Производственный экологический мониторинг на предприятии. Положение о производственном экологическом контроле

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный экологический контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля (ППК) в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

(Федеральный закон РФ № 89-ФЗ, ст. 26 "Об отходах производства и потребления")

Порядок производственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды (ППК) - это комплекс установленных соответствующим порядком мероприятий по соблюдению природоохранных норм и выполнению требований санитарного характера. Организация порядка производственного экологического контроля возлагается на хозяйствующие субъекты - юридических лиц и частных предпринимателей (природопользователей) в связи с осуществлением ими хозяйственной деятельности.

Порядок производственного контроля должны разрабатывать организации и предприятия, относящиеся к Федеральному государственному экологическому контролю:

Разработка порядка производственного контроля

Разработка порядка производственного контроля осуществляется с целью получения отметки установленного образца и соблюдения требований природоохранного законодательства. Порядок производственного контроля (ППК) действует 3 года . При этом необходимо ежегодно отчитываться Росприроднадзору о его выполнении. Отчет о выполнении мероприятий производственного экологического контроля юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в Росприроднадзор или его территориальный орган ежегодно до 20 марта года, следующего за отчетным.

На сегодняшний день есть «Временное положение по исполнению государственной функции по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю» (Приказ № 926-П от 22.04.2011 г., утв. Департаментом Росприроднадзора по ЦФО), где перечисляются цели и задачи осуществления Порядка ПК, приводится перечень документов, необходимых для его оформления, перечень приложения порядка на сегодняшний день не регламентрован.

Согласование порядка производственного контроля

Согласование порядка производственного контроля осуществляется Департаментом Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу. Срок рассмотрения - 30 рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов.

Согласно ст. 67 ФЗ Российской Федерации «Об охране окружающей среды» целью производственного экологического контроля является обеспечение выполнения субъектами хозяйствования в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

В целях соблюдения требований ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» природопользователи, в том числе предприятия автосервиса, обязаны организовать производственный экологический контроль. Сведения об организации производственного экологического контроля, назначенных должностных лицах, ответственных за проведения контроля, а также результаты контроля представляются в территориальные органы в области охраны окружающей среды.

Производственный экологический контроль осуществляется на основе «Положения о производственном экологическом контроле», которое самостоятельно разрабатывается предприятием и утверждается администрацией предприятия.

В «Положение о производственном экологическом контроле» детализируются и конкретизируются основные требования к производственному экологическому контролю в соответствии со спецификой конкретного производства и принятой на предприятии системой управления природоохранной деятельностью.

Приложениями к положению об организации производственного экологического контроля являются должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного экологического контроля.

Основными задачами производственного экологического контроля на предприятиях автосервиса являются:

1. Контроль за рациональным использованием природных ресурсов и учет их использования;

2. Контроль за выполнением планов и мероприятий в области охраны окружающей среды;

3. Контроль, в т.ч. аналитический, за источниками негативного воздействия и состоянием окружающей среды в зоне их влияния;

4. Контроль физических воздействий (тепловое, акустическое, вибрационное и т.п.);

5. Контроль за соблюдением правил обращения с опасными отходами;

6. Контроль за техническим состоянием и эффективностью работы природоохранного оборудования и сооружений;

7. Подготовка и введение экологической документации предприятия;

8. Обеспечение оперативной информацией руководства предприятия для принятия своевременных управленческих решений.

К объектам, в отношении которых проводится производственный экологический контроль, относятся:

Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: стационарные и передвижные;

Системы очистки отходящих газов и сточных вод;

Источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (в водные объекты, в подземные грунты, на рельеф местности), в системы канализации и сети водоотведения;

Водозаборы, системы оборотного и повторного водоснабжения (при выходе загрязняющих веществ в окружающую среду);

Источники образования отходов производства (цеха, участки, технологические процессы);

Объекты размещения и утилизации отходов производства и потребления (площадки временного хранения, полигоны и др.);

Склады и хранилища сырья, материалов, реагентов, готовой продукции;

Объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленных площадок, территории (акватории), где осуществляется природопользование, зоны воздействия, в том числе санитарно-защитные зоны.

Производственный экологический контроль может проводиться в двух формах:

1 Форме визуального контроля деятельности цехов и служб по соблюдению правил эксплуатации оборудования, влияющего на образование и поступление загрязняющих веществ в окружающую среду;

2 Форме инструментального контроля за количественными параметрами выбросов, сбросов или состояния окружающей среды в зоне влияния источников загрязнения. Кроме того инструментальный контроль применяется для проверки соответствия проектным значениям параметров работы пыле-газоулавливающего оборудования и очистных сооружений.

Инструментальный контроль может производиться предприятием самостоятельно, если в состав предприятия входит аккредитованная лаборатория или по договору сторонней организацией, имеющей соответствующую аккредитацию.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ООО « «

В.В.Иванов

«__»____________ 2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕННО- ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о Производственном экологическом контроле (далее — ПЭК) разработано в соответствии с требованиями федерального законодательства: Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

1.2. Положение о ПЭК определяет порядок организации и проведения ПЭК за соблюдением природоохранного законодательства и выполнением природоохранных мероприятий, а также предусматривает обязанности сотрудников Название предприятия по выполнению требований настоящего Положения.

1.3. ПЭК осуществляется в целях обеспечения соблюдения природоохранных нормативов в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных федеральным законодательством.

1.4. Основные принципы ПЭК: объективность, системность, комплексность.

1.5. Основные задачи ПЭК:

— учет номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду

— обеспечение своевременной разработки (пересмотра) нормативов (лимитов) воздействия на окружающую среду и контроль за их соблюдением

— контроль за выполнением планов и мероприятий в области охраны окружающей природной среды, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных органов государственного экологического контроля (далее — ГЭК)

— контроль физических воздействий (тепловое, шумовое, радиационное и т.п.)

— контроль за рациональным использованием природных ресурсов и учет их использования

— контроль за соблюдением правил обращения с опасными и вредными веществами, биопрепаратами

— контроль за стабильностью и эффективностью работы природоохранного оборудования и сооружений

— контроль за наличием и техническим состоянием оборудования по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий, по обеспечению безопасности персонала

— контроль, в том числе аналитический, за состоянием объектов окружающей среды в зоне его влияния предприятия

— ведение экологической документации предприятия

— своевременное предоставление информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системой государственного экологического мониторинга, кадастровым учетом, используемой для обеспечения мер безопасности в экстремальных ситуациях, обосновывающей размеры экологических платежей и ущерба и т.д.

