План урока на тему японские трехстишия хокку. Урок литературы "хокку"


Государственные атрибуты Японский флаг, называется Хиномару. Япония –Страна восходящего солнца, поэтому на флаге изображено солнце. Государственный гимн Японии, Кимагае, был сложен на музыку примерно сто лет назад, но его словам уже порядка 1000 лет. Правь, император. Тысячу, восемь ли тысяч, Поколении, пока Мох не украсит скалы, Выросшие из щебня. Герб Японии Хризантема главный цветок Японии назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ.


Глава государства император Согласно Конституции Японии император является символом государства и единства нации. Он не имеет полномочий влиять на решение правительства. Император Акихито – 125-й правящий император (тэнно) Японии (вступил на престол в 1989г.)









Икебана – «жизнь цветов» В композиции присутствуют три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад, восходит к древнему буддийскому ритуалу возложения подношений в храмах.




Искусство Э-Ута - картина-стихи, традиционный жанр искусства Японии. Основное правило жанра – что рисуется, то не пишется; что написано, не изображается. Главное здесь - следовать духу стихотворения. Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке - Это ее душа.


Хокку (хайку)– лирическое стихотворение о природе. Отличается краткостью и своеобразной поэтикой, состоит из 3 строк, содержит 17 слогов (с внутренним делением на три неравные части по числу слогов 5 – 7 – 5). В хокку всегда есть какая-то недоговоренность, мудрость, философская мысль. ЯПОНСКАЯ ПОЭЗИЯ










Хокку (хайку) – лирическое стихотворение о нерасторжимом единстве природы и человека. Отличается краткостью и своеобразной поэтикой. Рифмы в хокку нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия – предмет большой заботы японских поэтов. ЯПОНСКАЯ ПОЭЗИЯ








Только дохнёт ветерок С ветки на ветку ивы Кобаяси Исса Качается, качается На листе банана ………………………. Кикаку




Бабочки полет Будит тихую поляну Мацуо Басё Из сердцевины пиона Медленно выползает пчела… ……………………………………. Мацуо Басё
























Домашнее задание А. Подготовить выразительное чтение понравившихся хокку, объяснить их содержание (с). В. Продолжить работу с текстами на листах для творческой работы. С. Попробуйте сочинить собственные хокку, передать в них свое настроение, свое отношение к природе, к жизни (подобрав к ним иллюстрации или нарисовать рисунок).


Источники Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «АВКО» Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. В 2 ч. М: "Просвещение", 2009 г
Ресурсы Интернета: aa.jpg aa.jpg 02/ _1pion.jpg 02/ _1pion.jpg fotki.yandex.ru/get/6103/ c/0_7f13a_3c992e3a_XL fotki.yandex.ru/get/6103/ c/0_7f13a_3c992e3a_XL Just_out_of_log_hole.jpg Just_out_of_log_hole.jpg




БАСЁ (1644–1694)

Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен… Недвижно
Стою в забытьи.

В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.

Желтый лист плывет.
У какого берега, цикада,
Вдруг проснешься ты?

Ива склонилась и спит.
И, кажется мне, соловей на ветке –
Это ее душа.

Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.

И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьет торопливо
С хризантемы росу.

О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылек!

С треском лопнул кувшин:
Ночью вода в нем замерзла.
Я пробудился вдруг.

Аиста гнездо на ветру.
А под ним – за пределами бури –
Вишен спокойный цвет.

Долгий день напролет
Поет – и не напоется
Жаворонок весной.

Над простором полей –
Ничем к земле не привязан –
Жаворонок звенит.

Майские льют дожди.
Что это? Лопнул на бочке обод?
Звук неясный ночной.

Чистый родник!
Вверх побежал по моей ноге
Маленький краб.

Нынче выпал ясный день.
Но откуда брызжут капли?
В небе облака клочок.

В похвалу поэту Рика

Будто в руки взял
Молнию, когда во мраке
Ты зажег свечу.

Как быстро летит луна!
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя.

О нет, готовых
Я для тебя сравнений не найду,
Трехдневный месяц!

Неподвижно висит
Темная туча в полнеба…
Видно, молнию ждет.

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Жизнь свою обвил
Вкруг висячего моста
Этот дикий плющ.

Весна уходит.
Плачут птицы. Глаза у рыб
Полны слезами.

Сад и гора вдали
Дрогнули, движутся, входят
В летний раскрытый дом.

Майские дожди
Водопад похоронили –
Залили водой.

На старом поле битвы

Летние травы
Там, где исчезли герои,
Как сновиденье.

Островки… Островки…
И на сотни осколков дробится
Море летнего дня.

Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.

