Тютчев – поэт и дипломат, борец с русофобией. Был ли известный русский поэт Ф.И

Тютчев-дипломат и политик

В Государственном историческом музее проходит выставка «Ф.И. Тютчев. Россия и Европа», приуроченная к 200-летнему юбилею со дня рождения поэта. Выставка открылась 23 мая 2003 г. Известнейшие музеи и архивы страны предоставили свои экспонаты: Эрмитаж, музей-усадьба «Мураново», Третьяковская галерея, Российский государственный архив литературы и искусства и др.
Первоначально выставка называлась «Ф.И.Тютчев. Три столицы: Москва-Мюнхен-Петербург». Действительно, большая часть жизни поэта прошла именно в этих городах. Но масштаб личности поэта и его влияние на политические и литературные процессы России и Европы изменили и концепцию выставки, и ее художественное решение, и ее название.
Выставка переносит нас в 20-е гг. XIX в., когда Тютчев был назначен на дипломатическую службу. Федор Иванович довольно долго жил в Западной Европе. Сначала, в 1822 г., как поверенный в делах в Мюнхене, а позже в качестве первого секретаря Русской миссии в Турине. В 1841 г. он был уволен из Министерства иностранных дел и лишен чина камергера, но спустя четыре года восстановлен на службе. В 1858 г. Тютчев был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, в 1869 г. - произведен в тайные советники.
Выставка призвана воссоздать ту историческую атмосферу, которая окружала поэта и дипломата. На век Тютчева пришлись интереснейшие события как российской, так и европейской истории. При помощи архивных материалов, картин, мультимедийных средств, элементов быта той эпохи организаторам экспозиции удалось воссоздать как историю европейских государств того времени, так и историю одного человека, несомненно, влиявшего на эту историю.
Небезынтересны здесь и подлинные рукописи стихотворений Тютчева, его трактатов. Весьма любопытны материалы, освещающие революционные события в Европе 1848-1849 гг.
Обращает на себя внимание и композиционное решение выставки. В первую очередь, вы попадаете в начало 20-х гг. XIX столетия, в то время, когда Тютчев начинал свою дипломатическую карьеру, затем вместе с ним перемещаетесь из Петербурга в Мюнхен, оттуда в Турин и опять в Петербург. Заканчивается же экспозиция уже нашими днями. Тексты стихотворений Тютчева и фотографии помогают осмыслить нынешнее восприятие творений великого поэта.
На мой взгляд, эта выставка окажется весьма полезной для школьников. Традиционная концентрическая система обучения истории подчас не способна создать у детей представление об одновременности событий в России и за ее пределами. Стихотворения Тютчева вполне могут иллюстрировать исторические события, свидетелем которых становился поэт. А реалии того времени - пояснять произведения Тютчева.
Конечно, чтобы осознать все это, школьнику совершенно не обязательно ходить в музей. Однако где еще он увидит тексты стихотворений, которые ему приходилось выучивать наизусть, написанные рукой их создателя, книги, которые читали полтора столетия назад, одежду, в которой выходили в свет, картины, украшавшие быт, и предметы, этот быт наполнявшие?
Выставка продлится до 29 сентября 2003 г.

Анастасия ГОЛОВАТЕНКО

Умом Россию не понять,


Аршином общим не измерить.


У ней особенная стать:


В Россию можно только верить.

Каков же смысл знаменитого «умом Россию не понять”? Прежде всего тот, что „ум не есть высшая в нас способность” (Н.В. Гоголь). Чтобы ориентироваться в многослойном русском пространстве-времени, нужна вера, надежда и любовь. Если трактовать веру как „обличение вещей невидимых”, то Россия в некотором отношении не всем видна. Подобно граду Китежу, при приближении чужих для неё духовных энергий Русь уходит на глубину.

Выдающийся русский поэт Федор Иванович Тютчев был также и политическим мыслителем, дипломатом.


Приметы внешней биографии Федора Ивановича Тютчева известны достаточно хорошо. Потомственный аристократ духа и крови, Федор Тютчев родился в 1803 году в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской семье. Учился в Московском Университете, и с 1822 года посвятил себя служению Отечеству – прежде всего на поприще дипломатии. Более 20 лет в общей сложности провел он в Германии и Италии, где успешно защищал государственные интересы России. Одновременно он представлял свою Родину в высших интеллектуальных кругах Европы, в частности, был лично знаком с Шеллингом и Гейне. В 1836 году первая подборка стихотворений поэта была опубликована в пушкинском „Современнике”, причем сам Пушкин пришел от них в восторг. В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, где получает придворное звание камергера, и с 1858 года по высочайшему повелению становится председателем Комитета иностранной цензуры. Нет нужды специально подчеркивать, какова была идейно-социальная значимость этой высокой должности.


