Что такое эпифора? Примеры употребления Эпифора примеры из художественной.

Эпифора [греч. epiphora – повторение, добавление] – стилистическая фигура, противоположная анафоре: одинаковая концовка нескольких подряд идущих предложений.

Повторение в конце отрезка речи одного и того же слова (лексическая эпифора), формы слова (грамматическая эпифора) или синонимичного слова (семантическая эпифора). Лексическая эпифора употребляется сравнительно редко. ("Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики", Н. В. Гоголь); остальные – довольно часто ("под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конец копия въскръмлени...", "Слово о полку Игореве"). В стихах грамматическая эпифора дает простую рифму, а лексическая – редкую "тавтологическую рифму" .

Пример лексической эпифоры из стихотворения А.С.Пушкина "Храни меня, мой талисман":

Пример эпифоры в отрывке из поэмы Р.Рождественского "Реквием":

* Тавтологическая рифма – повторение в конце стихотворных строк в известном порядке одного и того же слова или нескольких одинаковых слов, заменяющих собой рифмы и тем самым определяющих строфическое строение стиха.
Все мое, сказало злато ;
Все мое, сказал булат .
Все куплю, сказало злато ;
Все возьму, сказал булат .
(А. Пушкин)

Русский язык, являясь богатейшим кладезем возможностей применения разнообразнейших стилистических фигур, предлагает истинным ценителям шанс попрактиковаться в применении одной или нескольких в рамках небольшой статьи. Попробуем рассмотреть такой интересный элемент, как эпифора. Примеры из литературы также обязательно разберем, чтобы понять, как это явление языка можно использовать во благо себе и окружающим.

Определение

Начнем с главного - дадим определение. Эпифора - это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что в конце смежных отрезков речи используются одинаковые слова или их сочетания. Простейшие примеры эпифоры можно встретить в первую очередь в поэзии.

Поэтические зарисовки

Очевидно, само рифмование может стать таковым, когда строчки какого-нибудь детского стишка заканчиваются одинаковыми слогами. Таким образом, мы получаем частный случай эпифоры. И чтобы не ходить далеко, вот небольшой шедевр подобного стихосложения:

Зорок взгляд совиный,
Видит след звериный.
Тонок слух совиный,
Слышит писк мышиный.

Конечно, примеры эпифоры могут быть намного сложнее, и мы рассмотрим один такой в исполнении Марины Цветаевой.

Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!

Вот она - явная эпифора.

Примеры прозаические

Однако не только творцы поэтического умонастроения грешны использованием этой фигуры. В прозе сплошь и рядом встречаются отголоски необычной ритмики, привносимой в язык использованием такого интересного явления, как эпифора. Примеры встречаются даже у таких серьезных, казалось бы, людей, как Ницше. Что далеко ходить, вспомним знаменитого Заратустру и его каленым железом повторяемое «так проповедовало безумие».

Или взять гоголевские фестончики, тоже представляющие собой яркий экземпляр этой стилистической фигуры. Словом, примеры эпифоры попадаются в литературных источниках с завидной периодичностью.

Анафора

Начав разговор об эпифоре, не следует забывать и о ее противоположности, о таком замечательном явлении языка, как анафора. Опять же не забудем дать определение употребляемому термину. Анафора — это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что повторение звуков, слов или их сочетаний теперь приходится на начало ритмических элементов. Конечно же, обычно это строки стихотворных произведений. То есть опять же поэзия является наиболее частой мишенью для использования данной структуры усиления ритмики, однако попадаются случаи применения в прозе.

Чтобы не отставать от начала статьи, рассмотрим примеры и для анафоры. И в качестве подопытного возьмем Фета с его весенней радостью. Напомним:

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света...

Яркий пример так называемой лексической анафоры.

В мире стилистических фигур оба элемента являются ярким примером антиподов. И анафора, и эпифора, примеры которых мы галопом по Европам рассмотрели в рамках этой небольшой статьи, являются важнейшими элементами любого языка, склонного к обогащению за счет использования стилистических фигур. Русский, конечно же, не является исключением и предлагает свой великолепный инструментарий для движения в означенном направлении.

Применение эпифоры

Настало время разобраться, как сие богатство можно применять в обычной жизни. Конечно, если читатель лишь понаслышке знаком с писательским ремеслом, а уж тем более со складыванием слов в вирши, то ему едва ли просто будет справиться с подобной задачей практического использования стилистических фигур вроде анафоры или эпифоры. Однако не следует забывать о том, что наше обыденное общение состоит из обмена идеями, складывающимися из все тех же слов. А что можно делать со словами, кроме как складывать их в предложения?

Поэтому явным и самым простым применением любых стилистических фигур является, конечно же, обогащение культуры речи человека, пользующегося этими элементами. А значит, примеры эпифоры и анафоры, а также их использования в обыденной речи являются вполне приемлемыми с точки зрения выбора в качестве предмета рассмотрения в неспециальном труде на тему подобной статьи.