Ворота Прилива.
Омывает цаплю по самую грудь
Прохладное море.

Сушатся мелкие окуньки
На ветках ивы… Какая прохлада!
Рыбачьи хижины на берегу.

Намокший, идет под дождем,
Но песни достоин и этот путник,
Не только хаги в цвету.

Расставаясь с другом

Прощальные стихи
На веере хотел я написать –
В руке сломался он.

В бухте Цуруга,

где некогда затонул колокол

Где ты, луна, теперь?
Как затонувший колокол,
Скрылась на дне морском.

Домик в уединенье.
Луна… Хризантемы… В придачу к ним
Клочок небольшого поля.

В горной деревне

Монахини рассказ
О прежней службе при дворе…
Кругом глубокий снег.

Замшелый могильный камень.
Под ним – наяву это или во сне? –
Голос шепчет молитвы.

Всё кружится стрекоза…
Никак зацепиться не может
За стебли гибкой травы.

Колокол смолк вдалеке,
Но ароматом вечерних цветов
Отзвук его плывет.

Падает с листком…
Нет, смотри! На полдороге
Светлячок вспорхнул.

Хижина рыбака.
Замешался в груду креветок
Одинокий сверчок.

Больной опустился гусь
На поле холодной ночью.
Сон одинокий в пути.

Даже дикого кабана
Закружит, унесет за собою
Этот зимний вихрь полевой!

Печального, меня
Сильнее грустью напои,
Кукушки дальний зов!

В ладоши звонко хлопнул я.
А там, где эхо прозвучало,
Бледнеет летняя луна.

В ночь полнолуния

Друг мне в подарок прислал
Рису, а я его пригласил
В гости к самой луне.

Глубокою стариной
Повеяло… Сад возле храма
Засыпан палым листом.

Так легко-легко
Выплыла – и в облаке
Задумалась луна.

Белый грибок в лесу.
Какой-то лист незнакомый
К шляпке его прилип.

Блестят росинки.
Но есть у них привкус печали,
Не позабудьте!

Верно, эта цикада
Пеньем вся изошла? –
Одна скорлупка осталась.

Опала листва.
Весь мир одноцветен.
Лишь ветер гудит.

Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.

Чтоб холодный вихрь
Ароматом напоить, опять раскрылись
Поздней осенью цветы.

Скалы среди криптомерий!
Как заострил их зубцы
Зимний холодный ветер!

Всё засыпал снег.
Одинокая старуха
В хижине лесной.

Посадка риса

Не успела отнять руки,
Как уже ветерок весенний
Поселился в зеленом ростке.

Все волнения, всю печаль
Твоего смятенного сердца
Гибкой иве отдай.

Плотно закрыла рот
Раковина морская.
Невыносимый зной!

Памяти поэта Тодзюна

Погостила и ушла
Светлая луна… Остался
Стол о четырех углах.

Увидев выставленную на продажу картину
работы Кано Мотонобу

…Кисти самого Мотонобу!
Как печальна судьба хозяев твоих!
Близятся сумерки года.

Под раскрытым зонтом
Пробираюсь сквозь ветви.
Ивы в первом пуху.

С неба своих вершин
Одни лишь речные ивы
Еще проливают дождь.

Прощаясь с друзьями

Уходит земля из-под ног.
За легкий колос хватаюсь…
Разлуки миг наступил.

Прозрачный Водопад…
Упала в светлую волну
Сосновая игла.

Повисло на солнце
Облако… Вкось по нему –
Перелетные птицы.

Осеннюю мглу
Разбила и гонит прочь
Беседа друзей.

Предсмертная песня

В пути я занемог.
И всё бежит, кружит мой сон
По выжженным полям.

Прядка волос покойной матери

Если в руки ее возьму,
Растает – так слезы мой горячи! –
Осенний иней волос.

Весеннее утро.
Над каждым холмом безымянным
Прозрачная дымка.

По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко.
Фиалки в густой траве.

На горном перевале

До столицы – там, вдали, –
Остается половина неба…
Снеговые облака.

Ей только девять дней.
Но знают и поля и горы:
Весна опять пришла.

Там, где когда-то высилась

статуя Будды

Паутинки в вышине.
Снова образ Будды вижу
На подножии пустом.

Парящих жаворонков выше
Я в небе отдохнуть присел –
На самом гребне перевала.

Посещая город Нара

В день рождения Будды
Он родился на свет,
Маленький олененок.

Там, куда улетает
Крик предрассветный кукушки,
Что там? – Далекий остров.

Флейта Санэмори

Храм Сумадэра.
Слышу, флейта играет сама собой
В темной гуще деревьев.

