Романтизм в России — характерные черты стиля и периода. Что такое романтизм: кратко и понятно Первым русским поэтом представителем романтизма стал

Романтизм Возник в XVIII – XIX ст., сначала в Германии, потом во Франции и литературах других стран, но в каждой из них имел свои особенности, обусловленные своеобразностью национального существования разных народов. Романтизм существенно отличается от всех других стилей. Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры. В поэзии доминирует ассоциативность, многозначность, превосходство формы.

В русской литературе античные произведения появляются в конце 20-х годов XIX ст.; наибольшую интенсивность это направление приобрело в 30-х – начале 40-х годов. Украинский романтизм приобретает уникальные качества, которые не присущи романтизму в литературной традиции других стран. Персонажи романтических произведений – мужественные и упорные герои-патриоты, люди, которые достигли внутренней гармонии и единства с природой. Очень распространенным в творчестве романтиков является психологический параллелизм: человек изображается рядом с природой, с которой он находится в тесной связи. Известнейшими представителями романтизма были Л. Боровиковский, М. Шашкевич, П. Кулиш, Е. Гребенка, М. Костомаров, М. Петренко, В. Забила, Метлинский.

Лев Боровиковский – известный поэт-романтик. Наивысшее его достижение – 12 романтических баллад, написанных на сюжеты украинских народных рассказов. Этими балладами Боровиковский начал новый период в украинской литературе – романтизм. Известнейшая из других – баллада “Маруся”.

Амвросий Метлинский – этнограф и поет. Амвросий Метлинский вошел в историю украинской культуры, прежде всего, как составитель этнографических сборников, а также автор сборника романтических стихов “Мысли и песни и еще кое-что Амвросия”.. Поэт беспокоится о том, что гибнут древние обычаи. Стихи “Гетман”, “Казачья смерть”, “Степь”, “Смерть бандуриста” – это призыв поэта уважать нашу историю, обычаи и обряды.

Евгений Гребенка. Прославился своими мастерскими баснями и лирикой. Известные во всем мире его романсы “Очи черные, очи страстные”, “Нет мама, нельзя нелюбимого любить” – это произведения романтизма, которые и сегодня очаровывают нас своим народнопесенным совершенством.

Михаил Петренко – выдающийся поэт романтизма. Ведущий мотив в поэзии М. Петренка типичный для романтиков: тоска по родному краю, одиночество, стремление оторваться от земной неприветливой “обыденщины”, познать красоту мира. Первый цикл поэзии Петренко имеет название “Небо”, туда вошли стихи “Смотрю я на небо”, “По небу голубыми глазами блуждаю” и “Склонившись на руку”. Поэт-романтик дал интересные образцы медитативного жанра (романс, элегия) с характерным для него недовольством действительностью, порывом в надземные пространства. Выразительно звучит в поэзии Петренко мотив неосуществимости личного счастья в тогдашнем обществе. Лирический героя противостоит гнетущей действительности, которая давит и калечит человеческие чувства. Стихотворения Петренко “Смотрю я на небо”, “Туда мои глаза” приобрели немалую популярность, стали народными песнями.

Виктор Забила – автор песен и романсов. В. Забила выступил со своими лиричными песнями в середине 30- х годов, когда в украинской литературе еще существовали традиции бурлеска и травести, но уже громко заявила о себе романтика. Основное место в творчестве В. Забила занимает мотив несчастливой любви (“Не щебечи, соловушка”, “Не плач, девушка”), а возле него – правовое неравенство(“Совсем мир перевернулся”, “Гудит ветер у поля”). Некоторые свои произведения В. Забила сам положил на музыку.

Г. Гулак-Артемовский и его романтические баллады. Г. Гулак – Артемовский впервые в украинской литературе выступил в жанре романтической баллады. Баллады его были принципиально новым явлением в истории украинской литературы: в письменную литературу входил народный язык с разнообразными лирическими народнопесенными мотивами. Одна из известнейших его романтических баллад – “Рыбак”, созданная по сюжету одноименной баллады Й. В. Гете. Сочинение поражает читателей колоритом, говорящей мелодичностью. Сюжет произведения не сложный: рыбак – молодой нарубок – сидит у реки и грустит, тут вот из реки выплывает девушка-русалка, которая поет чудную песню и завораживает мальчика. Рыбак идет за ней в воду и гибнет.

Романтизм Уже отошел в прошлое, тем не менее, он имел огромное значение для развития литературы. Поэты-романтики своим творчеством оказывали содействие популяризации народной основе, заботились о ее признании. Произведения этих поэтов и до сих пор интересные нам. Они очаровывают нас своей неповторимостью, народнопесенным совершенством.

