Описание бушующего моря. Гроза, молния и гром в художественной литературе и


Поднимается сильный ветер. Тяжелые темные тучи надвигаются с востока. Уже слышен гром. На горизонте сверкают молнии и бьют, кажется, прямо в землю. Гроза наступает. Летом грозы особенно сильные и непредсказуемые. Вот уже ветер усилился. Гнутся деревья. Тучи закрывают солнце, на улице темнеет. Раскат грома, сверкают молнии, еще раскат грома, и полил дождь. Молнии начали сверкать еще больше со всех сторон.

Бах! Молния угодила в старый высоченный дуб. Он затрещал, но смог устоять. Не одно столетие приходится ему переживать такие грозы. Совсем молоденькие березки гнутся до самой земли. Ветер показывает свою власть над ними. Страшные черные тучи нависли над землей.

Что они принесут с собою? Снова раскат грома и начался град. С неба начали падать крупные льдины. Под таким градом невозможно устоять.

Всего пару минут и град закончился, ветер утих, видимо, понял, что он здесь бессилен. Тучи рассеялись, будто нагулявшись, решили отдохнуть. Но они обязательно еще сюда вернутся.

Выглянуло солнышко, а на горизонте засветилась радуга. Она сообщила о том, что буря прошла, и теперь можно вдоволь набегаться по теплым лужам и по мокрой траве. Как легко и хорошо дышится после грозы! Умывшись, земля стала светлее и чище.

Обновлено: 2012-05-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Слайд 2

Словесное выражение образа грозы в произведениях поэтов XX века

  • Слайд 3

    Объект исследования:

    стихи о грозе поэтов второй половины XX века

    Слайд 4

    Предмет исследования:

    словесное выражение образа грозы в стихотворениях

    Слайд 5

    Цель исследования:

    выяснить, какими средствами художественной выразительности создается образ грозы поэтами XX века, что у них общее, что является особенностями индивидуального стиля каждого поэта

    Слайд 6

    ГРОZА

  • Слайд 7

    Материал для исследования:

    СТИХИ: «Гроза» Павла Когана, Василия Федорова, Николая Заболоцкого; «Гроза идет» Николая Заболоцкого, «Гроза в Новочеркасске» Анатолия Софронова, «Грянул гром нежданно, наобум…» С.Я.Маршака, «Перед дождем» А Твардовского.

    Слайд 8

    Фонетический уровень

    У Александра Твардовского: Добрый гром далеко где-то Прокатился краем неба…

    Слайд 9

    У Василия Федорова:

    Остерегись, когда гроза! Огни и громы Так неистовы…

    Слайд 10

    У Павла Когана:

    Косым, стремительным углом И ветром, режущим глаза … На землю падала гроза.

    Слайд 11

    У С.Я. Маршака:

    Грянул гром нежданно, наобум – Яростный удар и гул протяжный. А потом пронесся легкий шум, Торопливый, радостный и влажный. Дождь шумел негромко, нараспев, Поливая двори крышу дома, Шепотом смиряя буйный гнев С высоты сорвавшегося грома.

    Слайд 12

    СЛОВАРИК ТРОПОВ

  • Слайд 13

    Эпитеты

    Истомленная земля, долгожданный дождь, каляная листва («каляный - разг.- об одежде, ткани; ставший жестким, несгибаемым от холода, влаги» - Толковый словарь Ожегова), грозным подпором, добрый гром, полным летом, темная туча, земля похолоделая, дорога опустелая - А.Твардовский

    Слайд 14

    Сумрак восторга,краткая ночь вдохновенья, человеческий шорох травы, вещий холод, медлительное появленье, темная вода, светлоокая дева, над просторами круга земного, в дивном блеске своей наготы, белое облако, сияющий дождь, счастливые цветы; нахмуренная туча, огромна и тягуча (туча), сломанные молнии, каменный гром, робкие шаги, мертвая корона (о кедре), темный небосклон, живое сердце древесины, почерневшие иглы, дерево печали, лютый голод. - Н Заболоцкий

    Слайд 15

    Косым, стремительным углом (о молнии); ветер, режущий глаза; Яростный удар, протяжный гул, легкий, торопливый, радостный шум; буйный гнев, с высоты сорвавшийся гром; грянул нежданно, наобум; шумел негромко, нараспев; шепотом смиряя - С.Я.Маршак

    Слайд 16

    Метафоры, олицетворение:

