Лексические нормы. Сложные предложения с разными видами связи Вот какими речевыми шедеврами

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Задание 6

скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды

больше, чем все моря и океаны.

Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым

серебряными нитями.

Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно

мёртвого человека.

Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и

паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.

Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал

всегда молча, без слов.

Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а

лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.

Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили опущенные

головы и закрылись своими изодранными чадрами.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая

повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

10.исключив лишнееслово. Выпишите это

Спектакль по- прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один

год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.

11.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово / сочетание

слов. Выпишите это слово.

Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса

импортировались из- за рубежа, а из- за санкций срочно пришлось решать проблему

импортозамещения.

12.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания, когда

индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.

13.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать все, что я

знаю об «Острове сокровищ». Им хочется, чтобы я рассказал всю историю, с начала до конца.

Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.

15.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку из яблок и пригласила на чай соседей.

16.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

сегодняшний день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».

17.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое- где видна

чернеющая чернота.

18.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и

озерная вода становилась черной.

19.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было

так прохладно.

20.Отредактируйте предложение:исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего

Командир был убит насмерть, и командование взял на себя молодой лейтенант, который

прибыл в часть неделю назад.

22.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Маленькие малыши сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова,

обсуждали, по- видимому, какую- то важную, на их взгляд, проблему, поэтому я старался им не

23.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Шёл проливной ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти.

24.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветущих цветов, что блюда с

закусками терялись в их таинственной чаще.

25.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Стало ясно, что мы неверно определили основную суть эксперимента -теперь нам придётся

проводитьисследование сначала.

26.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

В прейскуранте цен мы не обнаружили товара, который был нам необходим для завершения

27.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия

менеджера.

28.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что

когда- нибудь вы получите эффект обратного бумеранга/

29.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

слово.

Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не преградил путь кораблю.

30.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

датские учёные.

31.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Светловолосая блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно

32.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

И даже когда из- за череды неудач, которые произошли в последние несколько месяцев,

Лариса ушла на предприятие, где неожиданно появилась свободная вакансия, девушка ещё

некоторое время продолжала дежурить в клинике.

33.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится

на одном дыхании,несмотря на его немалый хронометраж времени.

34.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и

стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной

ковровой дорожкой.

35.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них –тр адиционный

реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе народного

фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.

36.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

На экзамене по биологии ответы отвечающих были сбивчивы -больше тройки никто не

37.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Вниз по лестнице спускаться было ещё сложнее: мышцы напрягались, ноги не слушались.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы

распустились раньше обычного.

39.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнее слово. Выпишите

Я увлекаюсь лингвистикой и языкознанием, поэтому хочу поступать на филфак.

40.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

В своей диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований

новой вакцины.

41.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это

Чтобы написать недописанное сочинение, учитель дал нам время на уроке литературы.

42. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

«Дальнейшее совместное сотрудничество наших стран будет развиваться», ─ сказал на встрече

президент.

43. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Он хорошо разбирался в тонких нюансах промышленного строительства.

44. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Маршрут движения автобуса с тех пор не менялся.

45. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Промышленная индустрия развивается всё стремительнее - наш город превращается в

крупный экономический центр.

46. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

На собрание товарищества собственников квартир собралось тридцать человек жителей

ближайших многоэтажек.

47. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

В такой благоприятной среде могли возникать различные всевозможные микроорганизмы.

48. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Петька стал бойко рассказывать вслух, как ему удалось поймать щуку размером с него самого.

49. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Максим заранее предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж

агрессивно выглядел его собеседник.

50. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Профессор помог, поспособствовал в продвижении его разработки.

51. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Миновали те грустные времена, когда поиск нужного слова сопровождался длительной работой с

огромными объемами сведений, информации.

52. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно

даром, бесплатно каждому посетителю сайта.

53. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Вам нужно выбрать одно из двух альтернативных решений.

54. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Опираясь на огромную базу синонимичных значений, сайт выдаст все возможные поисковые

вариативные версии.

55. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Площадь исследования, поиска достаточно обширна, а потому некоторые варианты могут быть

приведены, но на практике не всегда использоваться в том значении, которое дано в словаре.

56. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Обогащение языка синонимами осуществляется непрерывно, и так же непрерывно происходит

дифференциация и разграничение синонимов вплоть до полной утраты ими синонимичности.

57. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как

структурным составом, так и характером сообщения.

58. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Чтение как учебный предмет, особенно в начальной школе, имеет в своем распоряжении

такое сильнодействующее средство воздействия на личность, как художественные произведения

различных жанров.

59. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

Объектом исследования является процесс анализа, разбора произведений различных жанров в

старшей школе.

60. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это

1.Нарушение лексической сочетаемости слов .

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетании возникает лексическая несочетаемость .

Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость , но не можем говорить глубокий день или глубокая юность . В некоторых других случаях мы невнимательны к лексическому значению слов, которые мы соединяем в словосочетание. Например, беседа прочитана (это же устный жанр!), беседа может быть проведена, а прочитана книга или лекция.

2.Смешивание паронимов .

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический ).

Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал )

Экономичный кризис-экономический кризис

3.Неточности словоупотребления .

Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова, либо не принимает это значение во внимание.

Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена ). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую ).

4.Плеоназмы

слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние

Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

5.Тавтология

повторение однокоренных или одинаковых слов

организовать организацию, изобразить образ ).

6.Речевая недостаточность

немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания

В кабинете висели портреты русские писатели

7. Использование фразеологизмов

Это условие часто нарушается. Типичными ошибками являются:

сокращение выражения, замена слова, совмещение двух оборотов.

и гроша не стоит вместо и гроша ломаного не стоит ;

львиная часть вместо львиная доля ;

играет большое значение вместо играет роль или имеет большое значение .

Лексическими нормами русского языка называются правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.
Нарушение лексических норм приводит к тому, что высказывания становятся двусмысленными, а также к серьезным речевым ошибкам. Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение выбрать нужное слово из ряда близких или тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также способность различать слова-паронимы.

1. Задание 6 № 12642

исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

2. Задание 6 № 12650

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

3. Задание 6 № 12651

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

4. Задание 6 № 12652

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

5. Задание 6 № 12653

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.

6. Задание 6 № 12654

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.

7. Задание 6 № 12655

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.

8. Задание 6 № 12656

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.

9. Задание 6 № 12657

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

10. Задание 6 № 12658

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.

11. Задание 6 № 12659

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово / сочетание слов. Выпишите это слово.

Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а из-за санкций срочно пришлось решать проблему импортозамещения.

12. Задание 6 № 12660

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.

13. Задание 6 № 12661

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать все, что я знаю об «Острове сокровищ». Им хочется, чтобы я рассказал всю историю, с начала до конца.

14. Задание 6 № 12662

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.

15. Задание 6 № 12663

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку из яблок и пригласила на чай соседей.

16. Задание 6 № 12664

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На этот сегодняшний день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».

17. Задание 6 № 12665

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна чернеющая чернота.

18. Задание 6 № 12666

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.

19. Задание 6 № 12667

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.

20. Задание 6 № 12668

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

21. Задание 6 № 12669

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Командир был убит насмерть, и командование взял на себя молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад.

22. Задание 6 № 12670

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Маленькие малыши сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, обсуждали, по-видимому, какую-то важную, на их взгляд, проблему, поэтому я старался им не мешать.

23. Задание 6 № 12671

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Шёл проливной ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти.

24. Задание 6 № 12683

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветущих цветов, что блюда с закусками терялись в их таинственной чаще.

25. Задание 6 № 12684

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Стало ясно, что мы неверно определили основную суть эксперимента - теперь нам придётся проводить исследование сначала.

26. Задание 6 № 12685

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В прейскуранте цен мы не обнаружили товара, который был нам необходим для завершения ремонта.

27. Задание 6 № 12686

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.

28. Задание 6 № 12687

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь вы получите эффект обратного бумеранга.

29. Задание 6 № 12688

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не преградил путь кораблю.

