Терапия ведением дневника и записных книжек. Внутреннее путешествие с дневником прогоффа в поисках волшебства Советы психотерапевта по ведению дневника желаний

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Данная статья призвана развенчать немало мифов о ведении дневника: что это скучно, не несет никакой пользы, требует каких-то навыков и только отнимает массу времени. Пройдемся по каждому из них отдельно.

Это не скучно. Все зависит от подготовки: выбора темы, правильного настроения и окружения. Если вы прислушаетесь к дальнейшим рекомендациям, то ведение дневника станет приятным и увлекательным процессом.

Дневник полезен. Когда вокруг столько забот и совершенно не хватает времени на то, чтобы подумать о себе и своей жизни, именно он позволяет вернуть себя в состояние «здесь и сейчас». Остановиться и немного подумать.

Навыки не требуются. Если вы не считаете себя творческим человеком и не умеете сочинять красивые тексты как писатель, это неважно. Главное - писать искренне. Со временем вы начнете выражать свои мысли более точно.

Ведение дневника отнимает 20-30 минут в день. Конечно, вы можете выделить времени как больше, так и меньше, но в среднем этого будет более чем достаточно.

Теперь детальнее о пользе дневника и том, как его вести.

Польза ведения дневника

Привычка регулярно записывать свои мысли в дневник ценна сама по себе, но при этом несет дополнительные преимущества:

Улучшается психическое здоровье

Регулярное ведение дневника может стать буфером для стресса в повседневной жизни. Например, кто-то ведет журнал благодарностей: уже одно это позволяет уяснить, что в вашей жизни есть много хорошего и не укорять себя за то, что у вас чего-нибудь нет.

Самооценка повысится, если вы будете писать об успехах или заполнять страницы аффирмациями. Настроение улучшится, если целью будет описать что-нибудь забавное или веселое. В дневнике можно «пережить» тревожные события в безопасной среде и проанализировать случившееся.

В обычной жизни мы часто вынуждены говорить то, чего от нас ждут, и вести себя соответствующе. В дневнике этого делать не нужно, можно расслабиться и побыть самим собой.

Вы развиваете творческое мышление

Вы, вероятно, часто слышали, что лучший способ научиться писать - просто делать это постоянно. Регулярное ведение дневника научит эффективно обрабатывать и передавать сложные идеи.

Дневник поможет запоминать важную информацию и провести мозговой штурм для поиска новых идей. Писать о своем опыте - отличный способ увидеть возможности, которые вы упустили изначально.

Сам факт ведения журнала помогает начать мозговой штурм. В жизни мы обычно ограничиваемся одним-двумя вариантами и начинаем действовать. С дневником есть время тщательно проанализировать проблему и найти несколько десятков творческих решений. Хватит скользить по поверхности, проникайте в тему как можно глубже.

Вы находитесь в осознанном состоянии

Регулярное ведение дневника буквально заставит вас проживать каждую минуту своей жизни осознанно, ведь вы знаете, что потом напишете об этом.

Если вы поставите цель писать о том, что думаете, что делаете и как себя чувствуете 4-5 раз за день, это будет очень похоже на медитацию. Взамен вы получите осознанность, а значит и способность принимать собственные, а не навязанные решения.

Вы начнете проводить работу над ошибками

Сколько ошибок вы совершаете за день? Об этом мало кто задумывается. Как правило, мы замечаем одну ошибку, решаем позже ее исправить, но забываем и повторяем снова и снова. Может быть, пора уже убрать их ее своей жизни?

Ошибки могут быть в самых разных сферах: общении, бизнесе, работе. Если вы начнете разбивать их на группы, то увидите, какие встречаются чаще всего. А главное - что в возникновении большинства из них есть конкретные причины.

Вы станете более организованными

Мозг - совершенный инструмент, но при воздействии эмоций периодически отключается или дает сбои. Вы станете более организованными, если будете часто вести дневник, убрав негатив и посмотрев на ситуацию нейтрально.

Можно писать о своих планах, продумывать варианты, грамотно организовывать конфликтующие области своей жизни. Можно выявить привычки, пожирающие время или поступки, которые мешают наладить график.

Вы улучшите свою память

Ведение дневника сделает вашу память крепче, потому что вам нужно будет помнить и вспоминать все события дня.

