Статские советники российской империи список. Табель о рангах в царской России

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…»

4 февраля 1722 г. по указу Петра I Великого введена «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…».

Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым 24.01(4.02).1722 г. Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи.

Необходимость в строгом регламентировании системы чинов возникла в результате преобразований Петра I, которые повлекли за собой значительное увеличение их количества в армии и государственном аппарате. Таким образом, Табель явилась своеобразным итогом административных преобразований Петра I, регламентирующим порядок прохождения государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина. В указе Петр I отмечал: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I: сохранились его проекты и замечания на текст этого документа. Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему важное значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам, или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табели были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

Свое мнение Сенат представил 20 сентября 1721 г. Военные и морские чины не вызвали замечаний. По этому поводу говорилось: «Понеже о воинских сухопутных и морских чинах сочиненный порядок в рангах сходен против рангов других государей, особливо же французского, яко древнего и самодержавного короля, того ради об оных ничего к перемене потребного не рассуждаем показать во мнении своем...». Замечания по другим категориям чинов сводились главным образом к уточнению классов (рангов) некоторых из них, применительно к тому, как это было в других странах.

Первоначально закон состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «Пунктов», пояснявших Табель. Все чины делились на 4 класса. Старшим был 1-й. Чины подразделялись на 3 типа: военные, гражданские и придворные. Устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной. Лишь позднее военные утратили право на старшинство в 1-м и 2-м классах. Военные чины состояли из 4-х разрядов: гвардия, сухопутные, артиллерийские и морские. Чины в гвардии были на класс выше других воинских. Среди обладателей одного чина старшим являлся тот, кто раньше был пожалован в него.

Преимущественное право на государственную службу предоставлялось дворянам. Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в целом образовательный уровень и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Табель о рангах предусматривала возможность поступления на государственную службу и представителей других свободных сословий с получением соответствующих классных чинов. Но такая возможность рассматривалась как исключительная и в значительной мере вынужденная.

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности.

В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии. В связи с тем, что гражданских должностей было больше, чем военных, в гражданской службе открывалось больше вакансий, а потому и движение по службе там могло быть более быстрым.

Учитывался и общеобразовательный уровень государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете, получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины.

Поскольку число высших должностей всегда было меньше числа низших, продвижение по службе нередко оказывалось слишком медленным и не заинтересовывало в продолжение службы. В связи с этим в гражданской службе минимум лет службы в каждом классе со временем стал рассматриваться как максимум, дающий право назначения на должность более высокого класса, а при отсутствии вакансий - производства в следующий класс с оставлением на прежней должности.

Класс как ранг должности превращался в самостоятельный правовой феномен — ранг без должности, получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».

Получение чина более высокого класса (на 1-2 ранга), чем класс фактически занимаемой должности, стало в гражданской службе обычным явлением. Возможность этого предусматривалась уже в самой Табели, где говорилось, что если кто-то «выше ранг получил, нежели по чину, который он действительно управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина». Тот, кто получил следующий класс, становился кандидатом на соответствующую этому классу должность.

Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше был произведен в этот класс. Старшинству производства придавалось важное значение. Закон 15 февраля 1742 г. подтверждал это с полной определенностью: «... как в военной сухопутной и морской, так и в штатских службах обретающихся впредь производить в чины по старшинству и заслугам, а не по старшинству никого не производить». 13 января 1753 г. такой порядок был вновь подтвержден, но делалось одно исключение для поощрения лиц, имевших «знатные» заслуги по службе: последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, но лишь по «высочайшему» усмотрению.

В связи с возникновением феномена чина Табель о рангах в середине XVIII в. как бы раздвоилась, превратившись в своем основном качестве в перечень чинов, разнесенных по родам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все должности в штатных расписаниях государственных учреждений.