(No Ratings Yet)

Романтизм в русской литературе

Другие сочинения по теме:

  1. На рубеже ХVII-ХІХ столетий в европейской литературе утвердило новое направление – романтизм. Толчок зарождению этого направления дали события Французской буржуазной...
  2. Выход одного за другим (в 1815 и 1818 гг.) двух изданий сборника стихотворений В. А. Жуковского стал значительным литературным событием....
  3. Романтизм Романтизм – это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс) . Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели,...
  4. Прежде всего, романтизм, как определенное направление в искусстве, вовсе не исполняет чисто служебную функцию “пути реализму”: романтизм – это тоже...
  5. XX век – век науки и техники. А для их развития нужны деньги. Много денег, поэтому сейчас именно они и...
  6. В русской литературе XIX века вопрос о назначении поэта, о его призвании приобрел совершенно отчетливое выражение. Поэт – это проповедник,...
  7. В создании переводов произведений Шиллера на русский язык исключительно велики заслуги В. А. Жуковского, который перевел “Орлеанскую деву”, почти все...
  8. Классицизм и романтизм в своем завершенном виде воспринимаются как две полярные друг другу системы. Такому их противопоставлению исторически способствовала та...
  9. В допушкинский период развития русской литературы Жуковскому принадлежит первое место; он выделился силой художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества, литературной...
  10. Тургенев был не первым из реалистов, бравшим из крестьянской жизни сюжеты для своих Записок охотника. Ему предшествовал Дмитрий Васильевич Григорович...
  11. Романтизм (от франц. Romantisme) – идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре...
  12. Сначала мне хотелось бы раскрыть понятие “рыцарство”. Рыцарь – не обязательно человек в доспехах и с мечом, сидящий на коне...
  13. Романтизм как тип культуры и художественная система К деятелям романтизма относят братьев Шлегелей, Новалива, Шлейермахера, Шеллинга, Гельдерлина, Гофмана, Байрона, Гейне, Шуберта, Вагнера, Карлейла. Этот список можно значительно...
  14. В таком образе жизни Невероятно тяжело остаться в здравом уме, сохранить свое мышление, не позволить темной стороне завладеть твоим сердцем....
  15. Реализм (франц. realisme – материальный, предметный) – литературное направление, которое характеризуется правдивым и всесторонним отображением действительности на основе типизации жизненных...
  16. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал...
  17. Выступления В. Г. Белинского по поводу “Мертвых душ” Н. В. Гоголя свидетельствовали о глубоком переломе в развитии его эстетических и...

Романтизм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Зародился в Германии. Предвестник романтизма — «Буря и натиск» и сентиментализм в литературе.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.

К поэтам-романтикам можно отнести также К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Исторические и философско-эстетические предпосылки возникновения романтизма

После Великой французской революции 1789-1794 гг. идеи Просвещения подверглись суровым испытаниям и были переосмыслены. Во-первых, сильно поколебалась вера в абсолютный Разум как средство чудесного исцеления от социальных язв. Во-вторых, монарх уже не воспринимался многими дворянами, в том числе литераторами, носителем просвещенного Разума. В-третьих, определенная цель Истории исчезла, и социальный прогресс уже не мыслился неизбежным и непосредственно зависимым от желаний людей. Тем не менее, идеология Просвещения оставалась все еще весьма влиятельной, так как основные социальные противоречия, устранение которых открыло бы путь к свободе личности и мощному экономическому и культурному развитию страны, не были преодолены.

Сильному влиянию идеологии Просвещения способствовали политические и общественные события внутри страны и за ее пределами. Русское общество внимательно следило за ходом Французской революции. Ее восприятие в России соответствовало трем этапам.

Первый этап (1789-1792) - созыв Генеральных Штатов, провозглашение демократических свобод - был встречен восторженно.

Второй этап (1792-1793) - казнь короля, установление якобинской диктатуры и кровавая расправа над ее противниками - резко отрицательно. В такой оценке сходились Карамзин и Радищев. Одни дворяне, сторонники крепостного права, возложили вину на идеи Просвещения, усматривая все зло в учениях Вольтера, Дидро и других просветителей. Другие дворяне, сторонники гражданских свобод и самодержавия, основанного на соблюдении строгих законов (просвещенной монархии, просвещенного абсолютизма или просвещенного деспотизма), настаивали на том, что не Просвещение виновато в кровавых эксцессах Французской революции, а недостаточная просвещенность народов и государей. Этой позиции держался Карамзин.

Третий этап (1793-1794), приведший в конце концов к власти Наполеона, примирил часть дворян с Французской революцией, поскольку Франция получила чаемые ею свободы и законы и стала быстро и успешно развиваться.

Вскоре для России, как и для других стран Европы, возникла новая опасность, опять исходившая от Франции: император французов задумал насильственную перекройку карты Европы.