— своевременное представление информации, предусмотренной внутрипроизводственной системой управления охраной окружающей природной среды

1.6. Объекты ПЭК, подлежащие регулярному наблюдению и оценке (мониторингу):

— сырье, материалы, реагенты, препараты

— природные ресурсы, используемые на производстве

— источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии

— источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

— источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду

— источники сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети водоотведения

— источники физических воздействий

— системы очистки сточных вод и размещения отходов очистки

— системы очистки отходящих газов и размещения отходов очистки

— склады и хранилища сырья, материалов, реагентов

— системы повторного и оборотного водоснабжения

— системы рециклирования сырья, реагентов и материалов

— системы размещения и удаления отходов

— объекты окружающей среды в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны, зоны влияния предприятия

— готовая продукция

— системы для локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных непредвиденных ситуаций, приводящих к отрицательным воздействиям на окружающую среду, а также для предупреждения таких ситуаций и аварий

2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЭК

2.1. В обязанности Название предприятия входит выполнение требований природоохранного законодательства, а также постановлений, предписаний и природоохранных заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять ГЭК, в том числе:

— разработка и проведение природоохранных мероприятий, а также проведение природоохранных мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, в том числе посредством проведения ОВОС

— обеспечение безопасности для окружающей среды и здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг

— осуществление ПЭК за соблюдением природоохранного законодательства

2.2. ПЭК осуществляется специальной службой (экологической службой), организованной в структуре Название предприятия, которая возглавляется Главным инженером. Специалисты экологической службы должны быть компетентными в вопросах охраны окружающей среды. Аттестация специалистов проводится в Независимом аттестационно-методическом Центре согласно Порядку аттестации, изложенному в РД-03-19-2007.

2.3. ПЭК предусматривает:

а) контроль за наличием официальной нормативно-методической документации, методов и методик контроля сбросов и выбросов, а также компонентов окружающей среды в соответствии с осуществляемой деятельностью

б) контроль за организацией и осуществлением лабораторных исследований и испытаний:

— на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории предприятия, с целью оценки влияния производства на окружающую природную среду и здоровье человека

— сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации

в) контроль за наличием разрешительной документации: разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, установленных лимитов на размещение отходов; за выполнением предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; паспортов на опасные отходы, иных документов, подтверждающих экологическую безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством

г) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством и другими нормативными актами в области осуществления ПЭК

д) своевременное информирование органов местного самоуправления, органов и учреждений службы Ростехнадзора, населения об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу окружающей природной среде и здоровью человека

е) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами организации за выполнением природоохранных мероприятий, соблюдением требований природоохранного законодательства, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений

2.4. Лабораторные исследования и испытания осуществляются Название предприятия самостоятельно (либо с привлечением сторонней аккредитованной лаборатории). Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются в зависимости от санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на окружающую природную среду и здоровье человека.

2.5. Программа ПЭК составляется ежегодно, утверждается руководителем Название предприятия либо уполномоченными в установленном порядке лицами и представляется по запросам специально уполномоченных органов, осуществляющих ГЭК.

2.6. Руководитель Название предприятия несет ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого ПЭК.

2.7. Должностные лица организации несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за экологические правонарушения в соответствии с законодательством РФ.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

3.1. Общее руководство по ПЭК осуществляет руководитель Название предприятия.

3.2. ПЭК организуется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя Название предприятия.

4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЭК

4.1. Для проведения ПЭК необходимо наличие следующих документов:

— нормативные требования в области охраны окружающей среды и природопользования, распространяющиеся на Название предприятия

— данные по источникам загрязнения окружающей среды и воздействию на компоненты природной среды, оказываемому Название предприятия

— качество окружающей среды в зоне возможного влияния Название предприятия (санитарно-защитная зона, зона влияния субъекта, фоновые концентрации)

4.2. Нормативные требования в области охраны окружающей среды и природопользования содержатся в законодательных актах РФ, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, нормативных актах Ростехнадзора и других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, нормативных актах субъектов РФ (сюда же входят требования, распространяющиеся на Название предприятия).

4.3. Нормативные требования формируются Службой ПЭК Название предприятия на основании официальных источников опубликования нормативных правовых документов Российской Федерации и субъектов РФ.

Информация об источниках загрязнения окружающей природной среды и воздействии Название предприятия на компоненты природной среды отражается в следующих документах:

1) материалы ТЭО на строительство Название предприятия

2) заключения государственной экологической экспертизы материалов ТЭО Название предприятия

3) проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ

4) разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

5) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

6) разрешение на размещение отходов, образующихся на Название предприятия

7) документ на право владения земельными участками

8) паспорт водного хозяйства

9) ведомость инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха, находящихся в ведении Название предприятия

11) данные мониторинга воздействий на компоненты природной среды

Источниками информации о качестве атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель и почв, животного и растительного мира в зоне возможного влияния Название предприятия являются:

1) раздел «Охрана окружающей среды» в составе материалов ТЭО на строительство Субъекта

2) результаты мониторинга природной среды

5. ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ ПЭК

Основные этапы ПЭК:

1. Планирование

2. Обеспечение выполнения

3. Подготовка отчетов

5.1. Планирование

5.1.1. ПЭК осуществляется на основании утвержденных планов природоохранной деятельности, при разработке которых необходимо учитывать условия природопользования, экологические требования, технические требования к эксплуатации установок, устройств и сооружений по очистке газовых выбросов и сточных вод, результаты ГЭК и ПЭК.

5.1.2. Условия природопользования установлены в разрешительной документации Название предприятия, а именно:

— заключение Государственной экологической экспертизы (или Главгосэкспертизы)

— документы на владение земельными участками

— договор водопользования или решение о предоставлении водных объектов в пользование

— проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

— разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

— разрешение на размещение отходов

— лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию опасных отходов)

— проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

— документы на горный отвод

— декларация промышленной безопасности

— лицензия на недропользование и другие лицензии в соответствии с действующим законодательством

5.1.3. В документации на установки, устройства и сооружения по очистке газовых выбросов и сточных вод изложены технические требования на их эксплуатацию (регламенты или инструкции по эксплуатации).

5.1.4. Выявленные в результате экологического контроля нарушения природоохранного законодательства фиксируются в Журнале учета мероприятий по контролю (надзору) Название предприятия.

5.1.5. Результаты ПЭК (включая результаты производственного экологического мониторинга) отражаются в отчетной документации службы ПЭК.

5.1.6. План на следующий год разрабатывается в конце текущего. Структурные подразделения Службы ПЭК составляют планы по отдельным направлениям ПЭК, принимая во внимание необходимость проведения лабораторного контроля соблюдения природоохранных нормативов и осуществление производственного экологического мониторинга. В процессе планирования определяют источник финансирования и возможность реализации каждого из предложенных мероприятий.

5.1.7. В общий план природоохранной деятельности Субъекта включаются все планы по отдельным направлениям ПЭК, который впоследствии утверждается его руководителем до начала планового периода (года, квартала). Руководитель определяет сроки подготовки планов природоохранной деятельности.