Вы сможете «переварить» многие обстоятельства своей жизни

Если ваша жизнь насыщена разными событиями, но нет времени подумать о них, то вы становитесь похожим на человека, который берет десятки блюд со шведского стола, чтобы все попробовать. Но едите по инерции, а не ради того, чтобы получить удовольствие.

Какой носитель выбрать?

После того, как вы все-таки решились вести дневник, встает следующий вопрос: какой формат лучше? Давайте посмотрим на плюсы и минусы каждого варианта.

Бумажный дневник

Если вам нравится «ощущать» процесс ведения записей, бумажный вариант будет лучшим. В действительности это очень воодушевляющее ощущение - сесть за стол, взять ручку, открыть блокнот и начать писать.

Огромный плюс такого формата - полный физический контроль над письмом, а также конфиденциальность (никто не взломает сайт и не украдет важную или личную информацию, хотя есть и оговорки). Отсюда же вытекает и солидный минус: если дневник пропадет, то вместе с ним исчезнет и все написанное. Данные восстановить нельзя, ценные идеи уйдут в небытие навсегда.

Бумажный блокнот можно комбинировать с онлайн-платформами. Например, с Five-Minute Journal, где можно найти мотивирующую цитату или получить тему и написать об этом в своем дневнике.

Приложения для ведения дневников

Если вы жизни своей не представляете без телефона, а бумажный дневник нагоняет скуку, есть масса приложений, которые его заменят. Они обещают конфиденциальность, безопасность, а также функциональную среду для записей.

Темы

Здесь все очень просто. Возьмите любую тему и напишите о ней: еда, мода, путешествия, спорт, работа, мечты, друзья, семья, искусство. Если ничего в голову не лезет, возьмите словарь и выберите первое попавшееся слово.

Тайм-менеджмент

Ничего так не проясняет голову, как размышления о планах, целях и времени. Мало просто написать на листе бумаги о десяти шагах, которые нужно сделать, чтобы получить что-то. Нужно постоянно думать об этом, искать разные способы достижения, дополнять свой план. Дневник отлично подойдет для этого.

Саморазвитие

Начали заниматься саморазвитием, но не на все хватает времени? Тогда пишите в дневнике о личностном росте, размышляйте о нем. Можете поступить как Франклин, записать десяток качеств, которые хотите в себе развить и выделять один месяц на каждый. Или анализировать, что работает, а что нет. Например, игры для мозга. Какие наиболее эффективные? Поиграйте в несколько и попытайтесь понять, какие лучше всего влияют на мозг, память, творческое мышление. Пишите обо всех преимуществах и недостатках.

Книги

Существует много книг о том, как вести дневник. К сожалению, на русский язык переведено мало - вот небольшой список. Если же знаете английский, перед вами открывается гораздо больше возможностей: на Amazon есть около сотни книг о ведении дневника и коллекция постоянно пополняется.

  • «Дневник как путь к себе» Кэтлин Адамс.
  • «Магия утра. Дневник» Хэл Элрод.
  • «Читательский дневник» Марта Райцес.
  • «Мои 5 лет. 365 вопросов, 1825 ответов».
  • «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом» Рейнуотер Джанетт.

Надеюсь, мы вас убедили в том, что дневнику стоит дать шанс. Относитесь к его ведению как к полезной практике, как к средству для прояснения мыслей и снижения стресса. Кроме того, в ведении дневника есть особая магия. Дайте себе слово, что будете им заниматься хотя бы в течение недели. Обычно этого периода хватает, чтобы понять, что больше без него вы не сможете обходиться.

Желаем вам удачи!

До недавнего времени - то есть до появления печатных машинок, не говоря уж о компьютерах - письмо было главным средством коммуникации для человека. Поскольку в каждом из нас заложена потребность в самовыражении, то дневник стал хорошим способом последнего. О подробностях жизни многих великих людей мы знаем благодаря дневниковым записям, но, оказывается, в деле "дневниковедения" главное - это работа над собой. Ведь, описывая событие, человек его осмысливает, учится сосредотачиваться на главном, борется со своими недостатками и комплексами. Ведение дневника способно излечить душу не хуже, чем дорогостоящие консультации с психологами. К тому же, оно позитивно влияет не только на психическое здоровье, но и на физическое: доверяя наши радости и горести бумаге, мы, таким образом, избавляемся от стресса, который, как известно, является первопричиной многих серьезных заболеваний. А психотерапевты утверждают, что, если в течение трех дней описывать какое-то неприятное событие, то разрушающее воздействие стресса сводится к минимуму.