В 1856 году министром иностранных дел был назначен А.М. Горчаков. Вскоре Тютчев был произведен в действительные статские советники, то есть генеральское звание, и назначен председателем Комитета цензуры иностранной. У него была прямая связь с Горчаковым, возможность влиять на русскую политику. Тютчев играл заметную роль в формировании русской внешней политики 1860-х годов. Он использовал все свои связи при дворе (две его дочери были фрейлинами), среди литераторов и журналистов, чтобы добиться реализации своих идей. Тютчев считал, что „единственная естественная политика России по отношению к западным державам - это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными - по бессилию…“ Во многом Тютчев оказался прав - только тогда, когда разразилась война между Францией и Германией, Россия смогла сбросить с себя унизительные путы, навязанные ей после поражения в Крымской войне.


Ранним утром 15 июля 1873 года Федор Иванович Тютчев скончался в Царском Селе. 18 июля его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.


Как аналитик, он во многом опередил свое время. Его политическая оценка событий, пророчества будущего России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день.


Тютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших Европу - во Франции, Германии, Австро-Венгрии. Всего им было написано 4 статьи: „Россия и Германия“ (1844), „Россия и революция“ (1848-49 гг.), „Папство и римский вопрос“ (1850), „О цензуре в России“ (1857) и незавершенный трактат «Россия и Запад» (1848-49 гг.). В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе до и после отмеченных событий. Во-вторых, он вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как «русофобия», «панславизм». Ярко была выражена идея империи. В одной из своих статей он говорит прямо: «Не община, но Империя».


Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы «русофобии» и будущей «империи», до сих пор не утратившие актуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как «русофобия».


Русофобия - болезненная неприязнь или даже патологическая ненависть к русскому народу , ко всему созданному им. Один из видов ксенофобии. В зависимости от мировоззрения толкователя термина или от контекста его употребления под русофобией может также пониматься не только ненависть собственно к русским, но и ненависть к России как к стране или государству .


Впервые обратил внимание на проблему русофобии А.Пушкин. С его точки зрения, нельзя прощать «клеветников России”, особенно ту категорию людей, которая в ответ на „русскую ласку” способна „клеветать на русский характер, мазать грязью связанные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев”. Нападки на праотцев Пушкин воспринимал как оскорбление народа и нравственного достоинства нации, составляющие главную и составную особенность патриотизма. Поэт признавал самобытность русской истории и считал, что её объяснение требует „другой формулы”, чем история христианского Запада.


Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьях вводит в оборот этот термин.


Эта тема у нас была слабо разработана. Само упоминание этого слова долгое время отсутствует в словарях. Изменения произошли лишь в эпоху Генералиссимуса И.В. Сталина. В середине 30-х годов вплоть до середины 50-х годов этот термин впервые вошел в различные словари русского языка. Можно отметить несколько словарей: Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-41 гг.), Толковый словарь (под ред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М; Академия наук СССР, 1950-1965 гг.). После этого вплоть до последнего времени этот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.


Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией - революционными событиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке.


У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата „Россия и Запад“, оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а метод изложения - сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада „в своих исторических воззрениях“ упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.


В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал ИДЕЮ возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей - восточной и западной.


Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше - источники ее связаны с папством . Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. „Идея Империи, - писал Тютчев, всегда была душою Запада“, но сразу же оговаривал: "но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией“. Это как бы жалкая подделка истинной Империи - ее жалкое подобие.


Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить «срываются в неудачу“. История Запада вся сжимается в «римский вопрос» и в нем сосредоточены все противоречия и все «невозможности западной жизни». Само папство сделало попытку организовать «царство Христа как мирское Царство», и Западная церковь превратилась в «учреждение», стало «государством в государстве», как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого «Я» и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю - как бы повторить Карла Великого.


Главным русским делом Тютчев считал хранение и передачу во времени и пространстве великой христианской святыни – вселенской монархии. «Вселенская монархия – это империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки… 4 империи: Ассирия, Персия, Македония, Рим. С Константина начинается 5-я империя, окончательная, империя христианская”. Историософия Тютчева, очевидно, восходит здесь к видению пророка Даниила, и к истолкованию им сна царя Навуходоносора, увидевшего великана с золотой головой, грудью из серебра, медными бедрами и глиняными ногами. Тютчев дает православно-русскую его интерпретацию: «Россия гораздо более православная, нежели славянская. И, как православная, она является залогохранительницей империи… Империя не умирает. Только в качестве императора Востока царь является императором России. Империя Востока: это Россия в окончательном виде ”. Отцы Церкви в свое время писали о христианском царстве –, но они ещё не ведали о великой северной стране будущего.


Быть может, наиболее глубокое духовно-политическое произведение Тютчева – это «Русская география ”. Поэт рисует в нем очертания искомого «белого царства” - разумеется, скорее мистические, чем физические, хотя дух и тело в определенном плане неразделимы. Что готовит нам будущее, знает только Бог, но совершенно ясно, что Святая Русь в своей таинственной судьбе уже реализовала многое из того, о чем думал и на что надеялся гениальный поэт-провидец в середине XIX столетия:

Москва, и град Петров, и Константинов град –


Вот царства русского заветные столицы…


Но где предел ему? И где его границы –


На север, на восток, на юг и на закат?


