Анализ научных работ: как правильно проводить? Выводы и рекомендации по результатам анализа.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кирилловская средняя школа имени Героя Советского союза Л.И.Головлева»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЖАТОГО

Старшая вожатая

Николаева Елена Леонидовна

2015 год

Контроль за ходом работы, учет ее выполнения, оценка итогов эффективности проделанной работы – это составные части аналитической деятельности вожатого.

Ни один вопрос в теории и практике воспитания не вызывает столь острого интереса, как вопрос педагогического анализа.

Анализ – это всегда мысленное расчленение предмета на части, разложение его на элементы, но при этом производится оценочная характеристика каждого элемента, а суммарно это позволяет дать характеристику предмета в целом.

В повседневной жизни мы постоянно обращаемся к анализированию. Например, оценивая себя в зеркале, пробуя на вкус обед.

Педагогический же анализ – это изучение результатов воспитательной деятельности за определенный период. Но это не перечень сделанного за год, а определение того, что способствует или мешает эффективности работы.

Что же служит мотивом для педагогического анализа, если исключить случаи внешнего давления (административного)? Желание удостовериться в плодотворности профессиональной деятельности. Ведь целью любого анализа является определение:

результативности своей деятельности и деятельности детского коллектива в целом,

целесообразности проводимой педагогической работы,

эффективности используемых педагогических средств, степени их влияния на результаты деятельности,

достижений и недостатков в организации педагогической деятельности, их причины,

путей развития педагогического процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.

Одним из самых сложных вопросов является вопрос – как осуществить анализ педагогической деятельности?

Как и всякий методический процесс, анализ предполагает последовательное соблюдение следующих этапов:

1. Целеполагание.

2. Выбор темы, направления, объекта анализа.

3. Составление четкой программы действий, выбор методов.

4. Собственно аналитическая деятельность.

5. Подведение итогов, обобщение.

6. Выводы.

7. Разработка методических материалов по результатам анализа.

Определив цель и предмет анализа, необходимо подобрать методы, которые помогут наиболее полно его осуществить. Существует ряд таких методов:

1. Анкетирование (открытое – неограниченные варианты ответов,

закрытое – варианты ответов определены заранее).

2. Интервью, беседа, опрос.

3. Описание.

4. Наблюдение (открытое, скрытое).

5. Изучение документации.

6. Составление картотеки.

7. Индивидуальное тестирование.

8. Коллективное собеседование.

9. Изучение портрета детской организации, детского школьного коллектива.

10. Создание специальных ситуаций.

Приступая к анализу, необходимо знать важнейшие мыслительные операции, пронизывающие аналитическую деятельность:

описание явления в целом, обобщенная характеристика предмета анализа в целом,

расчленение на составляющие части, выделение основных характеристик каждой части,

обобщение, позволяющее сделать выводы по результатам анализа,

предложения о возможных путях развития данного предмета анализа.

Поскольку за основу анализа чаще всего берутся задачи и их реализация, предлагается такой алгоритм:

1. Вывод о том, как в целом решена поставленная задача (факты, цифры, подтверждающие этот вывод).

2. Что делалось для решения поставленной задачи, какая работа проводилась, что и как повлияло на ее решение.

3. Выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности педагогической работы, основных направлениях деятельности.

Существуют различные виды анализа:

1. Оперативный (проводится сразу после мероприятий).

2. Тематический (отдельные направления деятельности), аспектный.

3. Поэтапный.

4. Общий.

5. Анализ по формам (КТД, этическая беседа, воспитательное мероприятие, занятие с активом и т.д.).

6. Итоговый.

Все вышеизложенное имеет отношение к любому виду анализа. В то же время каждый из них имеет свои особенности. Наиболее часто старшие вожатые обращаются к анализу конкретных форм работы.

Общий анализ воспитательного мероприятия:

1. Актуальность темы и целей (соответствия основным событиям коллектива, возрастным особенностям и уровню воспитанности школьников).

2. Содержание мероприятия и его структура.

Начало - формирование психологической готовности учащихся к восприятию и участию в нем, положительных мотивов деятельности,

Основная часть - целенаправленность содержания, его соответствие возрасту и уровню воспитанности учащихся, новизна содержания, оптимальное сочетание рациональной и эмоциональной информации, логическая последовательность составных элементов,

Заключение - закрепление социально - значимых мотивов поведения и установки, соответствие главной цели мероприятия, постановка перед школьниками конкретной программы действий в соответствии с программой классного часа (любого другого мероприятия).

3. Форма.

Целесообразность применения именно этой формы, соответствие формы содержанию мероприятия, возрасту учащихся и основным требованиям, предъявляемых к данной форме.

4. Поведение учащихся.

Активность, внимательность, заинтересованность, дисциплинированность, высокая степень подготовленности к мероприятию.

5. Поведение вожатого.

Эмоциональное состояние вожатого, эмоциональная выразительная речь, организаторские умения, педагогический такт, умение владеть аудиторией, концентрировать внимание, поддерживать дисциплину, вызвать интерес, создать необходимый психологический настрой, готовность к импровизации, достаточно высокая степень подготовленности воспитателя к мероприятию, глубокое знание и понимание проблемы, умение найти ее оптимальное решение.

6. Характеристика методов, технических средств, наглядности, атрибутов и ритуалов.

Соответствие содержанию, задачам мероприятия, уровню воспитанности и возрасту учащихся.

7. Организационный аспект деятельности.

Точность и четкость основных элементов структуры мероприятия: начала, основной части, заключения; оптимальность продолжительности мероприятия; целесообразное и яркое эстетическое оформление; соответствие хода мероприятия заранее продуманной программе; четкое распределение обязанностей между участниками.

8. Общая характеристика результативности:

компетентность,

организаторские умения,

педагогический такт,

владение аудиторией,

создание положительного психологического климата, стиль общения.

9. Реализация намеченного плана.

Из всех видов анализов итоговый (за учебный год) – самый сложный. Целью анализа работы по итогам учебного года является оценка результатов педагогической деятельности за истекший период, нахождение лучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на следующий учебный год.

Проанализировать весь ход педагогического процесса, его результаты и организацию очень трудно. Важно вычленить основные блоки, приоритетные направления деятельности. Как показала практика, наиболее удобный способ оценивания – «способ луковицы» – когда один за другим снимается верхний слой.

Схема анализа работы за учебный год:

1. Качественная характеристика детского коллектива.

Количество классов, качество их работы в течение года, уровень развития детских коллективов, лидеры, учащиеся, требующие к себе повышенного внимания, учащиеся, классы и классные руководители, на которых можно опереться в работе и т.д.

2. Особенности, своеобразие и направление данного учебного периода.

Какие цели и задачи ставились в прошедшем учебном году, какие были приобретены направления деятельности, какие исследования проводились, их цели и результаты.

3. Реализация идей, достижение целей, результат работы.

Достигнуты ли, если не достигнуты, то по какой причине, участие школы в городских мероприятиях, недостатки и достижения в работе старшего вожатого, какие условия и средства воспитания были задействованы.

