Как живут люди в монголии. Невзрачные снаружи - потрясающие внутри: великолепные юрты кочевых народов Священное и почетное место в монгольской юрте

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Монголия – как много в этом слове. Воображение сразу же рисует картину: простирается бескрайняя степь, слышится топот копыт, а вдалеке виднеется уютный круглый домик, из которого вверх бежит струйка дыма. Эта статья расскажет про устройство монгольской юрты – как она выглядит, из чего изготавливается, как расставляется мебель и утварь.

Также вы узнаете, где находится мужская часть, а где – женская, когда наступает час тигра, как определить время в юрте без часов и как оказаться желанным гостем, почувствовав на себе радушие монголов.

Что такое монгольская юрта и как она выглядит

Великие путешественники истории – выходцы из Европы, такие как Марко Поло, Вильгельм де Рубрук, в своих поездках через Монголию встречались с целыми кочующими городами и бесконечно ими поражались.

Рубрук вспоминал:

«Дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы

В это трудно поверить, но даже сейчас, в эпоху интернета, трансатлантических корпораций и квартир в высоченных многоэтажках, большинство населения Монголии живет в юртах. Жители Улан-Батора – современного мегаполиса – и те испытывают непоколебимую любовь к юртам, и поэтому даже в городах есть целые кварталы, где люди живут в этих компактных домиках.

Сельские жители же который век живут по неизменным традициям. Они, гонимые погодой и состоянием пастбищ, с весны до осени кочуют с места на место. Иногда приходится перебираться по несколько раз в месяц.

Но это не составляет для них труда, ведь два человека могут с легкостью разобрать и так же легко и быстро собрать юрту или, как они сами ее называют, гэр. Эта конструкция может поместиться на двух верблюдах, а мебель и весь остальной скарб – на повозке, запряженной быком.

Своей прочностью и одновременной легкостью гэр обязан материалам, из которых изготавливается: дереву для каркаса, войлоку и коже. Деревянный каркас состоит из нескольких решетчатых стен — хан. От количества этих стен зависят размеры юрты.

Их может быть 6 или 8 – тогда это гэр среднего размера. А если стен 12, то это большой гэр, который, скорее всего, принадлежит зажиточному хозяину.

Наверху, в центре, устанавливается дымовое отверстие – тооно. Через него выходит наружу дым и проходит солнечный свет, ведь окон нет. Тооно соединяется со стенами специальными жердочками – уни. В итоге получается крыша в виде конуса.


Весь каркас сверху накрывают полотнами из войлока: летом – в один слой, зимой – в два – после чего обматывают веревками из кожи или конского волоса. Это делается для устойчивости конструкции, которая постоянно подвергается набегам порывистых степных ветров.

Юрта: взгляд изнутри

Монгольские гэры поддаются одной простой закономерности: их вход всегда находится на юге. Это делается не из-за каких-то древних суеверий, а из соображений практичности.

Дело в том, что вплоть до начала XX монголы не использовали наручные часы или будильники. Для них дом – это универсальные солнечные часы. Благодаря стенам особенного строения всегда можно было безошибочно определить время.

Самое почетное место внутри юрты – это север, прямо напротив входа. Здесь стоит алтарь с самым драгоценным: скульптуры богов из позолоты, серебра или меди, их изображения, лампады и другая религиозная атрибутика. Здесь же принимают самых важных гостей.


Западная сторона, которая находится слева от двери, традиционно считается мужской. Здесь располагается кровать хозяина дома и его жены, а также предметы, необходимые для истинно мужских занятий: снаряжение для охоты, седла, упряжки для скота, бурдюки для кумыса.

Справа от двери, на востоке, – женская сторона. Тут стоит кровать старшей незамужней женщины в семье (это может быть сестра или дочь главы семейства), около входа – мебель с кухонной утварью, посудой, ведрами, едой и другими вещами, которые использует женщина в домашнем хозяйстве.

Самое уютное и теплое во всех смыслах слова место в – в центре. Здесь находится очаг, печь, вокруг которого собираются все члены семьи. Он для всех имеет сакральный смысл, а три больших камня, которые составляют его первоочередную основу кочуют вместе с хозяевами и устанавливаются первыми при каждом перемещении.