КЁРАЙ (1651–1704)

Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч!

На смерть младшей сестры

Увы, в руке моей,
Слабея неприметно,
Погас мой светлячок.

ИССЁ (1653–1688)

Видели всё на свете
Мои глаза – и вернулись
К вам, белые хризантемы.

РАНСЭЦУ (1654–1707)

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.

Цветок… И еще цветок…
Так распускается слива,
Так прибывает тепло.

Я в полночь посмотрел:
Переменила русло
Небесная река.

КИКАКУ (1661–1707)

Мошек легкий рой
Вверх летит – плавучий мост
Для моей мечты.

Нищий на пути!
Летом вся его одежда –
Небо и земля.

Ко мне на заре в сновиденье
Пришла моя мать… Не гони ее
Криком своим, кукушка!

Как рыбки красивы твои!
Но если бы только, старый рыбак,
Ты мог их попробовать сам!

Заплатила дань
Земному и затихла,
Как море в летний день.

ДЗЁСО (1662–1704)

И поля и горы –
Снег тихонько всё украл…
Сразу стало пусто.

С неба льется лунный свет.
Спряталась в тени кумирни
Ослепленная сова.

ОНИЦУРА (1661–1738)

Некуда воду из чана
Выплеснуть мне теперь…
Всюду поют цикады!

ТИЁ (1703–1775)

За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму!

На смерть маленького сына

О мой ловец стрекоз!
Куда в неведомую даль
Ты нынче забежал?

Полнолуния ночь!
Даже птицы не заперли
Двери в гнездах своих.

Роса на цветах шафрана!
Прольется на землю она
И станет простой водою…

О светлая луна!
Я шла и шла к тебе,
А ты всё далеко.

Только их крики слышны…
Белые цапли невидимы
Утром на свежем снегу.

Сливы весенний цвет
Дарит свой аромат человеку…
Тому, кто ветку сломал.

КАКЭЙ (1648–1716 )

Бушует осенний вихрь!
Едва народившийся месяц
Вот-вот он сметет с небес.

СИКО (1665–1731)

О кленовые листья!
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам.

БУСОН (1716–1783)

От этой ивы
Начинается сумрак вечерний.
Дорога в поле.

Вот из ящика вышли…
Разве ваши лица могла я забыть?..
Пора праздничных кукол.

Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Лишь вершину Фудзи
Под собой не погребли
Молодые листья.

Прохладный ветерок.
Колокола покинув,
Плывет вечерний звон.

Старый колодец в селе.
Рыба метнулась за мошкой…
Темный всплеск в глубине.

Ливень грозовой!
За траву чуть держится
Стайка воробьев.

Луна так ярко светит!
Столкнулся вдруг со мной
Слепец – и засмеялся…

«Буря началась!» –
Грабитель на дороге
Предостерег меня.

Холод до сердца проник:
На гребень жены покойной
В спальне я наступил.

Ударил я топором
И замер… Каким ароматом
Повеяло в зимнем лесу!

К западу лунный свет
Движется. Тени цветов
Идут на восток.

Летняя ночь коротка.
Засверкали на гусенице
Капли рассветной росы.

КИТО (1741–1789)

Я встретил гонца на пути.
Весенний ветер, играя,
Раскрытым письмом шелестит.

Ливень грозовой!
Замертво упавший
Оживает конь.

Идешь по облакам,
И вдруг на горной тропке
Сквозь дождь – вишневый цвет!

ИССА (1768–1827)

Так кричит фазан,
Будто это он открыл
Первую звезду.

Стаял зимний снег.
Озарились радостью
Даже лица звезд.

Чужих меж нами нет!
Все мы друг другу братья
Под вишнями в цвету.

Смотри-ка, соловей
Поет всё ту же песню
И пред лицом господ!

Пролетный дикий гусь!
Скажи мне, странствия свои
С каких ты начал лет?

О цикада, не плачь!
Нет любви без разлуки
Даже для звезд в небесах.

Стаяли снега –
И полна вдруг вся деревня
Шумной детворой!

Ах, не топчи траву!
Там светляки сияли
Вчера ночной порой.

Вот выплыла луна,
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен.

Верно, в прежней жизни
Ты сестрой моей была,
Грустная кукушка…

Дерево – на сруб…
А птицы беззаботно
Гнездышко там вьют!

По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы!

На смерть маленького сына

Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и всё же…

О, если б осенний вихрь
Столько опавших листьев принес,
Чтобы согреть очаг!

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!

В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
Бабочки родились!

Я наказал ребенка,
Но привязал его к дереву там,
Где дует прохладный ветер.

