Мастер, ученик, подмастерье в средневековом городе. История Средних веков

«Самым важным завоеванием городов было признание свободного состояния за всеми гражданами.

Во Франции вольные города получили название «буржуазных» от слова «бург» - укреплённый город (право возводить укрепления было здесь непременным признаком свободы). Никто не мог предвидеть, конечно, какое значение приобретёт это слово в дальнейшем. Другим непременным признаком вольного города был свободный рынок. «Если крепостной, - говорилось в городских грамотах, - проживёт год и один день в стенах города и если за это время господин не предъявит на него права, то он получает навсегда полную свободу».

Распространённая поговорка гласила: «Воздух города делает человека свободным». В целях защиты от разбойничьего дворянства, а также для более равномерного несения городских тягот население городов объединялось в союзы. Ремесленники создавали цехи, купцы - гильдии.

Во Франции объединения ремесленников назывались «мастерствами», в Англии - «гильдиями». Средневековый цех - это союз ремесленников одной и той же профессии, союз мастеров. Каждый член цеха работал у себя на дому. Вмешательство цеха в производственную деятельность было активным и постоянным, но ограничивалось установлением правил и условий производства и продажи товаров, а также контролем за исполнением этих правил.

Слово «цех» порождает нередко совершенно неверные ассоциации с цехом нынешним. Между ними - ничего общего, кроме названия.

Свой «цех» имели и проститутки (в Париже, Франкфурте-на-Майне и других городах).

Внутри цеха не было разделения труда, оно существовало между цехами. Каждый мастер изготовлял товар от начала до конца. Он обязан был уметь сделать сам и весь необходимый ему инструмент.

Каждый цех следил за тем, чтобы никто другой не вторгался в его область. Столяр не мог делать замок для шкафа, это было делом слесаря.

Стремясь избежать губительной конкуренции, ибо число заказов было ограничено сравнительно небольшим спросом (деревня почти ничего не покупала на рынке), цехи наблюдали за тем, чтобы ни один мастер не работал дольше обычного времени, не имел большего числа подмастерьев и учеников, чем другие, не покупал большего количества сырья, чем было разрешено уставом цеха, и чтобы качество товара и цена его соответствовали раз установленному стандарту. И, конечно, совершенно недопустимым признавалось употребление каких-либо лучших орудий труда, рационализация вообще.

Городские власти с особым усердием следили за цехами: за тем, как производился и особенно как продавался товар.

В Англии каждый, кто отказывался продавать товар по установленной для данной местности цене, подвергался наказанию. К позорному столбу выставляли даже за одну попытку запросить больше положенного.

Известен случай, когда одного булочника целый день возили по Лондону в клетке за попытку уменьшить установленный вес булки.

Возникновение цеховых организаций восходит к XI веку (цех свечников в Париже был создан в 1061 г.) Первое время они были организованы на демократических началах. Члены цеха помогали своим бедным собратьям, давали приданое их дочерям заботились о достойных похоронах и т.д. Не существовало и какой-либо дифференциации внутри цеха.

Но всё это длилось недолго. Уже в XIII столетии были введены многие важные ограничения для желающих стать мастерами, если они не были сыновьями мастеров.

От подмастерья, желавшего стать мастером, стали требовать представления шедевра - вещи, изготовленной из самого дорогого материала и по всем правилам искусства. Помимо того, требовалась уплата значительных сумм в пользу экзаменаторов, организация дорогостоящего угощения для членов цеха и пр. В XII и XIII веках о подмастерьях говорят мало. Различие между ними и мастером ещё невелико. Весьма часто держать подмастерье было невыгодно. Мастер и сам работал дома у заказчика и из его материала.

Положение меняется в XIV и особенно в XV веках. На повестку дня впервые в истории встает «рабочий вопрос».

Отношения между мастером и подмастерьем рассматривались как отношения между «отцом» и «чадом». Торговаться об условиях работы подмастерье не мог. Ни продолжительность рабочего дня, ни оплата труда не были предметом обсуждения. Все эти вопросы решались старшинами цеха.

Мастера уже тогда научились сговариваться против своих рабочих. Устав цеха золотых дел мастеров в Ульме предписывал: «Если слуга придет к мастеру и запросит плату выше обычной, его не должен брать в мастерскую ни один хозяин». Рабочий день подмастерья продолжался 11-14 часов. Парижские сукновалы, например, работали с 5 часов утра до 7 часов вечера. В других цехах работа начиналась ещё раньше. Городские власти не однажды должны были запрещать начало работы раньше 4 часов ночи (из-за пожаров и плохого качества изделий).

