Православные псалмы о даровании благодати господней. Очень действенные молитвы (псалмы) при разных жизненных обстоятельствах… Или когда и какую молитву использовать

. Начальнику хора. Псалом Давида.

. Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

«В конец. Псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану Пророку, внегда вниде к Вирсавии жене Уриеве» . Надписание псалма ясно показывает нам его содержание, и самыя речения в псалме достаточно открывают глубину его смысла. Надлежит же знать, что псалом заключает в себе и предвещание будущаго; почему и надписывается: "в конец" , – чем дается знать, что пророчество будет иметь исполнение. Но никто да не затрудняет себя вопросом: ужели великий Давид во время покаяния сподоблен был пророчественной благодати? Сие можно дознать и из других псалмов, в которых приносит он исповедание. Ибо и в шестом псалме предвозвестил будущий суд, и говорит: «несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» (). И в псалме тридцать первом ублажает без труда приявших оставление грехов, что дарует обыкновенно единая благодать крещения. И в предлежащем псалме точными словами дает нам видеть, что не лишен был благодати Духа; ибо говорит: «Духа Твого благаго не отъими от Мене » . Не о том просит Давид, чтобы подана ему была благодать Духа, но молит, чтобы не была у него отъята оная. Посему, просвещаемый лучем благодати и провидя пророческими очами, что и народ, над которым он царствует, впадет в беззакония, и в наказание за оныя будет порабощен и преселен в Вавилон, написал он настоящий псалом, и собственныя врачуя им язвы, и уготовляя в нем приличное врачество, как народу своему, так и всякому из нас, кто только уязвлен, и имеет нужду во врачевании.

. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

«Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» . И божественному Давиду, и плененному народу, и всякому из нас, если только болезнует кто, приличны предложенныя речения, потому что великия язвы имеют нужду в соразмерных врачествах, и кто впал в тяжкий недуг, тот требует большаго о нем попечения; кто много прегрешил, для того нужно великое человеколюбие. Посему-то великий Давид умоляет явить ему великую милость, весь источник щедрот излить на греховный струп, потому что иначе и не могли быть изглажены следы греха. Справедливо же прегрешение называет беззаконием, потому что в нем заключается сугубое преступление закона.

. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня.

«Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя» . Ты даровал уже мне оставление грехов чрез Пророка Нафана, говорит Давид, и как бы некими прижиганиям и сечениям, подверг меня всякаго рода бедствиям, но прияв в себя великое зловоние греха, еще требую чистительных врачеств. Посему снова омой меня, Владыка, чтобы стереть всю греховную скверну.

. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

«Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» . И по оставлении Тобою греха моего, не предаю его забвению, но непрестанно вижу образы худых моих дел, и те беззакония, на которыя я отважился, и ночью мечтаются во сне, и днем представляются в мысли. Так поступать согрешающим повелевает и сам Бог чрез Пророка Исаию, ибо говорит: «Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну неправд твоих, Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (). Согласно с сим и сам блаженный Давид написал в тридцать первом псалме: «рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего» ().

. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

«Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих» . Многих и великих даров насладившись от Тебя, говорит Пророк, воздал я за них противным, отважившись сделать воспрещенное законом. Не то разумеет он, что не сделал обиды Урии (потому что причинил обиду и ему и жене его), но что величайшее беззаконие учинено им против самаго Бога, который избрал его, из пастыря овец соделал царем, явил победителем врагов и преизобильно наделил благами всякаго рода. Хорошо присовокуплено им: «лукавое пред Тобою сотворих» . О сем упоминает и история; ибо сказано: соделанное оказалось злым пред Господем (). Представляя же, что говорит сие народ в пленении, должно понимать так: «Тебе единому согреших» , то есть, неблагодарным оказался я за дары Твои, преступил данные мне законы, насладившись благами всякаго рода, не был за то признателен; не сделав же никакой обиды Вавилонянам, великия терплю от них обиды.

«Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти» , то есть, сам я для себя стал виновником зол, а Твоя правда просиявает во всем. Ибо, если так разсудить, предложить на среду, что Тобою для меня сделано и сравнить с этим то, на что я отважился, то явишься Ты и правдивым и человеколюбивым, а я окажусь и беззаконным и неблагодарным. Поэтому речение: "яко" не означает здесь причины: не для того согрешил сам Давид, или потом и народ, да оправдится Бог, а напротив того, и по учинении ими греха, открывается Божия правда, потому что Бог всячески промышляет и о Давиде, и о народе его, и о всех человеках.

. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

«Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» . Издревле и с самаго начала, говорит Пророк, грех возобладал естеством нашим, потому что преступление заповеди предшествовало Евину зачатию. По преступлении, по произнесении Божия приговора, лишившись уже рая, «Адам позна Еву жену свою, и заченши роди Каина» (). Поэтому Пророк хочет сказать, что грех, возобладав над нашими прародителями, в роде нашем проложил себе некий путь и стезю. Сие говорит и блаженный Павел: «единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, в немже вси согрешиша» (). Сие и Бог всяческих изрек досточудному Ною: «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности во все дни» (). Все же это научает нас, что сила греха не есть сила естественная (а если бы действительно так было, то мы были бы свободны от наказания); но что естество, смущаемое страстями, склонно к падению. Посему не брак обвиняет Пророк, как предполагали некоторые, и беззаконием называет не брачное общение, как неразумно полагали иные, в таком именно смысле понимая слова: «в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» . Напротив того, выставляет он на вид то беззаконие, на которое древле отважились прародители человеков, и говорит, что оно соделалось источником сих пороков, то есть, если бы они не согрешили, то не подпали бы и смерти в наказание за грех; а не быв смертными, не подлежали бы тлению; с нетлением же, без сомнения, было бы соединено безстрастие, а пока водворялось бы безстрастие, не имел бы места и грех. Но поелику прародители согрешили, то преданы они тлению, а сделавшись тленными, таковых родили и детей; и их, как тленных, сопровождают вожделения и страх, удовольствия и скорби, гнев и зависть. Со всем этим и с тем, что от сего раждается, борется разсудок, и победив, прославляется и украшается победными венцами, а уступив над собою победу, подвергается стыду и наказанию. Вместо: "роди" Симмах выразился: «носила во чреве».

. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

«Се бо, истину возлюбил еси» . Судишь же Ты так, говорит Пророк, и одних наказываешь, а других увенчиваешь, потому что любишь истину. Но любя истину и ведая немощь естества, окажи снисхождение просящим врачеств.

«Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Не почитаю себя достойным какого-либо извинения, после стольких даров соделавшись неблагодарным, Не только утвердил Ты меня на царском престоле, но сподобил и пророчественной благодати, открыл мне, что будет по прошествии долгаго времени, безвестное для других соделал известным для меня, так что и другим возвестил я вочеловечение, спасительное страдание и воскресение единороднаго Сына Твоего, спасение вселенной, щедрое оставление грехов, велелепные и божественные дары святаго крещения. Всему этому предварительно наученный всесвятым Духом Твоим, умоляю о том, чтобы и мне причастным быть той благодати, о которой вопию и предвозвещаю другим.

. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

«Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся» . Ибо единой дар крещения может произвести сие очищение. Дать же очищение сие Господь всяческих обещал чрез Пророка Исаию. Сказав: «измыйтеся, чисти будете, отъимите лукавства от сердец ваших" , чрез несколько слов изрек Он: «аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю» (). И сам великий Давид в шестьдесят седьмом псалме предвещает это, ибо говорит: «внегда разнствит Небесный цари, оснежатся в Селмоне» (). Посему это же говорит и здесь, а именно: имею нужду в той благодати, которая будет дана всем человекам, потому что она одна может вполне соделать меня чистым и дать мне белизну снега. А что иссоп ни мало не дает отпущения грехов, не трудно дознать сие из Моисеевых писаний, ибо человекоубийцу и похитителя чуждаго ложа не окроплениями очищал закон, но подвергал смертному наказанию. Посему иссоп служит указанием на что-либо другое. Ибо в Египте иссопом воскропив овчую кровь на праги, избегли руки Погубляющаго; и это было образом спасительных страданий. И здесь указуются кровь, спасительное древо и спасение, подаваемое приступающим с верою.

. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

«Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя» , то есть, сего веселия исполни слух мой, обетовав совершенное очищение, чтобы радость объяла у меня все телесные члены, и кости, смиренныя ныне злостраданием, снова процвели и восприяли свою крепость.

. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

«Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти» . Воззри, говорит Пророк, не на совершенныя мною беззакония, но на меня, оплакивающаго оныя.

. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» . поелику постигла меня греховная старость, то обнови меня человеколюбием Твоим. Сие чрез Пророка Иезекииля обещал Владыка и пленникам в Вавилоне, ибо говорит: "дам им сердце ново, и дух нов» (), разумеет же не всесвятаго Духа, но возбуждение разумной силы, то есть: обучив вас продолжительным сим вразумлением, и показав вам, какие плоды приносит грех, сделаю, что изберете добродетель. Сего и здесь испрашивал блаженный Давид, то есть, просил обновить поврежденное сердце его и укрепить разумную силу, чтобы идти ему путем Божественным.

. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

«Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от Мене » . Из слов сих ясно дознаем, что Давид не был лишен благодати всесвятаго Духа, ибо не просит о том, чтобы восприять Духа, как лишенному, но умоляет не лишать его Духа и не удалять от него Божественнаго о нем попечения. Ибо лицем назвал здесь промыслительность.

. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

«Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди мя» . Умоляет о том чтобы и впредь иметь ему то, чего не утратил, то есть, благодать Духа; а что утратил, о том просит, чтобы снова восприять сие; утрачено же было радование о Боге. Всяким веселием наслаждался я, говорит Пророк, когда имел великое дерзновение пред Тобою, Владыка, а теперь, лишившись онаго, утратил и благодушие. Лишило же меня дерзновения рабство сластолюбию. Посему умоляю, чтобы ум мой восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними.

. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

«Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» . Снова пользуясь Твоим человеколюбием, буду я образцом покаяния для любящих жизнь беззаконную; буду же и провозвестником Твоей благости, людей злочестивых и беззаконных убежду прибегнуть к Тебе с молением.

. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

«Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего» . Давид непрестанно содержит в памяти убиение Урии. Сие дал видеть и в самом начале псалма: «грех мой предо мною есть выну» .

«Возрадуется язык мой правде Твоей». Симмах перевел сие так: «возглаголет язык мой милость Твою». Не буду молчать, получив оставление грехов, но не престану песнословить Тебя, поведая милости Твои.

. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.

«Господи, устне мои отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою» . Грех обыкновенно связывает язык, заграждает уста, гнетет и принуждает молчать. Посему Пророк умоляет, чтобы ему, получив оставление грехов, возыметь прежнее дерзновение, и подвигнуть язык к песнопению.

. Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

«Яко . Согласно и сие с сказанным в предыдущем псалме. Там слышали мы, глаголет Бог всяческих: «не прииму от дому Твоего тельцев, ниже от стад Твоих козлов» (). И божественный Давид, вняв сему Божию слову, справедливо сказал: «яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши» . Ты изрек, говорит Пророк, что не угодны Тебе жертвы безсловесных, посему принесу Тебе жертву угодную.

. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» . Угодная и приятная Тебе, Богу нашему, жертва, говорит Пророк, – смиренный образ мыслей. Посему много смирив сердце, и как бы сокрушив, и до крайности истончив оное, принесу Тебе угодную жертву. Сими же словами выразились и блаженные отроки в пещи, ибо сказали: «сердцем сокрушенным и духом смиренным да прияты будем пред Тобою, яко во всесожжениях овнов и юнцев тучных" (). Ибо мужественные оные отроки отсюда дознав, какая жертва угодна Богу, принесли в дар Владыке смирение в образе мыслей и сокрушение сердца.

. Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима.

. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

«Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския» .

«Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы» . Из сих речений видим, что псалом исполнен пророчества. Ибо слова сии приличны тем, которые принуждены были жить в Вавилоне, желали освобождения от рабства и оплакивали запустение города. Они умоляют, чтобы город сподобился помилования и возвратил себе прежнее благополучие, когда исправлены будут его ограды и возобновится в нем Богослужение по закону. Ибо теперь, говорят они, живя в чужой стране, не можем приносить установленныя Тебе жертвы: потому что закон повелевает приносить жертвы в оном одном городе. Но если дано будет нам возвратиться и снова воздвигнуть храм, то будем тогда приносить Тебе жертвы, установленныя законом. Весьма приличны им и сии слова: «Господи устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» . Ибо их это изречение: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» (). Но конец псалма сего заключает в себе и другое пророчество. поелику выше говорил Пророк о дарах всесвятаго Духа, а потом, простираясь далее, показал, что Бог всяческих не благоугождается жертвами по закону, то умоляет, чтобы явлен был новый Сион, соградился на земле Иерусалим небесный, и как можно скорее установилось новое жительство, приносящее Богу не безсловесныя жертвы, но «возношение и жертву правды» , всесожжения разумныя и живыя, о которых говорит блаженный Павел: «молю вас, братия, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше» (). Ибо божественный Давид, как дознавший «безвестная и тайная премудрости» Божией, говорит сие, зная, что в новом завете будет совершенное оставление грехов, а потому и сам желая достигнуть скорейшаго и совершеннаго освобождения от грехов, вожделевая мгновеннаго и решительнаго очищения.

Благодарю Тебя, Сладосте вечная, несравненная, без числа превосходящая все сладости земные, плотские и грубые, Сладосте нетленная, животворная, святая, тихая, легкая, премирная, прерадостная, неиссякающая; благодарю Тя, яко и сии тленные сладости мне даровал еси ко вкушению, наслаждению, да, хотя отчасти, познаю, сколь сладок Ты, что Ты весь сладость, весь желание. Осияваясь светом вещественным, говорю: слава Тебе, Свете незаходимый, пресладостный и всерадостный, яко сим тленным, но прекрасным светом - образом Твоего неприступного божественного света нас осияваеши, да от сего света вещественного востекаем непрестанно мыслью к Тебе, вечному, незаходимому Свету, и да стремимся чистотой жития достигнуть Твоего всеблаженного созерцания.

Иная молитва святого Иоанна Кронштадтского

Сладосте моя безконечная, Господи Иисусе Христе, каких сладостей не дал Ты мне вкусить в бытии моем временном! Благодарю Тебя, Милосте моя, Сладосте моя! Но если земные сладости так многочисленны, разнообразны, приятны, то каковы сладости небесные, духовные: они поистине безконечны, безчисленны, невообразимо приятны. Не лиши убо меня, многомилостивый, прещедрый Господи, и небесных Твоих сладостей, ихже уготовал еси любящим Тя. Не лиши их и прочих людей Твоих! Даждь нам всем познати Тя, Господи, Сладость нашу!

Песнь хвалебная по подобию псалмов Давидовых (из творений св. Иоанна Кронштадтского)

Господь - бытие мое; Господь - избавление от вечной смерти; Господь - вечный живот мой; Господь - очищение и избавление от множества прегрешений и освящение мое; Господь - сила в немощи моей, пространство в тесноте моей, упование в малодушии и унынии моем; Господь - свет во тьме моей, мир в смятении моем; Господь - заступник в искушениях моих. Он - мышление мое, желание мое, деятельность моя; Он - свет души и тела, пища, питие, одеяние мое, щит мой, оружие мое. Все для меня Господь!

Псалом 103

Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело; во исповедание и в велелепоту облеклся еси; одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу; покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крылу ветреню; творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века. Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды; от запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрьгги землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают; от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих; от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли; и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тьму, и бысть нощь, в неиже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут, отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся; отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки; возвеселится Господь о делех Своих; призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь; да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа. Солнце позна запад свой, положил еси тьму и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.

Псалом 116

Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его, вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.

Псалом 145

Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления его. Блажен, ему же Бог Иаковль Помощник его, Упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя. Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя. Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

Псалом 148

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его Небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века, повеление положи, и не мимоидет. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его, горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри, зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты. Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами, да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси. И вознесет рог людей Своих, песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем, приближающимся Ему.

Нет точных указаний, по какому поводу и когда был написан этот псалом. Возможно, когда Давид был атакован Саулом или Авессаломом, ибо в нем псалмопевец жалуется на вероломство своих врагов, но в то же время ликует, видя благость Бога по отношению к нему. Здесь нам предлагается задуматься, и было бы хорошо, если бы мы поразмыслили серьезно (I) о порочности греха (ст. 2-5).

(II) О благости Бога и том, как Он милостив (1) ко всем Своим творениям в общем (ст. 6,7);

(2) к Своему народу особым образом (ст. 8-10). Тем самым псалмопевец получил ободрение молиться за всех святых (ст. 11), за себя, в частности, и собственную сохранность (ст. 12), за триумф при падении его врагов (ст. 13). Если, воспевая этот псалом, наши сердца были должным образом поражены ненавистью ко греху и удовлетворением в Божьем благоволении, то мы поем его с благодатью и пониманием.

Начальнику хора. Псалом Давида, раба Господня.

