Толкование нового завета феофилактом болгарским. Библия онлайн

17:1 Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам,
Понятно, что наличие ВОЗМОЖНОСТИ в этом веке делать то, что неправильно с точки зрения Бога - само по себе соблазняет, и такое положение вещей Богом допущено. Хотя Он мог бы и лишить нас такой возможности, к примеру: украл – отсохла бы рука на время, солгал – онемел бы на время язык и т.д.

Но нет, не скоро в этом веке совершается суд над худыми делами, потому и не страшится сердце сынов человеческих делать зло (Еккл.8:11).
А Богу и не надо, чтобы страшились . Ему надо, чтобы НЕ ХОТЕЛИ делать зло. Потому Бог и разрешил его делать всему человечеству и наблюдает, кому же делать зло не хочется. Или хотя бы противно.
Соблазны - это горнило переплавки наших собственных внутренностей, вскрывающее те наши тайные пороки, о которых мы сами можем и не подозревать до тех пор, пока пред нами не встанет соблазн совершить преступление пред Богом или нет.
И если бы их не было – мы бы не смогли раскрыться в сути своей личности - полностью, и не знали бы, с чем нам нужно бороться.

В связи с этим у апостолов иногда слышится мысль о пользе соблазнов: благодаря возникновению соблазнов кто- то, в том числе и сам человек Иисус Христос, сумев противостоять им, поднялся над земными страстями и вырос духовно. (Иак.1:2-4; Евр.5:8,9)

Вот и выходит, что, как сказал Иисус, в этом веке само по себе наличие соблазнов по причине греховности человечества в целом - явление предусмотренное Богом, соответствует замыслу Бога по закаливанию Божьих служителей и выявлению нечестивых -всего лишь по реакции на возникающий соблазн. Как нечестивый, так и праведник - служат Богу, просто на разных поприщах. (Прит.16:4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия )

но горе тому, через кого они приходят;
Однако Иисус прямо сказал о том, что конкретные люди, через которых кому-то приходит искушение нарушить заповеди Божии - не вызывают своей разновидностью «служения» - радости у Бога, ибо несут смерть, а не жизнь.
Одно дело принести смерть себе самому по собственному выбору и совсем другое – столкнуть в пропасть ещё и того, за кого умер Христос.

17:2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
Почему Христос говорит, что претерпеть казнь утопления - лучше по сравнению с тем, чтобы причинить вред малым сим (людям, доверившимся Богу и желающим приходить ко Христу)?
Хотя перспектива быть приговорённым к смерти людьми - мрачная (как сама по себе процедура утопления, так и причины, по которым вынесен такой приговор), однако казнь по приговору человеческому ещё не означает казни по приговору Божьему: она не обязательно отнимает надежду на воскресение. А вот тому, кто подтолкнёт христианина на совершение греха - может быть вынесен смертный приговор навеки без надежды на воскресение.

Поэтому если мы избрали для себя путь Христов и считаем себя детьми Богу и братьями и сестрами - всем остальным Его детям, то мы ответственны не только за себя, но и за идущих к Богу рядом с нами, чтобы не положить пред ними преткновения и не сбить никого с правильного пути.
Было бы неправильно говорить в самих себе, дескать, пусть духовно растут и не претыкаются, так как «любящим Бога нет преткновения » (Псал.118:165). Правильно и по любви Христовой - это жить и поступать во всём так, чтобы из-за нас никто и никогда не принял решение согрешить или перестать идти к Богу (Римл.14:13)

17:3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
См. также разбор Мтф. 18:15-17
Два важных условия, при которых появляется как возможность нам простить согрешающих против нас, так и возможность получить прощение и примириться в случаях, если мы сами согрешаем против братьев:
1) ВЫГОВОРИ. Если не высказать брату недовольство и не объяснить ему на основании Божьих принципов причину этого недовольства, то и возможности покаяться у брата может не появиться: может, брат даже не понимает или не догадывается, что согрешает против тебя (может, он ещё немощен в вере и плохо ориентируется в применении Божьих принципов)
2) ЕСЛИ ПОКАЕТСЯ. Но когда всё разложено по полочкам и брату показано, в чём конкретно он неправ с точки зрения Библии - ожидается его раскаяние и сожаление о проступке. Но если он не раскаивается, значит, и виноватым себя не считает. А это значит, что он - и в прощении не нуждается.

Но что делать, если брат, согрешая против меня, не кается? Тогда иди по пути, указанному Христом в Мтф. 18:15-17.

17:4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему.
Можно решить: если повторяет - не искренне кается. Но ведь сколько раз и мы, искренне в чём- то раскаиваясь, всё равно наступаем на те же «грабли»? Дух бодр, а плоть слаба. Но если мы в таких случаях в себе уверены, что искренне каялись, то не стоит и в намерениях согрешающего брата плохие умыслы искать.

17:5,6 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
Апостолы, выслушав Христа, решили, что у них не достаточно веры для того, чтобы так великодушно прощать. И подумали, что свою веру можно умножить снаружи без личных усилий, если Иисус произведёт определённые действия для её умножения. Однако если веры нет внутри, то ноль хоть на сколько ни умножай, а ноль веры и останется. Иисус показал своим ученикам, что вера, пусть даже самая маленькая - должна находиться внутри христианина. И если она есть, то христиане на многое способны:

6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
Когда человек уверен, что его действия - жизненно необходимы для него и для окружающих, то он способен и «горы передвигать»: совершать невероятные дела, претерпевать невероятные трудности и проходить через непреодолимые препятствия, что человек без веры - не сможет сделать.

17:7-9 Притча о том, что должен чувствовать раб, служащий господину своему.
Ни один раб даже и мысли себе не допускает ожидать похвалы от своего хозяина, выполняя все его задания:
7Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

Э та притча встречается только у Луки.
Иудеи считали, что Бог должен как-то по-особенному ценить их стремление угодить Ему и усилия, затрачиваемые при этом. То есть, что благочестие служит для прибытка (1Тим.6:5)
Но, как показал Иисус, такой подход к поклонению Богу - в корне неправильный: если мы желаем называться рабами Бога, то таковыми и быть должны.
Для раба Божия угождать Богу и творить волю Его - должно стать естественным образом жизни и другой жизни у раба Божьего просто не может быть независимо от того, как хозяин воспринимает его усердие.

В механизме Божьего мироздания верующие - лишь маленький «винтик», исполняющий отведённую ему роль в этом веке. Согласно мысли притчи, раб, будучи лишь "винтиком" - не угождает себе и не преследует собственных интересов, верно служа господину.
Роль же господина – организовывать ход всей машины мироздания для вечности.

И глупо думать, что «винтик» в ней – главная ценная деталь для господина, которую господин должен осыпать благодарностью с утра до вечера. Если «винтик» захочет по-своему винтить и выйдет из повиновения Конструктора – его быстро заменят. Только и всего.

Понимание своего реального места под солнцем Бога очень отрезвляет и помогает считать себя обязанными делать для «машины» Его мироздания ВСЁ возможное, не ожидая даже благодарности, но исключительно для того, чтобы не мешать работать ВСЕЙ машине , в которой тебе оказали честь крутиться хотя бы в виде «винтика».
И факт, что Бог назначил верующим хотя бы роль скромных «винтиков», ничего не стоящих вне Божьих механизмов бытия - и это при том, что Он вообще мог бы обойтись без нас - окрыляет несказанно, ибо даже и «винтику» в системе мироздания Бога – даже в веке сём перепадает немало радости от служения Богу.