Печальный мир!
Даже когда расцветают вишни…
Даже тогда…

Так я и знал наперед,
Что они красивы, эти грибы,
Убивающие людей!

Урок литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе

Тема урока: "Японская поэзия. Хокку. Рисование в технике суйбокуга»

Цели урока: знакомство с японской поэзией и живописью

Формирование у учащихся универсальные учебные действия;

Личностные УУД: - воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах;

Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов и произведений живописи;

Регулятивные УУД : - менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; - ориентироваться в принятой системе учебных знаков; - оценивать результаты работы;

Познавательные УУД: - познакомить детей с жанром японского поэтического творчества хокку; японской живописью суйбокуга; - ориентироваться в содержании учебника;- находить в тексте ответ на заданный вопрос; - обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; - осознавать смысл незнакомых слов из контекста и иллюстрации учебника; - представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;

Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать других;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать умение работать в парах.

Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, японская инструментальная музыка, аудиозапись чтения хокку на русском языке.

I . Организационный этап.

II . Подготовка к активному усвоению новых знаний.

1) Вступительное слово учителя.

Друзья! Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие.

Из всех необычных стран эта, пожалуй, самая необычная.

Здесь едят не за столом, а на полу. Рыбу не жарят, а едят сырой. Здесь никогда не отмечают свой день рождения, но обязательно празднуют день рождения императора. Здесь никогда не сердятся на детей и очень гордятся, что родились именно в этой стране и благодарят за это небо.

Как вы думаете, что же это за страна?

Да, это Япония.

Давайте узнаем, что интересного есть в Японии.

У вас на листе прикреплены цветные стикеры. Прочитайте, что написано внутри, расскажите друг другу, что вы узнали об этой стране (сначала соседу по парте, некоторые можно озвучить вслух):

Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни.

Япония-страна восходящего солнца, она расположена на востоке.

Она расположена на островах; столица Японии город Токио.

Япония знамения такими увлечениямикак бонсай - выращивание карликовых деревьев, бонсэки - разведение мини-садов, оригами - мастерство складывания фигурок из бумаги.

В 7-8 веках здесь появилось военное сословие самураи . Люди, принадлежащие к этому сословию, бесстрашно бросались на врагов и с улыбкой встречали смерть.

Символом японца является бамбук. Он символизирует выносливого и гибкого японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.

Осенью проходят также праздник любования луной и праздник любования кленовыми листьями.

Все девочки учатся искусству составления букетов икебана;

В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор.

Японцы видят красоту и в самых обычных вещах.

Японцы - вежливый народ. А дети очень уважают своих учителей

В Японии очень часты землетрясения .

Самая высокая и красивая гора - Фудзияма , или Фудзи

Там в гости не ходят без приглашения. Даже к родственниками.

На новогодний праздник дарят ярко-красных кукол Дарума.

В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.

В этой стране распространены также икэбана - традиционное искусство составления букетов.

Символом японского императорского дома являются большие хризантемы . Им посвящен осенний Праздник Хризантемы.

Дети в Японии очень любознательные, они любят изобретать. До 6 лет им все разрешается, а потом их воспитывают очень строго.

Лишь одна шестая часть земли досталась ее жителям, все остальное - горы, покрытые лесами.

Говоря «я», мы указываем на собственную грудь, японец приложит указательный палец к своему носу.

Итак, добро пожаловать в Японию.

III . Работа над новой темой.

Каждый образованный человек в Японии должен уметь красиво, каллиграфически, писать и владеть мастерством стихосложения.

ПОСЛУШАЙТЕ ЭТИ СТИХИ. (Аудиозапись чтения хокку)

Вы узнали эти стихи? Как они называются?

Сегодня на уроке нам предстоит открыть для себя необычный мир японской поэзии. Одним из самых распространенных видов стихосложения являются японские стихи - хокку (хайку ), появившиеся в 17 - 18 вв.

Ребята, сформилируйте и запишете на листе тему урока.

Тема урока : « Японская поэзия. Хокку »

Расскажите, о чем бы вы хотели узнать сегодня и чему научиться на уроке? (Ответы детей)

Весь мир давно признал, что у японцев существует культ красоты. Когда- то давно предки современных японцев верили, что каждый элемент природы имеет душу.

Давайте еще раз посмотрим на эти трехстишия и постараемся открыть некоторые их секреты.

РАБОТА С ПЕЧАТНЫМИ ЛИСТАМИ.

      Прочитайте 1 задание. Что нужно выполнить?

Секреты хокку :

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

М. Цветаева

Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Мацуо Басё

(В хокку 3 строки и нет рифмы или Это трехстишие, стихи не рифмуются ).