Стихи 2-5 . Давид в заглавии к этому псалму определяет себя как раба Господня. Почему в этом, а не в другом (за исключением Псалма 17) – нельзя объяснить; но он был таковым не только в том смысле, как каждый благочестивый человек является рабом Божьим, а как царь, как пророк, как человек, занятый служением интересам царства Божьего среди людей с большей готовностью и эффективностью, чем любой другой человек в его время. Давид хвалится этим (Пс 115:7). Это не оскорбление, а честь для величайших мужей быть служителями великого Бога. Это самое высокое продвижение, на которое способен человек в этом мире.

В этих стихах Давид описывает порочность нечестивцев; неясно, то ли он имеет в виду своих определенных преследователей, то ли всех великих грешников в мире. Но здесь нам представлен грех в своих причинах, цветах, корнях и ветвях.

I. Здесь нам представлен корень горечи, от которого исходят все нечестивцы. Он произрастает (1) от их презрения к Богу и недостаточного уважения к Нему (ст. 2): «Нечестие беззаконного (в том виде, как оно описано далее в ст.4,5) говорит в сердце моем (побуждает меня сделать вывод): нет страха Божия пред глазами его; ибо если бы он был, то нечестивец не говорил и не поступал бы так безрассудно; он не осмелился бы нарушать законы Божьи и заветы с Ним, если бы имел хоть немного почтения к Его величию и боялся Его гнева». В этих стихах должным образом в виде обвинения по закону представлено преступление: нет страха Божия пред глазами его, раз он так поступает. Нечестивцы не заявляют открыто, что не имеют страха Божьего, но их преступления нашептывают это тайно в умы тех людей, которые знают хоть что-то о природе благочестия и нечестия. Давид приходит к заключению, что тот, кто живет без ограничений, живет без Бога в этом мире.

(2) Из собственного самомнения и лести, которой они успокаивают свои души (ст. 3): «Он льстит себе в глазах своих, то есть, согрешая, он думает, что поступает мудро и хорошо для себя, и то ли не видит, то ли не признает зло и опасность своих порочных поступков. Он называет зло добром и добро – злом. Он притворяется, что его распутство – просто свобода, жульничество совершается из дальновидности и политики, а преследование народа Божьего он преподносит себе как проявление необходимой справедливости. Если его собственная совесть угрожает ему за то, что он совершил, то он говорит: «Бог не спросит, у меня будет мир, даже если я буду продолжать». Обратите внимание, грешники сами губят себя тем, что льстят себе. Сатана не может обмануть их, если они сами себя не обманут. Но будет ли ложь продолжаться вечно? Нет, настанет день, когда глаза грешника будут открыты, когда он отыщет беззаконие свое, чтобы возненавидеть его. Беззаконие – отвратительная вещь, это мерзкое дело, которое Бог ненавидит и на которое не может взирать Его чистое и ревностное око. Оно наносит вред самому грешнику, и поэтому он должен возненавидеть его, но так не происходит; он перекатывает его под языком, как сладкую конфетку, так как благодаря ему он может получить мирскую выгоду и чувственное наслаждение, но эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его (Иов 20:13,14). Когда совесть грешника будет обличена, то грех явится во всех своих истинных красках и он станет ужасом для самого себя; когда в его руки будет вложена чаша трепета и ему придется испить ее до конца, – тогда откроется мерзость его преступлений, а ложь самому себе окажется неизреченной глупостью и отягощением для его осуждения.

II. Это – те проклятые ветви, которые произрастают из корня горечи. Грешник бросает вызов Богу и даже себе, и чего же тогда можно ожидать, как не того, что все сведется к нулю. Это были два первых росточка греха. Люди не боятся Бога и поэтому льстят себе, и тогда (1) они не осознают, что говорят, истину или ложь, правы они или не правы (ст. 4): «слова уст его – неправда и лукавство», то есть они замышляют зло, но в то же время покрывают его благовидным предлогом и правдоподобными объяснениями. Неудивительно, если обманывающий сам себя, замышляет, как обмануть все человечество, ибо кому будет говорить правду тот, который лжет собственной душе?

(2) Даже то незначительное количество хорошего, что было в них, покидает их: искры благочестия загашены, их обличения заведены в тупик, их хорошие начинания сведены к нулю. Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. Казалось, что они были направляемы мудростью и руководствовались религией, но они оставили эти узы, стряхнули с себя религию, а вместе с ней – и свою мудрость. Обратите внимание: тот, кто не хочет делать добро, не имеет мудрости.

(3) Не испытывая желания делать добро, они замышляют зло и стараются досаждать благочестивым окружающим, которые делают добро (ст. 5): «На ложе своем замышляет беззаконие». Отметьте, что беспечность открывает путь для греха. Когда человек оставляет в стороне добрые дела, привычку молиться, исполнение Божьих постановлений и свой долг перед Ним, то дьявол с легкостью делает его своим агентом и инструментом, чтобы привлечь ко греху тех, кого можно, а кого нельзя – на них навлечь беду. Тот, кто перестает делать добро, начинает творить зло; так дьявол, отступив от своей непорочности, вскоре стал искусителем Евы и преследователем праведного Авеля.

Очень плохо совершать зло, но еще хуже – замышлять его, то есть делать это умышленно, имея определенное решение, напрягать свой разум, чтобы совершить как можно эффективнее, составлять заговор и разрабатывать, используя коварство и злобность древнего змея, замышлять все это на собственном ложе, где мы должны размышлять о Боге и Его слове (Мих 2:1). Это служит доказательством того, что сердце грешника полностью поглощено замыслами, как совершить зло.

(4) Став на путь греха, который не имеет ничего хорошего ни в себе, ни в конце, он упорствует и принимает решение оставаться на этом пути. Он становится на путь недобрый, чтобы совершить задуманное зло; ничто не удержит его от совершения этих умыслов, хотя это противоречит его долгу и истинным интересам. Если только грешники не сделают стальными свои сердца и бронзовыми – лица, облекшись в упрямство и нечестие, то они не смогут идти по своему злому пути и быть полной противоположностью всему, что справедливо и благо.