17:10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
Итак, ученики должны понять, что, во-первых, рабам Божьим придётся много трудиться, исполняя волю Господина и представляя на земле Его интересы. Во-вторых, не считать, что трудозатраты, вложенные в дело Божье - должны непременно «оплачиваться», ибо исполнять всё, что положено рабу Божьему - это необходимая обязанность его и горе ему, если он не станет трудиться для Господа.
Именно так воспринимал апостол Павел своё личное участие в проповеднической деятельности, например (1Кор.9:16)

И в-третьих, трудясь в Господе и для Господа, не стоит «обвешиваться плакатами» и заявлять на всех углах о том, какие мы богобоязненные и хорошие, как делали это фарисеи Иудеи. Скромность - украшает любого христианина.
Думать о себе как о рабе ничего не стоящем - это правильное отношение раба Божия ко всякому труду для Господа, ибо по любви делаем, а не за плату.

17:11-15 Продолжением этой притчи стал пример Иисуса, истинного раба Божия, не ожидающего благодарности от исцелённых, но исцеливший их потому, что считал это своей обязанностью, ибо и сам так хотел.
Для него было естественно исцелить так же, как маме естественно менять пелёнки младенцу. И ей даже в голову не приходит думать, что она совершает нечто необыкновенное, за что дитя обязано потом пестовать её всю оставшуюся жизнь.

11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали -
значит, некоторые из них, по крайней мере, были иудеи, ибо знали закон о прокажённых
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога.

Если бы Иисус исцелил бы их сразу на месте, то его поблагодарили бы все. Но поскольку для этого нужно было приложить усилия и вернуться - при том, что в услугах Иисуса они после исцеления более не нуждались - то они и не стали возвращаться.
Полезно задуматься вот над чем: насколько мы прикладываем усилия для того, чтобы отблагодарить кого-то, особенно если в его услугах более не нуждаемся - не из чувства корысти, а из чувства благодарности?

17:16-18 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

Иисус, как кажется, даже удивился возвращению одного, да и то - иноплеменника, хотя те, кто был иудеями, должны были бы знать и об обязанности (уж если не из благодарности) благодарить Бога в таких случаях (заметим, Иисус не себе благодарности желал, а Богу, Отцу своему, давшему Иисусу силу исцелять).

Что взять христианину из этого примера?
Мы иногда, похоже - требовательнее Иисуса. И думаем, что Бог должен нам воздать за наши старания. Или хотя бы люди, на худой конец, непременно должны ценить то, что мы для них делаем.
А на самом деле – никто тебе в этом мире ничего не должен: не хочешь - не делай. А если по милости сам хочешь делать – то делай и не жди, чтобы непременно заметили: ведь тебе самому это, может, нужно больше, чем им.

17:19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Этот самарянин оказался достойным Божьего исцеления - единственный из десяти. Все остальные - оказались недостойными того, чтобы Иисус их исцелил.
То же самое - и в исцелении всего человечества: отдав жизнь за всех, Иисус предоставил всем шанс исцелиться и оказаться достойными его жертвы. Но все ли из искупленных им - окажутся достойными искупления и достигнут истинного исцеления (спасения от греха и смерти)?
Вот в чём вопрос.

17:20,21 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
Приведём для лучшего понимания перевод В. Кузнецовой (Радостная Весть):
21 Не скажут: "Смотри, оно здесь!" или "Вон оно!" Ведь Царство Бога уже среди вас.
Иисус
говорил терминами, понятными иудеям. Иудеи знали, что означает Царство Бога - на примере государственного устройства своей страны в древности, в которой есть небесный Правитель и Его подданные (собственно, Царство Бога - система вещей будущего - именно так и будет устроено).

Поэтому, спрашивая о Царстве Божием, фарисеи имели ввиду понятное им значение Царства: с царём от Бога и подданными. Они ждали Царства Бога по своим плотским представлениям - с официальным установлением государства, в котором будет царь, назначенный Иеговой, а они в нём будут праведными подданными (всех остальных Мессия должен был "смести" с земли, оставив только их). В их понимании это должно было происходить явно - с соблюдением всех церемоний проведения назначений на государственные должности (как при Синае, например).

Иисус же ломает стереотип этого плотского представления о Царстве Бога и показывает, что вот, уже в этом кругу людей (внутри их группы) - находится Царство Бога, только духовное (где двое или трое во имя его - там и царь среди них, Мтф.18:20): есть царь Иеговы, а они могут быть его подданными. И можно с этого момента строить духовное "государство" с царём Иеговы (христианское собрание с главою Христом). И таким Царство Бога и будет на Земле: с царём Иисусом при Иегове и подданными - жителями Земли (все они будут христианами).

То есть, фарисеи, ожидающие шумного и триумфального шествия царя Божьего Царства плотским зрением - ошибались. На приход Царства Бога следовало смотреть духовно. Духовная же составляющая Царства Бога распознаваема не плотским зрением, а духовным. Например, узнать в Иисусе Христе царя Бога возможно было только духовным "зрением", анализируя суть его учений, поведения и дел, так как внешне он был неприметен - не имел тех царских отличий во внешности, которые искали в нём фарисеи плотским зрением. Вот, почему, Иисус и сказал им о том, что Царство Бога - не придёт приметным образом: для распознавания прихода Царя этого Царства, чего ожидали фарисеи, нужно обладать духовным "зрением". Оно уже было в их среде и можно было строить духовное "государство", христианское собрание - а фарисеи не замечали этого, так как смотрели на Христа плотским зрением.

Так же неправильно и сегодня ожидать триумфального установления Божьего мира: по правую сторону ряды счастливых праведников, а по левую – гибнущие в Армагеддоне нечестивцы под торжественное пение последней трубы.
Такого явления не случится: Бог будет предавать огню и гибели всех хулителей Бога в то время, когда на Земле не останется ни одного праведника, кто воздавал бы честь Богу в этот период (Откр.16:9).

Некоторые считают, что выражение "Царство Бога внутрь вас есть" означает "Царство Бога у вас в сердце". Думающие так совсем не учитывают Библейское значение "Царства Бога" и Библейское описание внутренней сущности человека, ведь Библия сама объясняет значение всех духовных понятий, надо только найти эти объяснения в Библии, а не самим их придумывать.
Для описания внутренней сущности Библия использует другие выражения: сердце (обрезание сердца, Втор.10:16; Иер.4:4), внутренности и помышления (исследуй внутренности мои, Пс.25:2; 138:24); мир Божий в сердце (состояние умиротворения, характерное для жителей Царства Бога, Флп.4:7). Если бы "Царство Бога" действительно было в сердцах фарисеев (как Иисус сказал "оно внутрь вас есть") - фарисеи не приговорили бы Иисуса к смерти. Это - ещё один аргумент против такого понимания Мтф.17:20,21.

17:22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
Фарисеи, видя Христа и имея возможность с ним общаться - нисколько не ценили эту возможность. Ученики - ценили. Поэтому Иисус и обратился к ним, говоря о предстоящем своём уходе: н
адо быть готовыми к тому, что не все наши желания и ожидания исполнятся в то время, когда нам это нужно.

17:23,24 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь,
24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

К
ак молния ярко блистает на всё небо, так и Христос в ДЕНЬ СВОЙ будет ЗАМЕТЕН. Всем ли?
Молнию могут не увидеть, если спят в этот момент. Или глаза закрывают специально. Или шторы на окнах задёргивают, увидя приближения стихии. Так же и будущий ДЕНЬ ХРИСТОВ не все заметят, несмотря на яркость его ПРИЗНАКОВ – только бодрствующие и желающие его видеть - увидят его.
Признаки события Дня Христова описывает книга «Откровения». И начнётся он с разоблачительных «посланий» своим светильникам - собраниям Божьего народа, в которых будут твориться некоторые беззакония - при том, что на фоне своих беззаконных дел они, тем не менее, будут светить светом правильных знаний о Боге, иначе бы они не были признаны в качестве светильников Бога (Откр. 1:10; 2,3)
Значит, День Господа не начнётся раньше, чем на земле не обнаружатся собрания Божьего народа, проповедующие правдивые знания о Нём. И не раньше, чем в них обнаружатся некоторые беззакония, суть которых описана в посланиях Христа семи своим собраниям.
Если не наблюдать за развитием событий в собраниях Божьего народа, то и День Христов прозевать можно.

