Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока. Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима Особенности античной цивилизации таблица

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Античная цивилизация: общая характеристика

2. Этапы становления и развития древнегреческой цивилизации

3. Полисная система ценностей

4. Эпоха эллинизма

5. Римская цивилизация: зарождение, развитие и упадок

5.1 Царский период Римской цивилизации

5.2 Римская цивилизация в эпоху республики

5.3 Римская цивилизация эпохи империи

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Очень сложно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-историческим процессом. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, - просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, - явилась не только непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Она также является колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западноевропейской и византийско-православной.

Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации;

а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)

б) Римскую (8 век до нашей эры 5 век н.э.)

Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 323 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

Целью моей работы будет детальное изучение развития данных цивилизаций, их значения в историческом процессе и причин упадка.

1. Античная цивилизация: общая характеристика

Глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX--VIII вв. до н. э. до IV-- V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII-- XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX--VI вв. до н. э. последняя попытка удалась -- возникло античное общество.

Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение.

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия -- демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество -- вторичными.

Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации

2. Этапы становления и развития древнегреческой цивилизации

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа:

· раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции);

· формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI - IV в.в. до н.э.);

· завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.

Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).

В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции - элладскими (от названия Греции - Эллада). Хронология минойских периодов следующая:

· Раннеминойский (XXX - XXIII вв. до н.э.) - господство доклассовых родовых отношений.

· Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII - XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.

· Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII - XII вв. до н.э.) - объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

· Раннеэлладский преиод (XXX - XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население.

· Среднеэлладский период (XX - XVII вв. до н.э.) - расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений.

· Позднеэлладский период (XVI - XII вв. до н.э.) - возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II - I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории - полисный - начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

· Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI - IX вв. до н.э.) - родоплеменные отношения в Греции.

· Архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) - формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

· Классический период греческой истории (V - IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.

Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса.

Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества - с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.

Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распада мировой империи Александра Македонского.

Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, открыли новый этап древнегреческой истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.

Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории также делится на три периода:

· Восточные походы Александра Македонского и обращование системы эллинистических государств (30-е годы IV в. до н.э.);

· Кризис эллинистической системы и завоевание государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II - I вв. до н.э.);

· Захват римлянами в 30-е годы до н.э. последнего эллинистического государства - Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, - означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития древнегреческой цивилизации.

3. Полисная система ценностей

В полисах сформировалась своя система духовных ценностей. Прежде всего, своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению, лишь в рамках полиса можно существовать не только физически, но и вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную человека.

Составными частями полиса как высшей ценности выступали личная свобода человека, понимаемая как отсутствие всякой зависимости от какого-либо лица или коллектива, право выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на определенное материальное обеспечение, в первую очередь на земельный участок, но вместе с тем и осуждение накопительства богатства.

Общинное устройство античных государств определяло всю систему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина. Ее составными частями были:

Автономия - жизнь по собственным законам, проявлявшаяся не только в стремлении полисов к независимости, но и в стремлении отдельных граждан жить своим умом.

Автаркия - самообеспеченность, выражавшаяся в стремлении каждой гражданской общины иметь полный комплекс жизнеобеспечивающих профессий и стимулировавшая отдельного гражданина к ориентации на натуральное производство для собственного потребления в своем хозяйстве.

Патриотизм - любовь к своему отечеству, в роли которого выступали не Греция или Италия, а родная гражданская община, поскольку именно она была гарантом благополучия граждан.

Свобода - выражавшаяся в независимости гражданина в его частной жизни и раскованности в суждениях гражданина по поводу общественного блага, поскольку оно было производным от усилий каждого. Это давало ощущение ценности своей личности.

Равенство - ориентация на умеренность в быту, формировавшая привычку соотносить свои интересы с чужими, а чужие со своими, считаться с мнением и интересами коллектива.

Коллективизм - ощущение слитности с коллективом своих сограждан, своего рода братства, поскольку участие в общественной жизни считалось обязательным.

Традиционализм - почитание традиций и их хранителей - предков и богов, что было условием устойчивости гражданской общины.

Уважение к личности - выражавшаяся в ощущении тыла или уверенности в себе и в своих силах, которую давало античному гражданину гарантированное гражданской общиной существование на уровне прожиточного минимума.

Трудолюбие - ориентация на общественно полезный труд, в качестве которого выступала любая деятельность, прямо или косвенно (через личное благо) приносившая пользу коллективу.

Система ценностей задавала определенные рамки творческой энергии античных людей.

В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага. Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису. Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город - и он превращался в бесправного метека (негражданина). Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город-государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность.

4. Эпоха эллинизма

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356-323 до н.э.). В результате похода (334-324 до н.э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма (323-27 до н.э.) - эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского.

Что же такое эллинизм, каковы его характерные черты?

Эллинизм стал насильственным объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в своей социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого, так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры и представляли сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру. древнегреческий цивилизация ценность римский

Как синтез греческих и восточных элементов эллинизм вырастал из двух корней, из исторического развития, с одной стороны, древнегреческого общества и прежде всего из кризиса греческого полиса, с другой - он вырастал из древневосточных обществ, из разложения его консервативной, малоподвижной общественной структуры. Греческий полис, обеспечивший экономический подъем Греции, создание динамичной социальной структуры, зрелое республиканское устройство, включая разные формы демократии, создание замечательной культуры, в конце концов исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического прогресса. На фоне постоянной напряженности в отношениях между классами развернулась острая социальная борьба между олигархией и демократическими кругами гражданства, которая вела к тирании и взаимоуничтожению. Раздробленная на несколько сотен мелких полисов небольшая по территории Эллада стала ареной непрерывных войн между коалициями отдельных городов-государств, которые то объединялись, то распадались. Исторически необходимым для дальнейших судеб греческого мира представлялось прекращение внутренних беспорядков, объединение мелких враждующих между собой независимых полисов в рамках крупного государственного образования с твердой центральной властью, которая бы обеспечила внутренний порядок, внешнюю безопасность и тем самым возможность дальнейшего развития.

Другой основой эллинизма стал кризис древневосточных общественно-политических структур. К середине IV в. до н.э. древневосточный мир, объединенный в рамках Персидской империи, также переживал серьезный общественно-политический кризис. Застойная консервативная экономика не позволяла освоить обширные пространства пустующих земель. Персидские цари не возводили новых городов, уделяли слабое внимание торговле, в подвалах их дворцов лежали огромные запасы валютного металла, которые не пускались в оборот. Традиционные общинные структуры в наиболее развитых частях Персидской державы - Финикии, Сирии, Вавилонии, Малой Азии - разлагались, и частные хозяйства как более динамичные производственные ячейки получили некоторое распространение, но этот процесс шел медленно и болезненно. С политической точки зрения Персидская монархия к середине IV в. до н.э. представляла собой рыхлое образование, связи центральной власти и местных правителей ослабли, а сепаратизм отдельных частей стал обычным явлением.

Если Греция середины IV в. до н.э. страдала от излишней активности внутриполитической жизни, перенаселенности, ограниченности ресурсов, то Персидская монархия, напротив, от застойности, слабого использования огромных потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Таким образом, на очередь дня вставала задача некоего объединения, своеобразного синтеза этих различных, но могущих дополнить друг друга социально-экономических и политических систем. И этим синтезом стали эллинистические общества и государства, образовавшиеся после распада державы Александра Македонского.

5. Римская цивилизация : зарождение, развитие и упадок

В истории Рима выделяют следующие периоды:

· Царский период - с 753 г. до н. э. (появление города Рима) по 509 г. до н. э. (изгнание последнего римского царя Тарквиния)

· Период республики - с 509 г. до н. .э. по 82 г. до н. .э. (начало правления Луция Суллы, объявившего себя диктатором)

· Период Империи - с 82 г. до н. э. по 476 г. н. э. (захват Рима варварами под предводительством Одоакра и изъятие у последнего императора символов императорского достоинства).