(5) Совершая зло, ему нравится видеть его в других: он не гнушается злом, а, наоборот, получает от этого удовольствие и радуется, видя других такими же плохими, как он сам. Или это может означать нераскаянность грешника. Если Бог дает покаяние, грешник начинает ненавидеть зло, которое совершил ранее, и себя самого; ему горько вспоминать о нем, как бы приятно ни было совершать его. Но ожесточенные грешники имеют такую уснувшую и притупленную совесть, что в последствии они никогда не вспоминают о своих прежних делах с сожалением или раскаянием, а твердо стоят на своем, словно могут оправдать себя перед Богом.

Некоторые считают, что Давид, говоря об этом, имел в виду Саула, который оставил страх Божий и добрые дела, притворялся перед ним дружелюбным и отдал в жены свою дочь, а сам в то же время замышлял зло против него. Мы же не обязаны ограничивать себя, подобным образом толкуя эти стихи, так как среди нас есть много людей, вполне соответствующих этому описанию, и о них нужно сильно скорбеть и рыдать.

Стихи 6-13 . Давид, оглядевшись вокруг себя и со скорбью отметив порочность нечестивцев, теперь с утешением взирает на благость Бога, как на предмет восхищения. В той же степени предыдущий объект был для него отвратительный, и его вполне можно было бы поставить в противовес данному. Обратите внимание на:

I. Его размышления о благодати Божьей. Он видит мир оскверненным, себя – находящимся в опасности, а Бога – обесчещенным злодеяниями нечестивцев. Но внезапно он направляет свой взгляд, свое сердце и слова к Богу: «Как бы ни было, но Ты благ». Тем самым псалмопевец признает 1. Превосходящие совершенства божественной природы. Мы живем среди людей, и у нас часто появляется повод жаловаться, потому что нет ни истины, ни милосердия (Ос 4:1), ни суда, ни правды. Но все это можно найти у Бога без малейшей примеси. Мы можем быть уверены, что все, чего не хватает или что неправильно в этом мире, в полном объеме и правильно присутствует в Нем, Который управляет им.

(1) Он – Бог неисчерпаемой благости: «Господи! милость Твоя до небес». Если люди закрывают сосуды своего сострадания, но мы с Богом и находимся у престола Его благодати, то обретем милость. Когда люди замышляют зло против нас, то Бог заботится о нас, и если мы прилепливаемся к Нему, то заботится хорошо. На земле мы имеем мало удовлетворенности и в огромной степени поглощены беспокойством и разочарованием; но на небесах, где милость Бога правит в совершенстве до самой вечности, пребывает удовлетворенность. Поэтому, чтобы иметь спокойную жизнь, давайте держаться своего пути. Каким бы плохим ни был мир, давайте никогда не думать плохо о Боге и Его правлении, а, живя среди процветающей порочности людей, использовать ее не для того, чтобы вспоминать о чистоте Бога, словно Он может смотреть на грех, а восхищаться Его терпению, что Он так долго терпит тех, кто дерзко раздражает Его, более того, побуждает солнце светить и проливает дождь на них. Если бы на небесах не было милости Божьей (т.е. милости, которая бесконечно выше милости любого творения), то Он вскоре вновь потопил бы этот мир (см. Ис 55:8,9; Ос 11:9).

(2) Он – Бог нерушимой истины: «Истина Твоя до облаков!» Хотя Бог допускает, чтобы нечестивцы творили много зла, в то же время Он является верным (и таковым всегда будет) своим угрозам, направленным против греха, и придет день, когда Он воздаст им. Господь также верен завету со Своим народом, который не может быть нарушен; его право на обетования не может быть изменено ни на одну йоту из-за злобности земли и ада. В этом заключается сущность великого утешения для всех благочестивых людей; Бог верен, хотя люди лгут; слова людей суетны, а слова Господа чисты. Его верность так высока, что она не меняется с погодой, как люди; она достигает облаков (небес, как считают некоторые), она выше облаков и всяких изменений этого нижнего мира.

(3) Он – Бог неоспоримой справедливости. «Правда Твоя, как горы Божии; такие же непоколебимые и крепкие и поэтому заметные и очевидные для всего мира. Ибо нет истины более надежной и простой, чем та, что Господь праведен во всех путях Своих и что Он никогда не делал и не будет делать никакого зла ни одному творению. Даже когда облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его (Пс 96:2).

(4) Он – Бог неисследимой мудрости и видения: «Судьбы Твои – бездна великая, их невозможно измерить глубиномером и постичь конечным разумением». Так как Он обладает всей властью и не обязан отчитываться перед нами о том, чем Он владеет, так и Его пути тайные и необыкновенные: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих». Мы знаем, что Он всегда поступает хорошо и мудро; но сейчас мы не знаем, что Он делает; позднее придет время, когда мы узнаем.

2. Всестороннюю заботу и милосердие божественного провидения: «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи, Ты не только защищаешь их от зла, но и подкрепляешь тем, что необходимо для жизни». Он милостиво заботится даже о зверях, которые не в состоянии познать и прославить Бога; их очи направлены на Него, и Он дает им пищу в должное время. Поэтому давайте не удивляться, что Бог дает пищу плохим людям, ибо Он питает и жестоких тварей; и давайте не опасаться, что Он не позаботится о хорошем человеке: Тот, Кто кормит молодых львов, не даст умереть с голоду Своим детям.

3. Особое благоволение Бога к святым. Обратите внимание на (1) их характер (ст. 8). Это те, которые очарованы милостью Божьей и в тени крыл Его покойны.

Для них Его милость драгоценна; они наслаждаются ею; они восхищаются красотой Бога и Его добрыми делами больше всего в этом мире; для них нет ничего более привлекательного и желанного. Тот, кто не восхищается милосердием Бога, не знает Его; и те не знают самих себя, кто ревностно не жаждет его.