По мере увеличения числа должностей (особенно в гражданской службе) обнаруживалось, что обойтись без широкого привлечения недворян на государственную службу нереально. Поскольку в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, «Табелью о рангах…» предусматривалось, что каждый, выслуживший первый (низший) классный чин, получал дворянство.

Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установлено в общем порядке для всех офицеров. В законе говорилось: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворян, оные и их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство». Причисление к дворянству давало ряд льгот, что было серьезным стимулом к поступлению на государственную службу. В военной службе уже XIV класс сообщал потомственное дворянство; в гражданской же - лишь VIII, а низшие чины давали только личное дворянство.

Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел целью несколько сдержать и замедлить пополнение рядов потомственного дворянства за счет служилого сословия. Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 г., которым предписывалось «в секретари не из шляхетства не определять, дабы потом [не] могли в асессоры, советники и выше происходить», т.е. производиться в чины, дававшие права потомственного дворянства. Однако здесь же допускалось исключение: разрешалось производить в эти классы тех «из подьяческого чина, кто какое знатное дело покажет и заслужит».

В дальнейшем под давлением обстоятельств (недостатка родовых дворян для замещения вакантных должностей государственной службы, с одной стороны, и общего возрастания числа самих этих должностей, особенно в начале XIX в. в связи с введением в России министерской системы управления, - с другой) приток на государственную службу недворян постоянно возрастал.

Вследствие этого 11 июня 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе, был повышен до V; VI - IX классы стали давать личное дворянство, а Х - XIV — личное почетное гражданство. В военной же службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие - только личное.

9 декабря 1856 г. право на потомственное дворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV), а в военной - с VIII на VI класс (VII - XIV классы давали личное дворянство).

В 1880-е гг. предполагалось и в военной, и в гражданской службе повысить класс, дающий дворянство, с VI и IV до III, но это намерение не было реализовано.

1 августа 1898 г. в гражданской службе были введены новые ограничения: чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже V класса.

2 августа 1900 г. к этому было добавлено еще одно условие - общий срок службы в классных чинах не менее 20 лет.

Установив четкую иерархию всех чинов, Табель о рангах предписывала строгое соблюдение принципа их старшинства (приоритета старшинства) и связанного с ним чинопочитания. Старшинству чинов и выслуги придавалось очень большое значение во всех случаях, когда реализовывались права, проистекающие из государственной службы, в особенности право на должность. Именно в такой последовательности (по старшинству чинов и выслуги) сообщались сведения о государственных служащих во всех официальных справочных изданиях о них.

Соблюдение принципа старшинства и чинопочитания считалось обязательным при всех официальных и торжественных церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении.

В «пунктах» же предусматривалось, что, если «кто выше ранга будет себе почести требовать или сам возьмет выше данного ему ранга», тот должен быть подвергнут за каждый случай штрафу - вычету двухмесячного жалованья; равный же штраф следовал и тому, кто кому ниже своего ранга место уступит, «чего надлежало фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».

Почитание лиц по рангам не касалось лишь, как говорилось в «пунктах», тех случаев, «когда некоторые, яко добрые друзья и соседи, съедутся или в публичных ассамблеях».

Среди проявлений чинопочитания важное значение приобрели формулы титулования — общий титул по классу чина или должности. Формулы эти не были установлены законом и сложились постепенно на практике, ориентируясь на западноевропейские нормы. В первой трети XVIII в. наиболее устойчиво использовались три общих титула: ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов - при жизни Петра) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было уже пять: I и II классы - ваше высокопревосходительство. III - IV классы — ваше превосходительство; V класс — ваше высокородие; VI - VIII классы — ваше высокоблагородие; IX - XIV классы — ваше благородие.

Пользование общим титулом по чину было обязательно во всех случаях обращения к вышестоящему по службе или по общественному положению.

В целом, введение Петром I Табели о рангах явилось прогрессивной мерой, создававшей стимул для службы чиновников и возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. Табель о рангах действовала до 1917 г., когда с падением самодержавия после Февральской революции были отменены придворные звания и старое титулование, а после Октябрьской революции декретами ВЦИК от 10(23).11.1917 г. и СНК от 16(29).12.1917 г. уничтожались прежние чины, сословия и сословные звания.