5.1 Царский период Римской цивилизации

Возникновение Рима является отправной точкой Римской цивилизации, он возник на территории области, получившей название Лаци, на стыке расселения трех племенных объединений, которые назывались трибы. В каждой трибе было по 10 курий, в каждой курии по 10 родов, таким образом, население, создавшее Рим состояло всего из 300 родов, они стали гражданами Рима и составили римский патрициат. Вся дальнейшая история Рима - это борьба не граждан, тех, кто не входил в 300 родов - плебеев за гражданские права. Государственное устройство архаического Рима имело следующие формы, во главе стоял царь, который выполнял функции жреца, военачальника, законодателя, судьи, высшим органом власти являлся сенат- совет старейшин, в который входили по одному представителю от каждого рода, другим высшим органом власти было народное собрание или собрание курий - куриатные комиссии. Основной социально-экономической ячейкой римского общества была семья, которая представляла из себя ячейку в миниатюре: во главе стоял мужчина, отец, которому подчинялись жена, дети. Римская семья в основном занималась земледелием, также в жизни римлян огромное значение играло участие в военных походах, которые обычно начинались в марте и заканчивались в октябре. Как уже упоминалось, кроме патрициата в Риме была и другая прослойка - плебеи, это были те, кто пришел в Рим после его основания или жители покоренных территорий. Они не были рабами, это были свободные люди, но они не входили в состав родов, курий и триб, а потому не принимали участия в народном собрании, не имели никаких политических прав. Прав на землю они также не имели, поэтому для получения земли они поступали на службу к патрициям и арендовали их земли. Также плебеи занимались торговлей, ремеслом. Многие из них богатели.

В 7 веке до н.э. правители Этрусского города Тарквиния подчиняют Рим и правят там до 510 г. до н.э. Наиболее известной фигурой того времени был реформатор Сервий Туллий. Его реформа была первым этапом борьбы плебеев с патрициями. Он разделил город на округа: 4 городских и 17 сельских, произвел перепись населения Рима, все мужское население делилось на 6 разрядов уже не по родовому, признаку, а в зависимости от имущественного положения. Самые богатые составляли первый разряд; нижний разряд назывался - плебс, это были неимущие, у которых ничего, кроме детей, не было. Римская армия тоже стала строиться в зависимости от нового деления на разряды. Каждый разряд выставлял воинские подразделения- центурии. Кроме того, плебеи отныне были включены в состав граждан. Это отразилось на общественной жизни Рима. Прежние собрания по гуриям потеряли свое значение, они были заменены народными собраниями по центуриям, которые имели свои голоса на народных собраниях, причем первый разряд имел более половины центурий. Это, естественно наносило удар по патрициату, поэтому был устроен заговор и Туллий был убит, после этого сенат решает упразднить институт царя и установить республику в 510 г. до н.э.

5.2 Римская цивилизация эпохи республики

Республиканский период характеризуется острой борьбой патрициев и плебеев за гражданские права, за землю, в результате этой борьбы права плебеев увеличиваются. В сенате вводится должность народного трибуна, которые отстаивали права плебеев. Трибуны избирались из плебеев сроком на один год в количестве сначала двух, затем пяти и, наконец, десяти человек. Их личность считалась священной и неприкосновенной. Трибуны имели большие права и власть: они не подчинялись сенату, могли накладывать вето на постановления сената, имели большую судебную власть. В этот период происходит ограничение роста земель у граждан Рима, каждый мог иметь не более 125 га. земли. В 3 веке до н.э. окончательно оформляется римская патрицианско-плебейская община. Органами государственной власти являлись сенат, народное собрание, магистратуры-органы исполнительной власти. Магистры избирались народным собранием на один год. Высшей военной и гражданской властью обладали консулы они также обладали высшей судебной властью и управляли провинциями, их тоже избирали народные собрания на один год. Еще одной важной должностью государственного управления были цензоры, которые выбирались раз в пять лет и осуществляли перепись населения, перевод граждан из одного разряда в другой, в их компетенцию входили религиозные вопросы. В римской республике совмещались различные принципы государственного управления: демократический принцип олицетворяло народное собрание и трибуны, аристократический принцип олицетворял сенат, монархический принцип- два консула, один из которых был плебеем. Благодаря постоянным, непрерывным войнам Рим сначала подчиняет себе всю Италию, а к концу периода республики Рим становится огромным государством, подчинившим себе все Средиземноморье. Основным противником, с которым пришлось столкнуться был Карфаген - город, являвшийся столицей крупного и богатого государства, расположенного по островам и побережью западного Средиземноморья. Сам город Карфаген находился в Африке на территории современного Туниса. Войны между Римом и Карфагеном получили название Пунических, они продолжались с перерывами с 264г до н.э. по 146 г до н.э. и закончились полной победой Рима, подчинением ему всех земель противника, а сам Карфаген был стерт с лица земли.

В результате пунических войн и победы Рима его территория сильно разрослась и, следовательно, обострились те проблемы, которые были характерны для Римской цивилизации на протяжении всей ее истории, а именно: проблемы гражданства и получения земли.

Борьба за гражданские права, а следовательно и за землю продолжается и в 91 г. до н.э начинается «Союзническая» гражданская война - война италиков за гражданские права, которая продолжалась до 88 г до н.э, под напором этих требований сенат не выдержал и в 90 г до н.э предоставил италикам гражданские права. На этом заканчивает свое существование римская гражданская община. Это значит, что народные собрания трибутные коммиции и куриатные коммиции (соответственно собрание по трибам и по гуриям) перестали играть какую-либо заметную роль.

Первый век до н.э - это важнейший этап в жизни Римской цивилизации, он ознаменован тем, что все политическая жизнь в римском обществе развивалась в двух направлениях: оптиматы (наилучшее) сторонники этого направления - это, в основном плебейско-патрицианская верхушка. Они защищали власть сената и позицию нобилитета (патрициат и плебейская верхушка). Второе направление - это популяры. Сторонники этого направления требовали проведения аграрных реформ, предоставления гражданских прав, усиление власти народных трибунов. Одним из ярких представителей этого направления был известный полководец Гай Марий. Это в политической жизни римского общества, но в это важные процессы происходили и самом обществе, его менталитете. Пунические войны не только территориально прирастила Рим, но и изменила менталитет римлянина, благодаря включению в состав государства множества этнических групп трех частей света: Европы, Азии и Африки.

В результате Пунических войн территория Римского государства разрастается и для эффективного управления ею необходима сильная единоличная власть. В Римской республики было две попытки получить диктаторские полномочия. Первая из них связана с именем полководца Сулы. Которому в первой половине 1 века до н.э в напряженный момент противостояния оптиматов и популяров, который грозил перерасти в гражданскую войну сенат предоставил диктаторские полномочия. Суда жесткими мерами предотвратил начало гражданской войны. Второй фигурой, получившей диктаторские полномочия был Гай Юлий Цезарь, известный и талантливый полководец, который сначала был наместником Испании, а затем, став наместником небольшой части Галлии, принадлежавшей Риму, сумел за 10 лет покорить всю Галлию, что до него никому не удавалось. После смерти Цезаря развернулась борьба за власть после серии интриг, в которых основными участниками были сподвижник Цезаря Антоний, его внучатый племянник Октавиан и сенат, в результате которой единственным повелителем огромного государства становится Октавиан, которого провозглашают Августом (божественным), это случилось в 30 г до н.э. На этом римская республика прекратила свое существование, начался период римской империи.

