Рациональная терапия как метод терапевтического обучения травмированной личности. Рациональная психотерапия

Рациональная психотерапия давно себя зарекомендовала в качестве отличной методики, используемой в современной практике консультирования. За те полвека, которые прошли с момента появления метода, он вобрал в себя все лучшее и действенное из различных направлений психотерапии, а потому специалисты смело утверждают, что его можно использовать для решения практически любых жизненных проблем.

Ничего сверхъестественного сама методика не предполагает: больному просто рациональными путями показывают, насколько ошибочны его убеждения и взгляды на жизнь, и как сильно эти заблуждения ухудшают качество его же жизни . Для того, чтобы работать с проблемой максимально эффективно, психотерапевту необходимо хорошо изучить личность пациента и установить, какие именно из имеющихся у него заблуждений являются источником проблемы. После выяснения этих моментов рациональная психотерапия предполагает их устранение следующими способами:

  • Внушение;
  • Логическое убеждение;
  • Эмоциональное воздействие;
  • Коррекция поведения;
  • Коррекция личности.

Рациональная психотерапия помогает преодолеть многие жизненные трудности

Невролог из Швейцарии Поль Дюбуа, который и является разработчиком основных положений данного направления психотерапии, был уверен, что все неврозы и многие психические расстройства спровоцированы лишь тем, что сам человек неправильно воспринимает окружающую его действительность, неправильно что-то понимает, делает ошибочные выводы и как результат – неточно оценивает все то, что происходит вокруг него.

Именно поэтому первое, что требовал врач от какой-либо техники психотерапии, — это устранение абсолютно всех заблуждений из сознания больного и объяснение для него правильной, рациональной линии поведения. Никаких универсальных методов, был уверен Поль Дюбуа, в этом вопросе быть не может. Психотерапевт должен изначально адекватно и полно оценить личностные качества пациента, понять, в чем именно заключается проблема, и уже в зависимости от сделанных выводов использовать один из следующих вариантов лечения:

  • Переубеждение;
  • Разъяснение;
  • Убеждение;
  • Отвлечение;
  • Одобрение;
  • Дидактику;
  • Риторику.

Неважно, используется один метод или их комбинация: главное, чтобы была достигнута главная цель – больной должен научиться логически мыслить, адекватно оценивать окружающих его людей и происходящие события, четко видеть и понимать причинно-следственные связи.

В каких случаях показана рациональная психотерапия?

Рациональная психотерапия, техники которой давно и успешно применяются во всем мире, эффективна далеко не всегда. Действительно квалифицированный специалист будет использовать ее только в том случае, если будет точно уверен, что никакой другой имеющийся в его распоряжении способ не принесет большей пользы.

Рациональная психотерапия помогает решать проблемы в семье

Те психотерапевты, которые давно используют в своей практике данное направление, отмечают, что с его помощью можно решить целый ряд проблем, усложняющих жизнь человеку:

  1. Решение проблем в семье.
  2. Устранение недопонимания и сложностей в отношении с противоположным полом.
  3. Расстройства поведения, возникающие в детском и/или подростковом возрасте.
  4. Устранение стрессового состояния, спровоцированного потерей трудоспособности, инвалидизацией, выявлением тяжелых и/или неизлечимых заболеваний и т.п.

Успешно справляется методика и с неклиническими психологическими проблемами: неадекватной самооценкой, неуверенностью в себе, неприятием себя и т.п. Показаниями для проведения сеансов рациональной психотерапии являются:

  • Неврозы;
  • Депрессии;
  • Тревога;
  • Фобии;
  • Обсессивно-компульсивные расстройства;
  • Расстройства пищевого поведения;
  • Стрессовые состояния, спровоцированные болезнью или травмой;
  • Зависимости;
  • Аддитивное поведение;
  • Антисоциальное поведение;
  • Отсутствие контроля над собственными побуждениями;
  • Мании;
  • Расстройства личности;
  • Психозы в фазе ремиссии;
  • Болевой синдром;
  • Необходимость реабилитации после сексуального оскорбления или полового преступления.

Работая с психотерапевтом по рассматриваемой методике, пациенты обретают уверенность в себе, они способны оценить, какие именно действия с их стороны будут наиболее эффективными для достижения поставленных перед собой целей, обретают контроль над собственными мыслями, чувствами и поведением.

Преимущества методики

Преимуществ такая разновидность психотерапевтического воздействия имеет достаточно много, но главным из них является то, что врачу требуется относительно немного времени, чтобы помочь пациенту. Отмечается прямая зависимость: чем выше уровень интеллекта у пациента, тем успешнее работа специалиста с ним. Однако нельзя сказать, что работать с малограмотными пациентами бессмысленно – для них существует упрощенный вариант, благодаря чему рациональная психотерапия по праву считается универсальной.

Любое лечение индивидуально. Если врач считает целесообразным, он может использовать другие психотерапевтические методики в комплексе – к примеру, процессуальную.

Процессуальная психотерапия: суть

Процессуально ориентированная терапия как отдельное направление имеет примерно такой же возраст, как и рациональная. Это уникальное объединение методов, применяемых западными психологами (юнгианский анализ, арт-терапия и т.п.) с идеями, изложенными в восточной философии. Арнольд Минделл, который и считается основателем метода, расширил популярный на тот момент юнгианский анализ, добавив к нему телесные сигналы, восприятие, убеждение, идеи.

Процессуальная психотерапия предполагает расширение сознания человека, благодаря чему он смотрит на проблему уже не только со своей точки зрения, но и рассматривает ее под другим углом. Специалисты, работающие по такой методике, предпочитают помогать человеку природными способами.

Процессуальная психотерапия предполагает расширение сознания человека

Минделл и его последователи считают, что любая проблема в жизни человека – это всего лишь знак, поняв который, он осознает, как ему следует действовать дальше. Всего в данном направлении существует две формы:

  1. Первичная – та, которую человек способен воспринять сознанием.
  2. Вторичная – неосознаваемая человеком и включающая в себя сновидения, движения, физические симптомы.