В современной России сотрудники различных служб тоже имеют специальные звания (таможенная служба, налоговая полиция и др.). В июле 1995 г. сделана попытка регламентировать понятие государственной службы и создать основы правового положения государственных служащих. Все это нашло отражение в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Неотъемлемой его частью является утверждаемый Президентом РФ Реестр государственных должностей, который в нынешних условиях выполняет роль петровской «Табели о рангах…»

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом
(военной истории) Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации


24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. "Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность. На наш взгляд, "Табель о рангах" включала и тe и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности). Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" - гласила одна из описательных статей закона.

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство). По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения государственной службы. Издан Петром I в 1722. При царском дворе и в гражданских государственных учреждениях до 1722 существовали традиционные русские чины (бояре,… … Политология. Словарь.

Список чинов (по степени важности) военного, гражданского и придворного ведомств. Установлен указом (1722) российского императора Петра 1 о порядке государственной службы. Иносказательно: сравнительная оценка заслуг в определенной сфере… … Словарь крылатых слов и выражений

Роспись чинов, которыми последовательно награждаются лица, состояния на государственной службе, военной или гражданской; табель о рангах устанавливала первоначально 14 классов старшинства, но с течением времени некоторые были уничтожены. Полный… … Словарь иностранных слов русского языка

Законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские),… … Большой Энциклопедический словарь

Законодательный акт в России XVIII XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и… … Юридический словарь

Современная энциклопедия

ТАБЕЛЬ, я, мн. и, ей и (разг.) я, ей, м. и (устар.) ТАБЕЛЬ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издана Петром I в 1722. Устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трём видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные.… … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 2 иерархия (7) система подчинения (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Табель о рангах - в России в XVIII 1 й половине XIX в. закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан 24.01.1722 г. правительством Петра I. Введение Т.о.р. было одной из важнейших реформ Петра I, направленных на дальнейшее укрепление дворянской… … Энциклопедия права

Табель о рангах - ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, в России законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками и военными. Издан Петром I в 1722. Устанавливал 14 рангов (1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), гражданские и придворные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Табель о рангах , . С пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статьям сверх положенных в Табели о рангах в классах чинов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…
  • Табель о рангах , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. С пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статьям сверх…

Со времен Петра I вплоть до 1917 года, когда в нашей стране произошел коренной переворот в жизни , в Российской империи действовала сложная система служебных разрядов, которые присваивались гражданским и военным служащим. В классической русской литературе часто встречаются такие слова, как титулярный советник, коллежский асессор, без понимания сути которых современному читателю сложно разобраться, какое социальное положение занимает тот или иной персонаж. Многолетнему существованию чинов в царской России положила конец только .

Вконтакте

Издание Табели о рангах

Еще в 1713 году в голове царя зародилась мысль о создании аппарата должностных разрядов. Заимствования происходили из таких стран, как Франция, Швеция, Дания и Пруссия. Чем объяснялась необходимость такого шага, как принятие Табели о рангах? Царь Петр Великий стремился создать систему ранжирования придворных служебных разрядов по занимаемым должностям.

Итак, 24 января 1722 года на территории России стала действовать Табель о рангах. Она регламентировала утверждение военных, гражданских и придворных званий, обладатели которых могли получать от государства разные привилегии.

Важно! Для внедрения такой системы были предпосылки экономического и политического характера. Сама система Табели менялась неоднократно на протяжении 195 лет.

Система должностей

Сегодня доподлинно известно, что петровская Табель о рангах представляла собой сложный структурный механизм , который мог быть подвержен изменениям только в ходе реформ . Дворяне, независимо от занимаемых должностей, отныне делились на ранги от первого до четырнадцатого. Самым высоким был первый. К нему могли принадлежать только представители высшей знати. Табель была важна чиновникам, которые являлись лицом государства и выполняли представительскую функцию.