5.3 Римская цивилизация эпохи империи

Начальный период римской империи, продлившийся с 30 г. до н.э. по 284 г. н.э. получил название период принципата, это название пошло от именования Октавиана Августа «Принципсом», что означает - первый среди равных. Второй этап римской империи носит название - период домината от слова « доминус» (господин)-284-476гг н.э.

Первые шаги Октавиана Августа: стабилизация отношений между различными слоями общества. Правление Октавиана - это период взлета науки, литературы и особенно римской историографии.

Особенности римской цивилизации эпохи принципата:

1. Единоличная власть открывает возможности, как перед мудрыми, так и перед деспотичными правителями.

2. Активно совершенствуется римское законодательство, которое является основой многих современных правовых систем.

3. Проявляется несостоятельность рабства. В армию начинают набирать рабов из-за нехватки населения.

4. Италия теряет роль центра Римской империи.

5. Развитие строительства (дороги, водопроводы)

6. Усиление системы образования, увеличение числа грамотных людей.

7. Распространение христианства.

8. Праздники (180 дней в году)

Император Антоний Пий - золотой век Римской империи, отсутствие конфликтов, экономический подъем, спокойствие в провинциях, но этот период длился недолго уже в 160 г н.э начинается одна из войн, которая определила дальнейшую судьбу римской цивилизации начало катастрофы.

Римская империя соседствовала с многоликим варварским миром, в который входили Кельтские племена, Германские племена и Славянские племена. Первое столкновение варварского мира и римской цивилизации произошло при императоре Марке Аврелии на территории провинций Реций и Норик, также Панония - современная Венгрия. Война длилась ок. 15 лет, Марку Аврелию удалось отбить натиск варварских племен. Впоследствии, в течение 3-го века напор варваров усиливается, выстраивается по Дунаю и Реину «лимес»- граница, состоящая из пропускных пунктов и военизированных поселений. На «лимесе» осуществлялась торговля между Римом и варварским миром. В 3-ем веке выделяются племена, среди варваров, ведущие войны с Римом, на границе по Рейну это франки, а по Дунаю - готы, которые неоднократно вторгались на территорию империи. Тогда же в 3 веке Рим впервые в истории теряет свою провинцию, это произошло в 270г., имперская армия покинула провинцию Дакия, далее происходит потеря « Десятинных полей»- в верховьях Рейна. В конце 3-го века заканчивается эпоха принципата: император Диоклетиан в 284 г. принял решение разделить империю на 4 части, для более эффективного управления. Соправителями стали: Максимиан, Лициний и Константин, для себя и Максимиана он оставил титул августов, а для двух других - титул цезарей. Хотя после смерти Диоклетиана сын Клора Константин снова становится единоличным правителем, но именно этим разделением, было, положено начало крушения Римской империи. В 395 году император Феодосии окончательно разделил империю на две части между сыновьями, один из них Аркадий стал правителем Восточной Римской империи, а другой - Гонорий - Западной Римской империи. Но ситуация сложилась таким образом, что малолетний Гонорей не мог управлять государством и фактическим правителем выступил вандал Стилихон, возглавлявший его в течение 25 лет. Огромную роль варвары начинают играть в армии Западной Римской империи, это в полной мере отражает кризис империи. Под давлением гуннов в 4 веке на территорию Восточной Римской империи переселяются готы, которые под предводительством Аллариха в поисках земли для проживания вторгаются на территорию Италии и в 410 г. захватывают Рим. Затем в 476 вождь скиров Одоакр окончательно свергнул последнего римского императора Ромула Августула. Эта дата является датой окончательного падения западной части Римской империи, восточная ее часть просуществовала еще около 1000 лет. Эпоха домината отражает кризис Римской цивилизации. Признаки кризиса: запустение городов, прекращение выплат налогов, уменьшение числа торговых операций, нарушение связей между провинциями.

Заключение

Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

Ознакомление с богатым культурным наследием древнего Рима и древней Греции, которое явилось результатом синтеза и дальнейшего развития культурных достижений народов древности, дает возможность глубже понять основы европейской цивилизации, показать новые аспекты в освоении античного наследия, установить живые связи между античностью и современностью, глубже понять современность.

Античная цивилизация была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Список использованных источников и литературы

Учебная литература:

1. Андреев Ю.В., Л.П. Маринович; Под ред. В.И. Кузищина История Древней Греции: Учеб./ - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2001.

2. Буданова В.П. История мировых цивилизаций. Учебник. Москва, "Высшая школа", 2000

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -- М., 1994.

Электронные ресурсы

1. Древняя Греция. Культура, история, искусство, мифы и личности. http://ellada.spb.ru/

2. К.Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима. http://www.centant.pu.ru/sno/lib/kumanec/index.htm

3. Библиотека Гумер - История Античности и древнего мира. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Antigue.php

4. Библиотека Гумер - Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eras/index.php

5. Библиотека по культурологии. http://www.countries.ru/library/ant/grciv.htm

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение классового общества, государства и цивилизации на греческой почве. Деление истории Древней Греции на две большие эпохи: микенская (крито-микенская) дворцовая и античная полисная цивилизация. Культура Эллады, "темных веков" и античного периода.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Основные этапы становления и особенности Западной цивилизации. Характеристика эллинской и римской цивилизации. Европа варваров и её эллинизация, роль христианства. Эпоха Возрождения и ее принципиальное отличие от средневековой, изменения в культуре.

    реферат , добавлен 18.03.2011

    Развитие римской цивилизации. Легенда о братьях Ромуле и Реме. Римская община в древнейший период. Установление республиканского строя, патриции и плебеи. Появление первых письменных законов в Риме. Порядки в гражданской общине, идея "общей пользы".

    реферат , добавлен 02.12.2009

    Характеристика процесса становления римской цивилизации. Политическое и культурное влияние этрусков на римскую цивилизацию. Деление римских граждан по территориальному и имущественному признакам. Анализ археологических данных об этрусском влиянии.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Этапы развития российской цивилизации. Территория российской цивилизации. Монархия, государство и социально-экономическое развитие России. Перспективы развития общества, культуры и цивилизации. Основные особенности развития российской цивилизации.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Римской цивилизацией является цивилизация, созданная римлянами на территории Италии и затем распространенная на все завоеванные народы. Формирование и развитие государственной власти. Правовые и социальные основания жизни римлян. Кризис и упадок империи.

    реферат , добавлен 25.11.2008

    Этапы развития древнегреческой цивилизации. Возникновение полиса. Полис как феномен Греческой цивилизации. Органы управления полиса. Полис как государство. Общество в полисах. Экономическая жизнь полиса. Характерные черты афинского полиса.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2003

    Основные (глобальные) типы цивилизации, их особенности. Сущность цивилизационного подхода к истории. Характерные черты политической системы восточного деспотизма. Особенности цивилизации классической Греции. Цивилизации в древности и Древняя Русь.

    реферат , добавлен 27.02.2009

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Анализ Евразии как специфической цивилизации в истории человечества, ее географические особенности и история формирования. Наиболее древние цивилизации Евразии, расположившиеся на берегах многочисленных морей: Египет, Месопотамия, Ассирия, Иудея.

Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Очень сложно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-историческим процессом. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, - просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, - явилась не только непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Она также является колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западноевропейской и византийско-православной.

Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации:

  • а) древнегреческую (VIII-I век до н.э.);
  • б) Римскую (VIII век до н. э. V век н.э.).

Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 323 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

Прогрессивный тип цивилизации, связанный с постоянными изменениями в жизни человека и устремлениями в будущее, опираясь на уроки прошлого начал возникать на берегах Средиземного моря. В древности наивысшего развития он достиг в древней Греции и Древнем Риме.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок. Появился первый в мире образец народовластия - демократия.