Когда же целесообразно проводить анализ? Если речь идет об анализе итоговом, то целесообразнее его проводить в конце учебного года – в мае, а в сентябре – подкорректировать. Если же речь идет об анализе мероприятия, то при благоприятной ситуации, если позволяет время, можно сразу после завершения. Если ученики устали или возбуждены, или нельзя нарушить эмоциональный настрой, то явно требуется отсрочка. Анализ в этом случае можно провести на следующий день, через день, но, не слишком откладывая, чтобы разговор состоялся по свежим впечатлениям.

Подводя итог, можно сказать: систематический педагогический анализ позволяет выполнить основное требование, предъявляемое к педагогу, - повышение качества и эффективности работы.

В отчетном году произошло увеличение объема реализации продукции на 19776 тыс.руб. или 5,2 %, а также увеличение полной себестоимости продукции на 20544 тыс.руб. или 5,5 %. Однако темпы увеличения себестоимости превышают темпы увеличения объема реализации продукции на 0,3 %, следовательно повышение себестоимости приводит к понижению суммы прибыли.

В отчетном году наблюдается уменьшение прибыли от реализации продукции на 768 тыс.руб. или 7,4 % по сравнению с базисным.

Также в отчетном году наблюдается снижение численности работающих на предприятии на 20 человека. Снижение численности работников на предприятии сопровождается увеличением выработки. Выработка на 1 работающего увеличилась на 86тыс.руб. или 110 %. При этом и выработка на 1 рабочего увеличилась на 112 тыс.руб. или 111 %. Это свидетельствует о том, что эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии увеличилось.

Показатель затрат на 1 руб. объема реализации в отчетном году увеличились на 1коп. Данный показатель характеризует эффективность деятельности предприятия, т.к. показывает величину затрат, которые содержатся в 1 руб. выручки. Следовательно повышение данного показателя на 1 коп. приведет к уменьшению прибыли в каждом рубле выручки на 1 коп.

Рентабельность отражает конечные результаты деятельности предприятия. Уровень общей рентабельности в отчетном году снизился на 0,4 %. Это свидетельствует о том, что предприятие находится на уровня самоокупаемости.

Для анализа эффективности использования ОПФ была проанализирована динамика таких показателей как: фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность, фондовооруженность.

Фондоотдача показывает, сколько рублей выручки предприятие получило с каждого рубля вложенного в производство ОПФ. В отчетном году ФО увеличилась на 0,92 руб. Это свидетельствует о незначительном повышении эффективности использования ОПФ.

Фондоемкость показывает, какая величина ОПФ потрачена на то, чтоб получить 1 руб. выручки. В отчетном периоде никаких изменений не произошли.

Фондорентабельность характеризует величину прибыли, которую получает предприятие с 1 руб. ОПФ. В отчетном году она уменьшилась на 12,5 %. Это свидетельствует о снижении эффективности использования ОПФ.

Фондовооруженность характеризует, какая часть ОПФ в стоимостном выражении приходится на 1 работника. В отчетном периоде ФВ возросла на 2,2 тыс. руб. на человека. ФВ больше, чем ФО, следовательно, на предприятии имеется неиспользованное оборудование, а значит, имеются резервы улучшения использования ОПФ.

Для характеристики использования оборотных средств на предприятии были проанализированы показатели: коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, длительности оборота оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости используется в основном для определения количества оборота ОС за определенный период времени. Повышение этого показателя в отчетном периоде по сравнению с базисным на 3,64 оборота свидетельствует о повышении скорости оборота ОС.

В отчетном периоде длительность 1 оборота снизилась на 17,3 дня. Это свидетельствует о том, что ОС на предприятии используются эффективно. При эффективном использовании ОС коэффициент оборачиваемости в динамике должен увеличиваться, а длительность оборота ОС уменьшаться.

В отчетном году по сравнению с базисным поступило оборудования больше на 5261 тыс.руб. и на 8294 тыс.руб. активной части ОПФ. При этом не произошло уменьшения доли активной части. А выбыло оборудования больше в базисном году чем в отчетном на 13591 тыс.руб. и 339 тыс.руб. активной части. И в отчетном году выбыло меньше оборудования чем составил коэффициент прироста.

Такая ситуация характерна для предприятий осуществляющих расширяющих свою деятельность.

На данном предприятии структуру ОПФ можно считать прогрессивной, т.к. доля активной части >50%, в динамике продолжает увеличиваться. В отчетном году наблюдается незначительное повышение этого показателя. С 0,62 % в базисном году он достиг 0,87 % в отчетном. Повышение этого показателя в динамике является одним из прогрессивных направлений технического развития предприятия.

Следовательно, на предприятии есть неиспользованное оборудование, а значит, имеются резервы улучшения использования ОПФ.

Фактическое наличие технологического оборудования в отчетном году соответствует плановой потребности.

В отчетном периоде наблюдается увеличение ФВ потенциальной на 3,2 тыс.руб / чел. или 5 %. И ФВ машинами и оборудованием (фактической) на 19,0 тыс.руб./чел. или 48 %.

Степень используемого оборудования оптимальна, так как доля оборудования принятого к эксплуатации и коэффициент использования наличного оборудования равны 1. Следовательно, всё имеющееся на предприятии оборудование задействовано в технологическом процессе.

В отчетном году ФО повысилась на 1 руб. Это означает, что выручка предприятия, полученная с каждого рубля вложенного в производство ОПФ, стала больше на 92 коп.

Это свидетельствует о повышении эффективности использования ОПФ.

В состав нематериальных активов предприятия входят объекты интеллектуальной собственности, а частности это исключительное право у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных. Они составляют 100 % в общем объеме.

Никаких изменений НМА за отчетный год не произошло.

Дополнительного дохода данный вид НМА не приносит. Поэтому нельзя оценить эффективности использования НМА.

Фактическое поступление товарных запасов в базисном году и отчетном соответствует плановой потребности в них, так как отклонение от этого равенства может вызвать излишнее скопление на складах товарно-материальных ценностей, что в конечном итоге приведет к замедлению оборачиваемости оборотных средств. Снижение поступления товарных запасов вызвано выбытием некоторых магазинов в период реконструкции и косметического ремонта после пожара.

Расход товарных запасов в отчетном году увеличился. Хлеб стал использоваться на 1 % больше; кондитерские изделия на 1, %; молоко и молочные продукты на 13,0 %; яйцо на 3 %; мука на 20,3 %; чай на 9,0%; масло растительное на 14,0 % Данное повышение расхода товарных запасов связано с изменением плана.

В целом сумма материальных затрат повысились. Но при этом расчетные данные показывают следующее.

В отчетном году произошло увеличение суммы материальных затрат приходящихся на 1 руб. объема производства продукции. Об этом свидетельствует то, что в базисном году затраты составляли 5 коп., а в отчетном они повысились на 1 коп. и составили 6 коп.

Объем производства продукции приходящийся на каждый руб. вложенных в производство материальных ресурсов также снизился в отчетном году. С 18,6 руб. до 16,5 руб., т.е. на 2,1 коп.

МОv МЕ^ - это является показателем неэффективного использования материальных ресурсов.

Фактическое количество работающих соответствует плановой потребности. В категории «основной персонал» не хватает 20 чел., а в категориях «вспомогательный персонал» и «административно-управленческий персонал» остался неизменным. Отклонение в категории «основной персонал» было еще и в базисном году.

Поэтому можно сделать вывод, что предприятие не нуждается в трудовых ресурсах т.к это связанно с выбытием некоторого количества магазинов.