17:25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
Но прежде, чем наступит День господа на земле - Иисус должен погибнуть от рода сего.
Кем был отвержен Иисус? Родом религиозных руководителей Божьего народа - в первую очередь. Именно благодаря их стараниям Иисуса распяли. Во-вторую - теми, кто не очень интересуется духовным или несерьёзно к относится к вере в Бога (неверующими)

17:26-30 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В чём – подобие событий Дня Господа - с событиями периода жизни Ноя и Лота?

1) В том, что завершающий период кончины века сего продлится какое-то время: будут проводиться подготовительные «работы» для спасения «Лотов» и «Ноев» этого периода, предупреждающих о грядущем наказании нечестивых. Кульминацией этого периода, как и Дня Господа - является истребление всех нечестивых земли (Откр. 11:15,18; 15,16 главы)

2) В том, что до самого истребления нечестивых социально-хозяйственный путь всей земли не очень изменится. То есть, условия жизни на земле будут приемлемые, сносные, иначе никому в голову бы ни приходило ни жениться, ни планы по торговле, строительству, огородничеству и т.д. - строить.

3) Не слишком-то люди будут задумываться над предупреждениями «Ноев» и «Лотов», которые будут ходить и говорить всюду о приближающемся истреблении нечестивых

4) Армагеддон истребит ВСЕХ, кто будет находиться в ЗОНЕ или СРЕДЕ уничтожения.
Средой уничтожения в Армагеддоне будет вся земля:
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят . (2Пет.3:10)

5) ПРЕЖДЕ, чем навести на землю потоп или огонь - ИЗ СРЕДЫ УНИЧТОЖЕНИЯ НЕЧЕСТИВЫХ - будут ВЫВЕДЕНЫ все ПРАВЕДНИКИ, ибо сначала Бог вывел Ноя, Лота и остальных из СРЕДЫ, на которую планировалось наслать потоп или огонь. И только ПОСЛЕ их ВЫВЕДЕНИЯ – Он навёл истребляющий потоп и огонь на землю.
То есть, на момент ПОТОПА и СЕРНОГО ОГНЯ все праведные были уже в Божьем укрытии.
В Армагеддоне тоже будут истреблены только нечестивые, а праведники – будут ИЗБАВЛЕНЫ от истребления точно таким же образом: СНАЧАЛА всех праведных куда-то выведет из среды уничтожения, а ЗАТЕМ только – наведёт истребление на оставшихся нечестивых.
Как говорит Откр.16: 8,9 – праведников на земле не останется уже к моменту выливания 4 чаши гнева Божьего на земле:
Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.
И жег людей сильный зной, и они
хулили имя Бога , имеющего власть над сими язвами, и не вразумились , чтобы воздать Ему славу.

В каких укрытиях будут праведники к тому времени? Откр. 14:1,13 помогает увидеть такую картину периода Дня Господа, когда с земли будут забраны все, кому надлежит править со Христом:

1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах….
И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши:
отныне блаженны мертвые , умирающие в Господе ; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.
То есть, все умирающие в Господе отойдут в самое надёжное укрытие для спасения, упокоившись в могилах (замурованных «ковчегах») в ожидании воскресения.

17:31,32 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
32 Вспоминайте жену Лотову.

День выхода из зоны истребления для всех выпадает на период всего Дня Господа: поэтому Христос и будет посылать послания своим собраниям, чтобы и они имели возможность покаяться и спастись, ибо к периоду Дня Господа они «испортятся» (Откр.3:19). Для этого и будет организована проповедь по всей земле во свидетельство всем народам, чтобы приняли для себя благую весть о спасении и благодаря этому - «вышли из зоны истребления», из неверующих (Мтф. 24:14)
В этот период нужно правильно расставить приоритеты: если принял решение выходить из «зоны бедствия» нечестивых и стать верующим, то промедление в осуществлении этого решения на деле или возвращение в прежний свой «дом» (образ жизни) - может стоить жизни: жена Лотова уже стояла «на пороге» спасения, но вернулась в своё прошлое на мгновенье.

17:33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
Кто, подобно жене Лотовой, больше будет думать о своих личных ценностях и не сможет отречься от них до конца, исполняя волю Бога, тот может погибнуть. А кто сможет полностью подчинить себя Божьему и отречься от своего «я» до самой смерти - тот имеет верный шанс спастись, воскреснув в Божьем мире.

17:34-36 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;
35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;
36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

Показан период "сортировки" населения Земли, оставшегося после вознесения на небо церкви первенцев (соправителей Христа), см. подробнее Мтф.24:40.
Даже среди занимающихся одинаковой деятельностью или совершающих одинаковые поступки – будут разделения в зачёте для спасения - в период кончины века сего.
Судя по всему, будут учтены мотивы.
Например, два человека идут с работы через проходную с пустыми руками. Один не украл ничего потому, что не интересует это его и омерзительно само воровство. Другой – потому, что не хочет в тюрьму попасть или опозориться на проходной. А третий – потому, что не имел возможности или нЕчего было украсть. Кто из них - по духу Божий и достоин спасения? Определит Судья всех.

17:37 На это сказали Ему: где, Господи?
Ученики спросили Христа: где оставится тот, который не возьмётся в зачёт для Бога?

Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. Иисус дал понять, что важно другое: важно не прозевать признаки пришествия Христа в свой День.
Он привёл наглядный пример, показывающий, как по определённым признакам возможно понять, что День Христов начался.

Например, индейцы могли чётко определить, где именно в прерии - произошло убийство. А всё было очень просто: по стайке орлов, кружащих где-то на горизонте бескрайней прерии, они и вычисляли, что там, где орлы – там точно труп, хотя сам труп им не был виден.

Соблазны - это то, что служит преткновением для людей, подталкивая их ко греху и повергая их в падение. Соблазны угрожают каждому человеку в мире, толкая к самой старшной катастрофе, которая только возможна - ко греху! Однако Бог все-таки оставил их в мире и использует их для воспитания Своих детей, для наказания или испытания. Бог прославляется в нас, когда мы правильно реагируем на соблазны. Но какова ответственность пред Богом тех, кто соблазняет и кто соблазняется?

Неизбежная ответственность

Мф 18:7-9

Христос говорит здесь о двух типах ответственности: ответственность тех, кто соблазняет и ответственность тех, кто соблазняется.

Ответственность тех, кто соблазняет

Писание предупреждает об опасности послужить соблазном для ближнего. Если грех это самое страшное, что существует во вселенной, то нет ничего хуже, чем подтолкнуть кого-то ко греху!

Рим 14:19-21
Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

Павел говорит, что очень важно, чтобы не быть соблазном, чтобы не подтолкнуть кого-то ко греху. Зная, что часто соблазном может служить то, что не является грехом само по себе, наша задача жить так, чтобы постоянно следить за тем, помогают ли наши действия, наш образ жизни, наши отношения созидать жизни людей вокруг нас. Именно поэтому зрелые христиане добровольно ограничивают свою свободу.

1 Кор 8:13
И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

1 Кор 8:9
Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

Но почему опасно быть соблазном для других, почему Христос говорит: «горе тому человеку...»?

Соблазняющие воюют с Богом

Если вы своим поведением ввергаете или подталкиваете кого-то ко греху, вы работаете против Бога. Вы подталкиваете других к восстанию против Бога, а это - сама суть греха. Нет ничего страшнее, быть Богопротивником!

Ис 59:17-18
И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом. По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим- яростью,

Соблазняющие становятся инструментом дьявола

Главная цель Сатаны - ввергнуть человека в грех. Таким образом, дьявол постоянно ищет средства, которыми он мог бы подтолкнуть человека ко греху! Дьявол использовал человеческие желания Петра, для того, чтобы попытаться разрушить искупительную миссию Христа

Мф 16:22-23

Цари Израильские вовлекали людей в грех, выполняя тем самым разрушительную работу дьявола.