Какие проблемы решает процессуальная психотерапия?

Следует отметить, что сферы воздействия данными методиками воспринимаются некоторыми специалистами как выходящие за рамки психотерапии. Однако многочисленные успехи в лечении не дают возможности полностью отрицать такой способ борьбы с:

  • Депрессиями;
  • Семейными проблемами;
  • Физическими симптомами;
  • Коматозными и/или предсмертными состояниями;
  • Экстремальными состояниями сознания, квалифицируемыми, как психиатрические расстройства;
  • Проблемами в социальном общении индивидуума;
  • Проблемами в бизнесе, связанные с человеческим фактором.

Процессуальная терапия помогает бороться с депрессиями

Методики процессуальной психотерапии

Нельзя сказать, что данное направление существует совершенно обособленно от других. Специалисты, работающие таким способом, часто прибегают к ролевым сеансам, убеждению, разъяснению и т.п. Главным отличием, пожалуй, от остальных методик является то, что специалист, работающий в данном направлении, никогда не дает пациенту советы и не навязывает свое мнение или видение ситуации. Его задача – помочь пациенту понять, что именно его мучает и как от этого избавиться. Именно поэтому никогда не происходит зависимость клиента от психотерапевта и после решения проблемы они могут больше никогда не встречаться.

Главная задача данной методики – дать понять каждому, что то, что происходит вокруг и непосредственно с ним – взаимосвязано, а значит – ничего не изменится в окружающем мире, пока не поменяется сам человек.

Человек должен измениться сам, и тогда изменится окружающий его мир

Методы, используемые в описанных техниках, помогают не только при решении проблем, связанных с психикой. Доказана их эффективность для бизнеса, образования, просто общения между личностями. Проведение групповых занятий, тренингов и семинаров – на всех этих мероприятиях в той или иной степени задействованы психотерапевтические методики. Клиенты психотерапевтов, научившиеся работать в соответствии с данными им рекомендациями, всегда успешны в личной и профессиональной жизни, легко достигают поставленных целей.

* Рационально-эмотивная терапия (РЭТ)

РЭТ основывается на ряде допущений о человеческой природе и происхождении человеческих несчастий, или эмоциональных нарушений. Вот некоторые из этих допущений:

1. Люди сочетают в себе рациональное и иррациональное. Когда они мыслят и действуют рационально, более вероятно, что они будут эффективны, счастливы и компетентны.

2. Мысли и эмоции не разделимы. Эмоции сопровождают мышление, а мышление, как правило, предвзято, субъективно и иррационально. Эмоциональное или психологическое нарушение является результатом иррационального и нелогичного мышления.

3. Люди по своей биологической природе предрасположены к иррациональному мышлению, строят в соответствии с этим окружающие условия и переживания.

4. Мышление у людей происходит обычно с использованием символов или языка. Индивидов с выраженными эмоциональными нарушениями характеризует то, что они поддерживают свои нарушения и сохраняют нелогичное поведение за счет внутренней вербализации своих иррациональных идей и мыслей. Эллис утверждает, что фразы и предложения, которые люди часто себе повторяют, становятся их мыслями и эмоциями. По его словам, постоянная стимуляция служит причиной стойкости расстройств поведения и эмоций, а простое понимание корней нарушения в процессе психоанализа не является достаточным условием устранения нарушения.

5. Продолжительность состояний эмоциональных нарушений, которые являются результатом внутренней вербализации, определены, таким образом, не внешними событиями или обстоятельствами, а восприятием и установками в отношении этих событий, которые включены в интернализованные высказывания о них. Эллис обнаруживает истоки этой концепции у Эпиктета и приводит его высказывание: "Люди расстраиваются не столько из-за вещей, сколько из-за своих взглядов на них". Он также цитирует сходную фразу из "Гамлета": "Нет ни хорошего, ни плохого, все делает таким или другим наш разум".

6. Негативные и направленные во вред себе мысли и эмоции можно устранить путем перестройки восприятия и мышления, чтобы мышление стало логическим и рациональным, перестав быть нелогичным и иррациональным.

Альберт Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные .

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности.

Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности.

Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.

Источником психологических нарушений, по мнению Эллиса, является система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.

Первый и наиболее важный принцип рационально-эмотивной теории состоит в том, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние.

Второй главный принцип рационально-эмотивной теории гласит, что в основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация. Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин "иррациональные суждения".

Таким образом, в основе патологических эмоциональных реакций чаще всего лежат иррациональные убеждения.

Альберт Эллис в 1958 году выделил 12 основных иррациональных идей .

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение - постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолеть.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. (Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха).

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Продолжая разрабатывать РЭТ, он пришёл к выводу, что все иррациональные убеждения можно свести к трём основным. Все остальные являются как бы их подпунктами.

Эллис сформулировал эти три убеждения следующим образом:

1. "Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я ничтожество". Это иррациональное убеждение ведет к тому, что человек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самом себе. Это требование "Эго". "Я должен добиваться успеха, иначе я - "ничтожество".

2. Второе иррациональное убеждение таково: "Вы - люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники - должны, обязаны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете!" Отсюда озлобленность, ярость, убийства, геноцид.

3. Третье иррациональное убеждение: "Условия, в которых я живу - окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, - должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая больших усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения? Я не могу переносить этого! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя!" Отсюда низкая устойчивость к фрустрации.

Эллис убеждён, что эти ложные идеи, принимаемые и подкрепленные постоянным самовнушением, могут привести к эмоциональным нарушениям или неврозу, поскольку их невозможно осуществить.