Поэтому они возлагают на Него все свое упование. Они обращаются к Нему за помощью, полагаются на Его защиту и тогда считают себя в безопасности и чувствуют комфортно, как птенцы под крыльями своей матери (Мат 23:37). Именно такое расположение характера имели новообращенные, пришедшие, чтоб успокоиться под Его крылами (Руф 2:12);

и что может быть более подходящим, чтобы привлечь новообращенных, чем превосходство милости Божьей? Что может быть более могущественным, чтобы дать нам удовлетворенность? Тот, кто при-влечется подобным образом любовью, прилепится к Нему.

(2) Их привилегию. Блажен, трижды счастлив народ, чей Бог есть Господь, ибо в Нем они имеют, или могут иметь, или будут иметь абсолютное счастье.

Они получают ответ на свои желания (ст. 9): их нужды восполнены; они насыщаются от тука дома Твоего; их страстные желания удовлетворены; они наполнены до отказа. Во вседостаточ-ном Боге они имеют достаточно всего того, что просвещенная душа может желать или получить. Приобретения этого мира и чувственные наслаждения могут пресытить, но они никогда не удовлетворят (Ис 55:2). А то, что получено посредством божественного благоволения и благодати, удовлетворит, но никогда не пресытит. Благодатная душа хотя и будет желать больше Бога, но никогда – чего-то большего, чем Бог. Дары провидения так быстро удовлетворяют их, что им хватает того, что они имеют. «Я получил все, и избыточествую», – говорит апостол Павел (Фил 4:18). Привилегии святых постановлений – это тук дома Божьего, он сладок для освященной души и укрепляет духовную и божественную жизнь. И, обладая всем этим, они с избытком удовлетворены; в этом мире они не желают ничего большего, кроме жизни в общении с Богом и утешения от обетований. Но полное и избыточное удовлетворение хранится для будущего состояния; это вечный дом на небесах, сотворенный не руками. Там каждый сосуд будет полным. Их радость будет постоянной: «Из потока сладостей Твоих Ты напояешь их».

Во-первых, существуют действительно божественные удовольствия. «Это потоки сладостей Твоих, которые не только текут от Тебя как от их Даятеля, но которые завершаются в Тебе, как в их сущности и центре». Будучи абсолютно духовными, они имеют ту же природу, что и другие прославленные обитатели высшего мира, и несут некоторое подобие наслаждений Вечного Разума.

Во-вторых, существует река этих наслаждений, всегда наполненная, свежая и находящаяся в движении. Она имеет достаточно для всех (см. Пс 45:5). Чувственные наслаждения – это вонючая лужа; а наслаждения веры являются чистыми и светлыми, как кристалл (Отк 22:1).

В-третьих, Бог не только позаботился о том, чтобы у людей была эта река наслаждений, но дал им возможность пить из нее, произвел в них благодатный аппетит к этим наслаждениям и Своим Духом наполнил их души радостью и миром в вере. На небесах они будут вечно пить блаженство, которое в деснице Твоей вовек, и насыщаться полнотой радости (Пс 15:11).

Жизнь и свет будут их вечной частью и блаженством (ст. 10). Имея Бога для своего блаженства, во-первых, в Нем они будут иметь источник жизни, от которого текут потоки сладостей (ст. 9). Бог, сотворивший мир, является источником естественной жизни. В Нем мы живем, движемся и существуем. Бог благодати – источник духовной жизни. Всю силу и утешение, все божественные принципы и действия освященная душа получает от Бога. Он – источник и Творец всех ощущений божественного, которые получает душа; все ее движения Он направляет к ним: Он оживляет, кого хочет; и всякий, кто захочет, может прийти и взять у Него даром воду жизни. Он – источник вечной жизни. Блаженство прославленного святого заключается в том, что он может видеть и быть близким к Богу, постоянно ощущать Его любовь и не бояться потерять ее.

Во-вторых, в Нем они имеют в совершенстве свет, который включает в себя мудрость, знание и радость: «во свете Твоем мы видим свет, то есть,

(а) познав Тебя в благодати и увидев Тебя в славе, мы получим то, что в изобилии соответствует нашему пониманию и удовлетворит наш разум». Божественный свет, сияющий в Писании, и особенно в лице Христа, который есть свет миру, имеет в себе всю истину. Когда мы придем за завесу, чтобы увидеть Бога лицом к лицу, то увидим свет в совершенстве, и тогда будем знать достаточно (1Кор 13:12; 1Иоан 3:2).

(б) «В общении с Тобой сейчас; получая от Тебя благодать и возвращая Тебе в ответ свои благоговейные чувства, в скором общении с Тобой на небесах мы обретем совершенное блаженство и удовлетворение. В Твоем благоволении мы имеем все блага, которых можно желать». Этот мир темен; мы видим в нем мало утешения, но на небесах пребывает истинный свет, там нет обманчивого света; он светит вечно и никогда не истощается. В этом мире мы видим Бога и радуемся Ему с помощью творений и средств, а на небесах Бог будет обитать с нами (Отк 21:3), и мы в мгновение ока увидим Его и возрадуемся Ему.

II. Здесь нам представлены молитвы, ходатайства и святое ликование Давида, основанное на этих размышлениях.

1. Он ходатайствует за всех святых, умоляя, чтобы они всегда могли ощущать привилегии и утешения Божьего благоволения и благодати (ст. 11).

(1) Люди, о которых он молится, знают Бога, они познали, признали Его и утверждают, что Он принадлежит им – тем, кто имеет правое сердце, искренен в своем исповедании религии, верен Богу и человеку. Тот, чье сердце не право перед Богом, не знает Его так, как нужно.

(2) Благословения, которые он просит для святых, – это милость Божья (т.е. доказательства Его благоволения к ним) и Его праведность (т.е. работа, совершаемая Его благодатью в них);

Его милость и праведность являются Его благами по обетованию; это милость и истина.