Свержение монархических режимов было предлогом для установления господства на континенте. В результате этого европейские государства и народы неизбежно утрачивали национальную самостоятельность. Европа, в том числе и Россия, вверглись в историческую полосу непрерывных войн, которые способствовали росту национального самосознания, патриотическому порыву.

Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 г., нашедшая исключительно полное выражение в русской литературе и искусстве (стихотворения «партизана-поэта» Д.В. Давыдова, басни «Ворона и Курица», «Волк на псарне» И.А. Крылова, ода-элегия «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского, «Воспоминания в Царском Селе» А.С. Пушкина и др.).

Поскольку войны с Наполеоном не только вызвали национально-патриотический подъем, но и вели к укреплению самодержавного режима, ибо вокруг русского императора объединялись народ и вся нация, сторонникам освобождения крестьян от крепостной неволи и противникам монархического принципа в этих условиях пришлось на некоторое время умолкнуть. Но с победоносным окончанием Отечественной войны, разгромом армии Наполеона в сражении под Ватерлоо, вступлением русских войск в Париж и военными походами, а затем возвращением солдат и офицеров на родину, образованием Священного Союза, который восстановил монархии в освобожденных от власти поверженного французского императора странах, в русском обществе снова оживляются просветительские идеи, отчасти провоцируемые «сверху», самодержавием.

При своем вступлении на престол в 1801 г. Александр I задумал освободить крестьян от крепостной зависимости и дать конституцию сначала Польше, которая тогда входила в состав России, а потом и России. Однако намерения Александра I не сбылись вследствие нерешительности царя, а главное, из-за сопротивления большинства дворян, считавших, что непросвещенному и безграмотному народу опасно даровать свободы, так как это подорвет экономическое положение дворянства и страны в целом и приведет к безначалию, хаосу, кровавым бунтам и безграничному своеволию.

Не сумев провести политические и социальные реформы, Александр I все-таки осуществил несколько примечательных актов: была проведена реформа государственного управления, учрежден цензурный устав, который ограничивал вмешательство властей в дела печати, разрешен ввоз иностранных книг, открыты Императорский Лицей, гимназии, университеты и Педагогический институт, помещикам дозволили отпускать крестьян на волю. Впоследствии Пушкин поставил в заслугу царю два события: «Он взял Париж, он основал Лицей».

Николай I по вступлении на престол сделал жесты, которые посеяли иллюзии относительно его будущего правления: вернул из ссылки Пушкина, приблизил ко двору родственников некоторых сосланных декабристов, давая понять, что ценит истинные заслуги перед отечеством и троном. Однако общий итог царствования Николая I безрадостен: постыдно отодвинутое на долгие годы освобождение крестьян от крепостного «рабства» обернулось недопустимой отсталостью России.

Итак, эпоха 1800—1830-х годов была насыщена крупными историческими событиями. Они оказали несомненное воздействие на развитие литературы. В частности, это выразилось в том, что с 1815-1816 гг. в связи с организацией первых декабристских обществ возникает гражданское, или социальное, течение русского романтизма, а после 1825 г. русский романтизм вступает в новую фазу своей эволюции. После достигнутого расцвета в творчестве Баратынского, молодого Гоголя, Лермонтова и Тютчева он переживает глубокий кризис.

На фоне судьбоносных для России исторических событий литературное движение 1800—1830-х годов испытывает небывалый и устойчивый подъем.

После войн с Наполеоном и Великой французской революции чрезвычайно возросло представление о роли человека в мире. Идея личности как самой большой ценности овладела сознанием многих людей. При этом имелась в виду личность самого обычного частного человека, данного, конкретного индивидуума. Личность в ее неповторимой целостности и своеобразии была объявлена мерой всех вещей. Сущность личности - не в разуме, как это представляли себе классицисты и просветители, не в чувстве, как это считали сентименталисты и близкие к ним другие просветители, а во всем ее внутреннем мире, неделимом на способности и качества. Главное качество всякой личности - свобода духа. Личность не может быть зависима от внешних условий, каких-либо установлений и регламентаций, которые нарушают ее свободу и свободу других личностей. Цель всякой личности - «в силе и желании стать подобными Богу и всегда иметь бесконечное перед глазами» (Ф. Шлегель).

Если самую большую ценность в земном мире представляет личность, индивидуальность, то все, что препятствует проявлению ее свободного духа (а романтики не идеализировали реальный мир, в котором свободный дух не может выразиться полностью), враждебно ей. Романтизм сознательно и принципиально обособил личность от земного мира. Это означает, что окружающая среда может погубить личность, но изменить ее она не в силах. Личность всегда равна себе и не зависит от обстоятельств.

Сущность романтизма - в порыве в бесконечное и в томлении по нему. При этом бесконечное безгранично, оно не исчерпывается земными просторами, а простирается за пределы земного бытия. Так рождается характерный признак романтизма - «романтическое двоемирие». Романтик одновременно пребывает в двух мирах - посюстороннем, земном, и в потустороннем, небесном, бытийном. Главное устремление романтиков - совмещение двух миров в едином образе.