Кроме этого, в юрте гармонично расставляют остальные кровати, шкафы, буфет, умывальник, сундуки, столы. На пол стелются ковры из войлока, специальные коврики или низкие стулья для сидения, а все внутреннее убранство пестрит необычными деталями, которые присущи именно монгольскому жилищу.

Изделия из шерсти и яркой ткани, вышивка, оригинальные орнаменты, плетеные вещицы – все это часто хозяйка делала своими руками, чем привносила неповторимый уют и самобытность в дом.

Обеспеченные люди могут иметь не один гэр. Рядом с домом хозяина могут находиться юрты, например, для гостей или новобрачных. Их жилища отличались безупречным белым войлочным покрытием, пышным внутренним убранством, богатыми коврами, более изящной посудой.

Интересно, что монголы с особенной трепетной любовью относятся к животным, настоящим и мифическим. Они даже определенные часы и соответствующие им стороны света, а значит – юрты, называют в честь животных.

Настал час зайца – восточная сторона (6 утра), а, значит, пора выгонять скот на пастбище. Его сменил дракон (8 утра), и время вскипятить молоко и начинать уборку. И так целый день, пока не придет время курицы (18 часов) – момент дойки, после которого можно было отдохнуть до следующего часа тигра (4 утра).


В гости к монголам: как правильно себя вести

Монголы – удивительно приветливый и гостеприимный народ. Они, услышав даже неожиданных гостей, готовы бросить все дела и сломя голову кинуться им навстречу. Но если вы споткнетесь о порог, все радушие хозяев мигом пропадет – издревле считалось, что это удел человека с плохими намерениями.

И это не пережитки прошлого, некоторые правила стоит помнить даже сейчас, когда собираешься войти в монгольскую юрту:

  • Оружие нужно оставлять за порогом, а нож доставать из ножен.
  • Прикоснуться к притолоке двери правой рукой – показатель благих намерений.
  • Не принято входить не просто без спроса хозяев, а даже тихо, неслышно – обязательно стоит известить их о своем приходе.
  • Порог – важная часть. Через него нельзя здороваться, разговаривать, на него нельзя наступать, там нельзя сидеть. Сначала нужно просунуть голову, а потом переступить через порог.
  • Не следует заносить пустую посуду, предметы для работы на земле и вообще какую-то поклажу.
  • Нельзя выносить или давать кому-то огонь из очага или молоко – считается, что так может уйти счастье.
  • Так же, как и в русском суеверии, запрещается свистеть в доме – это действует как призыв демонов и прочих нечистых сил.
  • Не стоит делать фото без разрешения хозяев.

Даже если какие-то правила поведения гостей могут показаться бессмысленными, смешными или нелепыми, стоит чтить традиции другой нации, уважать ее культуру – ведь именно в этом заключается взаимопонимание и дружба народов.

Заключение

Для монголов юрта – это их маленький мир. Тут они рождаются и умирают, тут есть мужское и женское начало, тут тигр начинает, а курица заканчивает их день, тут они принимают гостей и делят горести и радости с родными возле семейного очага.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Итак, Монголия. Сначала и не думала заворачивать в эту страну. Решили ехать на Байкал, с иркутской стороны, соответственно. Потом к Байкалу плавно приплюсовали Бурятию (и не пожалели ни разу!), а потом я рассмотрела, что с Улан-Удэ не так далеко и до Улан-Батора! Не далеко - это 500 километров.


Выбор подтвердился окончательно, когда стала искать виды транспортировки из Улан-Удэ в Монголию, и нашла рейс монгольских авиалиний. Летает он несколько раз в неделю. Еще есть поезд, также пару раз в неделю. Причем, цена на самолет и поезд практически одна и та же - 5000 руб., плюс/минус. Только вот самолетом доберетесь за 1,5 часа, а поезд плетётся 14,5 часов. Мы сделали так: в Улан-Батор полетели самолетом, а обратно - поездом. Во-первых, так было удобнее по датам и времени, а во-вторых, ни капли не пожалели, выбрав поезд, потому что виды за окном были потрясающие.
Монголии я побаивалась, честно сказать. Знала о ней несколько отдалённых фактов: степи, степи, большая территория, мало жителей, большинство из которых - кочевники, лошади, Улан-Батор - самая холодная столица мира, и то, что один мой знакомый ездил туда охотиться с монголами. С таким набором я бы, наверно, ещё долго не выбрала Монголию как объект посещения. Ещё казалось, что вот сейчас выйду из аэропорта, а там - коровы какие-нибудь ходят, гужевые повозки с лошадьми, монголы в национальных одеждах, ни одного магазина, и вот она, я...
Но, каково было удивление, что сначала встретила в аэропорту огромную толпу туристов из Южной Кореи (уже, думаю, не одни тут будем:), а потом нас вёз очень даже симпатичный, модный, молодой монгол, и не на гужевой повозке, а на вполне хорошем авто. Да и музыка в машине играла приятная.


