Категория:Италия. Православные в Милане: «и каждый слышал свое наречие – Как живется нашим соотечественникам в Италии

Милан – древнее название города Инсубрия Медиоланум (Insubria Mediolanum), был основан в V в. до Р.Х., когда проживавшее там кельты были покорены римлянами. Можно представить как много он пережил за все это время, свидетелем скольких событий он оказался. Современный вид столицы Ломбардии носит отпечаток всех архитектурных стилей прошедших эпох.

Христианство в Медиолан пришло с проповедью святого апостола Варнавы, который основал здесь епископский престол. В период гонений здесь пострадали различные мученики за веру, среди которых святые Гервасий и Протасий, Назарий и Келсий. Рассвет церковной жизни города пришелся на IV столетие, когда епископом стал святой Амвросий (374-397). Большой ревнитель христианской веры, он основал много храмов и монастырей, занялся поиском мощей мучеников, произносил пламенные проповеди и строил крепкую христианскую общину города Медиолана. 
Современный вид города Милана украшают церкви и базилики, появившееся во время святительства святого Амвросия.

Piazza Duomo, 16. Открыт: 07.00-13.00, 16.00-19.00

На месте древних церковных строений стоит Кафедральный собор, поражающий своим архитектурным великолепием. Под собором сохранились останки древней базилики IV в., посвященной св. мученице Фекле. Нынешний собор был заложен в 1386 г. и завершен лишь в 1813 г.

Спустившись в крипту, расположенную под главным алтарем собора, можно поклониться реликвиям (одеждам) святых мучеников Протасия и Гервасия, тела которых были обретены святым Амвросием во времена его епископского служения. В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства. Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора. В соборе сохраняется также один из гвоздей, которым пречистое тело Спасителя было пригвождено ко Кресту. В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

Piazza S. Ambrogio, 15. Открыта: 07.30-12.30, 16.00-20.00

Базилика на этом месте была сооружена епископом Амвросием в период с 379 по 386 гг. Базилика являлась первой из пяти храмов, основанных святым Амвросием. 19 января 386 г. базилика была освящена в честь святых мучеников, потому что стояла на месте их погребения. Среди них известны имена святых Виталия, Валерии, Набора, Феликса и Виктора. Здесь же после смерти святителя Амвросия в 397 г. было погребено его тело. В последующие века церковь достраивалась, приобретала новые архитектурные компоненты и украшалась изнутри. Под главным алтарем расположена крипта, в которой почивают мощи святителя Амвросия Медиоланского в окружении мучеников Гервасия и Протасия (I в.).

Piazza S. Nazaro in Brolo, 5. Открыта: 08.00-12.30, 16.00-19.00

Церковь святого мученика Назария была основана в 382-386 гг. святителем Амвросием Медиоланским и посвящена двенадцати апостолам, чьи частицы мощей сохранялись в храме, а в настоящий момент находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.
В главном алтаре церкви стоит рака с мощами святого мученика Назария, пострадавшего в период Нероновых гонений на христиан.

Piazza S. Eustorgio, 1. Открыта: 07.45-12.30, 16.00-18,00

Базилика святого Евсторгия — Basilica di Sant’Eustorgio

Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана, жившему в IV в. – святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя т.н. останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения. Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем.

Каждый год, 6 января, в праздник Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма.

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим.

В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения.

Православные приходы в городе Милан

Приход святителя Амвросия Медиоланского
Настоятель: архимандрит Амвросий (Макар)
Адрес: Largo Corsia dei Servi, 4 – 20122 – Milano
www.ortodossa-ambrogio.org
www.milano.cerkov.ru
e-mail: [email protected]

Приход в честь святых Сергия, Серафима и Викентия
Настоятель: архимандрит Димитрий (Фантини)
Адрес: via Giulini, angolo via Porlezza, Milano


Столица Ломбардии Милан (Milano) крупнейший город севера страны и её главный финансово-экономический центр. При этом он считается одним из ведущих мировых центров науки, технологии, моды и дизайна. Сильно пострадавший в ходе Второй мировой войны, город на треть был отстроен заново, и теперь удивительным образом совмещает в своём облике средневековые памятники и ультрасовременные деловые кварталы.

В Милан как правило едут достаточные люди чтобы обновить свой гардероб в сверх дорогих бутиках, чтобы потусоваться в ночных клубах современного города, чтобы послушать

первые голоса мировой оперной сцены в знаменитом театре Ла-Скала или в крайнем случае Насладиться шедеврами Караваджо, Рафаэля и Тициана. Правда есть в Милане и один духовный "шедевр" мирового уровня, это величественный собор Дуомо на одноименной площади, куда непосредственно в обязательном порядке ведут всех туристов, чтобы постоять в тени величия этого собора.

Но верующим и тем более православным людям нужно в Милане искать совершенно другое место. Впрочем католики Милана не считают себя католиками в полном смысле слова. Чтобы отличатся от тех же римлян, они себя называют не католиками Римско-католической Церкви, а "Амброзиане". "Амброджий" - так по итальянски звучит имя Амвросий.




Паломники и гости Милана без труда находят в городе древнюю Амвросиеву церковь -базилику Сант-Амброджио (basilica di Sant’Ambrogio), которая расположена на площади, носящей имя святого, рядом с Музеем науки и техники и остановкой «Sant’ Ambrogio» второй, «зеленой», линии метро. Базилика была построена в 379-386 годах самим святителем Амвросием Медиоланским (умершим в 397 году) на развалинах бывшего языческого храма . Место выбрано не случайно: здесь были обнаружены захоронения первых христианских мучеников, поэтому церковь сначала называлась базиликой мучеников (basilica martyrum) . Базилика была освящена первоначально во имя мучеников Хрисанфа и Дарии , а затем - во имя мучеников Гервасия и Протасия, мощи которых были в 380 году чудесно обретены святителем Амвросием именно на этом месте . После блаженной кончины святителя церковь стала носить имя ее основателя и называться Амвросиевой базиликой .

Миланцы свято чтят своего небесного покровителя , мозаичные и живописные портреты которого, а также скульптурные изображения можно часто встретить на фасадах старинных домов, на улицах и площадях «северной столицы Италии».