5.2. Обеспечение выполнения

5.2.1. Выполнение запланированных природоохранных мероприятий осуществляется Службой ПЭК с привлечением в установленном порядке специалистов других подразделений субъекта хозяйственной и иной деятельности и сторонних организаций (в необходимых случаях).

5.2.2. Основные процедуры ПЭК:

— производственный экологический мониторинг

— учет воздействий на компоненты природной среды

— инвентаризация источников загрязнения природной среды

— получение (продление) разрешительной документации

— контроль за выполнением мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха, природных вод, земель и почв, растительного и животного мира, на соблюдение требований по обращению с опасными отходами

— контроль соблюдения природоохранных требований и нормативов

— анализ результатов природоохранной деятельности

— разработка корректирующих мероприятий

5.2.3. Под производственным экологическим мониторингом понимается наблюдение за качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных природных вод, почвы, растительного и животного мира в пределах зоны защитных мероприятий Субъекта. Мониторинг проводится в соответствии с документами Системы экологического мониторинга.

5.2.4. Основной и обязательной процедурой, выполняемой в рамках ПЭК, является учет воздействий на компоненты окружающей среды. Учет проводится по типовым формам, разработанным для каждого из направлений деятельности в области охране окружающей среды. В основу для подготовки отчетов, служебных записок, прогнозов, деклараций и иных документов по вопросам охраны окружающей среды ложатся учетные данные.

5.2.5. Инвентаризацию источников загрязнения окружающей среды проводят для актуализации имеющихся данных по воздействию на компоненты окружающей природной среды. При инвентаризации используют проектную документацию Название предприятия, а также проект нормативов выбросов (сбросов), паспорт водного хозяйства, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В течение инвентаризации уточняются сведения по источникам загрязнения окружающей природной среды, качественному и количественному составу выбросов в атмосферу, сбросов в природные водные объекты, образующихся отходов, а также по режимам их образования и отведения в окружающую среду.

5.2.6. Инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха проводится в соответствии со специальным Планом (Программой). Данные по каждому источнику загрязнения вносят в соответствующий бланк инвентаризации. По результатам инвентаризации составляются технические отчеты. В свою очередь, результаты инвентаризации вносятся в инвентаризационную ведомость.

5.2.7. С учетом реализованных технологических решений на Название предприятия должна быть в наличии разрешительная документация: разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, разрешение на размещение отходов, лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду договор водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. Получение и продление этих документов производится в порядке, установленном Ростехнадзором и Росприроднадзором.

5.2.8. Контроль соблюдения природоохранных требований и нормативов проводится в соответствии с условиями действия вышеперечисленной разрешительной документации, полученной Субъектом. Отбор и анализ проб газовых выбросов, атмосферного воздуха, сточных вод, почвы, компонентов растительного и животного мира проводится по планам-графикам лабораторного контроля, которые должны быть согласованы с территориальным органом Ростехнадзора и, в необходимых случаях, Роспотребнадзора. Результаты лабораторного контроля регистрируются в соответствующих журналах первичного учета (см. разделы 6-11 настоящего Положения). По результатам проверок составляются акты, а в случаях несоблюдения природоохранных требований и нормативов — предписания об устранении отмеченных нарушений. Если нарушения вызваны объективными причинами и не могут быть оперативно устранены, то о таких нарушениях сообщают в территориальный орган Ростехнадзора, разрабатывают и утверждают планы мероприятий по устранению нарушений природоохранных требований (планы достижения установленных нормативов).

5.2.9. Служба ПЭК анализирует результаты природоохранной деятельности в целом по Субъекту не реже 1 раза в квартал. Результаты анализа отражаются в отчетах (квартальных, годовых). При необходимости на основе этих результатов разрабатываются соответствующие корректирующие мероприятия, которые включают в планы природоохранной деятельности.

5.3. Подготовка отчетов

5.3.1. По результатам ПЭК составляются отчеты (квартальные, годовые). Порядок их подготовки устанавливает руководитель службы ПЭК.

5.3.2. Также в установленном Росстатом порядке подготавливается и представляется государственная статистическая отчетность по формам федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении опасных отходов производства и потребления», № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почв», № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах», № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Государственная статистическая отчетность готовится на основании данных первичного учета по типовым формам Росстата.

6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

6.1. Планирование мероприятий по охране атмосферного воздуха

6.1.1. Основные положения плана мероприятий по охране атмосферного воздуха:

— Получение (продление) разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

— Проведение инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха (в случае изменений на Субъекте, например, при расширении, реконструкции предприятия, вводе в действие новых цехов и пр., или по указанию органов ГЭК)

— Контроль соблюдения нормативов ПДВ и лимитов выбросов (проводится в соответствии с положениями Проекта нормативов ПДВ субъекта хозяйственной или иной деятельности)

— Контроль соблюдения технических нормативов выбросов от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха

— Проверка технических характеристик газоочистного оборудования

— Проведение мониторинга атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, в зоне защитных мероприятий субъекта хозяйственной и иной деятельности, в местах размещения отходов

— Проведение мероприятий по устранению недостатков, выявленных в результате ГЭК (при их наличии)

— Подготовка и представление государственной статистической отчетности по форме № 2-ТП (воздух)

— Проведение мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (при поступлении предупреждения/оповещения)

— Повышение квалификации специалистов в области охраны атмосферного воздуха

Мероприятия по вышеуказанным позициям должны быть конкретизированы.

6.1.2. Руководитель Службы ПЭК устанавливает сроки составления плана мероприятий.

6.2. Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха

6.2.1. Контроль соблюдения ПДВ

6.2.1.1. Работа по контролю соблюдения ПДВ проводится с учетом условий действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ, а также требований ГОСТ 17.2.3.02-78 в соответствии с утвержденной в установленном порядке Системой контроля соблюдения ПДВ на Название предприятия. Система контроля включает в себя:

а) карту-схему промышленной зоны субъекта с указанием контролируемых источников выброса

б) перечень контролируемых показателей по каждому из источников выбросов, нормативы ПДВ, периодичность и способы их контроля (прямое измерение, отбор пробы с последующим измерением (расчет)

в) перечень средств измерения, оборудования и методических документов, применяемых для контроля соблюдения ПДВ, с указанием их метрологических характеристик

г) план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды НМУ

д) данные о лаборатории, выполняющей измерения содержания загрязняющих веществ в выбросах Субъекта

6.2.1.2. При контроле соблюдения ПДВ и лимитов выбросов за основу должны быть взяты прямые методы, которые используют измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля ПДВ, либо в случае невозможности применения прямых методов используют балансовые и технологические методы. В качестве способов контроля выполнения ПДВ в случаях, когда выбросы достаточно стабильны по составу смесей веществ либо отсутствуют приборы для прямого контроля нормативов выбросов конкретных ингредиентов, возможен контроль по групповым показателям (суммарные выбросы органических соединений, серосодержащих веществ и др.) с последующим расчетом выбросов веществ, по которым непосредственно установлены ПДВ. В качестве групповых показателей допускается использовать показания приборов, если по ним можно рассчитать выбросы веществ, по которым установлены ПДВ.

