Открытое занятие тему зима старшая группа. Конспект познавательного занятия в старшей группе «Зимушка-зима

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

ГБОУ школа 851

Сумская ул.4А

Егорова И.В.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки

Отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши) :

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки? »

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору) .

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать наблюдательность, воображение, мышление. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 22 «Почемучка» г. Воркуты.

КОНСПЕКТ НОД

С детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Зима белоснежная».

Направление: «Познавательно-речевое направление».

Образовательная область: «Познание».

Воспитатель:

Добролюбова

Вера Владимировна

г. Воркута.

ТЕМА: «ЗИМА БЕЛОСНЕЖНАЯ».

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать наблюдательность, воображение, мышление. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Наблюдения на прогулке.

2.Чтение и заучивание стихов о зиме, весне, осени, лете.

3. Рассматривание иллюстраций о временах года.

4. Дидактические игры: «Какое это время года?», «Когда это бывает?», «Угадай, что лишнее?»

5. Рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов Левитана, Остроухова, Куинджи, Грабаря и др.

6. Рисование деревьев и кустарников, зимних пейзажей.

7. Отгадывание загадок о временах года.

МАТЕРИАЛ: пакет, репродукция с картины И. Грабаря «Февральская лазурь», репродукции с картин художников-пейзажистов о временах года, музыка Чайковского «Времена года», рисунки детей с изображением деревьев, ёлочек, белая гуашь, кисточки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Воспитатель: Ребята, друзья – школьники прислали вам пакет. Как вы думаете, что в нем может быть?

Ответы детей (дети стоят около воспитателя).

Воспитатель: (открывает пакет, вынимает карточки с загадками и читает записку) «Дорогие «почемучки», посылаем вам загадки про наше любимое время года. Попробуйте их отгадать. Ваши друзья». Вы любите отгадывать загадки? Попробуем отгадать их?

Ответы детей:

Воспитатель: (загадывает загадки)

1. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

2. Белое покрывало на землю упало (снег)

3. На дворе горой, а в избе водой (снег)

4.Зимой на земле лежал, а весной в реку убежал (снег)

5. Летало одеяло мягкое, белое, солнце припекло, одеяло утекло (снег)

6. Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

7. С неба звезды падают, лягут на поля,

Пусть под ними скроется черная земля,

Много, много звездочек тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле тепло (снежинки)

8. Кто мостик на земле мостит, без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

9. Без досок, без топоров через речку мост готов,

Мост, как синее стекло – скользко, весело, светло (лед)

10.В воде не тонет, в огне не горит, сама вода на воде и по воде плавает (лед)

Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. Садитесь и скажите, о каком времени года были загадки?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему вы так решили?

Ответы детей:

Воспитатель: А какие ещё признаки зимы вы знаете?

Ответы детей:

Воспитатель: (обобщает высказывания детей) Зимой холодно, мороз, бывают метели, вьюги. Падает снег. Снег падает снежинками, хлопьями, крупой. Водоемы (реки, озера) покрываются льдом. Земля – снегом. Деревья и кусты без листьев, не растут, так как отсутствуют необходимые условия (нет тепла, воды, мало света). Птиц мало. Многие улетели на юг, в теплые края. Остались только зимующие (вороны, сороки, куропатки, голуби, воробьи). Зимой самые короткие дни, длинные ночи. А у нас, на Севере, наступает полярная ночь.

II. Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, хорошо или плохо зимой?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Хорошо-плохо». Вначале вы скажете, почему хорошо зимой, а потом, почему плохо. Итак: Зимой хорошо – почему?

Ответы детей: (Можно покататься на лыжах, коньках, с горки на санках, поиграть в снежки, походить по снегу. Можно слепить снеговика. Зимой бывает Новый год. Дед Мороз приносит подарки, елки наряжают. Зимой красивые деревья, инеем покрыты, снежинки красивые).

Воспитатель: Зимой плохо, потому что…

Ответы детей: (много одежды надо одевать, нельзя купаться, загорать, холодно, мерзнут руки, лицо, нос и т.д.).