В экономической истории Древней Греции выделяют ряд периодов:

  • 1. Крито-микенский (о. Крит и г. Микены на полуострове Пелопоннес) - III тыс. до н.э. -XII в. до н.э.
  • 2. Гомеровский период - XI-IX вв. до н.э.
  • 3. «Великая греческая колонизация», полисное общество - VIII-VI вв. до н.э.
  • 4. Афинское рабовладельческое государство - VI-IV вв. до н.э.

В Греции в VII-VI вв. до н. э. развились социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими цивилизациями: классическое рабство; система денежного обращения и рынок; полис - основная форма политической организации; идея суверенитета народа и демократическая форма правления.

Тогда же были разработаны и основные принципы морали, эстетические идеалы, оказавшие воздействие на весь античный мир. Наконец, в тот период зародились важнейшие элементы античной культуры - наука и философия, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт.

В античной Греции города с их сельской округой представляли собой обособленные рабовладельческие государства - полисы. Города были центрами ремесленного производства, торговли и культуры, где сравнительно быстро происходил рост населения и материального богатства. Окружающая же эти города провинция представляла собой деревню с отсталыми формами производства, со многими остатками первобытного общества. Несмотря на то, что в архаический период Греция не представляла собой единого государства, однако регулярные торговые связи между отдельными полисами приводили к постепенному формированию этнического самосознания, одним из проявлений которого были знаменитые, проводившиеся с 776 г. до н. э. Олимпийские игры, на которые допускались только эллины. Основной чертой нравственного сознания древнегреческого общества того периода было соединение чувства коллективизма и состязательного начала. К VIII-VI вв. до н.э. относится появление совершенной архитектуры, главным образом общественной (храмы, театры); создание алфавитного письма, возникновение философии.

Важнейшие завоевания цивилизации периода архаики были развиты в период классической Греции (от рубежа VI-V вв. до н.э. до 338 г. до н.э.). Это был период великого расцвета полисной организации общества, оказавшей влияние на все стороны жизни. Полис представлял собой гражданскую общину, важной особенностью которой было сочетание общинного характера и своеобразных черт, отличавших эту общину от родовой, семейной, территориальной и т. п.

В ее основе лежала античная форма собственности, которая была одновременно государственной (совместной) и частной. Владельцем основного средства производства (земли) мог стать лишь тот, кто был полноправным членом гражданской общины. Верховным правом на землю (правом владеть, пользоваться и распоряжаться ею) обладал только коллектив граждан. Взаимосвязь и взаимообусловленность права собственности на землю и гражданских прав способствовали признанию всех граждан равноправными.

Среди свободных членов общества были различные имущественные прослойки. Богатые были, как правило, представителями старой родовой знати, они фактически осуществляли власть в полисах. Они называли себя «лучшими людьми», по-гречески - «аристократами». Поэтому полисный строй городов, где устанавливалась власть родовой знати, стал называться аристократией. Остальную, большую часть свободного населения составляли крестьяне и ремесленники. Он получили название «демос», что в переводе с греческого означает «народ».

В полисах действовали различные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов (демократия). Еще одной особенностью полисов было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности.

Экономика полиса базировалась на земледелии и скотоводстве, виноградарстве и садоводстве. Основным принципом его хозяйства была идея автаркии (самообеспеченности). Средства существования, не зависящие от внешних, природных факторов, рассматривались как экономическая основа свободы. Излишки продуктов составляли предмет продажи и обменивались через рынок. Огромную роль в жизни греков играло море. Обилие удобных бухт и островов способствовало раннему развитию мореходства и обмена.

Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции. В соответствии с основными принципами полиса выработалась полисная система ценностей: полис - высшее благо; существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К ценностям полиса относились также признание превосходства земледельческого труда над иными видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта, где ценностью считалась и война); неизменными экономическую основу и приоритет традиций. Желание накопительства осуждалось как антиценность.

В тот период началось распространение рабства классического типа. Например, в Афинах раб не только не имел собственности на средства производства, но и представлял собой «говорящее орудие», принадлежавшее его хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Дети рабынь назывались «приплодом» и также становились рабами. Рабы в Греции - это, как правило, захваченные во время военных походов или пиратских набегов военнопленные, которые поступали на невольничьи рынки и становились «живым товаром». Источником рабов было и долговое рабство в результате захвата знатной верхушкой (евпатриды) лучших земель и закабаления обедневших общинников. Однако долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, возможно поэтому, как предполагают историки, граница между рабом и свободным была такой отчетливой, а отношение к рабам - особой жестокостью (по сравнению с домашним рабством на Востоке).

Образование рабовладельческих городов-государств совпало с колонизацией греками ряда иноземных территорий и регионов в погоне за рабами, хлебом, скотом, металлом, солью, рыбой, в стремлении завоевать новые земли с целью их заселения.

Различают три основных направления греческой колонизации:

  • 1. Северные и восточные берега Черного моря - Херсонес, Феодосия, Пантикапей (Крым), Фанагория (устье Кубани, Ольвия (устье Буга).
  • 2. На запад, в строну Аппенинского и Пиренейского полуостровов - берега Италии и остров Сицилия - города Сиракузы, Неаполис, Тарент и др.
  • 3. Северная Африка.

Колонизация дала толчок развитию торговых отношений между Древней Грецией и остальным (неэллинским) миром, что способствовало еще большему развитию рабовладельческих отношений. Колонизация открыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. Колонизация вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населения Греции сокращалось, и это в какой-то степени снимало социальную напряженность.

Заключительный период в экономической истории Древней Греции - IV вв. до н.э. - время расцвета Афинского рабовладельческого государства (юго-восток Греции). Афинам удалось укрепить свое могущество в результате победы в кровопролитных греко-персидских войнах (500-479 г. до н.э.), когда была захвачена большая добыча и масса пленных. Афины возглавили союз всех греческих государств, образовав Афинский морской союз, из которого затем выросла Афинская морская держава. Афины становятся центром политической и экономической жизни Древней Греции.

В V в. до н.э. жизнь Афин достигла наивысшего расцвета, в основе которого лежала широкая эксплуатация рабского труда. Рабы стали использоваться во всех отраслях хозяйства: на сельскохозяйственных работах, на строительстве новых зданий, в качестве гребцов на кораблях, в ремесленных мастерских, каменоломнях, рудниках. В Афинах основная масса рабов использовалась в промышленном производстве.

Широкое распространение в Афинах получили рабовладельческие ремесленные мастерские - эргастерии, в которых рабы изготовляли различные металлические изделия, оружие, глиняную посуду, мебель, обувь, украшения. Преобладали мастерские с 10-12 рабами, но встречались эргастерии, имевшие несколько десятков рабов. Эргастерии приносили большой доход, не меньший, чем морская торговля, считавшаяся наиболее прибыльной отраслью. Эргастерий был главной, но единственной формой эксплуатации рабов. Крупные рабовладельцы сдавали в аренду своих рабов для работы на государственных рудниках, в каменоломнях, на строительстве. В сельском хозяйстве преобладали мелкие крестьянские хозяйства, и труд рабов применялся в ограниченных размерах.

Афины украсились великолепными зданиями. Гавань Пирей превратилась в крупнейший торговый порт того времени. Через Пирей Афины и другие греческие полисы вывозили вина, оливковое масло, разнообразные ремесленные изделия, а ввозили хлеб из Сицилии и Причерноморья, пряности и предметы роскоши - из стран Востока, слоновую кость - из Африки, железо и медь - из Италии. Особое значение имел для Афин ввоз хлеба, т. к. зерновое производство не обеспечивало потребностей возраставшего городского населения. Хлебная торговля находилась под контролем государства.