Удачное месторасположение города, основанного еще кельтами приблизительно в 600 году до Р.Х. в Паданской равнине, способствовало его быстрому развитию: через город проходили пути, ведущие через Альпы в землю франков (ныне часть территории Германии). Около 222 года до Р.Х. город завоевали римляне, они и дали ему название Mediolanum (от medio - посередине, planum - равнина, т.е. «посреди равнины »).

Именно здесь, в Милане, в 313 году император Константин Великий возвестил знаменитый эдикт («Миланский эдикт »), разрешивший свободно исповедовать христианскую религию .



Амвросиева базилика - самая красивая из сохранившихся церквей романского периода - приобрела свой нынешний вид после нескольких перестроек в 1099 году . В современных итальянских справочниках она называется «блаженным уголком мира, покоя, искусства и размышлений ». Справедливость этих слов ощущаешь сразу, как только, пройдя через входные ворота базилики, оказываешься в небольшом каменном дворике с портиками - Атрио ди Ансперто: отсюда открывается величественный фасад этого древнего церковного сооружения. По преданию, святой Амвросий, горячо любимый горожанами епископ, обращался с балкона базилики к верующим с проповедями .

Путеводитель по базилике рассказывает, что первоначально ее здание своими внешними формами повторяло форму Гроба , в котором три дня находилось тело распятого, а затем воскресшего Иисуса Христа. Внутреннее же убранство базилики символизировало «начало новой жизни христианина после принятия им таинства крещения».

Крипта базилики издавна была местом притяжения для многих христиан, стремящихся поклониться мощам святого Амвросия . После кончины святитель Амвросий упокоился в любимом им Медиолане, в котором более 20 лет был епископом, под жертвенником, где были погребены мученики Гервасий и Протасий .

Из истории базилики известно, что в 823 году епископ Ангильберт II (824-859) распорядился извлечь мощи святых, почивавших в двух отдельных гробницах, и поместить в одну порфирную урну-саркофаг и мощи святых Гервасия и Протасия, и мощи святителя Амвросия . Вероятно, тогда же святитель Амвросий был прославлен в лике общецерковных святых, поскольку память его совершается с IX века. Спустя десять столетий, когда Милан готовился отметить 1500-летие преставления святителя Амвросия, подлинность его мощей была подтверждена учеными-археологами . В 1897 году святые мощи Амвросия, а также Гервасия и Протасия поместили в специально сделанный для них серебряный мощевик. На мощевике - изображения трех святых, святитель Амвросий - в центре, между святыми Гервасием и Протасием.

Писатель из ЮАР Генри Воллан Мортон , так описал своё посещение базилики святого Амвросия: Как-то раз во время ранней утренней прогулки я неожиданно набрел на базилику Святого Амвросия. Заглянув через решетку на строгий мощеный атриум, я увидел старую церковь, опустившуюся за многие века ниже уровня современного уличного покрытия. Базилика напомнила мне о древних церквях Рима, таких как церкви Святого Климента Римского или Святой Цецилии: у храмов этих сохранились подобные мощеные дворы. Базилика Святого Амвросия, преисполненная римской серьезности, молчаливости, покоя и — самое главное — дающая возможность заглянуть в глубину веков, представляла собой разительный контраст с грохочущими рядом автобусами и трамваями, развозившими на работу первую волну клерков и машинисток.




Миновав атриум, я вошел в темную ломбардскую церковь. Температура, как в холодильнике, — немудрено, что я тут же задрожал. Постояв, заметил луч света под высоким алтарем, направился туда, спустился по лестничному маршу и вошел в крипту. Несколько старых женщин в черной одежде дожидались начала ранней мессы — они напоминали членов тайного общества или собрание древних христиан. Церковный служитель со связкой ключей поспешно сбежал по ступеням. Запрестольную перегородку он открыл с четырех сторон четырьмя разными ключами и опустил в желоба стальные панели. Старые женщины тут же упали на колени и стали креститься: перед ними предстало то, что сохранилось с древнейших времен и внушало благоговейный страх.

Сначала я разглядел только толстый кусок стекла, но, когда служитель включил огни, передо мной явилось мрачное и удивительное зрелище. В стеклянной гробнице на кровати или на похоронных дрогах лежали бок о бок три облаченных скелета. Тот, что посредине, лежал выше своих товарищей — так я впервые увидел мощи святого Амвросия, останки которого сохранились в базилике со времени его смерти в Медиолануме в 397 году. Голову скелета венчала античная митра, на руках — красные перчатки епископа, на ногах — златые тапочки, а в локтевом суставе — крест. Скелеты по обеим сторонам от Амвросия принадлежали мученикам — святым Гервасию и Протасию, умершим за веру задолго до святого Амвросия. Амвросий самолично распорядился эксгумировать мучеников и уложить их останки в свою базилику, а было это в то время, когда римская церковь запрещала эксгумацию костей святых мучеников. Это был первый случай перемещения реликвий в западную церковь, и такой обычай стал общепринятым лишь многие столетия спустя, после осквернения катакомб.




Как только месса завершилась, служитель поднял стальные ставни, и никто бы уже не догадался, что за ними находится. Останки великого римского епископа слишком священны, чтобы выставлять их в Милане на всеобщее обозрение. Мне было интересно впоследствии выяснить у туристов, многие ли из тех, кто побывали в базилике, знали о том, что там хранятся останки святого Амвросия.

Святой умер ночью в Великую пятницу 397 года. На следующий день его тело было выставлено для прощания в стоявшей прежде на месте Миланского собора церкви Марии Лаго-Маджоре. В воскресенье, в Пасху, тело уложили в порфировый саркофаг и погребли под алтарем его собственной базилики, при этом выполнив завещание покойного — поместили между останками святых Гервасия и Протасия. Там они почти четыреста пятьдесят лет и находились, не потревоженные варварскими вторжениями.



В 835 году в церкви устанавливали Золотой алтарь, существующий и по сей день . Когда готовили основание для алтаря, обнаружили внизу три захоронения. Останки святого Амвросия вместе с останками двух других святых мучеников перезахоронили под новым алтарем. К саркофагу в течение тысячи двадцати девяти лет (до 1864 года) никто не прикасался.

