Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Синтаксические нормы русского литературного языка

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

Синтаксические нормы регулируют как построение отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный . Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое: Студентыпишут лекцию .

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения – движения мысли от известного (темы) к новому (реме). Сравним: Редактор прочитал рукопись. – Рукопись прочитал редактор.

Изменения в порядке слов называется инверсией. Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки. Обычно инверсия используется в художественных произведениях: Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А.С. Пушкин). Возможна и так называемая неоправданная инверсия – нарушение порядка слов в ущерб содержанию: Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (только: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами ). Неоправданную инверсию следует устранять путём использования прямого порядка слов.

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Однако существуют и трудные случаи координации, в частности координации сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным словосочетанием.

Правила координации сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным словосочетанием
Сказуемое ставится в форме
единственного числа, если: множественного числа, если:
· подлежащее следует за сказуемым: В организации конференции приняло участиедесять студентов ; · в состав подлежащего входит неодушевлённое существительное: Десять книглежало на столе; · в состав подлежащего входит числительное один : Двадцать один километрбыл преодолён за полчаса; много, немного, мало, немало, несколько, сколько : В озере за деревней водилосьмного рыбы ; · сказуемое обозначает пассивное действие и выражается кратким страдательным причастием: За день было собраноболее десяти тонн картофеля ; · в состав подлежащего входят слова лет, месяцев, дней, часов : Шесть летпрошло с тех пор ; · в состав подлежащего входят слова со значением неопределённого количества (масса, уйма, пропасть, бездна ) или имена существительные тройка, сотня, пара : Тройка лошадейстояла у крыльца. · подлежащее включает в свой состав количественные числительные два, три, четыре или собирательные числительные двое, трое, четверо : Двое друзейвстретились после долгих лет разлуки. Три ученикаотсутствовали на уроке истории; · подлежащее, обозначающее одушевлённый предмет, употребляется с именами числительными или со словами несколько, большинство : Большинство учеников нашего класса проведут каникулы в городе; · сказуемое обозначает активное действие лица или предмета, указанного в подлежащем: Два самолеталетели в небе параллельно друг другу.


Согласование определений с определяемым словом

Определение, выражающее характеристику предмета, чаще всего выражается прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом в роде, числе и падеже. Мы обратимся к трудным случаям такого согласования.

1) Определение + количественно-именное сочетание. В таких случаях важна позиция, которую занимает определение!

· Если определение впереди счётного оборота, то оно употребляется в форме именительного падежа: последние два года, новые пять писем, молодые три девушки .

· Если определение внутри счётного оборота, то в родительном падеже оно употребляется, если стоит перед существительным мужского и среднего рода, если перед существительными женского рода – в форме именительного падежа: два последних года, пять новых писем, три молодые девушки .

2) конструкция «Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты)»:

· существительное употребляется в форме единственного числа, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер: В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис .

· существительное употребляется во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений: Биологический и химический факультеты . Любительский и профессиональный турниры .

3) конструкция «Определение + однородные существительные»: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию: Русская литература и искусство. Способные ученик и ученица .

4) конструкция «Определение + существительное с приложением»: определение согласуется главным словом (то есть с существительным): новый вагон-лаборатория.

Согласование приложений с определяемым словом

Приложения имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность). По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным:

1) приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване -кровати .

2) распространенные приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с определяем словом: в газете «Рабочий край», на фабрике «Коммунарка».

Изменяется норма, связанная с согласованием географических названий. Сегодня можно согласовывать с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия : В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии .

Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими названиями: В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера .

Особенности употребления однородных членов

Есть свои правила в построении предложений с однородными членами:

1) Нельзя делать однородными членами неоднородные по смыслу слова. Не правильно : К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека .

2) Нельзя делать однородными членами слова с родовым и видовым значением. Не правильно : Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3) Нельзя делать однородными членами лексически и грамматически несочетаемые слова, для которых характерны разные нормы управления. Не правильно : Высказаны пожелания и выводы (только: Высказаны пожелания и сделаны выводы ). Контролировать и руководить работами (только: Контролировать работы и руководить ими ).

4) Нельзя делать однородными членами грамматически и синтаксически разные слова (разные части речи, слово и часть сложного предложения). Не правильно : Книги помогают нам в учёбе и вообще узнавать много нового (только: Книги помогают нам в учёбе, дают возможность узнавать много нового ). Не правильно : Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (только: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро будут ).

5) Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом: Сведения получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

Употребления причастного и деепричастного оборотов

Необходимо соблюдать правила построения предложений с причастным и деепричастным оборотом:

1) Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. Не правильно : Выполненный план заводом (только: план , выполненный заводом или выполненный заводом план ).

2) Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым – в форме времени. Не правильно : Он пошёл по пути, проложенным его отцом (только: проложенному ). Не правильно : Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (только: выступивший ).

3) Причастия не могут иметь формы будущего времени и не сочетаются с частицей бы . Не правильно : Студент, сумеющий скоро получить диплом . Не правильно : Планы, нашедшие бы поддержку руководства .

В случае затруднения в коррекции предложения с причастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным определительным (с союзным словом который ).

При построении предложений с деепричастным оборотом следует помнить, что:

1) Действия сказуемого и деепричастия выполняются одним субъектом. Не правильно : Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа (только: когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа ).

2) Деепричастный оборот не должен присоединяться к безличным и страдательным конструкциям. Не правильно : Открыв окно, мне стало холодно (только: открыв окно, я замерз ).

В случае затруднения в коррекции предложения с деепричастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным обстоятельственного значения (с союзами когда, если, потому что ).

Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Виды ошибок,

примеры нарушения синтаксических норм, некоторые правила

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (описывать о происшествии , оплатить за билеты)

Правило

Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?)

Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом (о ком? о чём?)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым . (Все , кто опоздал, извинился .

Правило

Подлежащее и сказуемое должны употребляться в одной и той же форме! (Правильный вариант: Все , кто опоздал, извинились .)

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. ( В картине «Спящем пастушке» Венецианов передал всю прелесть русской природы.)

Правило

Несогласованные приложения, выраженные именами собственными (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д.) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени нарицательного (в романе «Война и мир»). Если же нарицательное существительное отсутствует, то имя собственное изменяется (в «Войне и мире»).

· Неправильное построение предложения с косвенной речью .

(Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».)

Правило

В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются только местоимения третьего лица. (Правильный вариант: Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему».)

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Правило Вариант с ошибкой Исправленный вариант
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами (не только, … но и; если не…, то; как…, так и) В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
Нельзя пропускать предлог, если он отличается от других предлогов, употреблённых при однородных членах. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное Она была красивая и счастлива Она была красивая и счастливая. Она была красива и счастлива.
Нельзя объединять глаголы, имеющие общее дополнение, которое должно употребляться с ними в разных падежах. Он обратился и получил помощь. Он обратился за помощью и получил её.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. (Поднявшись на гору, стало очень холодно. Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа.)

Правило

Действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, должны выполняться одним лицом. (Правильный вариант: Поднявшись на гору, я почувствовал, что стало холодно. Проезжая мимо станции, я потерял шляпу.)

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. (Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф. Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение.)

Правило

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом. (Правильный вариант: Браконьерам, нарушающИМ закон, грозит серьёзный штраф.)

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот. (Правильный вариант: Причалившая к берегу лодка вызвала подозрение.)

Ошибка в построении сложного предложения (Геральт рассказывал о прошлом и когда он был ещё юным ведьмаком. Мы обращаемся со своей проблемой к Ирине Ивановне, которая не может не волновать всех нас.)

1. Порядок слов в предложении.

2. Согласование подлежащего со сказуемым.

3. Согласование определения с определяемым словом.

4. Норма управления.

5. Недочеты в построении простых предложений и их устранение.

6. Недочеты в построении сложных предложений и их устранение.

На высшем языковом уровне - синтаксическом - при построении предложения допускается много речевых ошибок. Посмотрим, с чем они связаны.

1. ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

В русском языке порядок слов свободный. Он может быть как прямым, так и обратным - в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Вечерняя заря в пучине догорала (прямой - конверсия). Над мрачной Эльбою носилась тишина (обратный - инверсия) (А. С. Пушкин).

Несмотря на свободный порядок слов, варьирование не может продолжаться до бесконечности, так как второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. Это же относится и к служебным словам. Нарушение этого правила ведет к появлению, например, таких предложений: Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала . Или таких: Стальная стрела, подвластная воле «хозяина», наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх.

2. СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО СО СКАЗУЕМЫМ.

1) Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось, например, такое предложение: Детвора благодарны шефам за подарок.

2) При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже(типа большинство учеников ), а также при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек), сказуемое может быть как форме единственного , так и в форме множественного числа.

Единственное число употребляется в том случае, если:

Существительное обозначает неодушевленные предметы или животных (ряд столов стоял, прошло сто лет);

При подчеркивании пассивности действующих лиц (большинство учеников отсутствовало , двадцать человек стояло в стороне, НО: часть студентов сдали экзамены, десять детей бежали по стадиону).

При составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря выходят , НО: Тридцать один богатырь выходит ).

Множественное число употребляется в том случае, если в высказывании подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин)

3) Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят словамного, мало, немного, только, лишь.

Уже много учеников посетило эту выставку.

4) Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться как форме единственного, так и в форме множественного числа. При этом множественное число подчеркивает равноправность и активность действующих лиц. Ср.: Муж с женой пошли в театр и Муж с женой пошел в театр .

5) При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование, потому что сказуемое согласуется с определяемым словом. На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришел первым. НО: «Жигули » пришли первыми; Директор школы Фролова ушла на собрание.

6) Сложности вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими. При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном - сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих. Ср.: Её судьба, ее конец Непроницаемою тьмою От нас закрыты (А. С. Пушкин); и Погиб и кормщик и пловец (А. С. Пушкин).

СОГЛАСОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ

1) Определение при существительном общего рода ставится в форму женского и мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным. Маша - большая сластена. Миша - большой сластена.

2) Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома? Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относится к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форму родительного Четыре новых автомобиля сошли с конвейера. Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа. Три углубленные в земле И мхом поросшие ступени... (А. С. Пушкин). Определение, стоящее перед числительным два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в форме именительного падежа. На них он выменял борзые три собаки (А. С. Грибоедов). Исключение составляют прилагательные целый, добрый, полный . Целых два дня, полных три недели...

4. НОРМА УПРАВЛЕНИЯ

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор предлога и падежа, поэтому необходимо помнить следующее:

Предлоги благодаря, вопреки, согласно употребляются с дательным падежом имени существительного (согласно приказу) .

Предлоги В - НА и их антонимы ИЗ - С могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде - ехать на поезде .

Предлог В употребляется с названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств, учебных заведений, территорий с ограниченным пространством: в Туле, в Индии, в техникуме и т. д.

Предлог НА употребляется с названиями гор, предприятий, при обозначении территорий (без ограничения пространства): на Алтае, на почте и т. д.

Предлог БЛАГОДАРЯ употребляется только с названиями причин, вызывающих положительный результат: благодаря помощи товарищей .

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления: беспокоиться о ком-нибудь - тревожиться за кого-нибудь .

Некоторые глаголы имеют при себе одновременно два дополнения, и выбор нужного падежа зависит от смысла: обеспечить кого (что) чем - обеспечить кому (чему) что (ср.: обеспечить школьников учебниками - обеспечить больному хороший уход ).

Следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание высказывания. Такой недочет называется «нанизывание падежа»: Дом кучера жены плотника брата доктора . Помните, что нормы РЛЯ допускают употребление не более чем трех слова подряд в одной форме.

5. НЕДОЧЕТЫ В ПОСТРОЕНИИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ

Наиболее часто в простых предложениях встречаются следующие виды нарушений синтаксических норм:

1) Использование в качестве однородных членов предложения полной и краткой формы прилагательных (она красивая и умна) , существительного и инфинитива (Главным занятием этого племени было выращивание батата и изготавливать из плодов саговой пальмы муку.) , обстоятельства, выраженного существительным, и деепричастного оборота (Экологические проблемы носят уже столь глобальный характер, что могут решаться только во всемирном масштабе и рассматривая Землю как целостную открытую систему.)

2) Неправильное присоединение деепричастного оборота. Деепричастный оборот, обозначающий добавочное действие, по отношению к основному, выраженному сказуемым, должен относиться к этому сказуемому и иметь с ним одного и того же деятеля, названного подлежащим. Проезжая мимо станции и глядя на природу в окно , у меня слетела шляпа. ПРАВИЛЬНО: Когда я проезжал мимо станции и глядел на природу в окно, у меня слетела шляпа.

3) Неправильное присоединение причастного оборота. Следует помнить, что причастный оборот необходимо располагать близко к определяемому слову, ориентируясь при этом на род, число и падеж этого слова для правильного выбора окончания причастия. Одним из основных требований является возможность управления приложениями, работающих в сети реального времени. ПРАВИЛЬНО: Одним из основных требований является возможность управления приложениями, работающими в сети реального времени. Математическая модель включала в себя систему уравнений, описывающая турбулентное течение газа. ПРАВИЛЬНО: Математическая модель, описывающая турбулентное течение газа, включала в себя систему уравнений.

6. НЕДОЧЕТЫ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ.