      Теперь попробуем определить структуру хокку. Это задание 2.

Прочитайте математическое выражение (5+7+5=17). Это еще один секрет хокку, но только его можно разгадать в тексте, написанном на японском языке.

Мы с вами не владеем японским языком, но можем сравнить фонетическую транскрипцию оригинала с переводом. Посмотрите на таблицу:

Поработайте в парах с оригиналом, обсудите возможные варианты решения. (Ответы детей)

Подсказка:

Сосчитайте строки. (3)

Разделите слова на слоги (или посчитайте гласные). (5+7+5)

Увидим, что в оригинале трехстишие соответвтвует схеме 5+7+5

При переводе количество слогов может меняться. Сосчитайте их.(3+6+3)

Однако суть передается верно.

3) Чтобы понять следующий секрет этих стихов, нам придется обратиться к учебнику «Литературного чтения» (автор В.Ю. Свиридова,4 класс, часть 2, стр.98) + Электронный учебник (www .cm .ru )

Давайте прочтем еще несколько хокку японских поэтов и подумаем над их образами.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ ДЕТЬМИ.

После чтения, детьми дается ответ на вопрос:

Какая тема объединяет эти трехстишия? ______________________ (тема природы).

Если дети затрудняются с ответом, то можно задать наводящий вопрос о том, чем всегда восхищались японцы? (природой)

И не просто природой, а в центре хокку один художественный образ, непременно адресованный к какому-то из четырех времен года , плюс определенное настроение.

ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ стихов и определение времен года и настроения.

Отсюда, оттуда –

Отовсюду они хороши,

Алые клёны. (Бусон)

Время года – осень, подсказка – алые клён, настроение -восхищение.

Видели всё на свете

Мои глаза – и вернулись

К вас, белые хризантемы… (Иссё)

Время года – осень, подсказка – белые хризантемы, настроение -грусть.

Камнем бросьте в меня!

Ветку цветущей вишни

Я сейчас обломил. (Кикаку)

Время года – весна, подсказка – цветущая вишня, настроение - негодование.

Как же это, друзья?

Человек глядит на вишни в цвету,

А на поясе длинный меч! (Кёрай)

Время года – весна, подсказка – цветущая вишня, настроение -удивление.

        Чтобы открыть все секреты японских стихов одного урока очень мало. Поэтому мне очень хочется, чтобы вы дома самостоятельно поработали с Электронным учебником стр.98. Задание «Прочитай вместе со взрослыми»

Познакомьте своих родителей, друзей с хокку, расскажите, что интересного узнали сегодня на уроке.

ФИЗМИНУТКА Игра «Японская школа»

Учащиеся стоят возле парт. В начале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.

IV . Рисование в стиле суйбокуга. Презентация.

1) Вступление

Что нужно уметь человеку, чтобы видеть красоту вокруг себя? (уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в неброских признаках)

Мастера японской поэзии призывали: всматривайтесь в привычное - увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - увидите прекрасное, всматривайтесь в простое - увидите сложное, всматривайтесь в частицы - увидите целое, всматривайтесь в малое - увидите великое!

И поэту, и живописцу в Японии присуще одно и то же понимание природы, но, выделяя в природе одни и те же моменты, они подчеркивали своё отношение к ним.

2) Показ слайдов и рассказ учителя (1-5)

Горные пейзажи Японии, её туманные острова, необыкновенно красивая природа не могут не волновать. Если мы посмотрим произведения мастеров японской живописи, то отметим какую-то необыкновенную силу завораживающего таинства природы. Все не просто изображено, а передано как драгоценность и неповторимость.

Любимые мотивы - горы и воды, цветы и птицы, травы и насекомые. Монохромная или слегка тонированная гамма туши и минеральных водяных красок позволяет создать необыкновенно поэтический, философского содержания пейзаж, в котором художник давал простор своей фантазии.

3) Знакомство со стилем суйбокуга (слайд 6-10).

Живопись тушью (суйбокуга, или суми-э) - китайский стиль, заимствованный японскими художниками в XIV веке. Постепенно адаптируясь к японским вкусам, суйбокуга превратилась в конце XV века в основное направление японской живописи.

Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк.

Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных вариантов, которые китайцы давным-давно признали "цветами" туши. Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью.

4) Рисование тушью картины (слайд 11-16)

5) Выставка работ.

V . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового узнали? Что вас удивило? Взволновало?

Наш урок заканчивается. Я благодарю вас за работу, думаю, что ваши творческие работы заслуживают наивысшей оценки.

Закрасьте на шкале трудности соответствующий кружок. Кому было очень трудно? Кому очень легко? Поставьте флажок на покорённой вершине гор творчества. Кто поставил на самую высокую вершину? Почему?