6.2.1.3. При контроле соблюдения ПДВ выбросы вредных веществ определяют максимальные разовые ПДК (с периодичностью в 20 мин), а также в среднем за сутки, месяц и год. При продолжительности выбрасывания вредных веществ в атмосферу меньше 20 мин, контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

6.2.2. Первичный учет при производственном контроле в области охраны атмосферного воздуха

При ПЭК в области охраны атмосферного воздуха обязательно проводится первичный учет данных по типовым формам ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3. На каждую из этих форм заводится соответствующий журнал.

Журнал по форме ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик» является первичным документом учета стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха и их характеристик по каждому структурному подразделению Субъекта. В этом журнале учитываются все загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух от организованных и неорганизованных источников. Записи в журнале ведут на основании результатов измерений параметров указанных источников и результатов анализа отобранных проб. Первичный учет по форме ПОД-1 позволяет:

— определить общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по каждому источнику их выделения

— определить максимальное количество загрязняющих веществ в выбросах при каждой смене технологического режима источника выделения

— контролировать соблюдение нормативов ПДВ и лимитов выбросов

— провести оценку экологических характеристик технологических процессов Субъекта

Журнал по форме ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» применяется для учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха:

— оценки эффективности мероприятий, улучшение экологических характеристик технологических процессов

— упорядочения направлений снижения выбросов загрязняющих веществ

— контроля сроков выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха и затрат на их реализацию

Журнал по форме ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» используется для учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок. Первичный учет по форме ПОД-3 позволяет:

— проводить оценку состояния пылегазоочистного оборудования

— определять фактический объем отходящих и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ

Данные форм ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 используются для подготовки отчетов по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух).

6.2.3. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)

6.2.3.1. В состав проекта нормативов ПДВ входит специальный план мероприятий, обеспечивающий снижение нормируемых выбросов в атмосферу на весь период НМУ. Неблагоприятные метеорологические условия — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха. Предупреждения (оповещения) о наступлении НМУ должны фиксироваться в журнале.

Форма журнала

для записи предупреждений (оповещений) при наступлении неблагоприятных метеоусловий и принятых мерах по сокращению выбросов

Дата, время Текст Фамилия, И.О. Меры, Примечание

приема предупреждения (оповещения) предупреждения (оповещения) принявшего предупреждение (оповещение) передавшего

предупреждение (оповещение) принятые по сокращению выбросов

Примечание:

В графе 1 указывают порядковый номер предупреждения (оповещения), передаваемого на Название предприятия.

В графе 6 указывают, в какие структурные подразделения Название предприятия была передана информация и какие конкретные меры были приняты.

6.2.3.2. В случае поступления предупреждения о наступлении первого, второго или третьего режима НМУ руководитель Субъекта издает приказ о переходе предприятия на период НМУ на заданные режимы работы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по Субъекту и по его структурным подразделениям, определением порядка приема и передачи мер оповещения.

Для веществ, выбросы которых не создают на границе санитарно-защитной зоны или в жилой застройке загрязнение, превышающее 0,1 ПДКм.р., мероприятия по снижению выбросов на период НМУ не разрабатываются.

6.2.3.3. При работе Название предприятия в первом режиме НМУ осуществляются в основном организационно-технические мероприятия без изменения режима технологического процесса и нагрузки Субъекта (усиление контроля технологической дисциплины, режима работы оборудования и средств контроля, исключение очистки оборудования и т.п.). Эти мероприятия позволяют снизить выбросы в атмосферу на 5-10%. Во втором и третьем режимах НМУ проводятся мероприятия на базе технологического процесса (снижение производительности отдельных аппаратов и технологических линий), введение запрета на сжигание отходов, остановка технологического оборудования в случае выхода из строя систем газоочистки, перестройка структуры топливопотребления и другое.

6.2.3.4. Мероприятия по временному сокращению выбросов, оформленные в виде таблиц и пояснительной записки, приводятся в Проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.

6.3. Отчетность по выполнению мероприятий в области

охраны атмосферного воздуха

6.3.1. Порядок подготовки отчетов о выполнении мероприятий по охране атмосферного воздуха устанавливается руководителем службы экологического контроля.

В отчете должны быть отражены все запланированные и внеплановые мероприятия по охране атмосферного воздуха. В отчете проводится анализ выполненных работ, оценивается их эффективность, указываются причины нарушения требований, несоблюдения нормативов, даются предложения по совершенствованию деятельности в области охраны атмосферного воздуха.

6.3.2. До 15 января Субъект представляет в органы государственной статистики и природоохранным органам ежегодную государственную статистическую отчетность по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».

Статистическая отчетность по форме № 2-ТП (воздух) готовится на основании журналов первичного учета по формам ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3.

Субъект представляет наряду с годовой отчетностью по форме № 2-ТП (воздух) субъектом полугодовую форму федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП-воздух (срочная).

7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ

В целях осуществления экологического контроля деятельности в области обращения с опасными отходами Служба ПЭК выполняет следующие функции:

— разработка мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды

— учет и отчетность в области обращения с отходами производства и потребления

— контроль соблюдения экологических требований, при обращении с отходами производства и потребления, отчетность о выполнении предписаний органов ГЭК

— мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду

— организация и участие в проведении инвентаризации отходов и объектов их размещения, паспортизации, подтверждения отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

— получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов и контроль лицензионных условий

7.1. Разработка мероприятий по снижению влияния отходов на состояние окружающей среды

7.1.1. В состав ПНООЛР включаются мероприятия перспективного планирования.

Служба ПЭК осуществляет годовое планирование, которое должно обеспечить выполнение заданий, включенных в ПНООЛР. Проекты планов по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды, входящие в состав ПНООЛР, должны быть согласованы с органами, осуществляющими ГЭК. Ежегодно, в развитие реализации пятилетнего плана, принятого к реализации в составе проекта ПНООЛР, Название предприятия разрабатывает План мероприятий по снижению образующихся отходов на состояние окружающей среды.

7.1.2. В первую очередь, при разработке годового Плана мероприятий Службой ПЭК составляется перечень мероприятий, который обеспечит снижение влияния образующихся отходов на окружающую среду. Целесообразность проведения этих мероприятий должна быть подтверждена расчетами затрат на их реализацию и ожидаемыми результатами по снижению влияния образующихся отходов на окружающую среду.

7.1.3. К числу обязательных мероприятий, включаемых в План, относятся мероприятия по достижению лимитов размещения отходов, получению (продлению) разрешения на размещение отходов, мероприятия по проведению текущих, планово-предупредительных ремонтов мест временного хранения отходов, а также мероприятия, предложенные вышестоящими организациями и предписаниями органов ГЭК.

