Тире в простом предложении. Знаки препинания в конце предложения

Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым.ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ СТАВИТСЯ:
Между подлежащим и сказуемым может быть поставлен
только один знак препинания – ТИРЕ. Оно ставится в первую
очередь в следующих случаях:
1. Подлежащее – существительное в
ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже, а сказуемое
СИС с нулевой связкой и именной
частью, выраженной существительным
в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже.
Например: Море – родина русалочек.

2.
Подлежащее

инфинитив,
сказуемое СИС с нулевой связкой
и
существительным
в
именительном падеже.
Например: Колдовать – главная
работа
ведьмы.
Долг
любого
принца – спасти попавшую в беду
принцессу.

3. Подлежащее – инфинитив, сказуемое
СГС особого типа с нулевой связкой и
инфинитивом:
Курить

здоровью
вредить.
Ученого
учить
портить (пословица);

только
Тире ставится, если подлежащее –
существительное в им. п., а сказуемое –
инфинитив: Долг наш – защищать
крепость
до
последнего
издыхания... (Пушкин).
нашего

4. Подлежащее – числительное в
ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже и сказуемое
тоже числительное в ИМ. падеже: Пятью
пять - двадцать пять.
Тире ставится, если один из главных членов
выражен
именительным
падежом
существительного,
а
другой

именем
числительным или оборотом с числительным.
Например: Значит, девятью сорок – триста
шестьдесят, так? (Писемский); Удельный вес
золота – 19,3 г/см3.

5. Если перед сказуемым, выраженным
существительным в ИМ.п., числительным в
ИМ.п., инфинитивом стоят частицы ЭТО,
ВОТ, ЗНАЧИТ. Например: Учитель – значит
друг детей. Большая Медведица – это
семь
ярких
звезд
на
небе,
расположенных в виде ковша.
Например: Кремль – это сокровищница русского
зодчества, творение великих мастеров, живая
летопись многовековой истории (Из газет). Все
прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не
слепая сила стихий (Горький).
Ср.: Самая поздняя осень – это когда от морозов
рябина сморщится и станет, как говорят,
«сладкой» (Пришвин) (в роли сказуемого выступает
целое предложение; здесь нарушается
грамматическая норма).

ТИРЕ ОБЫЧНО НЕ СТАВИТСЯ, хотя подлежащее и
сказуемое выражены именительным падежом
существительного:
1)

стоят сравнительные союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО,
ТОЧНО,
ЧТО,
ВСЕ
РАВНО
КАК,
ВРОДЕ
КАК
и
РАВНО
т.п.,
как
блестящая
сталь
(Фет);
Ты
меж сестер словно горлинка белая
промежду
сизых,
простых
голубей (Некрасов); У тебя брошка вроде
как
пчелка
(Чехов);
Дома
города
точно
груды
грязного
снега (Горький).
например:
Пруд
ВСЕ

ОТСТУПЛЕНИЯ от этого правила связаны с желанием
автора подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся
в сказуемом, например: Тишина – как льдинка, ее
сломаешь далее шепотом (Леонов); Твои речи – будто
острый нож... (Лермонтов); ...Такая фраза –
все равно что большой шлем в ералаше (Тургенев);

10.

2)
если
перед
отрицание НЕ, например:
сказуемым
стоит
Офицер этот не чета
вам... (Федин); Аналогия не доказательство.
Ср.
пословицы
и
поговорки: Слово не воробей: вылетит – не
поймаешь;
Бедность
Сердце не камень.
не
порок;
Но тире ставится, если имеет целью логически и
интонационно
подчеркнуть
сказуемое,
например: Но объяснение – не оправдание
(Горький);
«Кровь
людская

не
водица» (Стельмах); Жизнь прожить – не поле
перейти (пословица);

11.

3)
если между подлежащим и сказуемым
стоит
вводное
слово,
наречие,
союз,
частица,
например: ...Гусь, известно, птица важная и
рассудительная
(Тургенев).
Ср. наличие или отсутствие тире в зависимости от
указанных условий:
Хлопчатник – важнейшая техническая культура. –
Хлопчатник, как известно, важнейшая техническая
культура (вставлено вводное сочетание).
Кино – самый массовый вид искусства. – Кино попрежнему самый массовый вид искусства (вставлено
наречие).
Кок-сагыз

каучуконос.
каучуконос (вставлен союз).
Декабрь – начало зимы. –
зимы (вставлена частица).