2 вариант

Взгляните: Это ветка сакуры. Но на ней нет цветов. Цветы лежат у вас на столах. Если вы довольны сегодняшним уроком, если он оставил какой-то след в вашей душе, прикрепите цветы к этой ветке. Пусть произойдет чудо, и она расцветет на ваших глазах.

VI . Организация домашнего задания.

По выбору: найти и принести на урок хокку других японских поэтов или попробовать сочинить своё хокку на любую тему. Изобразить созданный поэтом (или вами) образ рисунком.

Литература.

    Бабочки полет: японские трехстишия. М.: Лабиринт Пресс, 2002.

    Барчева Т.Ф. В стране восходящего солнца // Читаем, учимся, играем. -2003. - № 4.

    Басё. Лирика. Минск: Харвест, 2008.

    Владимирова Н. Путешествие в страну восходящего солнца // Литература. - 2004. - № 45.

    Гордеева И.П. Цветение сливы // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 6.

    Дегтяренко Н.М. Здравствуй, Япония! // Читаем, учимся, играем.- 2003. - №

    Детская энциклопедия. 2001. - № 10.

    Каратеева Т. Поэзия Востока // Литература.- 2002. - № 42.

    Ковальская М.В. Страна восходящего солнца // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 6.

    Картинки, плывущие мимо // Эскиз. - 2005. - № 8.

    Малютин Н. Неужели японцы думают по-другому? Да! // Всемирный следопыт. - 2001. - № 3.

    Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации. / Гл. ред. М.Аксенова. М. Аванта +. 2003.

Приложение 1.

Рабочий лист ребенка

Ф.И. ____________________________________

Тема урока : __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Секреты хокку :

    Расставь рифму в стихах. Сравни их. Сделай вывод.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

М. Цветаева

Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Мацуо Басё

Вывод: ___________________________________________________

    5+7+5=17

    Работа с учебником «Литературное чтение», автор В.Ю.Свиридова, стр. 98. Прочитайте хокку и ответьте на вопрос.

Какая тема объединяет эти трехстишия? _________________________

Приложение 2.

Японские трехстишия - хокку

Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Мацуо Басё

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Рансэцу

Долгий день напролет
Поет - и не напоется
Жаворонок весной.
Мацуо Басё

Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.
Мацуо Басё

Утка прижалась к земле.
Платьем из крыльев прикрыла
Голые ноги свои:
Мацуо Басё

Ночная тишина.
Лишь за картиной на стене
Звенит-звенит сверчок.
Мацуо Басё

Тихо, тихо ползи
Улитка по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса

Видели все на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы.
Косуги Иссе

По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы!
Кобаяси Исса

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Кобаяси Исса

Вишни в весеннем расцвете.
Но я - о горе! - бессилен открыть
Мешок, где спрятаны песни.
Мацуо Басе

О ветер со склона Фудзи!
Принес бы на веере в город тебя,
Как драгоценный подарок.
Мацуо Басё

    Гости в классе у нас!

Приходите еще…. (Мы вам так рады!

Конспект урока Литературы в 7 классе

Гаврилова Н.Е.

Тема урока: Японское хокку. Особенности жанра. Мацуо Басё.

Тип урока: мастерская построения знаний с элементами творческого письма.

(материал рассчитан на 2 академических часа)

Цель урока:

Познакомить учащихся с особенностями жанра хокку, формировать умение анализировать лирическое произведение, дать краткие сведения о жизни и творчестве Мацуо Басё.

Воспитательные и развивающие задачи урока:


  1. Познакомить учащихся с элементами национальной культуры Японии.

  2. Развивать творческие способности учащихся.

  3. Нравственное воспитание учащихся в духе общечеловеческих идеалов, таких как добро и красота.

  4. Эстетическое воспитание учащихся посредством разных видов искусства (литературы, живописи, музыки).

  5. Создание условий для формирования способности к успешной социализации в обществе (формирование навыка самостоятельного приобретения знаний, развитие риторических навыков и навыков публичного выступления, побуждение детей к высказыванию личного, обязательного аргументированного суждения, расширение словарного запаса учащихся).
Материальное обеспечение урока : раздаточный материал, дидактический материал, компьютерная презентация, листы бумаги А4, карандаши, фломастеры и маркеры цветные, музыкальное оформление.

Методы работы: эвристическая беседа, работа с литературоведческой статьей, РР работа с ассоциативным рядом слов, анализ лирического произведения, РР творческое письмо.