Заключение

Подытожить все вышесказанное хотелось бы пожеланием для дорогого читателя знать не только теоретическую подоплеку и таким образом понимать, что, вообще, происходит в его родном языке, но и действительно применять различные инструменты обогащения его речи за счет использования стилистических фигур и не только. Поскольку запас этого добра по-настоящему поражает даже самое буйное воображение.

Ведь если задаться целью хотя бы просто разобраться только в фигурах и тропах, представляющих невероятный инструментарий возможностей работы, можно не только пополнить свой словарный запас и эрудицию, но и дать мощный толчок к пониманию действительного богатства и могущества родного и великого, так скудно используемого русского языка.

Русский язык полон сюрпризов. Тот, кто столкнётся с термином «эпифора» может сразу и не понять, к чему он относится и что означает.

У термина есть понятное определение – это лингвистический приём повторения одинаковых звуков или слов в конце смысловых единиц: строк, предложений. Иногда эпифора помещается внутрь предложения. Её также называют «стилистической фигурой». Это особенное построение фразы, при котором происходит некоторое усиление смысла или интонации говорящего. Иногда таким образом передаётся оттенок собственного отношения к описываемому предмету или явлению.

Литературный приём в поэзии

Интересно то, что этот лексический приём чаще всего является литературным , а в разговорной речи используется гораздо реже эпифора. Определение термина говорит о том, что речь иногда украшается повторением слов и сочетаний звуков для усиления эмоциональности и экспрессии.

Чаще всего данную стилистическую фигуру применяют поэты , реже – прозаики и публицисты. Пора привести примеры эпифоры, чтобы дальнейшее повествование было более конкретизированным.

Я знаю точно, абсолютно точно,

Что нам с тобой не стоит говорить.

Уж коль расстались связь была непрочной,

Не прочной, а порочной, может быть…

Тут присутствует игра слов – эпифора в начале усиливает чувство уверенности , а в конце блуждает частица «не», показывая раздумья и воспоминания, навеянные разговором. Такую эпифору можно назвать «единоконечием».

Грамматическая эпифора

В случае когда в конце строк звучит повтор одинаковых звуков, это по своей сути есть идеальная рифма , что является определением эпифоры грамматической.

А в полях такая благодать,

Что словами всё не передать!

И прохладой манит древний лес,

Так, что вольный дух во мне воскрес.

Данную стилистическую фигуру с большим удовольствием используют современные поэты так же, как её прежде использовали классики.

Лексическая эпифора

Лексической эпифора является в случае неоднократного повторения слов в окончаниях строк . Если переводить буквально, термин «epiphora» означает принесение, прибавление. Слово пришло из древнегреческого языка. Приём идеален для написания, например, песен. В их куплетах часто, а особенно в припевах, повторяются одни и те же фразы. Например такие: «давным-давно», «полным-полно», «чудо-остров» и другие.

Риторическая эпифора

Она в основном встречается в поэзии. Определение эпифоры риторической: повтор катренов в стихотворении . Многие авторы любят первое четверостишие стиха взять за основу последнего. Оно звучит без изменений либо с некоторыми смысловыми перемещениями. Это красиво и логично завершает стихотворное повествование.

Эпосу обычно свойственна риторика. Издревле приём риторической эпифоры украшал сказания, легенды, сказы: «волей-неволей», «долго ли, коротко ли», «жили-были» и другие.

Эпифора в прозе

Самым ярким примером в классике являются «фестончики» Гоголя. Он в своей знаменитой фразе повторил одно слово семь раз! Подражая классику можно воспроизвести подобную конструкцию: «мобильники, везде мобильники: мобильники для звонков, мобильники для фотографирования, мобильники как магнитофон, мобильники как украшение, у всех мобильники, всюду мобильники». Из фразы, построенной подобным образом, становится понятно, что мобильные телефоны очень автора раздражают, эта эмоция усилена многократным повторением.

Или представьте себе человека, говорящего вам: «Ты сможешь, ты обязательно сможешь всё преодолеть!» Таким повтором можно заменить более длинную пламенную речь типа: «Я верю в тебя и в твои силы достаточно сильно, думаю, что тебе удастся преодолеть возникшие трудности в твоей жизни!» Более лаконичен первый вариант и окрашен эмоционально гораздо сильнее.

Приведём некоторые примеры из художественной литературы.

Анафора

Противоположностью эпифоре в литературе является анафора . Этот приём, как антоним отличается другой особенностью – повторением одинаковых слов и звуковых сочетаний (морфем) в начале предложений или строк стихотворения . Анафора бывает: звуковая, морфемная, лексическая и синтаксическая.

  1. Рассмотрим пример звуковой анафоры. Здесь повторяются одинаковые звуковые сочетания: «Убоялся ты свой выбор сделать, у большого камня на дороге?»
  2. В морфемной анафоре в начале строк идут повторы одних частей слова: «Гроз не буду сторониться, грозных ливней не боюсь!»
  3. Лексическая анафора – наиболее простая в русском языке, в ней идёт прямое повторение слов в начале строк или предложений: «Я буду жить в ладу с душою, я буду искренним с собой.»
  4. У синтаксической анафоры особенностью является повторение конструкций: «Хотелось бы со всеми ладить, имелось бы что передать, желалось бы прощать не глядя, умелось бы всё забывать…»

Итак, мы рассмотрели значение и примеры эпифоры. Исходя из всего вышесказанного, хочется дать своё, новое определение: эпифора – это особенная фигура речи, акцентирующая внимание на эмоционально-экспрессивной окраске текста.