Наибольший удельный вес в общей численности, работающих на предприятии составляет основной персонал - 83,7 %. Доля административно-управленческого персонала 14,0 %, доля вспомогательного персонала 2,3 %

Поскольку наибольший удельный вес приходится на основной персонал, то управленческую структуру можно считать эффективной

Среднесписочная численность персонала в отчетном году уменьшилась на 20 чел. по сравнению с базисным. В основном это произошло за счет увеличения коэффициента оборота по выбытию персонала на 0,3 %. Постоянный состав персонала уменьшился на 20 чел. и следовательно коэффициент постоянства персонала снизился на 0,1 % в отчетном году.

Это свидетельствует об ухудшении эффективности использования трудовых ресурсов.

В отчетном году наблюдается неизменность численности основных рабочих на предприятии. При этом выработка на 1 рабочего увеличилась на 112 тыс.руб. или 111 %. И увеличился объем реализации продукции на 19776 тыс.руб., что составило 105,2 %.

Это свидетельствует о том, что эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии увеличилась. И результатом стало повышение производительности труда. А это в свою очередь сопровождается увеличением объема реализации.

В отчетном году увеличились затраты на оплату труда на 6526 тыс.руб. или 114 %. Затраты на основной персонал выросли на 5128 тыс.руб. или 113 %. На административно-управленческий увеличились на1199 тыс.руб. или 120 %. А на вспомогательный персонал на 199 тыс.руб. или 119%.

Можно сделать вывод, что рост затрат произошел в основном из-за увеличения затрат на административно-управленческий и вспомогательный персонал.

Наибольший удельный вес в ФОТе занимает оплата труда основных рабочих: 84,4 % в базисном году и 83,6 % в отчетном. На втором месте затраты по оплате труда административно-управленческого персонала: 13,4 % в базисном году и 14,1 % в отчетном. На вспомогательный персонал отводится 2,2 % в базисном и 2,3% в отчетном году.

В отчетном году произошло уменьшение удельного веса затрат на оплату труда вспомогательного персонала на 0,1 % и административно-управленческого персонала на 0,7 % и уменьшение удельного веса на 0,8 % затрат на оплату труда основного персонала.

Постоянная часть составляет 99,4 % в базисном году и 99,97 % в отчетном. При этом в отчетном году произошло повышение доли постоянной части на 15,1 % и повышение самой постоянной части на 6776,3 тыс. руб.

Премии и иные выплаты в базисном году составляли 0,6 % , а в отчетном 0,03 %, т.е. произошло снижение доли на 94,1 %.

Размер ФОТа в отчетном году вырос на 114,4 %, т.е. на 6526 тыс.руб. Следовательно увеличился и размер средней заработной платы 1 работающего. А именно на 22,2 тыс.руб. или 122,2 %. Средняя выработка 1 работающего увеличилась на 110,2 %, что составляет 89 тыс.руб./чел.

Можно сделать вывод о том, что темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы. Это способствует понижению себестоимости продукции и как следствие повышению прибыли.

При пересчете объема реализации продукции отчетного года по ценам базисного года можно увидеть снижение объема на 23206 руб. или на 6,1 %.

Это говорит о том, что если бы в отчетном году не произошло увеличения цен, то выручка была бы на 23206 руб. меньше.

Наибольший удельный вес составляет розничная торговля 95,8 %, а наименьший мелкооптовой 0,3 %. В отчетном году изменений не произошло.

На предприятии существуют незначительные сезонные колебания объема реализации услуг.

Как в базисном году, так и в объем реализации услуг колеблется практически на одном уровне.

Коэффициент вариации равный 0,01 в базисном году показывает, что загрузка предприятия по месяцам колеблется в допустимых размерах, т.к. далеко не превышает значение 0,50. В отчетном году коэффициент вариации остался без изменений.

Такое низкое значение коэффициента вариации свидетельствует, что сезонность оказывает абсолютно не существенное влияние на деятельность предприятия.

Материальные расходы и расходы на оплату труда - это два основных элемента из которых складывается себестоимость продукции.

Материальные расходы составляют 46,9 % себестоимости в базисном году и 45,3% в отчетном году. При этом наблюдается понижение в отчетном году доли материальных расходов в себестоимости продукции на 1 %.

Расходы на оплату труда составляют 12,2% в базисном и 13,3 % в отчетном году. Их доля в себестоимости продукции повысилась на 1,1 %.

Самый маленький процент в себестоимости приходится на сумму начисленной амортизации: 0,6 % в базисном году и 0,7 % в отчетном.

В целом величина себестоимости продукции за год повысилась на 720544 тыс.руб. Произошло это увеличение в связи с ростом материальных затрат.

Показатели затрат на 1 руб. реализации в отчетном году повысились на 1 коп., в том числе на 1 коп. за счет сокращения общей суммы затрат

Можно сделать вывод, что увеличение себестоимости произошло в основном за счет изменения цен на продукцию.

Прибыль от реализации продукции снизилась 768 тыс. руб. и составила 9659 тыс. руб. Сальдо прочих доходов и расходов является отрицательным, т.е. представляет с собой убыток, который в отчетном году снизился на 3865 тыс. руб. и составил 4527 тыс. руб. Налогооблагаемая прибыль снизилась на 2873 тыс. руб. и составила 3027 тыс. руб.

Убыток в результате влияния физического объема реализации понизился на 729,9 тыс.руб. Изменение убытка в результате изменения цен на услуги составило +42982 тыс.руб. А в результате изменения себестоимости убыток понизился на 46511 тыс.руб. В общем убыток повысился на 768 тыс. руб., но предприятие так и осталось самоокупаемым.

По сравнению с базисным периодом снижается рентабельность хозяйственной деятельности, рентабельность продаж, активов и капитала, что свидетельствует о понижении эффективности деятельности предприятия.

Уменьшение прибыли на 768 тыс. руб. в отчетном году привело к понижению хозяйственной рентабельности на 0,2%. За счет увеличения себестоимости на 20544 тыс. руб. привело к понижению хозяйственной рентабельность на 0,1%.

Уровень рентабельности снизился на 0,3%. Это свидетельствует о том, что предприятие с уровня самоокупаемости так и не перешло на уровень самофинансирования.

Внеоборотные активы повысились на 10338 тыс. руб. и составили 43732 тыс. руб.; оборотные активы на 16461 тыс. руб. и составили 53952 тыс. руб.; капитал и резервы на 1001 тыс. руб. и составили 4674 тыс. руб.; значительное увеличение наблюдается в разделе IV «Долгосрочные обязательства» на 49091 тыс. руб., которые составили 50012 тыс. руб.; так же наблюдается снижение краткосрочных обязательств на 23293 тыс. руб.

На основе данной формы можно оценить оптимальность структуры баланса по формальным признакам.

При оценке структуры баланса по формальным признакам данную структуру баланса оптимальной считать нельзя, т. к. ни одно из неравенств критериев не выполняется.