7.1.4. План мероприятий на следующий год разрабатывается в конце текущего года. План мероприятий разрабатывает лицо, ответственное за организацию природоохранной деятельности в области обращения с отходами с участием заинтересованных руководителей подразделений Название предприятия.

7.1.5. Разработанные мероприятия предварительно проверяется расчетными методами на эффективность и экономичность, определяются источники их финансирования и возможность реализации. После этого План мероприятий подписывает главный инженер и утверждает руководитель Название предприятия. Утвержденный План мероприятий представляется на согласование в Территориальный орган Ростехнадзора.

7.1.6. Служба ПЭК осуществляет контроль выполнения Плана мероприятий. Специалист службы, ответственный за обращение отходов, не реже одного раз в месяц с целью принятия предупредительных мер в случае невыполнения запланированных работ проводит проверку:

— сроков, своевременности начала работ и их завершения

— обеспеченности работ финансированием, оборудованием, материалами

— наличия плана графика работ по вводу в эксплуатацию, проведения капитального и планово-предупредительного ремонтов, наладки и своевременности выполнения мероприятий этого графика

— достоверности отчетности руководителей подразделений Название предприятия о выполнении запланированных мероприятий

7.1.7. После завершения работ по каждому мероприятию в Плане мероприятий делается запись с указанием конкретных данных о выполнении: дата и номер документа (приказ, договор, разрешение на лимиты размещение отходов, согласования, ввод в эксплуатацию и т.д.), работы, проведенные при выполнении данного мероприятия, причина переноса и т.д.

Полноту и своевременность выполнения Плана мероприятий контролируют органы ГЭК.

7.2. Учет и отчетность в области обращения с отходами производства и потребления

7.2.1. Служба ПЭК Объекта осуществляет первичный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов согласно Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления».

Журнал первичного учета объемов образования отходов и их удаления с мест образования во всех подразделениях Название предприятия. Первичному учету подлежат все виды отходов производства и потребления — твердые, жидкие и газообразные, не учитываемые по формам № 2 ТП — (водхоз), № 2 ТП — (воздух).

7.2.2. На каждый вид отхода в журнале отводится самостоятельный раздел. Число разделов журнала совпадает с числом видов образующихся на объекте отходов.

При наличии объекта размещения отходов (полигона захоронения) ведется журнал ОТХ-2 отходов.

7.2.3. Для заполнения формы «Схема операционного движения отходов» используют формы первичного учета отходов. Эта форма необходима для заполнения формы «Баланс массы отходов за отчетный период». Форма «Баланс массы отходов за отчетный период» ежегодно представляется в Территориальный орган Ростехнадзора в составе «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах». Также в состав «Технического отчета» входят сведения о размещении отходов и информация о выполнении Плана мероприятий.

7.2.4. Заполнение Схемы операционного движения отходов происходит с использованием системы классификации и кодирования отходов и Федерального классификационного каталога отходов.

7.2.5. Ведение первичного учета движения отходов обеспечивает также достоверность представления государственной статистической отчетности (форма № 2-ТП (отходы). Проверяя достоверность заполнения статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы), Служба ПЭК сравнивает утвержденные нормативы образования и лимитов размещения отходов с фактическими результатами, полученными при анализе материального баланса и проведении инструментального контроля соблюдения установленных нормативов.

7.2.6. Служба ПЭК обеспечивает хранение данных первичного отчета, годового и статистического учета обращения отходов. Срок хранения документов определяет Территориальный орган Ростехнадзора.

7.3. Контроль соблюдения экологических требований при обращении с отходами, производства и потребления

7.3.1. Экологическим требования, установленные законодательством РФ в области обращения с отходами фиксируются в ПНООЛР Название предприятия, Разрешении на размещение отходов производства и потребления, лицензии на осуществление деятельности с опасными отходами.

7.3.2. Назначается должностное лицо Службы ПЭК, ответственное за эксплуатацию мест хранения (накопления) отходов на территории Субъекта. В его обязанности входит ежемесячная проверка мест хранения отходов на соответствие тому ПНООЛР и в случае обнаружения несоответствия выдача предписания по устранению замеченных нарушений с указанием сроков его исполнения.

7.3.3. Контролю подвергаются места хранения (накопления) отходов на территории объекта, их границы (площадь, объемы), обустройство, предельное количество временного накопления отходов в соответствии с выданными разрешениями, сроки и способы их накопления.

7.3.4. При осуществлении контроля используют таблицу ПНООЛР «Характеристика объектов хранения отходов» и таблицу «Характеристика объекта размещения отходов» тома ПНООЛР. В случае транспортировки отходов должностным лицом Службы ПЭК оценивается вероятность потери опасных отходов в процессе перевозки, создания аварийной ситуации, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам. В данном случае контролируется: наличие паспорта опасных отходов, соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах, наличие документации (для транспортирования и передачи опасных отходов) с указанием объемов и видов транспортируемых отходов, цели и месте их транспортирования, оснащение транспорта специальным оборудованием и снабжение его специальными знаками. В случае возможности возникновения аварийной ситуации должностное лицо Службы ПЭК запрещает транспортирование опасных отходов.

7.3.5. Служба ПЭК осуществляет контроль принятых или переданных на размещение отходов. Документы контроля передачи отходов другим организациям — акты сдачи отходов, квитанции и контрольные талоны приема отходов на размещение.

7.3.6. При наличии объекта для размещения отходов его эксплуатация проверяется на эффективность и безопасность для окружающей среды и здоровья населения. Служба ПЭК вносит объект размещения отходов в государственный реестр в соответствии с законодательством.

7.3.7. При проверке государственными органами контроля деятельности в области обращения с опасными отходами Название предприятия должен быть составлен Акт проверки с предписаниями об устранении нарушений природоохранного законодательства, обязательными для выполнения. Сроки выполнения предписания согласовываются с руководством Название предприятия.

7.3.8. На основании Акта проверки деятельности, ответственное лицо в сфере обращения с отходами оформляет План мероприятий по устранению нарушений природоохранной деятельности. План утверждается руководителем Название предприятия. Мероприятия по реализации предписаний входят в состав Плана Мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.

7.3.9. В целях государственного контроля за ходом реализации предписаний копию утвержденного плана мероприятий по устранению нарушений природоохранной деятельности направляют в Территориальный орган Ростехнадзора.

7.3.10. О выполнении предписаний ежеквартально Служба ПЭК представляет отчет о ходе их реализации, но не позднее 25 числа последнего месяца квартала,

В отчете отражаются все предписания, подлежащие выполнению в данном квартале, запланированные сроки их выполнения и результаты реализации. Отчет заверяется подписью главного инженера Название предприятия.