Метод Айри Прогоффа

О том, что дневник может быть интересен не только посторонним читателям (если речь идет о дневниках известных людей), а и полезен для глубокого самоанализа пишущего, первым догадался американский социальный работник и психотерапевт Айра Прогофф (1921-1998). Он был учеником К. Г. Юнга. Прогофф пытался найти практику, которая позволила бы людям без существенных финансовых затрат получать психологическую помощь. И такую практику, в ходе которой человек помогал бы сам себе, опираясь на свои ресурсы, а не на участие врача. Прогофф разработал систему ведения дневника, по которой последний был бы не только способом фиксации прошлого, но и инструментом исследования собственной личности. Метод Прогоффа состоит в том, чтобы регулярно вести дневник, тематически разделенный на четыре части:

1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как “Период настоящего”, “Запись ежедневного”, “События жизненной истории”, “Вехи”, “Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные”, “Открытость будущему”.

2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как: “Диалог с людьми”, “Диалог с проектами”, “Диалог с телом”, “Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами”.

3. Поток символов. В этом измерении - разделы “Запись сновидений”, “Расширение сновидений”, “Сумеречные образы”, “Расширение образов”.

4. Внеличностные смыслы. В этом измерении - разделы “Диалог с обществом” и “Диалог с внутренней мудростью”.

Структурированный дневник, разработанный Прогоффом, нелинеен, то есть устроен так, чтобы в любой момент можно было бы дополнить любой раздел.

Современный взгляд на "дневниковедение"

Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды. Особенно полезным этот метод оказался в работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными, безработными или находящимися в местах лишения свободы. Но существуют и другие методы, основанные на том, что человек описывает произошедшие с ним события. Так, существуют около терапевтические сервисы, предлагающие писать от 280 знаков до 750 слов в день. Процесс почти не отличается от ведения обычного дневника, кроме чуть более сложной системы мотивации.

Психотерапевт Кейтлин Адамс предлагает еще более простую схему: в качестве письменной практики закончить предложение вроде “Прямо сейчас я хочу…”, “Мой самый большой страх - это…”, “Сегодня я чувствую…”. Если у пишущих было желание раскрыть мысль, Кейтлин отмеряла 5 минут - ровно столько, по ее мнению, достаточно, чтобы записи оказали терапевтический эффект, не поставив под удар психику.

Если вести дневник, на ваш взгляд, слишком серьезная и непосильная задача, можно попробовать писать списки. Например, “100 вещей, которые я ценю”, “100 способов, как я помогаю другим” и т.д. За счет масштаба подключаются логика и около сознательные механизмы. Можно даже писать письма в стол, что поможет утихомирить эмоции, которые вы по тем или иным причинам не хотите выплескивать на конкретного человека.

Дневник forever

Дневник может быть как центральным, так и вспомогательным элементом психотерапии. Рекомендации к ведению дневников везде более-менее одинаковы. Важно помнить, что дневник нужен только для того, чтобы сделать вам лучше, - то есть любое длительное ухудшение настроения будет достаточной причиной, чтобы перестать писать (по крайней мере, на время) или выбрать другую технику.

Дневниковый текст не должен быть идеальным со стилистической точки зрения, он может содержать ошибки, пропущенные знаки препинания и опечатки. Это не важно, главное - передать суть ваших мыслей. Хорошо написанное прочитать, ведь доверенные бумаге (или компьютеру) проблемы оказываются далеко не такими серьезными, чем вам казалось.

Доктор Айра Прогофф (Ira Progoff (2.08.1921 — 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником К.Г. Юнга. Свой подход он называл «гуманистической глубинной психологией». Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав «структурированный дневник». Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному «внутреннему процессу» и происходит настройка на диалогическое измерение жизни. Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды. Особенно полезным этот метод оказался в работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными, безработными или находящимися в местах лишения свободы.

ОБЫЧНОЕ ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА
Огромное количество людей в разных культурах, в разные исторические периоды, в то или иное время своей жизни вели дневник. Обычный дневник — это хроника внешних или внутренних событий. В последнем случае есть тенденция к рефлексии, наблюдениям, образам фантазии (иногда). Это неструктурированный дневник, систематизированный либо по датам, либо используемый «по наитию». Люди, склонные писать много, будучи оставлены один на один с неструктурированным дневником, начинают повторяться, и круг, по которому они ходят, превращается в глубокую колею, из которой трудно выбраться.