Любопытен следующий факт. Парижские перчаточники пожаловались Людовику XI, что зимой, когда на их изделия больше всего спросу, они не могут работать по ночам. «Благодаря этому, - писали они, - наши ученики и подмастерья предаются праздности… не имея занятия, они проводят время в играх и распутстве и совсем отвыкают хорошо работать». Король разрешил начинать работу в 5 часов утра и заканчивать её в 10 часов вечера.

Ещё худшим было положение учеников. Обычно срок ученичества составлял семь и даже десять лет. Так как ученик не получал плату, эксплуатация его была особенно выгодной, и потому срок ученичества стремились не сокращать, а удлинять.

В борьбе за улучшение своей участи подмастерья прибегали к забастовкам. Мастера отвечали на них репрессиями.

Устав о подмастерьях г. Страсбурга 1465 года предписывал:

2) запрещаются все виды стачек и забастовок, а также все виды препятствования штрейкбрехерам;

3) все разногласия с мастером должны разрешаться судом мастеров, и подмастерье должен поклясться, что он подчинится этому решению;

4) при всяком нарушении этих правил никто не может давать подмастерью работу. Устав запрещал подмастерьям под страхом наказания (4 недели тюрьмы) оставаться на улицах позже девяти часов вечера или находиться в харчевнях (бывших своеобразными клубами того времени): боялись сговора!

Каждый цех, как и купеческая гильдия, имел свой устав, своих старшин (должность эта была пожизненной и даже передавалась по наследству), свой суд. Цех был одновременно и военной единицей, и каждый член его должен был иметь оружие для защиты города.

Заметим, кстати, что именно в городах раньше всего стала складываться регулярная армия, состоявшая из наёмников. Ими становились крестьянские сыновья, оказавшиеся «лишними» при разделе имущества, люмпен-пролетариат и др. Эта армия служила за деньги, а значит, тому, кто платил. В Германии их называли «ландскнехтами». В Италии, служа предводителям-кондотьерам, наёмные солдаты были опорой диктатур.

Отношения между цехами были чаще всего враждебными. Боролись за льготы, за место в городском управлении. Бедные и слабые цехи ненавидели богатые и сильные. Особенно острой была борьба между цехами, с одной стороны, и купеческими гильдиями - с другой.

Цеховой строй был закономерным порождением феодализма, и потому мы находим его не только в Европе, но и в Японии, Китае и многих других странах мира».

Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права, М., «Юристъ», 1995 г., с. 151-153.

Д.Э. Харитонович

Ремесло. Цехи и миф

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2.

Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999, с. 118-124

Ремесло - мелкое ручное производство изделий - возникло задолго до средневековья и сохраняется по сей день. Средние века, однако, - эпоха его расцвета. Ремесленники-профессионалы соседствовали со всеми сословиями средневекового общества. Сельские ремесленники имелись, как правило, в каждой деревне; специалисты - оружейники, пекари, шорники и т.п. - обслуживали рыцарские замки и даже могли быть неблагородными вассалами низшего ранга, получив в лен кузницу или пекарню; монастыри, как более или менее замкнутые хозяйственные организмы, могли, подобно светским поместьям, процветать лишь при достаточной обеспеченности ремесленными изделиями, отсюда - весьма развитое монастырское ремесло средневековья. Однако основным местом развития ремесла был город. В деревне кузнец был единственным мастером-профессионалом, в замке и монастыре ремесленники являлись обычно небольшой частью челяди или братии, в городах же они образовывали немалую (если не основную) долю членов коммуны. Именно в городах встал вопрос об организации их в самоуправляющиеся коллективы - цехи, которые, впрочем, сложились не повсеместно: во многих городах Западной Европы ремесленники подчинялись непосредственно городским властям.

Средневековые цехи - объединения городских ремесленников одной или сходных специальностей - возникают, судя по всему, в X-XI вв., фиксация их статутов относится к XII - началу XIV в. Собственно, сам производящий коллектив был невелик: из-за невысокого уровня разделения труда изделие не переходило из рук в руки, и один мастер, пусть и с несколькими помощниками - членами семьи, подмастерьями, учениками, - делал вещь целиком. Но в традиционном, сословном, корпоративном обществе средневековья конституирование любой деятельности успешнее всего происходило через объединение занимающихся этой деятельностью в признанный обществом коллектив. Поэтому в большинстве городских ремесел Западной Европы главы производственных коллективов стремились объединиться в цехи. Цехи делились по профессиям, причем разделительные признаки основывались не на характере производства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции. Так, например, технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалы изготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно. Единицей цеха был его полноправный член - мастер, владевший мастерской. В идеале (и если это не противоречило технологическим возможностям) в
118