При невыполнении хотя бы одного предписания в сроки, указанные в Акте, руководитель Название предприятия направляет в Территориальный орган Ростехнадзора письмо, в котором указывается обоснование причин невыполнения предписания и запрос о разрешении продления сроков выполнения мероприятия.

7.4. Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду

7.4.1. ПЭК контролирует организацию мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях мест и объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенции.

7.4.2. Подразделение службы ПЭК по экологическому лабораторному контролю выполняет практическую работу по мониторингу за состоянием окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов и мониторингу за состоянием окружающей среды на объектах захоронения отходов.

7.5. Организация и участие в проведении инвентаризации отходов и объектов их размещения, паспортизации, подтверждения отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

7.5.1. Служба ПЭК организует и проводит инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Различают 3 этапа проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения:

1. Подготовительный

2. Проведение инвентаризационного обследования

3. Обработка результатов обследования и оформление выходных материалов

7.5.2. Начальник службы ПЭК разрабатывает Программу работ по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения. В случае привлечения специализированной организации программа работ составляется совместно с представителями данной организации.

После согласования руководителями структурных подразделений Название предприятия Программа утверждается руководителями Название предприятия и привлекаемой организации.

В программе должны быть указаны конкретные сроки проведения работ в каждом структурном подразделении. В Программе указывается ответственный за выполнение мероприятий или ответственный исполнитель. Сроки проведения работ и мероприятий, внесенные в программу, являются обязательными для обеих сторон. Перенос сроков допускается только при согласии обеих сторон.

7.5.3. Результаты инвентаризационного обследования являются основой для расчетов и установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.

Служба ПЭК организует и проводит паспортизацию опасных отходов в соответствии с нормативными актами, действующими на период составления паспортов и др.

7.5.4. Служба ПЭК проводит расчеты (либо привлекает специализированную организацию на договорных началах) по подтверждению отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности в установленном порядке согласно Приказу МПР России от 15.06.2001 г. № 511.

7.5.5. В соответствии с требованиями Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» Название предприятия устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещения.

7.5.4. Проекты ПНООЛР разрабатываются специализированными организациями на договорной основе. При оформлении договора разработчик совместно с руководством Название предприятия составляет План-график работ, в том числе согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещения и получения разрешения.

7.5.5. Служба ПЭК представляет специализированной организации необходимую информацию: данные по инвентаризации отходов и мест их размещения, карту-схему объекта с размещенными на ней местами хранения отходов, паспорта опасных отходов, материалы по подтверждению отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, сведения о перспективах развития объекта и другие материалы по запросу организации-разработчика.

7.5.6. Объем и содержание тома ПНООЛР регламентируется Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

7.5.7. Оформленный проект тома ПНООЛР проверяет Служба ПЭК и главный инженер Субъекта на качество исполнения и оформления, полноту и достоверность исходных данных, достаточность и выполнимость рекомендованных мероприятий по снижению воздействия опасных отходов на окружающую среду. После рассмотрения и немедленного устранения замечаний и недостатков проект тома ПНООЛР утверждается руководителями Название предприятия и представляется в Роспотребнадзор и органы ГЭК на согласование.

7.5.8. Необходимым условием выдачи разрешения на размещение отходов производства и потребления является согласованный том ПНООЛР.

В случае изменения качественных и количественных характеристик образующихся на Название предприятия отходов они должны заблаговременно доводиться до сведения Территориального органа Ростехнадзора путем представления дополнительных материалов по корректировке тома ПНООЛР.

Разрешение на размещение отходов производства и потребления выдается Территориальным органом Ростехнадзора на основании согласованного ПНООЛР.

7.5.7. Для продления срока действия разрешения на размещение отходов производства и потребления, служба ПЭК не позднее чем за 45 суток до его истечения представляет необходимые оформленные материалы и документы в Территориальный орган Ростехнадзора. Перечень требуемой документации уточняется в соответствующем структурном подразделении охраны окружающей среды Ростехнадзора.

7.6. Получение лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами и контроль лицензионных условий

7.6.1. Служба ПЭК организует получение лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, руководствуясь Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 г. № 524.

В лицензии на деятельность с опасными отходами должны быть указаны лицензионные условия этой деятельности.

7.6.2. Служба ПЭК осуществляет контроль соблюдения лицензионных условий. В случае выявления нарушений служба ПЭК принимает меры по их ликвидации. В случае выявления нарушений лицензионных условий уполномоченным должностным лицом службы государственного контроля и выдачи предписания, в том числе приостанавливающих действие лицензии, Служба ПЭК принимает меры по устранению нарушений лицензионных условий в сроки, которые были указаны в предписании, и уведомляет об этом лицензирующий орган.

7.6.3. Лицензирующий орган проводит проверку проведения устранения Название предприятия нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в течение 15 дней со дня получения от Название предприятия уведомления об устранении указанных нарушений.

7.6.4. Лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию опасных отходов выдается на определенный срок, который впоследствии может быть продлен по заявлению Название предприятия в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

7.6.5. В случае изменения класса опасности отходов для окружающей среды, свойств и видов отходов, а также места нахождения объектов их размещения служба ПЭК должна в 15-дневный срок сообщить об этом в письменном виде в лицензирующий орган.

8. ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

8.1. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» Субъекты являются плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления).

8.2. Службой ПЭК контролируются расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, произведенные Название предприятия в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

9. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

9.1. При оценке экологической обстановки, возникшей в процессе или после ликвидации аварийной (чрезвычайной) ситуации на объекте, Служба ПЭК функционирует во взаимодействии с силами и средствами наблюдения и прогнозирования системы Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям и работает совместно с подразделениями этого ведомства.

9.2. В этот период передается руководству объекта, в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в контрольные и надзорные органы информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, воде, почве химических веществ, превышающих предельно-допустимые уровни, в соответствии с Порядком, действующим на территории субъекта:

— для атмосферного воздуха — в 20 и более раз

— для поверхностных вод для веществ 1 и 2 классов опасности в 5 и более раз, для 3 и 4 классов опасности — в 50 и более раз

— для почв — 50 раз и более

9.3. В случае обнаружения высоких уровней загрязнения, а также выявления признаков возникновения чрезвычайной ситуации по визуальным и органолептическим признакам, передача информации осуществляется в срок, указанный в действующем на объекте Порядке, при возникновении чрезвычайной ситуации и далее с периодичностью не более 4-х часов по существующим линиям связи.

9.4. Последующие наблюдения осуществляют оперативные группы, в составе которых не менее 2-х человек, сформированными на базе территориальных природоохранных органов и служб ПЭК объекта самостоятельно или совместно с другими службами наблюдения и контроля, входящими в состав Российской системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

9.5. Перед выездом на место аварии, оперативная группа собирает необходимую информацию: направление и скорость ветра, перечень возможных загрязняющих веществ и опасных воздействий. Наблюдение начинается навстречу ветру по направлению к объекту.

