Этапы формирования политической карты мира конспект урока. Конспект урока по географии "современная политическая карта мира"

Подготовка к ЗНО. География.
Конспект 38. Современная политическая карта мира. Международные организации. Типология стран мира

Современная политическая карта мира
Основные термины и понятия

Политическая карта мира – территориально-политическая характеристика мира, материков, географических регионов, отраженная на географической карте.
Государство – суверенные политические образования, которые имеют власть на определенной территории и ведут на ней свою хозяйственную деятельность.
Зависимые территории – страны, которые пребывают под властью иностранных государств-метрополий и лишены политического суверенитета и экономической самостоятельности.
Республика – форма правления, при которой власть принадлежит выборным представительским органам.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного лица, которое получает ее, как правило, по наследству.
Унитарные государства – страны, которые не имеют в своем составе автономных территориальных единиц.
Федерации – государства, где наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти имеют отдельные автономные территориальные единицы (штаты, провинции, земли, республики).

Типология – разделение стран в зависимости от уровня их экономического развития.
Монокультурное хозяйство – узкая специализация на нескольких или даже на одной отрасли.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Министерство образования и науки Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Профессиональное училище с. Домашка» Урок географии Тема урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Подготовила: Преподаватель географии I квалификационной категории Егорова Н.П. 2 2017 Политическая карта мира. Многообразие стран Тема урока: современного мира. Тип урока: изучение нового материала Цель урока: Сформировать у обучающихся основные представления о современной политической карте мира, как итоге многовекового столкновения сфер влияния могущественных государств; познакомиться с многообразием стран мира. Задачи урока: ­ обучающие: 1) организовать деятельность обучающихся для самостоятельного определения понятия «Политическая карта мира»; для анализа политических карт; 2) сформировать у учащихся знания о факторах, оказывающих влияние на изменение политической карты мира; о мотивах войн; об исторической периодизации политической карты мира; 3) изучить основные критерии классификации стран мира; 4) познакомить учащихся с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»; 5) формировать у учащихся умения: по работе с научными понятиями; поисковой деятельности (нахождения и применения географической информации для правильной оценки важнейших социально­экономических вопросов международной жизни стран и тенденций их возможного развития); характеризовать основные этапы развития политической карты мира; устанавливать межпредметные связи географии с историей и 3 обществознанием; анализировать, обобщать полученные знания; сравнивать; практически применять сформированные знания; 6) развивать у учащихся навык работы с атласом; ­развивающие: 1) развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к географии, используя современный и исторический материал по важнейшим географическим особенностям и проблемам мира и крупнейших стран; 2) развивать у школьников с учетом географической специфики словесно логическое и образное мышление, память, воображение, внимание; 3) развивать устную речь. ­воспитательные: 1) развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений; 2) побудить учащихся критически осмыслить политические события, происходящие в мире; 3) формировать мировоззрение учащихся; 4) формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное отношение к учебному труду; 5) развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся; Методы обучения: проблемное обучение, индуктивный, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, учебная дискуссия, беседа, упражнение, самостоятельная работа учащихся, Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, задания, компьютер, проектор, электронная презентация. 4 1. Организационный этап Ход урока: Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас и контурная карта, ручки. 2. Активизация познавательной деятельности. Сегодня нам пригодятся ваши знания по обществознанию. Кроме того те, кто смотрят новости, интересуются тем, «что творится в мире» ­ имеют шанс сегодня и на последующих уроках отличиться. Итак – приступаем к работе. 3. Определение темы урока Что является основным источником знаний в географии? ­ географическая карта Какая карта является наиболее важной в курсе «Экономическая и социальная география мира»? ­ Политическая карта мира А что является главным объектом на политической карте мира? ­ Страны Итак, тема урока: «Политическая карта мира. Многообразие стран на политической карте мира», запишите число и тему урока себе в тетрадь. 4. Постановка целей и задач урока Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте. Изучение нового материала. 