Наряду с торговлей в Древней Греции развивалось ростовщичество, которым в основном занимались владельцы меняльных лавок - трапезиты. Ростовщики давали ссуды под залог имущества (земли, городских домов, кораблей, товаров) под 12-18, а нередко и 30 %. Крупные ростовщические операции вели храмы. Широкое хождение получили металлические деньги. Купцы древности - это, прежде всего, работорговцы. Развитие же ростовщического капитала, приносящего проценты, связано с развитием товарного и денежного обращения. Как правило, ростовщический капитал разорял мелких производителей и превращал их в рабов. Одним из важнейших последствий развития торгового капитала и ростовщичества в рабовладельческом обществе было превращение земли в объект купли-продажи и возникновение ипотечного долга, т. е. заклад земли разоряющимися производителями. Но расцвет Афин был непродолжительным.

В 431 г. до н.э. в результате обострения противоречий вспыхнула война между Афинами и Спартой - сильным аристократическим рабовладельческим государством на юге Греции. Победа оказалась за Спартой и политической и экономической гегемонии Афин пришел конец. Но и сама Спарта ослабла в войне. В результате этого в IV в. до н.э. Греция оказалась под властью нового рабовладельческого государства - Македонии, расположенной на севере страны. В результате походов на Восток царя Александра Македонского возникла громадная империя, которая вскоре распалась.

После этого центры политической и экономической жизни античного мира стали перемещаться на запад, на Аппенинский полуостров, где образовалось еще более могущественное рабовладельческое государство - Древний Рим.

Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Древнеримская цивилизация интересна собственной системой духовных ценностей, отличной не только от сложившихся на Востоке, но и в Древней Греции. Главными духовными ориентирами были: 1) патриотизм; 2) "особая богоизбранность" римского народа; 3) представление о Риме как высшей ценности. Кроме того, недостойными для римскою гражданина делами считались не только ремесло, но и занятия художественным творчеством (скульптурой, живописью, игрой на сцене, драматургией), даже педагогикой. Своеобразие данной цивилизации еще и в том, что она позволяет судить о самых разных формах социально-политического устройства, известных в древности: от раннеклассового общества во главе с "царем" (семь легендарных римских царей, скорее всего, были верховными вождями союзов племен) к ранней республике, затем развитой республике (с постепенным развитием олигархического, полисного устройства) и, наконец, к возникновению огромного и достаточно стабильного государства - Римской империи (новый тип монархии, отличавшийся от давно известной восточной деспотии), поглотившей почти все другие цивилизации древности.

Таким образом, античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

Ознакомление с богатым культурным наследием древнего Рима и древней Греции, которое явилось результатом синтеза и дальнейшего развития культурных достижений народов древности, дает возможность глубже понять основы европейской цивилизации, показать новые аспекты в освоении античного наследия, установить живые связи между античностью и современностью, глубже понять современность.

Античная цивилизация была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Античной (от латинского слова antiguus древний) называли греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им, итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Это название сохранилось и поныне как привычный синоним классической древности, в лоне которой возникла европейская цивилизация. В античной культуре произошла своего рода социальная мутация. В отличие от циклических культур Востока, две из которых (Месопотамия и Египет) погибли, а две (Индия и Китай) существуют и по сей день, культура Древней Греции и Рима пошла иным путем развития - путем более быстрым, динамичным и результативным. В отличие от восточных культур, для которых характерна жесткая опора на традиции, цикличность исторического пути, отсутствие динамики развития, приоритет коллективного начала над личностным, общественной собственности над частной, античный мир построен на совершенно других основаниях. Античная цивилизация, в отличие от приречных цивилизаций Древнего Востока, складывалась как торгово-ремесленная, что и определило ее специфику.

Если в рамках цивилизаций Востока можно наблюдать развитие по спирали, когда циклы во многом повторяют друг друга, и в периодизации доминирует династический принцип, как в Китае и Древнем Египте, или смена религиозных концепций, как в Индии, то в истории античного мира четко обозначены культурно-исторические эпохи, специфика которых связана с тем, то от периода к периоду можно наблюдать прогресс в сфере материального производства, гражданского права, научных знаний, создания все более гибкого литературного языка. Вот периоды, на которые принято делить историю культуры античного мира:

древнейший период (крито-микенская культура): III тысячелетие - ХI в. до н. э.

гомеровский и раннеархаический периоды: ХI - VIII вв. до н. э.

архаический период: VII - VI вв. до н. э.

классический период: V в. до последней трети IV в. до н. э.

эллинистический период: последняя треть IV - I в. до н. э.

римский период: I в. до н. э. - V в. н. э.

Средиземное море, mare nostrum, наше море, - колыбель античной цивилизации. Первые ее ростки возникли на острове Крит, где скрещивались морские пути, соединяющие Балканский полуостров и острова Эгейского моря с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой.

Именно морская торговля и была экономической основой критской культуры. От враждебного внешнего мира Крит был надежно защищен волнами Средиземного моря. Только чувством безопасности можно объяснить тот факт, что все критские дворцы, включая и знаменитый кносский лабиринт, оставались на протяжении почти всей их истории неукрепленными. Ощущением безопасности, свободы, непринужденности пронизано и все критское искусство. Канон изображения человеческого тела заимствован из Египта": плечи, грудь, глаза даны в фас, лицо и ноги - в профиль, но критяне предпочитают плавность линий, красоту силуэта, изящество и утонченность. Однако к концу ХУ в. до н. э. Крит постигла катастрофа, причины которой до сих пор не выяснены.

Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Люди микенской эпохи строили крепости, которые окружались стенами, сложенными из таких огромных каменных глыб, что впоследствии греки подобную кладку назвали циклопической. Мелкие государства вели совершенно обособленное и независимое существование, наполненное войнами, которые порой длились годами, Иногда это были пиратские набеги, а иногда конфликты вызывались соперничеством в торговле. Такова Троянская война, продолжавшаяся десять лет (по археологическим данным, она произошла примерно в середине ХIII в. до н. э.). Эта война надорвала силы микенского мира: в Х1 в. до н. э. начинается смутный период греческой истории, его основным фактором считается вторжение северных племен - дорийцев, стоявших на более примитивном уровне развития.

Период с Х1 по УШ вв. до н. э. принято называть гомеровским, потому что в это время слагались эпические сказания, вошедшие в Илиаду и Одиссею. Илиада и Одиссея изображают общество, стоящее гораздо ближе к варварству, культуру, гораздо более примитивную, чем та, которая зафиксирована в памятниках крито-микенской эпохи. Но гомеровский период имел свои достижения: например, была освоена техника выплавки и обработки железа. В связи с этим резко возросли экономические возможности отдельной семьи: теперь каждая семья могла расчистить под пашню гораздо более значительные площади и производить почти все необходимое для жизни. Гомеровская община (демос) вела довольно обособленное существование и занимала, как правило, очень небольшую территорию. Политическим и экономическим центром общины был полис: в греческом языке это слово выражает одновременно два тесно связанных в сознании каждого грека понятия - город и государство. Гомеровский полис был в одно и то же время и городом, и деревней. С городом его сближают, во-первых, скученная на небольшом пространстве застройка, во-вторых, наличие укреплений. Но основную массу его населения составляют крестьяне. Государственной границей служили обычно море или ближайший горный кряж - вся Греция, таким образом, предстает в поэмах Гомера как страна, раздробленная на множество мелких самоуправляющихся округов, причем большинство из них имеет выход к морю. Укрепленный акрополь служит основой, вокруг которой складывается городской строй.

Греция - бедная страна: там скудная почва. каменистые склоны, климат, летом засушливый, а зимой невероятно дождливый. Таким образом, крестьянин вынужден попеременно бороться то с засухой, то с паводком. В таких условиях лучше всего растут маслины и виноград - корневая система злаков не способна извлекать почвенную влагу с большой глубины.