Эти основные иррациональные убеждения, в действительности являющиеся разнообразными комбинациями двенадцати идей и сведенные к трем, отражают еще один ключевой момент РЭТ: использование выражений типа "следовало бы", "надо" и "должен" в нашем мышлении. Категоричные утверждения такого типа отражают иррациональность и могут вызывать или усугубить эмоциональное нарушение. Все эти "долженствования" являются отличительными особенностями иррациональных или алогичных убеждений в системе РЭТ.

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:

1. Катастрофические установки.

2. Установки обязательного долженствования.

3. Установки обязательной реализации своих потребностей.

4. Глобальные оценочные установки.

Перечень наиболее часто встречающихся иррациональных (дисфункциональных) установок.

Для облегчения процесса их выявления, фиксации и проверки рекомендуется использовать так называемые слова-маркеры. Данные слова как озвученные, так и обнаруженные в ходе интроспекции в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их выявляется при анализе в вербализованных мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

1. Установка долженствования.

Центральной идеей установки служит идея долга. Само слово "должен" является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова "должен" - только так и никак иначе. Поэтому слова "должен", "должны", "должно" и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких случаях, практически в исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание "человек должен дышать воздухом", поскольку физически отсутствует альтернатива.

Высказывание наподобие "ты должен явиться в условленное место в 9:00" неадекватно, так как на самом деле скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто - слова). Например: "Я хочу, чтобы ты пришел к 9:00", "Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для тебя, явиться к 9:00". Работа установки долженствования неизбежно приводит к появлению стресса, острого или хронического.

Установка проявляет себя в трех сферах.

Первая сфера - установка долженствования в отношении себя - то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать вам его исполнить. Ситуации часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого "долга" при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. Поэтому человек попадает в сооруженную им же ловушку: возможности "вернуть долг" нет, но и возможности "не вернуть" - тоже.

Вторая сфера установки долженствования - долженствование в отношении других - то, что мне должны другие. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания. Даже у авторитетных граждан, даже у верховных правителей и жрецов, даже у самых одержимых тиранов появлялись в поле зрения люди, которые поступали "не так, как они должны". И естественно, что когда мы сталкиваемся с человеком, который поступает "по отношению ко мне не так, как должен", то уровень психоэмоционального возбуждения стремительно возрастает. Отсюда - стресс.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру, - то, что "должны" нам природа, погода, правительство и т.п.

Для трансформации данной иррациональной установки следует изменить внутреннее отношение ко многим явлениям своей жизни с "должно" на "хотелось бы" и это гарантированно избавляет личность от разрушительных и бесплодных переживаний. Следует выбирать пожелание, предпочтение вместо абсолютного требования.

Слова-маркеры: "должен" ("должно", "должны", "не должен", "не должны", "не должно" и т. п.), "обязательно", "во что бы то ни стало", "кровь из носу".

2. Установка катастрофизации.

Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Установка проявляет себя в высказываниях, носящих крайне негативный характер.

Когда мы находимся под влиянием установки катастрофизации, то оцениваем некоторое неприятное для нас событие как нечто неотвратимое, чудовищное. Как то, что разрушит нашу жизнь раз и навсегда. Происшедшее событие оценивается нами как "катастрофа вселенских масштабов", на которую мы никоим образом не можем повлиять.

Слова-маркеры: "катастрофа", "кошмар", "ужас", "конец света".

Для трансформации данной иррациональной установки следует осознанно заменять в своих убеждениях крайне негативную оценку ситуации, не базирующуюся на реальных фактах и вырабатывать в себе объективный взгляд на ситуацию.

3. Установка предсказания негативного будущего.

Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом не важно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов.

"Cтановясь пророками, а вернее - псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем незаметно для себя делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем не есть само будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истинность. А возможно это в некоторых случаях только эмпирическим путем (методом "проб и ошибок"). В других случаях, когда мы обладаем опытом аналогичных ситуаций, нам все же следует придерживаться более реалистичной оценки вероятности возникновения тех или иных вариантов. В этом мире возможно все, но с разными шансами реализации. Возможность возникновения некоторых событий мы иногда искусственно приуменьшаем, вследствие чего неоправданно рискуем, и напротив, вероятность других событий (обладающих ничтожными шансами) и их последствий резко преувеличиваем, вследствие чего испытываем лишние переживания и телесный дискомфорт."

Слова-маркеры: "что, если", "а вдруг", "а ведь может быть" и т. п.

4. Установка максимализма.

Данная установка характеризуется выбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже недостижимых, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности. Мышление характеризуется позицией "все или ничего!". Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (лат. perfectio - идеально, совершенно).

Слова-маркеры: "по максимуму", "только на отлично", "на пятерку", "на 100%" ("на все сто").

5. Установка дихотомического мышления.

Дихотомическое мышление проявляется в тенденции помещать жизненный опыт в одну из двух взаимоисключающих категорий, например безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник.

Мышление, подпадающее под влияние подобной установки, можно охарактеризовать как "черно-белое", характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Понятия, в действительности расположенные в континууме, оцениваются как антагонисты, как взаимоисключающие варианты.

Слова-маркеры: "или - или" ("или да - или нет", "или пан - или пропал"), "либо - либо" ("либо жив - либо мертв").

6. Установка персонализации.

Эта установка проявляет себя как склонность связывать события со своей личностью, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать события в аспекте личных значений: "Они наверняка шепчутся обо мне" или "Все на меня смотрят".

Слова-маркеры: местоимения "я", "меня", "мною", "мне" и т. п.

7. Установка сверхобобщения.

Сверхобобщение означает выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате делается неоправданное обобщение на основании избирательной информации. Например:

"Если не получилось сразу, не получится никогда". Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски похожих случаях.

Слова-маркеры: "все", "никто", "ничто", "всюду", "нигде", "никогда", "всегда", "вечно", "постоянно".

Для трансформации данной иррациональной установки из дезадаптивной в адаптивную следует осознанно заменять в своих суждениях категоричность, унифицирующую объекты, ситуации и явления.