Был узаконен переход дворянского звания по линии ближайшего родства. Например, жена дворянина, имевшего статус чиновника восьмого ранга, также приобретала еще при жизни мужа его социальное положение. При данном случае значения не имело, какое у нее самой было социальное происхождение.

Самым низким классовым рангом считался четырнадцатый . Он относился ко всем категориям служащих России, затем Российской Империи. То есть эти четырнадцать рангов распространялись на военных, статских и придворных.

Чины в царской России

Как сказано выше, категории граждан подразделялись на разные сословия . Это имело место вплоть до революционных событий 1917 года, когда большевики отменили классы, которые применялись при царской власти.

Во время царского правления существовали такие должности, как:

  1. Титулярный советник.
  2. Статский советник.
  3. Коллежский секретарь.
  4. Губернский секретарь.
  5. Надворный советник.

Давайте по порядку разберемся, какие функции включал весь аппарат вышеозначенных чиновников и какие лица могли входить в данный сословный строй.

Табель о рангах

Титулярный советник представляет собой гражданский чин девятого класса. Под словами «титулярный советник» следует понимать, что этот чиновник занимает промежуточное положение между советником и секретарем. Введение этого служебного разряда было одобрено лично царем Петром I от 24 января 1722 года, а отменено 11 ноября 1917 года. С 1845 года титулярный советник мог иметь личное дворянство , которое раньше получали только начиная с четырнадцатого класса.

По аналогии с военной сферой служащий этого уровня в нашей стране соответствовал таким должностям, как штабс-капитан пехоты с 1884 года, казачьего подъесаула, а также лейтенанта военного флота России. Таким образом, для эффективного управления государственными делами требовалась качественно новая система отношений. Именно она создала предпосылки для расширения Российского государства вплоть до Тихого океана, ибо без внедрения чинов по западному образцу было бы невозможно создать столь мощную и быстро развивающуюся империю.

Как и титулярный советник, статский советник был гражданским лицом. В его обязанности не входила военная деятельность, он не отвечал за религиозную сферу жизни. Вплоть до 1917 года он занимал гражданский чин пятого класса. Это считалось высоким социальным положением . Обращение к чиновнику данного уровня было «Ваше высокородие». Оно подчеркивало высокий статус данного должностного лица.

Начиная с середины девятнадцатого века статский и титулярный советник занимают важное социальное положение и относятся к первой группе чиновников. Именно данная прослойка определяла внешнюю политику России и относилась к высшей номенклатуре.

Должностные оклады у этой группы чиновников считались одними из самых высоких, были у них особые права в сфере получения имений . Крепостные крестьяне становились их собственностью, поскольку вплоть до 1861 года они не обладали личной свободой.

Согласно Указу Петра Великого от 22 февраля 1722 года статские советники причислялись к лучшему старшему дворянскому роду. Это положение закреплялось законодательными актами Российского государства. Потомственные дворяне могли получить чин статский советник по завершении выслуги отведенного законом срока.

Коллежский секретарь

В России имелась также такая категория чиновников, как коллежский секретарь. Что входило в его функции? Лица, которые относились к такому социальному статусу, занимали невысокую должность . Оплата труда тоже была не самой высокой в государстве. Это невоенный чин десятого ранга. С 1884 по 1917 годы соответствовал армейскому поручику, а также флотскому мичману.

Звание коллежский секретарь носили многие известные люди и литературные персонажи:

  • Поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин.
  • Писатель и литератор Иван Сергеевич Тургенев.
  • Самый яркий персонаж российского писателя И.А. Гончарова – Илья Ильич Обломов.
  • Вдова коллежского секретаря Коробочка Настасья Петровна – персонаж Н.В. Гоголя.
  • Алена Ивановна (коллежская секретарша), то есть вдова коллежского секретаря, из произведения Достоевского Ф.М. « ».