30. Задание 6 № 12689

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Мнение о том, что ангина случается из-за холодного мороженого, ошибочно - это доказали датские учёные.

1) Теоретическими основами селекции - науки, целью которой является улучшение уже существующих сортов растений и пород животных и выведение новых, стали закономерности генетики и учение Дарвина об искусственном отборе.

2) В начале XIX века с появлением селекционных станций и племенных хозяйств селекция стала отраслью производства, а к началу XX века, когда накопленный опыт позволил человеку достичь значительных успехов в селекционной работе, селекция сформировалась как наука.

3) Когда накопленный в течение веков практический опыт позволил человеку достичь значительных успехов в селекционной работе по улучшению уже существующих сортов растений и выведению новых, селекция сформировалась как наука.

4) Как отрасль производства селекция сформировалась в начале XX века с появлением первых селекционных станций и племенных хозяйств, где велась планомерная работа по улучшению уже существующих сортов растений и пород животных и выведению новых.

5) Селекция стала отраслью производства с появлением селекционных станций и племенных хозяйств в начале XIX века, и только к началу XX века сформировалась в науку, когда накопленный опыт позволил человеку достичь значительных успехов в селекционной работе.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором предложении текста?

Потому что Вопреки этому Зато Таким образом, С этой целью

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. О́ПЫТ , -а, муж.

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.

3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя

4. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Только художник способен познавать окружающий мир, при этом передавая и выражая своё мироощущение и душевное состояние, оставляя в художественном произведении что-то неразгаданное.

2) Наука и искусство во многом похожи, они требуют от человека восприятия окружающего мира.

3) В отличие от автора научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира, автор художественного произведения передаёт своё мироощущение и душевное состояние, и поэтому каждый человек видит в художественном образе что-то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.

4) Каждая эпоха и каждый человек по-своему воспринимают произведения искусства, ведь только художник способен открыть и исследовать объективные законы природы, не зависящие от его воли.

5) Художественное произведение, которое передаёт мироощущение и душевное состояние автора, отличается от научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира; в художественном образе каждый человек видит что- то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.

Однако Например Иными словами Во-первых Даже

6. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОЧИНЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СОЧИНЕНИЕ , -я, ср.

1) То, что сочинено, художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с.

2) Вид письменной школьной работы - изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное с. Домашнее с.

3) В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи. С. и подчинение предложений.

ЗаперлА углУбить граждАнство отдАв укрепИть

8. свЕрлит оптОвый мозаИчный зАгнутый донЕльзя

9. слИвовый осведомИшься срЕдства прожИвший танцОвщица

10. отвАренный (картофель) кровоточАщий отозвалАсь намЕрение добрАлась

11. кровоточАщий сорвалА дОнизу насквОзь удЕлит

12. намЕрение бралАсь облЕгчит занятА ободрИт

13. заселенА отозвалА засЕленный понЯв довезЁнный

14 Иконопись сливОвый пОгнутый грУшевый кровоточИть

15. зАсветло партЕр прИнял тубдиспАнсер некролОг

16. вручАт клАла цЕпочка завИдно чЕрпать

К ЗЛОСТНЫМ нарушителям правил дорожного движения будут применяться суровые штрафные санкции.

Девушка ничего не ответила и продолжала читать книгу с КАМЕННЫМ выражением лица.

Анна Васильевна слыла [была известна] не только ИСКУСНЫМ рассказчиком, но и блестящим журналистом.

Мошенник располагал к себе людей ДОВЕРЧИВЫМ тоном и обходительными манерами.

На многих купюрах можно увидеть ВОДЯНЫЕ знаки.

18. Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ помещения соответствуют нормативам по освещённости.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ способность населения зависит от многих факторов.

На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран.

Истоки современного ГУМАНИЗМА восходят к эпохе Возрождения.

19. Предметом договора является ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ абоненту услуг связи.

Заметив ОПАСЛИВЫЙ взгляд брата, я тоже насторожился.

Инспекторы рыбнадзора продолжают выявлять ЗЛОСТНЫХ браконьеров на реках.

Старинную мебель украшала ИСКУСНАЯ резьба.