В церкви в то время проходили реставрационные работы. Саркофаг осмотрели, сняли крышку и подтвердили, что в нем находятся три скелета, тщательно зарисовали все то, что там увидели. Рисунок хранится в архиве базилики — с репродукцией можно ознакомиться в любом книжном магазине Милана. В те годы церковь в Италии переживала не лучшие времена, и научное изучение останков состоялось лишь после того, как в 1870 году в стране официально провозгласили создание королевства. В 1873 году папа римский Пий IX признал аутентичность останков. » .

А вот ещё интересное письмо с 19 века, гражданин Англии Сент-Джон присутствовал в Милане на научном изучении останков Святителя Амвросия. «Мне случайно позволили посетить, — пишет мистер Сент-Джон , — частную экспозицию останков святого Амвросия и святых Гервасия и Протасия. Своими глазами я видел скелет Амвросия. Присутствовало при этом также великое множество духовенства, три врача и отец Секки. Его пригласили с учетом того, что он прекрасно знает катакомбы и может с большой долей вероятности определить возраст останков и прочее… На большом столе лежали три скелета, а вокруг столпились священнослужители и медики. Два скелета отличались огромным ростом и были очень похожи. В глаза бросались следы насилия. Определили возраст мучеников — приблизительно двадцать шесть лет. Когда я вошел в комнату, отец Секки рассматривал следы пыток. Горла были вспороты с большой жестокостью, и шейные позвонки были искалечены с внутренней стороны. У одного скелета адамово яблоко Разломано, у другого оно и вовсе отсутствовало. Не помню, у кого именно. В скелете святого Амвросия кости были в неприкосновенности. Тело его в полном порядке. Нижняя челюсть (у одного из двух мучеников она была сломана) ничуть не повреждена. Я обратил внимание на совершенную ее форму, прекрасные зубы (за исключением одного коренного в нижней челюсти), белые и ровные. Лицо у него было продолговатое, тонкое, овальное с высоким выпуклым лбом. Кости белые, в отличие от тех двоих: у них они были очень темные. Фаланги пальцев длинные, изящные. В общем, кости Амвросия являли собой выраженный контраст по отношению к костям двоих мучеников ».

Святого Амвросия Медиоланского изображали на своих картинах многие европейские художники, в том числе Питер Рубенс и Антонис ван Дейк, а также миланский художник Камиллио Прокаччини . Самым известным считается полотно великого фламандца Рубенса, хранящееся в Бельведерском дворце в Вене: на картине запечатлена встреча святителя Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики.

В искусстве Западной Европы святой Амвросий представляется обычно старцем в епископском облачении, с посохом, нередко с палицей - матерчатым ромбом, символом духовного оружия, а также с бичом в руке - символом победы святителя над арианами и язычниками. Есть другие изображения, на которых Амвросий изображен с двумя костями в руке - в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия.

Рельефы «Золотого алтаря», называемого миланцами «самым драгоценным в мире алтарем » - его украшают более 4 тысяч драгоценных камней, посвящены разным событиям из жизни святого Амвросия: от рождения, посвящения в епископы до смерти и вознесения его души на небо .

Если внимательно вглядеться в мозаичный портрет святителя Амвросия, то можно заметить, что лицо святого на мозаике диспропорционально. Некоторые искусствоведы считают, что это связано с недостаточным мастерством художника. Конечно, портрет, датирующийся V веком, не может быть прямым изображением святого, но он отражает сохранившиеся в то время рассказы о характерных особенностях лица святого Амвросия . Об этом же говорят и старые путеводители по Милану.

Так, писатель Генри Волан Мортон в своей книге «Путешественник в Италии» рассказывает о некоторых выводах антропологов, исследовавших в конце XIX века мощи святого Амвросия: один из верхних зубов святителя глубоко ушел в череп под глазом, поэтому левый глаз святого Амвросия был выше правого. Эта характерная диспропорция лица святого Амвросия встречается и на изображении в медальоне XII века, который хранится в музее святителя Амвросия, примыкающем к зданию базилики.

С именем святого Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от традиционного латинского, амвросианского литургического обряда. Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии . Благодаря амвросианскому обряду, испытавшему особое влияние византийского обряда, Миланская Церковь «обретает свое лицо, прежде всего, благодаря качеству своей молитвы. Амвросианский обряд оказал большое влияние на становление Миланской Церкви.
Святителем Амвросием в Милане был основан мужской монастырь и построены две базилики им освящённые и которые дейчтвующие храмы и по сей день: во имя святых мучеников братьев-близнецов родом из Милана, Гервасия и Протасия (ныне Амвросиева) и Апостольская - ныне церковь святого Римского мученика Назария, в алтаре которой покоятся мощи этого святого. Апостольская базилика была сооружена в 382-386 годах и посвящена святителем двенадцати апостолам: частицы их мощей хранились в храме; сейчас эти святыни находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.

В память святителя Амвросия в 1609 году кардиналом Карлом Борромео (1538-1584), распространявшим амвросианский литургический обряд и способствовавшим развитию почитания святого Амвросия, в Милане рядом с Амброзийской (Амвросиевой) пинакотекой была открыта Амброзийская (Амвросиева) библиотека , доступная для всех жителей города. Ныне в ее собрании имеется много редких книг, среди них и 12 томов рукописей Леонардо да Винчи.

В 1997 году на 1600 летия смерти святого , в базилике Амвросия, католики разрешили у мощей Св.Амвросия отслужить православный молебен, который возглавлял архиепископ Берлинский, Феофан . А через год в 2008 году у мощей Св.Амвросия молебен возглавлял Киевский Митрополит, Владимир .

Сегодня в Милане существуют два прихода Русской Православной Церкви . Прихожанами общин, являются в основном около 150 приехавших на работу в Италию, представляющих греческую, болгарскую, сербскую, молдавскую и грузинскую диаспоры.


Вот только внешне храм не похож на Православный, так как под общину Русской Церкви выделили старую Католическую каплицу, которая ранее принадлежала одному из католических разрушенных монастырей .

Сейчас в этом храме служит батюшка, воспитанник Киевской Духовной семинарии, протоиерей. А в другой общине служит местный итальянец 70 летний архимандрит принявший православие и монашество. Служа на церковно-славянском языке, он не мог разговаривать по-русски, но отчасти русский язык понимал из того, что ему говорили.