5. Учитель: Сначала разберёмся с главным понятием урока– политическая карта мира (далее ПКМ) . Давайте попробуем с моей помощью дать определение понятию ПКМ. Для этого нам нужно перечислить 5 существенные признаки понятия ПКМ. Поможет нам в определении этих признаков атласы с изображением политической карты мира. Откройте их. Что Учащиеся: Государства, вы видите на карте? их границы, столицы, крупные города. Учитель: Правильно! Теперь, когда вы указали признаки ПКМ, можно дать определение этому понятию. ПКМ ­ это географическая карта, на которой изображены страны, их границы, столицы и крупные города. Однако ПКМ – это не только географическое, но и историко­географическое понятие, так как политическая карта, по сути, является географическим отражением исторического процесса. Любые исторические процессы предполагают изменение чего­либо во времени. А изменения происходят и в количестве, и в качестве. (Работа с учебником). К количественным нужно отнести изменения общей численности государств, а также изменения площади стран. К качественным изменениям относят смену форм государственного устройства и форм правления стран (рис. 31). Но географов больше интересуют количественные изменения, так как именно они приводят к изменению политических карт. Что выступало главной причиной количественных изменений на ПКМ, то есть что приводило к изменению границ, формированию новых государств? Учащиеся (высказывают гипотезы): Причин множество, однако, главными из них являлись: войны, международные соглашения, открытие новых территорий и др. Учитель: Ваши рассуждения, ребята, правильные. Главным фактором, то есть причиной, изменений на ПКМ являлись войны. А теперь давайте разберемся, почему же люди воюют? При ответе вы можете активно использовать знания, полученные на уроках истории и обществознания. Учащиеся: Войны ведутся за территорию, которая богата ресурсами. Бывают 6 войны религиозного, расового и этнического характера. Учитель: Ответ верный. Теперь перейдём к следующему вопросу. Если ПКМ является историко­географическим понятием, то для каждого исторического периода была своя ПКМ. Вспомните из курса истории, какие главные исторические периоды принято выделять по господствующему типу общественного мышления. Учащиеся: Древний, Средневековый, Новый, Новейший, Современный. Учитель: Правильно. Примерно такая же периодизация характерна для ПКМ. А теперь ребята давайте посмотрим, что собой представляла ПКМ на каждом историческом этапе. Для начала мы рассмотрим первые три этапа истории: Древний, Средневековый и Новый. Ваша задача сравнить ПКМ на этих этапах исторического развития. Сравнение этапов нужно провести по трём критериям: 1) чёткость границ; 2) присутствие неизвестных и ничейных территорий («белых пятен»); 3) количество стран. Ученики рассказывают об этапах формирования ПКМ, остальные выполняют задание №1 Учитель: Сделаем вывод. Ученики: 1) отсутствие чётких границ; 2) наличие множества «белых пятен»; 3) небольшое количество государств. Учитель: Верно! Следующие этапы исторически ближе к нашему времени. Это Новейший этап и Современный этап. Эти этапы уходят корнями в начало XX века. Обратите внимание на карту Европы 1914 и 1923 года. Ваша задача – указать основные изменения, произошедшие на ПКМ. Рекомендуется активно использовать знания из курса истории 9­го класса. Ученики: Распалась Автро­Венгерская империя, образовались Чехословакия и Югославия, сильно изменились границы Румынии; Финляндия и Польша вышли из состава России. Мы видим, что независимость от России получили государства Прибалтики: Эстония, Латвия и Литва. Независимость от 7 Великобритании получила Ирландия. Румыния аннексировала Бессарабию (Молдавию). Учитель: Какие исторические события Новейшего этапа повлияли на формирование ПКМ? Учащиеся: Кроме Первой мировой войны, важным событиями также были: Вторая мировая война и Холодная война, по итогам которой мир был поделён по идеологическому критерию на две крупные группировки стран: 1) Страны Социалистического лагеря (СССР, ГДР, КНДР, Китай, Страны Восточной Европы и др.); 2) Капиталистические страны (США,ФРГ, Республика Корея, Страны Западной Европы, Япония и др.). Многие страны Азии и Африки получают суверенитет от метрополий: Индия, Пакистан, Алжир и др. Учитель: Следующее. Наиболее близким нам является Современный этап. Его начало связано с распадом СССР на 15 независимых стран. Назовите эти государства. Учащиеся: Россия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан. Учитель: Верно. В рамках этого же этапа, развал СССР по цепной реакции приводит к объединению Германии (1990 г.), распаду Чехословакии (1993 г.) и распаду Югославии (1989­2008 гг.). В мире возникает множество непризнанных и частично­признанных государств: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Косово. Ребята, а сейчас попытайтесь вспомнить самые последние изменения на ПКМ, свидетелями которых были вы сами. Быть может вы могли слышать о них в СМИ или от учителей истории и обществознания? Ученики: Самыми последними изменениями стали: Образование Косово (2008), Абхазии и Южной Осетии (2008) и Южного Судана (2011). Крым (2014) 8 Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать по особенностям последних этапов формирования ПКМ? Вы можете использовать те же критерии, которые мы использовали при характеристике первых трёх этапов развития ПКМ. Учащиеся: 1) На ПКМ почти не осталось «белых пятен»; 2) Границы между странами стали более чёткими; 3) Существенно возросло количество стран на ПКМ. Учитель: Давайте подведем некоторые итоги 1 части урока по политической карте: ­ политическая карта – отражает главные политико­географические изменения; ­ в результате изменений образуются суверенные государства, какие­то объединяются, или наоборот распадаются; ­ политическая карта является неиссякаемым источником изучения политической географии. Познакомившись с политической картой, мы убедились, что существует огромное количество стран в современном мире. Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории ­ преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США. Учитель: А какое государство называется «суверенным»? Учащиеся: Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах. Учитель: Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. 