Аэропорт имени, конечно же, Чингисхана!

В общем - выдохнула. Ещё больше расслабилась, когда заселились в отель - вот уж действительно, это вам не сибирский сервис - номер оказался просто огромный! И воду питьевую не забыли, и все принадлежности на месте, и даже печеньки в качестве комплимента. Вот, думаю, тебе и монголы!

В Монголии у нас была местная гид - Болор, вместе с которой мы и начали изучение страны. Болор хорошо знает русский язык, так как училась в школе при российском посольстве. Хотя это, скорее, исключение. Русский язык в Монголии не знают, общение с туристами - на английском либо «на пальцах». Туристов, кстати, не мало. Особенно много корейцев. Так и не поняла с чем это связано. Очень много корейских ресторанов, кафе, и чуть ли не несколько рейсов в день прилетает из Сеула. Есть туристы из Китая, но больше, так называемых, внутренних монголов. Это те же самые монголы, которые живут обособленно на китайской территории, граничащей с Монголией. Естественно, китайцам такое соседство сто лет не нужно, и притесняют несчастных всеми способами. Русских туристов совсем не много. Видимо, это связано с очень дорогими рейсами из Москвы в Улан-Батор: летает Аэрофлот, билет в оба конца стоит примерно 50 000 руб., а также, возможно, с отсутствием туристических программ в данную страну.

Так вот, начали мы непосредственное знакомство с Улан-Батором с ресторана с буддийского монастыря Гандан (основной религией в Монголии является тибетский буддизм) - это крупнейший монастырь в Монголии.


Монастырь Гандан


А вот и монголы.

Идет молебен. Внутри снимать нельзя.

Большая чаша с благовониями. Купила для себя маленькую в Бурятии, теперь жгу дома.


Далее отправились на вершину Зайсан-Толгой. Сей мемориал символизирует память о поддержке Красной Армией монгольской революции и победе при Халкин-Голе.

Вместе с тем сюда стоит подняться, главным образом, ради панорамного вида на Улан-Батор.


Внизу хорошо видны юрты. Они жилые.








Улан-Батор - самая холодная столица мира. Среднегодовая температура –0,4 °C.

Сад Будды был, к сожалению, закрыт на реконструкцию (большая золотая статуя Будды находится именно там), и мы отправились во Дворец Богдо-Хана. Атмосферное место, где можно немного прикоснуться к истории и культуре Монголии.

Золотой Будда.


Дворец Богдо-Хана.

Главная площадь Улан-Батора носит имя крупнейшего монгольского революционера и руководителя - Сухэ-Батора. Её вы не упустите из вида, ведь площадь просто огромная. Не удивительно, что она входит в десятку самых больших площадей мира. Есть очень милая традиция - каждые выходные на этой площади собираются одноклассники, окончившие школу, для встречи. О дате встречи, конечно, договариваются заранее, а место всегда одно и то же - площадь Сухэ-Батора. Есть и еще одна традиция - это фото с Чингисханом. Статуя сидящего Чингисхана тоже находится на этой площади.


Площадь Сухэ-Батора.




Одноклассники)

Побывали мы и в Национальном историческом музее. Я не большой любитель подобных музеев, всё больше люблю изучать страну, так сказать, живьем, но музей оказался интересный.

Закончили первый день в Улан-Баторе концертом народного фольклора. Вот это действо, считаю, пропускать нельзя. Одно выступление с горловым пением чего стоит! Пожалуй, такого я не слышала, уж вживую - точно. Да, на концерт советую прийти заранее, чтобы занять хорошие места (билеты продаются без мест), иначе потом вас атакуют со всех сторон корейцы и придется ютиться где попало.