Так де в Милане живёт около 800 греческих православных семей. Католики под нужды Греческой Православной Церкви передали свой католический храм 17 века . Всё это показатель того, что католический Милан тесно сотрудничает с приезжим православном меньшинством, которое почитает Святого Амвросия и желает молиться в городе этого святого.



Хотя как я упамянул в начале статьи, сам город Милан своей визитной карточкой выставляет Домский Католический собор. Замечательно и то, что этот собор построен в честь Рождества Богородицы, тоже связан с Амвросием Медиоланским. Именно на этом месте до строительство собора стояла небольшая церковь святой мученицы Фёклы , Святой Амвросий крестил в ней святого Оригена , выдающегося западного церковного писателя и учителя . В крипте собора сохранились руины церкви Св.Фёклы. 427 лет строился Миланский собор и он является по величине Третьим собором в мире . Спустившись под главный престол в крипту собора можно поклониться ризам святых первомучеников Протасия и Гервасия , тела которых были обретены святым Амвросием во времена своего епископского служения.
В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства . Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора.
В соборе под потолком сохраняется также один из гвоздей, которым был прибит Спаситель ко Кресту . В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

На улицах города Милана можно увидеть много церквей и соборов, свидетельствующих о богатой христианской жизни этого города.
И одна из очень значимых Католических базилик города, это базилика Сан-Лоренцо-Маджори .




Именно в этой базилике покоятся мощи ещё одной святой много-почитаемой в Православии, Св.мученицы Наталии . Святые Адриан и Наталия, покровители молодожёнов. И хоть Адриан и Наталья жили в 3-4 веке в Малой Азии, мощи Святой Наталии попали в Милан в конце первого тысячелетия и почитаются миланцами как подлинная святыня. Многие паломники приезжают из разных стран в Милан, чтобы поклониться и почтить святые мощи мученицы. И конечно мечта каждой Наталии побывать в Милане и поклонится мощам своей небесной заступницы.


Св.Наталия

В 304 году убили мужа Натальи, мученика Адриана, за то, что он был христианин. Когда тела мучеников убитых начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния. Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие. Память мучеников Адриана и Наталии совершается 8 сентября по.



Открытые мощи Св.Наталии

Мученичество святой Наталии заключается не в телесном мучении, а в душевном. Это было куда тяжелее перенести, принося своего любимого мужа в жертву.



Ну и наконец нельзя обойти ещё одну католическую важную базилику Милана, в честь миланского епископа святителя Евсторгия .

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим .



Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана , жившему в IV в. - святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения . Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем. Евсторгий, это католический святой, в Православии его не вспоминают, но в этом храме под аларём покоятся его мощи.

Но для православных христиан в этой базилике есть другая святыня .

В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения .


Каждый год, 6 января, в праздник католического Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма

Вот такой он, христианский Милан .

Устройство новой церкви Московского Патриархата в Милане произошло благодаря личной инициативе православного миланца о.Димитрия (Фантини). Врач по профессии, он был пленен красотой русского православия во время туристической поездки в Россию. В 1976 г. он вступил в общину св.Николая, окормляемую о.Евлогием (Хесслером), а после ухода последнего в раскол, "оказался без церкви", по его собственным словам.
В 1980 г. Владыка Серафим (Родионов), епископ Цюрихский, викарий Экзархата Московского Патриархата в Западной Европе, посвятил Джузеппе Фантини в сан иеромонаха, с именем Димитрий и благословлением на создание новой общины. В 1983-85 гг. о.Димитрий служил во Всехсвятской церкви в Модене и в миланской румынской церкви. При этом его никогда не покидала мысль об учреждении в Милане общины, принадлежащей русской традиции.
После безрезультатных обращений в светские и религиозные инстанции с целью обрести подходящее место для богослужений, о.Димитрий снял в аренду помещение на виале Тройя, в том же доме, где жил сам. Одна из комнат была переделана под церковь, причем большинство икон было написано самим о.Димитрием. Храм был посвящен великим русским святым: преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. В ноябре 1985 г. состоялась первая божественная литургия, а в декабре того же года о.Димитрий был назначен настоятелем храма. В мае 1987 г. Владыка Серафим освятил церковь по чину освящения домового храма. На первых порах новому батюшке помогали православные священники: иерей Павел Шиалес и иеромонах Георгий Рафаэлли.
Приходская жизнь стала обретать определенные формы: её устроители, итальянцы по культуре, православные по вере, были открыты к верующим других национальностей, и в общине появились русские, украинцы, сербы, греки, болгары, итальянцы. Каноническое положение в лоне Московского Патриархата и любовь к русской духовной культуре, привлекли в церковь многих миланцев. В начале 90-х гг. община расширилась за счет "четвертой" волны русской эмиграции из республик бывшего СССР. В 1994-98 гг. важную роль в жизни прихода играл староста писатель-богослов Владимир Зелинский, который в 1998 г. был рукоположен в чин диакона в лоне Архиепископии русских приходов Константинопольского патриархата и основал новую общину в Брешии.
В сентябре 1995 г. в признание пастырских заслуг о.Димитрия, указом СВ.Синода он был возведен в сан игумена. Новое качестов жизнь прихода обрела после переезда в июне 1996 г. из тесного помещения на переферии Милана в исторический центр города, в прекрасную капеллу св.Викентия, которую ранее занимала румынская община. Историческое убранство капеллы было дополнено иконостасом и иконами, которые пишут для церкви две русские художницы. Ценным подспорьем оказался просторный зал в подполье, где теперь проводятся совместные трапезы и занятия воскресной школы.
С переездом общины на новое место к её титулованию прибавилось имя св.Викентия Сарагосского, которому была посвящени капелла. Этот испанский священномученик жил в III-IV вв., и посему принадлежит еще неразделенной церкви.
Община с 1987 г. периодически выпускает приходской листок "Паломник"("Il pellegrino"), на итальянском языке, который публикует новости приходской жизни, послания московского патриархата, богословские статьи.
В 1997 г. к общине была приписана церковь св. Анастасии, не имеющая своего прихода.

Информация (с сокращениями): http://zarubezhje.narod/italy/
Pусское православие в Италии.Страницы Михаила Талалая.