Грядущим временам судьбы их обличат…


Семь внутренних морей и семь великих рек…


От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,


От Волги по Ефрат, от Ганга до Дуная…


Вот царство Русское… и не прейдет вовек,


Как то предвидел Дух и Даниил предрек.

Фигура Федора Ивановича Тютчева – явление в культурной жизни России важное и особенное, но малоизученное. Поэтому его биография еще состоит из загадочных и малоизученных фактов. Человек высокого духа и мысли, Тютчев, и через двести лет нам интересен, доступен и понятен. Он сегодня – наш современник. И, несомненно, еще долго будет современником не для одного поколения людей живущих на этой планете.

5 декабря 2003 года исполнилось 200 лет со дня его рождения и наш долг вспомнить об этом замечательном поэте, дипломате, философе, публицисте, гражданине и патриоте России.

Он родился 23 ноября/5 декабря 1803 года в родовитой дворянской семье, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, сорока верстами выше г. Брянска, входившего в это время в Орловскую губернию.

Первоначальное образование он получил под руководством С. Раича. Увлекаясь классической поэзией, рано начал писать стихи. В 1821 году окончил отделение словесности Московского университета. Затем стал дипломатом, служил в русской миссии в Мюнхене (1822-37) и Турине (1837-39).

Как «русский выходец из Европы», Тютчев был связан с ней духом и родством (обе его жены происходили из немецких аристократических фамилий). Восприимчивость к новейшим достижениям европейского интеллекта сочетались в нем с исключительной чуткостью к судьбе России. После отставки поэта с дипломатической службы и возвращения поэта из Европы(1848), его славянофильские симпатии усиливаются. При этом, обращая свое пристальное внимание к России, русский мыслитель прежде всего стремится показать, что Россия не противостоит христианскому Западу, а является ее «законной сестрой», правда живущей «своей собственной, органичной самобытной жизнью».

В своей дипломатической деятельности поэт активно служил интересам России, в то же самое время критикуя вредоносный для интересов страны курс министра К.В. Нессельроде. Кроме этого, он раскрывает вредную политику иезуитов и папства в судьбах народов Европы и мира. В своих депешах и записке царю, он призывает его к тому, чтобы внешняя политика страны соответствовала интересам России и успешно бы противостояла экспансии со стороны Запада (в том числе и Римской церкви). Также в своих дипломатических депешах Тютчев критикует суть тогда еще молодого государства – США.

В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. Однако, в августе 1843 года опальный Тютчев по делам прибыл в Петербург. А уже 7 сентября знакомая Тютчева Амалия Крюденер в своем петербургском поместии устраивает ему встречу со всесильным начальником III отделения А.Х. Бенкендорфом. Между ними проходит продуктивная многодневная беседа (в том числе и в поместье Бенкендорфа). Итогом этих встреч стала поддержка всесильного чиновника и царя всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе через участие в этой работе крупных зарубежных интеллектуалов и политиков. Более того, Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

Подобная активность Тютчева не осталась без внимания. Вернувшись в Россию в 1844 году, он вновь поступил в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос»(1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). Две последние являются одними из глав задуманного им под впечатлением революционных событий 1848-49 гг., но не завершенного трактата «Россия и Запад».

Тютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших Европу – во Франции, Германии, Австро-Венгрии. В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе как до, так и после отмеченных событий.

Большой интерес Николая I вызвала анонимно опубликованная Тютчевым брошюра «Россия и Германия» (1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родителям Тютчев, «нашел в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто ее автор».

Поводом для написания данной статьи послужила книга маркиза А. де Кюстина «Россия в 1839 году». Эта книга французского путешественника стала впоследствии синонимом неприязненных и недостоверных отношений к России. Тютчев в отличии от неумелых -близких к официозу – критиков Кюстина не стал вести полемику с автором, взявшихся судить о России, черпая информацию о ней из придворных анекдотов и из окна своей кареты. Он поступил иначе, написав по-французски письмо Густаву Кольбу, редактору влиятельного немецкого издания.

Главной целью Тютчева не было разоблачение множества ошибок Кюстина, что походило бы, по его словам, на серьезный разбор водевиля. Подоплеку этих настроений, показывает Тютчев, составляет отрицание как близости России к Европе, так и ее своеобразия. Обосновывая свою мысль, Тютчев отмечает в статье следующее: «Мое письмо не будет заключать в себе апологии России. Апология России... Боже мой! Эту задачу принял на себя мастер, до сих пор вполне успешно. Истинный защитник России – это история; ею в течении трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».

После этого, у Тютчева вызрел замысел, так и не завершенного трактата «Россия и Запад». Направление этого сочинения историософское, а метод изложения – сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекает в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих исторических воззрениях» упускают целую половину европейского мира.