Где-то к УШ в. до н. э. был найден закономерный и чрезвычайно важный для дальнейшего развития греческой культуры выход - торговля и колонизация. Темные века заканчиваются, и начинается период, который в истории именуется архаическим. Грекам приходится учиться у тех народов, которые за темные века успели обогнать их. В первую очередь это финикийцы: колыбель их культуры находится на Малоазиатском побережье (территория современного Ливана), в городах Библ, Сидон и Тир, но начиная с ХII-ХI вв. до н. э. они стали основывать колонии в Сицилии, северной Африке и южной Испании (например, город Гадес, современный Кадис). Около 1000 г. до н. э. именно для нужд торговли они изобрели алфавитное письмо, состоявшее, правда, из одних согласных. Около 800 г. до н. э. это письмо переняли греки, введя в него дополнительные буквы для обозначения гласных. Это симптоматично: ведь купцу и мореплавателю не нужен ни чиновничий аппарат, скрывающийся за стеной иероглифов, как в Китае, ни привилегированная прослойка писцов, как в Египте и Месопотамии. С УII в. до н. э. греки стали соперничать с финикийцами и в области колониальной экспансии. Первые поселенцы уезжали в прибрежную зону Малой Азии, где были основаны города Эфес, Милет и Галикарнас. Затем греки колонизовали побережье Черного моря (города Синопа, Фасис, Фанагория, Ольвия, Херсонес), Сицилию и юг Италии (города Сиракузы, Сибарис, Неаполь. Кумы) и даже южное побережье Франции (город Массалия, современный Марсель). Греки никогда не удалялись в глубь материка, колонизация касалась только прибрежной полосы: они строили свои города как торговые центры.

Архаический период - это прежде всего время становления античного полиса. Многочисленные города-государства соперничали между собой на разных поприщах - политическом и экономическом, но иногда греческое соперничество (агон) приобретало более благородную форму - соревнования, спортивного и литературного. В 776 г. до н. э. в Олимпии прошли первые Олимпийские игры, с которых, собственно говоря, и начинается греческое летоисчисление: греки не знали линейного времени. Они считали, что существуют четыре большие эпохи: Золотой век, Серебряный, Медный и Железный, а затем все повторяется, причем точно так же, как в первый раз - те же события, рождения и смерти. Не знали греки и безграничности пространства: само слово космос первоначально означало восточный шатер. Космос для греков - огромное сооружение, мир - единство всего сущего, жилище для людей и богов, устроенное по законам красоты и гармонии. Поэтому такую важность приобретает сиюминутная жизнь здесь и сейчас, полнота телесного присутствия в этом мире, что и стало определяющей чертой античной цивилизации.

Такому мироощущению способствовала и религия, общая для всех греков. Греки очеловечили своих богов: те не только обладают всеми человеческими качествами, как хорошими, так и дурными, - они и живут семьей (которая насчитывает четыре поколения), и занимаются чисто человеческими делами. Боги - сами из плоти, они и есть люди, но только бессмертные, свободные от тяжких обязанностей, угнетающих смертный род. Поэтому и тех, и других, увековечивали, создавая скульптуру. Греческий ваятель объяснял мир, истоки его красоты и гармонии. Девиз античности звучит так: Человек - мера всех вещей. И это не ради красного словца: для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. В его сложении греки открывали и ритм, и закономерность пропорций, и равновесие. Мир искусства был как бы бельэтажем человеческого мира, подобным ему, но более совершенным. Как в греческой мифологии рядом со смертными людьми живут похожие на них, но более совершенные олимпийские божества, так и в действительности граждане Эллады постоянно соприкасались с обществом богов и героев, изваянных из мрамора и отлитых из бронзы. Они не падали перед ними ниц, но радостно восхищались их необычайной жизненностью и красотой. Это и есть полнота телесного присутствия, культ совершенного человеческого тела, присущий античной цивилизации.

Другой чертой, отличавшей греков от чужеземцев, варваров, является то, что граждане полиса ценят свою свободу. Форма государства у греков чрезвычайно своеобразна, даже уникальна в истории, хотя именно организация греческих полисов послужила образцом для западной демократии: выборность должностей, всеобщее голосование, суд присяжных, подотчетность должностных лиц народному собранию, принцип подчинения меньшинства большинству. Античная демократия носила ограниченный характер - из числа полноправных граждан были исключены рабы, метеки (выходцы из других полисов) и женщины. Что касается рабов, то следует сказать, что рабский труд не был основой античного производства: благосостояние общества основывалось прежде всего на активности среднего класса, интересы которого играли главную роль как в экономике и политике, так и в других отраслях культуры.

Человек, занимающийся разнообразной практической деятельностью - не повторяющейся из года в год, как аграрный цикл, а видоизменяющейся, прогрессирующей, как ремесло, или зависящей от многих условий, как мореплавание, испытывал потребность объяснить мир, исходя из его собственных, объективно существующих законов. Возникает наука в современном смысле этого слова.

Эпоха наивысшей полноты, классическая эпоха, как это видно из хронологической таблицы, длилась недолго -меньше века. Ведущая роль в этот период принадлежала Афинам, в особенности афинскому флоту, поэтому Делосский морской союз городов-государств, созданный в целях защиты от Персии, очень скоро превратился в Афинскую морскую державу. Казна союза, первоначально хранившаяся на острове Делос, была переведена в Афины, и союзные средства стали бесконтрольно тратиться на украшение этого города, разрушенного и сожженного персами. Этот век часто называется веком Перикла (на протяжении 32 лет он избирался стратегом и фактически стоял во главе афинского полиса). Искусство Афин века Перикла - это красота и польза, высшее выражение гармонии и самый практический расчет. Главным строительством Перикла был афинский Акрополь. Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический, которые прочно вошли в новую европейскую архитектуру.

Еще один греческий дар миру - театр, расцвет которого тоже приходится на У в. до н. э. Возникновение греческого театра связано с культом Диониса и праздником в его честь - Дионисиями. Зрелище из-за костюмов хористов, одетых в козлиные шкуры, называли трагедией, песней козлов. Действие, посвященное Дионису, перемежалось играми скоморохов, одетых в медвежьи шкуры - отсюда комедия, песня медведей. Событием, придавшим греческой трагедии серьезность, послужили греко-персидские войны за независимость. Отцом трагедии стал Эсхил (ок. 525-456 гг. до н. э.), сражавшийся при Марафоне и Саламине. Он и трагедию строит, как сражение, представляет драму, то есть действие. Это - столкновение героя с Судьбой, по-гречески Мойрой. В отличие от других телесно присутствующих в мире богов Мойре никогда не придавали человеческого облика: это нечто вроде закона для всей вселенной, устойчивость которой именно Мойра и обеспечивает. Мойра - выше и людей, и богов, она делает из мира нечто действительно олицетворяющее порядок. В задачу трагического поэта входит дать толкование древних мифов и вместить их в человеческую меру, вписать в гармонию мироздания. Так, например, Софокл (ок. 495-406 гг. до н. э.) исследовал в своей трилогии миф об Эдипе, самый страшный из всех, оскорбляющий и чувство справедливости в человеке, и его веру. Софокл дает глубокую философскую трактовку: мир, гармонию которого нарушили отцеубийство и кровосмешение, сразу же, механически, восстанавливает свое равновесие, раздавив Эдипа. Но вследствие того, что случилась катастрофа, Эдип узнает, что существующая вселенная выказала тем самым свое бытие. Он любит этот чистый источник Бытия, сам спешит навстречу своей судьбе в порыве, подобном порыву любви, Amor fati, как говорили древние... А Еврипида (ок. 480-406 гг. до н. э.) можно считать родоначальником психологической драмы: он старался в самом характере человека отыскать причину его гибели.