Воспитатель: У каждого времени года есть что-то хорошее, что-то плохое. Но, несмотря ни на что, зима – это прекрасное время года! Вы согласны со мной?

Ребята! Многие художники очень любили зиму и изображали ее на своих полотнах.

III. Воспитатель: Посмотрим, что нам еще прислали друзья? (Вынимает репродукцию картины И.Грабаря «Февральская лазурь»). Ребята, посмотрите, какую прекрасную картину прислали нам наши друзья. Она называется «Февральская лазурь» (лазурь – это синева, светло-синий цвет). Видите, как много светло-синего цвета на картине? Написал эту картину И.Грабарь. Посмотрите, какие великолепные березы, а какое небо! Лазоревое. (Дети стоя рассматривают картину. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года»).

Воспитатель: Когда художник увидел эти березы, которые сверкали на фоне голубого леса, он был поражен их красотой. О своих впечатлениях он написал так: «Вся природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». И художник сразу же запечатлел на своем полотне это чудо. 130 лет назад написал Грабарь эту картину, а люди до сих пор любуются, восхищаются красотой этого пейзажа.

(Музыка смолкает).

IV. Воспитатель: Садитесь поближе, посмотрите еще раз внимательно на картину и представьте, что вы находитесь среди этих берез. Что вы слышите?

Ответы детей: (трещат ветки, звенят на морозе, скрипит снег, сорока где-то стрекочет и т.д.).

Воспитатель: Что вы чувствуете? Что вам хочется?

Ответы детей: (покататься на лыжах, потрогать эти березки, походить по глубокому снегу).

Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем шепчутся ваши веточки?

Ответы детей: (холодно, какое красивое небо! Лазурное! Как ярко светит солнце. Как прекрасно!).

Воспитатель: молодцы! Вот видите, какое прекрасное время года зима! Как красиво зимой!

V. Воспитатель: А в пакете еще что-то есть! Посмотрите! Конверт и записка! (читает)

«Дорогие «почемучки»! мы рады, что вы тоже любите зиму и много знаете о ней. А не забыли ли вы другие времена года? Посылаем вам игру «Угадай, что лишнее?» надеемся, что вы так же хорошо справитесь с этой игрой, как справились с загадками!

Воспитатель: (Достает репродукции с картин художников о всех временах года) Художники изображали не только зиму, но и другие времена года!

(Дети рассматривают картины и определяют, какое время года изображено на той или иной репродукции. Затем на ковре играют в игру «Угадай, что лишнее?»)

Воспитатель: Молодцы, не забыли вы и лето, и осень, и весну.

VI. Воспитатель: А еще прислали вам ребята свои рисунки и просят вас угадать, какое время года на них изображено. Как вы думаете, какое это время года?

Ответы детей: (Лето – потому что елочка зеленая. Зима – дерево без листьев. Осень, весна – деревья без листьев.)

Воспитатель: (Елочка зеленая круглый год. Дерево без листьев и весной и поздней осенью. Весна? – ручейков нет и т.д.)

Какая-то непонятная картина. Давайте сделаем ее зимней! Что для этого нужно? Чего не хватает?

Ответы детей: (Снега)

Воспитатель: Давайте нарисуем снег.

(Дети сидят за столами и рисуют белой гуашью снег. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».)

VII . Воспитатель: Вот теперь у нас получилась зимняя картина. Вон сколько снега! Художники, как правило, называют свои картины. Вы сейчас тоже были художниками. Давайте как-нибудь назовем эти картины.

(Дети дают названия картинам: «Зима белоснежная», «Зима наступила», «Первый снег», «Снегопад» и т.д.)

Воспитатель: (вывешивает рисунки на стенде, дети рассматривают их, обмениваются впечатлениями) Дети, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?

Ответы детей:

Воспитатель: А мне понравилось, как вы сегодня отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли, рисовали. Молодцы! Спасибо!


Конспект занятия по познавательному развитию старшей группе «Подарки зимы».