20. В тот ПАМЯТЛИВЫЙ вечер знакомства Софьи со Светланой перед последней никаких особенных целей не стояло: она хотела лишь установить добрые отношения с соседями по двору.

Дед Трифон был человеком ЭКОНОМНЫМ, но не жадным.

Во дворце спорта есть две ЛЕДОВЫЕ арены, два бассейна, большой спортивный зал.

Димка совсем ОБЕССИЛЕЛ от крика и слёз.

Как только стемнело, мы НАДЕЛИ шинели и выскочили на улицу.

21. До выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.

Введение новых требований поставит разработчиков нового проекта в ЗАТРУДНЁННОЕ положение.

Необходимая принадлежность многих игр - это ИГРАЛЬНЫЙ кубик.

Информационная служба городской телефонной сети опубликовала итоги перехода АБОНЕНТОВ на новые тарифные планы.

КОРЕННЫЕ жители полуострова живут обособленно многие века, и их быт практически не изменился.

Такимобразом

однако

углубить

сверлит

осведомишься

добралась

уделит

облегчит

заселенный

сливовый

тубдиспансер

цепочка

доверительным

дипломатический

нестерпимая

памятный

затруднительное

Задания 1-20

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.

3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.

4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.

5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

И хотя Если Даже Как раз Лишь бы

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИСТОЧНИК , -а; м.

1) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.

2) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ЗанятА дОнизу отдалА звОним жалюзИ

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

У ИХ сестры пить из БЛЮДЦЕВ нет САПОГ ещё БОГАЧЕ около ПЯТИСОТ человек

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.

2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.

3) Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.

4) Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.

6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.

7) Я с удивлением спросил, что где же крепость.

8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.

9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Проб..раться г..рдиться велос..пед нац..ональный адр..совать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

О..дал, по..черкнул пр..крепил, пр..града и..терзанный, ра..жёг

поз..вчера, р..зобрал за..грал, под..скать

Врач..вать расстра..ваться удва..ваться незатейл..вый улыбч..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Суш..шь выстел..шь выскоч..шь независ..мый накорм..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.

(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2) У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.

3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф.И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Бил с правотой уверенной, весомой,

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На этот сегодняшний день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На этот день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».

Сегодняшний - сего (этого) дня, поэтому словосочетание «сегодняшний день» может считаться тавтологией.

Может быть ошибка и иначе: Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На сегодняшний день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».

Ответ: сегодняшний|этот.

Ответ: сегодняшний|этот

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Правило: Задание 6 (ОГЭ). Лексическое значение слова. Группы слов по происхождению и употреблению.

Формулировка задания:

замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;

замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;

замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.

1. Что нужно знать, выполняя данное задание?

Синонимы - это слова, чаще всего одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению , нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, смотреть - глядеть мыслить - думать, жестокий - безжалостный, окрестность - округа и т.д.

Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом: спать- почивать- дрыхнуть .

Первое слово спать - является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть - этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.

2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова - это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.

При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.

Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно

В словаре Ожегова: ЗАМЕ́ШКАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; совер. (разг.). Задержаться, пробыть дольше, чем нужно где-н.; замедлить. З. у приятеля. З. с ответом.

Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно - «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом

ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:

1. застрять (разг.)

/ о человеке: промедлить;

засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)

// в гостях или за работой: засидеться (разг.)

// в гостях, загоститься (разг.)

/ о деле: замедлиться, затянуться;

затормозиться, застопориться (разг.)

2. см. опоздать

Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг ! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.

Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:

1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.

2. Подберите к этому слову возможные синонимы.

3. Определите, какой из этих синонимов

− наиболее употребителен;

− не носит оттенка книжности и разговорности;

− обладает минимальной экспрессией (то есть в нём практически нет эмоций);

− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.

4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.

3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»

1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).

2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.

3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.

4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать ...в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.

5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.

Остальные - возможные, допустимые или невозможные - написаны в пояснению к заданию. Настоятельно рекомендуем не предлагать новые слова, а придерживаться правила: самое верное слово ПЕРВОЕ в ряду синонимов . И тогда балл за это задание вы непременно получите.