9 Давайте определим критерии классификации (В тетради учащиеся На основе количественных критериев наиболее рисуют схему). распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши. ЗАДАНИЕ: Назовите семь самых крупных стран по S территории. Учащиеся: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.) Учитель: По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.) Учитель: Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: страны­архипелаги (расположены на архипелаге), островные (расположены на островах), полуостровные (расположены на полуостровах), лишенные выхода к морю (внутриконтинентальные), приморские (имеют выход в море или океан). (По ходу объяснения учащиеся приводят примеры стран этих групп) Учащиеся выполняют задание №2 Учитель: На основе качественных показателей страны подразделяют на:    Экономически развитые Развивающиеся Страны с переходной экономикой Что является основным критерием такой типологии? (найти в учебнике) Учащиеся: уровень социально­экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта 10 (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США (Записать определение в тетради). К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Эта группа стран отличается значительной внутренней Океании. неоднородностью и в её составе можно выделить три подгруппы. К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп. И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой. ЗАДАНИЕ. С помощью текста учебника определить (самостоятельное добывание знаний): 1 ряд – подгруппы экономически развитых стран 2 ряд – подгруппы развивающихся стран 3 ряд – страны с переходной экономикой Учащиеся: Подгруппы экономически развитых стран:  «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них   такой же, как в странах «большой семерки» ­ Швейцария, Австрия. Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма (страны переселенческого капитализма). Обычно к этой группе причисляют и Израиль К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий в которых проживает около 3/5 мирового населения, в основном это страны 11 Азии, Африки, Латинской Америки, Океании. Большинство из них были колониями и завоевали независимость после второй мировой войны. Развивающиеся страны называют “третьим миром”, его подразделяют на шесть подгрупп: Подгруппы развивающихся стран: 1.Ключевые страны­ Индия, Мексика, Бразилия. Это лидеры “третьего мира”, обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти страны производят столько же промышленной продукции, сколько производят все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет350 долларов. 2.Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.) 3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально­ экономическом развитии в 80­ 90 годах. Первые НИС это – Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Второй эшелон НИС – Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти Страны Азии получили прозвище “азиатские драконы”. 4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго ­ Западной Азии – Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, ОАЭ. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки ­ Ливию, Алжир, Бруней, и т.д. 5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии с душевым ВВП менее 1 тыс.долларов в гол. В основном это страны Африки. 6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Их иногда называют “четвертым миром”. В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой показатель ВВП составляет 100­300 долларов в год. 12 Страны с переходной экономикой Включение в данную двучленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально­экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии относятся к экономически развитым. Среди страны СНГ есть и экономически развитые (Россия), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Итак, подведем некоторые итоги 2 части урока по типологии стран мира: ­ большинство стран – это независимые государства; ­ типологию стран можно провести – по территории, по численности населения, по географическому положению, по уровню социально­ экономического развития. Домашнее задание 6. Вашим домашним заданием сегодня будет следующее: во­первых, изучите материал учебника, выучите те определения, которые мы записали в тетрадь, выучите всю номенклатуру (страны и их столицы), которую мы сегодня упоминали на уроке, отметить на контурной карте. Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств мира (микрогосударства). Отметить на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по численности населения, страны­гиганты по площади, страны «большой семерки». Рефлексия 7. Итак, что сегодня вы узнали нового? Ребята, подумайте, вам эти знания могут в жизни пригодиться? Где и когда вы сможете их использовать? На сегодня – все. Спасибо за внимание. 13 Задание №1 Найдите соответствия в периодах формирования политической карты мира. Занесите данные в таблицу Древний Средневековой Новый 1. До V века 2. ХVI­ХIХ века 3. V­ ХVI век 4. Рабовладельческий строй 5. Зарождение, подъем и утверждение капитализма 14 6. Феодализм 7. Международные хозяйственные связи 8. Складывается внутренний рынок 9. Развитие и крушение первых государств 10. Стремление феодальных государств к захвату территорий На основе политической карты в атласе выпишите: Задание №2 7 самых больших по площади стран мира _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 полуостровных стран _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 островных стран _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 стан – архипелагов _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 внутриконтинентальных государств _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Опорный конспект к теме: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Группировка стран по признакам 15 Типология стран по социально­экономическому развитию Развитые страны 16 Развивающиеся страны 17