(3) Способ, которым он хочет передать им эти благословения: «Продли милость Твою, извлекай ее как мать, кормящая ребенка, которая достает свою грудь, и тогда младенец пьет из нее молоко. Пусть она остается извлеченной до самого порога вечности. Блаженство святых на небесах будет совершенным, в то же время оно будет постоянно возрастать, ибо источник небесный всегда будет полон, и потоки всегда будут течь от него. Так будет продолжаться.

2. Он молится о себе, чтобы он смог сохранить свою непорочность и утешение (ст. 12): «Да не наступит на меня нога гордыни, чтобы не преткнулась нога моя и чтобы не топтались по мне; и рука грешника, которая протягивается против меня, да не изгонит меня от моей чистоты и непорочности никаким искушением; да не лишит она меня мира и утешения через какую-нибудь беду». Пусть никогда те, которые сражаются против Бога, не одержат победу над теми, кто хочет прилепиться к Нему. Тот, кто испытал наслаждение от общения с Богом, желает, чтобы ничто и никогда не отлучило его от Господа.

3. Давид радуется в надежде, что все его враги в нужное время падут (ст. 13): «Там, где они думали завладеть мною, пали делающие беззаконие, запутавшись в сети, которую расставляли для меня». Там, в другом мире (как другие понимают это место), где святые стоят в суде и имеют место в доме Божьем, делающие беззаконие призваны на суд, откуда они низринуты в ад, в бездонный ров, из которого никогда не смогут выйти, так как будут находиться под невыносимым гневом и проклятием Божьим. Конечно, мы не должны радоваться, когда падает кто-либо из наших личных врагов, но конечная победа над всеми делающими беззаконие будет поводом для вечного ликования прославленных святых.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Толкование Мэтью Генри на Псалтирь, 35 псалом

Псалом 29. Всеобъемлющая благодать

Слово дом в надписании псалма может относиться к дому Давида (2 Цар. 5:11), дому Господню (2 Цар. 7:5) или свидетельствовать об использовании этого слова в период обновления Храма после осквернения его Антиохом Епифаном в 165 г. до н. э. Давид в свое время впал в излишнюю самоуверенность, надеясь на непоколебимость своего благоденствия (7). Он взял и укрепил крепость Сион (2 Цар. 5:6-7), «преуспевал… и возвышался» (2 Цар. 5:10), возросла мощь его армии, увеличивалась его семья (2 Цар. 5:13), а враждебные филистимляне, вероятно, были уже сокрушены (2 Цар. 5:17-25). Но Храм все еще восстанавливался. Если в этот период, когда Давид тешил свое тщеславие, Господь в Своей милости подверг его тяжкому испытанию, как бы вырвав из его рук чашу, которой тот намеревался насладиться, то в псалме это получило наилучшее выражение и стало прекрасным уроком для Давида, который осознал, что только милость Божья способствовала его возвышению и только милостью Божьей благоденствовал его дом. Именно тогда он почувствовал потребность воззвать к Господу с мольбой (9).

2-6 Смертельная опасность: благодарение и восхваление за услышанную молитву. Можно предположить, что множество сторонников Саула с негодованием взирали на то, что Давид захватил престол. Как торжествовали бы они при его неудаче! Но Давид воззвал к Господу, и Он исцелил его. 5, 6 Давид призывает святых (тех, кто любит Господа и кто любим Им) славить Господа не за испытания, а за то, что и посланные святым Богом испытания (святыня… гнев) способствуют благу человека.

7, 8 Высокомерие и самодовольство. Говорил в благоденствии (7), то есть благодушествовал, не осознавая грозящей опасности, и уверенность превратилась в самоуверенность, доверие в самодовольство (8). Благорасположение Господа привело Давида к процветанию, но достаточно было лишь небольшой тени, сокрывшей лицо Бога, чтобы Давид смутился, точнее пришел в смятение.

9–13 Смертельная опасность: ответ на молитву и прославление Бога. Взывал и умолял - здесь более точным был бы перевод: «не перестаю взывать и умолять». Поскольку Давид чувствовал, что он умирает вне Божьей благодати (10; ср.: 6, 8), то и не питал надежды на вечную славу (Пс. 72:24). Но единственный путь спрятаться от Бога - уйти к Нему и молиться о милости, обращающей сетования в хвалу и дарующей духовное возрождение (12), внутреннюю радость и чувство постоянного пребывания с Господом (13: Боже мой… вечно ).

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

Благодать Слово «благодать» употребляется в Священном Писании в разных значениях. Иногда оно обозначает вообще милость Божию: Бог есть «Бог всякой благодати» (1 Петр. 5:10). В этом самом широком смысле благодать есть благоволение к людям достойной жизни во все времена

Из книги Воцерковление для начинающих церковную жизнь автора Торик Протоиерей Александр

Благодать Вопрос: Что такое Благодать Святого Духа?Ответ: Благодать Святого Духа – «спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни»..Благодать Святого Духа – это реально существующая

Из книги Христианская традиция: История развития вероучения. Том 1 автора Пеликан Ярослав

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

10. Закон и Благодать Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. Слово «завет» означает «договор» - договор человека с Богом. Наличие договора, или завета, с Богом является обязательным признаком народа Божия. Если есть такой завет, то, значит, есть и

Из книги Великие учителя церкви автора Скурат Константин Ефимович

Благодать Божия "Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону и вспомоществует во всем так, что иногда и от нас требует или ожидает некоторых усилий". Преподобный Кассиан [с. 413] Ко времени преподобного Кассиана сложилось два противоположных взгляда на

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Благодать Уподобление: как благодать обучает человека в духовной жизни? Еще раз в зыбкости современного мира, в зыбкости, ущербности современных учений, в вызывающей тщете, в пустоте, слишком явной, слишком очевидной, современного интеллектуализма, в этой ущербности, в этой вызывающей нереальности, в этой

Из книги Человек среди религий автора Кротов Виктор Гаврилович

Благодать Развитию чувства веры сопутствует одно явление, которое с трудом поддаётся внерелигиозному осмыслению. Если не признавать существование Высшего, если чувство веры считать чисто психологическим феноменом, то благодать будет восприниматься лишь как некая

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

1) Благодать и мир В начале новозаветных посланий их авторы часто используют стандартные формулировки, обычные для мирских писем (так начинает свое Первое послание Петр: 1 Пет. 1:2; но см. также: Рим. 1:7; 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Еф. 1:2; Флп. 1:2; Кол. 1:2; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:2; 1 Тим. 1:2; 2 Тим.