    Громы неистовы; небесная коса (молния) – В.Федоров. Содрогаясь от мук, пробежала … зарница; молния мысли; стекает…замирая в восторге, вода; травы падают в обморок; счастливые цветы; нахмуренная туча; (туча) движется …с фонарем в приподнятой руке; (у клена): живое сердце древесины, рана от огня – Н.Заболоцкий

    Описание природы в произведения Г. Колесникова: [подборка] // Донской временник. Год 2012-й. URL: http://www..aspx?art_id=1075

    ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Г. КОЛЕСНИКОВА

    Явления природы. Гроза, молния, дождь, туман

    Описание грозы

    Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны. Ослепительная молния вспорола небо. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром. На Дон с неба обрушилась лавина дождя. Он хлестал по волнам толстыми плетями. А волны, огрызаясь, били навстречу тугим дождевым нитям. И в борт теплохода волны колотили шумно и угрожающе.

    Молнии вспыхивали почти непрерывно одна за другой. Не утихая, гремела в тучах гулкая небесная канонада. И от этого блистания и грохотания трепетно сжималось сердце… Гроза бушевала долго, по меньшей мере минут тридцать. И оборвалась она так же разом, как и началась. Тучи разбежались и исчезли за горизонтом. Еще ярче засияло солнце, переливаясь мириадами радуг в каплях, повисших на листьях деревьев. Постепенно успокаиваясь, как после отбитой атаки, угомонился и рассвирепевший было Дон.

    Колесников Г. Гроза // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 330

    Ночная гроза

    Все мне кажется, что молния в ночную грозу пытается вырваться из какого то плена: вспорет черноту неба, обдаст землю могучей волной света, но небо мгновенно захлопывает створки, и молния яростно рычит где-то за непроницаемой стеной своей темницы, чтобы снова - пусть на миг только - но прорваться светом сквозь ненавистную тьму.

    Колесников Г. Плененная молния // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 338.

    Перед дождем

    Все стало ярко-серым. Полосы дождя где-то далеко от настемнили небо под тучами. Серебристо-сизая тучка все-таки прикрывала солнце, а оно в отместку раскалило ее край, и он засверкал расплавленным серебром…

    А над нашей головой замельтешили редкие капли. Вот-вот хлынет дождь при ярком солнце. Слепой дождь!

    Колесников Г. Преддождье // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 336.

    Описание тумана

    На стыке тепла и холода гремят поздние осенние грозы. А когда остаются еще жаркие дни и наступают уже студеные ночи, над Волгой и Доном поднимаются туманы…

    На рассвете меня разбудила тишина. Машины теплохода остановились и замолчали. Я вышел на палубу. Все окрест было плотно окутано влажным и непроницаемо белым дымом тумана. Геде-то совсем рядом смутно просматривались очертания какого-то судна. Как наш теплоход, оно стояло на якоре.

    Что-то из старой сказки - тревожное и загадочное - заволокло душу. Поеживаясь от холода, я ждал на палубе появления солнца. Видимо, оно уже поднялось из-за горизонта. На востоке сквозь туман проступала еле различимая розоватость. Яснее стали очертания баржи рядом с нами. Это было самоходка - теперь она обозначилась совсем ясно. Туман исчезал как-то неприметно. Прояснились берега. Желтые березы на них. Впереди замаячили белые бакены. Как-то вдруг на небе вспыхнуло горячее солнце. Перед нами раскрылась тихая просторная река. Послышалась команда, загремели цепи поднимаемого якоря.

    Переждав туман, теплоход отправился в путь.

    Колесников Г. Туман // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 340.













    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • учебная: помочь учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе; научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст;
    • развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;
    • воспитывающая: воспитывать любовь к русской литературе, родной природе.

    Эпиграф:

    “Каждое художественное слово… тем-то и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений, объяснений”.
    Л.Н.Толстой.

    Краткое описание: урок направлен на развитие навыков исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников.

    Используемое оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор.

    Материал к уроку: учебник-хрестоматия для 5 класса, автор-составитель А.И. Княжицкий; изображения Зевса, Гебы; Концерт "Лето" ("Гроза") из цикла "Времена года" (А. Вивальди)

    Раздаточный материал: стихи Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; названия греческих богов

    Ход урока

    1. Организация начала урока.

    – Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока “Тема грозы в литературе”.

    2. Индукция.

    (Звучит мелодия “Гроза”.)

    – Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово “Гроза”? Напишите о них. (Ребята работают индивидуально).

