Что посадить в детском саду на окошке. Как сделать огород на подоконнике: растения для начинающих и идеи оформления

Огород на окне зимой

Выдающийся педагог Мария Монтессори считала: интересы «психологической жизни требуют, чтобы мы приводили душу ребенка в соприкосновение с мирозданием». Для детей от 3 до 6 лет «соприкосновение с мирозданием» заключается в приучении к сельскохозяйственному труду, к разведению животных и растений, к разумному наблюдению природы.

Если на окне круглый год растут цветы, то почему бы не расти и овощам.

Что надо, например, чтобы вырастить лук? Температура воздуха на окне не должна превышать 17 °С, поливать лук следует теплой водой 20°С, тогда первые зеленые стрелки лука можно будет срезать через две недели. Луковицы должны быть диаметром 3-4 см. Детям можно предложить рассмотреть луковицу, загадать о ней загадку:

Скинули с Егорушки золотые перышки,

Заставил Егорушка плакать без горюшка.

Перед посадкой вершинку луковицы надо обязательно обрезать, а саму луковицу на сутки опустить в воду 140°C, тогда корни отрастут скорее. За это время следует насыпать в ящик заранее приготовленной питательной земли до метки, проведенной внутри ящика на высоте 10 см. от дна. Луковицы разложить на поверхности земли на расстоянии 1 см. друг от друга и засыпать землей слоем в 1 см. до второй метки, проведенной выше первой, а затем вставить в ящик палочку высотой 20 - 25 см с отметкой 8 см. от земли. Ящик поставить на подоконник.

Первое задание ребенку - поливать лук через 2 дня и отмечать на карточке условным знаком (например - лейка).

Второе задание - отметить зеленым карандашом день появления зеленых стрелок лука. Отсчитать от этой отметки восемь делений и провести яркую полоску.

Третье задание - проследить, когда лук дорастет до этой яркой полоски. Это будет время подкормки (1 ч. л. золы на 0,5 л. воды настоять двое суток). После подкормки растения опрыскивают из лейки чистой водой. Через две недели после посадки в ящик лук можно срезать.

Уместно задать детям вопрос, почему на улице зимой не встретишь зелени, а на окне вырос зеленый лук. Можно вспомнить стихи И. Токмаковой:

За окошком зимний сад

Там листочки в почках спят.

И листочки те во сне

Размечтались о весне.

А у нас...

На окне зеленый сад

Тут листочкам не до сна

Тут уже пришла весна.

Выращивание лука в комнате может показаться занятием неблагодарным, ведь зеленый лук прироста не дает, то есть сколько весит луковица, столько будут весить зеленые листья - стрелки, выгнанные из луковицы. Но витамина С которого так не хватает зимой, в зеленом луке содержится в несколько раз больше, чем в самой луковице.

Когда солнечного света становиться больше, в феврале можно вырастить на зелень петрушку, сельдерей, свеклу, которые предпочитают солнечный свет, но не любят, когда их часто поливают, не выносят свежего воздуха.

Сначала рассмотрите с ребенком форму, цвет корнеплодов. Корнеплод о посадки берут небольшой, а если он слишком длинный, его можно укоротить, но не более чем на 1/3 часть. Объясните детям, что при посадке верхушка корнеплода не должна быть засыпана землей, иначе она может загнить. Если посадки делать в ящик, то корнеплоды

петрушки нужно располагать на расстоянии 5 - 6 см друг от друга, свеклы и сельдерея 6- 8 см. Земля должна быть хорошо полита, периодически ее следует рыхлить.

Недели через три можно собирать первый урожай зелени, в которой много витамина ӕ.

Перед посевом редиса сначала надо рассмотреть с детьми семена, отметить форму, цвет, размер семени. Семена следует прорастить в мелкой тарелке, положив их на смоченную мягкую тряпочку и прикрыв такой же тряпочкой сверху. В течение 8-10 часов семена должны быть все время смоченными. Дети это могут сделать сами под присмотром взрослых. В порядке эксперимента сеют пророщенные и непророщенные семена, а затем наблюдают, какие из них дадут всходы раньше.

М$но также посадить салат, укроп. Салат очень требовательная к свету культура. Плохо переносит недостаток влаги и высокую температуру. Не забудте сравнить семена редиса и салата.

Скороспелость салата играет особо важную роль, так как свежих овощей в это время нет и остро ощущается недостаток витаминов. Салат богат витаминами, минеральными солями.

Семена укропа долго всходят, поэтому их следует на 2 - 3 дня замочить, меняя воду 3 раза в сутки. Перед посевом их проращивают так, как это делали с семенами редиса и салата.