9.6. Личный состав оперативной группы обеспечивается индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожных покровов.

Наличие химически опасных веществ определяют с помощью приборов, предусмотренных в Порядке действия персонала системы мониторинга загрязнения окружающей среды в режиме функционирования в аварийной ситуации.

9.7. Результаты измерений заносят в журналы химического наблюдения и докладываются своим непосредственным руководителям, которые, в свою очередь передают данные в вышестоящие организации и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с периодичностью не более 4-ч часов.

В случае обнаружения повышенных уровней химического загрязнения наблюдения проводят 4 раза в сутки: в 9.00, 15.00, 21.00 и 3.00 ч., а в случае возникновения чрезвычайной ситуации — с периодичностью 4 часа.

Время и количество замеров определены в приказах по Название предприятия.

9.8. Наряду с проведением измерений производится определение границы территории загрязнения.

Для определения конкретного перечня загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух или сброшенных в поверхностные водоемы и водотоки и на рельеф в результате аварийной ситуации, проводят лабораторный контроль на предмет идентификации загрязняющих веществ и количественный химический анализ отобранных проб.

Отбор проб производят в зоне загрязнения. В каждом случае количество проб определяется отдельно. В результате проведения лабораторного контроля отобранных проб должен быть четко установлен перечень загрязняющих веществ, их количественный и качественный состав, а также определена зона загрязнения (до фонового уровня).

Отбор проб объектов окружающей среды осуществляется по соответствующим ГОСТам и методикам. Результаты отбора проб заносятся в соответствующие акты.

Количественный химический анализ производится по методикам выполнения измерений, утвержденным государственными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Настоящее положение вступает в силу со дня его утверждения. Положение может быть пересмотрено и дополнено в связи с вводом в действие новых правил, нормативных документов в области ООС.

Производственный экологический контроль не включает в себя:

Химсостав воздуха и вредные физические факторы на рабочих местах;

Качество воды из раздаточных кранов в цехах;

Дезинфекцию водонакопительных резервуаров (если вода на питье);

Дератизацию;

Контроль за раздевалками, душевыми, санузлами, местами приготовления и приема пищи и еще многое другое, что относится к санитарным задачам на объекте

Разработал:

Инженер- эколог ________________

С каждым годом мировая экологическая обстановка становится все хуже и хуже. Происходит это из-за деятельности человека, который бездумно загрязняет окружающую природу Для того чтобы поддерживать в ней нормальный баланс, необходимо проводить производственный экологический контроль. Он обеспечивает постоянный мониторинг и фиксацию каких-либо негативных изменений, вызванных деятельностью того или иного предприятия. Организации обязаны предпринимать меры по восстановлению окружающей среды. Законодательство предусматривает не только административную, но и уголовную ответственность за невыполнение рекомендаций контролирующих органов.

Каждая компания обязана периодически подавать информацию о том, какие мероприятия для сохранения окружающей среды в надлежащем состоянии были приняты. Производственный экологический контроль должен проводиться самой организацией на собственных объектах. Специалисты должны самостоятельно наблюдать за тем, насколько рационально используются природные ресурсы, а также за тем, какие меры принимаются для уменьшения степени негативного влияния на окружающую флору и фауну.

Производственный экологический контроль следует проводить при помощи специальной комиссии, которая создается в компании. При этом все сведения о наблюдающей группе должны передаваться в Однако иногда контроль проводится при участии специальных организаций. Это нужно в том случае, если определенные виды требуют особого разрешения. Хотя не все фирмы хотят тратить средства на создание группы наблюдения, а также на соответствующую охрану окружающей фауны и флоры.

Производственный экологический контроль предусматривает соблюдение законодательных норм, которые устанавливают правила пользования окружающей средой; выполнение мероприятий, которые обеспечивают сохранение и восстановление природы; соблюдение установленных лимитов захоронения отходов.

Контроль на предприятии имеет свои объекты. Прежде всего к ним относятся источники выбросов отходов в воздух, воду или на грунт, причем как стационарные, так и передвижные. Естественно, контролировать нужно и оборудование, которое используется для очищения переработанных жидкостей. Еще наблюдение проводится за местами утилизации загрязняющих веществ, складами, хранилищами химических средств и реагентов.

Экологический контроль - это важная часть охраны окружающей фауны и флоры. Благодаря ему, производство должно обеспечивать чистоту и безопасность своей деятельности. Поэтому он должен быть организован правильно: в соответствии с действующим законодательством. Важно, чтобы за нарушение правил пользования ресурсами природы или их чрезмерное загрязнение существовала определенная ответственность. Кроме закона, производители должны руководствоваться собственным умом и понимать, что в этом мире придется жить и им самим, так что все-таки следует внимательнее относиться к природе.

Определение производственного экологического контроля (ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды») носит обобщенный характер. Названы только цели его выполнения - обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также соблюдение требований в области охраны окружающей среды. Природопользо-ватели обязаны организовать производственный экологический контроль (ПЭК) и обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий. Сведения об организации производственного экологического контроля представляются в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль.

Согласно этому же Закону система мероприятий, направленных на комплексную оценку состояния окружающей среды, оценку и прогноз ее изменения под воздействием осуществляемой деятельности - т.е. локальный экологический мониторинг, в состав производственного экологического контроля не входит.

На практике природопользователи при разработке программы ПЭК включают в нее программу ЛЭМ, при этом из-за отсутствия регламентации по его проведению состав и периодичность наблюдений, а также средства измерений не унифицированы. Отсутствие четких требований по осуществлению локального (объектового) мониторинга не позволяет осуществлять системный анализ состояния природной среды в районах изучения и освоения минерально-сырьевых ресурсов, а также осуществлять контроль качества и стоимости проводимых мероприятий, в том числе при реализации проектов на условиях соглашения о разделе продукции.

Согласно п. 6.32 СП 11-102-97 в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта с учетом функционирующей системы локального экологического мониторинга организуется выполнение производственного контроля за уровнем воздействия производственного объекта на окружающую среду. Осуществление контроля предусматривается специальным подразделением предприятия.

Итак, ПЭК - система мероприятий, проводимых на объектах хозяйственной и иной деятельности. Он осуществляется за счет собственных средств природопользователя, а также может субсидироваться из иных источников. На уровне конкретного природопользователя ПЭК осуществляется на основе положения о производственном экологическом контроле, которое разрабатывается природопользователем с учетом требований экологического законодательства. В настоящее время отсутствует специальный акт о порядке проведения и осуществления ПЭК.

В других Федеральных законах (например, от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации») в обязанности пользователя лицензии включается организация экологического мониторинга. Аналогично в Приказе Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 об утверждении Положения по ОВОС в Российской Федерации, в перечне материалов указывается программа экологического мониторинга и контроля. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основой для проведения послепроектного анализа и экологического контроля над реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, подтверждается необходимость раздельного понимания экологического мониторинга и контроля при осуществлении хозяйственной деятельности.