В данном трактате Тютчев создает своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая свое «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал ее «православный характер». Особенностью использования Ф.И. Тютчевым теории мировых монархий является разделение Римской и Восточной (Константинопольской) империи.

В этом самом трактате Тютчев говорил о том, что Россия освободившая 30 лет назад Европу от наполеоновского господства, подвергается ныне постоянным враждебным нападкам европейской печати. В результате, пишет Тютчев, ту державу, которую «поколения 1813 года приветствовало с благородным восторгом... удалось с помощью припева, (..) почти удалось, говорю я, эту же самую державу преобразовать в чудовище для большинства людей нашего времени».

Во второй статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль, что в «современном мире» как бы существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же излагалась и известная утопия Тютчева – идея создания славянско – православной державы под эгидой России.

В этой статье Тютчев, анализируя противоречия революции как таковой, подвергает ее резкому осуждению за то, что она не гнушается присвоением себе некоторых важных положений христианства, как это было, например во времена французской революции, провозгласившей на своих знаменах идеи братства. В этом плане, сама революция «заменяет эти чувства духом гордости и вознесения человеческого Я во имя его автономии и превосходства». Более того, далее Тютчев отмечает следующее: «За три последних века историческая жизнь Запада, необходимо была непрерывной войной, постоянным приступом, направленных против тех христианских элементов, входивших в состав старого западного общества».

Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше – источники ее связаны с папством. Этой теме Тютчев посвятил свою статью «Папство и римский вопрос» (1850), ставшая своего рода продолжением статьи «Россия и Революция». Сама идея реформации вышла из папства, и из нее же проистекает непрерывная революционная традиция. Само папство сделало попытку организовать «царство Христа как мирское Царство», и западная церковь превратилось в «учреждение», как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершается двойным крушением: Церковь отвергается в реформации во имя человеческого «Я», и при этом, само государство отрицается в революции. Однако, сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремиться организоваться в империю – как бы повторить Карла Великого. Однако этот революционный империализм мог быть только лишь пародией. Это своего рода возврат к языческому Риму. Примером революционной империи служит правление Наполеона во Франции.

В этих статьях Тютчев глубоко предчувствовал грядущую Крымскую войну, задолго до его реального начала, 29 октября 1853 г, когда был обнародован царский манифест. 8 апреля 1854 г. Тютчев писал по этому поводу следующее: «Ну вот, мы в схватке со всей Европой, соединившейся против нас общим союзом. Союз, впрочем, неверное выражение, настоящее слово заговор...».

Тютчев знал о чем говорил. Против России был осуществлен настоящий заговор. Франция мечтала взять реванш за поражение в 1812 году, Англия и Франция при этом преследовали свои интересы. Министерство иностранных дел во главе с К.В. Нессельроде предоставляет неверную информацию императору о реальном положении дел. И Тютчев как никто другой видит главных действующих лиц этого заговора не на Западе, а в самой России. В этой связи о своих коллегах по министерству он отзывается следующим образом: «Когда видишь до какой степени, эти люди лишены всякой мысли и соображения, а следовательно и всякой инициативы, то невозможно приписывать им хотя бы малейшего долгого участия в чем бы то ни было».

Во многом благодаря Тютчеву, в начале 1856 г. Нессельроде был наконец, смещен с поста министра. На его место заступил в апреле князь А.М. Горчаков. Горчаков и Тютчев не прерывали дружеских отношений, потому не удивительно, что новый министр сразу же вовлек поэта в круг его живейших политических интересов.

В это время поэт, вполне обоснованно считает, что теперь необходимо обратить внимание не только на внешние дела, но и на внутренние. Прежде всего он эту мысль внушал А.М. Горчакову, для которого стал ближайшем другом и сподвижником на целых 17 лет. И Горчаков действительно рекомендовал Александру II «обратить внимание на внутренние дела и отказаться от активных действий во вне...». И царь утвердил курс, в основе которого «лежало сосредоточение сил на внутренние развитие страны, используя противоречия европейских держав». Но Тютчеву и этого мало. Ему нужно формировать широкое общественное мнение. Для достижения этих целей он использует все: деловые совещания, салонное остроумие и просто задушевные беседы с сильными мира сего. Он пишет государственным деятелям, не обходит своим вниманием придворных дам, а так же родственников и друзей. Особую роль в этих планах он отводит творческой интеллигенции, особенно издателей, литераторов и публицистов.

В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам. Он создает много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина». Но среди них есть и гениальные стихотворения, переросшие свою первоначальную задачу: «Два единства», «Ты долго ль будешь за туманом..». Но настоящей жемчужиной его творчества стали широко известные его строки, которые во многом характеризуют его умонастроения: «Умом Россию не понять...».

17 апреля 1858г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии. Воскресным утром 15 июля 1873 года великий русский поэт, философ, государственный деятель и дипломат Ф.И. Тютчев скончался в Царском селе. 18 июля был похоронен на Новодевичьем кладбище в С.– Петербурге.