8. Установка чтения мыслей.

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным как мысль или даже созревшее решение о его увольнении. За этой трактовкой может последовать бессонная ночь тягостных раздумий и решение: "Я не доставлю ему удовольствия уволить меня - уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый лучший работник решил уволиться.

Слова-маркеры: "он(она/они) думает(ют)".

9. Установка оценочная.

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание носит иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется со всей личностью.

Слова-маркеры: "плохой", "хороший", "никчемный", "глупый" и т. п.2

10. Установка антропоморфизма.

Слова-маркеры: "хочет", "думает", "считает", "справедливо", "честно" и т. п. высказывания, адресованные не к человеку.

АВC-теория личности (ABC модель)

АВС Модель:

А (activating event) – ситуация, событие, которое запускает у нас те или иные чувства;

B (beliefs) – наши убеждения, жизненные принципы и установки, представления о той или иной ситуации;

C (consequences) – последствия: чувства и поведение.

У Эллиса имеется АВC-теория личности (ABC модель), к которой он добавил Д (D) и Э (E), чтобы охватить изменение и желательный результат изменения.

Кроме того, первой может быть поставлена буква Ц (G), чтобы обеспечить контекст для человеческих ABC моделей.

Ц (G - Goals) Цели, фундаментальные и первичные.

А (A - Activating) Активизирующие события в жизни человека.

В (B - Beliefs) Верования, убеждения, рациональные и иррациональные.

П (C - Consequences) Последствия, эмоциональные и поведенческие.

Д (D - Disputing) Дискутирование иррациональных верований.

Э (E - Effective) Эффективная новая философия жизни.

Рационально размышляя относительно активизирующих событий (А), которые либо помогают или подтверждают, либо блокируют или саботируют их цели (Ц), люди занимаются предпочтительным мышлением. Предпочтительное мышление в противовес жестко требовательному предполагает или явное и/или молчаливое реагирование с помощью систем верований (В) реалистическими способами и переживание соответствующих эмоциональных и полученных в результате практики ориентированных на цель поведенческих последствий (П). Ниже следуют АВC - схемы для активизирующих событий, усиливающих и блокирующих цели.

АВC схемы для активизирующих событий, усиливающих и блокирующих цели:

А - Активизирующее событие, воспринятое как оказывающее помощь или подтверждающее цели.

В - Система верований, предполагающая предпочтительное мышление: "Это хорошо! Мне нравится это активизирующее событие".

П - Последствия: эмоциональные - удовольствие или счастье; поведенческие - приближение и попытка повторить это активизирующее событие.

А - Активизирующее событие, воспринятое как блокировка или саботаж целей.

В - Система верований, предполагающая предпочтительное мышление: "Это плохо! Мне не нравится это активизирующее событие".

П - Последствия: эмоциональные - фрустрация или несчастье; поведенческие - уход от или попытка устранить это активизирующее событие.

Интегративная психотерапия Александров Артур Александрович

Рационально-эмотивная терапия

Рационально-эмотивная терапия

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) – метод психотерапии, развитый в 1950-х гг. клиническим психологом Альбертом Эллисом. РЭТ имеет две цели: оказание помощи в устранении эмоциональных расстройств и превращение пациентов в более полно функционирующих, или самоактуализирующихся, индивидов. РЭТ способствует замене ригидных, жестких позиций на гибкие, что приводит к возникновению нового эффективного мировоззрения. Суть концепции Эллиса выражается формулой А-В-С, где А – activating event – активизирующее событие (активатор, стимул, побудитель); В – belief system – система убеждений; С – emotional consequences – эмоциональные и поведенческие последствия. Когда сильное эмоциональное последствие (С) следует за важным активизирующим событием (А), тогда может показаться, что А вызывает С, но в действительности это не так. На самом деле эмоциональное последствие возникает под влиянием В – системы убеждений человека. Когда возникает нежелательное эмоциональное последствие (такое, как сильная тревога), то корни его можно найти в иррациональных убеждениях человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, приводить рациональные доводы и показывать их несостоятельность на поведенческом уровне – тревога исчезает.

РЭТ рассматривает когниции и эмоции интегративно: в норме мышление включает чувства и в некоторой степени диктуется ими, а чувства включают когниции. Кроме того, Эллис подчеркивает, что мышление и эмоции взаимодействуют с поведением: люди обычно действуют на основе мыслей и эмоций, а их действия влияют на мысли и чувства. Следовательно, РЭТ, по определению Эллиса, – это «когнитивно-аффективная бихевиоральная теория и практика психотерапии».

Философские источники РЭТ восходят к философам-стоикам. Эпиктет писал: «Людей расстраивают не события, а то, как они на них смотрят». Из современных психотерапевтов предшественником РЭТ был Альфред Адлер. «Я убежден, – говорил он, – что поведение человека берет начало в идеях… Человек не относится к внешнему миру предопределенным образом, как часто предполагают. Он всегда относится согласно своей собственной интерпретации себя и своей настоящей проблемы… Именно его отношение к жизни определяет его связи с внешним миром». В первой книге по индивидуальной психологии Адлер сформулировал девиз: «Omnia ex opionione suspensa sunt» («Все зависит от мнения»). Трудно выразить самый главный принцип РЭТ более лаконично и точно. Своими предшественниками Эллис считал также Поля Дюбуа, Жюля Дежерена и Эрнста Гоклера, которые использовали метод убеждения.