Наряду с общими требованиями к порядку организации производственного контроля природопользователями, определенными Федеральным законом «Об охране окружающей среды», специальные требования в части организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, за соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и в области обращения с отходами устанавливаются Водным кодексом РФ и федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха» и от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» соответственно.

Средства измерений, применяемые при контроле состояния окружающей среды, в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обеспечения единства измерений должны пройти испытания с целью утверждения типа средств измерений. Средства измерений подлежат поверке. По ее результатам поверяющей организацией оформляется свидетельство установленной формы с указанием срока очередной поверки. Средства измерений универсального назначения (спектрофотометры, полярографы, хроматографы и т.д.) должны быть обеспечены аттестованными методиками выполнения измерений.

Производственный экологический контроль в пределах объекта переплетается с наблюдениями в режиме ЛЭМ и предусматривает:

  • сбор уточненных данных о состоянии окружающей среды и тенденциях ее изменения;
  • контроль выполнения проектных решений при строительстве;
  • оперативный контроль над возникающими неблагоприятными природными процессами (оползни, эрозия и др.) и другими крупными нарушениями природной среды;
  • долговременный контроль над трендами изменений окружающей среды;
  • прогнозирование возможных изменений окружающей среды в ходе выполнения работ по проекту.

На основании ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль охраны атмосферного воздуха осуществляют все юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. Для организации и проведения производственного контроля охраны атмосферного воздуха на предприятиях назначают ответственных лиц и (или) организуют экологические службы.

Производственному контролю при эксплуатации промышленного объекта подлежат величины ПДВ (ВСВ - временно согласованные выбросы) и выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами от автомобилей. Производственный контроль может производиться силами лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду или по договору сторонней организацией.

При отсутствии собственной лаборатории работы по осуществлению производственного контроля проводятся на основании договора с лабораторией, аккредитованной на проведение измерений и анализов в области экоаналитического контроля.

При производственном химико-аналитическом контроле соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) непосредственно на источниках загрязнения по плану-графику лабораторного контроля определяют перечень веществ, подлежащих контролю. Контроль содержания загрязняющих веществ в промышленных выбросах проводится по утвержденным стандартным методикам с заданной периодичностью. Результаты производственного контроля заносят в план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов и на контрольных точках (постах).

Предприятия, имеющие на балансе автотранспортные средства, обязаны обеспечить выполнение экологических требований при их эксплуатации и ремонте. Экологические требования к автотранспорту прежде всего включают его соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферу, установленных соответствующими стандартами.

Для автомобилей с бензиновыми двигателями определяют содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52033-2003. Для автомобилей с дизельными двигателями производят измерения дымности по ГОСТ Р 52160-2003.

С целью соблюдения нормативов ПДС разрабатывается и согласуется схема-график производственного аналитического контроля над работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты. При производственном контроле наблюдения ведутся за расходом, составом и свойствами:

  • сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам;
  • сбрасываемых сточных вод и их соответствием установленным нормативам ПДС;
  • вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах. Измерение расходов воды производится в пунктах учета на каждом

водозаборе и выпуске возвратных вод, а также в системах оборотного водоснабжения и точках передачи воды другим потребителям. На предприятиях, не имеющих соответствующей аппаратуры, расходы воды по согласованию с соответствующими надзорными органами, в порядке исключения, до установки контрольно-измерительных приборов могут определяться расчетом.

Перечень источников производственных сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ, технологические схемы очистки и обезвреживания, объем и периодичность химического контроля определяются на основании нормативно-технических документов по проектированию и эксплуатации технологического оборудования.

Состав и свойства сточных возвратных вод определяются на выпуске (выпусках) их в водные объекты. Наряду с отбором проб сточных возвратных вод должно производиться опробование исходного водоисточника для определения фоновых показателей, а также воды в контролируемом водном объекте после ее смешения с возвратными водами в контрольном створе в соответствии с гра-

фиком. В случае превышения ПДС в результате ухудшения качества возвратных вод производственные подразделения предприятия с привлечением химической лаборатории должны определить источник загрязнения путем обследования отдельных потоков (колодцев) и устранить нарушение.

Наряду с химическими методами контроля часто осуществляется контроль токсичности природных и сточных вод с использованием действующих методов биотестирования. В случае обнаружения токсичности сточных вод, отводимых в водный объект, или вод в контрольном створе водного объекта устанавливаются конкретные вещества, обуславливающие эту токсичность, и пересматриваются нормативы ПДС.

Порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты водопользователь согласовывает с органами государственного экологического контроля. При разработке системы контроля возвратных сточных вод предприятия данные различных форм отчетности должны быть сведены в единый банк данных.

Во исполнение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль над соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.

Одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами являются наличие у лицензиата средств контроля и измерений, применяемых для подтверждения соблюдения лицензиатом нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами.

Есть и откровенные упущения в организации контрольно-мониторинговых измерений. Например, в материалах проектной документации, программах ПЭК и ЛЭМ, реализуемых в настоящее время компаниями-операторами при разведке и разработке месторождений углеводородного сырья на акваториях Каспийского, Балтийского и Японского морей, совершенно не предусмотрен экологический мониторинг подземных вод в связи с возможными глубинными авариями на скважинах, в частности, закачивающих отходы и шламы под землю, а также - буровых и эксплуатационных скважинах, причем как сухопутных, так и морских. Глубинные аварии на месторождениях, как правило, визуально не проявляются и поэтому легко скрываются нефтяными компаниями.

Не запланирован комплексный геодинамический мониторинг для контроля динамики состояния среды и своевременного предупреждения геодинамически опасных и аварийных ситуаций на нефтегазовых объектах. В осуществлении геодинамического мониторинга должны быть заинтересованы сами нефтяные компании, поскольку его результаты направлены на сокращение числа и объемов разливов на скважинах и трубопроводах.

Производственный контроль осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности самостоятельно. Это единственный из всех видов контроля, когда субъект совмещает функции по природопользованию и контролю. За неисполнение обязанности по организации производственного контроля собственной деятельности субъект может быть привлечен к ответственности. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о результатах ПЭК в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

К сожалению, большинство законодательных актов экологической направленности носят рамочный характер. Поэтому без разработки ныне отсутствующих регламентных нормативных документов результаты ПЭК и ЛЭМ не могут полноценно и эффективно использоваться уполномоченными органами исполнительной власти в рамках осуществления мониторинга состояния окружающей среды во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, мониторинга водных объектов, а также при осуществлении государственного контроля безопасности природопользования в целом.

Производственный экологический контроль и ЛЭМ являются основой информационного обеспечения в части своевременного выявления негативного воздействия на окружающую среду и предупреждения крупномасштабных экологических последствий, организации управления нормативным качеством окружающей среды и анализа уровня экологического риска осуществляемой деятельности.