Дневник часто ведут люди, стремящиеся достичь определенной цели, — в особенности, если на пути к цели им приходится преодолевать трудности. Тогда в дневнике человек отмечает, чего хотелось достичь, что получилось, а что — нет, каковы возможные причины трудностей и способы их преодоления. Однако оценочный характер такого дневника может усугублять у человека чувство вины за «недостижение». Если дневник должен помочь человеку достичь определенной цели, то сама определенность этой цели ограничивает пространство движения внутреннего процесса, а значит, и самого человека. В таком случае рано или поздно дневник оказывается заброшенным, и на его месте в опыте человека остается вакуум.

СПЕЦИФИКА СТРУКТУРИРОВАННОГО ДНЕВНИКА
Прогофф много экспериментировал в своей терапевтической работе с разными формами ведения дневника, и обнаружил, что неструктурированный дневник не выполнял возложенных на него функций — служить отражающей поверхностью для внутреннего процесса любого человека. Как же сделать так, чтобы дневник работал независимо от терапевта? Дневник должен обладать достаточно четкой структурой, чтобы можно было выделить, описать и передать конкретные процедуры. С другой стороны, равно важно, чтобы эта структура находилась в гармонии с естественным потоком человеческой жизни, чтобы переживания не надо было силой втискивать в формат дневника, как в прокрустово ложе.

Работа с дневником как метод психологической самопомощи выходит за пределы медицинской модели психотерапии, не требует анализов и диагнозов. Дневник становится своего рода портфолио личностного и духовного развития, отражающей поверхностью, на которой проявляется форма тонких душевных движений, и их специфика и направление становятся видимыми для человека. Жизненные события оказываются связанными с нашими ценностями, намерениями, желаниями и т.п. во временной последовательности нашей предпочитаемой истории. Пересматриваются также события прошлого. По мере этой работы в жизни появляется дополнительный смысл, «нечто большее». Человек осознает то, что прежде выходило для него за пределы зоны ближайшего развития, то, что раньше не было возможно знать. Это часто проявляется в различных поэтических формах.

ЦЕЛИ РАБОТЫ С ДНЕВНИКОМ
Начиная работать с дневником, люди достигают двух целей: размещают момент настоящего в более широкой перспективе прошлого и будущего, и одновременно устанавливают контакт с ценностями, смыслами и руководящими принципами нашей жизни. При этом, размещая себя подобным образом по отношению к потоку своей жизни, осваивая различные приемы и техники работы с дневником, люди получают инструмент, который смогут применять в дальнейшем. Становится доступной более широкая, многомерная перспектива, открывающая пространство возможностей. Размещая себя по отношению к собственной жизни, люди отмечают подъемы и спады, циклы, и тем самым создается контекст длящейся тождественности, преемственности существования.
Работая с дневником, каждый человек может продвигаться с комфортной ему скоростью, в своем темпе. Осваивая работу с дневником, человек пересматривает свою жизненную историю и устанавливает контакт с «внутренним движением жизни» и настраивает себя на его гармонию. Дневник — это инструмент для гармонизации жизни человека и настройки на его уникальную ноту. Этот инструмент «заточен» под каждого, кто им пользуется, это открытие собственной внутренней правды и настройка на нее. Дневник может стать спутником, переносным «альтер эго». Отношения с дневником у пишущего сродни отношениям музыканта с инструментом. Это помогает принимать решения в сложных жизненных ситуациях.