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Рационально-эмотивная терапия Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) – метод психотерапии, развитый в 1950-х гг. клиническим психологом Альбертом Эллисом. РЭТ имеет две цели: оказание помощи в устранении эмоциональных расстройств и превращение пациентов в более полно

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Применение рационально-эмотивной терапии Назовем сначала проблемы, которые не поддаются лечению в рационально-эмотивной терапии. К таким проблемам относятся следующие: отсутствие контакта с реальностью, выраженное маниакальное состояние, глубокий аутизм, повреждения

Из книги Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми автора Сансон Патрик

Из книги Умение побеждать в споре автора Ефимова Светлана Александровна

Арт-терапия

Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Кратохвил Станислав

Строим спор рационально Всякий процесс имеет свое начало и свое завершение. Чтобы разгорелся спор, необходимо «накалить ситуацию». Конечно же для того, чтобы спор начался, необходимо как минимум две стороны, которые имеют различные точки зрения, и их столкновение. В таком

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

РАЦИОНААЬНО–ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ Рационально–эмотивная терапия (РЭТ), разработанная Альбертом Эллисом в 1962 году, предусматривает, что наилучший способ помочь людям изменить их чувства и поведение состоит в том, чтобы помочь им заменить вредные идеи на полезные. Взгляд

Из книги Суицидология и кризисная психотерапия автора Старшенбаум Геннадий Владимирович

Терапия Скиннер рассматривал терапию как сферу контроля, обладающего почти неограниченной властью. В связи с тем, что терапевт характеризуется в глазах окружающих как тот, кто с большой долей вероятности приносит облегчение страданий и боли, то любая обещанная и реально

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Терапия Келли четко сформулировал положение о том, что основной сферой применения психологии личностных конструктов является психологическая реконструкция человеческой жизни. На следующих страницах мы рассмотрим базовые принципы, лежащие в основе любых эффективных

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

ТЕРАПИЯ Эмоция перестает быть страстью, как только мы придаем ей ясный и понятный смысл. Спиноза Биологическое лечение. Неопытный врач может поверить депрессивному больному, что лечение антидепрессантами, проводимое ему в прошлом, оказалось неэффективным. Подобные

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

ТЕРАПИЯ Лечение больных шизофренией включает госпитализацию, медикаментозное снижение возбудимости нервной системы и повышение способности больного и его семьи справляться со стрессовыми ситуациями. Больные обычно не соглашаются на добровольную госпитализацию,

Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак Дмитрий

Мыслите рационально Не принимайте все на свой счет. Осознайте, что в основе конфликта лежит сложившаяся ситуация, а не ваши отрицательные качества. Взвесив все данные, решите, чья это проблема. Может оказаться, что вы имеете к ней лишь частичное отношение. Напомните

Из книги автора

Терапия Семейные пары смягчают симптомы проявления семейных конфликтов следующими способами: они снижают уровень стресса (безработный муж находит работу); изменяют отношение к стрессу (вместо того, чтобы спорить из-за трат и сбережений, решают иметь отдельные счета и

Из книги автора

Терапия Ранее я бегло перечислил некоторые общие принципы, сформулированные Гештальт-теорией, но сейчас нас прежде всего интересует их применение в гештальт-терапии. Поэтому во избежание какой-либо путаницы, мне следовало бы пояснить второй термин. Между тем я намеренно

Из книги автора

Терапия Терапия состоит в выявлении механизмов защиты (или «сопротивлений»), еще полезных и прилаженных к среде в данный момент, и тех из них, которые являются отжившими и жесткими в структуре «характера», понимаемого в соответствии с этимологическим значением термина и

Из книги автора

Арт-терапия Арт-терапия (от англ. art – искусство и therapy – терапия, лечение) – вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью

В основе метода лежит правильная, доступная пониманию человека трактовка характера и причин возникновения травматического стресса путем логического переубеждения, обучения правильному мышлению. Основными методиками здесь являются: логическая аргументация, разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие авторитетом. Цель психотерапевтической работы – разъяснение пострадавшему характера, причин и механизмов возникновения негативных последствий психотравмирующего стресса с тем, чтобы убедить его, что такие состояния являются нормальной, естественной реакцией человека на ненормальные обстоятельства.

Рациональная психотерапия – метод, в котором используется способность человека проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность.

Данным методом психотерапевт воздействует на искаженные представления пациента, создающий дополнительный источник эмоциональных переживаний. Основными направлениями воздействия считаются: снятие неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациента, прежде всего касающихся болезни.

Изменение неправильных представлений больного достигается определенными методическими приемами (объяснение, разъяснение, убеждение, переориентация и др.), которые построены на логической аргументации, что является существенным качеством рациональной терапии. Значительную роль в эффективности аргументации психотерапевта, опровержении неправильных доводов больного, побуждении его к формулировке новых выводов может сыграть методика сократовского диалога. Сократовский диалог – метод рациональной терапии, имеющий целью коррекцию непоследовательных, противоречивых и бездоказательных суждений больного, производимую на основе убеждения посредством логической аргументации.

Во время беседы психотерапевт задает вопросы пациенту таким образом, чтобы тот давал лишь положительные ответы, на основе чего пациент подводится к принятию суждения, которое в начале беседы не принималось, было непонятным или неизвестным. Примерами бездоказательных суждений могут быть следующие: «Я боюсь высоты, потому что упал с крыши», «Я пью, потому что у меня стресс», и т.п. Психотерапевт, используя методику «сократовского диалога» аргументировано доказывает пациенту, что, например, причиной его раздражительности является не пребывание в зоне боевых действий, а его субъективное восприятие определенных ситуаций повседневной жизнедеятельности и заостренная реакция на них.

В рациональную терапию может включаться процесс терапевтического обучения пациента, который проводится на всем протяжении оказания психологической помощи и может использоваться как отдельный прием, так и совместно с методикой «сократовского диалога». В терапевтическое обучение лиц, перенесших психотравмирующий стресс, включаются следующие основные компоненты:

1. Коррекция наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовой реакции. Многие из них могут негативно влиять на психическое здоровье личности и отношение к процессу психотерапии. Поэтому для психотерапевта важно предупредить развитие таких представлений и оказать им противодействие на ранних этапах психологической коррекции психотравмирующего стресса. В табл. 1 собраны некоторые наиболее часто встречающиеся ошмбочные прдставления относительна стресса.