Рамках одной мастерской изделие должно было изготовляться полностью: от подготовки материала до украшения готового предмета. Мастеру в его деятельности помогали подчиненные ему работники: подмастерья и ученики. Ученик работал за стол и кров и нередко сам (или егo родные) платил за обучение. Ученичество обычно длилось от двух до семи лет, а в отдельных случаях даже 10-12 лет. Окончивший учение становился подмастерьем, получавшим плату за свой труд. Однако он являлся не столько наемным работником по образцу рабочих нового времени, сколько помощником мастера, обычно жившим с ним под одной кровлей. Подмастерье мог уже сам стать мастером, но для этого требовалось иметь определенный достаток, часто - семью, кое-где - предварительно постранствовать по свету, совершенствуя свое умение. Кроме того, следовало изготовить образцовое изделие - шедевр, которое оценивалось советом цеховых старшин. Если изделие соответствовало установленным правилам, то подмастерье - после угощения членов цеха - становился полноправным мастером и мог участвовать в жизни корпорации, в выборах ее руководства, в принятии внутрицеховых решений и т.п. (впрочем, иногда и подмастерья обладали ограниченным правом голоса в делах цеха).

Люди средневековья не знали деления своей жизни и деятельности на производственную, общественную, частную и т.п. Средневековый цех - сообщество не производителей, а людей, со своими мыслями, чувствами, ценностями, верованиями, объединенных общим видом производственной деятельности. Поэтому главная задача цеха - регулирование не производственных, а человеческих отношений. Слово "цех" происходит от немецкого "Zeche" - пирушка, т.е. производное от понятия "пир"; таково же происхождение слова "гильдия", которым объединялись как сообщества торговцев, так и, нередко, общности ремесленников. В средневековом смысле слова "пир" - не частное развлечение, а особая форма межличностного общения, акт социальной коммуникации и даже разновидность элемента системы управления и самоуправления. Цехи - не везде, но там, где они добились официального положения в коммунах, - являлись единицами городского самоуправления, по цехам организовывалось городское ополчение. Но центральная функция цеха - обеспечение пристойной жизни своих членов, пристойной не только в экономическом, но даже и в бытовом смысле: руководство цеха следило за благонравием своих членов, особенно подмастерьев, требовало незапятнанной репутации, наблюдало за брачными связями, развлечениями, одеждой и украшениями мастеров, их жен и подручных. Цех жестко регламентировал производство: качество и количество производимых каждым мастером изделий. Дурная, некачественная продукция пятнала доброе имя цеха, потому выпускавших такую продукцию карали штрафами, исключением из корпорации и даже позорящими наказаниями. Качество подразумевалось не только в привычном нам материальном смысле. Известен запрет на покупку шелка-сырца у евреев, т.е. в добротность материала включалась и добротность религии и прочих личных свойств производителя этого материала.
119

Пресекалось производство не только плохих либо выпущенных в недостаточном количестве товаров, но и слишком хороших либо в очень большом числе сделанных, ибо различия в объеме и качестве выпускаемых товаров могли привести к тому, что у кого-то будут покупать больше, у кого-то будет ниже себестоимость продукции и, значит, он окажется богаче другого, а это вызовет расслоение и конфликты в общности. Поэтому ограничивались число подсобных рабочих рук, т.е. подмастерьев и учеников, продолжительность рабочего дня и т.п. Касса цеха, в которую ремесленники отчисляли долю своих доходов, предназначалась для помощи обедневшим членам цеха, их вдовам и сиротам.

Принудительное равенство внутри цеха сочеталось с неравенством разных цехов. Дело не только в том, что иные цехи - например, ювелиры - были богаче других, скажем, носильщиков, либо от одних, например, резчиков скульптур, требовалось больше умения, чем от других, например, скорняков. Играли роль характер и область деятельности, "почетность" того и другого: так, медики, дававшие жизнь людям, почитались более мясников, отбиравших жизнь у животных.

Практически любое явление времен средневековья - государство и сословия, болезни и стихийные бедствия, грехи и добродетели - имели своих святых, "ответственных" за эти феномены, опекающих их, либо отвращающих от них. Своего небесного патрона имело и каждое ремесло, и каждый цех. Почитатели этого святого объединялись в околоцеховые организации - братства. В обязанности последних входили и благотворительность по отношению к сочленам, в том числе достойное их погребение и заупокойные службы, и создание церквей и часовен в честь своего святого, и организация цеховых празднеств, посвященных святому - покровителю ремесла. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника - социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная - проходила в рамках цехового братства.