Благодаря подобным приёмам (эпифора и анафора) можно достаточно легко украсить свою речь, сделать её более «живой» и искренней.

В переводе с греческого эпифора - это «повторение, прибавление, напор». повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках можно ярко продемонстрировать простой рифмой. Это - грамматическая эпифора. Примеры её часто встречаются в детских стихах:

На балконе дружно жили

Мак, нарцисс. Они дружили.

Иногда с целью подчеркивания важности какого-то одного слова или словосочетания его повторяют в конце строфы или строк, образуя так называемую тавтологическую рифму. Это - лексическая эпифора. Примеры - стихи:

Моему сыночку на восемнадцатилетие

Самый милый, любимый, родной,

Мой зайчонок, Ежулька-лапуля!

Он забавный, такой смешной -

Моя крошечка, мой сынуля!

И Ежулькой давно не зову я -

Головою - под потолок!

Стал Ежищей вихрастый сынуля…

Скоро взрослым уж станет совсем…

И не скажет, как прежде: «Мамуля!»

Но - придёт навестить, и я всем

Его гордо представлю: «Сынуля!»

Очень часто используется риторическая эпифора. Примеры этого приёма можно встретить в песнях, особенно часто - в русских народных. Детская песенка про двух гусей прекрасно демонстрирует его своими незабвенными строчками: «Один - серый, другой - белый, два весёлых гуся», а также стихи Юлии Друниной «Ты рядом».

Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще - повторяются дословно. Это также риторическая эпифора. Примеры- стихи той же Ю. Друниной «Есть время любить».

Начинаются они со слов: «Есть время любить, есть - писать о любви», а в конце эти строки повторяются с небольшим изменением: вместо слова «писать» автор использует глагол «читать».

Часто в прозе авторы хотят подчеркнуть значимость какого-то одного момента, эпизода, предмета. Тогда художник слова использует повтор эпизода или одной какой-то фразы, отрывка. Примеры эпифоры представлены в данной миниатюре.

«Баркарола» Чайковского

О чём поёт ей «Баркарола»? О море, о любви, о надежде, о горе… Она сама будто растворяется в музыке, переживая всё заново… Уже в который раз…

Нарастающий шум приближающейся волны, негромкий удар воды о берег и тихое шуршание обратного бега… И вот уже новая волна начинает набирать силу, накатывает на берег!

Море - большое, тёплое, ласковое. И на берегу они вдвоём с Максом - таким родным, таким любимым… И волны… Волны?! Они же предупреждали о несчастье! Они хотели сказать, что… но не умели говорить понятнее!

Обратный путь. Макс за рулём. Насвистывает весёлую мелодию. Вот он нажал на тормоза и опустил голову на сложенные на руле руки. Всё…

Она вдруг догадалась, что произошло непоправимое, закричала, стала поворачивать к себе его лицо! Потом ей стало понятно, что это - всё.

И разом для неё исчезли все звуки, словно уши заложило ватой. Она ничего не понимала, только всё слышала снова и снова нарастающий шум приближающейся волны… Негромкий удар воды о берег… Тихое шуршание обратного бега…

Она закончила игру. Опустила на колени руки. Встала перед притихшим, словно пустым залом. Молча поклонилась в пустоту и тишину. И вдруг…

Зал взорвался аплодисментами! А она стояла перед ним, маленькая, потерянная, с мокрыми дорожками слёз на щеках. И ничего не слышала…

А в ушах всё не смолкал нарастающий шум приближающейся волны, негромкий удар воды о берег и тихое шуршание обратного бега… И на берегу они… Вдвоём… С Максом… Таким родным, таким любимым!

Эпифора (литература)

Примеры использования

«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.» (Н. В. Гоголь)

Лес не тот!
- Куст не тот!
- Дрозд не тот! (М. Цветаева)

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!" (А. Блок).

Ссылки

  • Квятковский А. П. Поэтический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1966.
  • Гаспаров М. Л. Эпифора// Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 513.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эпифора (литература)" в других словарях:

    Эпифора: В Викисловаре есть статья «эпифора» Эпифора (риторика) риторическая фигура. Эпифора (литература) стилистическая фигура повторения окончаний смежных стихов или фраз (или единоокончание). Эпифора (медицина) заболевание системы… … Википедия

    - (греч. epiphora – добавка), стилистическая фигура, соединяющая лексическим повтором концы речевых рядов: «Потому что обратили в лошадь добродетельного человека потому что изморили добродетельного человека потому что лицемерно призывают… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Параллелизм. Параллелизм (др. греч. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и… … Википедия

    Определение. Е. (от греческого evangelion в переводе «благая весть») термин, прилагаемый теперь почти исключительно к четырем так называемым «каноническим» Е., т. е. принятым христианской церковью в качестве единственно подлинного рассказа об… … Литературная энциклопедия