Структура активов на данном предприятии представлена в следующем процентном отношении: нематериальные активы - 0,04 % в базисном году и 0,02 % в отчетном (снижение доли на 0,02 %); основные средства - 18,4 % в базисном году и 20,3 % в отчетном (увеличение доли на 1,9 %); прочие оборотные активы - 28,7 % в базисном и 24,4 % в отчетном году (снижение доли на 4,3 %); запасы материальных ресурсов - 0,9 % а базисном году и 0,7% в отчетном (снижение доли на 0,2 %); незавершенное производство - 0,1 % в базисном году и 0,04 % в отчетном (снижение доли на 0,06 %); готовая продукция и товары для перепродажи - 28,1 % в базисном году и 26,7 % в отчетном (снижение доли на 1,4); дебиторская задолженность - 16,0 % в базисном и 14,5% в отчетном году (снижение доли на 1,5 %); денежные средства - 5,2 % в базисном и 7,6 % в отчетном году (увеличение доли на 2,4%); прочие оборотные активы - 2,6 % в базисном и 5,7 % в отчетном году (увеличение доли на 3,1 %)

По данным видно, что наиболее весомой статьей в составе внеоборотных активов являются «основные средства» - 18,4 % в базисном году и 20,3 % в отчетном и прочие внеоборотные активы - 28,7 % в базисном и 24,4 % в отчетном году. А в составе оборотных активов - готовая продукция и товары для перепродажи - 28,1 % в базисном и 26,7 % в отчетном году, дебиторская задолженность - 16,0 % в базисном году и 14,5 % в отчетном.

Повышение коэффициента оборачиваемости в отчетном периоде по сравнению с базисным на 3,64 оборота свидетельствует о повышении скорости оборота ОС. А снижение в отчетном периоде длительности 1 оборота на 17,3 дня, свидетельствует о том, что ОС на предприятии используются эффективно. Произошло уменьшение коэффициента загрузки в отчетном периоде на 0,05 руб. Повышение оборачиваемости и уменьшение коэффициента загрузки говорят о перерасходе оборотных средств.

Структура пассивов на данном предприятии представлена в следующем процентном отношении: 0,8% и 1,1% - инвестированный капитал (рост доли на 0,3%); 4,4% и 3,7%- нераспределенная прибыль (снижении доли на 0,7%); 0,7% и 51,2% - долгосрочные кредиты и займы (рост доли на 50,5%); 0,6% и 0,01% - прочие долгосрочные обязательства (снижение доли на 0,59%); 32,9% и 0,01% - краткосрочные кредиты и займы (снижение доли на 32,89%); 28,3% и 23,6% - кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками (снижение доли на 3,7%); 4,4% и 3,4% - кредиторская задолженность перед персоналом предприятия (снижение доли на 1,0%); 0,4% и 0,5 % - кредиторская задолженность перед бюджетом (рост доли на 0,1 %); 27,5% и 16.5% - прочие кредиторские обязательства (снижение доли на 11,0).

По результатам соотношения групп активов и пассивов можно сделать следующий вывод: на начало года не совпадают 3 неравенства и на конец года не совпадает 1 неравенство, а так как если хотя бы одно из неравенств не совпадает, то предприятие, либо ограничено в возможности покрыть долговые обязательства активами, либо этой возможности не имеет. Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность ОАО «Моспродторг» как недостаточную.

По результатам платежеспособности предприятия в краткосрочной перспективе можно сделать выводы, что коэффициент абсолютной ликвидности на начало года составляет 0,1 а на конец 0,2. В отчетном году предприятие может покрыть свою кредиторскую задолженность на 20% за счет денежных средств.

Коэффициент быстрой ликвидности на начало года составляет 0,2 %, а на конец года 0,4%, это ниже нормативного значения. Следовательно, предприятие может не погасить текущие обязательства не только за наличные деньги, но и за ожидаемые поступления за оказанные услуги.

Коэффициент текущей ликвидности на начало года составляет 0,6 %, а на конец 1,3 %. Следовательно, данный коэффициент не соответствует нормативному значению

По результатам анализа видно, что предприятие не в состояние покрыть свои краткосрочные обязательства оборотными активами, следовательно, оно является неплатежеспособным.

По результатам анализа платежеспособности предприятия в долгосрочной перспективе видно, что коэффициент автономии равен 0,05 % на начало года и 0,05 % на конец, что на много ниже нормативного значения, следовательно, доля собственного капитала недостаточна в общей стоимости имущества предприятия.

Коэффициент финансовой устойчивости достигает нормативного 0,6 на конец года. Это произошло за счет увеличения долгосрочных обязательств. Удельный вес источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности долгое время, составляет 60%.

Коэффициент зависимости от долгосрочных обязательств составляет 0,2 % на начало и 0,9 % на конец года. Значение этого коэффициента превышает нормативное значение, значит, предприятие зависит от долгосрочных обязательств.

Коэффициент финансирования на начало года составляет 0,05 % на начало и на конец года, что коэффициент финансирования меньше 1, это свидетельствует о значительном финансовом риске.

Коэффициент долгосрочной структуры составляет 9,1 на начало года и 9,4 на конец. Значение этого коэффициента также на соответствует нормативному значению. Это означает, что внеоборотные активы предприятия формируются за счет долгосрочного капитала. По полученным результатам можно сделать вывод, что предприятие является неплатежеспособным на долгосрочную перспективу.

Отчет о проделанной работе очень важно составить толково, чтобы кратко, но емко изложить результаты вашей деятельности. Существуют ли особые правила ведения отчетности, что нужно знать, приступая к написанию такой документации?

Отчет о проделанной работе - требования к написанию

Зачем вообще нужно составлять отчет о проделанной работе? Ведение отчетности помогает:

  1. осуществлять контроль за выполнением сотрудниками их должностных обязанностей;
  2. выявлять проблемные места в работе конкретного работника и отдела в целом;
  3. выяснять, достаточно ли усилий приложено для решения поставленной задачи;
  4. поддерживать трудовую дисциплину в коллективе;
  5. обосновывать расходы на оплату труда сотрудников.

Какие основные требования предъявляются к отчету? Рассказывать о результатах своего труда нужно по-деловому кратко, но в то же время указав весь объем проделанной работы.

Толковый отчет не только даст представление о том, как хорошо вы потрудились, но и представит вас в выгодном свете - сотрудником, умеющим доступно излагать свои мысли, выделив основное и не отвлекаясь на ненужные подробности.

Отчет о проделанной работе - какие бывают виды

С точки зрения периодичности отчет может быть еженедельным, месячным, квартальным, годовым.

Иногда сотрудник отчитывается о конкретном мероприятии (например, как была организована презентация новой книги, подготовка и проведение которой заняло несколько дней, или трехдневного тренинга по продажам).

В заголовке отчета следует указать данные о сроках, к примеру «Отчет о проведении семинара по кадровому делопроизводству 7-9 октября 2015 года».

Обязателен для всех работников отчет о командировке, независимо от ее длительности.

Отчет о проделанной работе можно написать в текстовой форме и в статистической. Текстовый отчет — это связное повествование, дополненное различными графиками, схемами и таблицами.

А если вы предпочитаете статистическую форму, то акцент сделайте на иллюстрирующие материалы, к которым напишите пояснения в виде текста.

Структура отчета

Единого стандарта написания отчета о проделанной работе, как и автобиографии сотрудника , нет. В каждой организации могут быть свои требования к структуре подобных документов.

Логичной выглядит, например, такая подача: первый раздел — «Введение», в нем лаконично опишите поставленные перед вами задачи, методы, которые были использованы для их решения, и полученный результат.