О технических достижениях средневекового ремесла и позитивных знаниях, накопленных средневековыми ремесленниками, говорится особо (см. ниже). Собственно научные познания не были распространены в ремесленной среде. Из этого, однако, не следует, что не существовало некоей "квази-теории", объяснявшей ремесленные действия и познания. Исследования дошедших до нас, правда, в небольшом числе, рецептурных сборников, показывает, что ремесло было тесно связано с магией. Применялись самые экзотические средства, вроде пепла василиска, крови дракона, желчи ястреба или мочи рыжего мальчика, причем применение лишь некоторых из таких ингредиентов имеет рациональное техническое обоснование. Анализ рецептов показывает, что за ремесленной деятельностью стоит мифо-магическая картина мира. Производственный акт ремесленника мог рассматриваться как осколок некоего магического ритуала, воспроизводящего миф, в частности, змееборческий. Мастер-ремесленник как бы повторял в своих действиях начальную борьбу космических сил, создание Космоса и полезных для человека вещей, возводил себя к демиургу и культурному герою.
120

Широкое применение не одобренной церковью магии, традиционно присутствующей в ряде ремесел, приводило к конфликтам с ортодоксальными религиозными воззрениями. В теологических сочинениях, в том числе тех, которые относятся к "популярному богословию", к религии масс, а не интеллектуальных верхов (см., например, "Светильник Гонория Августодунского), говорится об "обманности" творчества мастеров. Изучение пособий для проповедников, т.е. текстов, в большей или меньшей степени отражающих те знания, которые местное духовенство доносило до своих прихожан, позволяет сделать вывод, что определенные антично-христианские представления доходили до последних: о том, что мир создан Богом, состоит из материи и формы Б огом же сотворенных, что все, исходящее от Бога, прекрасно и т.п. В глазах ремесленника создание вещей, таким образом, осмысливалось в формах не толькоархаического мифа, но и антично-христианских представлений.

С точки зрения мифа, знание о какой-либо вещи есть знание о том, как она была создана. И, соответственно, ремесленное познание естьпознание о том, как вещь делать, а, следовательно, и о ее сути. Описание любого изделия начинается с указания на происхождение исходного материала. Например, с тезиса "хрусталь есть вода, затвердевшая в лед, а лед с течением времени превращается в камень", начинается рецепт изготовления хрустального наверщия для епископского посоха.Сведениями об украшении изделия ("укрась его насечкой из цветов, ипусть золотой цветок непременно сменяется серебряным") завершается группа рецептов о плавке железа. Рассуждения об украшении предметов связаны в сознании ремесленника (если верить прологу к одномуиз рецептурных сборников XII в.) с мыслью о том, что форма изделия исходит от Бога; и доказательством того, что мастер верно воспроизвел ее, увиденную духовными очами, или, по словам Фомы Аквинского, "зачатую в недрах его разума", служит красота изделия. Поэтому-то, среди прочего, средневековое ремесло неразрывно связано с искусством. Латинское "аrs", от которого произошли слова современных европейских языков, означающие искусство, в средние века значило скорее "умение". И если "аrtes" делились на "свободные" (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка,причем последняя означала учение о гармонии, а не исполнительскоеискусство) и "механические" (от кузнечного либо плотницкого дела доврачевания и актерского лицедейства), то это не было делением на"низкое ремесло" и "Высокое Искусство", но различением умения мыслить и умения делать; первое, правда, было престижнее второго.

Ремесленное знание, таким образом, являлось особым знанием-умением, знанием, позволявшим понять суть вещей. Это знание тайное, хранящееся в секрете, и не потому только, что обладание им позволяет цеховому мастеру возвыситься над невеждой, или делать куда более добротные изделия, но и потому, что это знание слишком сильное, чтобы попасть в дурные руки - и это еще один аргумент в пользу обязательного "благонравия" для вступающего в цех.

При этом знание должно быть открыто всем "добрым" людям, т.е.всем членам данного цеха, ибо внутри него ни один не может и не должен скрывать что-либо от других: ремесленные познания должныбыть общими для всех членов цеха.
121

Ремесленник ощущал себя частью некоего целого - общности, корпорации, объединяясь с ней не столько в процессе повседневной работы, сколько в жизни, связями социальными, а не узко производственными. Средневековые города были относительно невелики, число членов цеха ограничено. Все это - размеры мастерской, цеха, города - способствовало личным контактам мастеров, развитию неформальныхсвязей между ними. Постоянный личный контакт выражался даже втом, что границы личности человека и даже границы "телесные" проходили не там, где мы их проводим ныне. Цех кёльнских брадобреев запрещал своим сочленам подвергаться хирургическим операциям безсогласия старшин цеха, т.е. тела мастеров как бы не полностью им принадлежали.