Цели:

-

Задачи:

Образовательные: расширять Развивающие: Воспитательные:

Оборудование: иллюстрации, карточки-схемы.

Воспитатель:

Посмотрите все сюда,
Отправляться в путь пора.

Воспитатель:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

Воспитатель : Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится? Ответы детей.

Воспитатель: А какие стихотворения о зиме знаете вы?

Дети: рассказывают стихи.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, какие приметы зимы вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Белая и холодная пришла зима на землю, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Ручьи и реки, озера зимой скованы льдом.Часто идет снег зимой. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый или липкий. Когда нет ветра, снег падает на землю медленно, большими хлопьями, покрывает все вокруг ровным белым покрывалом. Небо покрыто серыми облаками. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Деревья и кустарники стоят в лесу голые без листьев, только снег, который лежит на веточках, надежно защищает растения от холода. Утонул лес от снега. Лес кажется прозрачным. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград.Трудно зимой птицам и животным. Но звери холода не бояться. От лютой зимы их спасает густая пушистая шерсть. Но голодно им зимой, поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки для птиц. С наступлением холодов люди начинают одеваться теплее: надевают теплые шапки, шарфы, шубы, варежки, штаны, валенки и сапоги.

Воспитатель: Назовите, какой первый зимний месяц наступил?

Дети: декабрь.

У декабря полно забот –
Как все успеть - не знает
Он провожает старый год
И Новый год встречает!

Он должен елку нарядить!

Последний день сегодня

На праздник новогодний.

Воспитатель: Какие еще зимние месяцы знаете?

Дети: январь, февраль.

Воспитатель: И вторым к нам спешит в гости январь.

Январь – начало года,

Силен его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь нам не до гроз.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Все белые поля.

Бери скорее санки,

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

Воспитатель: А третьим к нам спешит в гости февраль.

Февраль задумчивой и синий…

Любимый брат весны! Февраль!

И на березе легкий иней

Еще ветра, еще морозы,

И снег искрится при луне

Но искры желтые мимозы

Лепечут сладко о весне.

Твое ли сердце белой птицей,

Взмахнув крылами, пола ниц?

Заря малиновое дымится…

Уходит время белых птиц.

Воспитатель: Ребята, а сейчас настало время нам немного отдохнуть.

Физминутка.

В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.

Воспитатель: Ребята, теперь мы с вами будем отгадывать загадки, будьте внимательны.

Меня не растили.

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки.

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

Воспитатель: Правильно, вы отгадали первую загадку, из тех, что я вам приготовила, а теперь слушайте меня внимательно, я загадываю оставшиеся загадки.

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Бело коса, белолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром. (зима)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые. (снежинки)

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

Загадка о зиме

Снег на полях, лед на реках,

Если снег лежит кругом,

Если речка подо льдом.

Значит в гости к нам сама,

Кто пришла, скажи… (Зима)

Если дым столбом стоит,

Под ногами снег скрипит,

Если мерзнут щеки, нос.

Что на улице? (Мороз)

Воспитатель: Так что же нам приносит зима?

Дети: ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, на что похожи снежинки?

Детей: звездочки, цветочки.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по зимнему времени года. Мы узнали названия месяцев, загадки и приметы о зиме.

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Сургут муниципального района Сергиевский Самарской области структурное подразделение детский сад «Петушок»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зима. Приметы зимы»

Выполнила: Андреева Анна Васильевна

Должность: воспитатель

Сургут, 2016г.

Цели:

- систематизировать и закрепить знания детей о зиме;

Познакомить детей с зимними месяцами.
Задачи:

Образовательные: расширять и закреплять представления о зиме, её характерных признаках и зимних месяцах.
Развивающие: развивать навыки выразительного чтения стихов, умение слушать воспитателя.
Воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в пейзажах зимней природы.

Оборудование: иллюстрации, карточки-схемы.
Методы и приемы:

словесный: беседа, чтение.

наглядный: показ иллюстраций.

Формы организации совместной деятельности:

Логика образовательной деятельности:

1.Организовывает детей

2.Показывает иллюстрации с изображением зимы и зимних примет

Посмотрите все сюда,
Отправляться в путь пора.

Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой, этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)

3. Задает вопросы:

Ребята, понравилось вам стихотворение?

О чем в нем говорится?

Задает вопросы:

А какие стихотворения о зиме знаете вы?

4.Задает вопросы:

Ребята, давайте вспомним с вами, какие приметы зимы вы знаете?

Рассказывает:

Белая и холодная пришла зима на землю, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Ручьи и реки, озера зимой скованы льдом.Часто идет снег зимой. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый или липкий. Когда нет ветра, снег падает на землю медленно, большими хлопьями, покрывает все вокруг ровным белым покрывалом. Небо покрыто серыми облаками. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Деревья и кустарники стоят в лесу голые без листьев, только снег, который лежит на веточках, надежно защищает растения от холода. Утонул лес от снега. Лес кажется прозрачным. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Трудно зимой птицам и животным. Но звери холода не бояться. От лютой зимы их спасает густая пушистая шерсть. Но голодно им зимой, поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки для птиц. С наступлением холодов люди начинают одеваться теплее: надевают теплые шапки, шарфы, шубы, варежки, штаны, валенки и сапоги.

5.Задает вопросы:

Назовите, какой первый зимний месяц наступил?

У декабря полно забот –
Как все успеть - не знает
Он провожает старый год
И Новый год встречает!

Он должен елку нарядить!

Последний день сегодня

Чтоб всех на свете пригласить

На праздник новогодний.

Декабрь – последний месяц года и первый месяц зимы.

Задает вопросы: Какие еще зимние месяцы знаете?

И вторым к нам спешит в гости январь.

Январь – начало года,

Силен его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь нам не до гроз.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Все белые поля.

Бери скорее санки,

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

А третьим к нам спешит в гости февраль.

Февраль задумчивой и синий…

Любимый брат весны! Февраль!

И на березе легкий иней

Прозрачно- дымный, как вуаль.

Еще ветра, еще морозы,

И снег искрится при луне

Но искры желтые мимозы

Лепечут сладко о весне.

Твое ли сердце белой птицей,

Взмахнув крылами, пола ниц?

Заря малиновое дымится…

Уходит время белых птиц.

6.Ребята, а сейчас настало время нам немного отдохнуть.

Физминутка

В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.

7.Ребята, теперь мы с вами будем отгадывать загадки, будьте внимательны.

Меня не растили.

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки.

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

8. Правильно, вы отгадали первую загадку, из тех, что я вам приготовила, а теперь слушайте меня внимательно, я загадываю оставшиеся загадки.

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Бело коса, белолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром. (зима)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые. (снежинки)

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

Снег на полях, лед на реках,

Если снег лежит кругом,

Если речка подо льдом.

Значит в гости к нам сама,

Кто пришла, скажи… (Зима)

Если дым столбом стоит,

Под ногами снег скрипит,

Если мерзнут щеки, нос.

Что на улице? (Мороз)

9.Так что же нам приносит зима?

ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.

10.Задает вопросы:

Скажите, пожалуйста, на что похожи снежинки?

11. Вот и закончилось наше

путешествие по зимнему времени года. Мы узнали названия месяцев, загадки и приметы о зиме.

Готовятся к НОД

Отвечают на вопросы

Дополняют друг друга

О снеге, зимней природе

Рассказывают стихи

Пурга, снег, иней, метель дни становятся короче, сильный мороз

Декабрь

Январь, февраль.

Ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.

Формировать правильное поведение в детском саду

Закреплять знания о зиме

Формировать речь

Формировать интерес к художественному слову

Сформировать

двигательную активность

Формировать логическое мышление

План-конспект интегрированной НОД «Зимушка-зима» в старшей группе

Интеграция (НОД) :

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Образовательные задачи:

Закрепить представления детей о времени года «Зима» и ее месяцах.

Закрепить знания детей о изменениях в природе.

Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках зимы.

Упражнять в умении устанавливать простые причинно-следственные связи.

Познакомить с опасными ситуациями зимой.