Здесь романтики столкнулись с известной трудностью: дух человека бесконечен и универсален, но сам он смертен, т. е. конечен и единичен. Как же можно воплотить бесконечное и универсальное в единичном и конечном? Совершенно ясно, что такой возможностью не обладает наука, что в этом случае не помогут ни простое созерцание (эмпирическое познание), ни жизненный опыт. Бесконечное и универсальное нельзя постичь одним разумом или одним чувством. Их можно охватить таким способом, который одновременно и разумен, и чувствен. Именно такими свойствами обладает чувственный образ, который лежит в основе искусства. Чем дальше тот или иной вид искусства отстоит от рациональных способов постижения мира, тем он выше (словесное искусство изначально сковано словом, несущим мысль, в отличие от музыки, представляющей собой поток звуков, опосредованно связанных с мыслью).

Для романтизма внутренний мир личности - Вселенная, которую нельзя постигнуть: она всегда наполнена тайной. Человек представляет собой собственную величайшую тайну не только для других людей, но и для себя. Цель человеческой жизни - погружаться в глубины духа и отгадывать тайны своего внутреннего мира. А раз так, то в «хорошем повествовании всегда должно быть нечто таинственное и непостижимое» (Новалис). Из этого понятно, что художественное произведение романтиков принципиально мистериально и мистично, о каком бы жанре ни шла речь. В нем всегда содержится нечто волшебное, странное, непостижимое, необычное, сверхъестественное. О чем бы ни писал романтик, он всегда изображает столкновение человека и бытия как развертывающуюся на его глазах мистерию, содержание которой полно мистического смысла.

Эти представления романтиков дополнены у них одним важным соображением, а именно романтической иронией. Романтики видели, что в реальном мире личность не может осуществить свои идеальные мечты. В значительной мере, по убеждениям романтиков, это зависит от ограниченности человеческого ума, знания и языка, которую они учитывали. В сознании романтиков одновременно жили две противоположные идеи - с одной стороны, они устремлялись к бесконечному, а с другой - осознавали тщетность своих усилий. Романтическая ирония вносила поправку в восприятие романтиками бытия и его художественное изображение. Она позволяла романтику парить над действительностью и не отрываться от нее, сохраняя способность действовать. Романтик постоянно находился между созиданием и уничтожением, бытием и хаосом. Тем самым он избегал всякого одностороннего восприятия жизни - мир не рисовался его воображению только дружески-идеальным или только враждебно-реальным. Это означало, что романтическая ирония вела к свободе романтического духа, освобождая романтика от всякой предвзятости. Бесстрашно иронизировать над бытием и собственной ограниченностью может лишь поистине свободная личность.

Романтизм представляет собой целую эпоху в историческом развитии человечества, подобную таким эпохам, как Возрождение и Просвещение. Идеи романтизма охватили все европейские страны и проникли во все области духовной деятельности человека - философию, экономику, искусство и даже медицину. В более узком смысле романтизм понимается как художественное направление в искусстве, и в частности в литературе. В этом втором значении романтизм - литературное направление, которое поставило в центр художественного изображения, носящего в той или иной степени мистериальный характер, одинокую свободную личность, проникнутую мистическим вечным томлением по бесконечному и не обусловленную ни историческими, ни социальными обстоятельствами, а потому обладающую чертами исключительности и таинственности.

Европейский романтизм возник как изначально противоречивое направление, в котором чувство абсолютной свободы духа, чувство очарования безграничными возможностями личности сочеталось с противоположным ему чувством разочарования в ограниченности и скованности свободы духа внешними (социальными и иными) и внутренними (несовершенство человеческой природы) причинами. В зависимости от того, какое из этих чувств доминировало в творчестве того или иного писателя, романтики тяготели либо к безусловному приятию бытия, либо к настроениям «мировой скорби».

Наконец, в каждой европейской стране романтизм был своеобразен вследствие особенностей национально-исторических условий. По национальному признаку различают романтизм немецкий, английский, французский и т. д.

Общие свойства европейского романтизма целиком относятся и к русскому романтизму, который, однако, обладает и рядом отличий.

Основные течения русского романтизма

Если в европейских странах личная независимость человека стала свершившимся фактом и многие страны освободились или освобождались от феодальных пут, то в России целое сословие - крестьяне - находилось в крепостной зависимости. В России гораздо сильнее, чем в других странах, было влияние патриархально-общинных отношений и связей. В ней дольше были влиятельными просветительские идеи. Поэтому в русском романтизме при его возникновении идеи индивидуализма и настроения «мировой скорби» звучали более ослабленно. Не характерна для него и «романтическая ирония». Все эти черты появятся в русском романтизме позднее - накануне и особенно после подавления восстания декабристов.

