Ионыч главная тема. Анализ рассказа «Ионыч» (А

История, рассказанная Чеховым в “Ионыче” (1898), строится вокруг двух признаний в любви, как, собственно, строился сюжет и в пушкинском “Евгении Онегине”. Вначале он признается в любви ей и не встречает взаимности. А спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви и с тем же отрицательным результатом. Все остальные события, описания нужны как фон, как материал для объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось взаимное счастье двух людей.

Кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев, каким мы его видим в начале рассказа, превратился в Ионыча последней главки? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни? И как удается Чехову всего в несколько страничек текста вместить целые человеческие судьбы и жизненные уклады?

Как будто на поверхности лежит первое объяснение того, почему герой деградирует к концу рассказа. Причину можно увидеть в неблагоприятном, враждебном окружении Старцева, в обывательской среде города С. И в отсутствии со стороны героя борьбы с этой средой, протеста против нее. “Среда заела” - расхожее объяснение подобных ситуаций в жизни и в литературе.

В превращении Старцева в Ионыча виновата среда? Нет, это было бы по меньшей мере односторонним объяснением.

Герой, противостоящий среде, резко отличающийся от среды, - таков был типичный конфликт в классической литературе, начиная с “Горя от ума”. В “Ионыче” есть слово, прямо взятое из характеристики фамусовского общества (“хрипуны”), но оно, пожалуй, только резче оттеняет разницу двух соотношений: Чацкий - фамусовская Москва и Старцев - обыватели города С.

Собственно, Чацкого удерживал в чуждом и враждебном ему окружении лишь любовный интерес. Он был изначально уверен в своем превосходстве над этой средой, обличал ее в своих монологах - среда же выталкивала его, как инородное тело. Оболганным, оскорбленным, но не сломленным и только укрепившимся в своих убеждениях покидал фамусовскую Москву Чацкий.

Дмитрий Старцев, как и Чацкий, влюбляется в девушку из чуждой ему среды (у Чацкого этот отделяющий барьер духовный, у Старцева - материальный). Как человек со стороны входит он в “самый талантливый” дом города С. У него нет никакого изначального неприятия этой среды, наоборот, в первый раз в доме Туркиных все кажется ему приятным или по крайней мере занятным. И потом, узнав, что он не любим, в отличие от Чацкого, он не устремляется “искать по свету”, а остается жить там же, где и жил, - так сказать, по инерции.

Пусть не сразу, но к какому-то моменту он также почувствовал раздражение против тех людей, среди которых ему приходится жить и с кем приходится общаться. С ними не о чем говорить, их интересы ограничены едой и пустыми развлечениями. Что-либо действительно новое им чуждо, идеи, которыми живет остальное человечество, недоступны их пониманию (например, как это можно отменить паспорта и смертную казнь?).

Что ж, Старцев поначалу тоже пробовал протестовать, убеждать, проповедовать (“в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя”). Отклика в обществе эти монологи Старцева не встретили. Но, в отличие от фамусовского общества, которое агрессивно по отношению к вольнодумцу, обыватели города С. просто продолжают жить, как жили, к инакомыслящему же Старцеву в целом остались вполне равнодушны, пропуская протест и пропаганду мимо ушей. Правда, наградили его довольно нелепым прозвищем (“поляк надутый”), но это все-таки не объявление человека сумасшедшим. Более того, когда он стал жить по законам этой среды и окончательно превратился в Ионыча, сами же они от него натерпелись.

Итак, один герой остался не сломлен средой, другого среда поглотила и подчинила своим законам. Казалось бы, ясно, кто из них заслуживает симпатий, кто - осуждения. Но дело вовсе не в том, что один из героев благороднее, выше, положительнее другого.

В двух произведениях по-разному организовано художественное время. Всего один день из жизни Чацкого - и вся жизнь у Старцева. Чехов включает в ситуацию “герой и среда” течение времени, и это позволяет иначе оценить произошедшее.

“Как-то зимой... весной, в праздник, - это было Вознесение... прошло больше года... стал бывать у Туркиных часто, очень часто... дня три у него дело валилось из рук... успокоился и зажил по-прежнему... опыт научил его мало-помалу... незаметно, мало-помалу... прошло четыре года... прошло три дня, прошла неделя... и больше уж он никогда не бывал у Туркиных... прошло еще несколько лет...”