Кок-сагыз
Декабрь
лишь
тоже
начало

12.

4)
если перед
сказуемым стоит относящийся к
нему несогласованный второстепенный
член предложения, например: Степан нам
сосед... (Шолохов);

13.

5)
если сказуемое предшествует
подлежащему (инверсия),
например: Прекрасный человек Иван
Иванович! (Гоголь).
Однако постановка тире в этом
случае подчеркивает интонационное
членение предложения на два состава,
например: Славные люди – соседи
мои! (Некрасов); Хорошая сторона –
Сибирь! (Горький); Психологический
курьез – моя мать (Чехов);

14.

6)
если подлежащее в сочетании со
сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот, например: Грош
цена теории, которая фиксирует одни
шаблоны (С. Голубов).

15. Особые случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым

1. Тире ставится между подлежащим,
выраженным неопределенной формой
глагола, и сказуемым, выраженным
предикативным наречием на -о, если между
главными членами предложения делается
пауза, например: Готовиться к экзаменам –
не так просто (Федин); Уступить –
позорно (В. Тендряков); Это очень
несносно – переезжать (Гончаров).
Но (при отсутствии паузы): Судить человека
в немилости очень легко (Л. Толстой).

16.

2.
Тире ставится перед сказуемым,
выраженным фразеологическим
оборотом, например: И женщина и
мужчина – пятак пара (Чехов); А
крыльцо – дай бог иному князю... (А.Н.
Толстой).

17.

3. При подлежащем, выраженном
местоимением ЭТО, тире ставится или
не ставится в зависимости от
логического выделения подлежащего и
наличия или отсутствия паузы после
него. Ср.:
Это – начало всех начал; Это –
первое выступление актрисы; Это –
одиночество (Чехов);
б)
Это дом Зверкова (Гоголь); Это
сетка для ловли перепелов (Чехов); Это
очень сложная проблема.
а)

18.

4.
Тире обычно не ставится, если подлежащее
выражено личным местоимением, а сказуемое –
именительным
падежом
существительного,
например: ...Я честный человек и никогда не говорю
комплиментов (Чехов); Я ужасно рада, что ты мой
брат (Л. Толстой); Он порча, он чума, он язва
здешних мест (Крылов).
Однако
тире
в
этом
случае
ставится
при
противопоставлении
или
при
логическом
подчеркивании
сказуемого,
например:
Ты

старый
ребенок,
теоретик,
а
я
молодой старик и практик... (Чехов); Я


фабрикант, ты – судовладелец... (Горький); Не я, не
я, а ты – вредоносный элемент (Федин).

19. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Упражнение 1. Найдите грамматические основы. Расставьте знаки
препинания.
1.
Увы, я не пророк (Луговской).
2.
Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора (Блок).
3.
Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь
(Твардовский).
4.
Сто двадцать пять рублей большие деньги (Распутин).
5.
Я как одинокая птица без гнезда (Тургенев).
6.
Писательство не искусство наживы (Асеев).
7.
Критика составляющая часть искусства (А.Н. Толстой).
8.
Я человек не новый (Есенин).
9.

20.

10. Уже мы больше не рабы (Есенин).
11. Луна словно репа, и звёзды фасоль (Прокофьев).
12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха
(Мартынов).
13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным
(Сельвинский).
14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой
стороны (Паустовский).
15. Люди мы самые обычные (Марков).

воздвигнутых гор (Гончаров).

21.

ПРОВЕРКА
УПРАЖНЕНИЯ № 1
1.
Увы, я не пророк
2.
Тишина умирающих злаков – это светлая в мире пора.
3.
Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти– это
высшая честь.
4.
Сто двадцать пять рублей – большие деньги.
5.
Я как одинокая птица без гнезда.
6.
Писательство не искусство наживы.
7.
Критика – составляющая часть искусства.
8.
Я человек не новый.
9.
Язык есть важнейшее средство человеческого общения.

22.