В 1У в. до н. э. и изобразительное искусство тяготеет к конкретности переживаний. Меняется поза стоящей фигуры. В эпоху архаики статуя стояла совершенно прямо. Зрелая классика оживляет ее сбалансированными плавными движениями, сохраняя равновесие и устойчивость. А статуи, скажем, Праксителя, с ленивой грацией опираются на столбы, без опор им пришлось бы упасть. Греческое искусство с его эффектом телесного присутствия на языке обыкновенных движений тела рассказывает о важном: о том, что заранее бросало тень на светлый строй греческого мироощущения, и что наступило в конце 1У в. до н. э. - разложение и гибель демократии, вызванные затяжной пелопонесской войной (431-404 гг. до н. э.) между Афинами и Спартой. Афины потерпели поражение, но античная цивилизация не погибла и не перешла к циклическому существованию по восточному образцу - она перестроилась, достигла нового синтеза.

В это время появляется новая сила - Македония, расположенная к северу от Балканской Греции. В решающий момент во главе Македонии оказался правитель, оценивший представившиеся возможности и сумевший воспользоваться ими, - Филипп Македонский. С именем его сына Александра и его военными походами на Восток связан эллинистический этап развития античной культуры, характеризующийся взаимопроникновением греческих и восточных элементов. После ранней смерти Александра в 323 г. до н. э. мировая держава, созданная им, распалась, но распалась на довольно большие части, во главе которых стали диадохи, полководцы-сподвижники Александра. Диадохи стали царями, полновластными правителями, основавшими свои династии (Птолемеиды в Египте, Селевкиды в Малой Азии), но это вовсе не значит, что греческая культура растворилась в восточной: наоборот, новый виток развития античной культуры был вызван именно нуждами частного сектора, ремесла и торговли. Необходимо было создать структуру, где были бы обеспечены частная собственность и частное производство с гарантированными правами политической автономии, но в то же время был бы обеспечен свободный доступ к товарному рынку. Такой структурой стала эллинистическая монархия, опирающаяся на сеть автономных полисов. Город Александрия стал столицей эллинистической культуры: там был основан Мусейон, куда приглашались ученые со всех концов света, т. е. первый университет, а при нем - библиотека. В результате перемещения центра научной деятельности из Афин в Александрию произошло соприкосновение строгой, рациональной логики, характерной для греков, с опытом. В Мусейоне жили и преподавали выдающиеся математики (Эвклид, Гиппарх, Архимед), астрономы (Аристарх Самосский, Коперник античности), медики, географы, инженеры (Герон Александрийский, изобретатель паровой машины).

Но эллинистический мир оказался недолговечен: в 1 в. до н. э. на первый план в Средиземноморье выдвигается новая сила - Рим. Эта сила не являлась внешней по отношению к античной культуре. Поздние римские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. Римские ученые пытались определить на основании легенд и дату основания Рима. Варрон в 1 в. до н. э. предложил считать днем основания города 21 апреля 753 г. до н. э. (по нашему летоисчислению). Эта дата и стала началом римской эры - от нее велся отсчет времени в городе-государстве, а затем и в обширной империи: римское общество рассталось с архаическим циклизмом, и симптоматично, что во главу угла, в начало времен было поставлено само основание города - не рождение бога и не правление царя. Античные авторы обозначали Рим либо греческим термином полис, либо его латинским эквивалентом цивитас: в самом деле, структура его была сходна с той, что мы наблюдали в Греции. Но римское общество и государство были сильно милитаризованы. Любой гражданин от 18 до 60 лет мог быть призван в легионы. В периоды максимального военного напряжения Рим мог выставить несколько сот тысяч солдат, чего не мог сделать ни один из его противников. Это и было одной из причин последовавших в III-II вв. до н. э. крупных завоеваний. В 264 г. до н. э. под властью Рима была объединена Италия, и тут интересы Рима столкнулись с интересами Карфагена, торгового города, основанного финикийцами на побережье северной Африки. Начинается серия Пунических войн (пуны - римское название финикийцев), в ходе которых в 202 г. до н. э. была завоевана Испания, а в 146 г. до н. э. и сам Карфаген. Одновременно Рим вел войну и с Грецией: греческие колонии на итальянском побережье часто обращались за помощью к правителям государств Балканского полуострова. В 146 г. до н. э. Греция была оккупирована римскими войсками. В 121 г. до н. э. была присоединена Галлия (территория современной Франции); в 75-64 гг. до н. э. - Малая Азия, в 55-54 гг. до н. э. - Британия, в 30 г. до н. э. - Египет. Таким образом, Рим разрушил эллинистические монархии, потеснил варварское окружение и превратился в огромное государство, сильнейшее во всем Средиземноморье.

Полисная (республиканская) структура управления не годилась для таких огромных территорий. После серии гражданских войн вырабатывается новая государственная структура - империя. Первым пожизненным императором был Гай Юлий Цезарь (ок. 100-44 гг. до н. э.). Но полисная система, как и в эллинистическом мире, не была разрушена до основания: диктатура императора надстраивается над полисными институтами. А суть римской политики выражалась в формуле Pax Romana. В первом своем значении слово Pax выражает мир как противоположность войне. Императоры с самого начала подчеркивали, что целью их политики является не столько покорение новых территорий, сколько освоение и романизация уже занятых. В 1 в. н. э. начали возводить постоянные укрепления, лимесы, которые замыкали империю в ее границах наподобие Великой китайской стены. А слово Romana означало прежде всего, что земли, образующие империю, - римские и обладают тем самым неким общим качеством, входя в единообразную, строго упорядоченную систему. Всю империю римляне разделили на провинции, ввели общие деньги, построили знаменитые дороги, основали новые города. Отсутствие опустошительных войн на протяжении жизни многих поколений привело к постепенному укреплению правовых норм: наибольшее значение в теоретическом плане приобрело учение о природном равенстве людей, об обычном праве, общем для разных племен и народов.

Государственность - вот основная идея, воодушевлявшая римлян. Возможно, контраст между Грецией и Римом и послужил первым толчком для противопоставления культуры и цивилизации. У греков - единство мира, гармония космоса. У римлян место космоса занимает империя с ее законами и установлениями. У греков прекрасно то, что делает человека свободным. У римлян - то, что полезно для империи. У греков был культ тела, они любили атлетические состязания и даже отсчет времени вели по Олимпиадам. Излюбленное развлечение римлян - кровавые гладиаторские бои. Греческие мифы использовались трагиками для осмысления важнейших проблем человеческого бытия. Римские императоры ставили в цирках спектакли - осужденный на смерть преступник изображал гибель мифологических героев. С одной стороны культура - духовное, светлое, но непрактичное, с другой - цивилизация, материальное, грубое, иногда темное и кровавое, но прочное.

Внешне римляне восприняли эстетический идеал греков: их скульпторы во множестве копировали греческие оригиналы (благодаря этим копиям мы и имеем представление о греческих шедеврах). Но чисто римские черты в искусстве ваяния - конкретность и выразительность, которые особенно проявились в портрете. Римский портрет - это как бы история Рима, рассказанная в лицах.

Для прославления мощи государства служила и архитектура: в Риме был построен Пантеон, храм всех богов, прославляющий гордую объединительную мечту империи. Храм был построен в 120 г. н. э., через 120 лет после Рождества Христова, но алтаря этого Бога нет в гордом храме. Христианство не терпит соседства с другими религиозными культами, собственно, его зарождение в недрах Римской империи знамен знаменует собой конец античной цивилизации начало новой, христианской, речь о которой пойдет в следующей главе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чем отличается античная культура от культур Древнего Востока?

2. Каковы основные периоды развития античной цивилизации?

3. Дайте краткую характеристику критскому и гомеровскому периодам развития античной культуры.

4. Когда и где появилось алфавитное письмо? Почему это культурное достижение так важно для мирового культурного процесса вообще?

5. Как древние греки понимали пространство и время? Раскройте понятия “космос” и “золотой век” с культурологической точки зрения.

6. Что, по вашему мнению, означает высказывание “Человек - мера всех вещей”? Раскройте специфику античного гуманизма.