Чехов вводит в рассказ испытание героя самой обыкновенной вещью - неспешным, но неостановимым ходом времени. Время проверяет на прочность любые убеждения, испытывает на прочность любые чувства; время успокаивает, утешает, но время и затягивает - “незаметно, мало-помалу” переделывая человека. Чехов и пишет не об исключительном или незаурядном, а о том, что касается каждого обыкновенного (“среднего”) человека.

Тот сгусток новых идей, протеста, проповеди, который несет в себе Чацкий, невозможно представить растянутым вот так - на недели, месяцы, годы. Приезд и отъезд Чацкого - как пролет метеора, яркой кометы, вспышка фейерверка. А Старцев проходит испытание тем, чем Чацкий не был испытан, - течением жизни, погруженностью в ход времени. Что обнаруживается при таком подходе?

То, например, что мало обладать какими-то убеждениями, мало испытывать негодование против чуждых людей и нравов. Всем этим Дмитрий Старцев отнюдь не обделен, как всякий нормальный молодой человек. Он умеет испытывать презрение, он знает, чем стоит возмущаться (людская тупость, бездарность, пошлость и т.д.). И Котик, много читающая, знает, какими словами следует обличать “эту пустую, бесполезную жизнь”, которая стала для нее “невыносимой”.

Нет, показывает Чехов, против хода времени протестантский запал молодости надолго удержаться не может - и может даже превратиться “незаметно, мало-помалу” в свою противоположность. В последней главке уже Ионыч не терпит никаких суждений и возражений со стороны (“Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!”).

Более того, у человека может быть не только отрицающий задор - он может обладать и положительной жизненной программой (“Нужно трудиться, без труда жить нельзя”, - утверждает Старцев, а Котик убеждена: “Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели... Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы...”). Ему может казаться, что он живет и действует в соответствии с правильно выбранной целью. Ведь Старцев не просто монологи перед обывателями произносит - он действительно трудится, и больных он принимает все больше, и в деревенской больнице, и в городе. Но... опять “незаметно, мало-по-малу” время совершило губительную подмену. К концу рассказа Ионыч трудится все больше уже не ради больных или каких-то там высоких целей. То, что прежде было вторичным, - “бумажки, добытые практикой”, деньги, - становится главным наполнением жизни, ее единственной целью.

Перед лицом времени, незримого, но главного вершителя судеб в чеховском мире, непрочными и ничтожными кажутся любые словесно сформулированные убеждения, прекраснодушные программы. В молодости презирать, прекраснодушничать можно сколько угодно - глядь, “незаметно, мало-помалу” вчерашний живой человек, открытый всем впечатлениям бытия, превратился в Ионыча.

Мотив превращения в рассказе сопряжен с темой времени. Превращение происходит как постепенный переход от живого, еще не устоявшегося и неоформленного к заведенному, раз и навсегда оформившемуся.

В первых трех главках Дмитрий Старцев молод, у него не вполне определенные, но хорошие намерения и устремления, он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы отмахать девять верст пешком (а потом девять верст обратно), в душе постоянно звучит музыка; как и всякий молодой человек, он ждет любви и счастья.

Но живой человек попадает в среду механических заводных кукол. Поначалу он об этом не догадывается. Остроты Ивана Петровича, романы Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы в первый раз кажутся ему достаточно оригинальными и непосредственными, хотя наблюдательность и подсказывает ему, что остроты эти выработаны “долгими упражнениями в остроумии”, что в романах говорится “о том, чего никогда не бывает в жизни”, что в игре юной пианистки заметно упрямое однообразие и что идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе.

Автор рассказа прибегает к приему повторения. Туркины в 1-й главе показывают гостям “свои таланты весело, с сердечной простотой” - и в 5-й главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы “по-прежнему охотно, с сердечной простотой”. Не меняет программы поведения (при всех заменах в репертуаре его шуток) Иван Петрович. Еще более нелеп в повторении своей реплики выросший Пава. И таланты, и сердечная простота - совсем не худшие свойства, которые могут обнаруживать люди. (Не забудем, что Туркины в городе С. действительно самые интересные.) Но их запрограммированность, заведенность, бесконечная повторяемость в конце концов вызывают в наблюдателе тоску и раздражение.