Салат, редис, укроп - растения длинного светового дня. При слишком длительном освещении они выбрасывают стрелку. Поэтому им необходима светозащита, то есть прикрытие ящика с 18 час. до 8 час. утра.

Можно изменить работу по выращиванию посадок. Секрет состоит в том, чтобы у каждого ребенка был свой собственный огород, свой собственный росточек. Индивидуальным огородом может стать прозрачный пластмассовый стаканчик, банка из под молока, губка, прозрачный целлофановый пакет, то есть любая вещь, в которую можно насыпать землю и полить ее водой. Семена или срезанные веточки у вас, конечно найдутся. С помощью мам и пап решим проблему с семенами тыквы, гороха, укропа, редиски, любой травы, любого растения.

А теперь тот у кого губка, станет хозяином сада с травой. Влажную губку прижмем к семенам (губка вберет их), положим на тарелочку и через несколько дней увидим маленькие росточки. На тарелке хорошо бы написать имя владельца: «Маша». Это еще и обучение чтению методом «целых слов». А у Саши - прозрачный пакет с землей. В него мы посадим горошину и боб (предварительно замоченные). Причем посадим вдоль стенки, чтобы можно было наблюдать, как прорастают корешки. Также посадим в прозрачные банки или стаканы семена тыквы, арбуза, кабачка, любого другого растения, которое быстро дает ростки. И на стаканчик не забудем приклеить табличку - надпись: «Юра. Горох», «Саша. Кабачок» и тому подобное. Ростки интересно наблюдать сверху. А если есть что-то прозрачное и широкое, то, посеяв в него, можно будет наблюдать сразу и сверху, и снизу, как растет трава.

В плоских ящичках можно увидеть только рост растений сверху, поэтому они менее интересны, а вот посадки в аквариуме дают возможность увидеть и появление корней, и дальнейший рост растений.

Пусть дети посадят семена и без земли, обернут изнутри стакан мокрой салфеткой и поместят арбузные или тыквенные семечки между стеклом и бумагой, нальют на дно немного воды (на 2 см.). Опять новый опыт. Чей это будущий арбуз?

Кто-то захочет вырастить отростки и сам отрежет потом часть стебля у герани или того растения, которое есть в группе (конечно, посоветовавшись с воспитателем). На баночке тоже появится надпись с именем садовода и названия растения. За ростом корней будет наблюдать вся группа. Лук можно посадить и в землю, и в прозрачную воду, и в подкрашенную и в камушки, опилки. Получится пять экспериментальных посадок.

Можно сформировать комок земли вместе с семенами злаковых культур (овса, пшеницы или ржи). Обернуть комок марлей, смочить его водой. Наблюдать за процессом прорастания семян.

Принцип: наблюдаем, делаем открытия, общипываем, едим - пища для ума и для желудка.

Дети обожают опыты с подкрашенной водой. Поставим любые ветки или стебли сельдерея, корни петрушки в три одинаковых стакана. А затем в одном подкрасим воду чернилами, в двух других пищевой краской - красной и желтой - и будем удивляться изменению цвета стебля.

Дети вскоре подскажут вам новые опыты. И родителям посоветуют завести «лаборатории» на окне. А какие они станут внимательные на прогулке, как начнут присматриваться к растениям, корням, почкам. Какие сравнения и выводы сделают.

Пусть каждый ребенок ощутит, что Природа - источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда.


ПРОЕКТ /краткосрочный/

в старшей группе «Огород на окне» Вид проекта : познавательный, исследовательский.

Продолжительность : 1 месяц.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей : 5-6 лет

Актуальность . Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Цель : формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

Расширить знания детей о культурных растениях.

Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, огурцы, помидоры, цветы).

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.

Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.

Продолжать развивать наблюдательность.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные способности детей.

Предполагаемый результат:

1. Дети познакомятся с культурными растениями.

2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

3. Дети научатся правильно ухаживать за растениями.

4. У детей продолжит формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.

5. В группе будет создан « Огород на подоконнике».

6. Дети зафиксируют свои наблюдения за ростом и развитием растений в дневниках наблюдений. 7. Родители примут активное участие в реализации проекта.

Этапы работы над проектом

Подготовительный: 1 неделя: - определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике».

Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной (или этап реализации проекта):

2, 3 недели:

Проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).

Уход за растениями.

Наблюдение за ростом и развитием растений.

Заключительный:

Подведение итогов.

Составление фото отчёта по реализации проекта.

Выставки творческих работ детей.

Итоговая беседа.