Познания ремесленников были эмпирическими, добытыми трудоммногих поколений, а потому как бы независимыми от конкретного человека, но принадлежащими трудящейся общности в целом. А поскольку в деятельности ремесленника личное и производственное неразделялись, то и в знаниях его, в его обыденном поведении технологические навыки и морально-этические свойства сливались воедино. Егознания не были наукой, но навыком и даром свыше. Это лежало поверхконкретных сведений, зафиксированных в рецепте, и могло быть передано только путем личного общения, что опять-таки усиливало неформальные связи, а также приводило к тому, что этот навык, неотделимый от человека, передавался вместе с иными его личными свойствами, и наставник и ученик как бы объединялись личностями, т.е. имели,если можно так выразиться, общие личные качества. Но объединялисьне только эти двое, но и все предыдущие наставники, так что в каждомчеловеке как бы концентрировался весь цех, в том числе и мастера прошлого. Эта "непрерывность личности" весьма способствовала непрерывности знания, но, вместе с тем, его консервативности.

Мастер роднился не только с собратьями по цеху, но и с производимыми изделиями. Они не были безликим товаром, но как бы частью егосамого. В изделиях отпечатывается личность мастера во всей его целостности, со всеми его жизненными качествами. Так что плохой человеккак бы не мог сделать хорошую вещь. Высокие моральные требованияк мастеру становятся необходимыми и для его производственной деятельности. И наоборот, ремесленный трактат, содержащий указания отом, как сделать прекрасные вещи, становится как бы трактатом педагогическим, повествующим о том, как стать прекрасным человеком.

Предложенное описание ремесленника есть его "идеальный тип",по необходимости статичный, хотя само ремесло не оставалось неизменным. Еще задолго до сложения цехов, в досредневековую варварскую и раннесредневековую эпохи первый выделившийся ремесленник-кузнец был окружен почтением как маг-колдун, и этот уважаемый, но опасный статус сельский кузнец сохранил до нового времени.Представления о ремесле менялись со временем, как и его организационные формы. К Х1У-ХУ вв. жесткая регламентация быта подмастерьев из патриархальной, отеческой, хотя и суровой, опеки превращаласьв средство принуждения. Присущий всему средневековому обществупринцип наследственности распространялся и на цеховой строй. Сынили ближайший родственник мастера легко получал доступ в цех, переходя иногда сразу из учеников в мастера. Стороннему же человеку
122

Становилось все труднее проникнуть в замкнутую корпорацию. К XIV в.увеличивается число "вечных подмастерьев", т.е. по существу наемныхрабочих. Усиливается к концу средневековья и расслоение между бедными и богатыми цехами, а также внутри цехов. Сбыт продукции все более переходит в руки торговцев, либо купцы захватывают главенство внутри цеха.

Одной из причин разложения цехового строя является развитиетехнологии. В текстильном производстве, например, уже в XIII в. наблюдается дробление цехов не по изделиям, а по операциям: появляются цехи чесальщиков шерсти, валяльщиков и т.п. (и так до 25 и болеепрофессий-общностей), т.е. разрывается единство мастера и вещи. Иновые, капиталистические отношения возникают впервые (в Италии и Фландрии) именно в среде ткачей, особенно сукноделов. Расслоение -не только социальное, но и культурное - происходит также в среде самих ремесленников. Причисленные к "механическим искусствам" в XIII-ХIV вв. стремятся сблизиться с представителями "свободных искусств".Архитекторы, входившие в цехи каменщиков, с XIII в. объявляют себя геометрами, т.е. занимающимися "свободным искусством". Внутри профессии даже среди членов одного цеха выделяются те, ктопричастны знаниям, и простые исполнители.

Формально, средневековое ремесло не знает индивидуальноготворчества в современном смысле. Ремесленные знания организуютсяв форме мифа, т.е. они, как и полагается мифу, неподвижны, неизменны: мастер лишь копирует божественные формы и дает им материальное воплощение. На самом деле индивидуальные проявления в ремеслах были достаточно велики и заметны глазу современного ученого. Ав Х1У-ХУ вв. начинает формироваться новоевропейский индивид-личность, и резко повышается статус творчества, научного и художественного. И единое средневековое "аrs" разделяется, здесь уже действительно возникает "Высокое Искусство" и "низкое ремесло"; мастер-ремесленник, не ставший художником, обращается в наемного рабочегомануфактуры.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в ХШ-Х1У столетиях.Казань,1911.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., М., 1984.
Гуревич А.Я. Социальная психология и история: Источниковедческий аспект//Источниковедение: Теоретические и методологические проблемы. М., 1969.
Иванов В.В. Кузнец // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1982. Т. 2.
Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. 7-е изд.М.;Л.. 1926. Т. 1.
Кулишер М.И. Цехи у нас и в Европе // Русская мысль. 1887. № 11, 12.
Немецкий город Х1У-ХУ вв.; Сборник материалов / Сост. и ред. В.В. Стоклицкая-Терешкович. М., 1936.
Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.
Полянский Ф.Я. Вопросы истории цехового ремесла. М., 1978 (деп. руко-
пись).
Полянский Ф.Я. Очерки социально-экономической политики цехов в родах Западной Европы. М., 1952.
Регистры ремесел и торговли города Парижа / Пер. Л.И. Киселевой Под ред. и с предисл. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. X; М 195 8Вып. XI.
Сванидзе А.А. Ремесло и ремесленники средневековой Швеции. М., 1967
Стоклицкия-Терешкович В.В. Очерки по социальной истории немецкогогорода в Х1У-ХУ вв. М., 1936.
Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневеко вого города Х-ХУ вв. М., 1960.
Стоклицкая-Терешкович В.В. Проблема многообразия средневековогоцеха на Западе и на Руси // Средние века. М., 1951. Вып. III.
Харитонович Д.Э. Эстетические аспекты ремесленной деятельности (наматериале средневековых ремесленных трактатов) // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.,1981.
Харитонович Д.Э. Произведение искусства в средневековом восприятии//К вопросу социального функционирования искусства: Теоретические и эмпирические аспекты. М., 1982.
Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи //Художественный язык средневековья. М., 1982.
Харитонович Д.Э. В единоборстве с василиском: опыт историко-культурной интеграции средневековых ремесленных рецептов // Одиссей. 1989. Человек в истории. М., 1989.