10. Уже мы больше не рабы.
11. Луна словно репа, и звёзды – фасоль.
12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха.
13. Быть счастливым – это ведь и значит не бывать несчастным.
14. Дядя Лёша с семьей не единственные обитатели этой глухой
стороны.
15. Люди мы самые обычные.
16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то
воздвигнутых гор.

23.

Упражнение 2. Выделите грамматические основы предложений.
Расставьте знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие тире в
предложениях.
1.
Живописный народ индийцы (Гончаров).
2.
2. Офицер этот не чета вам (Федин).
3.
3. Одиночество в творчестве тяжёлая штука (Чехов).
4.
Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов).
5.
5. Сон удивительное дело (Тургенев).
6.
6. Конечно, то большое искусство ждать (Соболев).
7.
7. Двадцать лет хорошая вещь (Симонов).
8.
8. Это очень несносно переезжать (Гончаров).
9.
9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов).
10.

24.

11. Без тебя я звезда без света. Без тебя я творец без мира (Брюсов).
12. Пробуждать на борьбу сердца это лучший удел певца (Кондырев).
13. Дело писателя противостоять страданию всеми силами, всем
талантом. Дело художника рождать радость (Паустовский).
14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский).
15. Знать природу своего края, его историю, быт это значит
укоренять в себе любовь к Родине (Никитин).
16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть
она, а нет и не суесловь (Федоров).
17. Я пастух, мои палаты межи зыбистых полей (Есенин).
18. Грустная песня, ты русская боль (Есенин).
19. Я последний поэт деревни (Есенин).
20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

25. ПРОВЕРКА УПРАЖНЕНИЯ 2.

Упражнение 2. Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или
отсутствие тире в предложениях.
1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин).
3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка
(Мартынов). 5. Сон - удивительное дело (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство –
ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно –
переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов).
10. Это дом Зверкова (Чехов).

26.

11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без
мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это
лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя –
противостоять страданию всеми силами, всем талантом.
Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14.
Пейзаж не привеска к прозе и не украшение
(Паустовский). 15. Знать природу своего края, его
историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к
Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как
любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь
(Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых
полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль
(Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20.
Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый
(Пушкин).

27.

Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте,
где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.
1. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади).
2. Ермолай был человек престранного рода (Тургенев).
3. Но в такую большую воду плыть это безумство (Федосеев).
4. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих
состояний дело писателей (Паустовский).
5. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь (Пришвин).
6. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего
их человека (Пришвин).
7. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не
испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но
подавить боязнь (Макаренко).
8. Вишнёвый сад мой (Чехов).

28.

ПРОВЕРКА УПРАЖНЕНИЯ № 3.
1. Учёный без трудов – дерево без плодов.
2. Ермолай был человек престранного рода.
3. Но в такую большую воду плыть – это безумство.
4. Искать и находить причины неясных, но плодотворных
человеческих состояний – дело писателей.
5. Травка – гончая собака, и дело её – гонять дичь.
6. Это их постоянный приём – заходить в спину преследующего
их человека.
7. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды – это
значит
ничего
не
испытывать,
ничего
не
бояться?
Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь.
8. Вишнёвый сад мой.

От Гость >>

Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. 1. Увы, я не пророк (Луговской). 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора (Блок). 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твардовский). 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги (Распутин). 5. Я как одинокая птица без гнезда (Тургенев). 6. Писательство не искусство наживы (Асеев). 7. Критика составляющая часть искусства (А.Н. Толстой). 8. Я человек не новый (Есенин). 9. Поэт поэту есть кунак (Есенин). 10. Уже мы больше не рабы (Есенин). 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль (Прокофьев). 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха (Мартынов). 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сельвинский). 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны (Паустовский). 15. Люди мы самые обычные (Марков). 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров). 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы (Пришвин). 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода (Тургенев). 20. Но в такую большую воду плыть это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей (Паустовский). 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь (Пришвин). 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего их человека (Пришвин). 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь (Макаренко). 25. Вишнёвый сад мой (Чехов).

