева Н.М. предлагает анализировать урок в два этапа: самоанализ и анализ и оценка присутствующих на уроке.

При самоанализе учитель может опираться на следующие вопросы:

Что из задуманного удалось осуществить лучше всего?

Какие моменты оказались неожиданными и как удалось сориентироваться в данной ситуации?

Какие выводы можно сделать?

Все ли вопросы, обращенные к учащимся были сформулированы правильно и четко?

Что учителю не удалось и почему?

Все ли поставленные задачи были выполнены?

Для методического анализа урока присутствующими можно использовать следующие моменты:

    Указать тип урока по содержанию.

    Целесообразность сформулированных задач урока. Соответствие их типу данного урока.

    Соответствие действий учителя типу урока и поставленным задачам.

    Адекватность действий учителя запланированному на уроке.

    Целесообразность использования репродуктивных и творческих заданий.

    Как реализовалось воспитательное значение урока

    Целесообразность используемых форм организации работы.

    Правильность, точность, выразительность речи учители.

    Умение учителя установить контакт с учениками.

    Формирование у учащихся внимательного, заинтересованного и участливого отношения друг к другу.

    На сколько решены поставленные задачи.

    Оценивание поведения и деятельности учителя в целом

Таким образом, мы рассмотрели особенности урока технологии в начальных классах.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите требования к урокам технологии. 2. Выделите типы уроков по содержанию 3. Перечислите типы уроков, выделенных Конышевой Н.М. и охарактеризуйте их. 4. Какие этапы включает подготовка учителя к уроку.

Лекция № 6 Формирование графических умений на уроках технологии.

2.Методика работы с изобразительными пособиями

1.Виды графических пособий. Элементы графической грамоты.

В Программе «Технология». / Сост. Хотунцев Ю. Л., Симоненко В. Д./ графические умения включают в себя следующие группы умений: различать графические изображения и условные обозначения на них, читать и использовать предметные и графические карты; проводить линии разной толщины и направления по линейке и шаблону; читать и использовать разметку контроля и планирования, чертежи деталей; строить прямоугольники, делить их на части с помощью угольника, линейки; размечать геометрические фигуры, имеющие различную форму.

Программа ориентирует учителя начальных классов на использование на уроках труда основ графической грамоты, элементов технического черчения. Обучение детей чтению простейших чертежей и технических рисунков, выполнению разметки проводится в процессе выполнения учащимся разнообразных практических работ, изготовления из бумаги, картона и других материалов.

К графическим наглядным пособиям относятся технические и художественные рисунки, эскизы и чертежи, технологические карты, графические инструкционные карты (ГИК)

Чертёж выполняется по установленным правилам графического изображения с помощью чертёжных инструментов и соблюдением масштаба, а эскиз – это тот же чертёж, но делается от руки.

На художественном рисунке предмет изображается с одной точки зрения так как он выглядит на самом деле и выполняется на глаз. Технический рисунок более точно передает информацию о предмете, выполняется в изометрии (отношение всех сторон 1:1:1) с указанием размеров, необходимых для изготовления изображаемого предмета.

На технологической карте изображается инструкция о ходе выполнения изделия, представленной в виде технических рисунков, показываются приемы выполнения нужных операций и необходимые материалы и инструменты.

Чертёж – это документ, содержащий изображение документа в нескольких проекциях. Чертёж выполняется по установленным правилам графического изображения с помощью чертёжных инструментов и соблюдением масштаба. Чертёж даёт полное представление о форме предмета, его видах, размерах. Даже самую простую поделку трудно изготовить без чертежа, эскиза, технического рисунка. Все чертежи выполняются по государственным стандартам. Изображение предметов на чертежах выполняются по правилам проецирования, и может осуществляться на несколько плоскостей. На чертежах эти проекции называют видами: фронтальная – вид спереди; горизонтальная – вид сверху; профильная – вид слева.

При выполнении чертежа выделяется контур, детали развёртки; размерные линии одинаково удалены от линий контура, выполнены сплошной тонкой линией, на конус которой стрелки. Они ограничены высокой (тонкой) линией. Размеры проставлены над размерными линиями, в середине.

Для правильного выполнения графических изображений необходимо знать значение условных обозначений линий чертежа и их практическое использование.

Основная линия – линия видимого контура, предмета, детали. В начальных классов её используют для обозначения линии видимого контура, линий отрезка, разреза, надреза, для обозначения прорези. Основная линия может быть вычерчена толщиной от 0.6 до 1.5 мм. (на демонстрационных таблицах её можно увеличить в несколько раз, чтобы учащиеся, сидящие в конце класса, могли её видеть).