Ответственность тех, кто соблазняется

Те, кто является преткновением и соблазном, безусловно, несут самую серьёзную и строгую ответственность перед Богом. Однако это не освобождает от ответственности тех, кто соблазняется! Христос призывает принимать самые строгие меры для того, чтобы нейтрализовать влияние соблазна.

Мф 18:7-9
Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

Практически это означает предпринять все меры для того, чтобы избежать воздействия соблазна на нашу жизнь. Даже если это будет связано с определёнными лишениями, даже если нам придётся отказывать себе в чём-то нужном и полезном. Если данная ситуация ведёт нас ко греху, нам нужно сделать всё, чтобы уйти от неё.

Христос очень резко реагирует на соблазн, не торгуясь, не тратя время на рассуждения и на то, чтобы найти объяснения. Он просто отрезает всякую возможность соблазну проникнуть в Его сознание, в Его сердце

Мф 16:22-23
И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

Твёрдость Христа в искушении является ободряющим и поощрающим примером для всех нас. Он противостоит соблазнам. Христос не ведёт с дьяволом переговоров. Он прекращает всякую возможность продолжения диалога. Так нужно вести борьбу и нам: без переговоров, без оговорок, сразу и до конца.

Пусть Господь благословит вас, дорогие друзья, исследуя свои сердца в благоговении пред Богом, побеждать соблазны, не соблазнять и помогать тем, кому трудно. Если вы обнаружили, что какие-то ваши действия послужили соблазном для кого-то, не медля измените свое поведение, раскайтесь пред Господом и человеком и ищите того, чтобы наполняться мыслями Божиими. Если вы в борьбе с соблазном, если вы изнемогаете и у вас не хватает сил, проверьте, скорее всего вы просто торгуетесь, боясь отказаться от того, что кажется вам разумным по-человечески, но о чем Писание ясно говорит: «Грех!». Не ведите больше переговоров, скажите «нет!» и преклонитесь пред Богом.

Кто может быть более жесток, чем человек, который бьет больного? А соблазн тяжелее всякого удара; он нередко причиняет смерть. Святитель Иоанн Златоуст (44, 196).

Окаянен падший, но тот окаяннее, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений (57, 115).

Более всего, друг, бойся кого-либо соблазнить; ибо добро в людях не твердо, оно едва стоит, даже когда и никто его не колеблет. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 385).

Будем же всячески стараться не соблазнить ближнего. Хотя бы жизнь наша была самая праведная, но если она служит соблазном для других, она теряет всю цену. Но как возможно, чтобы и праведная жизнь соблазняла? (Это бывает), когда сообщество с другими людьми навлекает на нее худую славу (42, 376)

Когда мы, надеясь на себя, общаемся с людьми порочными, то если сами и не терпим вреда, соблазняем других. Пусть я не подозреваю ничего худого, а равно и никто другой из совершенных, но простодушный брат терпит вред от твоего совершенства. А надо обращать внимание и на его немощь (42, 376).

Если соблазн зависит от нас, то горе нам; если же не от нас, то ничего. Что же будет, скажешь, если я исполняю должное, а другой произносит хулу? Тебе ничего, а ему горе, потому что хула - произнесена им (43, 404).

Когда может произойти какая-нибудь великая польза, и притом превосходящая соблазн, то не нужно обращать внимания на соблазняющихся. А когда не может быть ничего больше, кроме соблазна немощных, то хотя бы они соблазнились тысячу раз неосновательно, надо щадить их... И Бог осуждает на наказание тех, которые соблазняют другого и способствуют их падению, потому что соблазнять другого без всякой пользы - дело крайне нечестивое... Что говоришь ты? Соблазняющийся немощен? Потому он " достоин пощады, а не поражения. Он имеет раны? Поэтому мы не станем растравлять их, а лечить. Он подозревает злобно и безрассудно? Поэтому мы и будем устранять подозрение, а не усиливать, ибо, делая вопреки этому, ты грешишь против Самого Христа. Святитель Иоанн Златоуст (35, 282).

Ничто так не вредит нашей вере, как то, когда мы подаем соблазн неверующим (38, 50).

Когда неверующие заметят в ком-либо из нас хотя малую небрежность, то тотчас... из-за беспечности одного произносят общий приговор обо всех христианах (38, 50).

Не так пагубно самому грешить, как ввести в грех других (43,. 798).

Если ты заботишься о своем спасении, доказывай это не словами, а делами, чтобы никто никогда не хулил Бога... Потому постарайся исправить жизнь, так как неверующий спросит тебя: "Откуда мне знать, что Бог заповедал возможное? Вот ты, будучи христианином по самому рождению и воспитанию в этой превосходной религии, ничего такого не исполняешь?" Что ты скажешь на это? Без сомнения, станешь отвечать: "Я укажу тебе других, которые исполняют, именно: монахов, обитающих в пустынях (и святых)". Но не стыдно ли тебе признавать себя христианином и отсылать к другим, как будто ты не можешь доказать того, что и сам совершаешь дела христианские? Неверующий тотчас возразит тебе: "Зачем мне ходить по горам и пустыням?". Если невозможно быть добродетельным, не живя в горах, это может быть большим обвинением христианской жизни, для осуществления которой необходимо оставить города и бежать в пустыни (43, 811).

Если кто-нибудь совершит тяжкий грех, но сделает его тайно и никого не соблазнит, то подвергнется меньшему наказанию, чем тот, кто совершит более легкие грехи, но открыто, и соблазнит многих (46, 866).

Что же такое соблазны? Это препятствия на прямом пути (41, 605).

Соблазны попускаются для того, чтобы не уменьшилась твердость мужественных (37, 529).

Соблазны пробуждают людей от усыпления, делают их осмотрительными и проницательными, и не только того, кто хранит себя от них, но и падшего восстанавливают; они учат его осторожности и делают неуловимым. Святитель Иоанн Златоуст (41, 606).

Хочешь избежать соблазнов и пересудов? "Положи... охрану устам" (Пс. 140, 3) своим о Господе и "отврати очи" свои "чтобы не видеть суеты" (Пс. 118, 37), и избежишь того и другого: пересудов - молчанием; соблазнов - хранением очей. А если не победим в себе этого, то куда ни пойдем, в себе самих будем носить своих врагов. Победи их - и будешь иметь покой, где бы ты ни жил. Преподобный Ефрем Сирин (26, 187).

Внимай себе и отовсюду храни себя; неусыпно стереги себя оком ума; ты ходишь среди сетей, незаметные петли всюду расставлены врагом. Святитель Иоанн Златоуст (43, 966).

Если бы мы неизменно пребывали в страже над собой, не предаваясь пресыщению и усыплению, не оскверняя Божия образа, то есть не допускали бы подменять доброе семя, то злой сеятель не возрастил бы в нас достойных огня плевел. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 124).

Ни души твоей, ни тела твоего не оставляй без надзора. Ибо таким образом ты победишь и духов, искушающих снизу, и Испытующему сердца и утробы свыше... будешь предстоять с дерзновением. Святитель Григорий Палама (70, 321).

Соблазняет тот, кто, преступая закон словом или делом, и другого вводит в беззаконие, как змий Еву и Ева Адама; или кто препятствует исполнению воли Божией... или кто настраивает мысль немощного к чему-либо запрещенному. Святитель Василий Великий (8, 207).

Не соблазняй брата и не сговаривайся с ним на грех, чтобы не прогневался на тебя Господь и не предал тебя в руки злых людей. Преподобный Ефрем Сирин (25, 163).

Не так пагубно самому согрешать, как ввести в грех других. Потому, видя, что другие грешат, не только не будем подталкивать их на грех, но постараемся извлечь их из бездны порока, чтобы за гибель других нам самим не подвергнуться казни (42, 781).