Фёдор Тютчев: поэт и дипломат

К 200-летию со дня рождения

В эти дни во многих странах мира проходят мероприятия, посвя щённые юбилею Ф. Тютчева. О стихах русского поэта вспоминали на занятиях в образовательных учреждениях. В Клайпеде состо ялись литературный вечер «Души моей ты гордость и любовь», мини-спектакль «Ангел мой, ты видишь ли меня?», музыкально- поэтический концерт «Чарующие звуки осенних вечеров», кото рые были посвящены великому мастеру поэтического слова.

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуге Орловской губернии в семье помещика. В декабре 1810 года Тютчевы купили в Москве, в Армянском переулке, просторный красивый особняк. Трёхэтажный дом - памятник архитектуры XVIII века, возведённый «смотрениями» замечательного русского зодчего.

В небольшой светлой комнатке, выходившей окнами на задний двор, семилетний мальчик с увлечением перечитывал стихотворения, своего любимого. Перед самой войной 1812 года в домах московской знати часто устраивались грандиозные балы. Однажды на Покровке в богатом доме князей Трубецких Фёдора познакомили с кудрявым непоседливым мальчиком Сашенькой Пушкиным. Возможно, так в первый и последний раз очно встретились два будущих русских поэта, о чем они никогда позже не вспоминали.

Первоначальное образование Фёдор получил дома, под руководством прекрасного учителя русской словесности Семёна Егоровича Амфитеатрова, который позже получил широкую известность как журналист и поэт-переводчик латинских и итальянских поэтов под фамилией Раич. Именно учитель пробудил в своем питомце любовь к литературе и к «стихотворчеству». Пятнадцатилетним мальчиком, в 1818 году, за стихотворение «Вельможа (Под­ражание Горацию)» Тютчев был избран сотрудником Общества любителей российской словесности; в следующем же году первые его стихотворения напечатали в «Трудах» общества. Основатель Общества, профессор Московского университета дал Фёдору Тютчеву рекомендацию в сотрудники Общества любителей русской словесности, потом рекомендовал для поступления в университет.

Тютчева экзаменовали профессора университета, которые по результатам записали, что «испытывали в русском, латинском, немецком и французском языках , в истории, поэзии и арифметике и нашли его способным к слушанию профессорских лекций». 6 ноября 1819 года Ф. Тютчев, которому через полмесяца исполнится шестнадцать лет, зачисляется студентом Московского университета. В этом событии для дворянской Москвы первой трети XIX века не было ничего из рук вон выходящего. В ее главный храм науки примерно в 14 лет поступили и. Тогда не без основания считали три года учёбы вполне достаточным для получения высшего образования гражданского становления.

Ф. Тютчев был неординарным человеком. Знавшие его люди подмечали быстрый ум, прекрасную память, начитанность и, конечно, поэтический дар. Он получил прекрасное образование в Московском университете и уже в 19 лет поступил на службу в Коллегию иностранных дел, оттуда в 1822 году был послан за границу. В Германии и Италии он прожил - представителем дипломатической службы России - двадцать два года.

Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдаляло о Тютчева от родины. В одном из своих писем того времени он признавался, что одинаково любит отечество и поэзию. Его стихи появлялись в печати на страницах различных журналов и сборников. После долгого пребывания за границей, ознаменованного общением с известными деятелями западноевропейской культуры: немецким поэтом Генрихом Гейне, философом Фридрихом Шеллингом и др., Ф. Тютчев в 1844 году вернулся в Россию. Он поселился с семьёй в Петербурге, где служил по цензурному ведомству до последнего дня своей жизни.

Тютчева в истории культуры стала понятна далеко не сразу. Немногие современники сумели разглядеть его могучий талант. При его жизни было, по меньшей мере, три человека, которые понимали, что Тютчев - гениальный поэт, второй после А. Пушкина. Достоевский, Л. Толстой и Н. Некрасов. Лев Толстой даже подчёркивал, что «Пушкин, конечно, шире, но Тютчев глубже».

В XX веке его оценивали по-разному. Тютчев при­знанный поэт, хотя многое о его жизни и творчестве по-прежнему неизвестно широкой публике.

Фёдор Тютчев поэт и дипломат. Это подтверждает его жизнь, его литературное наследие. Многие из его 392 стихотворений сопро­вождают нашу повседневную жизнь. Они важны и значи­тельны. Школьники с упоением декламируют легко запомина­ющееся «люблю грозу в начале мая», любители поэзии постарше наслаждаются его «пейзажной и душевной» лирикой, политики и на рубеже XXI века не переста­ют цитировать «Умом Россию не понять...в Россию можно только верить».

В обществе Ф. Тютчев всегда был в центре внимания. В Петер­бурге в 1845 году его называли «львом сезона». Светское обще­ство ценило его как блестящего собеседника, чьи шутки и острые слова подхватывались на лету и разносились стоустовой молвой: Его биограф И. Аксанов отмечал, что литература для Тютчева не была профессией, он лишь «за­писывал» свои стихи, мгновенно возникавшие под внезапным воздействием поразившего его явления природы или душевных переживаний.