В общем, первый день прошел на одном дыхании, класс! Идем в корейский ресторан! Ну, а где ещё в ближайшее время попадешь в хороший корейский ресторан? Сходите обязательно. Многое есть было невозможно, потом всё внутри, да и снаружи, горело, но мы сходили))


Вечерняя площадь.

Тугрики.

День второй. Улан-Батор, кстати, переводится с монгольского как Красный богатырь. Красиво. Второй день мы провели за пределами Улан-Батора. Сначала отправились к самой большой статуе Чингисхана, она же - крупнейшая конная статуя в мире. Путь к ней - примерно 60 км. Статую сделали на деньги местного бизнесмена. Там же есть музей, магазинчики сувениров, кафешка. На голове лошади располагается смотровая площадка. Добраться туда можно на лифте, но советую пройтись по лестнице, так как очень много людей и лифт ждать долго. Сама статуя 40 метров в высоту, была открыта в 2008 году. Территория ещё достраивается. Говорят, в ближайшем будущем там появится много всего интересного - юрты для туристов, гольф-клуб, тематический парк, открытий театр и другое.



Внутренние монголы. Путешествуют всегда организованными группами.


Вид сверху.

Далее наш путь пролегал в Национальный парк Тэрэлж. О данном парке я ранее не слышала, поэтому ехала без особого воодушевления. И вновь Монголия меня удивила! Какая красота открылась взору! Природа Монголии - как она есть. Оказалось, что Монголия - это далеко не одни степи, степи. Это и горы различных причудливых форм, и красивый ландшафт местности, и речушки, и леса и ещё много чего, что менее чем за 4 дня увидеть не удалось(


Национальный парк Тэрэлж.




Гора "Черепаха".

На территории парка расположено очень много туристических баз. Мне особо приглянулась вот эта.


Юрты для туристов.




В этих юртах захотелось переночевать хоть бы одну ночку! Так что, у кого будет возможность - не упустите шанс. В том же парке Тэрэлж есть Буддийский медитационный центр Арьяабал. Подъём туда занимает минут 20-30, но оно того стоит. Вид сверху просто улётный. Медитировать да и только! И вообще, за эту поездку на буддийские территории нашей Бурятии и Монголии я как-то, неожиданно для себя, прониклась буддизмом. Приятно это всё у них, по мне.



Путь к медитации.


Жить надо высоко, душою звезд касаясь!

Самым колоритным местом за всю поездку считаю заход в гости к настоящей семье кочевников, в настоящую юрту. Да, не в эту красивую и ухоженную, как в парке, для туристов. Причем, заход в гости был такой: Болор сказала, что любая семья кочевников обязана принять путника, который постучался к ним. Собственно, мы и зарулили в ближайшую юрту вдоль дороги. Семья оказалась казахская. Кочевники обычно обитают в одной и той же местности, то есть не уходят далеко от дома. Но поговаривают, что бывают случаи непреднамеренного перехода границы кочевниками из Казахстана и Китая в Монголию и наоборот. Современные кочевники пользуются многими благами цивилизации - есть у них автомобили, сотовые телефоны и т.д. Когда нужно переехать на другое место - юрту быстренько складывают в багажник, а на новом месте быстренько раскладывают. Юрты в Монголии повсюду, это очень удобное жилье для кочевников в условиях здешнего климата. В Улан-Баторе до сих пор есть целый район с юртами. И как правительство не пытается заманить жителей в квартиры - монголы держатся за свои юрты до последнего! В отличие от той же Бурятии, где в юртах уже практически не живут, даже в деревнях, в Монголии и в деревнях живут, и в городах. Монголия - это островок доподлинной аутентичности. Это приятно, интересно.

Вернемся к казахам-кочевникам. Зашли мы в юрту, сели на кровать, ждем угощения. В юрте живет, вроде как, трое взрослых и двое детей. Скажу сразу - по достижении школьного возраста кочевники отдают детей в школы. Детей монголы очень любят. Стараются дать получше образование, возможность изучать языки, балуют подарками. Обстановка в юрте такая: посередине стоит печка для варки еды, труба выходит на улицу, 2 кровати, полочки, табуреточки, посуда, также стоит чан с кумысом (кисломолочный напиток из кобыльего молока, настаивается несколько дней). За кумысом мы и зашли. Кочевники живут, кроме прочего, на доходы от продажи кумыса. Ну что, попробовали - кумыс прикольный, кисленький, жидкий, похож отдаленно на кефир обезжиренный. Оставили за гостеприимство и кумыс денежку, но это не обязательно. Каждый кочевник примет путника, накормит и обогреет совершенно бесплатно. Монголия - край суровый, особенного зимой.