В «Основной части» более подробно опишите последовательность вашей работы:

  1. подготовку к осуществлению проекта;
  2. этапы его реализации (укажите все использованные ресурсы: маркетинговые исследования, аналитическую работу, опыты, командировки, привлечение других сотрудников);
  3. проблемы и трудности, если они возникали;
  4. предложения по устранению сложностей;
  5. достигнутый результат.

Отчет в виде таблицы будет выглядеть более наглядно, структурировано и лаконично.

Если вам приходится часто составлять текущие отчеты о проделанной работе, удобно будет заготовить шаблон, в который регулярно нужно вносить необходимые данные.

А чтобы не забыть ничего важного за прошедший рабочий день, выделите из своего графика несколько минут, записав все, чем занимались. Иначе потом обязательно что-то упустите.

Когда вы составляете годовой отчет, проанализируйте динамику достигнутых результатов, сравнив с предыдущим годом и дав прогноз на будущий год.

В качестве дополнения к основной части отчета приложите материалы, которые подтверждают изложенные факты - копии благодарственных писем и записей в книге отзывов, публикации в прессе о проведенных мероприятиях, чеки и счета.

Финансовую часть лучше выделить в отдельный раздел, заполнять который следует так, как этого требует бухгалтерия вашей организации.

Отчет о проделанной работе завершает раздел «Заключение». В нем вы формулируете выводы и предложения, возникшие по итогам проделанной работы, если считаете их полезными для улучшения деятельности вашей организации.

Отчет о проделанной работе печатают, используя листы формата А4. Страницы следует пронумеровать, оформить титульный лист.

Когда ваш документ достаточно объемный, отдельно составьте оглавление - так в вашем отчете будет легче ориентироваться.

Может быть и такой вариант отчета:

Ф.И.О.________
Должность_________
Подразделение_______

Основные достижения за прошедший период:

  • в профессиональной деятельности;
  • в плане личностного развития.

Что не удалось выполнить и по какой причине.
Потребность в дополнительном обучении.
Предложения по улучшению организации Вашей работы.
Желаемые области ответственности и развития карьеры.
Подпись_______
Дата__________

Умение составлять толковый отчет о проделанной работе поможет вам представить конкретные доказательства того, что вы трудитесь на совесть, справляетесь со своими обязанностями. А, кроме того, это весомый аргумент для начальства, если вы решите поднять вопрос о том, чтобы

Управление персоналом

Создание организации приводит к возникновению рабочих мест, которые должны быть заняты.

Анализ работы

Анализ работы - это процедура, посредством которой определяются обязанности и характер работ, а также тип людей (в терминах знаний и умений), которых следует нанять. Анализ позволяет получить данные о требованиях к работе, которые затем используются при создании описания работы (в чем заключается работа) и спецификаций работы (каких людей на нее нанимать).

Типы информации для анализа:

Рабочая деятельность - информация о реальных видах рабочей деятельности (шитье или рисование). Иногда такой список содержит описание того, как, почему и когда работник выполняет каждый из видов работ.

Человеческое поведение - чувственность, общение, принятие решений и творческие навыки.

Механизмы, оборудование, инструменты и другие приспособления, используемые в работе - данные, касающиеся производимых продуктов, обрабатываемых материалов, знаний, которые должны применяться, а также оказываемых услуг (таких, как консультирование или ремонт).

Нормы производительности - в терминах количества, качества или затрачиваемого времени на каждый вид работы, критерии, по которым будет оцениваться работа.

Рабочее окружение - физически условия работы, расписание работы, а также организационное и социальное окружение - люди, с которыми работнику придется общаться в процессе работы. Может быть включена информация о финансовых и нефинансовых стимулах.

Требования к человеку - знания и умения (образование, обучение, опыт работы и т.д.) и требуемые личные характеристики (интересы, склонности, способности, физические данные и т.п.).

Использование информации, полученной в результате анализа работы

Информация, полученная при анализе работы, используется как основа в различных взаимосвязанных видах деятельности по управлению персоналом.

Набор и отбор

Анализ рабочего места позволяет получить информацию о том, какой вид деятельности соответствует данному рабочему месту и каковы требования, предъявляемые к потенциальному работнику, который должен будет работать на этом рабочем месте. Эта информация является основой Вашего решения о приеме людей.

Компенсации

Понимание того, что является сутью работы, требуется, чтобы оценить затраты и назначить оплату.

Оплата (зарплата и бонусы) обычно зависит от требуемых навыков, уровня образования, вредности и т.п. - от всех факторов, которые определяются при анализе работы. Наличие этих факторов позволяет классифицировать работы по категориям.

Оценка исполнения

Оценка исполнения работы подразумевает сравнение реального качества выполнения работы каждым работником с желаемым. При анализе работы эксперты определяют нормы производительности труда и перечень выполняемых работ.

Обучение

Анализ работы и основанное на нем описание работы показывают, какого типа навыки, а следовательно, и обучение требуются в данном случае.

Соответствие обязанностей данной должности

Например, при анализе работы производственного менеджера Вы можете обнаружить, что он отвечает за выполнение двух десятков различных служебных обязанностей, забывая, однако, об управлении запасами сырья и готовой продукции.

При анализе работы, основанном не только на сведениях, полученных от работников о их обязанностях, но и на Ваших знаниях того, что должны включать в себя обязанности, соответствующие данным рабочим местам Вы обнаруживаете вид работы, за который никто не отвечает и который должен быть закреплен за каким-либо рабочим местом.

В результате анализ работы играет свою роль при решении проблем, которые могли бы возникнуть, например, если бы никто не отвечал за запасы.

Этапы анализа работы

Этап 1.

Определение цели, для которой будет использоваться информация, полученная при анализе работы. Некоторые способы сбора информации, такие как опрос работников о сути работы и ответственности их, хороши для описания работы и подбора работников. Другие методы (такие как опросный лист для анализа должности) не позволяют получить пространную информацию для создания описания работы, но позволяют получить цифровой рейтинг для каждого вида работ, что может использоваться для сравнения одного вида работ с другим при определении размеров компенсации.

Этап 2.

Сбор вспомогательной информации. Структура компании, технологические карты и описание работ.

Организационная структура показывает, как рассматриваемый вид работ соотносится с другими видами работ и его место в общей организационной структуре. В организационной структуре должны быть определены названия каждой должности, посредством связующих линий должно быть показано, кто кому подчиняется, кто с кем общается в процессе работы.

Технологическая карта позволяет подробнее представить ход выполнения работы, чем это можно сделать по структуре организации.

Наконец, описание работы, если такое существует, может послужить хорошей отправной точкой для создания нового скорректированного описания работы.

Этап 3.

Выбор репрезентативной должности для анализа. Это необходимо, когда нужно проанализировать большое количество сходных видов работ и когда для этого требуется слишком много времени.

Этап 4.

Сбор информации для анализа работы - информации о рабочей деятельности, требованиях к поведению наемного работника, условиях работы и личных качествах (таких, как черты характера и способности, необходимые для выполнения работы).

Этап 5.

Анализ работы, проводимый менеджером совместно с ее исполнителем. Анализ работы позволяет получить информацию о сущности и функциях, выполняемых на данном рабочем месте. Эту информацию следует проверить совместно с работником, выполняющим эту работу, а также с его непосредственным руководителем. Проверка информации позволит определить, является ли информация фактически корректной, полной и легкой для понимания всеми заинтересованными лицами.