Если внимательно проанализи­ровать стихи, то заметим, что Ф. Тютчев всегда показывает при­роду в движении, в непрерывной смене явлений, в переходных состояниях - от зимы к весне, от лета к осени, от грозы к успокое­нию, от дня к ночи, от ночи к утру. Человек в представлении Тютчева составляет часть великого мира природы, исторических событий и явлений. Один из исследова­телей его творчества и жизни, писатель В. Кожинов, автор фун­даментальной книги, изданной в серии «Жизнь замечательных людей», отмечал, что когда начал писать книгу, то хотел рассказать именно о великом поэте... Однако она превратилась в книгу об истории и об участии в ней Тютчева. У него было грандиозное историко-филологическое и философское мышление. Он мыслил веками и даже тысячелетиями. И свою дипломатическую деятельность воспринимал как участие в мировой истории.

Эту мысль подтвердил и современник Тютчева, его друг и коллега по дипломатической службе князь И. Гагарин. Он писал: «Богатство, почести и сама слава имели мало привлекательности для него. Самым большим наслаждением для него было присутствие на зрелище, которое развивается в мире, с неослабевающим постоянством следить за всеми его изменениями».

В истории есть примеры известных литераторов-дипломатов, вспомним Грибоедова, Бомарше и других, но всё же это редкость. По мнению наших современников, роль Тютчева на дипломатическом поприще всё же недооценена. Однако об этой стороне его деятельности более широко рассказывает В. Кожинов. Он считает, что Ф. Тютчев, кроме 22-х лет работы в дипломатических миссиях за границей, позже, находясь в Петербурге «сумел стать ближайшим сподвижником и советником министра иностранных дел Горчакова». По мнению В. Кожинова, основные дипломатические решения, которые принимал, в той или иной степени были подсказаны Тютчевым. В том числе знаменитая дипломатическая победа после поражения России в Крымской войне в 1856 году. Тогда согласно Парижскому мирному договору Россия была сильно урезана в правах в Крыму, а Горчакову удалось восстановить статус-кво, и этим он вошел в историю.

Много лет проживший в Западной Европе, Тютчев, разумеется, не мог не размышлять о судьбе России и её отношениях с Западом. Написал об этом несколько статей, работал над трактатом «Россия и Запад». Он высоко ценил успехи западной цивилизации. Ф. Тютчев был сторонником императора Александра II, который после коронации в 1856 году в своем обращении к дворянам Московской губернии ясно указал, что «крепостное право не может быть далее терпимо». Известно, что улучшать положение крестьян первыми начали дворяне западных губерний. Имеются немногочисленные свидетельства современников о том, что в беседах Ф. Тютчев упоминал И. Огинского, сына - государственного деятеля, литератора, композитора и дипломата, который в Ретавасе уравнял в правах крепостных и горожан, заменил крестьянскую барщину денежным оброком, сам ездил по деревням и учил крестьян вести хозяйство.

Ф. Тютчев, безусловно, был «Европеец высшей пробы», «западник по воспитанию», но одновременно и ревнитель православия, патриот, «один из самых ярких истолкователей русской души».

Практически треть жизни Тютчев провел за границей, обе его жены были иностранками, в доме обычно говорили не по-русски. И всё же Тютчев был, несомненно, патриотом России. Это ощущается и в стихах, и в статьях, и в письмах. Вот что он пишет дочери Анне, которая родилась и выросла в Германии, перед тем как 16-летней девушкой она должна была впервые увидеть Россию: «Ты найдёшь в России больше любви, нежели где бы то ни было в другом месте. И когда потом ты сама будешь в состоянии постичь всё величие этой страны и всё доброе в её народе, ты будешь горда и счастлива, что родилась русской». Вообще Тютчев как-то сказал, что больше всего любил отчизну и поэзию. Но только после... жены. Речь шла о первой жене, но не меньше он был предан и второй. Была у него и страстная первая любовь - ещё до женитьбы, и захватившая его целиком последняя, поздняя. Он вообще обладал особым даром любви, он боготворил женщин и не мог и дня прожить без любви. Женщины его тоже любили, но - поразительно - он воспринимал это не как должное, а как подарок судьбы: «Я не знаю никого, кто был бы менее чем я, достоин любви. Поэтому когда я становился объектом чьей-нибудь любви это всегда меня изумляло».

К сожалению, не всё на Земле вечно. Сменяются времена года и время суток, уходят одни и по являются другие. Так случилось и ранним утром 15 июля 1873 года в Царском селе, когда «просияло и погасло лицо» Ф. Тютчева. Ушёл из жизни поэт и дипломат, но память о нём жива. И сегодня мы читаем его стихи, поём романсы, композиторы создают новые мелодии наего стихи.