Членами цеха были мастера. Они выбирали главу цеха или совет цеха. Мастерам помогали подмастерья. Членами цехов они не считались, а значит и не пользовались многими преимуществами мастеров, не имели права открывать собственное дело, даже если в совершенстве владели своим ремеслом. Чтобы стать мастером, нужно было пройти серьезное испытание. Главным мастерам цеха кандидат представлял такое изделие, которое безусловно свидетельствовало о том, что он полностью овладел всгми хитростями своего ремесла. Это образцовое изделие называлось во Франции шедевром. Помимо изготовления шедевра подмастерье, желающий стать мастером, должен был изрядно потратиться на угощение членов цеха. Из десятилетия в десятилетие стать мастером становилось все труднее для всех, кроме сыновей самих мастеров. Остальные превращались в «вечных подмастерьев» и не могли даже надеяться когда-нибудь вступить в цех. Недовольные подмастерья порой устраивали заговоры против мастеров и даже поднимали мятежи.

Еще ниже, чем подмастерья, стояли ученики. Как правило, их еще в детстве отдавали на выучку к какому-нибудь мастеру и платили ему за обучение. Мастер же нередко на первых порах использовал учеников в качестве прислуги по хозяйству, да и позже без большой спешки делился с ними секретами своего труда. Подросший ученик, если учеба пошла ему впрок, мог стать подмастерьем.

В европейских городах были и такие цехи, в которых работали только женщины. Конечно, они были не оружейниками и даже не ювелирами, а делали, скажем, шелковые ткани, кружева, тонкое полотно...

Цехи в немалой степени напоминают деревенскую общину: это тоже объединение мелких собственников для защиты своих интересов и регулирования всей внутренней жизни - от производства до совместного времяпрепровождения. Это не случайное совпадение, а яркое свидетельство того, что люди, собравшись в такие товарищества, чувствовали себя надежнее и увереннее. Объединения вроде деревенской общины или ремесленного цеха своими жесткими распорядками серьезно ограничивали личную свободу их членов, но зато предоставляли им защиту. А для людей той поры защита сильной организации была гораздо важнее, чем личная свобода.

Городские смуты

Стоило городам немного окрепнуть и разбогатеть, как их начинала тяготить зависимость от сеньоров - светских феодалов и епископов. Чаще всего горожане постепенно выкупали свои обязанности перед сеньором. Сначала они избавлялись от барщины, которую на первых порах нередко требовал сеньор от своих горожан. Затем наступал черед и других прав сеньора. Горожане выкупали у него права суда, пошлинных сборов, назначения должностных лиц в городе, всего, что ограничивало самостоятельность города.

Не все сеньоры мирно расставались со своими правами. И тогда начиналась многолетняя борьба между горожанами, жаждущими самостоятельности, и их хозяином-феодалом. Нередко дело решалось силой оружия. Сильным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора. Освободившиеся города становились коммунами, т. е. приобретали самоуправление.

В коммунах вся власть принадлежала городскому совету - магистрату. Как правило, магистрат не избирался горожанами, места в нем из поколения в поколение занимали члены одних и тех же семей патрициата. Магистрату принадлежала не только власть в городе, но нередко и в ближайшей деревенской округе, которую горожанам удавалось себе подчинить. Некоторые крупные города в Италии и Германии распространили свою власть так далеко за пределы городских стен, что их владения не уступали по размерам некоторым графствам или герцогствам. Не случайно такие могущественные города называют городами-государствами. Среди крупнейших городов-государств были Венеция, Флоренция, Милан.