Продолжать знакомить детей с загадками, стихами.

Коррекционно-развивающие задачи:

Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Зима».

Продолжать развивать умение применять образные выражения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях желание заботиться о своем здоровье.

Воспитывать навыки сотрудничества в играх.

Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.

Материалы и оборудование: Конверт, нитки шерстяные цветные, картинки о зиме, магнитофон, снежинки из тонкой фольги.

Методические приемы : Проблемные ситуации, ситуативный разговор, дид. /игры, дид. /упражнения, игровые ситуации, беседа, рассуждения, подвижные речевые игры, логоритмика.

Ход НОД :

«Давайте поздороваемся! »-ритуал приветствия. (Дети передвигаются по комнате. По сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться с как можно большим числом играющих.

Хлопок в ладоши -пожать руки всем возможным партнерам.

Звонок колокольчика -поздороваться локтями.

2 хлопка – погладить по спине партнера.)

Воспитатель показывает детям загадочный конверт и предлагает прочитать письмо от кого он, и что в нем написано.

«Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Нос морковкой, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик)

Это письмо от снеговика, а в нем загадка.

«Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом

Все покрыло серебром.

(Зима)

Ситуативный разговор на ковре.

Как вы думаете о ком идет речь в этой загадке?

Почему зиму называют царицей?

На какой тройке прилетела зима?

Что за скакуны в этой тройке? Вспомните названия.

А вот еще послушайте загадку про зиму . Подумайте какие образные выражения сравнения используется в загадке. «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка тряхнет перинки- над миром пушинки». (снежинки)

Беседа рассуждение:

С чем сравнивается зима?

Какие перинки выметают из них?

Дидактическая игра: «Без чего не бывает зимы? » (Показ, выбор картинок и обоснование)

Речевое упражнение : «Подбери слово».(В игровой форме закрепить рода прилагательных какой? какая? какие, формировать умение подбирать синонимы) .

Беседа: Какие опасные ситуации нас подстерегают зимой.

Ответы детей:

А чтобы нам зимой не болеть давайте сделаем себе массаж.

«Выпал снег, но вот досада

Не готовы мы к зиме.

Простужаться нам не надо, сделаем массаж себе!

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело,

Чтоб не кашлять, не чихать- надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем- ладошку ставим козырьком.

Знаем, знаем! Да-да-да! Нам простуда не страшна! »

Ну вот теперь нам не страшна простуда.

Дидактические игры : «Третий лишний», «Месяца», «Времена года».

В какие игры вы любите играть зимой?

Давайте в них поиграем.

Речевая подвижная игра:

«Мы зимой в снежки играем, по сугробам мы шагаем. И на лыжах мы бежим, на коньках по льду летим.

И снегурке лепим мы, гостью зиму- любим мы! » Имитировать движения.

Беседа:

Какого цвета снег?

Имеет запах?

Бывает ли летом?

Из чего состоит снег?

Продуктивная деятельность:

Ребята, а сейчас я предлагаю каждому создать свою снежинку, выложить ее из цветных шерстяных нитей на бархатной бумаге.

Молодцы! Замечательная снежинка у вас получилась.

Игра «Снежинка»:

(Под музыку Далиба «Вальс снежинок» дети превращаются в снежинки изображая эмоциональное настроение) .

Ритуал прощания:

«Тепло- ладоней». Ведущий предлагает детям взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

Тема «Зима»

Цель занятия :

Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции областей: познание, коммуникация, безопасность,

здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.

Задачи :

Расширить представления детей о характерных признаках зимы.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.

Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве.

Материалы и оборудование :

Стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки, интерактивная доска, сумка-холодильник(для хранения снега и льда) , аудиозаписи: песни” Три белых коня”, игры “Поиграем в снежки ",мелодии на тему зимы по выбору воспитателя.

Ход занятия:

Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва). Входит девочка-негретёнок. (Дети сидят на стульчиках).

Лу: Ой, как холодно. Куда я попала?

Воспитатель: Ты находишься у ребят в детском саду. А тебя как зовут девочка?