Помогите с домашнем заданием Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым и обьяснить почему. 1. Увы, я не проро

Помогите с домашнем заданием Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым и обьяснить почему. 1. Увы, я не проророк (Луговской). 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора (Блок). 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твардовский). 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги (Распутин). 5. Я как одинокая птица без гнезда (Тургенев). 6. Писательство не искусство наживы (Асеев). 7. Критика составляющая часть искусства (А.Н. Толстой). 8. Я человек не новый (Есенин). 9. Поэт поэту есть кунак (Есенин). 10. Уже мы больше не рабы (Есенин). 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль (Прокофьев). 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха (Мартынов). 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сельвинский). 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны (Паустовский). 15. Люди мы самые обычные (Марков). 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров). 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы (Пришвин). 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода (Тургенев). 20. Но в такую большую воду плыть это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей (Паустовский). 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь (Пришвин). 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего их человека (Пришвин). 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь (Макаренко). 25. Вишнёвый сад мой (Чехов).

1 ответ 1274 08 Мар 2017 1 рейтинг

Войдите, чтобы оставить свой ответ

Войти Зарегистрироваться

1. Я(подлежащее) не пророк (сказуемое); тире не нужно, потому что между ними "не" 2.Тишина(подлежащее) умирающих злаков- это светлая в мире пора(сказуемое светлая пора) 3. Врага уничтожить- большая заслуга, но друга спасти- это высшая честь (уничтожить - подлежащее, заслуга - сказуемое, спасти - подл, честь - скащуемое) 4. Сто двадцать пять рублей -большие деньги.(тире между подлежащим числителельным и сказуемым существителтным) 5.. Я как одинокая птица без гнезда. (Я- подл, птица - сказуемое) 6.6. Писательство не искусство наживы.(тире не ставится тк есть "не") 7. Критика -составляющая часть искусства.(Критика - подл, часть- сказ) 8. Я человек не новый 10. Уже мы больше не рабы(мы подл, не рабы - сказ; есть "не" поэтому тире не нужно) 11. Луна словно репа, и звёзды -фасоль 12.Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха 13. Быть счастливым- это ведь и значит не бывать несчастным 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны 15. Люди мы самые обычные (Марков) . 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров) . 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы 18. Ученый без трудов- дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода (Турине 20. Но в такую большую воду плыть -это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний- дело писателей (Паустовский). 22. Травка -гончая собака, и дело её гонять -дичь (Пришвин). 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём -заходить в спину преследующего их человека (Пришвин). 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды- это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь (Макаренко) . 25. Вишнёвый сад мой (Чехов)

Задание 1. Распределить предложения в два столбика с тире и без тире, подчеркните грамматическую основу, указать, чем выражены подлежащие и сказуемые.

Дополнительное задание: синтаксический разбор выделенного предложения.

    Простота есть необходимое условие прекрасного. (Л. Толстой)

    Глаза будто вишни.

    Дело художника рождать радость. (К. Паустовский)

    Хороший вкус -это прежде всего чувство меры (К. Паустовский)

    Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

    Облака как причудливые замки.

    Старость не радость.

    Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание 2. Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены подлежащее и сказуемое (надписать над словом)? Устно

    Дедушка стал моим лучшим другом.

    С детских лет путешествия были моим любимым увлечением.

    Поверхность озера словно прозрачное стекло.

    Дубровский был мстителем за поруганную семейную честь.

    Маяковский словно первая скрипка среди футуристов.

Задание 3. Работа в парах. Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания (выделите грамм. основу, определите чем выражены подлежащее и сказуемое).

    Я - ученик.

    Глаза - как небо, голубые…

    Хорошо учиться вот наша задача.

    Пятью пять двадцать пять.

    Герой этого спектакля – я. Прекрасный человек Иван Иванович.

Упражнение 1. Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Упражнение 2. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

1. Увы, я не пророк (Луговской). 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора (Блок). 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твардовский). 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги (Распутин). 5. Я как одинокая птица без гнезда (Тургенев). 6. Писательство не искусство наживы (Асеев). 7. Критика составляющая часть искусства (А.Н. Толстой). 8. Я человек не новый (Есенин). 9. Поэт поэту есть кунак (Есенин). 10. Уже мы больше не рабы (Есенин). 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль (Прокофьев). 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха (Мартынов). 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сельвинский). 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны (Паустовский). 15. Люди мы самые обычные (Марков). 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров). 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы (Пришвин). 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода (Тургенев). 20. Но в такую большую воду плыть это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей (Паустовский). 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь (Пришвин). 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего их человека (Пришвин). 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь (Макаренко). 25. Вишнёвый сад мой (Чехов).