Тютчев - поэт, дипломат, философ

«Свои прелестные стихи, как и свои прелестные слова, Тютчев ронял, как цветы мгновенного вдохновения... Он не знал, что значит сочинять стихи; они создавались в ту минуту, как созвучием нужно было высказать мысль или чувст­во, наскоро он набрасывал их на клочке бумаги и затем ронял, позабывая о них, на пол...» - писал о поэте его современник В.П. Мещерский. А Лев Толстой заметил: «Без Тютчева нельзя жить».

Великий поэт-мыслитель, философ и дипломат Федор Иванович Тютчев ро­дился 5 декабря 1803 года в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых в селе Овстут, что в тридцати восьми километрах от Брянска по до­роге на Смоленск. Здесь он провел детские годы и потом не раз приезжал сюда. Долгое время в селе жила его семья. Здесь похоронен отец поэта.

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные,"

Где мыслил я и чувствовал впервые... - напишет поэт спустя многие годы.

В раннем детстве родители Ф.И. Тютчева поощряли его тягу к знаниям. Он обучался в домашних условиях истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам - французскому, латинскому и немецкому. На десятом году жизни учителем русского языка, одновременно руководившим и общим воспитанием мальчика, был молодой поэт СЕ. Амфитеатров, известный в лите­ратуре под фамилией Раич. «Необыкновенные дарования и страсть к просвеще­нию милого воспитанника изумляли и утешали меня, - вспоминал впоследс­твии Раич, - года через три он уже был не учеником, а товарищем моим - так быстро развивался его любознательный и восприимчивый ум».

В 1812 году Ф.И. Тютчев окончил Московский университет со степенью кандидата словесных наук и поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В тот же год он направляется в качестве сверхштатного сотрудника рус­ской миссии в Мюнхен.

Русский посланник в Мюнхене граф Воронцов-Дашков доносил в Петер­бург: «Новый атташе при моей миссии г-н Федор Тютчев только что приехал. Несмотря на малое количество дел, которое будет у этого чиновника на пер­вых порах его пребывания здесь, я все же постараюсь, чтобы он не зря терял время, столь драгоценное в его возрасте». Действительно, Тютчев за рубежом зря времени не терял. Ни сразу после того, как прибыл в Германию, ни позже, когда жил в Италии. В общей же сложности за границей он прожил двадцать два года. Молодой дипломат много занимался изучением истории, языков, философии, переводил немецких и других авторов. Многолетнее пребыва­ние за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. Он пристально следил за всем, что происходило в литературной и общественной жизни Рос­сии, не забывал Брянский край, родные овстужские места. Вовсе не случайно, что в «Стихотворениях, присланных из Германии» Н. Некрасов впоследствии ощутил: «Все они написаны были чистым и прекрасным языком, и многие носили на себе живой отпечаток русского ума, русской души». О многом го­ворят и его письма на родину из-за границы. В одном из них, присланном из Италии, есть такие слова: «Скажите, для того ли я родился в Овстуге, чтобы жить в Турине?»

Весной 1836 года сослуживец Ф.И. Тютчева и ценитель его стихов князь И.С. Гагарин привез в Петербург рукопись стихотворений поэта. Они попали к А.С. Пушкину, который принял их «с изумлением и восторгом» и опубли­ковал в своем журнале «Современник» под инициалами Ф.Т. Всего в журнале за 1836 год было напечатано двадцать четыре стихотворения Федора Ивановича.

Пребывая за границей, Ф.И. Тютчев общался с немецким поэтом Генрихом Гейне, немецким философом Фридрихом Шеллингом, чешским ученым и писа­телем Вацлавом Ганкой, другими выдающимися деятелями западноевропейской культуры. В Россию Федор Иванович Тютчев вернулся в середине пятидесятых годов. Поселился в Петербурге. Несколько лет служил в ведомстве министерс­тва иностранных дел чиновником особых поручений при государственной кан­целярии, старшим цензором, а с 1858 года до самой смерти занимал должность председателя комитета иностранной цензуры.

Ф.И. Тютчев общался со многими деятелями литературы - В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, Я.П. Полонским, А.А. Фетом... Обаяние его личности, остро­та ума и речи влекли многих к поэту. В январским номере «Современника» за 1850 год Н.А. Некрасов опубликовал статью «Русские второстепенные поэты». «Несмотря на заглавие, - отмечалось в статье, - мы решительно относим та­лант господина Ф.Т. к русским первостепенным поэтическим талантам». Не­красов, ставший к этому времени редактором этого журнала, перепечатал поч­ти все известные стихи Ф.И. Тютчева, разобрал их и отметил, что это «талант сильный, самостоятельный». Не задумываясь, автор статьи поставил Тютчева рядом с Лермонтовым. Статья заканчивалась призывом издать стихотворения отдельной книжкой.