Ход урока:


  1. Организационный момент

  1. Работа с раздаточным материалом

  • Каждый ученик выбирает листок с напечатанным текстом хокку. Материал дается без указания автора, жанра произведения.

  • Переписать текст на лист А4

  • Прочитайте вслух (2-3 ученика). Что это? На что похоже? (на стихотворение)

  • Работа с ассоциативным рядом слов.
Слова А.Блока на стенде: «…Стихотворение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды…»

Задание 1: найдите в тексте, выбранном вами такие слова. Подчеркните эти слова. Прочитайте.

Задание 2: теперь из этого ряда слов выберите одно, наиболее важное, по вашему мнению.

Задание 3: к данному слову подберите слова-ассоциации (10-15 слов) Прочитайте.

Задание 4: напишите рядом слово Я. Запишите слова, относящиеся к разным частям речи, которые могут связать эти 2 слова. Есть важные, значимые слова, а есть случайные. Выберите (подчеркните) самое важное 1 слово. Этот материал вам позже понадобится для написания творческой работы.


  • Какой основной вопрос был в ваших мыслях, когда вы читали эти тексты?
(Что это?)

Прозвучали непривычные для вас стихи.


  • Чем они необычны?
(всего 3 строки, нет рифмы, стихи непонятные, странные)

  • О чем вы думали, когда слушали эти стихи?

  • Какие картины появлялись в вашем воображении?

  • Каковы ваши предположения, что это? Относятся ли эти произведения к русской литературе?

  1. Толкование понятия
Короткое лирическое стихотворение, состоящее из трех строк, является национальной японской поэтической формой и называется ХОККУ или ХАЙКУ. Все хокку, которые получили вы написаны самым известным автором – Мацуо Басё.

Именно благодаря Басё хокку стали популярными в Японии с 17 века. Каждое стихотворение организовано по определенным законам: в каждом только три строки из семнадцати слогов (5-7-5 слогов). Хокку не имеет рифмы и строится на основе одного поэтического образа, одной детали, мысли и при этом таят в себе много неожиданного. Оно зовет нас вдуматься в смысл строк, почувствовать красоту, открыть внутреннее зрение и внутренний слух. Ведь многое скрыто, недоговорено.

1-ая строка в хокку рисует нам общую картину, созерцаемую автором.

2-ая строка обращает наше внимание на то, что привлекло внимание самого поэта.

3-я строка – это след, который оставила картина в душе художника.


  1. Показ слайдов(№1 - №6 с комментариями)

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие и побываем «В гостях у вишневых цветов». Речь пойдет о Японии- Стране Восходящего Солнца, ее традициях и поэзии (слайд № 1,№ 2).

По легенде (слайд 3), Япония образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Древняя история и экзотика страны неудержимо влечет к себе европейцев. Но чем ближе они знакомятся с Японией, тем больше понимают, насколько необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Суетливые европейцы постоянно попадают здесь в странные ситуации. Например, только в Японии, возможно такое: вы возвращаетесь в гостиницу и спрашиваете портье:

- Мне звонили?

- Кто?

- Никто.

Иначе администратор-японец ответить не мог: сказать сразу, что никто не звонил – это серьезно обидеть, даже оскорбить вас, раз в течение целого дня вы были никому не нужны. Эта ситуация дает вам ключ к пониманию японского этикета (слайд № 4):


  • всегда следует заботится о чувстве собственного достоинства даже незнакомого человека;

  • с особым уважением относится к старшим, даже если они не правы;

  • быть внимательным к людям и природе;
Любого японца с детства учат посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы, барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в трудные минуты жизни «перелистать» их, словно старые фотографии, на которых мы всегда моложе и счастливее. И тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше. Наверное, именно в такие мгновения рождаются стихи:

Первый снег под утро.

Он едва-едва пригнул

Листики нарцисса.
В гостях у вишневых цветов

Я пробыл ни много ни мало

Двадцать счастливых дней!
Басё

Учитель: необычно в Японии все, например японский дом (слайд № 5)
1-й ученик : и природа в Японии по-особому сурова, но прекрасна. Гигантские волны тайфунов сметают все на своем пути; пожары безжалостно губят легкие домики; практически ежедневные толчки землетрясений дали Японии второе название – Страна Огнедышащих Гор. Близость опасности, смерти, породила идеал японского характера – это невозмутимость, умение запрятать глубоко внутрь обиду, страх, гнев, раздражение и даже … радость. В скорбных стихах лишь намек на истинную силу горя.

Поник головой до земли.

Словно весь мир опрокинут вверх дном,-

Придавленный снегом бамбук.