Никогда не будем делать ничего такого, что как-нибудь вредит ближнему. Это увеличивает грех и более тяжкое приготовляет нам наказание (38, 51).

Немощь соблазняющихся не только недостаточна для нашего оправдания, но она особенно и служит к нашему осуждению, ибо чем более мы чисты от соблазнительного дела, тем более нам следовало бы щадить немощь их (35, 282).

Видел я одного человека, который передал другому свою греховную привычку, а потом... начал каяться и отстал от греха; но так как наученный им не перестал грешить, то покаяние его действительно не было. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 198).

Все противоположное воле Господней есть соблазн. Святитель Василий Великий (6,341).

Всего более остерегайся соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из небесного Царства вместе с творящими соблазны. Преподобный Ефрем Сирин (25, 153).

Если подвижник останется на жительство в таком месте, в котором живут нерадивые, то он лишится возможности преуспевать, неприметным образом нисходя к образу жизни, которым окружен. Крепость подвижника заключается в постоянном усилии не ослабить подвиг. Если же ленивый будет жить с подвижником, то преуспеет; если же не преуспеет, то, по крайней мере, не низойдет к большему нерадению. Изречения безымянных старцев (82, 390).

Если увидишь, что брат впал в грех, не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе впадешь в руки врагов твоих... Преподобный Антоний Великий (82, 23).

Избегай душевредных слов, не желая слышать их. И смотри, чтобы, убегая телом, не сохранить тайного желания знать, что намеревался сказать тебе начавший говорить неполезное. Беги решительно, чтобы тотчас забыть и то, что успел выслушать... (82, 138).

Суетны молитва и подвиги того, кто имеет в сердце одно, а на языке другое по лукавству. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы. Авва Исаия (82, 185).

Если вы увидите в ближнем какой-либо соблазн даже собственными глазами или услышите о нем,- не верьте. Храните вашу мысль от дурных мнений о ближнем, зная, что их приносят демоны, чтобы отвлечь ум от зрения своих согрешений и от устремления к Богу. Авва Илия (82, 245).

Не повинуйся плотским соблазнам и похоти. Но плотские пожелания, пожелание пищи, пития прелагай на Божественное желание, чтобы свойственное тебе Божественное желание далеко отогнало от души твоей несвойственные тебе плотские соблазны и похоти и принесло достойные утешения: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4, 4).
Ибо плотские удовольствия не есть свойственные душе человеческой утешения. Появившись от преступления Адама в нашем роде, эти плотские, тленные наслаждения по необходимости были попущены до времени, поскольку Божественной духовной пищи принимать еще не научились и научиться этому не хотим, но бессловесно отрекаемся и сознательно есть ее не желаем.
В грядущей вечности не этой тленной пищей будем питаться, но Божественной присносущей благодатью Пресвятого Духа. Позаботься об этой разумной Божественной пище, которою будешь питаться вовеки. Ибо нет верного утешения и покоя в плотских удовольствиях, но непрестанное томление души и мятеж. Не столько утешения, сколько тяжести и горечи; ибо не может несвойственное, от преступления происшедшее, тленное даровать необходимое душе утешение и покой, оно всегда приносит с собой только тяжесть и смущение. В плотских удовольствиях, в пище и питии нет для души мира и покоя, но всегдашняя борьба и мятеж, мрак и тьма. И сама эта пища и питие обычно связаны бывают со многими заботами и молвою; и во сне нет покоя и тишины, но мрачные мечтания и обманчивые смущения. Божественная же духовная бессмертная пища есть мир души, тишина жизни, свобода духа, спокойствие совести, радость и нескончаемое блаженство: "Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их" (Пс. 35, 9). Святитель Димитрий Ростовский (103, 1016).

Бедные люди друг другу подражают - подражают себе во вред и на гибель. Это... (безрассудство, которым) души христианские, пресвятою Кровию Христовой искупленные, заражаются и погибают! Это пожар душепагубный, который, начавшись в одном, прочие душевные храмы сжигает (104, 1907-1908).

Соблазн чаще всего двояким образом происходит: во-первых, развращающим и противным слову Божию учением, как это делают еретики и прочие суеверы; во-вторых, подает соблазн и тот, который противно слову Божию живет и развращенно с братией своей обходится. Ибо как добрый, так и злой пример одного ударяет в сердце, другого через слух или видение; добрый к добру, а злой к злу побуждает видящего или слышащего. Соблазн подобен язве моровой, которая, начавшись в одном человеке, многих живущих близко заражает и умерщвляет. Так и развращающее учение - в едином ересеначальнике начинается, но бесчисленный народ поражает и губит. Так и одна порочная жизнь часто подает случай многим беззаконновать и то, что видели или слышали, делать. Как дом загорается от горящего соседнего дома, так люди пламенем беззаконного примера нечестивых разжигаются и загораются (104, 1908-1909).

Горе миру от соблазнов, по слову Христову, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Подающие соблазн дважды грешат: ибо грешат сами и других вводят в грех, сами погибают и других ведут к гибели (104, 1909).

Соблазны мира стараются угасить вспыхнувшую искру любви Божией (104, 1909).

Соблазны недобрых родителей и злых людей являются причиной греховного состояния детей после Крещения (104, 1911).

Подающий соблазны к осуждению также виновен (104, 1911).

Большое горе пастырю, если он открывает путь ко всякому беззаконию своими соблазнами (104,1911).

Не надо смотреть на то, что делают люди, каким бы оно ни было: нужно слушать и внимать, чему слово Божие учит и что в святых храмах проповедуется из того же Божия слова. Нужно помнить о святом житии нашего Спасителя, Который словом и делом учил, как нам жить,- и подражать Ему. Нужно помнить о последовавших за Ним угодниках Божиих "и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их" (Евр. 13, 7). Мы должны отвращать слух и видение от непотребных; ибо через них, как в двери, всякое зло входит в храм сердца и пробуждает в нас злое похотение, и воздвигает брань. Надо больше пребывать дома и в уединении: уединение не подает соблазна и не принимает. Надо часто молиться Богу и просить, чтобы Он сохранил от соблазнов: "Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты" (Пс. 118, 37), и еще: "Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей" (Пс. 85, 11) (104, 1911-1912).

Что говоришь, человек: другие то и то делают!... Другие, творя беззаконие, идут к гибели: неужели и тебе надо им следовать?... Когда будешь делать, что они делают, то за ними последуешь и к гибели. Ведь ты христианин, тебе светит светильник Слова Божия и показывает, что добро и что зло, что польза и что вред, что добродетель и что порок, куда ведет путь узкий и куда просторный. Если хочешь спастись, надо делать не то, что люди делают, но чему учит Божие слово. В Содоме все беззаконновали; но праведный Лот на них не смотрел, а жил свято и богоугодно. Будь и ты в мире, как Лот в Содоме. Хотя и все в роскоши и беззакониях будут утопать, ты не смотри на них, но делай то, чему учит Слово Божие, и живи так, как должны жить истинные христиане. Святитель Тихон Задонский (104, 1912-1913).

"Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят" (Лк. 17, 1). Стало быть, жить как угодно, нараспашку, нельзя. Надо осторожно осматриваться, как бы не соблазнить кого. Разум кичит и ни на кого не смотрит; а между тем возбуждает кругом соблазны делом, а более словом. Соблазн растет и увеличивает беду самого соблазнителя, а он того не чувствует и еще больше расширяется в соблазнах. Благо, что угроза Божия за соблазн здесь, на земле, почти не исполняется, в надежде на исправление,- это отложено до будущего суда и воздаяния, только тогда почувствуют соблазнители, какое великое зло есть соблазн. Здесь же никто почти и не думает о том, соблазнит или не соблазнит он своими речами и делами окружающих. Два греха, великие в очах Божиих, ни во что вменяются людьми: это - соблазн и осуждение. Соблазнителю, по Слову Господа, лучше не жить; осуждающий уже осужден. Но ни тот, ни другой не помышляют об этом, и даже сказать не могут, грешны ли они в чем-либо подобном. Какое, в самом деле, ослепление постигло нас, и как беспечно мы ходим посреди смерти. Епископ Феофан Затворник (107, 394-395).