Этап 6.

Разработка описания и спецификации работы. В большинстве случаев описание и спецификация работы представляют собой два реальных результата анализа работы.

Описание работы - это документ, содержащий информацию о работе, выполняемой на данном рабочем месте и ответственности, а также об особенностях рабочего места, таких как условия труда и безопасность.

Спецификация работы содержит информацию о личных качествах, чертах характера, навыках и образовании, необходимых для выполнения работы.

Методы сбора информации для анализа работы

Кто собирает информацию для анализа работы?

В сборе информации для анализа работы обычно участвуют сотрудники отдела человеческих ресурсов, работник и его непосредственный начальник. Требуется участие работника и его начальника, например, для заполнения опросных листов с перечнем работ, выполняемых на рабочем месте. И сотрудника, и начальника могут попросить просмотреть выводы, сделанные специалистом по анализу работы, которая выполняется на его рабочем месте, и перечень связанных с ней обязанностей. Таким образом, анализ работы подразумевает совместную работу специалиста, работника и его начальника.

Интервью

Используется три типа интервью :

    индивидуальное интервью с каждым работником ;

    групповое интервью с группой работников, выполняющих одни и те же обязанности, и

    опрос руководящих работников, которые хорошо осведомлены об анализируемой работе.

Групповые опросы проводятся в тех случаях, когда большое количество работников выполняют схожую или одинаковую работу, так как это быстрый и недорогой способ получения необходимой информации о работе. Как правило, на групповых опросах присутствует непосредственный начальник опрашиваемых работников, а если нет, то Вам следует опросить начальника отдельно, чтобы знать его взгляды на обязанности и ответственность на рабочем месте.

Какой бы из опросов Вы ни использовали, очень важно, чтобы респонденты ясно понимали причину проведения интервью, так как существует тенденция неправильного истолкования таких опросов как "оценки производительности труда". Когда преобладает такое мнение, интервьюируемые могут не очень охотно описывать свою работу или работу своих подчиненных.

За и против

Интервью - возможно, самый распространенный способ определения обязанностей и ответственности, соответствующих рабочему месту, и его распространенность говорит о его преимуществах. Самое важное достоинство заключается в том, что опрос позволяет работнику рассказать о своем поведении и рабочей деятельности, которые иначе никогда бы не были обнаружены. Например, важные виды деятельности, возникающие только эпизодически, или неформальное общение, которые не отображены в оргструктуре компании, могут быть обнаружены опытным специалистом в процессе опроса. Опрос также позволяет открыто выразить респонденту его взгляды и жалобы, которые в противном случае могли бы остаться не замеченными управляющим.

Основная проблем, связанная с данным методом, - это искажение информации вследствие как прямой фальсификации, так и честного ошибочного понимания. Анализ работы часто используется как первая ступень в изменении заработной платы. Поэтому работники склонны преувеличивать некоторые свои обязанности и преуменьшать другие. Получение корректной информации может, таким образом, оказаться полезным процессом.

Типичные вопросы

Несмотря на недостатки, опросы широко используются. Они включают некоторые типичные вопросы.

В чем заключается выполняемая работа?

В чем заключаются основные должностные обязанности? Что конкретно Вы делаете?

Где Вы работаете, место Вашей работы?

Каковы требования к образованию, подготовке, навыкам (в тех видах деятельности, для которых это свойственно) и какие лицензии и сертификаты требуются?

В каких мероприятиях Вы принимаете участие?

Каковы Ваши обязанности и ответственность на рабочем месте?

Какие основные инструкции и нормы регламентируют Вашу работу?

Что конкретно влекут за собой мероприятия, в которых Вы принимаете участие?

Какова Ваша ответственность? Каковы окружающие условия и условия работы?

Какова физическая нагрузка на Вашем рабочем месте? Эмоциональная и интеллектуальная?

Каковы условия работы с точки зрения опасности для здоровья?

Есть ли какие-либо опасные или необычные условия работы, в которых Вам приходиться работать?

Кроме этих открытых вопросов существуют более структурированные (с набором ответов), которые, по общему мнению, предпочтительнее. Такой лист может заполняться специалистом по анализу в процессе наблюдения за выполняемой работой или непосредственно самим исполнителем.

Опросный лист для анализа работы

Фамилия________________ Название работы_________________

Департамент_____________ Номер работы____________________

ФИО начальника______________ Должность__________________

    Краткое описание должностных обязанностей: кратко опишите своими словами Ваши основные обязанности. Если Вы отвечаете за заполнение отчетов/протоколов, то заполните раздел 8. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Специальные квалификационные требования: укажите все лицензии, разрешения, сертификаты и т.д., необходимые для выполнения Ваших должностных обязанностей. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Оборудование: перечислите все оборудование, машины или инструменты(например, печатная машинка, калькулятор, автотранспортное средство, дрели, прессы и т.д.), с которым Вы должны работать в силу Ваших должностных обязанностей. Оборудование Среднее количество часов работы в неделю __________________________________________________________________________________________________________________________

    Регулярно выполняемые обязанности: дайте общее описание должностных обязанностей, которые Вы регулярно выполняете. Пожалуйста, изложите данные обязанности в порядке убывания значимости и процента затрачиваемого на них времени в месяц. Укажите так много обязанностей, как это возможно, в случае необходимости приложите дополнительные листы. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Контакты: требует ли Ваша работа каких-либо контактов с персоналом других департаментов (отделов), внешних организаций или агентств. Если да, пожалуйста, укажите обязанности, для выполнения которых необходимы данные контакты, и частоту их возникновения. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Руководство: входит ли в Ваши должностные обязанности деятельность, связанная с руководством, подчиненными? () Да () Нет. Если Да, пожалуйста, заполните дополнительный опросный лист для анализа рабочего места руководящих работников и приложите его к данной форме. Если Вы отвечаете за работу других, но при этом не осуществляете непосредственное руководство ими, пожалуйста, объясните. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Принятие решений: пожалуйста, опишите, какие решения Вы принимаете при выполнении Ваших регулярных обязанностей. __________________________________________________________________________________________________________________________ Каковы будут вероятные последствия, если Вы (а) примете неправильное решение или сделаете неправильный вывоз или (б) неправильное действие? __________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответственность за ведение записей: перечислите отчеты или дела, которые Вы должны подготавливать или вести. Укажите в общем, для кого эти отчеты предназначены.

    Частота управления: как часто Вы должны консультироваться с Вашим непосредственным начальником или другим работником компании при принятии решений или определении правильного направления действий? () Часто () Иногда () Редко () Никогда

    Условия работы: пожалуйста, опишите условия, в которых Вы работаете: в помещении, вне помещения, зона кондиционированного воздуха и т.д. Укажите все вредные и необычные условия работы. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Требования, предъявляемые данной работой: пожалуйста, укажите, какие, по Вашему мнению, необходимы минимальные требования для того чтобы удовлетворительно выполнять Вашу работу. (а) Образование: Минимальное количество оконченных учебных классов в школе_______________________________________________________ Количество лет_______________________________________________ Специализированное или общее_________________________________ (б) Опыт: Тип_______________________________________________________ Количество лет_____________________________________________ (в) Специальное обучение: Тип Количество лет __________________________________________________________________________________________________________________________ (г) Специальные навыки Умение печатать:_____ слов в мин. Стенографирование ____слов в мин. Прочее:______________________________________________________

    Дополнительная информация: пожалуйста, приведите дополнительную информацию, которая не вошла ни в один из предыдущих разделов и которая, по Вашему мнению, могла бы оказаться важной при описании Вашей должности. __________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись работника_________________ Дата_________________

Есть несколько моментов, о которых следует помнить при проведении интервью для анализа работы.