Чан с кумысом.

Жилая юрта.

Кумыс.


Традиционное занятие монголов - скотоводство.



Двугорбый верблюд мало где обитает на Земле. Монголия - одно из таких мест.

К большому сожалению, не удалось увидеть пустыню Гоби. Уж слишком далеко она от Улан-Батора, и слишком мало времени было. Но ради неё, в том числе, я вернусь в Монголию ещё раз.

Передвигались мы везде на заранее заказанном авто. Однако могу сказать, что такси относительно не дорогое, но опять же, многие таксисты говорят только на монгольском. Есть междугородний транспорт, автовокзал. Ехать в Монголию, всё же, лучше в теплое время года.

Монгол Шуудан переводится как Монгольская почта.

Монголы живут не богато, но как-то на жизнь не жалуются. Может, потому что буддисты). Отдельно нужно сказать о кухне Монголии. Кухня - это сплошные блюда из мяса - буузы, хушуры, цуйван. В общем, для меня, как человека, который уже 2 года не ест мясо и не собирается - нужно было потрудиться, чтобы выбрать что-то национальное и не мясное. Но меня не проведешь - я и буузы нашла с овощами, и цуйван с морепродуктами. Да - все ржали)) но всё же! Национальные блюда схожи с бурятскими. Буряты и монголы вообще как единый народ. В 20 - 30-е годы 20 века было даже национальное движение за объединение Монголии и Бурятии. Из напитков меня покорил монгольских чай. Чаем это, конечно, уже сложно назвать. Мешанина жуткая. Это одновременно и суп, и второе блюдо, и десерт, но вкусно, согревает и как-то успокаивает. Мне настолько понравился, что хапнула потом в магазине огромный пакет этого чая. Теперь, когда навожу и пью его - вспоминаю радушную Монголию. Состав примерно такой - настой трав (или китайский зеленый чай), крупа, соль, молоко, масло сливочное. Можно и буузы туда кинуть, не шутка) Ну а что - быстро и питательно.


Овощные буузы.


Знаменитый чай!

Путешествие заканчивается, пора домой, через Улан-Удэ. Болор отлично говорит по-русски, но ни разу не была в России. Мечтает поехать в Москву, причем в Москву и только в Москву) Болор, желаю тебе скорее осуществить эту мечту!) А частичку моей души Монголия забрала навсегда, определённо..

Юрта (гэр) – традиционное монгольское жилище. До народной революции в Монголии (1921-1924) в юртах жила основная часть населения. И сейчас юрты широко распространены, особенно среди сельских жителей. Ведь монголы всегда были скотоводами-кочевниками и остаются ими до сих пор. Многие из них живут в юртах, не относясь к какому-либо населенному пункту и не имея прописки. Однако юрты также распространены и в городах и даже в столице Улан-Баторе.


Устройство монгольской юрты

Войлочная юрта идеально подходит для кочевой жизни. Ее можно свернуть примерно за час и перевести с помощью простого транспорта на новое место. Разворачивается юрта также быстро.

Состоит юрта из деревянного остова и войлочного покрытия (иногда в два слоя), поверх которого может быть намотана ткань для защиты войлока от дождя и снега. Юрта может иметь подпорки внутри, а вся ее конструкция стягивается вокруг поясами, которые закрепляются по бокам двери.


Раньше вход делали из стеганного войлока, сейчас в основном используют двери. В зимнее холодное время к входу могут пристроить теплый деревянный тамбур. Окон в юрте нет, свет в жилище попадает через круглое отверстие в центре кровли (тоно) и через открытую дверь в летний период.

Традиционно вход в юрту обращен на юг. С помощью солнечного луча, проникающего в дверь, монголы определяли время. Сейчас за этой традицией следят мало, главное, чтобы вход был удобно расположен для семьи.


В юрте нет ничего лишнего, всё имеет строгое предназначение. Площадь юрты используют очень экономично и рационально.

В центре юрты находится печь. Благодаря круглой форме, тепло распространяется по жилищу равномерно.

