Проблема призвания писателя. Проблема становления писателя, кого можно считать настоящим писателем? по тексту К

Прочитав десятки текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, мы нашли множество проблем, которые повторяются довольно часто. В данной подборке речь идет о профессии и призвании человека – вопросах, которые особенно важны для молодежи. К каждому из них мы подобрали соответствующие аргументы из литературы.

  1. Важность выбора подходящей профессии показал Ю. Герман в романе «Дело, которому ты служишь» . Владимир Устименко стал врачом, потому что для него это призвание. Именно поэтому он старался хорошо учиться (а не из-за красного диплома и повышенной стипендии), отправлялся в далекие места и на фронт, где никаких наград не получить, но людям нужна помощь. Ради других Устименко забыл о себе, потому что для него профессия врача – это бесконечное служение. Именно такие люди и двигают вперед свою сферу деятельности, хоть иногда они и порицаются теми, кто не служит делу, а прислуживает ради своих интересов (как Женя Степанов, одноклассник Владимира).
  2. Саня Григорьев из романа В.Каверина «Два капитана» с детства мечтал стать летчиком, но его жизненный путь был крайне тяжел: потерял родителей, был беспризорником, учился в школе-коммуне. Из такого заведения попасть в летное училище было сложно, но Саня упорно готовился: тренировал здоровье, читал о полярных экспедициях (именно в этой сфере хотел работать Григорьев) и изучал строение самолета. В ходе подготовки герой не только смог добиться цели, но и нашел пропавшую много лет назад экспедицию.

Влияние профессии на человека

  1. Дмитрия Старцева, героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч», засасывает рутина, врачебная практика для него становится тяжкой обязанностью, а за пациентами герой видит не страдающих людей, а очередных клиентов. Профессиональная деформация и огрубение – частое явление среди врачей, ведь мало кто способен забыть свою жизнь, чтобы помогать другим, а на всех сострадания не хватит. С легкой руки А.П. Чехова имя «Ионыч» стало нарицательным, означая закостеневшего, нравственно неподвижного человека, которому ничего не важно, кроме личного покоя.
  2. Мастер из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» , прожил большую часть жизни не так, как хотел. И работа была нелюбимая, и спутница жизни — случайная. А когда у Мастера появилась возможность оставить постылое место работы и заняться нравящимся делом, он написал гениальный роман и встретил любимую женщину — Маргариту. И пусть за это герой и пострадал в реальном мире, это стоило того, что бы после бурных приключений удостоиться вечного покоя наедине с возлюбленной. Правильно выбранная профессия меняет жизнь человека в лучшую сторону и наполняет ее гармонией.

Последствия правильного и неправильного выбора

  1. Плохой учитель не только не дает знаний, но и может сломать детскую психику. Не такой учительницей была Лидия Михайловна, героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского» . Она не только занималась по своему предмету с отстающим учеником в свободное время бесплатно, но и помогала ему деньгами. Причем мальчик просто так помощь не принимал, и учительнице пришлось играть с ним в «пристенку» на деньги. За это занятие Лидия Михайловна и поплатилась, ей пришлось уйти из школы. Но юный герой запомнил ее подвиг на всю жизнь.
  2. Фельдшер Курятин из рассказа А.П. Чехова «Хирургия» явно выбрал свою профессию не из-за желания помочь людям. Дьячок Вонмигласов много раз пожалел, что пришел вырывать зуб в тот роковой день. Курятин самодовольно рассказывал, как удалял зуб у помещика, на это нужен талант, который у него, конечно, есть. На деле же оказывается, что вырывание зуба для фельдшера — непосильная задача. Он измучил своего пациента, но только сломал зуб. Непрофессионализм может существенно навредить окружающим.
  3. Ошибка в выборе профессии

    1. Иван Бездомный, герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» , работает поэтом в МАССОЛИТе, но эта профессия явно не его: стихи получаются плохими и малохудожественными. А зачем писать, если таланта нет, даже чувство вкуса отсутствует (потому герой и занимался своим «творчеством», не понимая его бездарность). Встреча с Сатаной, нахождение в сумасшедшем доме, рассказы Мастера изменили мировоззрение Ивана: он решил не писать плохих стихов, а стать историком.
    2. Николенька Иртеньев в повести Л.Н. Толстого «Отрочество» выбирает профессию совершенно бездумно: он готовился к поступлению на математический факультет только потому, что ему нравились сложные и непонятные термины. Герой считает себя великим человеком, который украсит любую сферу деятельности. Однако даже самая разносторонняя личность в качестве профессии выбирает одну отрасль, в которой наиболее сильна, чтобы его дело помогало и обществу, и ей самой.
    3. Ориентиры в определении призвания