Следующим важным звеном в системе иерархии среди чиновников в Российской империи является губернский секретарь. Какие у него были полномочия, и что представляла собой данная должность?

Полиция в царской россии

Губернский секретарь

Губернские секретари просуществовали 195 лет: с весны 1722 года вплоть до февральской революции 1917 года. Изначально упоминался в Табели как чин двенадцатого класса. Ниже мы можем представить полномочия данного административного служащего на примере таблицы. Они имеют прямое отношение к Табели о рангах Российской империи:

Таким образом, уже с середины XIX века многие чины в Российской империи могли обходиться без дворянского титула , для того чтобы иметь возможность преуспеть в государственной службе.

При Петре такой привилегией обладали не все жители империи, а только те, кто имел право на получение наследственного дворянского титула. Для более низких социальных слоев дорога к дворянскому обществу и все особые права, которые оно сулило, была закрыта.

Данный чиновник имел гражданский чин седьмого порядка. Такое положение закреплялось на основе правил Табели о рангах. Подчиненные могли обращаться к нему не иначе как «Ваше высокоблагородие».

Внимание! До 1745 года все лица, которые обладали этим социальным статусом, обладали правом на получение потомственного дворянства. Реформа 1856 года отменила его. Государственный чин надворного советника получали доктора наук, преподаватели высших учебных заведений.

Гражданский чин седьмого класса в царской России соответствовал чину подполковника, а также капитана второго ранга на корабле российского флота .

Самым ярким примером из русской классики, который показывает на практике значимость этой должности, является Андрей Иванович Штольц – один из главных героев романа И.А. Гончарова «Обломов». Также Петр Петрович Лужин – один из персонажей Достоевского в «Преступлении и наказании» имел официальный статус надворного советника.

Основные воинские звания в России с 1722 по 1917 годы:

  • Нижние военные сословия: рядовой, ефрейтор, зауряд-прапорщик и другие.
  • Офицеры высшего эшелона: прапорщик, подпоручик, поручик, капитан.
  • Офицеры штабной службы: майор, подполковник, полковник.
  • Высшее командование российской армией: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-фельдмаршал.

История Государства Российского. Cерия 395. Петровский Табель о Рангах. StarMedia

Аты-баты. Выпуск 48. Воинские звания и чины

Вывод

Большинство воинских званий Российской Империи сформировалось на основе такого шага Петра I, как принятие Табели о рангах, которая почти полностью заимствована из опыта европейских государств. Вышеприведенные чины в России было возможно получить за доблестную воинскую службу Отечеству, при условии дворянского происхождения.

Получить высший военный, статский или придворный чин в царской России могли только люди, принадлежащие к знатному роду. Однако и среди крестьян, мещан и других сословий было немало знающих и «нужных» для царской власти людей. При состоялось учреждение табели рангов Российской империи, распределяющей всех служащих на несколько классов. Насколько успешно применялось подобное деление и кто мог стать советником государя.

Табель рангов (как написано в тексте указа) или табель о рангах Российской империи (более привычное и устоявшееся среди народа название) – это такое четко структурированное перечисление должностей, где указаны все военные, гражданские и придворные должности или название самого закона о ранжировании государственных служащих.

Сколько всего было классов. В списке насчитывалось 14 классовых ступеней и 263 должности. Существовал также один статус – кавалер Св.Андрея, который присваивался тем, кто служил в сухопутных войсках и чья должность соответствовала 3 классу.

С течением времени таблица несколько раз переделывалась, одни чины вводились, другие исключались. В одной из первых редакций можно видеть множество пунктов и подпунктов под каждой ступенью.

Главные положения

Табель был создан в начале 18 века. Указ Петр Великий подписал 24 января (4 февраля) 1722 года. Назывался документ «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных».

Документ подлежал рассмотрению в двух коллегиях:

  • адмиралтейской, где уполномоченным был сенатор Головкин;
  • военной, где ответственными были генерал-майоры Матюшкин и Мамонов.