    3. Самоконструкция. (Учащиеся называют).

    – Обсудите в группе, дополните свои записи.

    4. Социоконструкция.

    1. – Мы продолжаем нашу работу по теме художественного произведения. Давайте вспомним, что читали ранее? Какое впечатление произвели на вас эти произведения? (Л.Н. Толстой отрывок из повести "Отрочество" "Гроза", В.В. Набоков "Гроза", А.С. Пушкин "Тучи").

    – В ходе работы над этим произведением мы с вами пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.

    – Итак, что мы знаем о грозе в литературе? Какая гроза у Толстого? Набокова? Пушкина? Вспомните, минуту на размышление (Туча Толстого страшная, ужасающая; Набокова – волшебная, как громовержец Илья; Пушкина – грозная) . Какой вывод мы можем сделать из этого? (Тема одна, а понимание ее разное) . Отчего это зависит? (От фантазии, наблюдательности, от внутреннего мира ) . Давайте вспомним текст главы II “Гроза” повести Л.Н.Толстого “Отрочество”. Особое внимание обратим на средства выражения позиции героя – повествователя и их роль в художественно-образном строе текста. Чтобы работа была интересной и творческой, вам даны вопросы.

    1. Определите тему текста и её отражение в название главы.
    2. С чьей точки зрения представлена, как это выражено грамматически.
    3. Как отражается развитие происходящего в тесте во времени: что было сначала, потом и наконец.
    4. На какие части можно разделить текст. Выделите микротему каждой части. И ключевые образы.
    5. Как можно представить композицию повествования.
    6. Выделите в тексте слова и фразы, выражающие позицию героя повествователя, его чувства и оценку происходящего. Какими средствами создаётся описание (эпитеты, сравнение, метафоры).

    Анализ текста в классе

    Вопрос 1. Комментарий.Тема главы – гроза – отражена в названии, однако текст представляет художественный образ грозы в соотношении с чувствами главного героя, с его восприятием и оценкой.

    Вопрос 2. Комментарий.Повествование ведется с точки зрения главного героя – Николеньки и представляет собой воспоминания о своем детстве. Грамматически выражено формой первого лица, местоимений Я и Мы.

    Вопрос 3. Комментарий.Гроза даётся во временном развитии: сначала – томительное ожидание грозы под палящим солнцем;

    Затем – появление первых признаков грозы, её назревание и развитие, и события, случившиеся во время грозы: поломка брички и появление нищего;

    Наконец – завершение грозы и радость маленького Николеньки.

    Вопрос 4. Комментарий.Можно разделить на пять частей:

    • 1-я часть (первый абзац) – “Предчувствие грозы”; микротема – соотношение мира и человека в ожидании грозы; ключевые образы: солнце, пыль, страх, томление.
    • 2-я часть (второй абзац) – “Гроза надвигается” (гнев Божий); микротема – начало грозы, ключевые образы – туча, мрак, движение, тревога, трепет, молния, гром.
    • 3-я часть (третий, четвертый, пятый абзацы) – “Бричка сломалась”, ключевые образы – бричка, остановка, страх и ожидание “общей погибели”.
    • 4-я часть (от слов “Тревожные чувства тоски и страха <…>до слов <…> за равномерным шумом дождя” – абзацы 6, 7, 8, 9, 10) – “Гроза в разгаре”, ключевые образы – нищий, молния, гром, ветер, дождь, страх, холодный ужас.
    • 5-я часть (заключительная от слов “Но вот дождь становится мельче <…> до конца), ее микротема – конец грозы и смена чувства страха радостью. Эту часть можно озаглавить “Повеселевшая природа”, ключевые образы – солнце, свежий воздух, блеск и радость, счастье жизни, простор, лес, птицы, звуки, черёмуха.

    Вопрос 5. Комментарий.В композиции выделяем завязку (часть 1), развитие действия (вторая, третья часть), кульминация (часть 4), развязка (часть 5).

    Заключение. Гроза как властная, грозная стихия, в тоже время освещающая весь мир и человека. Эта динамика проявляется в передачи состояния природы настроению человека – от тоски и страха к чувству надежды и радости. Направление, развитие текста задается позицией героя; характер образа грозы отражает его восприятие, определяется его точка зрения.

    Дома я вас просила выучить стихотворение А.С. Пушкина "Тучи". (1 человек рассказывает стихотворение наизусть).