Во-первых, если Вы проводите анализ работы, то Вы и непосредственный начальник должны работать совместно. Выявите работников, обладающих знаниями о работе, а также работников, на которых можно рассчитывать в плане объективности при описании своих обязанностей и ответственности.

Во-вторых, Вы должны установить взаимопонимание с интервьюируемым. Для этого необходимо знать его имя, говорить на простом понятном языка, кратко объяснять цели интервью и объяснить работнику, как он был отобран для интервью.

В-третьих, при проведении интервью разумнее всего следовать четкому плану опроса или использовать опросный лист со списком вопросов, в котором оставлено место для того, чтобы вписать туда ответы. Это поможет Вам продумать наиболее важные вопросы заранее. Однако следует обеспечить некоторую свободу в ответах и сформулировать некоторые "открытые" вопросы, такие, как "Осталось ли что-нибудь, что мы не предусмотрели в наших вопросах?"

В-четвертых, если обязанности не выполняются регулярно (например, работник не выполняет один и тот же вид работы снова и снова много раз подряд в течение дня), Вам следует попросить работника перечислить свои обязанности в порядке их важности и частоты возникновения. Это поможет не упустить очень важные, но редко выполняемые обязанности.

И наконец после завершения опроса просмотрите и проверьте данные. Обычно это делается посредством проверки информации с непосредственным начальником интервьюируемого и самим интервьюируемым.

Опросные листы

Попросить работников заполнить опросный лит, в котором они опишут свои обязанности и ответственности - другой хороший метод получения информации для анализа работы.

Основной вопрос, который следует решить в данном случае, - это какова должна быть структура опросника и какие вопросы в него следует включить. В одних случаях опросники представляют собой чрезвычайно структурированный опросный лист. Каждому работнику предлагают списки из сотен различных обязанностей и заданий. Его просят ответить, выполняет ли он каждое задание из списка, и если да, то как много времени обычно тратит на каждое из них. В других опросниках этот лист состоит из исключительно "открытых" вопросов и прости работника "описать основные обязанности, выполняемые на рабочем месте". На практике наилучший опросный лист представляет собой нечто среднее из этих двух крайних случаев. Как было показано ранее на Опросном листе, типичный опросный лист для анализа работы состоит из нескольких "открытых" вопросов, а также закрытых вопросов.

Как структурированные, так и неструктурированные опросные листы имеют свои достоинства и не лишены недостатков. Опросный лист - это, во-первых, эффективный способ получения информации от большого числа работников; он дешевел, чем опрос сотен работников. Во-вторых, разработка опросного листа и его тестирование (например, проверка того, понимают ли опрашиваемые вопросы) могут оказаться дорогостоящими и требующими больших затрат времени процессами.

Наблюдение

Непосредственно наблюдение полезно в тех видах работ, которые включают преимущественно видимые физические движения. С другой стороны, наблюдение обычно не подходит, когда работа подразумевает трудно измеряемую деятельность (адвокат, инженер, проектировщик). Этот метод также мало полезен в тех случаях, когда работник должен выполнять важные действия, потребность в выполнении которых может возникать только эпизодически. Непосредственное наблюдение обычно применяется совместно с опросом. Один подход - наблюдать работника на рабочем месте в течение всего рабочего цикла. (Цикл - требуемый интервал времени для завершения работы. Это может быть минута для работника на сборочном конвейере или час, день и дольше для более сложных видов работ). На этой стадии Вы регистрируете все работы, выполняемые на рабочем месте, которые наблюдаете. Затем собрав как можно больше информации, Вы проводите опрос работника. При этом просите его разъяснить вопросы, которые у Вас возникли и описать дополнительные работы, которые он выполняет, а Вы не заметили. Другой подход - во время выполнения работником задания проводить наблюдение и опрос одновременно. Однако обыкновенно лучше попридержать вопросы до тех пор, пока наблюдение не будет закончено, так как это позволяет ненавязчиво наблюдать за работником. Это, в свою очередь, помогает снизит вероятность того, что работник станет волноваться и это каким-либо образом изменит его обычные действия.

Ежедневник/журнал респондента

Работников можно попросить вести ежедневник/журнал респондента или составлять список заданий, которые они выполняют. Это позволит Вам получить очень полную картину работы, особенно если после этого провести опрос с участием работника и его непосредственного начальника.

разработана методика анализа работы, предназначенная для того, чтобы создать стандартизированную процедуру, посредством которой различные виды работ можно будет сравнивать и классифицировать. Согласно этой методике, информация собирается на "бланке анализа работы". Здесь, как показано далее на Бланке анализа работы, сначала приводятся идентификационная информация и краткое описание работы. Затем специалист перечисляет конкретные задачи, решаемые на данном рабочем месте, в порядке их важности. Затем для каждого задания специалист указывает:

    Требуемые знания (например, факты или принципы, с которыми исполнитель должен быть ознакомлен прежде, чем выполнять свою работу);

    Требуемые навыки (например, навыки, необходимые для управления машиной или другим транспортным средством);

    Требуемые способности (например, математические, способность рассуждать, решать задачи);

    Физическая нагрузка (например, переноска тяжестей, необходимость таскать или толкать);

    Все особенности рабочего места (вибрация, неадекватная вентиляция, перемещающиеся объекты или тесные помещения);

    Типичные происшествия на рабочем месте (например, напряженная работа в опасных условиях, работа с людьми);

    Области интересов работника (предпочтение, которое работник должен отдавать работе с "вещами и объектами" или "передаче данных", или "работе с людьми".

Фактически любая работа может быть разбита на составляющие, каждую из которых затем анализируют с точки зрения требуемых навыков, и так далее. Методика предоставляет стандартный инструмент, с помощью которого различные виды работ можно сравнивать, сопоставлять и классифицировать.

Бланк анализа работы

Идентификационная информация

ФИО занимающего должность: Организация/Подразделение: Служба благосостояния Название должности: Эксперт по предоставлению материальной помощи Дата: ФИО проводившего интервью:

Краткое описание работы

Проводить опросы, заполнять заявления, определять соответствие, предоставлять информацию общественным организациям в отношении программы талонов на питание, направлять не удовлетворяющих требованиям посетителей в другие общественные организации

1. Принимать решение о соответствии заявителя требованиям для выдачи талонов на питание, используя в качестве руководства нормативные документы.