Романтизм в России прошел несколько стадий развития:

  • . 1810-е гг. - возникновение и формирование психологического течения; ведущие поэты Жуковский и Батюшков;
  • . 1820-е гг. - возникновение и формирование гражданского, или социального, течения в поэзии Ф.Н. Глинки, П.А. Катенина, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского; зрелость психологического романтизма, в котором главными фигурами были А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, Н.М. Языков;
  • . 1830-е гг. - возникновение философского течения в поэзии Баратынского, поэтов-любомудров, Тютчева, в прозе В.Ф. Одоевского; проникновение романтизма в прозу и широкое его распространение в жанре повести; расцвет романтизма в творчестве Лермонтова и признаки кризиса: засилье эпигонской (подражательной) поэзии, лирика Бенедиктова, «кавказские» («восточные») повести А.А. Бестужева-Марлинского;
  • . 1840-е гг. - закат романтизма, его вытеснение с переднего плана литературы; из действующего субъекта литературного процесса романтизм все более превращается в его объект, становясь предметом художественного изображения и анализа.

Деление романтизма на различные течения происходило по следующим критериям:

  • . к психологическому течению русского романтизма принадлежат романтики, исповедовавшие идеи самовоспитания и самоусовершенствования личности в качестве наиболее верного пути преображения действительности и человека;
  • . к течению гражданского, или социального, романтизма относятся романтики, считавшие, что человек воспитывается прежде всего в социальной, общественной жизни, а, стало быть, он предназначен для гражданской деятельности;
  • . к философскому течению русского романтизма причислены романтики, полагавшие, что место человека в мире предопределено свыше, его жребий предначертан на небесах и всецело зависит от общих законов мироздания, а вовсе не от социальных и психологических причин. Между этими течениями нет непроницаемых граней, а различия относительны: поэты разных течений не только полемизируют, но и взаимодействуют друг с другом.

Первоначально романтизм побеждает в поэзии Жуковского и Батюшкова, что было обусловлено:

  • . карамзинской реформой литературного языка;
  • . скрещением поэтических принципов «сентиментальной» литературы с принципами «легкой поэзии»;
  • . дискуссиями по проблемам литературного языка, которые открыли и очистили дорогу романтизму.

Эти отличия нисколько не отменяют тех обстоятельств и фактов, которые роднят русский романтизм с европейским, частью которого он является. Чувство личности, ее свободы, прав, гордости, чести и достоинства ощущались в России не менее остро, чем в европейских странах. Особенно этому способствовал рост национального самосознания, которому придали мощный толчок войны с Наполеоном и Отечественная война 1812 г. Надежды на освобождение крепостных крестьян таяли. Дворянин, хотя и был лично независим, не ощущал себя свободным, находясь под прессом самодержавной власти, готовой в любое время и по любому поводу нарушить его права и пренебречь ими.

В России романтические веяния тоже возникли под влиянием событий Великой французской революции, но окрепли в годы либеральной политики начала царствования Александра I, пришедшего на русский престол после дворцового заговора и убийства в ночь на 11 марта 1801 года его отца - императора Павла I. Эти веяния питал подъем национального и личного самосознания в ходе Отечественной войны 1812 года. Наступившая после победоносной войны реакция, отказ правительства Александра I от либеральных обещаний начала его царствования привели общество к глубокому разочарованию, которое еще более обострилось после краха декабристского движения. Таковы исторические предпосылки русского романтизма, которому были свойственны общие черты, сближавшие его с романтизмом западноевропейским. Русским романтикам тоже присущи обостренное чувство личности, устремленность к «внутреннему миру души человека, сокровенной жизни его сердца» (В. Г. Белинский), повышенная субъективность и эмоциональность авторского стиля, интерес к отечественной истории и национальному характеру.

Вместе с тем русский романтизм имел свои национальные особенности. Прежде всего в отличие от романтизма западноевропейского он сохранил исторический оптимизм и надежду на возможность преодоления противоречий между идеалом и действительностью. В романтизме Байрона, например, русских поэтов привлекал пафос свободолюбия, бунт против несовершенного миропорядка, но им оставались чужды байронический скептицизм, «космический пессимизм», настроения «мировой скорби». Русские романтики не приняли также культ самодовольной, гордой и эгоистически настроенной человеческой личности, противопоставив ему идеальный образ гражданина-патриота или гуманного человека, наделенного чувством христианской любви, жертвенности и сострадания. Романтический индивидуализм западноевропейского героя не нашел на русской почве поддержки, но встретил суровое осуждение.