Православный приход святого Амвросия Медиоланского в Милане (Милан – центр региона Ломбардия на севере Италии), расположенный в храме Сан Вито аль Пасквироло, неподалеку от величественного собора Дуомо, открыт каждый день. Служат здесь ежедневно. Более того, службы регулярно совершаются в других местах, где хранятся мощи чтимых святых.

Приходская жизнь отражает миссионерский дар и трудолюбие настоятеля. Люди смогли создать крепкую общину, проникнутую духом взаимопомощи и поддержки. Под духовным окормлением отца Амвросия находится и украинская диаспора в Милане. О том, как живется нашим соотечественникам в Италии, особенностях приходской жизни диаспоры, ее надеждах и судьбе наша беседа с настоятелем храма архимандритом Амвросием (Макаром).

– Отче, Вы служите в Италии. Как Вы туда попали и почему?

–Это случилось неожиданно, раньше я никогда и не представлял себе, что буду служить в Италии. Думал, что все время проведу в Лавре, семинарии, академии, считал, что служения проректора Киевской духовной академии для меня достаточно, работы много. Но неожиданно Митрополит Владимир предложил мне поехать в Италию. Я с радостью согласился, и решением Священного Синода УПЦ, указом Патриарха Алексия был направлен на это служение.

– А не было ли у вас сомнений, ведь уехать в незнакомое место, покинув близкое и родное, не так просто?..

– Я Италию знал, жил там, участвовал в конференциях, поэтому-то мне и предложение такое поступило. Собственно, я не сомневался, что это решение правильное, потому что знал, как непросто православной диаспоре в Италии, был осведомлен, что там очень много работы, с радостью принял благословение и уехал.

– И как Вас там приняли?

– Приезжая на конференции в Италию, я участвовал в жизни миланской православной общины, в становлении прихода. Меня там знали. Нынешний Святейший Патриарх Кирилл был в то время митрополитом Смоленской епархии, управляющим Отделом внешних церковных связей, моим профессором, он преподавал во время моей учебы в аспирантуре в 80-е годы. И когда он спросил, куда бы я мог поехать, я сказал, что, кроме миланской общины, не знаю другой. По моем приезде в Милан владыка Иннокентий тоже с радостью принял это предложение и назначил меня настоятелем. До сих пор я там служу. Но также ранее проводил службы и в другом приходе РПЦ в Милане – свв. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и мч. Викентия, когда у нас не было храма.

Крестный ход со Святой Плащаницей в Великую Пятницу

– В Милане так много православных верующих, что возникла необходимость во втором приходе?

– В Италии много наших соотечественников: одни успешно находят работу, другие устраиваются куда придется, третьи скитаются. Здесь широкие возможности, и поэтому большинство приезжает в эту страну на заработки. В Италии легально и нелегально живут более 600 тысяч украинцев.

– Ваш приход в Милане в основном состоит из членов диаспоры. В чем сходство и отличие приходской жизни у нас и в Италии, вы ведь служили и здесь, и там много лет?

– Наш приход – это современные верующие люди из разных стран бывшего Советского Союза – России, Украины, Белоруссии, Молдовы. Разница только в том, что у прихожан свои традиции.

Особых трудностей не было. Обычно приход диаспоры создается со своими местными традициями, а у нас их много. С одной стороны, было легко, потому что я во всех этих странах бывал, но все же надо было аккумулировать все эти особенности. В этом и специфика нашего прихода. Прежде всего, прихожан объединяют народные духовные традиции празднования Рождества Христова и Пасхи.

– В храме служат ежедневно. В приходе много священнослужителей?

– Мне помогают священники, которые служат со мной постоянно. Также приглашаю и тех, кто живет недалеко от нашего прихода. Мы проводим ежедневные службы, учитывая особенности работы и жизни диаспорян, нужды верующих. К примеру, некоторые прихожане могут посещать богослужения только посреди недели.

Дети поют «Верую»на итальянском языке

– На каком языке идет служба?

– Ввиду того, что наша паства состоит из четырех народностей – русской, украинской, белорусской и молдавской – часть службы совершается на молдавском языке, часть – на итальянском, на украинском читаются Апостольские чтения, Евангелие. Мы, как многонациональная община, стараемся поддерживать традиции наших прихожан, что отражается на жизни прихода и, прежде всего, на проведении праздников. Кстати, на праздники дети ставят спектакли – рождественские, пасхальные…

– По какому календарю отмечаются праздники в вашей общине?

– По юлианскому. Мы даже и не думаем жить по другому календарю, потому что все связаны со своей землей, со своими родными, со своим домом…

– У вас есть воскресная школа для детей, для взрослых, проходят встречи с молодежью. Все возрастные группы задействованы. Кто организатор?

– Я и мои помощники. У нас две группы – детская и юношеская. С молодежью встречаемся раз в неделю обязательно, а то и дважды, по вторникам вечером – постоянно, а также в воскресный день.

Есть у нас еще одна хорошая традиция – устраивать благотворительные обеды для всех прибывших на богослужение в воскресенье, общаться, помогать друг другу. Все люди нуждаются в укреплении своих связей, и мы, конечно, стараемся способствовать этому. Молодежь общается не только между собой, но и с неверующими, соседями, знакомыми, коллегами по работе, одноклассниками и однокурсниками, поэтому бывает непросто, если нет единомышленников. Мы стремимся создать дружескую среду общения между прихожанами. У нас и родительские собрания проводятся, на которых мы общаемся, советуемся. Наша община живет полноценной жизнью 24 часа в сутки.

– Ваши прихожане – это люди, которые приехали в Италию на временную работу или насовсем?

– Сейчас трудно определить, кто приехал временно, а кто уже осел здесь насовсем, потому что многие часто сами не могут определиться: одни твердо решили остаться, другие намереваются уехать, но для нашей общинной жизни этот фактор не имеет значения. Все верующие участвуют в богослужении.

– Прихожане как-то поддерживают отношения со своими родными, близкими, которые остались на родине?