Остальные же жители города С., не обладающие талантами Туркиных, живут тоже по-заведенному, по программе, о которой и сказать нечего, кроме: “День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов...”

И вот к последней главе сам Старцев превратился в нечто окостеневшее, окаменевшее (“не человек, а языческий бог”), двигающееся и действующее по некоторой навсегда установившейся программе. В главе описывается то, что Ионыч (теперь все его называют только так) делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, что в молодости его волновало. Счастья нет, но есть суррогаты, заменители счастья - покупка недвижимости, угождение и боязливое почтение окружающих. Туркины сохранились в своей пошлости - Старцев деградировал. Не удержавшись даже на уровне Туркиных, он в своем превращении скатился еще ниже, на уровень обывателя “тупого и злого”, о презрении к которому он говорил прежде. И это итог его существования. “Вот и все, что можно сказать про него”.

Что же было началом превращения, скатывания по наклонной плоскости? В какой момент действия рассказа можно говорить о вине героя, не предпринявшего усилий, чтобы предотвратить это скатывание?

Может быть, так подействовала неудача в любви, став поворотным моментом в жизни Старцева? Действительно, за всю жизнь “любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней”. Легкомысленная девичья шутка - назначить свидание на кладбище - дала ему возможность первый и единственный раз в жизни увидеть “мир, не похожий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет”, прикоснуться к тайне, “обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную”. Волшебная ночь на старом кладбище - единственное в рассказе, что не несет на себе печати привычности, повторяемости, заведенности. Она одна осталась в жизни героя ошеломляющей и неповторимой.

На следующий день было объяснение в любви и отказ Котика. Суть любовного признания Старцева состояла в том, что нет слов, способных передать то чувство, которое он испытывает, и что любовь его безгранична. Что ж, можно сказать, что молодой человек был не особенно красноречив и находчив в объяснении. Но можно ли на этом основании считать, что все дело в неспособности Старцева к подлинному чувству, что по-настоящему он не любил, не боролся за свою любовь, а потому и не мог увлечь Котика?

В том-то и дело, показывает Чехов, что признание Старцева было обречено на неудачу, каким бы красноречивым он ни был, какие бы усилия ни предпринял, чтобы убедить ее в своей любви.

Котик, как и все в городе С., как все в доме Туркиных, живет и действует по некоторой, как бы заранее определенной программе (кукольное начало заметно в ней) - программе, составленной из прочитанных книг, питаемой похвалами ее фортепьянным талантам и возрастным, а также наследственным (от Веры Иосифовны) незнанием жизни. Она отвергает Старцева потому, что жизнь в этом городе кажется ей пустой и бесполезной, что сама она хочет стремиться к высшей, блестящей цели, а вовсе не стать женой обыкновенного, невыдающегося человека, да еще с таким смешным именем. Пока жизнь, ход времени не покажут ей ошибочность этой программы, любые слова тут будут бессильны.

Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами жизненного поведения, своими правдами; и в тот момент, когда кому-то необходимее всего встретить отклик, понимание со стороны другого человека, тот, другой, в этот момент поглощен своим интересом, программой и т.п.

Здесь, в “Ионыче”, чувство влюбленности, которое испытывает один человек, не встречает взаимности из-за того, что девушка, предмет его любви, поглощена своей, единственно интересной для нее в тот момент программой жизни. Потом его не будут понимать обыватели, здесь не понимает любимый человек.

Пожив какое-то время, отпив несколько глотков “из чаши бытия”, Котик как будто поняла, что жила не так (“Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница”). Главной своей ошибкой в прошлом она теперь считает то, что тогда не понимала Старцева. Но понимает ли она его теперь по-настоящему? Страдание, осознание упущенного счастья делают из Котика Екатерину Ивановну, живого, страдающего человека (теперь у нее “грустные, благодарные, испытующие глаза”). При первом объяснении она категорична, он неуверен, при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же, повторяемость остаются. “Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! <...> Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...” - говорит она, и мы видим: да это же фразы прямо из романов Веры Иосифовны, надуманных сочинений, не имеющих ничего общего с действительной жизнью. Словно она опять видит не живого человека, а манекенного героя из романа, сочиненного мамой.