Таблица 1. Мифология стресса.

1. «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении»

Это широко распространенное убеждение, ложно, т.к. стресс влияет не только на психику, но и на сам организм. Психосоматическое заболевание, развивающееся в результате стресса, является «реальным» заболеванием, которое может представлять серьезную опасность для вашего здоровья, как, например, язвенная болезнь или повышенное артериальное давление.

2. «Только слабые люди страдают от стресса»

Истина заключается в том, что наиболее подвержены действию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди, с очень высоким уровнем притязаний, своего рода «наркоманы от работы». Хотя мы все являемся потенциальными мишенями для стресса.

3. «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни – стресс в наше время неизбежен – мы все его жертвы»

В действительности Вы ответственны за большую часть стрессов Вшей жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом на только того, что с Вами происходит, сколько того, как Вы на это реагируете. Такой стресс часто является вашим бессознательным выбором.

4. «Я всегда знаю, когда я испытываю стресс»

Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый Вами, тем Вы менее чувствительны к его симптомам – пока стресс не достигнет такой силы, при которой его симптомы нельзя игнорировать.

5. «Опознать источники чрезмерного стресса легко»

Это утверждение верно наполовину. Многие люди могут легко опознать причину стресса путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых индивидов признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях эти симптомы появляются в форме психического и физического истощения

6. «Все люди реагируют на стресс одинаково»

Это утверждение в высшей степени ошибочно. Все мы являемся индивидуальными существами. Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомам и заболеваниям, развивающимся в следствие чрезмерного стресса, а также по эффективным формам его лечения.

7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен делать – это сесть и расслабиться»

Хотя релаксация представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабиться. Такие методы, как медитация, хата-йога, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор и радио. Помните, что отпуск и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.

2. Второй главный компонент терапевтического обучения пациента состоит в предоставлении ему информации об общей природе стрессовой реакции. Пациенту должно быть дано общее представление о сущности субсиндромов стресса: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и каким образом стресс может играть позитивную (эустресс) и негативную (дистресс) роли.

3. Третий компонент терапевтического обучения фокусируется на роли чрезмерного стресса в развитии заболевания. Необходимо познакомить пациента с тем, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний.

4. Четвертый компонент состоит в том, чтобы заставить пациента развить сознание того, как у него проявляется стрессовая реакция, какие имеются характерные симптомы психотравмирующего стресса. В итоге пациент должен научиться отличать эустресс от дистресса.

5. Пятый компонент: пациент должен развить у себя способность самоанализа, для того чтобы идентифицировать характерные для него стрессоры. Как для больного, так и для психотерапевта важно помнить, что стрессоры у каждого человека носят присущий только ему характер. Если пациент может идентифицировать свои источники стресса, то становится возможным предпринять конструктивные шаги с целью предотвращения его воздействия на человека.

6. Психотерапевт, воздерживаясь от всяких суждений оценочного характера, сообщает пациенту о той активной роли, которую сам он играет в развитии и лечении психотравматического стресса.

Успех рациональной психотерапии зависит от учета индивидуальных установок больного и его возможностей, последовательной систематической работы с ним.

2.3 Методы психической саморегуляции (самовнушение)

На ранних этапах развития психотравмирующего стресса часть наблюдаются симптомы нарушения баланса вегетативной нервной системы (группа симптомов гиперактивации). Это такие симптомы как нарушения сна, тремор конечностей, головные боли, неприятные ощущения в желудке, общая мышечная скованность и т.п. Для снятия подобных нарушений наиболее адекватным и эффективным являются методы психической саморегуляции: нервно-мышечная релаксация (метод Джекобсона), аутогенная тренировка (метод Шульца), гипносуггестивная терапия с элементами саморегуляции по методу Куэ, медитативные техники.

Психотерапевт должен владеть методами погружения в измененные состояния сознания (гипнотическими техниками), с целью обучения методам саморегуляции пациента. Гипноз – временное состояние сознания, характеризующееся снижением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения. Внушение – процесс словесного воздействия на психическую сферу человека в условиях снижения его сознательности и критичности к воспринимаемому содержанию речи психотерапевта.

Чтобы эффективно использовать данные методы, человек должен иметь способность обладать определенной внушаемостью. Внушаемость – степень восприимчивости человека к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться или подчиниться внушаемому воздействию.

Существует много определений самовнушения. Так, А.М.Свядощ под самовнушением понимает «усиление влияния представлений на вегетативные или психические процессы, вызванные психической активностью лица, проводящего самовнушение». М.Е.Бурно считает, что самовнушение – методика внушения каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний самому себе. Самовнушение возможно в бодрствующем состоянии (метод Куэ) или в состоянии аутогипнотического транса (метод Шульца), сопровождающемся расслаблением определенной группы мышц (метод Джекобсона), путем воображения и концентрации на внешнем предмете (йога, медитация).


Похожая информация.


В свое время, более 15 лет назад, Б.Д. Карварсарский, бывший тогда главным психотерапевтом России, попросил меня написать статью о рациональной психотерапии для "Психотерапевтической энциклопедии". Мне показалось тогда интересным сопоставить рациональную терапию с рационально - эмотивной терапией Эллиса и когнитивной терапией Бека, проследив истоки последних. Вероятно, в силу особенностей моего мышления мне всегда импонировала рациональная терапия, а монографию Поля Дюбуа, считаю одной из лучших книг по психотерапии, поэтому я вспоминаю, что с большим удовольствием писал свою статью для "Психотерапевтической энциклопедии". Мне и сегодня кажется, что историю и основы рациональной терапии должен знать не только каждый психотерапевт или психиатр, но и врач любой специальности, поскольку действительно "слово лечит".