Эти особенности нашего романтизма были связаны с тем, что русская действительность начала XIX века таила в себе скрытые возможности к радикальному обновлению: на очереди стоял крестьянский вопрос, созревали предпосылки к большим переменам, которые совершились в 60-е годы XIX века. Существенную роль в национальном самоопределении русского романтизма сыграла и тысячелетняя православно-христианская культура с ее тягой к общему согласию и соборному решению всех вопросов, с ее неприятием индивидуализма, с осуждением эгоизма и тщеславия. Поэтому в русском романтизме в отличие от романтизма западноевропейского не произошло решительного разрыва с духом и культурой классицизма, просвещения и сентиментализма.

Карамзинский Филалет, осуждая уныние и скептицизм Мелодора, говорит: «Знаю, что распространение некоторых ложных идей наделало много зла в наше время, но разве просвещение тому виною? Разве науки не служат, напротив того, средством к открытию истины и рассеянию заблуждений, пагубных для нашего спокойствия?… Светильник наук не угаснет на земном шаре… Нет, Всемогущий не лишит нас сего драгоценного утешения добрых, чувствительных, печальных. Просвещение всегда благотворно; просвещение ведет к добродетели, доказывая нам тесный союз частного блага с общим и открывая неиссякаемый источник блаженства в собственной груди нашей; просвещение есть лекарство для испорченного сердца и разума…» Карамзин здесь не только не противопоставляет веру разуму, но говорит об их естественном и вечном союзе: он отстаивает истину просвещающего разума, согретого лучами веры, пронизанного светом высоких нравственных истин. Это тяготение к синтезу романтизма с просветительством способствовало раннему и более легкому преодолению свойственного романтизму двоемирия и переходу русской литературы к реалистическому освоению действительности с диалектическим взаимодействием идеала и реальности, человеческого характера и окружающих его обстоятельств.

Но более или менее отчетливо собственно романтическое течение в русской литературе восторжествовало лишь в 1820-е годы. В первое десятилетие XIX века преобладающее положение в русской поэзии и прозе занимает сентиментализм, ведущий успешную борьбу с отживающим свой век классицизмом и расчищающий путь романтическому движению. Однако исследователи давно обратили внимание, что определять литературный процесс 1800-1810-х годов как историю борьбы сентиментализма с классицизмом можно лишь с большими натяжками, что «специфика этого периода не может быть охарактеризована по аналогии с тем или другим из общеевропейских художественных направлений» (Е. Н. Купреянова). Ясно пока лишь одно: Батюшков и Жуковский, Вяземский и юный Пушкин - все считали себя «карамзинистами».

Карамзин был и оставался признанным главой русского сентиментализма. Но в его творчестве начала XIX века произошли довольно существенные перемены. Сентиментализм на уровне «Бедной Лизы» остался в прошлом и стал уделом эпигонов типа князя П. И. Шаликова. И Карамзин, и его соратники ушли вперед, развивая ту перспективную сторону русского сентиментализма, которая органично связывала его с просветительством на одном полюсе и с романтизмом на другом, которая открывала русскую литературу навстречу насущно необходимым ей в процессе своего становления самым разнообразным западноевропейским влияниям. Сентиментализм карамзинской школы в начале XIX века ярко окрашен предромантическими веяниями. Это течение переходное, емкое, синтезирующее в себе черты классицизма, просветительства, сентиментализма и романтизма. Без обогащения русской духовной культуры западноевропейскими общественными и философскими идеями, эстетическими представлениями и художественными формами дальнейшее развитие и самоопределение новой русской литературы, стремящейся стать «с веком наравне», было невозможно.

На этом пути русская литература столкнулась в начале XIX века с большими препятствиями: необходимо было решить «задачу огромной национально-исторической важности - привести лексический состав русского языка в соответствие с инородными ему западноевропейскими идеями и понятиями, уже освоенными образованной частью общества, сделать их общенациональным достоянием» (Е. Н. Купреянова). Образованная прослойка дворянского общества выражала эти идеи и понятия на французском языке, а для перевода их на русский в отечественном языке не существовало слов адекватного смысла и значения.

В статье «Отчего в России мало авторских талантов» (1802) Карамзин обратил внимание на необходимость обновления не только лексического, но и синтаксического строя русской речи. «Истинных писателей было у нас еще так мало, что они не успели дать нам образцов во многих родах; не успели обогатить слов тонкими идеями; не показали, как надобно выражать приятно некоторые даже обыкновенные мысли». Поэтому «русский кандидат авторства, недовольный книгами, должен закрыть их и слушать вокруг себя разговоры, чтобы совершенно узнать язык. Тут новая беда: в лучших домах говорят у нас более по-французски… Что ж остается делать автору? Выдумывать, сочинять выражения; угадывать лучший выбор слов; давать старым некоторый новый смысл, предлагать их в новой связи, но столь искусно, чтобы обмануть читателей и скрыть от них необыкновенность выражения!» (Курсив мой. - Ю. Л.).