Лу: Меня зовут Лу. Я живу в Африке, и у нас очень жарко. Я загадала желание очутиться там, где холодно. Закрыла глаза и вот я здесь. Привезла меня к вам тройка странных коней.

Воспитатель: Лу, ты оказалась в Сибири. И кони эти непростые, и имена у них необыкновенные. Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Декабрь, январь, февраль. Это зимние месяцы.)

Воспитатель: Правильно. Это зимние месяцы. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).

Воспитатель: Лу, как ты думаешь, без чего не бывает зимы?

Отгадай загадку:

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось -
С неба на землю свалилось.

Лу: Не знаю. Ребята помогите мне. (Ответ детей). А что такое снег?

Дети: Снег- это замёрзшие кристаллики льда.

(Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом.

Лу: Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

Лу: Ребята, расскажите мне, какой снег?

Воспитатель: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о снеге, что же с ним произошло?

Дети: Снег растаял и превратился в воду.

Лу: Почему это произошло?

Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.

Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный.) Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)

Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?

Воспитатель: Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем. Проводится музыкальная игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре)

(Лу стоит задумавшись)

Воспитатель: Лу, о чём ты думаешь?

Лу: Мой друг загадывал мне тоже загадку и я её не отгадала. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?

Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.

(Лу загадывает загадку).

Загадка

Зимнее стекло
Весною потекло. (Лёд).

Лу: Я никогда не видела льда.

(Воспитатель вносит лёд, снег. Приглашает детей к столам. Часть детей стоит справа, часть - слева от стола).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды). А чем лёд отличается от снега? (Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый). Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите те, кто стоит справа от меня под стакан со снегом, кто стоит слева - под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой? (Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет).

Лу: А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?

Воспитатель: А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) А у тебя Максим плавает? А у Полины? Лу, а ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?

(Лу затрудняется).

Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд легче воды.)

Лу: Ребята, а как выиграете зимой? (Катаемся на санкам, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.

Проводится разминка под музыкальное сопровождение.

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)

Лу: Ребята, а с помощи каких звуков можно воспроизвести завывание ветра? (Гласных звуков).

Воспитатель: Верно. Ты послушай лучше. Катя поёт первый звук, Федя второй и далее по-цепочке. (а- о- у- ы- и-э-а –о).

Воспитатель: Но не только ветер можно услышать зимой. Мы сейчас с вами поиграем. Как только вы услышите звук, который мы можем услышать зимой- хлопаем в ладоши. Если мы зимой его не слышим, стоим тихо.

(Проводится игра на интерактивной доске.)

Лу: Как у вас зимой весело и интересно!

Воспитатель: Но вот птицам не до веселья. Зима много принесла им хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края. (Беседа по интерактивной доске.) Ребята давайте выберем птиц, которые улетели в тёплые края. Как мы их называем? (Перелётные). Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие).

Ребята, посчитайте сколько здесь зимующих птиц? Сколько перелётных? На сколько перелётных больше, чем зимующих?

Лу: Так вот почему люди развешивают кормушки. Они помогают птицам пережить холодную зиму. А чем можно покормить птиц? (Семечки, пшено, синички любят сало, хлебные крошки.)

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.) Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали? (Где был лёд, вода холоднее.) Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.) А ведь это свойство- охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.

Лу: А можно я сейчас расскажу о зиме?

Проводится игра “Бывает- не бывает. “

1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.

2. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.

3. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

4. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.

5. Зимой дети катаются на лыжах, а летом- на велосипедах. (По ходу игры дети исправляют ошибки.)

Воспитатель: Лу, не расстраивайся. Мы с ребятами хотели для тебя сделать подарки - цветные льдинки. Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет? (Нет.) А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску? (Она окрасится в цвет краски.) Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?

А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой? (Она замёрзнет.) Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек и можно будет украсить ими деревья и ёлки.

Лу: Спасибо ребята. Мне очень понравилось у вас. Я очень многое узнала о зиме, это прекрасное время года.

Воспитатель: Ребята, а вам что больше всего понравилось?