Требуемые знания:

    Знание руководящих документов программы по предоставлению талонов на питание Службы Общественного Здравоохранения

    Знание статуса программы по предоставлению талонов на питание Службы Общественного Здравоохранения

    Требуемые навыки:

    Требуемые способности:

    Способность применять арифметические операции: сложение и вычитание

    Способность переводить требования на язык, понятный обычному человеку

    Физическая активность:

    Сидячая работа

    Окружающие условия:

    Типичные инциденты на работе:

    Работа с людьми, выходящая за рамки выдачи и получения инструкций

    Сферы интереса:

    Передача информации

    Деловые контакты с людьми

    Работа на благо людей

Количественные методы анализа работы

Есть много случаев, когда эти описательные методы не подходят. Например, когда необходимо для определения уровня оплаты сравнить виды работ. Тогда каждому виду необходимо присвоить определенное количество баллов. Такой "количественный" подход может оказаться наилучшим. Существует три наиболее популярных метода: позиционный опросный лист для анализа должности, процедура департамента труда и функциональный анализ работы.

Позиционный опросный лист для анализа

Позиционный опросный лист для анализа - это очень структурированный опросный лист. Он заполняется специалистом по анализу работы, который уже должен быть знаком с конкретной анализируемой работой.

Преимуществом его является то, что он позволяет получить количественную оценку или выявить профиль любой работы в баллах, присваиваемых по пяти базовым позициям:

    Принятие решений;

    Профессиональные навыки;

    Управление транспортными средствами/оборудованием;

    Обработка информации.

Таким образом, Вы можете использовать результаты, полученные с помощью этого опросного листа, для того, чтобы сравнивать работы между собой и определять, например, какая из работ более престижная. Эта информация затем может быть использована для того, чтобы определить ставку или уровень заработной платы для каждой работы.

Процедура Департамента труда

Стандартный метод, с помощью которого различные виды работ можно количественно оценить, разбить на группы и сравнивать между собой. В основе анализа работы Департаментом труда лежит оценка каждой работы с точки зрения того, что данный работник делает в отношении людей и предметов.

Функциональный анализ работы

Этот метод базируется на том же подходе, что и метод Департамента труда, но позволяет получить дополнительную информацию в отношении заданий, выполняемых в данной работе, ее целей и требований в отношении обучения. Функциональный анализ работы отличается от подхода Департамента труда по двум основным направлениям. Во-первых, функциональный анализ работы позволяет не только установить рейтинг данной работы по таким параметрам, как данные, люди и предметы, но и учесть следующие четыре изменения: меру, в которой для выполнения данного задания необходимы специальные инструкции; меру, в которой способность рассуждать и делать заключения необходима для выполнения данного задания; навыки вербального общения и языковая подготовка, требуемые для выполнения данного задания. Во-вторых, функциональный анализ рабочего места также позволяет определить стандарты качества выполнения работы, требования к профессиональной подготовке. Проведение анализа рабочего места посредством функционального анализа работы, таким образом, позволяет получить ответ на вопрос: "Какое обучение необходимо данному работнику, чтобы выполнить определенное задание на требуемом уровне?"

Анализ статей при написании собственных научных работ неправильно проводят не только аспиранты и студенты, но и авторитетные ученые, нередко приводя редакторов в бешенство и заставляя последних разворачивать присланные работы. По этой причине стоит отдельно разобрать, как же правильно проводится анализ научной литературы.

Подбор литературы для анализа: как найти подходящую тему и сохранить собранный материал?

Любая научная статья пишется на основе анализа источников, проблемы и мнений. Однако в большинстве случаев весь анализ проводится следующим образом:

  • Автор ознакомляется с подобранной научной литературой;
  • Проводит сравнение с собственной точкой зрения;
  • Если мнения сходятся – материал добавляется в списки литературы, если расходятся – проводится мысленный спор с автором работы, а текст отправляется в дальний ящик как бесполезный;
  • Пишет научную статью.

Основная ошибка в такой ситуации – третий пункт, поскольку именно в нем происходит утеря более половины всей важной и полезной информации, без которой невозможно привести аргументированные контрпримеры. По этой причине во избежание выхода на собственную статью разгромной рецензии многие авторы анализируют научную литературу по другой схеме:

  • Внимательно знакомятся со всеми точками зрения, разнящимися с их личными мнениями. Постоянная пристальная работа в одном направлении может приводить к «замыливанию» ума и взгляда, из-за чего можно упустить действительно важную информацию. Как вариант – можно сослаться в статье на иные мнения и взгляды, касающиеся выбранной проблемы, и обосновать преимущество личных решений и выводов;
  • Вопросы, которые в литературы затронуты вскользь, требуют не менее пристального изучения: нередко автор не освещает их из-за нехватки времени, возможностей, необходимости в проведении дополнительных исследований. Всегда можно изучить такие нюансы при написании научной статьи;
  • Вся информация проверяется на уникальность. Если анализируемая литература основывается на данных 20-30 летней давности, то ее можно освежить и опубликовать на ее основе новое исследовании;
  • Незнакомые термины, части текста не пропускаются, а тщательно изучаются – не до конца понятая работа может отрицательно сказаться на доказательной базе и разрушить всю логику научной статьи;
  • Большинство работ, анализ которых требуется провести, заканчиваются не полноценными выводами, но новыми вопросами.

Внимательный анализ используемой научной литературы позволит не просто увеличить объем оформляемой научной статьи, но и повысить ее качество.

Составление краткого резюме прочитанного

После сбора материала проводится его сокращение и «расчленение»: выделяются основные тезисы, разбирается биография и библиография автора. Делается это следующим образом:

  • После прочтения работы автору желательно пересказать ее основную концепцию и мысль. Если сделать это не получается, литература изучается повторно;
  • Методы и результаты исследования, поставленные цели выписываются отдельно. При этом можно все фрагменты комментировать – такие изменения помогут отыскать основные тезисы работы, на которых будет строиться научная статья и проводиться анализ;
  • Составляется конспект статьи. Для этого желательно осуществить анализ библиографии автора и его биографии. Это дает возможность для оценки объективности автора и ограничений, наложенных на него в период работы;
  • Ясно, четко и понятно формируется цель научной работы. Также выделяются доказательства, выдается характеристика того, насколько хорошо автор справился с поставленной задачей.

Внедрение информации в работу

  • Автору желательно заранее определить объем своей работы. Обзорные статьи, доклады, курсовые, кандидатские по количеству страниц разительно отличаются, поэтому текст необходимо составлять согласно предъявляемым требованиям;
  • Определяется читательская аудитория. При написании научно-популярной статьи желательно не пользоваться специальной терминологией, а все выкладки делать как можно более понятными;
  • Правильно написанная аннотация к научной статье не только привлекает внимание, но и позволяет читателю понять, стоит ли ему изучать статью. По этой причине в ней не должны содержаться факты, цитаты и цифры, хорошо освещенные и без предлагаемой к рассмотрению научной статьи;
  • Во введении указываются все материалы, которые связаны с другими авторами. В основном теле статьи такая информация не указывается (за редким исключением – если работы посвящена конкретному тексту либо в этом возникает необходимость по условиям используемого исследовательского метода.

После завершения анализа научной литературы не стоит заканчивать работу – полученные выкладки можно перечитать, проверить их на наличие ошибок и недочетов, отложить на пару дней и заново за них засесть – вероятность получения новых сведений возрастет, если искать их на свежую голову.

Анастасия Рошалина, Екатеринбург

Уже не в первый раз пользуюсь вычиткой и корректировкой текста от "Открытого ресурса". А теперь ещё буду публиковаться, спасибо!

Ирина Ковылина, Санкт-Петербург

Спасибо, что помогли правильно адаптировать статью для американского медицинского журнала. Действительно, сама бы не справилась