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

Благодать и суд Главным в этой евангельской истории является то, что у религиозных лидеров все еще была возможность услышать, понять Иисуса и ответить Ему. Если бы они так и поступили, нам оставалось бы только догадываться об исходе событий. Но мы видим контраст между

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

16. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, И от полноты Его мы все приняли. Здесь опять продолжает свою речь о Христе евангелист. Теперь уже, однако, он ссылается не только на то, что созерцали одни апостолы (ср. ст. 14), а говорит о том, что все верующие во

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Действенная благодать см.: Благодать.

Из книги Афоризмы. Священное писание автора Носков В. Г.

БЛАГОДАТЬ …И у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.(Исх. 16. 18)…Уделяющий ближнему получает во много раз больше от Господа. (Завет. 6. 6)И чему он не научился у людей, то узнал чрез покаяние. (Завет. 9.

Из книги Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие автора Епифанович Сергей Леонтьевич

Закон и благодать Задача человека - освободиться из бездны своего падения, избавиться от сети страстей. К этой цели всегда направляла человека божественная благодать, указывая ему путь спасения (добродетели). Для руководства в нравственной жизни человеку даны были

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Зимняя благодать Как воздух чист морозным днём! Как снег пушист! И как на нём Мерцают радужным огнём На солнце звёздочки – снежинки! Застыли вдоль лесной тропинки В сугробах ели вековые; Искрятся шапки снеговые На зеленеющих ветвях. Резвятся вихри на полях. За

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

БЛАГОДАТЬ Искание духовных дарований и утешений опасно для душиВы, бывши у нас в обители, удостоились вкусить дара благодатных ощущений. Сим вам показано, что есть благодать Божия, и дабы могли различать ложь от истины и блага мирские и блага духовные. Но она вам показана

Чтение псалтири на всякую потребу. Лечение Божественными псалмами.

Псалтирь — это книга Ветхого Завета,

составленная из псалмов Царя и Пророка Давида.

Содержит в себе 150 псалмов , впоследствии был добавлен 151-ый.

Псалмы - это хвалебные песнопения, молитвенные прошения.

Их читают или поют.

Псалтирь одна из наиболее используемых книг многими православными христианами.

Более того, в первые века по Рождестве Христовом многие христиане знали Псалтирь наизусть.

Основой Православного богослужения является именно Псалтирь. Псалтирь читается мирянами с поминовением живых и усопших, с просьбами к Господу в житейских нуждах, скорбях, духовных испытаниях.

Чтение псалтири на всякую потребу

Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям;

особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.

Греческий первоисточник можно найти в издании "0 Герон Паисиос" иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

Предметный указатель псалмов

Сельское хозяйство : 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.

Животные враждебные : 63, 123, 147.

Дети : 22, 76, 109, 113, 114.

Смерть и усопшие : 33, 150.

Бедствия : 17, 21, 30, 50, 62, 68, 85, 89.

Здоровье телесное : 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

Здоровье душевное : 4, 7, 8, 9, 11, 24, 27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.

Здоровье женщины : 18, 19, 40, 67, 75, 10 142, 145.

Законы и правительство : 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.

От нечистых духов : 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96, 121.

Мир и война : 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.

Мир в семье и между друзьями : 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.

Имущество : 14, 15, 23, 47, 83, 124.

Защита : 9, 13, 34, 47, 48, 57, 90, 133.

Общественные вопросы : 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

Духовные вопросы : 3, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.

Путешествия : 28, 29, 31, 92, 135, 150.

Работа : 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137, 140, 144.

Благодарственные и хвалебные : 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

Прославляющие Бога : 8, 17, 92, 102, 103.

Назидательные : 1, 32, 40, 45, 84, 89, 100, 111, 126.

Изливающие скорбь : 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142.

Выражающие надежду на Бога : 53, 85, 90, 111, 120.

С просьбой о защите и помощи : 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142.

Покаянные : 38, 50.

Выражающие радость : 32, 83, 114.

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

Лечение Божественными псалмами

Николай Катаев

Лечение Божественными псалмами св. царя Давида
По благословению архиепископа Германа, Волгоградского и Камышинского

Составлен иереем Димитрием (Бегечев-Ильин), в 1996 году.
Жития святых, предания старцев содержат много примеров исцеления души и тела страждущих чтением псалмов.

Святой Дух наполнял уста псалмопевца Давида, когда он в нужде, искал покаяния, защиты, радости, благодати.

Каждый псалом открывает конкретную ипостась Господню в милосердии, миротворчестве, правосудии и позволяет нам по образу и подобию укрепить это свойство в себе.

ПСАЛОМ ЧИТАЕТСЯ ОТ 3 ДО 24 РАЗ В СУТКИ!

(По Св. Преп. Лаврентию Черниговскому).

Правило, данное Пахомию Великому от Ангела, содержит молитвы читаемые ежечасно. Монашеское правило требует чтение избранных псалмов в соответствии с 3, 6, 9 часами.

Со страхом Божиим и верою приступите, помните, что псалмы - это не заклинание, а святые молитвы.