Наиболее часто в сложных предложениях встречаются следующие виды нарушений синтаксических норм:

1) «Нанизывание» придаточных предложений с одинаковыми союзами. Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были всегда одни пятерки и чтобы все учителя были добрыми.

2) Неправильное преобразование прямой речи в косвенную. Нельзя забывать, что при таком преобразовании должна меняться форма местоимения. Сосед по парте спросил: «Кто пойдет со мной в кино?»; Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной (НУЖНО: с ним) в кино.

3) Неправильное построение сложного предложения с личным местоимением. Следует помнить, что личное местоимение относится к последнему употребленному перед ним существительному. Витя и Саша завели разговор, и он обещал еще прийти. ПРАВИЛЬНО: Витя и Саша завели разговор, и Витя (или Саша) обещал еще прийти.

Синтаксические нормы русского литературного языка

1. Понятие синтаксической нормы

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

2. Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое:

Пример:

Студенты пишут лекцию.

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения – движения мысли от известного (темы) к новому (реме).

Пример:

Сравним: Редактор прочитал рукопись. – Рукопись прочитал редактор.

Изменения в порядке слов называется инверсией.

Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки.

Обычно инверсия используется в художественных произведениях:

Пример:

Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А.С. Пушкин).

Возможна и так называемая неоправданная инверсия – нарушение порядка слов в ущерб содержанию:

Пример:

Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (только: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами).

Неоправданную инверсию следует устранять путём использования прямого порядка слов.

3. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Однако существуют и трудные случаи координации. Обычно в таких случаях подлежащее имеет сложную структуру – в него входит несколько слов.

1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т.д.) Единств. число (подчеркивает общность, а также для числительных на 1). Множественное число (указывает на отдельность предметов).

Пример:

В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять студентов.

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество) Единств. число
(подчеркивает общность, также для числительных на 1, также часто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова только, лишь, всего).
Множественное число (указывает на отдельность предметов). 3. Однородные подлежащие. Единственное число (однородные подлежащие соединяются предлогом С). Множественное число (однородные подлежащие соединяются союзом И).

Пример:

Спортсмен и тренер отправились на соревнования.
Директор с сотрудниками института подготовил этот проект.

4. Существительное + приложение. Согласуется с главным словом (то есть с существительным).

Пример:

4. Согласование определений с определяемым словом

Определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа.

1) Определение + счётный оборот (= числительное + существительное).
Важна позиция, которую занимает определение!

Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа.

Пример:

последние два года, новые пять писем, молодые три девушки

Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже:

Пример:

два последних года, пять новых писем, три молодые девушки

2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

Существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер:

Пример:

В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.

Существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений:

Пример:

Биологический и химический факультеты.

Любительский и профессиональный турниры.

3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию:

Пример:

Русская литература и искусство.
Способные ученик и ученица.

4) Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным):

Пример:

новый вагон-лаборатория

5. Согласование приложений с определяемым словом.

Приложения имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность ). По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным:
1) приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване-кровати.
2) приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с определяем словом:

Пример:

в газете «Рабочий край».

Изменяется норма, связанная с согласованием географических названий.
Можно согласовывать с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия :

Пример:

В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии.

Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими названиями:

Пример:

В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.

6. Особенности употребления однородных членов

1) Нельзя делать однородными членами неоднородные по смыслу слова.

Пример:

Неправильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.

2) Нельзя делать однородными членами слова с родовым и видовым значением (только: род → вид!).

Пример:

Неправильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3) Нельзя делать однородными членами лексически и грамматически несочетаемые слова.

Пример:

Неправильно: Высказаны пожелания и выводы (только: Высказаны пожелания и сделаны выводы).
Контролировать и руководить работами (только: Контролировать работы и руководить ими).

4) Нельзя делать однородными членами грамматически и синтаксически разные слова (разные части речи, слово и часть сложного предложения).

Пример:

Неправильно: Книги помогают нам в учёбе и вообще узнавать много нового (только: Книги помогают нам в учёбе, дают возможность узнавать много нового).
Неправильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (только: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро будут).

5) Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом.

Синтаксические нормы - это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций,

предусмотренных системой языка. Наиболее тесно этот вид норм связан, конечно, с синтаксическим строем языка, но он обнаруживает связи и с морфологическим строем, и с лексикой.