Далее будет дана характеристика табеля о рангах. Перечислим кратко основные положения документа, который предоставлял возможность всем представителям любого сословия продвинуться по службе вне зависимости от знатности своего рода.

Кроме ранжирования, были и основные положения (пояснительные пункты), которые нельзя было нарушать:

  1. Если чиновник относился к князьям императорской крови, то вне всякого положения он мог председательствовать над всеми. Это было единственным исключением из правил, так как табель был принят Петром I специально для того, чтобы все государственные служащие получали свое место не из-за «породы», а по заслугам перед Отечеством.
  2. Все служащие царя могли быть подвергнуты штрафу за требование несообразных своему рангу почестей при официальных собраниях. Например, нельзя было занимать не свое место за царским обедом либо в театральной ложе. Нельзя требовать к себе другого обращения или уступать место лицу низшего положения.
  3. Сумма штраф за нарушения равнялась двухмесячному жалованью. Треть данных средств отправлялась доносителю, который пожаловался на нарушителя, а остальное шло на поддержание госпиталей и больниц. Штрафовались не только сами чиновники, но и их жены, а также наследники.
  4. Данный указ помогал представителям всех сословий, которые хоть и были низкого происхождения, но были полезны на государственной службе и талантливы во многих царских поручениях.
  5. Иноземные чиновники получали ту же самую должность, что имели в своей родной стране, только после того, как становились полезны Петру, и он отмечал их, как отличных специалистов. Важно было не только подтвердить свою должность хорошей работой, но и проявить себя, как ценного служащего в Российской империи.
  6. Наследники или сыновья титулованных чиновников имели свободный доступ ко всему придворному обществу, а также к разным ассамблеям. Однако детям привилегии отца по наследству не переходили до тех пор, пока они не показывали талантов и не приобретали заслуги перед Отечеством.
  7. Гражданские или военные должности выдавались только по выслуге лет или по служебным заслугам.
  8. Любой чиновник должен был содержать соответствующий экипаж и ливрею. И естественно, что коллежский секретарь не мог выехать на шестерке цугом, как статский советник. Это в Петровские времена было бы приравнено к нарушению, а чиновника штрафовали.
  9. Если чиновник совершал какое-то преступление, ему полагалось публичное наказание на площади. Чаще всего — пытка или казнь. Естественно, что после такого царского решения должность с человека снимали, а самых злостных нарушителей, если и оставляли в живых, лишали титула, имущества и отправляли в ссылку.
  10. Жены чиновников имели то же положение, что и мужья. А дочери чиновников — на 4 ступени ниже своего отца.
  11. После получения 8 ранга на гражданской службе или при дворе можно уже претендовать на причисление к старшему дворянству. В этом случае происхождение роли не играло.
  12. На военной службе потомственное или старшее дворянство присваивалось после выдачи первого обер-офицерского места или 6 ступени, когда служащий становился Обер-кригскомисаром, чего нельзя было сказать о гражданских и придворных должностях.

Возьмите на заметку! Петр I всегда отдавал предпочтение военным должностям, потому что сам был, прежде всего, военачальником, а уже потом русским царем.

В самом высшем первом классе долго не было статских. Однако его советник Остерман уговорил царя внести «дипломатические» коррективы и сделать ранг канцлера – представителя первого класса статских чинов. Позднее было введено новое наименование — статский советник I класса.

Естественно, что перечень всех должностей стал очень популярен, и многие мечтали занять более высокий ранг, чтобы получить доступ ко многим привилегиям, которые открыл данный указ.