      1. Доктор Янсен из автобиографической повести Б. Васильева «Летят мои кони» выбирал профессию так, чтобы она была призванием. Именно поэтому врач был святым для всех жителей города: он отдавал всего себя помощи людям. Главный герой тоже появился благодаря Янсену, потому что доктор посоветовал матери рожать, вопреки всем противопоказаниям. Смерть Янсена была трагической: он спасал детей из канализации и задохнулся. Он умер, но о нем помнили все жители города спустя многие годы.
      2. Александр Васильевич Мальцев из книги А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» выбрал профессию на всю жизнь, он — мастер своего дела. Герой работал машинистом и настолько хорошо знал дорогу, что мог ездить с закрытыми глазами. Причем в буквальном смысле: Александр Васильевич потерял зрения от вспышки молнии, но продолжал ехать, так как картина его маршрута навсегда осталась в голове. Зрение Мальцева восстановилось, и он попал под суд за почти случившуюся аварию (на пути появился встречный состав, а этого в памяти машиниста не было), однако его помощник Константин смог доказать невиновность героя.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Н. Полевой - повесть «Живописец». В своем произведе­нии Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции при­держивается и сам автор). Он устремлен душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу твор­чества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обще­стве. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта.
  • А.С. Пушкин-трагедия «Моцарт и Сальери» (см. «В чем состоит загадка подлинного таланта?»).
  • Н.В. Гоголь - поэма «Мертвые души». В 7-й главе по­эмы Н.В. Гоголь размышляет о двух типах художников, пред­ставляя читателям писателя-романтика, развлекающего пуб­лику внешне занимательными сюжетами, и писателя-реали- ста, обнажающего паутину мелочей повседневной жизни. Первый творит в угоду публике, толпе, участь его - призна­ние, слава, благополучие. Второй же бескорыстно служит са­мому искусству, правде, поэтому не может пройти мимо ха­рактеров «скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью». В результате его ждет поношенье критиков, непонимание читателей, одиночество. Все это тре­бует от художника душевной стойкости, мужества, терпения.
  • М.А. Булгаков - роман «Мастер и Маргарита». Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», - проблема истинного и ложного твор­чества. Автор представляет нам два типа художников. Пер­вый - литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена лите­ратурных интересов интересами сугубо материальными. Они озабочены получением дач, квартир, устройством собствен­ной карьеры. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку. Мастер - единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы - тру­сости и душевной стойкости, раскаяния и наказания за гре­хи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противо­поставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценнос­тей-любви, свободы, творчества, поиска истины.

Что значит быть настоящим писателем? Над этим вопросом нам предлагает задуматься К. Г. Паустовский.

Лазарь Борисович, герой воспоминания Паустовского, старый мудрый аптекарь, помогающий людям справиться как с физическими, так и с нравственными недугами. Его советы помогают выйти из трудной жизненной ситуации, определиться с выбором пути. Именно рассказчику совет Лазаря Борисовича помог увидеть назначение настоящего писателя: " должен много знать, всё помнить, работать как волх".

Мудрая подсказка помогла рассказчику пойти по правильному пути: уйти в люди, в «ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги».

Я не могу не согласиться с мнением писателя, так как из ленивого, глупого и не понимающего жизнь человека писатель не выйдет.

Так в произведении “Мастер и Маргарита” главный герой действительно был настоящим писателем, разбирающейся в жизни и во всех ее проявлениях, что даже “смог угадать”, что происходило две тысячи лет назад с Понтием Пилатом.

Русские писатели были настоящими тружениками, создавшими уникальную литературу, одним из них был Достоевский. Он разбирался в жизни как никто другой, был психологом, философом, и только настоящий писатель, такой как он, мог написать известные всему миру произведения: “Преступление и наказание”, “Идиот” и другие.

В заключении, я хочу сказать, что писателями становятся только те люди, которые прошли через все жизненные трудности, не остановились ни перед чем и добивались воплощения своих творческих идей в жизнь.

Обновлено: 2017-04-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • по В. Солоухину. Проблема человеческой ограниченности. (Какого человека можно считать ограниченным?)