Практически осуществить идею Некрасова взялся Тургенев. Он уговорил Тютчева издать стихи и выступил в роли редактора и издателя. При жизни авто­ра увидел свет и второй сборник стихов. Творчество Федора Ивановича Тютчева высоко оценили многие его современники - писатели, поэты, критики, пуб­лицисты, почитатели поэзии. «Удивительное дело - так много лет, и притом лучших в жизни, провел он в чужих краях, а русское чувство теплилось в нем неугасимо; оно проникало до тайников его души и сказывалось свежо и сильно при всяком возбуждении. Он был исполнен пламенного патриотизма», - писал М.Н. Катков о Ф.И. Тютчеве в 1873 году. Высокую оценку деятельности поэта и мыслителя дал И.С. Аксаков: «Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник, поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосо­знания...»

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить, - эти неповторимые тютчевские строки не утратили своего глубокого смысла и в наши дни. Только истинный патриот своего Отечества и подлинный мастер стиха мог так сильно и кратко выразить свои сокровенные чувства. В этом чет­веростишии - жизненная позиция поэта, который в свое время сказал: «Я более всего любил в мире Отечество и поэзию». Или другое его высказывание: «Сле­довало бы понять раз и навсегда, что в России нет ничего серьезного, кроме самой России».

Тема России и ее истории проходит через всю жизнь Тютчева. Его муза от­кликалась и на самую больную русскую тему - тему человеческого страдания, социального и нравственного:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую порою ночной.

Ф.И. Тютчев вошел в сознание читателей прежде всего как вдохновенный пе­вец природы. Его стихи, например, «Весенняя гроза», «Зима недаром злится...», мы знаем с детства:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

А как точны и жизнерадостны строки о приходе весны. Они поистине стали хрестоматийными:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег.

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет! »

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Изумительные по выразительности строки выходили нередко из-под пера Тютчева, когда он оказывался в родных краях. Природа Брянского края была до­рога поэту, она вызывала у него глубокие раздумья, раскрывала перед ним самые сокровенные тайны. Вовсе не случайно, что именно в Овстуге он напишет:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Проникновенный лирик, поэт-философ, прекрасно понимавший природу, ее язык, Тютчев создал и такие строки:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездумный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Следует, по-моему, назвать некоторые стихотворения, написанные Ф.И. Тютчевым во время поездок в родной Овстуг: «Чародейкою зимою...», «Есть в осени первоначальной...», «Смотри, как роща зеленеет...», «Ночное небо так уг­рюмо. ..», «В небе тают облака...», «В деревне».

В один из своих очередных приездов в родные края Ф.И. Тютчев гостил у подполковницы Веры Михайловны Фоминой в селе Вщиж. Здесь когда-то стоял древнерусский город Вщиж, бывший центром Вщижского удельного княжества и разоренный монголо-татарами. Лишь курганы напоминали о прошлом.

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь...

Да два-три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко и смело.

Красуются, шумят - и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих - лишь грезою природы...

Набросок этого стихотворения был сделан в день поездки. Уже из Петербур­га поэт выслал жене Эрнестине Федоровне окончательную редакцию: «Посы­лаю тебе стихи... Они напомнят тебе поездку нашу в Вщиж к Фоминой, потому что были тогда написаны».

Особое место в творчестве Ф.И. Тютчева занимает любовная лирика. Стихи этого цикла проникнуты глубочайшим психологизмом, подлинной человеч­ностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных пере­живаний. Вспомните: «Я помню время золотое...» или «Я встретил вас...». Вы­сокую оценку получила лирическая исповедь поэта: «О, как убийственно мы любим...», «Чему молилась ты с любовью...», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и другие стихотворения, известные как Денисьевский цикл.

Талант Ф.И. Тютчева высоко ценили Пушкин и Толстой, Некрасов и Тур­генев, Достоевский и Фет, Чернышевский и Добролюбов, Плетнев и Вяземс­кий, Аксаков и Григорович... Ему посвятили свои стихи А. Апухтин, В. Брюсов, П. Вяземский, Ф. Глинка, А. Майков, Я. Полонский, Е. Растопчина, А. Толстой, С. Городецкий, И. Северянин, О. Мандельштам, Л. Мартынов, Н. Рубцов, Н. Ры-ленков, В. Сидоров... Разве всех перечислишь? А сколько книг, исследований написано о творчестве поэта! После его смерти вышло издание стихотворений, которое А.А. Фет приветствовал посланием. Оно заканчивается словами:

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Ф.И. Тютчев живет в бронзе памятников, в поэтических строках. Его имя но­сят в Брянске одна из улиц и областная научная библиотека. Возрождена родо­вая усадьба поэта в селе Овстуг, где действует музей-заповедник. Более сорока лет проходят на родине великого поэта каждое лето поэтические праздники. Дух поэзии витает над старинным селом Овстуг. Тютчевские стихи... Прочти. От них веет теплом, благородством, высокой любовью к Отечеству.

В то село,

Что песнями объято, - К Тютчеву Автобусы бегут, Где давно так ревностно и свято Тютчевское слово берегут, - читаем в стихотворении украинского поэта А. Довгия «Тютчев».