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им в ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего (108, 422).

Соблазн есть болезненный взгляд на немощи ближнего, при котором эти немощи возрастают до необъятной, уродливой величины (108, 423).

Чтобы ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из сердца своего соблазн на ближнего, должно при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами (108, 423).

В наше время, когда так умножились соблазны, нужно особенно внимать себе, не обращая внимания на жизнь и дела ближних и не осуждая соблазняющихся, потому что тлетворное действие соблазна легко переходит от увлеченных соблазном на осуждающего их (108, 495).

Горе одному! - Когда какой-нибудь соблазн начнет увлекать его,- некому его остановить (112, 21-22).

Мы настолько подчинились влиянию соблазнов, что даже руководство Словом Божиим, единственное средство спасения, нами оставлено (112,140).

Слабеет, уничтожается сила соблазнов, когда подвижник встанет вдали от них. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 432).

Брат сказал авве Пимену: "Смущаюсь и хочу оставить место жительства моего". Старец спросил его: "По какой причине?" - "Потому что доходит до меня слух о некотором брате, наносящем вред моей душе". Старец сказал: "Слух, дошедший до тебя, несправедлив". Брат ответил: "Отец! будь уверен, что справедлив, потому что брат, передавший мне его, верен". Старец сказал: "Он не верен! Если бы он был верен, то не передавал бы злого слуха". Брат отвечал: "И я, собственными глазами моими, видел соблазн". Старец сказал ему: "Положи в сердце твоем, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку". Отечник (82, 339-340).[\more]

Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам...

Весь мир человеческий управляется своими правителями в своих странах, которым вверена жизнь и судьба их народов. И каждый правитель клянётся служить стране и её народу. Но как только правитель приступает к своим полномочиям правителя, то сразу же забывается его клятва и обязанность перед народом...

Так и происходит и в России...При правлении ельцина, который так же обещал народу, свершив гос.переворот без его ведома и согласия, достойную жизнь, выбросил его после своего беззакония по отношению к своим обязанностям перед страной, на произвол судьбы, где погибло больше миллиона граждан от его без ответственности и равнодушия к жизням людей, за что так и не был наказан людьми при его жизни и после смерти не получил официального осуждения как врага народа, а наоборот- при его преемнике путине, который обещал этому беззаконнику прославить его и после смерти, назначив ему при жизни огромную пенсию,был построен в честь этого лжеца и врага народа ельцин-центр как в память о прославлении всех сатанят, которые под маской слуг народа в обличье человеческом не только погубили огромное количество людей, но и развратили души огромного числа граждан страны, которые пустились во всякие тяжкие преступления, и где при правлении ельцина были развязаны руки бы этими гос.преступниками тем, кто готов был так же как и вся кремлёвская рать наживаться на чужом труде и добре, не брезгуя никакими методами беззаконий, чем и умножили в стране преступность в огромнейшем масштабе, наносящей вредительство всему российскому народу: убийства, воровство, распутство, проституция, пьянство и наркомания.

Всё это доказало,что правление ельцина было правлением сатаны. Только при нём может твориться такое беззаконие, какое творилось и творится по сей день при правлении путина- преемника ельцина.

А ведь сколько порядочных и честных граждан России вынуждены были приспосабливаться к выживанию, переступая Закон Бога и страны.И в то же время не на видели себя за это...

"1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4 и так, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;

6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;

9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее."от Матфея 18 гл.

"1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;

2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих"- Лука 17гл.

"от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут."- Лука 12 гл.48 ст.

Это относится именно к тем, кто взял на себя ответственность править и управлять народами, дав клятву им заботиться о них, а это значит -заботиться и о их состояниях душ, которые должны в основном жить по Заповедям Бога или по Конституции страны и её Законам, которые так же основаны на Священном Писании по основной теме бытия- Справедливости и Правде.

И именно с этих правителей Господь и взыщет на своём Суде, если этого не произойдёт на земле при их жизни. Горе им, через кого пришли соблазны в данной стране для умножения греха, который умножает преступления против человечности, прав и законных интересов граждан страны. И это обязательно будет именно так! Никто не уйдёт от Божьего Суда из всех сатанят, творивших зло на земле с людьми, которые не желали жить по их законам беззакония.

Поэтому всё ещё впереди для оставшихся жить на земле и править народами по своему произволу, умножая беззаконие и соблазны, восстающих на души граждан России.

Тем, кто имеет Дар от Господа Совесть, Честь, Достоинство и Любовь к ближнему своему, на Суд Бога не приходят...Придут только сатанята в человеческом обличье, ибо они не являются людьми как таковыми. Они много принесут миру горя своими соблазнами и беззакониями, которым надобно придти, чтобы раскрыть именно сатанят по их делам в человеческом обличье. Именно их дела и раскрывают их принадлежность к своему отцу- богу сатане. И именно ради них и ведётся Судебный Процесс на земле по раскрытию их масок и доказательства их принадлежности к сатане как его детям, родившихся от его духа. Ибо Дети Божьи Рождаются от Божьего Духа- Духа Святого, Который и есть Христос, а дети сатаны от духа сатаны.

Так что кремляне с ЕР находятся в последней стадии ожидания завершения над ними Судебного Процесса... Пожелаем им всем удачного осуждения по всем их содеянным преступлениям против прав и законных интересов граждан России, преступив все Заповеди Господа в полном объёме. А так же самому их главе -путину, удачного Судебного Процесса над ним самим, которому было вверено многое, и за которое взыскание многого.

Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему. Поскольку любостяжательные фарисеи роптали на Господа за то, что Он говорил о нестяжательности, то Он сначала сказал притчу о богатом и Лазаре, показывая им чрез нее, какое постигнет их наказание за привязанность к богатству; а потом обращает речь свою к ученикам о самих фарисеях, что они производят соблазн и удерживают других от Божественного пути и что за сие в удел их предлежит им "горе". Посмотрим же, что Он говорит. "Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят", то есть невозможно не прийти соблазнам или препятствиям в доброй и боголюбезной жизни. Ибо при многой злобе людей необходимо оказаться и множеству препятствий проповеди и истине. Но горе только тому, чрез кого они приходят, то есть виновнику их, каковы фарисеи, соблазняющие и препятствующие проповеди. Многие с недоумением спрашивают: если необходимо прийти соблазнам и невозможно проповеди не встретить препятствий, то за что же, Господи, ты осуждаешь и называешь несчастными виновников соблазнов? Они стали такими по необходимости, а все, что делается по необходимости, достойно прощения. - Знай же, что самая необходимость эта имеет начало в свободном произволении. Скажу яснее: Господь, видя злобу тогдашних людей, видя, как они прилежат злу и не избирают ничего доброго, сказал, что, судя по следствию из того, что теперь пред глазами, необходимо прийти соблазнам. Итак, злоба, которой люди услаждались, - дело произвола, а произведение соблазнов необходимо следовало от злобы; поэтому-то виновники соблазнов и достойны наказания. Можно пояснить это примером. Врач, видя, что такой-то ведет дурной образ жизни и предается неумеренности, может сказать, что он необходимо заболеет. Ужели эта болезнь необходима? Да, как следствие дурного образа жизни, необходима. Поэтому, горе препятствующим проповеди за то, что они дошли до такой злобы, что необходимо стало прийти соблазнам. И подлинно, человеку, производящему соблазны и препятствия, лучше, чтоб ему повесили жернов мельничный и бросили его в море, нежели чтоб соблазнить и совратить одного из малых, то есть верных. Поэтому Господь предостерегает учеников: "Наблюдайте за собою". Вот, - говорит, - Я прежде вам сказываю, что придет зло, не будьте в ответе. Ибо злу необходимо прийти, но нет необходимости вам погибнуть, если будете осторожны и вооружитесь. Необходимо прийти волку, но если пастух бодрствует, нет необходимости овцам погибнуть, а волк должен уйти с пустым зевом. Господь сказал это о соблазнителях и тех, кои вредят проповеди, то есть препятствуют. Поскольку между ними есть большое различие, ибо одни неисцелимы как фарисеи, а другие излечимы как братья Господа по отношению к Самому Господу, ибо и они не веровали в Него (Ин. 7, 5). Итак, поскольку большое различие между препятствующими проповеди, ибо между ними могли быть некоторые и единоверные, то Господь говорит: если брат твой согрешит против тебя, ты выговори ему наедине, и если послушает тебя, ты приобрел его, если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, и прочая, что евангелист Матфей (18, 15-17) изобразил пространнее, а евангелист Лука прошел молчанием, как сказанное уже евангелистом Матфеем. Кто послушает выговор, тот достоин прощения; а кто не послушает, тот да будет тебе как язычник и мытарь, то есть мерзок и недостоин называться братом. Потом, как бы кто сказал: пусть так, Господи! Ты хорошо это различил; но что делать с тем, кто много раз получил прощение и снова вредит? Господь говорит: если он снова покается, прости ему. И еще: если и семь раз в день обратится, прости ему. А слово "семь раз в день" поставлено здесь вместо слова "многократно", подобно как в выражении: "даже бесплодная рождает семь раз" (1 Цар. 2, 5). Итак, сколько раз он покается, столько раз должно прощать ему. И не подумай, будто Господь полагает число, сколько раз прощать, но, как я прежде сказал, "семь раз в день" понимай вместо "многократно" и бесчисленно. Мы говорим же в обычной беседе: в таком-то городе тьма (десять тысяч) жителей, но говорим не потому, что в нем в самом деле десять тысяч жителей, ибо их может быть и больше в нем, а вместо того, чтоб назвать город очень многолюдным, мы говорим, что в нем десять тысяч жителей. А что "семь раз в день" употреблено в том значении, это видно из Евангелия от Матфея (18, 21-22). Ибо там, когда Петр сказал: Господи, должен ли я прощать ему (брату моему) до семи раз? Господь сказал; не до семи, но до седмижды семидесяти раз, обозначая чрез сие бесчисленное множество раз.

И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пaшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё поведенное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Апостолы веровали в Господа, однако же, придя в сознание своей слабости, поняв, что Господь сказал о чем-то великом, и, услышав об опасности от соблазнов, просят, чтобы умножилась в них сила веры, чтобы чрез нее они могли исполнить то, что Он сказал, то есть относительно нестяжательности. Ибо ничто так не укрепляет в нестяжательности, как вера в Бога и твердое на Него упование, равно как ничто так не располагает к собиранию сокровищ, как неверие, что Бог есть великий сокровищехранитель (казначей), а благость Его - неистощимая сокровищница; притом с верой они могут противостоять соблазнам. Поэтому апостолы приступают к Господу и говорят: "умножь в нас веру", то есть яви нас совершеннейшими и твердейшими в вере. Господь, показывая им, что просьба их хороша и что им нужно твердо содержать ту мысль, что вера имеет великую силу, говорит: если бы вы имели веру, вы пересадили бы и эту смоковницу. Здесь две великие вещи, именно: что укоренилось в земле, то, во-первых, передвинулось бы со своего места, а во-вторых, пересадилось бы в море. А что может быть посажено в воде? Очевидно, сими словами Господь показывает силу веры. Быть может, кто-нибудь в переносном смысле под "смоковницей" будет разуметь диавола, так как он изобрел для нас вечного червя и питает его насаждаемыми им помыслами; ибо смоковничными листьями питаются черви, от которых бывают шелковые нити. Так и сию смоковницу вера может искоренить из сердца человеческого и бросить в море, то есть низвергнуть в бездну. - Сказав это о вере, Господь присовокупляет и другое очень нужное учение. Какое же? Учение о том, что не должно гордиться совершенствами. Поскольку вера совершает многое и содержащего ее соделывает исполнителем заповедей, украшая его при сем и чудотворениями, а от сего человек легко может впасть в высокомерие; поэтому Господь предостерегает апостолов не превозноситься совершенствами, представляя прекрасный пример. "Кто, - говорит, - из вас имея раба" и прочее. Этой притчей объявляется, что не должно величаться никаким совершенством, ни даже исполнением всех заповедей. Ибо на рабе лежит необходимая обязанность исполнять приказания господина, однако же исполнение их не должно вменяться ему в совершенство. Ибо, если раб не будет делать, он достоин ран; а когда сделал, пусть довольствуется тем, что избежал ран, а не должен за это необходимо требовать платы. Ибо заплатить ему, особенно же подарить что-нибудь, зависит от великодушия господина. Так и Богу работающий не должен превозноситься, если исполнит заповеди, ибо он не сделал ничего великого. Напротив, если бы он не исполнил, ему было бы горе, как говорил апостол: "горе мне, если не благовествую!" (1 Кор. 9, 16). Равным образом, если он получил дарования, он не должен ими величаться, ибо дарования даны ему по милости Божией, а не потому, будто бы Владыка был ему должен. Ибо особенный долг раба, по отношению к его господину, исполнять все его приказания. Если же мы не должны думать о себе ничего великого и тогда, когда соблюдем все заповеди, то, что мы такое бываем, когда не исполняем и малой части заповедей Божиих, да еще гордимся? Обрати внимание и на то выражение притчи, что прежде поставлено "пaшущего", а потом присовокуплено "пасущего". Ибо, кому бы то ни было, прежде нужно землю возделывать, а потом уже принимать в руки и пастырскую должность. Кто хорошо возделал свою плоть, как бы какую землю, тот достоин быть и для других пастырем. Ибо кто не умеет собственным домом управлять, как следует, тот как будет пещись о Церкви (1 Тим. 3, 5)? Итак, прежде возделай самого себя, и тогда уже других паси, как и пророк Иеремия сказал: "распашите себе новые нивы" (Иер. 4, 3), а потом просветите себе свет разума, чем обозначается важнейшая часть пастырской должности.

Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

И отсюда всякий может познать, что никому ни что не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение. Вот десять человек прокаженных встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Лев. 13, 46). Они остановились "вдали", как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его в истине (Пс. 144, 18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом, Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Лев. 13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой поведено в Законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились. Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), чтобы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился. - Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости - видеть, что никто не участвует в благости. По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Господь часто в Своем учении упоминал о Царствии Божием. Но фарисеи, при слухе об оном, смеялись над Господом и поэтому приступили с вопросом, когда оно придет, в виде насмешки над Ним, как над чудаком, проповедующим о необычайном и странном предмете. Ибо никто из прежде бывших учителей и пророков не упоминал о нем (Царствии Божием). Или, быть может, имея в уме намерение свое по немногом времени убить Его, приступают к Нему с вопросом, чтоб им укольнуть Его и осмеять, как бы так говоря: Ты ведешь речи о Царствии, когда же настанет это Царствие Твое? Ибо на утро Ты предан будешь нами на смерть, воздет будешь на крест и много иного бесчестия примешь. Что же Христос? Он не отвечает безумным по их безрассудной мысли и безумию (Притч. 26, 4), но оставляет их блуждать относительно подобно-именности Царствия, и не открывает им ни того, о каком Он Царствии говорит (ибо они и не приняли бы), ни того, что Царствие сие не похоже на царство мирское, но есть Царствие премирное (Ин. 18, 36). Умолчав о сем, так как они по произвольной своей глухоте недостойны были слышать о сем, Господь о времени пришествия Царствия говорит, что оно неизвестно и не подлежит наблюдению; поскольку Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору. Ибо Царствие Божие, без сомнения, составляет жизнь и устроение себя по образу Ангелов. Тогда, говорится, поистине Бог царствует, когда в душах наших не находится ничего мирского, но когда мы во всем ведем себя выше мира. А такой образ жизни мы имеем внутри себя, то есть, когда захотим. Ибо для веры не нужно ни продолжительного времени, ни путешествий, но вера, и в след за верой - жизнь богоугодная, близки к нам. О сем самом апостол сказал: "Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем" (Рим. 10, 8). Ибо, чтобы уверовать и, уверовав, ходить достойно звания, это внутри нас. Итак, фарисеи глумились над Господом за то, что Он проповедует Царствие, о котором никто не проповедовал. Но Господь объявляет, что они не понимают такого предмета, который находится внутри их и которого желающему очень удобно достигнуть. Ныне, когда Я нахожусь среди вас, вы, несомненно, можете получить Царствие Божие, если уверуете в Меня и решитесь жить по Моим заповедям. "Сказал также ученикам: придут дни" и прочее. То есть, и вам присуще Царствие Божие, доколе Я нахожусь с вами. Присуще оно вам не потому только, что вы уверовали в Меня и последовали Мне, но и потому, что вы живете теперь с совершенной беззаботливостью, так как Я пекусь и помышляю о вас. Но когда Я не буду с вами, придут такие дни, что вы преданы будете опасностям, ведены будете к владыкам и царям. Тогда вы, как Царствия Божия, пожелаете теперешней безопасной жизни, какую ведете при Мне, и многократно пожелаете получить хотя бы один из Моих дней, то есть дней Моего пребывания с вами, как дней безопаснейших. Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники. Сими словами Господь приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению и прежде сказывает им, чтоб они не соблазнялись (Ин. 16, 1). "И скажут вам, - говорит, - вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь". Не слушайте - говорит, - ничьих убеждений, будто Я пришел здесь или там. Ибо второе Мое пришествие, блистательнейшее и славнейшее, не ограничится каким-нибудь местом, а как молния не скрывается, но является с одного края земли на другом краю, так светло и явно будет и второе Мое пришествие и ни для кого не будет сокрыто. Итак, не сдавайтесь на соблазны лжехристов. Прежде Я явился в яслях и тридцать лет был в уничижении, но тогда будет не так: Я приду во всей славе, в сопровождении ангельских воинств и в одно мгновение. Потом, поскольку предсказал им страшные бедствия, утешая их и убеждая переносить оные мужественно, выставляет им Себя в пример. Не дивитесь, - говорит, - если случатся с вами такие трудности, что заставят вас пожелать возвращения теперешнего Моего пребывания с вами. Ибо и Я Сам, имеющий явиться как молния, прежде должен много пострадать и быть отверженным, и потом прийти в этой славе. Пусть же это будет для вас убеждением к добродетели и ободрением к терпению, то есть смотрите на Меня и уповайте, что и вам за перенесение опасностей и за отвержение достанется в удел слава, подобно как и Мне.

И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. И здесь Господь указывает на внезапность и неожиданность Своего пришествия. Ибо как при Ное внезапно пришел потоп и погубил всех, так будет и пришествие Его. Примерами этими, то есть примером людей предпотопных и содомлян (пред пожаром), намекается и на то, что в пришествие антихриста между людьми умножатся все неприличные удовольствия, что люди будут распутны и преданы преступным удовольствиям, как и апостол сказал, что "в последние дни люди будут более сластолюбивы, нежели боголюбивы" (2 Тим. 3, 1-2. 4). И неудивительно, что при царстве обольстителя процветет зло. Ибо он есть пристанище злобы всякого греха. Что же иное постарается он вселить в жалкое поколение тогдашних людей, как не свои свойства? Ибо от нечистого, что может сделаться чистым? Итак, люди погрязнут тогда во всяком чувственном наслаждении, подобно как при Ное, и не будут ожидать никакой неприятности, даже не поверят, если кто-нибудь заговорит им о приключении какой-либо беды, подобно людям, жившим в дни Ноевы и во дни Лотовы.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

В тот день пришествия антихристова кто будет "на кровле", то есть на высоте добродетели, тот не сходи с оной, не спускайся за каким ни есть житейским предметом. Ибо все житейские предметы называются сосудами для человека, служащими иному к добродетели, а иному к злодеяниям. Итак, стоящий на высоте добродетели, не сходи ни за чем житейским и не спадай со своей высоты, но противься злобе и не ослабевай. Подобно и тот, кто будет на поле, да не обращается назад. Ибо находящемуся в поле, то есть в мире сем возделывающему добродетель не должно обращаться назад, но должно простираться вперед, как и в другом месте сказано: "никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк. 9, 62). Господь представляет в пример жену Лотову. Она, обратившись назад, стала соляным столпом, то есть, не удалившись от злобы, осталась при ее солености, сделавшись совершенно злой, и, погрязнув и оставшись во зле, составляет памятник поражения, которое она потерпела. Потом Господь присовокупляет относящееся также к вышесказанному: "Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее". Никто, - говорит, - в гонение антихриста не старайся сберегать свою душу, ибо таковой погубит ее. А кто предаст себя на смерть и вообще на бедствия, тот спасется, не преклоняясь пред мучителем из любви к жизни. Выше Господь сказал, что стоящий на высоте добродетели не должен сходить с оной за житейскими предметами, не должен увлекаться ни приобретением, ни имуществом и из-за них ослабевать в борьбе. Подобно и теперь, простираясь далее, говорит: и что Я говорю, не сходи за сосудами? Нет, не оставляй добродетели и из-за внешних благ, ни даже из-за самого сбережения души не решайся преклониться пред обольстителем и гонителем. - Евангелист Матфей (Мф. 24) говорит, что все это Господь сказал о пленении Иерусалима, намекая на осаду от неприятелей и на то, что при нашествии римлян должно бежать от них без оглядки: находящимся на кровле не нужно сходить в дом, чтобы взять что-нибудь из житейского, но должно тотчас бежать, ибо тут не время спокойствия, чтобы собирать сосуды; равным образом, находящимся в поле не нужно возвращаться домой, а даже и тому, кто будет дома, нужно бежать. Ничего впрочем нет удивительного, если это сбылось при взятии Иерусалима и опять сбудется в пришествие антихриста, особенно же, если пред самым временем кончины (мира) имеет быть невыносимо тяжела скорбь.

Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. И отсюда мы научаемся тому, что пришествие Господа воспоследует неожиданно и внезапно. Ибо сказание, что двое будут на одной постели, показывает беззаботность людей. Равно и молотье обозначает неожиданность пришествия. Научаемся еще и тому, что пришествие последует ночью. Итак, Господь говорит, что и из богатых, покоящихся на постели, одни спасутся, а другие нет. Некогда Господь говорил, что богатые с трудом спасаются (Мф. 19, 23-24). Теперь Он показывает, что не все богатые погибают, не все бедные спасаются, но и из богатых один возьмется и будет восхищен в сретение Господу (1 Сол. 4, 17), как легкий духом и небесный, а другой оставится внизу, как осужденный. Подобным образом и из бедных, которые означены мелющими, один спасется, а другой нет. Ибо не все бедные праведны: иные из них бывают воры и подрезывают кошельки. Молотьем указывается на многотрудность жизни бедных. Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии, Он отвечал: где труп, там и орлы; то есть, где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоколетающие, тогда как грешники тяжелы и потому остаются нанизу. Как тогда, когда лежит мертвое тело, все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы. Ибо с ними придет Он в славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он наименовал это время ночью, но Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обнимет тьма. Но праведникам свет воссияет, да и сами они просветятся, как солнце (Мф. 13, 43).