Дата публикации: 26.07.2017

Аргументы о писателях, поэтах и писательском труде по следующим проблемам:

Почему люди становятся писателями?

Проблема выбора профессии писателя.

Каждый ли может стать писателем?

Как стать писателем?

Проблема становления писателя как профессионала.

Каким должен быть настоящий писатель?

Какими качествами должен обладать настоящий писатель?

Каковы особенности профессии писателя?

Проблема роли писателей в жизни людей.

С какими трудностями приходится сталкиваться писателям?

Проблема специфики писательского труда

Вспомним роман Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой был моряком и видел многое. К тому же юноша очень тонко чувствовал всю прелесть окружающего мира. Дикое желание в красках описать любимой девушке, а после и другим людям, красивейшие уголки Океании пробудило в Мартине стремление стать писателем.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»

Мартин Иден, герой одноименного романа Джека Лондона, будучи неграмотным моряком, после упорного труда, стал знаменитым писателем. Но старался юноша не ради славы. Он не думал о гонораре, и не считал свое дело трудом. Творческое начало вспыхнуло в Мартине, побуждая воссоздать увиденную в плаванье красоту.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»

Мартин Иден в известном романе Джека Лондона стал знаменитым писателем. На необыкновенные произведения его вдохновляла любовь к Руфь. После разрыва с невестой, герой с трудом закончил начатую повесть и больше не возвращался к любимому делу.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»


Вспомним роман Джека Лондона «Мартин Иден». Возлюбленная главного героя была уверена: для того, чтобы стать писателем, необходимо иметь высшее образование. Юноша, в свою очередь, доказал обратное. Он не смог поступить даже в среднюю школу, но, занимаясь самообразованием, добился головокружительного успеха.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»

Настоящим писателем для меня является Мартин Иден - герой одноименного романа Джек Лондона. В своих произведения юноша стремился описать жизнь такой, какая она есть, но читателям не нравилась горькая правда. Однако Мартин не реагировал на критику, он не желал подстраиваться под «спрос» и продолжал следовать душевным порывам.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»

О всех сложностях писательского труда, мы можем узнать из романа Джека Лондона «Мартин Иден». Для того, чтобы творить, таланта и желания герою оказалось недостаточно. Чтобы достичь желаемого, юноша пополнял словарный запас, осваивал стили, изучал литературные приемы и другие тонкости этого искусства. Но даже овладев необходимой информацией, Мартин не получил признания. Слава пришла к нему после двух лет упорного труда, потому что помимо прочего, необходим еще и опыт.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»

Примером может послужить роман Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой, посвятив время любимому делу, обрек себя на тяжелое существование. На протяжении двух лет Мартин голодал, недосыпал, практически во всем себе отказывал, закладывал свое имущество и постоянно был в долгах, пока не добился всеобщего признания.

К. Г. Паустовский, повесть «Далекие годы»


В автобиографической повести К. Г. Паустовский упоминает аптекаря Лазаря Борисовича, который однажды сказал ему простую, но важную истину: чтобы стать писателем, необходимо знать жизнь, работать, как вол, и не гнаться за славой. Мужчина посоветовал юному Косте больше общаться с людьми, и он прислушался к совету. Возможно, именно поэтому Паустовский достиг больших высот в своем деле.

О том, какую роль играют писатели для человечества, говорил и К. Г. Паустовский. В предисловии к автобиографической «Повести о жизни» он отметил, что «писатель, выражая себя, тем самым выражает и свою эпоху. Это - простой и неопровержимый закон.»

К. Г. Паустовский, повесть «Повесть о жизни»

Нельзя обойти стороной К. Г. Паустоского, трогательные произведения которого, не оставляют равнодушным ни одного человека. Возможно известность писатель обрел, благодаря тому, что придерживался «святого правила», о котором упомянул в предисловии к «Повести о жизни»: книги следует писать до тех пор, пока автор может говорить правду.

О том, насколько сложен труд поэта, размышлял и В. В. Маяковский в одном из стихотворений. Чтобы быть услышанным, важно тщательно подбирать каждое слово:

Поэзия — та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

В. В. Маяковский, стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»


Четко определил роль писателей и поэтов, которые отражают на бумаге настоящую жизнь, В. В. Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии». Он показал, что словесные труды помогают людям избежать душевной пустоты и деградации:

Эти слова

приводят в движение

тысячи лет

миллионов сердца.