7. Расскажите об античном полисе. В чем Вы видите своеобразие греческого города-государства?

8. Почему именно в Древней Греции появляется наука в современном смысле этого слова?

9. Расскажите о греческом театре, о его возникновении и развитии.

10.В чем проявилась специфика эллинистического периода развития античной культуры?

11.Почему Рим сумел завоевать столь обширные территории? С чем связан переход от республиканской формы правления к имперской? Раскройте смысл формулы Pax Romana.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1, 2, 3. - М., 1992

2. Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. - Новосибирск, 1990

3. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1. - М., 1999

4. Зайцев А. И. Культурный переворот Древней Греции Vlll-V вв до н. э. - Л., 1985.

5. Зелинский Д. Д. Мифы трагической Эллады. - Минск, 1992

6. История Древнего мира. Расцвет древних обществ. - М., 1989

7. История Древнего мира. Упадок древних обществ. - М., 1989

8. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. - М., 1993

9. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М., 1963

10.Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М., 1969

11.Эллинизм. Экономика, политика, культура. - М., 1990

Цивилизация Древнего Египта

1. Особенности эколого-географической среды Древнего Египта и ее влияние на специфику древнеегипетской культуры.

2. Особенности мифологии древних египтян. Миф, религия и искусство.

3. Мифологическая модель мира в Древнем Египте.

4. Основные группы мифов: о сотворении мира, о солнечных божествах, об Осирисе и Исиде. Идея загробного суда над душами умерших.

Духовно-содержательный аспект

Древнекитайской культуры

  1. Образ мира в мифопоэтическом и религиозном наследии Древнего Китая.
  2. Философского наследие региона и его влияние на мировую культуру.
  3. Естественно-научные знания Древнего Китая.

Литература

1. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. – СПб., 1991.

2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. - М., 1976 (Серия «Малая история искусств»).

3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. - М., 1980.

4. Бибби Дж. В поисках Дильмуна. - М.,1984.

5. Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. - М., 1976.

6. Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика. - М., 1961.

7. Вулли Л. Ур халдеев. - М., 1961.

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3 изд-е. - Л., 1990.

9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т.1. - М., 1996.

10.Древние цивилизации. - М., 1989.

11.Дьяконов И.М. Научные представления на Древнем Востоке (Шумер, Вавилония, Передняя Азия) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. - М., 1982.

12.Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. - М., 1959.

13.Замаровский В. Их величества пирамиды. - М., 1981.

14.Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. - М.,1992.

15.История Древнего мира. Т.I-III. - М., 1982.

16.История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - М., 1981.

17.История эстетической мысли: В 6-ти т. Т.1. Древний мир. Средние века в Европе. - М., 1982.

18.Картер Г. Гробница Тутанхамона. - М., 1959.

19.Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. - М., 1994.

20.Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. - М., 1979.

21.Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. - Прага, 1967.

22.Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. - М,: Наука, 1983. - 624 с.

23.Ковтунович О.В. Вечный Египет. - М., 1989.

24.Крамер Сэмюэл Н. История начинается в Шумере. 2-е изд. - М., 1991.

25.Лирика Древнего Египта. - М., 1965.

26.Лирическая поэзия древнего Ближнего Востока. - М., 1983.

27.Ллойд С. Реки-близнецы. - М., 1972.

28.Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. - М., 1977.

29.Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.

30.Масон В.М. Первые цивилизации. – Л., 1989.

31.Матье М.Э Древнеегипетские мифы. - Л., 1956.

32.Матье М.Э. Избранные труды по мифологии Древнего Египта. - М., 1996.

33.Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - Л.- М., 1961.

34.Матье М.Э., Павлов В.В. Памятники искусства Древнего Египта в музеях Советского Союза. - М., 1958.

35.Мифология древнего мира. - М., 1977.

36.Михаловский К. Карнак. - Варшава, 1970.

37.Михаловский К. Луксор. - Варшава, 1972.

38.Михаловский К. Фивы. - Варшава, 1974.

39.Моде Хейнц. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. – М., 1979.

40.Монтэ П. Египет Рамсесов. - М., 1989.

41.Нейгебауэр О. Точные науки в древности. - М., 1968.

42.Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. - М., 1980.

43.Открытие Индии / Пер. с англ., бенг. и урду / Редколл.: Э. Комаров, В. Ламшуков, Л.Полонская и др. – М., 1987.

44.Павлов В.В. Скульптурный портрет Древнего Египта. - М., 1957.

45.Поэзия и проза Древнего Востока. - М., 1973 (БВЛ, т.1).

46.Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Востока. - М., 1965.

47.Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. – М., 1987.

48.Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989.

49.Тайны древних письмен. - М., 1976.

50.Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.

51.Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. - М., 1984.

52.Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). - М.-Л., 1961.

53.Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии.- М., 1995.

Особенности Античной цивилизации

1. Место человека в полисной организации общества.

2. Миф как объяснение реальности в Древней Греции.

3. Основные черты античности (литература, искусство, архитектура и пластика).

4. Система ценностей Греческой цивилизации.

Культура Древней Греции. Рождение европейской цивилизации. “Греческое чудо”. “Аномалия” античности. Характер мировоззрения. Рождение личности. Полис и его роль в античной культуре. Древнегреческая философия и наука. Платон и мировая культура. Аристотель. Античность и христианское мировоззрение. Эпоха эллинизма.

5. Культура Древнего Рима. Элинистическо-римский тип культуры. Культура слова и духа. Культура и культ цезарей. Тотальная идеологизация и регламентация. Роль материальной культуры. Индивидуализм и космополитизм. Распространение христианства.

Европа в средние века.

1. «Средние века»: понятие, признаки.

2. Социально-экономическое развитие Европы в средние века.

2.1. Феодализм;

2.2. Сословия в средневековой Европе;

3. Взаимоотношения церкви и государства в средние века.

4. Специфика средневекового менталитета.

Источники и литература:

  1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.
  2. Гуревич А.Я. категории средневековой культуры. - М., 1984.
  3. История средних веков: учебник для вузов / под ред Н.Ф. Колесницкого. – М.: Просвещение, 1980.
  4. Виппер Р.Ю. История средних веков.
  5. История Европы в 8 тт. Т.3.
  6. Лозинский С.Г История папства.- М., 1986. гл.1.
  7. Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск. 1994.
  8. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового запада. – М.,1992.
  9. Пупар П. Роль христианства в культурной идентичности европейских народов //Полис. 1996. № 2.
  10. Фролова М.А. западная цивилизация: доминанты становления и развития // Социально-политический журнал. 1993ю № 11/12.

Тема 6

Тоталитаризм.

1.Тоталитаризм: понятие, признаки тоталитарного государства и общества.

2. Предпосылки и причины утверждения тоталитарных политических режимов в различных странах.

3. Условия возникновения и утверждения тоталитарного режимов.

Источники и литература:

1 Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. – Ч. №. – М., 2000. (из содержания: Законодательство Третьего рейха. А. Гитлер. Майн кампф. Э.Рем Национал-социалистическая революция и штурмовые отряды. Хрестоматия для немецкой молодежи.)

2 Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. –1992. № 2.

3 Галкин А.А. Германский фашизм. – М., 1989.

4 Макаревич Э. германия: программирование человека // Диалог. 1993. № 4.

5 Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. - М.,1996 Вып 2. Сер. Россия - Германия- Европа.

6 Орлов Б. Политическая культура России и Германии: попытка сравнительного анализа. – М., 1995.

7 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 1996.

8 Сумбатян Ю. Тоталитарно-политический феномен XX века // Социально-гуманитарные знания. –1999. №1.

9 Пыжиков А. Модель «общенародного государства». Идеология и практика // Свободная мысль. –1999. №12

10 Шляпентох В.Э. Советский Союз – нормальное тоталитарное общество. Опыт объективного анализа // СоцИс. – 2000. №2

Тема 7.