Восточная часть юрты считается женской, а западная – мужской. В женской части храниться посуда и сундуки с тканью, одеждой и украшениями, а в мужской инструменты, седла и охотничий инвентарь.


Обычаи и правила поведения в монгольской юрте

  1. Нельзя заходить в юрту без приглашения хозяев
  2. Не входите в юрту тихо. Необходимо подать голос, чтобы оповестить хозяев
  3. Не принято здороваться через порог
  4. Порог юрты - это символ благосостояния семьи. На него нельзя наступать и садиться
  5. Не свистите в юрте, это сигнал, вызывающий злых духов
  6. Нельзя отдавать огонь очага в другую юрту
  7. Не входите в юрту с пустой посудой или лопатой. По монгольским приметам пустая посуда - к несчастью, а лопата – к покойнику
  8. При застолье гостям нельзя меняться местами

Самая большая монгольская юрта в мире

Самая большая юрта, построенная по монгольским технологиям, находится в туристическом комплексе «Ставка Чингисхана». Владеют этим комплексом прямые потомки великого завоевателя.


Кочевые народы Ближнего Востока и Средней Азии еще с древних времен селились в юртах. Переносные жилища, которые можно было собрать и разобрать, как нельзя лучше подходили их образу жизни. Для жителей степи юрты становились не просто домом, они приобретали сакральный смысл. А убранство переносных домов является наглядным примером народно-прикладного искусства кочевников.




Само слово «юрта» в переводе с турецкого означает «народ». В кыргызской этимологии «ата-журт» буквально можно перевести как «отцовский дом». У других кочевых азиатских народов это слово означает примерно то же самое.





Многие задаются вопросом, почему форма юрты всегда круглая. Ученые пытаются найти ответ в верованиях кочевых людей. Круг имеет сакральное значение, а возведение юрты олицетворяет собой модель сотворения мира у древних народов: ковер на полу – это трава на земле, купол символизирует собой небо, шанырак (деревянный обод c выпуклой решёткой внутри, расположенный в центре купола) – солнце, а раздвижные стенки (кереге) – это стороны света.

Но если обратиться к практической точке зрения, то выбор круглой формы юрты обусловлен местом, где она установлена. В степи всегда дуют ветра, а жилище подобной обтекаемой формы может выстоять при любом урагане.





Любопытно, но установка юрты – это женское занятие. Мужчины лишь принимали участие в поднимании тяжелого обода. У опытных хозяек возведение жилища занимало около месяца, и простоять оно могло не один десяток лет.





Если снаружи юрты разных народов очень похожи между собой, то по внутреннему интерьеру и убранству можно было сразу определись, к какому народу принадлежало жилище.

Внутренний декор юрт состоял из бархатного или шелкового покрова (у богатых семей), стены и пол покрывали коврами из войлока. Помимо практического назначения (утепления дома), ковры с замысловатыми орнаментами превращали юрту в эдакую пеструю ковровую галерею.



Внутреннее устройство казахской юрты
1. Шанырак
2. Жерди купола
3. Тканые ленты для скрепления остова
4. Решетчатый остов юрты
5. Сундук
6. Покрытие стен юрты из войлока
7. тканый ковер
8. Войлочный ковер
9. Войлочный ковер
10. Домашний очаг
11. Деревянная кровать
12. Настенный ковер
13. Дверь
14. Войлочное полотно, закрывающее шанырак
15. Ленты, удерживающие войлочное покрытие
16. Войлочное покрытие купола



У кыргызов рядом с основным жилищем устанавливалась юрта поменьше. Там хранились запасы еды. Если зажиточные мужчины имели две или три жены, то у каждой из них была отдельная юрта. Для гостей устанавливали временные жилища.





Начиная с XIX века, кочевые народы стали переходить к оседлому образу жизни. На сегодняшний день юрты можно увидеть в Казахстане, Кыргызстане, на Алтае. Ими пользуются скотоводы. В Монголии юрты используют в качестве дач на летний период, т. к. внутри них микроклимат гораздо комфортнее, нежели в кирпичных домах. Помимо этого, в юртах стали размещать отели и рестораны. Туристы с удовольствием селятся в юртах, чтобы почувствовать колорит кочевой жизни.