И вновь они поглощены каждый своим, говорят на разных языках. Она влюблена, идеализирует Старцева, жаждет ответного чувства. С ним же почти завершилось превращение, он уже безнадежно засосан обывательской жизнью, думает об удовольствии от “бумажек”. Разгоревшись было на короткое время, “огонек в душе погас”. От непонимания, одиночества человек, отчуждаясь от окружающих, замыкается в своей скорлупе. Так кто же виноват в жизненной неудаче Старцева, в его деградации? Разумеется, нетрудно обвинить его самого или окружающее его общество, но это не будет полным и точным ответом. Окружение, среда определяют лишь то, в каких формах станет протекать жизнь Ионыча, какие ценности он примет, какими суррогатами счастья утешится. Но дали толчок падению героя, привели его к перерождению иные силы и обстоятельства.

Как сопротивляться времени, которое творит дело превращения “незаметно, мало-помалу”? К несчастьям людей ведут вечная их разобщенность, самопоглощенность, невозможность взаимопонимания в самые ответственные, решающие моменты бытия. И как, человеку угадать то мгновение, которое решает всю его дальнейшую судьбу? И лишь тогда, когда уже поздно что-либо изменить, оказывается, что человеку за всю его жизнь отпущена лишь одна светлая, незабываемая ночь.

Такая трезвость, даже жестокость в изображении трагизма человеческого существования казались многим в чеховских произведениях чрезмерными. Критики считали, что Чехов таким образом “убивал человеческие надежды”. Действительно, “Ионыч” может показаться насмешкой над многими светлыми упованиями. Нужно трудиться! Без труда жить нельзя! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели! Помогать страдальцам, служить народу - какое счастье! Писатели и до и после Чехова очень часто делали такие и им подобные идеи центральными в своих произведениях, провозглашали их устами своих героев. Чехов показывает, как жизнь, ход времени обесценивают и обессмысливают любые прекраснодушные представления. Все это общие (хотя и бесспорные) места, произнести и написать которые ровно ничего не стоит. Ими может наполнять свои романы графоманка Вера Иосифовна, пишущая “о том, чего никогда не бывает в жизни”. Старцев никогда бы не стал героем романа Веры Иосифовны: то, что с ним произошло, - это то, что бывает в жизни.

“Ионыч” - рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким следует быть. Рассказ о соотношении иллюзий и подлинной (страшной в своей обыденности) жизни. О реальных, не иллюзорных трудностях бытия.

Что же, действительно Чехов так безнадежно смотрит на судьбу человека в мире и не оставляет никакой надежды?

Да, Дмитрий Старцев с неизбежностью идет к превращению в Ионыча, и в его судьбе Чехов показывает то, что может произойти с каждым. Но если Чехов показывает неизбежность деградации изначально хорошего, нормального человека с незаметным ходом времени, неминуемость отказа от мечтаний и представлений, провозглашаемых в молодости, значит, действительно он убивает надежды и призывает оставить их у порога жизни? И констатирует вместе с героем: “Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это!”? Так понять смысл рассказа можно лишь при невнимательном чтении, не дочитав текст до конца, не вдумавшись в него.

Разве не видно в последней главке, как все, что произошло с Ионычем, названо своими именами, резко, прямо? Жадность одолела. Горло заплыло жиром. Он одинок, живется ему скучно. Радостей в жизни нет и больше не будет. Вот и все, что можно сказать про него.

Сколько презрения заключено в этих словах! Очевидно, что писатель, на протяжении всего рассказа внимательно прослеживавший духовную эволюцию героя, дававший возможность понять его, здесь отказывается оправдать, не прощает деградации, ведущей к такому завершению.

Смысл рассказанной нам истории, таким образом, может быть понят на стыке двух начал. Мать-природа действительно нехорошо шутит над человеком, человек часто бывает обманут жизнью, временем, и трудно бывает понять степень его личной вины. Но настолько отвратительно то, во что может превратиться человек, которому дано все для нормальной, полезной жизни, что вывод может быть только одним: бороться с превращением в Ионыча должен каждый, пусть надежд на успех в этой борьбе почти нет.