В. В. Маяковский, стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»

Демонстрируя в произведениях все стороны жизни своей эпохи, писатели и поэты строят мост к прошлому для будущих поколений. На этом сделал акцент В. В, Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии»:

Через столетья

в бумажной раме

возьми строку

и время верни!

В. В. Маяковский, стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»

В. В. Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» показывает, насколько тяжела жизнь поэтов, их труд не всегда оценивают по достоинству и поэтому плата за столь благородное дело невысока:

Вы требуете с меня пятьсот в полугодие

и двадцать пять за неподачу деклараций.

Труд мой любому труду родствен.

Взгляните — сколько я потерял,

какие издержки в моем производстве

и сколько тратится на материал.


И тянет меня в холода и в зной.

Бросаюсь, опутан в авансы и в займы я

ВАЖНО!!! (цитировать строки не обязательно, достаточно передать смысл и указать название и автора)

ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С.

Второй год приморский край сдает ЕГЭ по русскому языку. Если говорить сухим языком цифр, то итоги экзаменов за 2 года можно свести в следующую таблицу:

Год

Всего работ

Не приступили к части «С»

Самый высокий балл

2009

17313

Нет данных

2010

11379

654 / 5,75%

Изменилось ли что-то в содержании работ? Да, конечно. В целом, работы стали значительно лучше: увеличился их объем, учащиеся научились определять проблему текста, формулировать авторскую точку зрения, пользоваться необходимыми терминами, включать в текст аргументирующую часть, делать выводы. Но на что же следует обратить внимание следующим выпускникам? Как успешно справиться с частью С? Разберем структуру сочинения.

Начало, пожалуй, - самая сложная часть работы. Обращаю ваше внимание на то, что в 12 критериях оценки сочинений нет ни одного балла за оригинальность, эмоциональность вступления, поэтому, чтобы не терять время, следует воспользоваться информацией об авторе предложенной статьи, помещенной под текстом.

Пример. Владимир Федорович Тендряков - известный прозаик, автор многих остроконфликтных повестей о деревне, в которых поднимает духовно нравственные проблемы современной ему жизни, острые проблемы советского общества.

Не сформулировали проблему – 3679 человек

Возможные недочеты:

  1. Грамматическая ошибка – проблема о (следует исключать предлог «о»).
  2. Ошибка в фоновом материале – употребление слова «рассказ», если это публицистический текст.
  3. Подмена понятий «тема» – «проблема» .

Следующая часть работы – комментарий проблемы текста (К2). В этой части необходимо прокомментировать названную выше проблему Следующий этап вашей работы – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, показать, что вы её верно понимаете.

Не прокомментировали проблему 4276человек

Пример. Данная проблема является актуальной и в наши дни, потому что без связи времен невозможно сохранить то, что понято, собранно старшим поколением. Отсутствие этой связи обеднит жизнь поколения младшего, сделает его равнодушным к окружающему миру, его красоте и врачующей силе фауны и флоры.

Возможные ошибки:

    1. Логическая – выдвинута одна проблема, а прокомментирована – другая.
    2. Речевые – употребление слов в не свойственном им значении; употребление слов в иной стилевой окраске; повторы слов; неудачный порядок слов; неуместное употребление эмоционально – окрашенных слов.
    3. Фактические – неверно понят исходный текст.

Переходим к следующей части сочинения – отражение позиции автора исходного текста (К3). В этой части необходимо определить авторское отношение к поднятой проблеме (его найдешь в тексте). Это сжатое изложение материала текста, соответствующее проблеме, выдвинутой тобой.

Возможные ошибки:

    1. Фактическая – позиция автора не понята.
    2. Логические – позиция автора подменена собственной и не соответствует тексту; к названной проблеме неверно подобранна позиция автора.

Помни, что проблем в тексте может быть несколько и на каждую из них в тексте есть авторская позиция.

Основные проблемы

1 проблема сохранения связи времен (в чем проявляется и в чем поддерживается связь времен?)

Связь времен проявляется в передаче духовных ценностей от старших к младшему; связь времен не оборвется, пока принявший духовные ценности будет стремиться их бережно сохранить и передать новому поколению.

2 Проблема влияния личности педагога и писателя на личность ученика (как на примере К.Г. Паустовского можно проследить влияние личности писателя на его учеников)

К.Г. Паустовский своими книгами и личным примером учил уважению к достоинству человека; учил активной доброте и активному человеколюбию.

3 Проблема призвания писателя (в чем К.Г. Паустовский видел свой долг писателя и человека?).