Этапы реализации проекта.

мероприятия

ответственные

1 этап. Подготовительный.

Беседа с родителями по организации «огорода на окне».

Обсудить цели и задачи проекта.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели, родители.

1-я неделя

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

Воспитатели, родители.

1-я неделя

2 этап. Основной.

Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений.

Воспитатели.

2-я неделя

Образовательная деятельность «Что растет на огороде».

Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах.

Воспитатели.

2-я неделя

Практическая деятельность: посадка лука, чеснока, корнеплодов свеклы, картофеля, моркови.

Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

Воспитатели.

2-я неделя

Наблюдение за ростом лука, развитием корнеплодов.

Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений.

Воспитатели.

3-я неделя

Труд на «огороде на окне»

Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.

Воспитатели.

3-я неделя

Опытническая и экспериментальная деятельность детей

Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений.

Воспитатели.

3-я неделя

Наблюдение «Как развиваются растения»

Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений»

Воспитатели.

3-я неделя

С/р игра «Огородники»

Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями.

Воспитатели.

3-4-я недели

3 этап. Заключительный.

Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.

Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей.

Воспитатели.

4-я неделя

Творческие работы детей «Наш огород»

Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями.

Воспитатели, родители.

4-я неделя

Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки

Подведение итогов работы по проекту

Воспитатели, родители.

4-я неделя

В ходе реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с разнообразием овощных культур.

2. В группе был организован «Огород на окне».

3. У детей формируется интерес к исследовательской деятельности.

4. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.

5. Дети стали внимательнее и бережнее относится к растениям.

6. Дети стали более уважительно относится к труду взрослых.

7. Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневниках наблюдений»

8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Формы взаимодействия с семьёй:

Оформление огорода (закупка земли, приобретение необходимого оборудования, посадочного материала).

Участие в наблюдениях.

Организация в выставке творческих работ.

Фото отчёт

Самый простой способ - это посадить семена в горшки и расставить их на балконе или подоконнике. Если вы живите в загородном доме, то можно украсить рассадой ступеньки.


Если же у вас мало места, то есть отличное решение - использовать стену на балконе. К примеру, воспользоваться текстильной подвеской для хранения.

Или прибить доски и подвесить стеклянные банки. Их и доставать легко будет и смотрится красиво, особенно, если посадить вьющиеся растения.


Некоторые, в целях сохранения пространства, умудряются даже использовать потолки.

Отличным вариантом для посадки домашнего огорода с детьми станут деревянные ящики, которые можно взять на рынках или в супермаркетах (в них обычно завозят фрукты и ягоды). Если древесина не повреждена, то она станет только украшением. Кстати, в таких ящиках прекрасно растет лук, редиска и зелень.

Из старых рулонов туалетной бумаги можно самостоятельно смастерить биоразлагаемые кадки. Хороший способ выращивать саженцы.


Саженцы в яичной скорлупе или посаженные в дыню и тыкву продолжают эко-тему.

А еще можно посадить семена в обычные ящики для посадки, но вырастить не только полезные травы, а целую гусеницу.

Не менее интересным будет для детей наблюдать рост растений через стекло. К примеру, можно посадить лук, морковь и редиску и каждый день через стекло смотреть, как растут корни и стебли.


А еще лучше украсить горшки фотографиями домочадцев - вот и у ребенка теперь есть свой эко-человек.

На самом деле в качестве горшка для мини-сада может выступать все, что угодно. Даже старая обувь.

Или старая посуда.

Домашний сад будущего

Ну, а если представить, что у нас много денег и огромное пространство в квартире, то можно помечтать о следующих ноухау.

Компания Hyundai предлагает хозяйкам в будущем не покупать овощи и зелень, а выращивать все на своей кухне. Кухонный сад оснащен системами микрокапельного полива и климат-контролем. Также у него есть автономное освещение, поэтому данную красоту можно размещать где угодно, не только возле окна.

Есть не менее интересная модель Maltus. Это сразу сад и пруд. Система работает в режиме симбиоза: рыбы поставляют удобрение, а "соседи" работают аж тройной системой очистки для аквариумной воды.

Совсем уж космическим выглядит крутящийся мини-сад для зелени от директора миланской дизайн-студии Либеро Рутило. Сад, как белка в колесе, крутится днем и ночью.

Дизайнер из Берлина и вовсе предлагает обойтись без почвы, воды и удобрений, а выращивать эко-зелень с помощью нейтрального желе из водорослей - агар-агар.