– Животрепещущая тема. Многие, оставив свои семьи, часто очень сильно страдают. Конечно, верующим легче пережить разлуку, расставание. А далеких от веры людей часто ждут распад семьи, разрыв отношений. Важно, чтобы даже на расстоянии родные, близкие поддерживали связь друг с другом. И поэтому мы в нашей общине первостепенное значение придаем общению семей, их единению. Я общаюсь с детьми моих прихожан, с мужьями, с женами о важности сохранения семьи.

– Каков статус вашего православного прихода в католической стране?

– Италия самая «католическая» страна, тут и Ватикан, и Папа Римский. Но надо сказать, что Католическая Церковь в Италии очень гостеприимна. Нам дали в бессрочную аренду храм (пользование бесплатное, оплачиваем только услуги – свет, воду и т. п.). Это огромная помощь, даже трудно себе представить нашу жизнь без нее, потому что община большая, а храма у нас не было. До этого мы целый год встречались на улице, в парках, на вокзале, в квартирах служили акафисты, молебны, панихиды… Мы создали ассоциацию, которая взяла на себя оформление документов.

– У вас меньше проблем, чем у нас в некоторых храмах…

– Мы ценим то, что трудно достичь. Когда все есть, оно воспринимается как само собой разумеющееся, а то, чего добиваешься, становится невероятно ценным.
Община живет тогда, когда священник 24 часа в сутки с ней. Я часто остаюсь до поздней ночи, иногда под утро уезжаю, а потом возвращаюсь на утреннюю службу. И так почти каждый день, но это радость. Сердце нашей общины – евхаристическое общение, поэтому каждый день служится Литургия, многие причащаются каждое воскресенье (бывает около 200 причастников).

– Вы также служите молебны с акафистами на мощах почитаемых святых, которые находятся в Милане?

– Это также специфика нашей приходской жизни. Когда у нас не было храма, мы искали возможность служить где только можно. Эта инициатива помогла нам проводить богослужения по вторникам у мощей мученика Виктора в базилике Сан-Витторе, по средам – акафист мученикам Андриану и Наталье у мощей св. Наталии в базилике Сан-Лоренцо (святого Лаврентия) в центре Милана, по четвергам – у святителя Амвросия в базилике Сан-Амброджо, там, где мощи свят. Амвросия и первых мучеников Гервасия и Протасия, по пятницам – в кафедральном соборе Дуомо первомученице равноапостольной Фекле, честная глава которой там находится.

С детьми в Сан Амброджо

Это ученица апостола Павла, святая из язычников, которая наряду с другими слушала его проповеди и настолько прониклась ими, что совершала путешествия вместе с апостолом, а потом он ее в Сирию направил проповедовать, она продолжила его труды.

– Ваш приход помогает больным детям, которые приезжают лечиться в Италию из Украины и других бывших советских республик. В чем эта помощь заключается?

– Это тоже одна из важных и интересных страниц нашего служения. Приехав в Италию, я узнал, что многие дети из Украины, Грузии, Киргизии, России лечатся от лейкемии в городе Монза, и начал их посещать, причащать, рассказывать им Закон Божий. Когда у нас не было храма, мы служили в часовне этого города. В этом году посчастливилось проведать парня в Житомирской области, который мне прислуживал, пономарил во время Божественной литургии в больничной часовенке в Монзе. Сейчас он дома, вылечился, я был счастлив его увидеть.

Благотворительная ярмарка

Потом наше служение развилось в такую сеть во многих городах. А сейчас мы организовываем благотворительные ярмарки и передаем средства в Украину для лечения деток. Мы также помогаем беженцам, присылаем много вещей в виде гуманитарной помощи.

– Вы много лет служили в Киево-Печерской Лавре. Наверное, скучаете по ней?

– Конечно, очень сильно скучаю. Когда я приезжаю, чувствую легкость, радость, все забывается. Совершенно иные ощущения. Конечно, Милан, его святыни важны, но Лавру ничем не заменишь. Кстати говоря, наши посещения святынь в Милане напоминают самим миланцам, каким богатством они располагают. Настоятель в базилике святого Виктора говорил: «Как хорошо, что вы приходите и помогаете моим прихожанам сердечно молиться у святыни».

– Не возникает ли конфликтных ситуаций или проблем в окружении католических приходов?

– Итальянцы очень гостеприимны, в основном благожелательно настроены и поощряют деятельность наших приходов, которые помогают им возрождать христианскую жизнь. В 2006 году, когда я приехал в Италию, второй конфессией страны было мусульманство, а через несколько лет благодаря нашей диаспоре православные заняло это место, чему католики очень обрадовались. Они ищут пути сближения с православными.

Беседа с прихожанами

Миссия Православной Церкви продолжается, и я всегда говорю своим прихожанам: «Не забывайте, что это наша миссия, мы не случайно здесь, мы призваны помочь Западной Европе справиться с секуляризмом». Это очень большая проблема Европы, люди теряют веру, особенно молодежь, храмы пустеют, детям некому передать веру. А там, где есть наши приходы, где их жизнь развивается, они сами свидетельствуют об этом.

– Как живется нашим соотечественникам в Италии?

– Жизнь в диаспоре очень непростая. Но общение в приходе очень вдохновляет, оживляет. Люди поддерживают связи, помогают друг другу и здесь, и близким на родине.
Мы очень часто совершаем паломничества по Италии, на Святую Землю, в Грецию, во Францию, бываем и в Украине, в России, в Молдавии. Это очень важно для нас.
Еще один главный аспект служения – помощь нашим соотечественникам в тюрьмах. Нам разрешают проводить в этих местах службы, общаться с заключенными, помогать им.
Мы также посещаем больницы, в которых есть наши диаспоряне, помогаем им чем можем. Принимают нас очень хорошо, все-таки страна религиозная, здесь очень почтительно относятся к священнослужителям.

В онкологическом центре Santa Chiara

Хотелось бы пожелать, чтобы, прежде всего, расцветала жизнь в Украине. Самое главное для нас – это связи с родиной. Есть они – мы живем, дышим. А если они обрываются, нам очень сложно. Вся наша диаспора – это земляки, поэтому и мы полностью зависим от развития и процветания здешней Церкви.

– Если позволите, личный вопрос: когда вы приняли монашество?

– Я думал постригаться в Киево-Печерской Лавре, но поскольку меня направили в Италию, принял монашеский постриг за границей, в Швейцарии, в скиту Воздвижения Креста Господня. Владыка Нестор при постриге назвал меня в честь святителя Амвросия Медиоланского.