Самой простой служебной лестницей представлялась гражданская служба, которая ранжировалась следующим образом (естественно, что все начинали с 14 ступени, то есть с самого низа данного списка):

  1. Канцлер, действительный тайный советник 1-го класса.
  2. Действительный тайный советник.
  3. Тайный советник (с 1724 г.)
  4. Тайный советник (1722-1724 гг.), действительный статский советник, обер-церемонимейстер.
  5. Статский советник, церемонимейстер, тайный камерир.
  6. Коллежский сов.
  7. Надворный сов.
  8. Коллежский асессор.
  9. Титулярный сов.
  10. Коллежский секретарь.
  11. Корабельный.
  12. Губернский.
  13. Кабинетский регистратор, провинциальный секретарь, сенатский и синодский регистратор.
  14. Коллежский регистратор, коллежский юнкер, городовой секретарь.

Важно! Существовало также особое уставное обращение к представителю соответствующего положения.

В табели о рангах гражданские чины различались по форме обращения. Чиновников 1-2 классов называли Ваше высокопревосходительство, 3-4 классов – Ваше превосходительство, представителей 5 ступени — Ваше высокородие, представителей 6-8 классов именовали Ваше высокоблагородие, остальные (с 9 по 14 классы) слышали в свой адрес обращение — Ваше благородие.

Учреждение и отмена указа

Петр Великий лично контролировал принятие и редактирование документа, выбирал названия должностей
и классов из перечня чинов французского, прусского, шведского и датского королевств.

При учреждении данного указа учитывались древние русские чиновные места и корректировались уставные положения, предложенные другими государствами, чтобы указ подходил именно к русской действительности.

Например, Петр отменил штраф в том случае, если в церкви кто-то случайно занимал место впереди, прямо перед алтарем, где должны были присутствовать только высшие чиновники.

Упразднение указа произошло с марта 1917 года. Сначала ликвидировали придворные должности с падением института царской власти. Потом, в ноябре того же года, после выпуска Декрета об упразднении всех сословий перестали существовать гражданские должности. Военные чины отменили в декабре, а на флоте — с января 1918 года.

Обратите внимание! Отдельная история происходила с казачеством, там чиновничество продолжало свое существование до 1922 года, потому что очень долго казачья власть не подчинялась советским законам.

Со временем чины снова стали употреблять в современной России. Например, в юстиции, на воинской и гражданских службах.

Плюсы и минусы

Табель о рангах и его значение для российского общества было весомым. Перечень классов действовал целых двести лет и постоянно видоизменялся с введением реформ. Некоторые звания упразднялись, так как закрывалось само учреждение, например, горные чины и горное ведомство, которое просуществовало всего лишь до 1834 года и было военизированно.

Соответственно, такие звания, как механикус (капитан), берг-мейстер (майор) или к примеру, берг-пробирер (прапорщик) переквалифицировались в военные.

Либо существовала обратная ситуация, когда звание, например, надворного советника, присваивалось до 1917 года, то есть фактически до Февральской революции, а самого надворного суда не было и в помине, его отменили в 1726 году. Должность же продолжали присваивать служащим.

Этот указ в корне изменил весь государственный электорат. Каждый талантливый человек, любой крови и сословия мог стать советником государя, вследствие чего дворянский класс демократизировался.

Еще одним плюсом стало то, что дворянство стало более привлеченным к государственным делам, так как дворяне теперь всегда были на службе и приносили много пользы Отечеству, а не вели праздную и роскошную жизнь в своих усадьбах.

Минусом было разделение дворянства на личное и потомственное, когда представители последнего вида не хотели иметь никаких связей с тем, кто вышел «из грязи в князи». Однако подобные вещи жестко штрафовались самим царем, который всегда видел в людях, прежде всего, ум, силу и талант, а уже потом происхождение.

Полезное видео

Вывод

Таким образом, принятый Петром I указ о ранжировании стал знаковым моментом в истории. 14 классов и 263 должности давали возможность занять любую ступень на государственной исключительно из-за личного таланта и заслуг перед царем и Отечеством.

Военные ценились гораздо выше гражданских и придворных. Петр Великий предоставил возможность получения личного дворянства представителям любого сословия, достигшим шестого класса на воинской и восьмого — на гражданской и придворной службе.