Басё («Отцу, потерявшему сына»)

Таки образом, хокку могут быть не только яркие и красочные, светлые и радужные, но и печальные, даже скорбные. Все зависит от того какие чувства и эмоции переполняют душу поэта.

2-й ученик : в Японии чтят и древние традиции (слайд № 6). В Японии не принято перекладывать свои проблемы на плечи других. А вот любоваться наиболее поэтическими явлениями природы лучше коллективно: всей семьей, целым городом. Зимой прекрасен первый снег, весной принято любоваться цветением сливы, вишни, осенью – огненно-красной листвой горных кленов.

Любовь к природе в Японии выливается в совместное действие – созерцание прекрасного. Культ красоты – национальная черта японцев. В Японии существуют три важнейших понятия, связанных с созерцанием природы:

ХАНАМИ- любование цветами

ЦУКИМИ – любование луной

ЮКИМИ- любование снегами
У японцев есть праздник, которого нет ни у одного народа в мире. Он так и называется Ханами. Весной в определенный, особый день в четыре часа утра все японцы приходят в сад к дереву сакуры – дикой вишни, чтобы увидеть. как медленно, постепенно вслед за солнечным лучом раскроются прекрасные цветы вишни и окрасят это утро розовым цветом. Каждый человек стоит под огромным и великим небом, наблюдая изумительное цветение сакуры, и думает: «Как прекрасна Земля! Какое это счастье, что я живу на этом свете! Но как быстро все проходит… Облетят лепестки вишни…»

(Сакура – японское название декоративного вишневого дерева. Известный символ японской культуры, с давних пор почитаемое японцами растение).
3-й ученик: а еще у японцев принято любоваться самой красивой в году луной. Одно из лучших мест для этого – храм Дайгаку-дзи в Киото. Уже в половине шестого вечера, до наступления темноты, из-за горы за озером поднимается неправдоподобно большая, круглая, выкованная из неровного золота луна.


  1. Показ картины японского художника. Обратите внимание на краски!
В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень.

Белеет свежий срез.


  1. Закрепление материала

  • Задание: прочитайте литературоведческую статью и приготовьтесь назвать самые важные ее положения.

  • Учащиеся называют главные положения статьи.

  • Работа с текстом Басё по вопросам, данным в статье.

Вывод: итак, в японском хокку всего в нескольких словах поэт создает картину, которую читатель домысливает, дорисовывает в своем воображении, а затем эта картина настраивает на самые разные размышления. Чаще всего это размышления о смысле человеческой жизни, о природе. Каждое хокку окрашено неповторимым живым чувством.


  1. Работа со слайдами № 7-№ 11

  • Чем схожи и чем отличаются текст русского поэта и текст японского автора?

  • Почему принцип 17-ти слогов (5-7-5) не всегда сохраняется?
(Это же переводы! К тому же японские слова, как правило длиннее наших. Например, сверчок – персонаж, часто встречающийся в хокку, - по-японски звучит как «кирикирису». Таким образом одно японское слово займет целую строку стихотворения).

  • Знакомо-ли вам слово ИКЕБАНА? Что оно обозначает?
(Использование наглядности)

  • Какие черты японского миросозерцания и эстетики отражает искусство Икебана?

  • Посоревнуемся с поэтом. Вставьте слова и выражения, пропущенные в строчках хокку. Обоснуйте свое решение, сравните с оригиналом.

  1. Творческая работа

Учитывая все то, что вы узнали на уроке, попробуйте создать сой текст. У вас уже подготовлен материал. Есть цепочка слов, цепочка образов. Попробуйте посоревноваться с японскими поэтами. Может у вас тоже получится хокку?

Можно ли выразить то, что вы хотите сказать в рисунке? Можете к тексту нарисовать картинку.

Дети работают 5-7 минут под звучащую японскую национальную музыку «Вечность».


  1. Чтение текстов и просмотр рисунков.

  2. Оценки. Выводы. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание (слайд № 12).

  • Что узнали нового? Чему научились?

  • Что особенно запомнилось?

  • Что понравилось вам на уроке и что запало в душу?

  • Что общего в японской и в русской поэзии?

  • У кого будет еще желание написать хокку?
Попробуйте в нескольких строчках передать:

  • Нетерпеливое ожидание

  • Светлую грусть

  • Непонятный страх

  • Радость встречи
(Можно дать задание по вариантам, по группам)
Не забудьте об использовании ассоциативного ряда. Например, для передачи состояния тревоги подойдут такие словосочетания:

шум ветра, быстро бегущие тучи, стук сердца, оборванные лепестки.

Можно написать и шуточные хокку. Желаю вам, ребята, творчества и вдохновения.
В конце урока звучит классическая японская музыка «Цветущая вишня».