Писатель должен всю свою жизнь посвятить защите человека, а значит, защите всего общества, как это делал К.Г. Паустовский.

4 Проблема значения книги в жизни человека (чему учат лучшие книги?).

Лучшие книги для вдумчивого читателя могут стать настоящими педагогами, которые научат видеть красоту мира и людей.

Следующая структурная часть сочинения – это аргументирование собственной точки зрения по проблеме (К4). В этой части ученик формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами из художественной, публицистической, научной литературы или примерами из жизненного опыта (факты из жизни окружающих, собственные наблюдения, традиционный исторический опыт). Пример может предшествовать обобщению или подкреплять высказанную мысль, но не может быть приведен без комментария. Примеры могут выполнять роль иллюстрации; чтобы сделать свою мысль понятной, конкретной, возможна аргументация с учетом положительного или отрицательного образца, что поможет оценить какое-либо явление, подтвердить собственную точку зрения.

Не смогли аргументировать собственную точку зрения 4084 человека

Готовясь к выполнению этой части, ученик может составить таблицу.

Пример.

Проблема

Персонажи

Проблема чести

Л.Н. Толстой роман «Война и мир»

Андрей Болконский, Пьер Безухов.

Б. Васильев роман «Сотников»

Сотников, Рыбак

В. Распутин повесть «Живи и помни»

Андрей Гуськов

Экологические проблемы

Ч. Айтматов роман «Плаха»

В.П. Астафьев повесть «Царь-рыба»

Проблема памяти

А.Ахматова поэма «Реквием»

К. Воробьев рассказ «Это мы, господи!»

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Нравственные проблемы

Самая высокая оценка аргументирующей части- 3 балла. Для этого достаточно подкрепить свою мысль одним произведением из художественной или публицистической литературы и примером из жизни. Примеры из жизненного опыта, даже если их 3, оцениваются 1 баллом!

Выполнение этой части обычно начинается словами: «Я согласна(сен) с точкой зрения автора и считаю, что…(идут умозаключения , подтвержденные доказательствами различного характера).

Возможные ошибки:

  1. Мнение ученика заявлено формально, без доказательств.
  2. В фоновом материале (К12) - искажение жанра произведения, ошибки в авторстве текста, в именах персонажей.
  3. Этические ошибки (К11)- грубые упреки в адрес кого-либо.
  4. Фактическая ошибка (К2) - в приведенном тексте нет названной проблемы.
  5. Речевые ошибки (К10) – смотри выше.
  6. Грамматические ошибки (К9) – в образовании форм слов, в нарушении связей между словами, в употреблении деепричастного оборота, в нарушении границ предложения, пропуск слов, смешение прямой и косвенной речи.

Завершает вашу работу заключение. Каким оно должно быть?

  1. Заключение должно быть связанно с текстом (как и вступление).
  2. Должно стать логическим заключением высказанных мыслей.
  3. В нём возможно предложение о решении проблемы, которую учащийся определил и обосновал.

Всё это будет учтено в критериях оценки задания (К5).

О чём ещё должен помнить выпускник и что повлияет на оценку в части С:

    1. Наличие абзацев в сочинении при переходе от одной микротемы к другой (К5).
    2. Связность и последовательность мыслей (К5). Допущены ошибки 3559 учениками (цельность)
    3. Точность и выразительность речи (К6).
    4. Разнообразие грамматического строя речи, использование сложных предложений, осложненных конструкцией (К6).
    5. Словарные запас учащегося (К6 ) Допущены ошибки 2564 учащимися (точность)
    6. Орфографическая и пунктуационная грамотность (К7, К8). Орфография – ошибки у 7285 человек; пунктуация - у 7742 человек.
    7. Грамматические ошибки допустили 3676 человек.
    8. Речевые – 3584 человек.
    9. Этические – 994 человека.
    10. Фоновые – 1616 человек.

В 2010 году среди текстов части С был предложен отрывок из художественного текста. Сочинение по художественному тексту пишется по той же схеме. Сложность в работе с подобным текстом заключается в определении точки зрения автора, так как в художественном тексте она, как правило, завуалирована, скрыта. Чтобы определить её, нужно быть внимательным читателем, так как её находят при анализе изобразительно-выразительных средств, авторских замечаний, пояснений, ремарок.

В заключающей части своей работы приведу выдержки из сочинений выпускников, которые вызвали улыбку у проверяющих.