Все эти разработки еще не поступили в массовое производство - они на стадии концепта. Но сами по себе идеи хорошие. А пока можно посадить мини-огород у себя дома вместе со своим маленьким помощником и изучать природу в ее естественном ходе развития. Для этого лучше использовать давно проверенные способы.

Обзор был подготовлен в марте 2015 и обновлен в мае 2019 по материалам сайтов: 7dach.ru, dachasvoimirukami.ru, idinaidi.ru, theprairiehomestead.com, pinterest.com.

*Перепечатка материалов сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Елена Почанина

Идеи для оформления на окне . «ОГОРОД НА ОКНЕ »

Предлагаю вам, фото отчет

»

Который мы делали прошлой весной с моей напарницей Бусуек Т. И. Может кому то понравится он и возьмет себе на заметку. Какие задачи мы поставили перед собой, это :

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Познакомить с разнообразием овощных культур.

Привитие детям практических навыков по формированию экологической культуры.

Воспитание любви к природе.

Чтобы было интересно смотреть фото, подобрала красивые стишки, которые нашла в интернете, а какие придумала сама.

У Риты на ручках, семечек кучка.

«Не нужно бояться,

но только не вздумай опять потеряться».

Посадили в огороде помидоры и картофель, чуть моркови, огурцов, для братишек сорванцов.


Удивляется народ :

Что за чудо здесь растёт?


Поливаем всё подряд,каждый овощ влаге рад.


В огороде снова в моде зелень , овощи сажать!


В огороде у Серёжки каждый год растет картошка.

Дождь и солнце вперемешку - огороду благодать !


У Илюши очень ловко из земли растет морковка.


Рядом – маленький укропчик, Тоже весь кудрявый хлопчик.


В грядку бедную редиску посадили слишком близко.


Даже перчик от мороза

Притаился под навозом

И растёт себе, не чахнет,

Хоть в тепличке плохо пахнет!


Знаю я, любезный лук, ты - мой добрый верный друг.


Всех ребят я угощаю

Витамин есть заставляю.


Мы достали быстро лейку

И полили всю семейку :

Чтобы крепли молодцы -

Кабачки и огурцы,


В благодарность всем стараньям

Наш счастливый, щедрый огород

Одарит богатым урожаем!





Долгожданный урожай.


Для чего, огурчик, рос?

И получишь ты ответ :

На салат и в винегрет.


Результат :

У детей повысился уровень сформированности системы знаний о культурных растениях.

Привились практические навыки по уходу за растениями.

Повысился уровень экологической культуры.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Зима уже совсем близко. Природа привычно заснёт под снежным одеялом. А в нашем детском саду вновь пройдёт конкурс "Огород на окне".Сколько.

Каждый год с детьми мы создаём огород на окне. Они с удовольствием участвуют в посадках лука, чеснока, гороха, фасоли, овса, кресс-салата.

Прежде чем придёт весна, Заготовим семена. Что посеешь, то пожнёшь! И, конечно, - соберёшь. Проявить должны заботу, Видно по труду работу.

Сегодня я хотела бы рассказать о нашем мини-огороде на окне. Работа началась в марте месяце с детьми первой младшей группы. Предварительно.

Конкурс "ОГОРОД НА ОКНЕ"

"У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят открыв рот".

В МДОУ "Детский сад №9 комбинированного вида" прошёл смотр-конкурс «Огород на окне», в котором приняли участие воспитатели, дети и родители всех возрастных групп.

Цель конкурса: обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей. Выращивание овощей и цветов в жилых помещениях полезно тем, что оно способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Воспитатели продумали сюжет будущего огорода, схему посадки, посильное участие детей и родителей. С удовольствием дети делали лунки, сеяли семена, поливали их, с нетерпением ждали всходов. Ребята наблюдали за ростом растений, с большим желанием помогали воспитателям ухаживать за ними. Постепенно посадки превратились в «сказки». Каждая возрастная группа продумала оригинальность названия огородной сказки. Во всех группах можно увидеть разнообразие мини огородов на подоконнике. Богата фантазия воспитателей, ну просто загляденье. Не просто сажается рассада и ведется наблюдение за ней, а развиваются целые сюжеты. Здесь присутствовало и разнообразие овощных культур. На веселых «огородиках» есть все, что должно быть на настоящем огороде: домик, забор, огородное пугало и ветряные вертушки, водоём. И неизменные посетители овощных грядок: насекомые (изготовленные детьми из природного материала), ежи, домашние животные.

Большую помощь в оформлении огорода оказали и родители. Они помогали с землей, горшками, приносили семена различных растений, участвовали в эстетическом оформлении «огородов».

По итогам конкурса победителям награждены грамотами и подарками.