РАБОТА С ДНЕВНИКОМ В ГРУППЕ
Работать с дневником можно в любых жизненных обстоятельствах: в одиночку и в группе, в бурные периоды жизни и в относительно спокойные. Семинар по работе с дневником — это безопасная ситуация, защищенная от внешнего давления «мира за стенами комнаты», в которой человек может в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь. Эффективное структурирование семинара позволяет в сжатые сроки осветить значимые области жизни человека. Присутствие на семинаре других людей, тоже погруженных в исследование собственной жизни, создает особую атмосферу сосредоточенности. Хотя участники не общаются, они получают особую значимую поддержку друг от друга. Это укрепляет наше интуитивное ощущение ценности, значимости любой уникальной жизни. В этом смысле семинар подобен буддийскому ритриту. Когда мы работаем с дневником в группе, происходит соприкосновение жизней общей концентрацией, общими задачами.
На семинаре человек пребывает в уединении, и при этом его поддерживает атмосфера группы, чувство присутствия других людей. Они не вмешиваются в происходящее, не дают интерпретаций. Это традиция признания, выходящая за пределы знакомого и привычного. Молчаливое свидетельствование может порождать и аккумулировать энергию, подобно молитве. Во время семинара создается атмосфера несколько торжественного, одухотворенного сосредоточения, как в соборе; этому способствуют специальные упражнения семинара. Упражнения и атмосфера, поддерживая друг друга, задают темп и ритм этой работы.
Участники не дают друг другу советов. Их дар гораздо более значимый — это дар свободы и времени. На семинаре можно говорить, а можно молчать. Выбор молчания получит поддержку молчаливым свидетельствованием группы, так же, как и выбор разговора. Возможность говорить открывается для каждого в свое время. Когда человек нервничает и тревожится, он не может, будучи один, в достаточной степени сосредоточиться на работе с дневником. Но атмосфера группы успокаивает и помогает настроиться.
Есть вещи, о которых невозможно говорить в группе, потому что это было бы нарушением права на частную жизнь и личную тайну самого человека или других людей. Некоторые переживания настолько хрупки, что разрушаются, если говорить о них вслух. Есть некоторые вещи, говорить о которых — значит, отступаться от ценностей и руководящих принципов собственной жизни.

СТРУКТУРА ДНЕВНИКА
Самое главное в структурированном дневнике, разработанном Прогоффом, — нелинейность. Дневник должен быть устроен так, чтобы можно было свободно добавлять листы в любой раздел. Разделы составляют четыре так называемых «измерения»:
1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как «Период настоящего», «Запись ежедневного», «События жизненной истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные», «Открытость будущему».
2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как: «Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом», «Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».
3. Поток символов. В этом измерении — разделы «Запись сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы», «Расширение образов».
4. Внеличностные смыслы. В этом измерении — разделы «Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».

ДНЕВНИК И РАБОТА С ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИЕЙ
Настраиваясь на свой уникальный темп и ритм, люди начинают лучше чувствовать, когда в жизни именно для них наступает благоприятный момент. От ведения записей что-то меняется внутри, люди могут переживать это как прорыв или высвобождение чего-то. Поначалу это может казаться странным, потому что мы, как правило, привыкли к гораздо меньшей гибкости в жизни. Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях, которые они могли бы нам открыть. Мы не переживаем во всей полноте ни радость, ни боль, не успеваем занять позицию по отношению к ним, и из них не успевает развиться новое.
Работая с дневником, мы постепенно разрыхляем эти слежавшиеся слои. Внутри нас появляется новое чувство пространства и мягкости, открывающее новые возможности. Мы обретаем способность более свободно передвигаться в нашем внутреннем пространстве, исследуя территории воспоминаний и надежд, пробираясь в те уголки опыта, куда у нас раньше вовсе не было доступа.
В конце концов весь опыт становится доступным нам, как добрая мягкая почва, сквозь которую так приятно пропускать пальцы, наслаждаясь ее прикосновением. Когда мы обретаем эту мягкость и открытость любому внутреннему опыту, никакие внешние обстоятельства уже не способны сбить нас с курса. В достижении этого нам помогают упражнения по работе с жизненной историей.