Гоголь в лирическом отступлении, включенном в главу о Плюшкине (а эволюция Ионыча чем-то напоминает те изменения, которые произошли с этим гоголевским героем), обращается к молодым своим читателям с призывом сохранять всеми силами в себе то лучшее, что дано каждому в молодости. Чехов не делает таких специальных лирических отступлений в своем рассказе. Сопротивляться деградации в почти безнадежной ситуации он призывает всем его текстом.

На примере главного героя А.П. Чехов хотел показать картину падения Дмитрия Ионыча Старцева, впоследствии просто Ионыча, когда жажда наживы способна затмить собой все остальное. В такие моменты человека засасывает на самое дно, но вместо того, чтобы сопротивляться сложившимся обстоятельствам, пытаясь выбраться на поверхность, он еще больше опускается туда, откуда нет возврата. Анализ рассказа «Ионыч» поможет понять, как человек, подающий большие надежды может деградировать, поддавшись порокам и слабостям, постепенно теряя лицо и превращаясь в обычного обывателя.



В данном произведении всего пять глав, но в них четко определена хронологическая последовательность событий. В каждой из них четко видно, как через незначительные временные промежутки меняется жизнь и облик главного героя Дмитрия Ионыча Старцева. События, описанные в рассказе, происходят в городе С, где жизнь словно застыла вместе с его жителями. На примере семьи Туркиных это отчетливо видно. С момента знакомства Старцева с ними и спустя несколько лет в их семье ничего не менялось.

В первой главе Дмитрий Ионыч производит положительное впечатление. Приятный молодой человек с блестящими перспективами. Образованный, целеустремленный. Открытый всему новому. Честный и порядочный. Работа доктором нравилась ему. Помогать людям его призвание. Полный надежд и мечтаний он еще не думал о том, как совсем скоро изменится его жизнь и далеко не в лучшую сторону.

Вторая глава уже начало деградации Старцева. Прошел год после его приезда в этот город на лечебную практику. Дмитрий Ионыч погряз в рутине дел. Большую часть времени доктор проводит в одиночестве. Развлечением стали частые походы в дом Туркиных, где радовала глаз и душу дочь хозяина Екатерина. Старцев увлекся ей, но его чувства безответны. Девушка мечтала уехать в столицу и поступить на актерский факультет. Зачем ей связывать себя узами брака с молодым врачом. Она играла с ним. Приглашение на свидание, полученное от нее, лишнее тому доказательство. Дмитрий прождал ее на кладбище, но Катерина так и не пришла. Он расстроен, подавлен. Апатия и тоска навалились на него. Старцев понимает, что сильно устал. Впервые, возвращаясь домой, он бредет старческой походкой, а не летит, как раньше на крыльях счастья и любви.



Третья глава переломная в жизни Старцева. Он перестает думать о возвышенном и прекрасном. Даже рассматривая Катерину, как свою невесту, он думает о том, какое приданое сможет получить за девушку. Меркантильность и расчетливость прослеживается во всем: в работе, мечтах, планах. После отказа Катерины стать его женой, доктор горевал недолго. Не сложилось и черт с ним. Старцев за это время сильно располнел. Его беспокоила одышка. Передвигался доктор исключительно на лошадях, которые приобрел не так давно. Его стало раздражать местное общество. Люди казались, неинтересны и скучны. Большую часть времени земской доктор проводил в одиночестве, стараясь избегать общения с кем бы то ни было.

Ионыча перестали интересовать походы в театр, чтение книг, концерты. Любимым занятием стала игра в карты и пересчитывание денежных ассигнаций. Он доставал их из кармана, перебирал пальцами каждую бумажку, наслаждался ее шелестом. Страсть к накопительству взяла верх над впечатлениями от жизни. От прежнего Старцева не осталось и следа. Изменения коснулись его не только внешне, но и внутренне. Он позволял себе накричать на пациентов. Дерзил, хамил. Раньше такого за ним не замечалось.