Основателем рациональной терапии является швейцарский невропатолог Поль Шарль Дюбуа. В своей книге «Психоневрозы и их лечение», переведенной на русский язык в 1912 простым врачом из глубинки России, он раскрыл суть и показал преимущество этого метода лечения по сравнению с гипнозом и внушением. Возникнув, как альтернатива внушению, рациональная терапия, прежде всего, опиралась на рассудок пациента (лат. ratio - разум, рассудок) и была направлена на воспитание его воли. Дюбуа писал; «во врачебном искусстве духовному влиянию принадлежит преобладающая роль. Всякий врач, даже если он с непоколебимой наивностью верит в целебные силы своих снадобий, ежедневно пускает в ход психотерапию». Рациональная терапия, разработанная врачом - практиком в период всеобщего интереса к диалектической логики, по сути дела впитала в себя достижения медицины и философии конца Х1Х века.

Особенностью первого периода развития рациональной терапии было описание нарушений мышления при различных психических заболеваниях. Дюбуа предполагал, что по мере развития того или иного заболевания формируются различные типы нарушений мышления, достаточно специфичные для той или иной патологии. В настоящее время рациональную терапию обычно практикуют отечественные "старые" врачи - психотерапевты, отстаивая ее независимость от когнитивно - бихевиоральной терапии.

Рациональная терапия основана на разъяснении и логической аргументации, доказательстве неправильности представлений и суждений пациента. Используя законы формальной и диалектической логики, она формирует у пациента адекватную оценку собственной личности и той проблемной ситуации, в которой он находится. В конечном счете, рациональная терапия подразумевает изменение убеждений пациента. Следует различать рациональную и разъяснительную терапию (Панков Д.В., 1985). Последняя была, в частности, предложена В.М. Бехтеревым для терапии алкоголизма (Бехтерев В.М., 1909).

Нарушения мышления при различных психических расстройствах, с точки зрения Дюбуа, являются ошибками формальной логики или «иллогизмами» («после этого, по причине этого» -смешение причины и следствия, недостаточное основание и т.д.), которые являются следствием пренебрежения категориями и законами диалектики и приводят к искажению «внутренней картины болезни». Основной целью рациональной терапии является формирование у пациента адекватных понятий и представлений о своем заболевании. Психотерапевт демонстрирует пациенту его логические ошибки, убеждая его в той врачебной концепции, которую с точки зрения врача необходимо отстаивать.

На мой взгляд, в современной рациональной терапии можно выделить следующие этапы:

1. Формирование лечебного альянса. На этом этапе психотерапевт устанавливает контакт с пациентом, нередко пользуясь своим авторитетом и профессиональными знаниями. Полное доверие к врачу является атрибутом рациональной терапии, поэтому окружающий медицинский персонал, атмосфера медицинского учреждения должны способствовать и подтверждать высокий врачебный профессионализм. Во время первой встрече с пациентом необходимо крайне внимательно отнестись к его жалобам, тщательно осмотреть больного, с пониманием подойти к его рассказу о предыдущем лечении и его неудачах, не делая скоропалительных выводов и не осуждая своих коллег.

2. Выявление «внутренней картины болезни». Данный этап рациональной терапии предполагает беседу с пациентом, направленную на выявление «внутренней картины болезни». Пациент излагает врачу свое представление о заболевании, высказывая суждения о потенциальных ее причинах, механизмов развития и признаков, с его точки зрения, болезненного состояния. На данном этапе терапии важным является борьба с теми, вторичными проявлениями болезни, которые сложились в результате предыдущих неудачных попыток лечения, неосторожных слов медицинского персонала, искаженных сведений о болезни, почерпнутых из научно - популярной или специальной литературы, неправильных представлений о побочном действии лекарств, взятых из различных аннотаций. Вследствие вышесказанного желателен максимальный уход от психологических и особенно, медицинских терминов, которые сами по себе пугают любого человека и заставляют его обращаться к разным специалистам за помощью.

3. Диагностическое обследование. На этом этапе рациональной терапии пациент проходит всестороннее диагностическое обследование, включающее в себя инструментальную и лабораторную диагностику, целью которой является исключение серьезного органического поражения внутренних органов, а также наглядное подтверждение пациенту отсутствия тяжелого заболевания. В процессе данного обследования необходимо соблюдать известное чувство меры, поскольку нельзя без конца подвергать пациента диагностическим процедурам и искать проявления болезни. Однако, также недопустим поверхностный клинический осмотр врача или ограниченная инструментальная и лабораторная диагностика. Они наглядно демонстрируют больному поверхностный подход к его страданию. Важно правильно интерпретировать полученные результаты, отделив функциональные и обратимые расстройства, от стойких изменений в различных системах организма. Во время диагностической беседы с пациентом необходимо распознать типичные логические ошибки в его рассуждениях, выявить неправильные суждения в отношении оценки своего состояния.

4. Информационный этап. Здесь врач предлагает пациенту оптимальную с точки зрения эффективности терапии концептуальную схему происхождения болезненного состояния, обосновывает формы оказания помощи, успокаивая и ободряя пациента, внушая ему веру в благополучный исход лечения. Необходимо, чтобы пациент признал свою проблему явлением, которое можно объяснить и понять и в дальнейшем контролировать, чтобы он получил рациональные основания для наблюдения за собственным поведением, своим эмоциональным состоянием, мог регистрировать данные этого наблюдения с целью облегчения анализа проблемы. На информационном этапе лечения происходит «насыщение» пациента необходимой информации, дается объяснение и разъяснение тех моментов, которые непонятны или тревожат его.

5. Коррекционный этап рациональной терапии предполагает логическое и аргументированное убеждение пациента, тщательную и последовательную коррекцию его ошибочных суждений, обучение его принципам и основным законам формальной и диалектической логики. Задачей последнего этапа терапии является переориентация отношения пациента к своему заболеванию, изменение его установок в отношении проявлений болезни.