«РАСТЯГИВАНИЕ ВРЕМЕНИ»
Упражнения на «растягивание времени» очень полезны для людей, переживающих переходный период в своей жизни. Представление о «растягивании времени» основывается на фундаментальном различии между хронологическим временем и качественным временем. Хронологическое время — это объективная последовательность событий, как они разворачиваются для постороннего, эмоционально не вовлеченного в них наблюдателя. Качественное время, напротив, — это субъективное переживание событий, их смысла и ценности для человека, который их переживает.
Самое сложное для человека время — переход между двумя большими периодами жизни. Когда прежний период завершился, а в новом очень много неопределенности, это может быть тяжело и даже убийственно. В этот момент очень важно иметь метод для того, чтобы позволить новой жизни выстроиться в гармонии с ритмом и тоном внутренних душевных движений.
Еще одна сложная ситуация — когда человек стоит на распутье и должен совершить выбор между двумя важными направлениями, которые одновременно присутствуют в его жизни и уже составляют ее важную часть и многого требуют. Может показаться, что человек «зажрался», но в такой ситуации он действительно испытывает колоссальное напряжение. При работе с дневником, если со-присутствует больше, чем одна история, каждой из них будет предоставлено пространство, чтобы проявить силу своих корней и показать, какие возможности она могла бы открыть.
Иногда дело не в выборе или конфликте направлений, а просто в смене акцента, когда в жизни человека сменяется ведущая деятельность. Как правило, так называемое «новое» направление в жизни, по сути, не совсем новое, у него есть предпосылки в прошлом опыте человека, просто события, принадлежащие к этому направлению, пока еще не оказывались в фокусе осознавания. Прежде подавленная история выходит на первый план и становится доминирующей. Иногда «новый» протагонист хочет по возможности противопоставиться прежнему. В какой-то момент человек может научиться больше отождествляться с более широким и многомерным аспектом себя, и это позволяет принять сосуществование различных, порой противоречащих друг другу, хоть и равно предпочитаемых, протагонистов.

ЖИЗНЕННОЕ ВРЕМЯ
При работе с дневником в центр помещается «период настоящего». Человека просят определить границы того настоящего времени, в котором он живет: какое событие стало границей между прежней жизнью и нынешней? Каково содержание нынешнего периода жизни? На что похоже его течение? Период настоящего рассматривается как с рациональной, так и с внерациональной точки зрения.
Далее человеку, ведущему дневник, предлагается параллельно вести два процесса: делать упражнения в разных разделах и вести ежедневные записи внутренних событий и состояний. Упражнения в разделах направлены на реконструкцию жизненной истории, насыщение ее смыслом, «население» разными значимыми людьми и фигурами, прослеживание возможных направлений развития в прошлом, настоящем и будущем.
Жизненная история реконструируется путем составления списка этапов-вех, осмысленно приводящих к периоду настоящего, который выступает в качестве кульминации сюжета. Далее подробно исследуется один из этапов, содержащий большой смысловой потенциал в контексте настоящего. Всплывающие воспоминания о прошлом записываются в раздел «События жизненной истории», а возможные направления развития, проявившиеся в точках выбора, в разделе «Перепутья: дороги выбранные и не выбранные».
Со временем жизненная ситуация человека меняется, и он может заново и иначе выделить «период настоящего», и в соответствии с этим переписать вехи. На поверхность в качестве значимых могут выйти совсем другие периоды и события. Это дает человеку непосредственное переживание полиисторичности жизни и возможности переписать собственную жизненную историю. Это особенно важно при работе с людьми, пережившими травмирующий опыт.

ДИАЛОГИ
Принцип диалога — еще один важный аспект работы со структурированным дневником Прогоффа. Очень трудно в повседневной жизни, а также при чрезвычайных обстоятельствах сохранить напряжение диалога между двумя субъектами. Мы либо готовы превратить в объект, послушный чужой воле, либо себя, либо Другого (в качестве Другого может выступать любой аспект нашего бытия, вплоть до Мира в целом).
В упражнениях дневника предлагается проследить жизненную историю того, с кем или с чем мы стремимся вступить в диалог: другого человека, нашего собственного тела, какого-то важного для нас проекта и пр. Далее человек настраивается на осмысленную преемственность течения этой жизненной истории, и представляет себе своего собеседника как бы присутствующим рядом. Между ними происходит спонтанный диалог, позволяющий понять что-то новое и важное о собственной жизни.

ПОТОК СИМВОЛОВ
При работе со структурированным дневником никакие жизненные переживания не оказываются проигнорированными. В этом измерении особое внимание уделяется потоку сновидений и фантазий. А. Прогофф исходит из соображения, что поток образов и символов течет постоянно, но во время бодрствования он скрыт под «слоем» рационального мышления. Важно не толкование каждого конкретного сновидения, а движение потока сновидений. Когда людям удается сопоставить поток событий и переживаний, происходящих во время бодрствования, с потоком сновидений и образов фантазии, открываются возможности понимания, и жизненный процесс обретает многомерность.
Запись сновидений и дневных грез помогает отстраниться от них, одновременно уделяя им должное внимание. Этот прием полезен при работе с людьми, страдающими от кошмаров и навязчивых состояний.

ВНЕЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ
Человек в современной культуре и в медицинской психотерапевтической модели часто конструируется как некое изолированное, автономное «я», «изнутри» которого происходят личностные черты, особенности характера и поступки. При этом игнорируется тот факт, что человек никогда не существует в социальном вакууме, он — часть сообщества, конструирующего смыслы посредством языка. Ценности, интересы, намерения, принципы и другие интенциональные категории бытия человека существуют не «внутри» него, а в культуре.
Работа со структурированным дневником помогает восстановить контакт с внеличностными источниками смысла — с искусством, общественными движениями, духовными учениями и практиками, измерением священного.

Айра Прогофф, ученик К.Г.Юнга, был одним из основоположников дневниковой терапии. Его интенсивный структурированный дневник — уникальный инструмент, основанный на идеях и принципах глубинной гуманистической психологии.

Этим летом я (Дарья Кутузова) хочу предложить вам познакомиться с особенностями ведения дневника “по Прогоффу”. Это первый курс о методе Прогоффа на русском языке. Я проходила программу Прогоффа трижды (дважды самостоятельно и один раз в Институте письменной терапии). А так как я специализируюсь в нарративной терапии, про метод Прогоффа я буду рассказывать, сопоставляя его с нарративной практикой.

Метод Прогоффа состоит из четырех “измерений” внутреннего опыта, из которых у меня получилось сделать три модуля, каждый по несколько недель (минимум 3-4, но мы посмотрим, что будет с темпом работы). Это возможность уделить много внимания собственной жизни — возможность, часто оказывающаяся целительной.

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ: ЖИЗНЬ И ВРЕМЯ

Мы будем исследовать и на собственном опыте проживать, что такое августинианская модель времени в отличие от привычной линейной;

что такое для Прогоффа “настоящее” и каково его содержание для нас;

что такое “уровень сумеречного воображения” и как туда погрузиться;

что такое “внутренняя корреляция”, “дневник внутренней погоды”, “рыхление воспоминаний”, “вехи” и “невыбранные дороги”.

Что участники получат “на выходе” после первого модуля?

  • Целостное восприятие течения своей жизни, своего жизненного сюжета
  • Понимание того, какие события и как именно привели к тому, что в жизни человека есть сейчас
  • Понимание личных критериев выбора и принятия решений — актуальных и оставшихся в прошлом
  • Множество личных “затравок” для дальнейшего письменного самоисследования
  • Инструмент, пригодный для работы с собой в сложных ситуациях

Второй модуль будет посвящен диалогическому измерению. Мы встретимся и поговорим в дневнике с разными значимыми людьми, проектами, с собственным телом, с социальными явлениями и интригующими жизненными событиями. В третьем модуле мы сосредоточимся на смысловом измерении, на личном словаре символов сновидений и на истории наших собственных духовных исканий, а также научимся создавать для себя мантры-“бусины”, позволяющие пригласить в настоящий момент дух и энергию прошлых встреч с Чем-то Большим.

Для кого этот курс:

Для всех желающих. Наиболее полезен он будет тем, кто сейчас чувствует, что находится “нигде”, в застое, и непонятно, куда двигаться дальше, — и тем, кто переживает период кардинальных жизненных перемен, чувствует, что становится другим человеком.

Также этот курс является обязательной частью длительной программы подготовки фасилитаторов терапевтического письма.

Сколько будет продолжаться: месяц или несколько больше

Как будет проходить:

Это онлайн-курс, существующий в режиме форума, т.е. быть онлайн в какое-то конкретное время не нужно, и мочь слушать аудио и смотреть видео тоже не нужно.

Сколько стоит первый модуль: 5500 рублей

Запись в предварительный список: напишите письмо по адресу [email protected]

Подробнее про метод Прогоффа можно почитать здесь:

Терапевтическое ведение дневника по методу Айры Прогоффа http://hpsy.ru/public/x3633.htm

Внутреннее путешествие с дневником Прогоффа в поисках волшебства http://interesno.co/myself/c9267bd6aac7

image by Aaron Harmon on Flickr https://www.flickr.com/photos/aaronharmon/2313183067/

https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/legalcode

Пересочиняя жизнь: метод Прогоффа и нарративная практика