Ионыч окаменел душой, очерствел. Ничего живого не осталось в этом человеке. Заплывший от жира, с трудом передвигающийся, ненавидящий все, что ему было раньше так мило, он вызывает к себе жалость и презрение. Деградация опустила его на последнюю ступень развития, превратив в озлобленного обывателя.

Происшедшее с Ионычем может случиться с каждым, если вовремя не взять ситуацию в свои руки и не попробовать изменить ход событий. Нельзя позволять себе опускаться до уровня Ионыча. Надо обязательно бороться, пускай иногда ситуация кажется совсем безвыходной, но кто не пробует, изначально проигрывает.

Рассказы А.П. Чехова, несмотря на их краткость, показывают нам персонажей настолько выпукло и ярко, что они кажутся вполне одушевленными, даже до какой-то степени знакомыми. Главная проблематика рассказа «Ионыч» состоит во взаимодействии личности и окружающей среды, социума.

И вопрос стоит остро. Кто кого изменит: молодой Дмитрий Старцев - общество, в которое он попал, или оно его? Это и есть проблематика рассказа «Ионыч».

Из истории литературы

Этот вопрос интересовал многих наших литераторов. М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов, И. С. Тургенев так или иначе пристально изучали эту тему, которая теперь перед нами встала как проблематика рассказа «Ионыч». Способна ли личность изменить общество, или его мертвящая атмосфера поглотит все лучшее, что есть в человеке, и он смирится с неизбежной деградацией?

Первая встреча с Туркиными

Начинающий доктор получил назначение земского врача в нескольких верстах от города С. в Дялиже. Он работал и не помышлял о развлечениях, но все советовали свести знакомство с талантливой семьей Туркиных. Как-то зимой его представили главе семейства, но свой визит Старцев отложил. А весной, на вознесение, в праздничный день, приняв больных, Старцев пешком, поскольку лошадей у него не было, отправился в город, напевая романс. И тут ему пришло в голову навестить эту приветливую хлебосольную семью. Параллельно с разбором проблем, поставленных в рассказе, мы проведем анализ рассказа А. П. Чехова «Ионыч». С шуточками встретил его хозяин и представил свой супруге и дочери. Под ароматы готовящегося ужина хозяйка стала читать свой роман о том, чего никогда не бывает в жизни, но всем от этого делалось спокойно и хорошо.

Затем дочь играла нудный, но сложный пассаж на фортепиано, и Дмитрий Ионович с удовольствием слушал шумные, но культурные звуки. За ужином хозяин много острил, и когда Старцеву пришло время возвращаться, он шел к себе в Дялиж и напевал другой романс и не чувствовал усталости. О чем говорит этот эпизод? Только о том, что в первый раз «утонченная» семья Туркиных не показалась застойным болотом молодому доктору. Первый этап, который затрагивает проблематика рассказа «Ионыч», героем благополучно пройден: он еще любит свою работу, но уже способен уютно чувствовать себя в доме, где главенствует пошлость.

Через год

Не слишком часто сын дьячка навещал Туркиных. Он уже начал меняться. Завел пару лошадей, коляску и кучера и неожиданно для себя влюбился в дочь Туркиных, хотя в уме уже прикидывал, какое за ней дадут приданое. Так происходит деградация доктора, которого еще не называют запросто - Ионыч. Проблематика рассказа в данном случае состоит в том, что доктор еще не растерял человеческие чувства, но он уже на грани их потери. Старцев может еще поехать ночью на свидание на кладбище. Но он уже встал на тот путь, с которого нельзя свернуть: любя и страдая от неразделенной любви, он задумывается, к чему это все приведет. Что скажут люди, если узнают, что солидный человек, каким он стал, делает глупости подобно гимназисту? К тому же внешне Старцев стал превращаться в Ионыча: он начал полнеть, но пока это его еще беспокоит. Так балансирует между молодостью и зрелостью Ионыч. Проблематика рассказа состоит в метаморфозах, которые происходят с доктором.

Предложение руки и сердца и отказ

Болезненно, но кратковременно, всего три дня, переживает Старцев, кода девушка отказалась стать его женой. Она уехала в Москву, и вся любовь забылась моментально. В чем состоит проблематика рассказа Чехова? Ионыч, как и все жители города С., уже не способен к глубоким чувствам. Забыты и романсы, которые он пел, когда приехал сюда. Поэзия уходит из его жизни.