С современной точки зрения в процессе рациональной терапии происходит воздействие на когнитивный, эмоциональный компоненты личности больного, а, следовательно, и на его поведение. Рациональная терапия ориентирована на лечение конкретной болезни, в этом плане она специфична, поскольку каждая болезнь, по мнению большинства врачей, имеет достаточно специфические искажения мышления. Кроме того, рациональная терапия стоит ближе к каузальной причинной терапии, учитывающей этиологию и патогенез заболевания.

Наиболее часто в рациональной терапии используются такие техники как: диалог Сократа, использование аналогий, последовательность принятия утверждений и экспликация.

Диалог Сократа (Dubois P., 1909) , направленный на формирование у пациента логических и обобщающих заключений, ставит конечной целью осознание пациентом причин и сущности его заболевания. Как правило, он строится на последовательной и заранее продуманной цепочке вопросов. Они задаются в таком ключе, чтобы пациент мог объективно идентифицировать свои высказывания, мысли, образы и предположения, определить суть проблемы, исследовать значение тех или иных событий и оценить последствия своего поведения.

Последовательность принятия утверждений построена на основе положений формальной логики и заключается в том, чтобы при перечислении ряда истинных утверждений, с которыми пациент не может не согласиться доказать истинность того суждения, которое является для пациента целебным. Обычно истинные утверждения связываются между собой соединительными союзами и заканчиваются тем утверждением, которое необходимо принять пациенту.

Использование аналогий и метафор основывается на убеждении пациента при помощи различных сравнений, как бы иллюстрирующих то или иное высказывание психотерапевта.

Экспликация представляет собой ясное, подробное и развернутое объяснение, подразумевающее изложение и объяснение вероятной причины заболевания, имеющих место психосоматических зависимостей и целенаправленную беседу об основных принципах психической гигиены.

В рациональной терапии используются дидактические приемы и риторические приемы, построенные на нравственных и моральных принципах. На практике рациональная терапия строится не только на логической аргументации, но также включает в себя элементы внушения, определенное эмоциональное воздействие, использование продуманной наглядных материалов (таблиц, рисунков, схем, графиков, слайдов, видеофильмов и т.д.) С целью иллюстрации и наглядности, проверки обоснованности суждений пациента в реальной жизни используется практика во внешней среде. Для психотерапевтов, работающих в рамках рациональной терапии характерно негативное отношение к суггестии и психоанализу, опора на достижения формальной и диалектической логики. Рациональная терапия в наибольшей степени показана пациентам склонным к логическому мышлению, ее с успехом применяют при ипохондрическом неврозе и неврозе навязчивых состояний, различных фобиях, психосоматических расстройствах. Эта терапия в основном опирается на разум, и мышление пациента, отсюда особенно актуальным становится изучение особенностей мышления при различных заболеваниях, хотя справедливо было бы предположить, что специфика мышления свойственна определенным типам личности или некоторым стандартным типам воспитания. Несомненно, что воспитание накладывает свой отпечаток на характер мышления больных независимо от патологии, которой они страдают. По Дюбуа, больному необходима своего рода «моральная ортопедия» - устранение последствий болезни правильным воспитанием и возвращение пациента к активной реальной жизни.

Обычно в процессе рациональной терапии психотерапевт убеждает пациента в справедливости своей точки зрения. Вследствие вышесказанного представляется обоснованным сказать несколько слов об убеждении и его особенностях. Убеждение представляет собой процесс, посредством которого взгляды пациента подвергаются аргументированному и настойчивому словесному воздействию психотерапевта. В процессе убеждения можно выделить собственно вербальную коммуникацию (причину или стимул) и связанное с ней изменение в отношении пациента к своим проблемам (эффект или отклик). В ходе убеждения пациент вначале обращает внимание на представленное сообщение психотерапевта, включая исходную посылку и подтверждающие ее доводы. Чтобы дальнейшее убеждение имело успех, необходимо, чтобы пациент принял или согласился с исходным положением психотерапевта и, за исключением случаев преходящего интереса, сохранял вновь обретенное мнение достаточно долго, выполняя при этом те действия, которые соответствуют данной точке зрения. Если процесс убеждения был успешен, поведение пациента приходит в соответствие с его вновь сложившимися взглядами. Реакция пациента на убеждение частично зависит от содержания последнего и в значительной мере от того, в каком состоянии и как оно воспринимается и интерпретируется. Процесс убеждения и постоянного уговаривания в психотерапии обозначается термином персуазия (Konecny R., Bouchal M., 1972). Врач, работающий в рамках рациональной терапии, должен обращать внимание не только на форму иррациональных суждений, но и классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в логике, отличать от оценочных суждений (не выводя заключения оценочных суждений от других иррациональных ошибок мышления).

Рациональная психотерапия внесла свой вклад в область медицины. К ее достижениям можно отнести такие диалектические психотерапевтические приемы, которые уточняют медицинские понятия (“функциональное” - обратимое, преходящее и “органическое” - стойкое, “динамика выздоровления” и т.д.). С точки зрения диалектической логики, в процессе рациональной терапии можно использовать основные принципы клинической семиотики, восходя в процессе терапии от симптома к синдрому, и от последнего, - к нозологической форме (индуктивный метод). В дальнейшем, выдвинув тот или иной тезис или гипотезу о наличии у пациента определенной патологии, диагностировать и устранять разнообразные расстройства в обратном порядке (дедуктивный метод). Наконец, отвергая те или иные расстройства и заболевания, выдвигая тезис об их отсутствии у данного пациента (выдвигая антитезис) можно выявить определенные психические расстройства внешне не заметные для психотерапевта. Нам представляется перспективными дальнейшие поиски специфических нарушений мышления при различных психических и психосоматических заболеваниях, разработка тех приемов и техник рациональной терапии, которые направлены на коррекцию мышления при каждом конкретном заболевании.