Народы Средней Азии не забывают о своих традициях и истоках. Именно с этой целью в Кыргызстане устраиваются Эти соревнования отличаются самобытностью и неповторимостью.

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА

До народной революции в Монголии было очень мало строений жилого типа. Исключением являлись храмы, монастыри и другие культовые строения. Все население жило в юртах, кочуя по просторам страны. Вот почему Монголия прошлого называлась "страной войлочных юрт". Впрочем, и до сих пор в юртах проживает большинство населения, особенно в сельской местности.

Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час, и также быстро поставить на другом месте. Раньше разборную юрту транспортировали на повозках, в настоящее время для этого используется грузовой автомобиль, на котором перевозится юрта вместе со всем скарбом.

Основные элементы юрты - деревянный сквозной каркас и войлочные покрытия - были приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. Например, появились складные секции решетчатой стены юрты - ханы. Это позволяло значительно ускорить процесс сборки и разборки юрты; прибавляя или убавляя секции стены, можно было изменить внутреннее пространство юрты и, наконец, в случае повреждения одной секции заменить ее новой. Остов стандартной юрты состоит из 4 - 6 деревянных решеток-стен.

Кровля юрты составлялась из жердей - уни, один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька. Заостренным концом они упирались в круг - тоно - центр кровли, а нижним - на решетки-ханы. Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживали двумя-четырьмя стойками.

Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная двустворчатая дверь. Иногда в зимнее время к входу в юрту пристраивали теплый деревянный тамбур. Юрта, как правило, не имела окон, и свет проникал в нее через отверстие тоно, а в теплое время года и через открытую дверь.

Посреди крыши дымовое отверстие. На остов снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которого укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань обвязывается веревкой.

Внутреннее устройство юрты зависит от материального положения семьи, а также, в большей степени, от ее предназначения. Как правило юрты, предназначенные для перекочевки, выглядят беднее и проще. Гостевые юрты (предназначенные для размещения гостей) выглядят очень нарядно.

Дверь монгольской юрты всегда обращена к югу. Эта особенность установки юрты, позволяла кочевникам определять время суток. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие в юрте, скользя по обрешетке, в течение дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Юрты, установленные в городе особо не ориентированы по сторонам света. Как правило вход в юрту обращен в сторону входа (въезда) на участок, где проживает семья.

Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты традиционно размещается печь. Очаг - символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. Вдоль стены полукругом стоит домашняя утварь, центральный сундук у северной (напротив входа) стороны юрты раньше считался домашним алтарем. На нем стояли буддийские статуэтки, лежали "святые камни", стояли чашечки для жертвоприношений.

Северная половина юрты считается более почетной, тут принимают гостей. Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине - хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас.

До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении монгольских юрт.

    Без спроса хозяев входить в юрту

    Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак.

    Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. Обычно монголы сначала в дверь просовывают голову, а затем переступают порог, не наступая на него.

    Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.

НЕЛЬЗЯ:

    Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.

    Нельзя заходить в юрту с пустой посудой и землеройными орудиями. Вносимая в юрту гостем пустая посуда, по монгольским приметам угрожает потерей счастья, лопата или другое землеройное орудие - к покойнику.

    Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

    Постороннему нельзя входить в юрту, где рожает женщина,

    Нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье;

    Нельзя свистеть это сигнал, созывающий злых духов.

    Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека.

    Запрещается дарить нож и острые предметы.

    При застолье гости не имеют права менять свои места.

До XIX века юрта была основным жильем кочевников: и домом, и храмом, и дворцом. Жилище князя отличалось лишь большими размерами и своим богатым убранством. Передвижные войлочные белые городки непрерывно перемещались с места на место. Огромные повозки на которых перевозились большие юрты можно увидеть на туристической базе "Чингис Хан хурэе" (повозки остались после съемок художественного фильма о "Чингис Хане".

Старайтесь уважать культуру и традиции жителей страны. Если вы не знаете как поступить правильно, в том или ином случае - не бойтесь - спрашивайте, и вам с интересом расскажут о том, что вы не знаете. Если хотите сфотографировать обитателей дома, обязательно спросите их разрешения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • Юрта прежде и теперь. Майдар Дамгинжавын. Памятники истории и культуры Монголии.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
  • Монгольская юрта. Страницы фотоальбома. (32 фотографии, 2010 - 2013 годы)