Глубоко реформировал Карамзин сам строй русской литературной речи. Он решительно отказался от тяжелой и несоответствующей духу русского языка немецко-латинской синтаксической конструкции, введенной Ломоносовым. Вместо длинных и неудобопонятных периодов Карамзин стал писать ясными и краткими фразами, используя как образец легкую, изящную и логически стройную французскую прозу. Поэтому суть реформы Карамзина не может быть сведена к сближению «книжных» норм с формами разговорного языка дворянского «света». Карамзин и его сподвижники были заняты творчеством общенационального языка, литературного и разговорного одновременно, языка интеллектуального общения, устного и письменного, отличающегося как от «книжного» стиля, так и от бытового просторечия, дворянского в том числе. Осуществляя эту реформу, «сентименталист» Карамзин, как это ни странно может показаться, ориентировался на языковые нормы не сентиментализма и не романтизма, а французского классицизма, на язык Корнеля и Расина, а также на язык французского Просвещения. И в этом смысле он был гораздо более последовательным «классиком», чем его противник А. С. Шишков. Ориентация на зрелый и обработанный французский язык позволила сторонникам Карамзина Жуковскому и Батюшкову создать в поэзии «школу гармонической точности», усвоение уроков которой помогло Пушкину завершить становление языка новой русской литературы.

А это говорит о том, что ни классицизма, ни сентиментализма, ни романтизма в чистом виде в русской литературе просто не существовало. Это и понятно: она в своем развитии устремлялась к созданию реализма общенационального масштаба и звучания, реализма ренессансного типа. Исследователи литературы эпохи Возрождения давно обратили внимание на то, что искусство писателей и поэтов того времени, как в зерне, содержало все последующие направления в развитии европейской литературы, все элементы будущих литературных течений. Собирая в мощный синтез на национально-русской духовно-нравственной основе разбежавшиеся в западноевропейской литературе течения, русский реализм формально как бы двигался «назад», но фактически устремлялся далеко вперед.

Сообщение о романтизме расскажет Вам об идейном и художественном направлении конца XVIII – начала XIX века.

«Романтизм» сообщение кратко

Что такое романтизм?

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790 –тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Особенности романтизма

В искусстве романтизма новыми критериями стали повышенное внимание к неповторимым, индивидуальным чертам человека, свобода самовыражения, искренность, раскованность и естественность. Представители нового течения отвергали практицизм и рационализм, прославляя вдохновение и эмоциональность выражения.

Молодежь особенно поддалась влиянию романтизма, ведь она получила возможность много читать и учиться. Молодые люди вдохновились идеями самосовершенствования и индивидуального развития, идеализации личной свободы, которые сочетались с отвержением рационализма. Символом воплощения новых романтических идей в Европе стала картина «Странник над морем тумана».

В живописи романтизма преобладали объемная пространственность, динамичность композиции, светотень и насыщенный колорит. Среди художников-романтиков выделяют Жерико, Тернера, Делакруа, Мартина и Фузели. Излюбленные мотивы – старинные руины и пейзажи.

В литературе романтики обратились к загадочному, таинственному, ужасному: сказкам и народным поверьям. Среди новых возникших литературных движений были «Буря и натиск» (Германия), примитивизм (Франция). Особенной популярностью пользовался готический роман, баллады и старые романсы.

Главные черты романтизма в литературе:

  • Полная свобода творчества
  • Разнообразие жанров
  • Личное, лирическое начало произведений
  • Необыкновенные и фантастические события
  • Перемещение героев в острые ситуации
  • Характер главных героев был ярким
  • Очень часто действия книги происходили в далеких странах с диковинными условиями

В философии же романтиками себя объявили братья Новалис и Шлегель, Колридж. Они «проповедовали» трансцендентальную философию Фихте и Канта, основанную на творческих возможностях разума. Философские новые идеи широко распространились во Францию и Англию и оказали влияние на дальнейшее развитие американского трансцендентализма.

Романтизм в русской литературе 19 века - явление широкоохватное и разнообразное. Раньше разделяли два его типа: консервативный и революционный. Однако это деление слишком субъективно. Правильнее будет разделить его по тем фигурам, которые повлияли на это течение в Европе в целом и на русский романтизм в литературе частности: гофмановский и байроновский.

Однако если смотреть на это направление с точки зрения происхождения, нельзя не упомянуть о существовании на этапе его становления державинской школы. Хотя она и была современницей карамзинистов, но по нововведениям обогнала их. Именно Державин обновил набор Он открыл множество потенциальных возможностей, для того чтобы романтизм в русской литературе получил дальнейшее развитие.