Начальное понятие о синтаксических нормах дают примеры их нарушения. Приведем наиболее простые примеры: * отзыв на статью ; *рецензия о спектакле ; *характеристика на ученика . Во всех трех словосочетаниях наблюдаем неправильное управление: существительное отзыв должно управлять не винительным падежом с предлогом на , а предложным с предлогом о (отзыв о статье ), а существительное рецензия - наоборот {рецензия на спектакль ); существительное характеристика должно управлять родительным падежом без предлога {характеристика ученика).

Каждый взрослый человек, для которого русский язык - родной, как правило, вполне удовлетворительно владеет законами построения словосочетания и предложения и не допускает, в частности, ошибок в управлении (например, он не скажет * Садитесь за машину вместо Садитесь в машину, не напишет * Книга под жизнь художника вместо Книга о жизни художника и т.п.). Но в строе языка есть такие участки, где разные - иногда близкие, даже синонимичные - модели синтаксических конструкций вступают в отношения конкуренции, и часто одна модель, стремясь вытеснить другую, встречается с серьезным сопротивлением. В результате возникают колебания, и говорящий (пишущий) испытывает трудность: он не знает, какой из двух - а иногда и больше - вариантов ему выбрать. Кроме того, иногда медвежью услугу говорящему или пишущему оказывают аналогии, которыми язык буквально пронизан: например, слова отзыв и отклик близки по смыслу, но обладают разным управлением {отозваться можно о чем-либо , а откликнуться - на что-либо). Ошибочное словосочетание *отзыв па статгяо - результат как раз таких колебаний, вызванных действием аналогии и незнанием говорящего или пишущего, какой из двух вариантов, представляющихся ему одинаково возможными, является правильным.

Именно в таких случаях вступают в действие синтаксические нормы, предписывающие, какой вариант следует избрать.

Однако не следует думать, будто синтаксические нормы - это всего лишь правила построения предложений и словосочетаний в сложных, вариантных случаях. Ведь можно построить множество предложений, не нарушив ни одного закона синтаксической системы, но при этом явно отступив от норм и вызвав незапланированный эффект - чаще всего комический, хотя бывает и так, что фраза против воли автора становится двусмысленной, неудобопонимаемой или даже бессмысленной. В подобных случаях также приходится говорить о нарушении синтаксических норм.

Рассмотрим для примера одну фразу из школьного сочинения:

*На Дунае стоит крепость , а на крепости стоит Ярославна.

Действительно, в этой фразе с точки зрения собственно синтаксиса все правильно, ни один закон построения синтаксических конструкций здесь не нарушен: подлежащие согласованы со сказуемыми, порядок слов верен, предложно-падежные формы существительных-обстоятельств выбраны безошибочно. Но вот с точки зрения синтаксических норм в этом предложении далеко не все благополучно: не случайно при чтении возникает комический эффект, к которому автор нисколько не стремился. Этот эффект вызван несколькими причинами, которые будут рассмотрены далее.

Чтобы овладеть синтаксическими нормами, недостаточно просто научиться правильно строить словосочетания и предложения; необходимо учитывать значение конструкции, связи синтаксиса и лексики, синтаксиса и морфологии. Очень часто, разбирая то или иное нарушение синтаксических норм, приходится убеждаться в том, что в неудачной фразе не столько нарушены законы синтаксиса, сколько не учтено его взаимодействие с лексикой и морфологией. А взаимодействие это бесконечно многообразно, потому что лексика языка практически неисчерпаема, да и разнообразие морфологических форм и синтаксических моделей в русском языке весьма велико.

Нарушения синтаксических норм можно разделить на две категории:

  • 1) нарушения правил построения синтаксических конструкций в сложных случаях, связанные с наличием вариантов в строе языка;
  • 2) грамматически правильно, но неудачно построенные конструкции, вызывающие нежелательный побочный результат (двусмысленность, непонимание, комический эффект и т.п.).

Нетрудно догадаться, что если нарушения первого типа можно описать достаточно полно, даже задать списком, то сколько-нибудь полное перечисление неудач второго типа принципиально невозможно. Именно это и побудило некоторых ученых предложить еще одно понятие, которое должно существовать наряду с понятием синтаксической нормы, не смешиваясь с ним: это понятие нормализации. Нарушения второго типа, в которых обнаруживаются не столько прямые отступления от законов языкового строя и синтаксических норм, сколько неудачное использование языковых средств в пределах синтаксической конструкции, являются как раз объектом нормализации.

Дальнейшее изложение в этом разделе будет построено в соответствии с разграничением двух типов нарушений синтаксических норм: сначала будут описаны те участки, синтаксического строя русского языка, для которых характерны колебания и наличие вариантов, затем - нарушения второго типа.