Внешние изменения

Через четыре года доктор Старцев приобрел большую практику и у себя в Дялиже, и в городе. Он изменился внешне. Врач стал толстым, у него появилась одышка, пешком он больше не ходил.

Теперь Димитрий Ионович - обладатель тройки с бубенчиками. Изменился и его кучер. Он, как и его хозяин, стал толстым. Доктор полюбил играть в карты. Такие развлечения, как театр или концерты, его перестали интересовать.

Внутренние изменения

Близко Старцев ни с кем не общался. Даже либеральные обыватели городка раздражали его своей тупостью и злобностью. Они с раздражением слушали разговоры Старцева о том, что человечество идет вперед, и возражали. А слова доктора о том, что всякий человек должен трудиться, принимали как личный упрек и начинали сердиться. Поэтому Дмитрий Ионович перестал разговаривать, а только угрюмо молчал, а если садился за стол, то ел молча, глядя в тарелку. Так общество постепенно уничтожало желание Старцева не только говорить, но и думать о прогрессе.

Новое развлечение

Вновь у Туркиных

Однажды утром в больницу пришло письмо, в котором Дмитрия Ионыча Туркины приглашали его на день рождения хозяйки. В письме была приписка, что и дочь присоединяется к приглашению. Старцев подумал и поехал. Хозяйку он нашел сильно постаревшей. Изменилась и дочь, в которую он был влюблен. В ней не было прежней свежести, а в манерах было что-то виноватое. Она и нравилась ему, и не нравилось, а когда он вспомнил о своей любви к ней, то ему стало неловко. У Туркиных вечер проходил как обычно. Хозяйка дома читала свой новый роман, и он раздражал Старцева своей бездарностью. Дочь шумно и долго играла на фортепиано, а потом сама предложила Старцеву выйти в сад прогуляться. Они сели на ту самую скамью, где он когда-то пытался объясниться в любви, и он вспомнил все подробности, и ему стало грустно, а в душе затеплился огонек. Он горестно рассказал, как тускло проходит жизнь. Днем нажива, а вечером клуб с картежниками и алкоголиками.

И вдруг Старцев вспомнил о деньгах, которые он с удовольствием пересчитывал по вечерам, и душе все изменилось, исчезла нежность и появилась мысль, как хорошо, что остался холостяком. Они вернулись в дом, где все стало раздражать доктора. Промелькнула мысль о бездарности этого самого лучшего в городе семейства, и больше к Туркиным он не приезжал.

Более глубокие изменения доктора Старцева

Спустя несколько лет Старцев уже не просто растолстел. Он ожирел, стал тяжело дышать и ходить, откинув голову назад. Практика в городе у него уже не просто большая - огромная. С больными он ведет себя грубо, и они все терпят. Он обзавелся имением, в городе купил два дома и присматривал третий. Когда он ходил осматривать дом, предназначенный на продажу, то вел себя в нем совершенно бесцеремонно, а если точнее, то по-хамски.

Он входил в дом, стучал палкой в двери и, не здороваясь, запросто входил в комнаты, где жались испуганные женщины и дети. Таким стал некогда чистый доктор Старцев: угрюмым и всем недовольным. Его изменения под воздействием окружения, внутренняя слабость, отсутствие облагораживающего начала и потеря интеллигентности - это проблематика рассказа «Ионыч». Чехов скупыми, но выразительными средствами показывает, как человека засасывает недалекое общество. Старцев совершенно одинок.

Ему всегда скучно, его ничего не интересует. По вечерам он играет в карты и ужинает в клубе. Сказать о нем больше нечего.

Произведение Чехова «Ионыч» - очень горькое и честное. Оно, как рентген, просветило всю жизнь доктора Старцева и поставило диагноз - неизлечимо болен. И болезнь эта заразная. Если жить в скорлупе и только деньгами, если не открываться широкому миру, то она может поразить всякого.

И до какой ничтожности, мелочности, гадости
мог снизойти человек!

Н.В. Гоголь

Эти слова Н.В. Гоголя соединяют воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.