С духовником иеросхим. Гавриилом (Бунге)

Настоятель этого скита, схиархимандрит Гавриил (Бунге), стал моим духовным отцом. В Лугано, в Швейцарии, тоже есть православная община, которая развивается, слава Богу.

Беседовала Елена Головина

Батюшка-итальянец не говорит по-русски, но язык понимает, а миряне, россияне-украинцы-молдаване, часто не говорят по-итальянски, но тоже все понимают. Так и живут архимандрит Димитрий (Фантини) и прихожане православного храма в самом центре Милана. Любовь их объединяет, а языки человеческие и ангельские… это вторично. ФОТОГАЛЕРЕЯ

«Благослови душе моя Господа», - архимандрит Димитрий (Фантини) начинает всенощное бдение в одиночку. Иеродиакон отец Силуан (Ярославцев) приедет только к утрене. Среда - будний день, ему нужно закончить свою работу it-инженера. Настоятель русского храма на Виа Джулини в 10 минутах ходьбы от готического Миланского собора поет 103 псалом сам, чтобы не утруждать хор.

Отцу Димитрию в декабре исполнится семьдесят лет, но у итальянцев пение в крови. Вот и у него приятный голос и чувство мелодии у него неизменны с тех пор, когда в 1976 г. он, врач-ортопед Джузеппе Фантини, зашел в миланский приход Московского Патриархата.

Настоятель храма, архимандрит Дмитрий (Фантини), итальянец, служит на церковнославянском языке. Что-то наизусть, что-то по записям

Врач душ

«Я был протестант, и интересовался другими верами. Мне интересно было зайти в русскую церковь св. Николая. Красота богослужения, доброта и открытость людей меня поразили, и я стал туда ходить, - вспоминает отец Димитрий. - Через некоторое время отец Евлогий (Хесслер) поставил меня на клирос, а потом я присоединился к Православной Церкви».

Потом была туристическая поездка в Россию, и настоящий культурный шок от церквей, от монастырских служб, от Лавры в мае, хотя, казалось, бы поездка была в брежневский Советский Союз и Церковь была если не гонима, то уж и не процветала…

Между тем, община отца Евлогия ушла в раскол, и неофит, как он сам выражается, «остался без церкви». Тогда он… стал строить церковь сам. В мае 1980 г. епископ Цюрихский Серафим (Родионов) постриг его с именем Димитрий, а на зимний день свт. Николая рукоположил.

В августе 1983 г., молодой иеромонах снова едет в СССР, по городам России и Украины. «Тогда я познакомился с протодиаконом Борисом, сегодня он митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий. Мы до сих пор дружны с владыкой, я его на каждой службе поминаю», - рассказывает отец Димитрий.

Вернувшись, отец Димитрий стал служить во Всехсвятской церкви в Модене. Работу врача он не оставил. Всю неделю в больнице, а на выходных в церкви.

«Я спросил владыку Серафима, как мне теперь быть. Он ответил: «Ты врач, вот и лечи людей. В больнице лечи тела, а в храме души». Я оставался врачом до начала 1990-х гг., пока не вышел на пенсию. В этом я вижу промысел Божий: буквально на следующий год после моего ухода пенсионный возраст в Италии резко увеличили. Если бы я не успел тогда, то мне, наверное, пришлось бы работать до сих пор», - говорит отец-архимандрит.

Храм в конторе

С ноября 1984 г. по май 1985 г. о. Димитрий священствовал в миланской румынской церкви у настоятеля о. Траяна Вальдман, но очень хотелось вернуть Милану русский храм.

Места для богослужений не было, и отец Димитрий, не получив помощи в инстанциях, снял коммерческое помещение в доме на виале Карло Тройя, 11, где у него была квартира. Сам переделал его под церковь, сам написал большую часть икон. Первая литургия в новом храме в честь отцов русского монашества прп. Сергия и Серафима была совершена 10 ноября 1985 г., а в конце 22 декабря того же года о. Димитрий был назначен настоятелем нового храма. До 1993 года с ним сослужили отец Павел Шиалес (Paolo Sciales), который затем перешел в миланскую церковь Константинопольского Патриархата, и иеромонах Георгий (Рафаэлли), ушедший на покой.

В сентябре 1995 г. отец Димитрий он был возведен в сан игумена, а в 2011 г. в сан архимандрита его возвел Святейший Патриарх Кирилл, который посещал приход в 1997 и 1999 гг., когда возглавлял Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.

Так сложилось, что в приходская жизнь стала налаживаться наладилась как раз к волне эмиграции 1990-х гг. На работу в Италию стали приезжать русские, украинцы, молдаване, болгары, югославы. Итальянцы женились на русских и украинках, и жены приводили их к православию. Так что община быстро стала многонациональной.

Разговор на иных языках

По-русски отец Димитрий не говорит, но язык понимает, причем церковнославянский даже лучше, чем современный. Службу он совершает наизусть, периодически заглядывая в служебник с кириллическим шрифтом.

Одна из посетительниц храма рассказывает, как ее охватили сомнения, и она, как могла, спросила у архимандрита: «Вот вы не говорите по-русски, я мало говорю по-итальянски, а как же мне исповедоваться?». Он ответил: «Так, как бы ты исповедовалась не мне, а Христу». Женщина вспоминает, что такой ответственной и подробной исповеди, как в тот раз, у нее долго не было.

Прихожане вспоминают такую историю. Когда-то еще в 1980-х возникла идея издавать приходской листок. Отец Димитрий не мог написать статью по-русски сам, поэтому он стал вырезать слова и буквы из русских газет и складывать из них предложения. Получалась проповедь, которую он давал прочесть своей пастве. Сегодня проповеди отца Димитрия синхронно переводит иеродиакон Силуан.

Впрочем, к отцу Димитрию приходят не только русские, но и итальянцы. Иногда приводят своих друзей католиков - и тех, кто интересуется Православием, и тех, кому просто нужно слово утешения внимательного и тактичного пастыря.

Сам архимандрит Димитрий (Фантини) говорит, что не помнит первого итальянца, присоединенного им к Церкви: «Нет, уже не помню, не могу сказать, были ли у меня какие-то эмоции при этом».