Тема: Политическая карта мира

(урок-лекция)

Цель: познакомить учащихся с современной политической картой мира,

основными этапами её формирования, группировками и типологией

стран нашей планеты, их государственным устройством; учить

старшеклассников составлению характеристики политико-

географического положения страны; продолжить формировать

умение анализировать картографическую информацию.

Оборудование: политическая карта мира, раздаточный материал (информационные сведения о монархиях и федерациях мира; план характеристики политико-географического положения страны), компьютерная презентация «Монархии мира».

Ход урока:

I . Организация начала урока.

II . Актуализация знаний учащихся.

Сегодня мы приступаем к изучению темы «Политическая карта мира», нам предстоит узнать о многообразии стран современного мира, их государственном устройстве, выявим главные этапы формирования политической карты, научимся составлять характеристику политико-географического положения страны.

Прежде чем начать это знакомство, давайте попробуем выяснить, что мы знаем о современных государствах мира.

Диктант «Знаешь ли ты политическую карту мира?»

Задание: из предложенного учителем перечня государств выпишите только

те, которые относятся к вашему варианту.

1 вариант: страны Европы и Африки;

2 вариант: страны Азии и Южной Америки.

Мексика (-), Албания (1), Перу (2), Бельгия (1), Гватемала (-), Непал (2),

Сомали (1), США (-), Парагвай (2), Греция (1), Мавритания (1), Венесуэла (2),

Танзания (1), Намибия (1), Уругвай (2), Ирак (2), Израиль (2), Польша (1), Индонезия (2).

III . Новая тема.

Начиная знакомство с политической картой мира, давайте выясним, какую информацию эта карта несет (атлас, стр. 2-3).

* Политическая карта мира – карта мира, на которой представлены все страны современного мира.

В настоящее время на нашей планете насчитывается 193 суверенных государств, а всего государственных образований – более 200, половина всех стран находится на территории Евразии.

Этапы формирования политической карты мира:

    Древний (до V в. н.э.). Возникновение и разрушение древних государств:

Карфаген, Древняя Греция, Древний Египет, Древний Рим. Главное

средство изменений на ПКМ – войны.

    Средневековый ( V - XVI в.в.). Возникновение крупных феодальных

государств в Европе и Азии, образование внутреннего и внешнего рынков. Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения – эпоха Великих географических открытий. Португалия – захват Невольничьего берега, Азорских островов, Мадейры; Испания – колонизация Америки.

    Новый ( XVI - XIX в.в.). Зарождение и утверждение капитализма. Колониальные захваты европейцами территорий в Америке, Азии, Африке.

Англия – Египет, Индия;

Франция – Алжир.

    Новейший (1-я половина XX в.). Формирование ПКМ связано с I и II

мировыми войнами.

Распад Австро-Венгрии; Германия потеряла Эльзас и Лотарингию,

колонии в Африке и Океании; образование Венгрии, Чехословакии,

раздел Османской империи.

    Современный (после II мировой войны).

Образование ГДР и ФРГ, социалистических государств в Европе, Азии и Латинской Америке (Куба).

Образование независимых государств в Азии и Африке.