Городское восстание. Гравюра (XV в.)

Но не долго сохранялся мир в добившихся независимости от сеньоров городах. Набравшие со временем силу цехи начали бороться за власть со старым патрициатом. И снова дело доходило до восстаний, вооруженных столкновений, изгнания из города проигравших. В некоторых городах цехи смогли полностью захватить места в магистратах, в других - поделили власть со старыми патрициями, в третьих - все осталось как и раньше. Там, где членов магистрата стали избирать, возникли городские республики.

Республиканский строй, основанный на выборах членов «правительства», зародился еще в Древней Греции. В средневековой Европе он представлен прежде всего городами-государствами. Так, наряду с монархиями, преобладавшими в средневековой Европе, появилась еще одна форма государства - республика.

Даже в тех случаях, когда к власти приходили цехи, причины для внутригородских смут сохранялись. Дело в том, что цеховая верхушка не хотела делиться властью с остальными горожанами, например с подмастерьями, наемными работниками. И те со временем тоже поднимали восстания, стремясь свергнуть «цеховой» магистрат.

Горожане имели в городе и его округе поля и огороды, садики и виног-радники, держали коров и свиней, занимались пчеловодством и рыбной ловлей. Но в отличие от крестьян они были прежде всего ремесленниками: кузнецами, бон-дарями, сапожниками, цирюльниками, пека-рями, пивоварами, ткачами, портными, плот-никами, каменщиками и др. От крестьян их отличало еще и то, что они производили свою продукцию для продажи, работали на рынок.

Ремесленники объединялись в профессио-нальные организации — цеха («союзы»). Зачем они это делали? Вместе удобнее было защищаться от своеволия сеньоров, а глав-ное — от конкурентов, которые прибывали из других городов. Спрос на большинство ремесленных изделий был тогда небольшим, ведь крестьяне сами обеспечивали себя почти всем необхо-димым, поэтому конкуренция составляла для мастера грозную опас-ность. В большинстве западноевропейских городов для желающих заняться ремеслом принадлежность к цеху была обязательной. Неоргани-зованных ремесленников (их называли партачами) прогоняли из города.

Количество цехов в городах росло. Возникали новые специальности — появлялись соответствующие цеха, поэтому в отдельных городах были десятки или даже сотни цехов. Но были города и без цехов.

Мастера руководствовались цеховым уставом . За этим следил вы-борный старшина цеха, который штрафовал нарушителей. Чтобы цехо-вая продукция имела сбыт и стараясь избежать конкуренции среди мас-теров, устав вводил определенные ограничения в производство. Так, он определял, какие инструменты и какое сырье нужно использовать, како-го качества может быть товар, запрещал работать по ночам и в празднич-ные дни, держать учеников свыше нормы и т. п. Эти ограничения обеспе-чивали высокое качество изделий, но в общем тормозили производство.

XIV в. Из цехового устава франкфуртских сукноделов

... Никто из членов нашего цеха не должен делать сукна с каймой, раз-ве только по заказу урядников, которые вместе с членами их семей могут носить такие сукна.

... Запрещается пользоваться печатью, прилагаемой к сукну, тем, кто не является членом нашего цеха и не живет в городе.

... Если будут найдены сукна с каймой или порезанными местами, или они будут подправлены светлой пряжей, такие сукна должны быть отоб-раны у мастера, а последний вносит... штраф.

...Штраф уплатит тот, кто работает больше чем на двух ткацких станках.

...Из каждого куска сукна полагается по монете двум мастерам, осмат-ривающим сукно с целью определения качества его промывки.

Самой влиятельной силой в городе был патрициат — богатые куп-цы и ростовщики. Власть принадлежала им, они извлекали из нее для себя пользу. Когда же усилились цеха, то ремесленники, мелкие тор-говцы и прочие рядовые горожане начали борьбу против всевластия патрициата. В тех городах, где ремесло процветало (Кёльн, Базель, Флоренция и др.), побеждали цеха, в торговых же городах (Гамбург, Любек, Росток и др.) победу праздновала городская верхушка. Материал с сайта

В XIV—XV вв. начало ухудшаться положение подмастерьев и учеников. Если раньше они могли выбиться в мастера, то на закате средневековья мно-гие из них утратили такую возможность. Чтобы стать мастером, надо было внести вступительный взнос в цеховую кассу, изготовить на свои средства шедевр , организовать для мастеров и их жен банкет. Это было многим не по карману. Поэтому возрастало количество «пожизненных» учеников и под-мастерьев, то есть — наемных работников. Для защиты своих интересов они объединялись в братства, добивались сокращения рабочего дня (он длился 14—16, а иногда и 18 часов), повышения заработной платы.

Цех — объединение ремесленников одной или близких специаль-ностей.