Некоторые из пришедших не просто остаются, но и сами становятся монахами и священниками. Сегодня они служат по всей северной Италии. Вот 18 июня в храм приезжали сразу несколько таких «выпускников» отца Димитрия - игумен Амвросий (Казинаско), монах-эрудит, автор продающейся на приходе книги "99 различий Православия и католицизма", и пришедший в храм еще 13 лет назад мирянином иеромонах Феофил (Барбьери), в октябре прошлого года назначенный в Новару.

Нынешний храм на виа Джулини (это ответвление от хорошо известной виа Данте, ведущей к замку Сфорца) - боковая капелла Сан-Винченцо некогда большой церкв бывшего женского монастыря, основанного в VIII в. и уничтоженного при Наполеоне. В 1944 г. в результате бомбардировок союзников от монастыря остались одни руины, восстановить удалось лишь эту небольую часть в 1968 г. Монастырь в то время возрожден не был. Оно стало коммунальным: в нем была силовая установка, кинотеатр и наконец приход Румынской Православной Церкви.

Сюда, в исторический центр, приход переехал со своей окраины в июне 1996 года. Храм передал русским друг отца Димитрия отец Траян после того, как румынская община получила бывший католический. Вернее не передал, а дал хорошую рекомендацию владельцам здания, и небогатая община смогла заключить договор за небольшую арендную плату. Отсюда и его сложное посвящение трем святым: к прп. Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому прибавился мученик Викентий Сарагосский.

Сверху помещение храма маленькое, только и разместиться, что алтарю, основному пространству и клиросу. Приходская жизнь протекает в подполье: спускаешься вниз по винтовой лестнице, а там и просторный зал, в котором и трапезная, и место для занятий воскресной школы и администрация прихода.

Скит на улице Роз

Отцу Димитрию давно хотелось основать небольшой скит в какой-нибудь живописной ломбардской деревне, чтобы можно было бы уезжать помолиться подальше от шумного Милана. В прошлому году в храм на виа Джулини привозили их Херсонской области чтимую мироточивую икону Пресвятой Богородицы «Благоуханный Цвет». Настоятель и прихожане с особой силой молились перед ней о том, чтобы Владычица помогла им найти подходящий дом.

Их горячие просьбы были услышаны. Через несколько дней одна знакомая отца Димитрия неожиданно пожаловалась ему, что ее дочь никак не может продать старый дом на Лаго Маджоре (большое озеро недалеко от Милана, на границе со Швейцарией - ред. )

Решили туда съездить, узнать, что и как. Оказалось? дом находится в паре километров от озеро в деревне Мусадино (в приходе шутят, мол «даже название русское, похоже на Шамордино»). На улице Роз. Это трехэтажное здание с садиком. Ему почти пятьсот лет, и когда-то оно принадлежало католическому монастырю. То что надо!

Вскоре епископ Корсунский Нестор благословил дом купить и основать в нем мужской скит. 15 августа отец Димитрий, отец Силуан и два алтарника из миланского храма Ион и Николай обустроились в доме, освятили храм и совершили там первую литургию. В декабре были оформлены необходимые документы, и дом перешел в собственность прихода.

На противоположном берегу Лаго Маджоре, со швейцарской стороны, подвизается давний знакомый отца Димитрий - схиархимандрит Гавриил (Бунге). Католический богослов и отшельник-бенедиктинец, отец Гавриил долгим изучением святых отцов пришел к необходимости вернуться к истоками, и в 2010 г. присоединился к Православной Церкви. Отец Димитрий периодически ездит повидать отца Гавриила в его Воздвиженский скит (Eremo Santa Croce в Каприаска).


Внешне храм мало похож на церковь. Дело в том, что раньше это был собор женского католического монастыря, но со временем монастырь закрылся, а территорию продали под соседние офисы. В итоге и собор был почти полностью разрушен - остался только эта капелла


Амфитеатр перед входом в храм раньше тоже был частью монастырской территории. Здесь был атриум и зеленые сады






В будний день на всенощной прихожан не так много, но в выходные весь переулок оказывается запружен народом



Зеваки с фресок с любопытством рассматривают что происходит в храме


Христос Вседержитель на своде считается фреской известного лобмардского живописцка эпохи Возрождения Боргоньоне

Болгарскую икону Божией Матери "Достойно есть" пожертвовала одна из прихожанок. Ей образ передала старушка-итальянка. Икона вначале была настолько темна, что изображение едва читалось. Ее убрали в алтарь, но икона постепенно обновилась

Колокольни у храма нет, поэтому миниатюрная звонница оборудована прямо в алтаре


Евангелие читается на славянском языке








Историческое фото в трапезной храма: приезд Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха) в 1997 г.


Архимандрит Дмитрий (Фантини) и схиархимандрит Гавриил (Бунге) - итальянец и немец, два православных монаха


Архимандрит Димитрий (Фантини) был в гостях у схиархимандрита Гавриила (Бунге) в марте 2013 г. Отец Гавриил подарил будущему скиту отца Димитрия частицу мощей прп. Венедикта Нурсийского, который для Италии все равно как для нас преподобный Сергий. Основатель западного монашества, настоящий «игумен земли Италийской». Отец Димитрий в ответ передал монахам крест, а иеродиакон отец Силуан схиму, вышитую на Афоне.


На стенах трапезной, которая находится в подвале храма - старинные фрески из католического монастыря, а на столах иконы, которые пишут русские иконописцы для строящегося скита


Литургия в храме обычно начинается в 10 утра, исповедь чуть раньше






Среди прихожан храма -- русские, украинцы, молдаване, румыны


Отец Дмитрий говорит проповедь на итальянском языке -- диакон переводит ее на русский




11 июня генеральный консул РФ в Милане Алексей Парамонов вручил отцу Димитрию почетную медаль консульства "за неустанный труд на благо возрождения и процветания православной идеи, устройство первой церкви Московского Патриархата в Милане

КОНТАКТЫ:
Parrocchia dei Santi Sergio e Serafino, Via Giulini angolo Via Porlezza, 20144 Milano, Italia
Тел. +39 02 860 538
Факс: +39 02 860 538
Email: [email protected]
Сайт.