Предыдущие течения (классицизм, натурализм, реализм и другие) стремились к точному воспроизведению действительности. Романтизм же, в отличие от них, целенаправленно ее переделывает. Чтобы реализовать этот принцип, писатели вынуждены были придумывать необычных героев, помещать их в нестандартные ситуации, развивать сюжет в землях экзотических или придуманных, использовать элементы фантастики.

Романтизм в русской литературе исповедовал ее внутреннюю независимость, свободу самовыражения, поощрял малейшее выражение индивидуальности. Этим принципам как нельзя лучше соответствовала поэзия Державина: речевые образы, применяемые им, лиричность, сочетающаяся с эмоциональной взвинченностью. Поэтому неудивительно, что этого писателя пытались позиционировать как предромантика. Однако если судить строго, то стиль Державина не соответствовал полностью нормам ни одного из существовавших тогда направлений. Дело в том, что он настолько причудливо и мастерски соединял различные стили и жанры, что в его произведениях рядом с чертами романтизма спокойно можно обнаружить черты барокко. Применяя Державин на целый век опередил стремления представителей Серебряного века. Мало того, он стремился к единению стилей не только в литературе. Он считал, что поэзия по своей способности подражать должна уподобляться живописи, выраженной в словах.

Постепенно романтизм в русской литературе утрачивал и все чаще обращался к экзотическим образам, к мистике, подражая тем самым Байрону, который как раз стал очень популярен на Западе.

В то же время существовала группа литераторов «Арзамас», в которую объединились карамзинисты. И романтики, отходя от сентиментализма, все же оставались и приемниками Карамзина, наблюдалась характерная только для них тенденция: они страстно боролись за очищение литературного языка. Позднее в сознании людей запечатлелась информация о том, что главную роль в создании современного языка сыграл А. С. Пушкин, а не его предшественник. Даже те нововведения, которые заведомо были известны как какрамзинские, приписывали Пушкину. Это случилось по той причине, что язык последнего воплотился в более сильных

В своих понятиях о чистоте литературного языка карамзинисты опирались на старую французскую грамматику Пор-Ройяля, которая импортировалась в и на некоторое время стала чрезвычайно модной. На ее основе даже было издано несколько учебников. В дальнейшем к ней не раз обращались филологи разных времен. Обусловлено это универсальным характером грамматики Пор-Ройяля.

В противоположность карамзинистам существовала «дружина славян», которая имела совершенно иные представления о языке и отличалась более трудным, шероховатым слогом. Если не учитывать подробности, понятные и известные узким специалистам, то борьбу между этими обществами можно назвать борьбой между романтиками двух типов.

После смерти Державина и его последователей романтизм в русской литературе окончательно приобрел признаки, проповедуемые «арзамасской» линией.

Кто являлся представителем романтизма в литературе, Вы узнаете, прочтя эту статью.

Представители романтизма в литературе

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790–тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Основные идеи романтизма – признание ценностей духовно-творческой жизни, права на свободу и независимость. В литературе герои обладают бунтарским сильным нравом, а сюжеты отличались накалом страстей.

Основные представители романтизма в литературе России XIX века

Русский романтизм сочетал в себе человеческую личность, заключенную в прекрасный и таинственный мир гармонии, высоких чувств и красоты. Представители данного романтизма в своих произведениях изображали не реальный мир и главного героя, наполненного переживаниями и мыслями.

  • Представители романтизма Англии

Произведения отличаются мрачноватой готикой, религиозным содержанием, элементами культуры рабочего, национального фольклора и крестьянского класса. Особенность английского романтизма в том, что авторы подробно описывают путешествия, странствия в далекие земли, а также их исследования. Самые известные авторы и произведения: «Путешествие Чайльд-Гарольда», «Манфред» и «Восточные поэмы» , «Айвенго» .

  • Представители романтизма Германии

На развитие немецкого романтизма в литературе оказала влияние философия, которая пропагандировала свободу и индивидуализм личности. Произведения наполнены размышлениями о бытие человека, его душе. Они также отличаются мифологическими и сказочными мотивами. Самые известные авторы и произведения: сказки, новеллы и романы , сказки , произведения .

  • Представители романтизма Америки

В американской литературе романтизм развился намного позже, чем в Европе. Литературные произведения разделены на 2 вида — восточные (сторонники плантаторства) и аболиционистские (те, кто поддерживают права рабов, их освобождение). Они переполнены острыми чувствами борьбы за независимость, равенство и свободу. Представители американского романтизма — («Падение дома Ашеров», («Лигейя»), Вашигтон Ирвинг («Жених-призрак», «Легенда о сонной лощине»), Натаниэль Готорн («Дом о семи фронтонах», «Алая Буква»), Фенимор Купер («Последний из могикан»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), («Легенда о Гайавате»), Герман Мелвилл («Тайпи», «Моби Дик») и (поэтический сборник «Листья травы»).

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, все об самых ярких представителях течения романтизма в литературе.