    – Творческое задание. Вы – туча. Что вы чувствуете? (Ребята читают тексты, стихотворения собственного сочинения о грозе).
    – Перед нами стихотворение Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза" . Цель – выяснить, какая гроза Тютчева, как он видит мир).
    – Стихотворение "Весенняя гроза" вам уже знакомо, поэтому прочитайте его самостоятельно, а затем вслух. Постарайтесь выделить в нем главное для себя, давая при чтении понять это другим. (Нужно читать весело, игриво; выделить "люблю").
    – Прочитайте последнюю строфу стихотворения

    Ты скажешь; ветреная Геба,
    Кормя Зевесова орла,
    Громокипящий кубок с неба,
    Смеясь, на землю пролила.

    – Что здесь происходит? О чем речь? (Мифическое содержание, речь идет о древнегреческом громовержце Зевсе.)
    – Кто такая "ветреная Геба"? Зевс? (Зевс – верховный древнегреческий бог, громовержец, символ солнечной силы, огня, бессмертия. Стрелы молний в мифе обычно держал в когтях орел Зевса. Богиня вечной юности Геба подносила орлу кубок с нектаром. )
    – Обратите внимание, что меняет Тютчев в стихотворении по отношению к мифу? (Геба поила орла нектаром в мифе, а у Тютчева – "громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила".)
    – Почему Тютчев так поступает? Определите очень важное отличие в творчестве Тютчева от других писателей. (Радостное миропонимание.)
    – Выясним, отступление ли это от логики? Какая гроза у Тютчева? (Первая, весенняя.)
    – Обратите внимание, не похоже ли на то, что мы уже читали?
    – Здесь не оригинален Тютчев. Почему же именно так заканчивается стихотворение? (Пояснение из истории, мифическое объяснение природы; гроза фантастическая и объяснение ее фантастическое). Мы пришли к выводу, что мировосприятие Тютчева радостное, и основной чертой в изображении грозы поэтом появляется культурный комментарий. Запишите его в тетрадь (Особенности стихотворения "Весенняя гроза": радостное мировосприятие, культурный комментарий) . Прочитайте вслух стихотворение еще раз, переставив 2 и 3 строфу (чтение стихотворения учащимися)
    – Что изменилось? Как скользит взгляд поэта? (Гроза – то, что слышимо, поток воды – видимо; происходит подготовка к мифологическому образу грозы.)
    – Откуда и куда проходит взгляд поэта? (Нет неба и земли, есть одно между ними пространство, в котором находится душа.)
    – Перечислите звуковые образы. (Гремят раскаты молодые, птичий гам.)
    – Как соотносятся звуковые образы, почему они находятся в пространстве? (Происходит перекличка, эхо: сначала гроза (на небе), а потом откликается ей то, что на земле).
    – Мы с вами увидели действительно необычную грозу. Ведь в других произведениях рассказ о грозе начинался с набухающих дождем туч, с низкого неба, у нас было чувство страха, ужаса. Здесь же все по-другому. Найдите в стихотворении и прочитайте строки, доказывающие легкость, радость в описании грозы. (Резвяся и играя, в небе голубом, раскаты молодые, дождик брызнул).
    – Действительно, гром не страшный: эта гроза как бы репетиция перед бушующими летними грозами. И поэтому гром гремит, как бы "резвяся и играя". После "молодых раскатов" "дождик брызнул". Не ливень обрушился, не потоки низвергнулись, просто "дождик брызнул", "пыль летит". Вся картина удивительная прозрачная и светлая.
    – Если бы вы эти положили на музыку, какой бы она была? Какие инструменты вы бы использовали? (Фортепиано, барабаны, тарелки). Характер? Медленная или быстрая ? Легкая или тяжелая? Лад – мажор или минор? Короткое или длинное произведение вы бы написали?
    – Прослушайте музыку и определите, какая гроза: весенняя или летняя? Почему? (Звучит музыка А. Вивальди.)
    – Действительно, это летняя гроза: стремительная музыка, тяжелая. Ее автором является Вивальди. Он изобразил грозу в цикле "Времена года". Какие инструменты использует автор? Какая музыка по характеру? Почему исполняется быстро? Судя по произведению, какие события происходят, что видит композитор? Чем отличается летняя гроза от весенней?
    – Ф.И. Тютчев обращается тоже к летней грозе. В другом своем стихотворении "Как весел грохот летних бурь" поэт говорит совсем о другой грозе. Настроение этого стихотворения отличается от настроения "Весенней грозы". Но в то же время многое напоминает нам его (стихотворение читает учитель)

    5. Социализация

    Постановка проблемного вопроса:

    Может быть, человеку необходимо время от времени, хотя бы раз в год, переживать грозу, чтобы проверить, что самые мрачные, грозные, наполняющие душу тревогой события нашей жизни неизбежно завершаются умиротворением, душевным покоем и радостью.