Задание

Перескажите содержание рассказа «Ионыч».

Ответ

Дмитрий Ионович Старцев – герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе.

Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь, Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле.

Когда Дмитрий Иванович впервые посетил Туркиных, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях, он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!» и т.д.

В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

Выводы

Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Старцев – интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности – Туркины. Вначале повествования Старцев видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев – приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь.

Причины деградации Старцева

Вопросы и задания

1.​ Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев – неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)

2.​ Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?

3.​ Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?

4.​ Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н.В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)

Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки – это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры» .

Вывод

«Ионыч» – рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе также поставлены вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды.

Индивидуальные задания к следующему уроку

Сообщения о пьесах А.П. Чехова по плану: краткий пересказ, конфликт, особенности.
- «Чайка»
- «Три сестры»
- «Дядя Ваня»

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

Антон Павлович Чехов - талантливый русский писатель, очень точно отображавший в своих произведениях пороки общества своей эпохи. Особое место в его творчестве занимает цикл рассказов "Маленькая трилогия" и "Ионыч". Чехов (анализ одного из его произведений мы будем приводить ниже) писал тогда в условиях повсеместного общественного подъема. Он разоблачал ту часть интеллигенции, которая не только не принимает участие в этом подъеме, а наоборот, старается отгородиться от жизни.

Движимая равнодушием и страхом, она не желает знать проблем народа. С огромной сатирической силой тему "футлярной жизни" раскрывает в своих простеньких на первый взгляд творениях Чехов.

"Ионыч" повествует нам об истории духовной и моральной деградации человека. В рассказе 5 частей, 5 портретов главного героя.

Первый - портрет доктора Старцева - молодого, умного, разбирающегося в искусстве, с хорошим музыкальным и литературным вкусом, энергичного и жизнерадостного человека. Именно таким должен быть настоящий интеллигент, как считает Чехов ("Ионыч", глава 1).

Второй портрет. Перед нами склонный к полноте молодой человек, который ходьбе пешком предпочитает езду в коляске. Лишенный прежней бодрости, но влюбленный, а потому способный к некоторым безумным поступкам.

Третий портрет. Чувства Старцева оказались неглубокими, влюбленность проходит. Он быстро успокаивается после пережитого отказа.

Четвертый портрет. Старцев располнел, страдает одышкой и уже имеет тройку лошадей.

Стал замкнут, духовной жизни предпочитает игру в карты, в обществе ему неприятно. Трудолюбие сменилось холодностью, потухла способность к чистым, бескорыстным чувствам.

Пятый портрет. Старцев располнел окончательно, в результате этого голос его стал тонким и резким. Он осатанел от жадности. По отношению к больным он потерял всякую чуткость, уважение, сострадание. Стал грубым, наглым, злым. Обыватели его считают теперь своим и называют просто Ионыч. За какие-то 10 лет произошла полная Полным ничтожеством показывает героя Чехов.

"Ионыч" не дает нам однозначных ответов на вопрос, почему произошло столь быстрое духовное разложение некогда энергичного и талантливого представителя молодой интеллигенции. Возможно, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, к которой доктор питал нежные чувства. Безусловно, виноват в чем-то и он сам. Однако большая часть вины лежит именно на окружавшем Старцева обществе, считает Чехов. Ионыч, уходя разочарованный после объяснения с повзрослевшей Катенькой, про себя думает: "Каков же должен быть этот город, если даже самые талантливые люди в нем так бездарны?"

Семество Туркиных олицетворяет всю якобы передовую и образованную часть общества. Безжалостно высмеивает ее Чехов. которого был сделан выше, пестрит примерами. В начале рассказа, где описан первый визит Старцева в дом Туркиных, молодой доктор еще незамутненным взглядом замечает малейшие детали: и то, что роман Веры Иосифовны не имеет никакого отношения к реальной жизни, и то, что у Котика нет музыкального таланта, и то, как глупы и бессмысленны шутки хозяина, - однако не обращает на это особого внимания из-за своей влюбленности. Когда же пелена с глаз спала, и Старцев увидел всю творившуюся вокруг него пошлость, он не придумал ничего лучшего, как стать таким же.