Проверочная работа I вариант

1) Их раздражала жара, пыльный сад санатория, лечебные процедуры - одним словом, всё.

2) На Поганое озеро бабы ходить опасались - около него были какие-то "зеленущие трясины".

3) Солотча - извилистая, неглубокая река.

4) Если задеть рукой или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль - споры кукушкиного льна.

1) Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу.

2) Устройство выставок, конкурсов – всё это проходило через её руки.

3) В серой воде качались отражения пёстро раскрашенных - зелёных, жёлтых и синих - домов на набережной.

4) Ощущение жизни как непрерывной новизны - вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.

Проверочная работа II вариант

1. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Плавание всегда приводит к неизвестной цели - к лесному озеру или к лесной реке, несущей чистую воду над хрящеватым дном.

2) Путь в лесах - это километры тишины, безветрия.

3) От старого времени остался только дряхлый пес - никак не хочет умирать.

4) "Здравствуйте,- писал Вася.- Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам переслать».

2. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника.

2) Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет.

3) Наши руки пахнут дымом и брусникой - этот запах не исчезает неделями.

4) Мещёра - остаток лесного океана.

ТЕСТОВАЯ РАБОТА

1. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

А) Красота есть обещание счастья.

Б) Познание и жизнь неотделимы.

В) Жизнь прожить не поле перейти.

Г) Волк коню не товарищ.

Д) Голова без ума что фонарь без света.

2.Укажите неверное утверждение.

Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке:

А) ставится, если перед сказуемым стоят слова это, значит, вот;

Б) не ставится, если перед сказуемым стоят слова будто, словно, как;

В) ставится, если перед сказуемым стоит частица не;

Г) может ставиться, если подлежащее – личное местоимение.

3.Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

А) Знание это сила.

Б) Умный смех как прекрасный источник энергии.

В) Эти равнины словно бескрайнее море.

Г) Бедность не порок.

Д) Я всем чужой.

Е) Байкал самое глубокое озеро на планете.

Работа в группах «Интеллектуальный тир» (по карточкам).

Задания для 1 группы. Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

1) Наша задача переплыть этот пролив.

2) Книга есть верный, бескорыстный друг.

3) речь это способ общения между людьми.

4) Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.

5) Попытаться помочь каждому пациенту долг врача.

6) Он просто мой хороший знакомый.

Задания для 2 группы. Отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.

    Жизнь человека – чудо из чудес.

    Мир – это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.

    Судьбы людей - как истории планет.

    Грустить о прошлом – скучная работа.

    Лес – точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.

    Я ему – не враг .

Задания для 3 группы. Отметь предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить тире.

    Наука _ это неустанная многовековая работа мысли. _ значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать.

    1. Ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.

      Не ставится тире, так как подлежащее выражено неопределённой формой глагола, а сказуемое – глаголом значит.

      Не ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.

Упражнение 10. Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве - тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело - сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство - ждать (Соболев). 7. Двадцать лет - хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно - переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я - звезда без света. Без тебя я - творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца - это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя - противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника - рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт - это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет - и не суесловь (Федоров). 17. Я - пастух, мои палаты - межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты - русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Упражнение 11. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

1. Увы, я не пророк (Луговской). 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора (Блок). 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твардовский). 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги (Распутин). 5. Я как одинокая птица без гнезда (Тургенев). 6. Писательство не искусство наживы (Асеев). 7. Критика составляющая часть искусства (А.Н. Толстой). 8. Я человек не новый (Есенин). 9. Поэт поэту есть кунак (Есенин). 10. Уже мы больше не рабы (Есенин). 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль (Прокофьев). 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха (Мартынов). 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сельвинский). 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны (Паустовский). 15. Люди мы самые обычные (Марков). 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров). 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы (Пришвин). 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода (Тургенев). 20. Но в такую большую воду плыть это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей (Паустовский). 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь (Пришвин). 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего их человека (Пришвин). 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь (Макаренко). 25. Вишнёвый сад мой (Чехов).