    а) Запишите в тетради ваше мнение по этому вопросу.
    б) Выявление мнения учащихся. (Зачитывают вслух.)

    Работа в группах

    в) Объединение в группы с одинаковым мнением: придумать аргументы – 5 мин. Выбрать аналитиков.
    г) Обсуждение и заслушивание аргументов. Подведение итогов дискуссии. (Выступление представителя от группы аналитиков).

    Задание группам:

    – Прочитать рассказы А.П. Чехов “Степь”, В.П. Астафьев “Летняя гроза”, А.И. Солженицын “Молния”.
    – Какие чувства, какое настроение в душе каждого рассказчика вызывает гроза? Какого писателя больше интересуют события, какого – переживания, а какого – возможность подумать о жизни, о том, какие явления встречаются в ней, как они преобразуются воображением человека?

    А.П. Чехов “Степь” (… Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром… Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки…).

    Учитель. Ребята, эта глава имеет важное значение в содержании повести. В ней автор выразил гнетущую атмосферу, тягость, тоску до отчаяния не только в создании образа грозы, но и состоянии нашего героя.

    – Какие контрастные краски использует писатель в описании этого природного явления? (Черный и белый цвета.)
    Каково состояние героя во время грозы?
    Какие метафоры использует автор в описании этого природного явления?

    Вывод учащихся и учителя. Звукопись, используемая Чеховым совместно с цветовыми эпитетами делает выразительным описание грозы, заставляя нас услышать и своими глазами увидеть происходящее, почувствовать напряженность момента. Итак, цветовая гамма и пятна играют особую роль в восприятии читателя: они помогают отразить душевное состояние героя Егорушки, раскрыть его внутренний мир.

    Ученик. Стихотворение “Молния” также построено на сравнении: удар молнии во время грозы сравнивается с “ударом кары-совести”. Однажды автор увидел после грозы, что “среди высочайших сосен избрала молния и не самую высокую липу – а за что? …Прошла через её живое и в себе уверенное нутро”. Дерево погибло. Рассказ об этом событии, очевидцем которого стал автор, завершается размышлением писателя о том, что удар молнии, погубивший липу, подобен удару “кары-совести”, который неизбежно настигнет человека за содеянное зло.

    Учитель. Итак, стихотворения в прозе Солженицына различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными чувствами, другие – печальными, пессимистическими; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматическое, радостное и грустное. Поэтическое и прозаическое начала тесно переплетаются в каждой миниатюре Солженицына. Это своего рода лирический дневник, и во многом он созвучен рассказам К.Паустовского М. Пришвина. Познание человеком окружающего мира помогает человеку понять истинные ценности и смысл жизни человека.

    6. Афиширование.

    Задание группам:

    А теперь попробуем обобщить понятие и полученную информацию при помощи синквейна. Это творческая работа, которая состоит из 5 строк (пятистрочная строфа) .

    Синквейн учит определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.

    1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
    2-я строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
    3-я строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
    4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
    5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

    Способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах – важное умение.

    Пример синквейна:

    Гроза
    Первая, весенняя
    Гремит, надвигается, пугает
    Люблю грозу в начале мая
    Свежесть.

    Учащиеся на основе собранной лексики создают Синквейн, записывают его на листе ватмана, вывешивают на доску. Защита синквейна.

    7. Разрыв

    Задание группам:

    – Познакомьтесь с материалом с.120. Как он соотносится с темой урока?

    Задание группам:

    Работа со справочным материалом.

    Гроза́ – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

    Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.

    9. Завершение урока.

    – Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам.

    В жизни можно
    По-разному жить.
    В горе можно и в радости.
    Вовремя есть, вовремя пить
    И вовремя делать гадости.
    А можно и так:
    Поутру встать
    И, не помышляя о чуде,
    Рукой обнажённое солнце достать
    И подарить его людям.

    – Я очень хочу, чтобы после грозы, после всех наших страхов и неудач, всегда светило СОЛНЦЕ!

    10. Домашнее задание: Написать этюд на тему “Гроза”.

    11. Итог урока.

    Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.