Подмастерье — помощник цехового мастера, готовящийся стать мастером.

Цеховой устав — правила, которые определяли жизнь цеха.

Патрициат — городская верхушка, состоящая преимущественно из купцов.

Шедевр — образцовое изделие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Цехи

Патриции против сеньоров, цехи против патрициев, плебеи против цехов

Городские купцы и ремесленники часто объединялись в товарищества: купцы - в гильдии, а ремесленники - в цехи. Гильдии и цехи прежде всего должны были защищать интересы своих членов. Так, скажем, ремесленник, даже самый умелый, но явившийся из другого города, не имел права заниматься своим ремеслом, если он не член местного цеха. Нельзя было допустить, чтобы какой-то чужак вступал в соперничество с местными мастерами и отбирал у них заказчиков.

Члены цеха помогали друг другу освоить новые приемы в своем ремесле. Но при этом они тщательно скрывали секреты профессии от всех посторонних. Цеховое начальство особенно заботилось о том, чтобы все члены цеха были в равных условиях, чтобы одни не богатели за счет других, чтобы никто не переманивал у соседа покупателей и заказчиков. Поэтому вводились строгие правила: сколько часов в день можно работать, сколько станков использовать, сколько помощников нанимать. Нарушившему эти установления грозило исключение из цеха. То же могло случиться и с ремесленником, изделия которого не соответствовали принятым в цехе нормам. Специальные люди придирчиво следили за качеством сукна и булок, доспехов и кружев...

Не менее строго контролировалось и качество товаров, привезенных в город на продажу. Когда некий Джон Рассел из Лондона попробовал продать 37 голубей («тухлых, гнилых, воняющих и омерзительных для любого человека»), суд из семи уважаемых горожан приговорил Джона к страшному наказанию. Его привязали к позорному столбу на всеобщее обозрение и сожгли у него прямо перед носом его протухший товар.

Цехи занимались не только производством. Члены цеха вместе строили церковь в честь святого - покровителя их ремесла. Цехи поддерживали вдов и сирот безвременно скончавшихся собратьев по профессии, помогали «своим» инвалидам. Пышные торжества и просто пирушки проводились по случаю приема в цех нового члена, по выходным дням, в дни общих церковных и цеховых праздников.

Цехи несли обязанности и перед городом. Они, например, должны были выставлять определенное число воинов для обороны города, сторожили какие-нибудь ворота или башни, порученные данному цеху.

Члены цеха шли в бой единым отрядом под собственным цеховым знаменем. В некоторых городах (например, в Париже XIII в.) число цехов насчитывало несколько сотен, а в других оно не превышало и десятка. Известны и города, где цехов не было вообще.

Членами цеха были мастера. Они выбирали главу цеха или совет цеха. Мастерам помогали подмастерья. Членами цехов они не считались, а значит и не пользовались многими преимуществами мастеров, не имели права открывать собственное дело, даже если в совершенстве владели своим ремеслом. Чтобы стать мастером, нужно было пройти серьезное испытание. Главным мастерам цеха кандидат представлял такое изделие, которое безусловно свидетельствовало о том, что он полностью овладел всгми хитростями своего ремесла. Это образцовое изделие называлось во Франции шедевром. Помимо изготовления шедевра подмастерье, желающий стать мастером, должен был изрядно потратиться на угощение членов цеха. Из десятилетия в десятилетие стать мастером становилось все труднее для всех, кроме сыновей самих мастеров. Остальные превращались в «вечных подмастерьев» и не могли даже надеяться когда-нибудь вступить в цех. Недовольные подмастерья порой устраивали заговоры против мастеров и даже поднимали мятежи.


Еще ниже, чем подмастерья, стояли ученики. Как правило, их еще в детстве отдавали на выучку к какому-нибудь мастеру и платили ему за обучение. Мастер же нередко на первых порах использовал учеников в качестве прислуги по хозяйству, да и позже без большой спешки делился с ними секретами своего труда. Подросший ученик, если учеба пошла ему впрок, мог стать подмастерьем.

В европейских городах были и такие цехи, в которых работали только женщины. Конечно, они были не оружейниками и даже не ювелирами, а делали, скажем, шелковые ткани, кружева, тонкое полотно...

Цехи в немалой степени напоминают деревенскую общину: это тоже объединение мелких собственников для защиты своих интересов и регулирования всей внутренней жизни - от производства до совместного времяпрепровождения. Это не случайное совпадение, а яркое свидетельство того, что люди, собравшись в такие товарищества, чувствовали себя надежнее и увереннее. Объединения вроде деревенской общины или ремесленного цеха своими жесткими распорядками серьезно ограничивали личную свободу их членов, но зато предоставляли им защиту. А для людей той поры защита сильной организации была гораздо важнее, чем личная свобода.