Изменения на политической карте мира в последние 15-20 лет:

1) 1989 год – освободилась от колониальной зависимости Намибия;

государств);

Югославии (в составе Сербии и Черногории) и 4-х автономных государств;

республика Югославия, на месте бывшей СФРЮ – 6 государств:

Сербия, Черногория, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина,

Словения. Февраль 2008 года – суверенитет автономного края Косово

(он до этого - в составе Сербии, это была исконно сербская территория);

Словакии;

6) 1993 год – восстановлена монархическая форма правления Камбоджи

(через 23 года страна вновь - королевство, бывшая республика Кампучия);

7) 1993 год – независимость Эритреи (бывшая территория Эфиопии,

республика, столица – Асмэра);

8) 1994 год – образование Республики Палау (в Океании, вышла из под опеки

США);

9) 1997 год – Республика Заир переименована в Демократическую Республику

Конго;

колония Португалии, затем – под гнетом Индонезии; 2 года – контроль

ООН);

королевство, теперь – республика).

Осетии; эти государственные образования были в составе Грузии,

но благодаря вмешательству России агрессию Грузии удалось остановить.

Судан и стал независимым государством (Столица г. Джуба). 193-я страна

мира и 54-я – в Африке.

14) остаются спорными территории – Гибралтар, Фолклендские острова.

Стран на нашей планете очень много, все они различаются по площади, численности населения, географическому положению, государственному устройству, уровню экономического развития.

По количественным показателям принято выделять группировки стран мира, здесь представлены страны лидеры мира по площади, численности населения, выделены группы стран, различающиеся особенностями географического положения.

Группировки стран мира.

I . По размерам территории

(7 самых больших стран, S не менее 3-х млн. км 2 ; на них – ½ суши):

1) Россия

2) Канада

3) Китай

4) США

5) Бразилия

6) Австралия

7) Индия

II . По численности населения

(10 государств численностью населения не менее 100 млн. человек

каждое, в них проживает 60 % населения мира):

1) Китай (1 300 000 000 чел.)

2) Индия (1 100 000 000 чел.)

3) США (303 000 000 чел.)

4) Индонезия (215 000 000 чел.)

5) Бразилия (188 000 000 чел.)

6) Пакистан (160 000 000 чел.)

7) Россия (142 000 000 чел.)

8) Нигерия (135 000 000 чел.)

9) Бангладеш (130 000 000 чел.)

10) Япония (128 000 000 чел.)

III . По особенностям географического положения:

    приморские (Мексика, Россия, США, Египет, Франция и др.)

    внутриконтинентальные (Монголия, Чад, Венгрия, Белоруссия)

    полуостровные (Италия, Индия, Сомали, Дания)

    островные (Мадагаскар, Куба, Мальта, Шри-Ланка)

    страны-архипелаги (Индонезия – 18 тыс. о-вов; Япония – 4 тыс.

о-вов; Филиппины, Великобритания)

6) микрогосударства (Ватикан, Монако, Люксембург, Сан-Марино)

Типология стран мира.

Типология стран мира основана на выделении групп стран по различиям в общественно-политическом устройстве и в экономических показателях.

I . Социалистические страны (Китай, Куба, Вьетнам, КНДР).

II . Развитые капиталистические страны (РКС, около 60 государств):

1) «Большая восьмерка»:

    Канада

    Великобритания

    Франция

    Италия

    Япония

    Россия

2) малые капиталистические страны (младшие экономические

партнеры «большой восьмерки», Западная Европа: Швеция,

Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды и др.)

3) страны переселенческого капитализма (Канада, ЮАР, Израиль,

Австралия, Новая Зеландия)

4) страны со средним уровнем развития капитализма (Греция,

Ирландия, Португалия)

5) страны с переходной экономикой (с 90-х годов XX в.

осуществляется постепенный переход от плановой экономики к

рыночной: Польша, Украина, Румыния, Болгария, Казахстан,

Грузия и др.)

III . Развивающиеся страны мира (РС,около 130 государств):

1) «ключевые страны» (Индия, Бразилия, Мексика)

2) новые индустриальные страны (НИС): Южная Корея, Сингапур,

Тайвань, Гонконг, Малайзия, Тайланд, Индонезия; значительный

рывок в – в 80-е – 90-е годы XX в.в..

3) нефтеэкспортирующие страны (высокий ВВП за счет продажи

нефти; Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, ОАЭ, Ливия,

Алжир, Бруней, Венесуэла)

4) страны, отстающие в своем развитии (Колумбия, Боливия, Замбия,

Либерия, Эквадор, Марокко и др.)

5) наименее развитые страны (Афганистан, Бангладеш, Йемен, Мали,

Чад, Мозамбик, Гаити и др.)

В процессе исторического развития многие государства прошли путь от зависимых территорий до суверенных государственных образований.

* Колония – страна, лишенная политической и экономической самостоятельности.

Гибралтар (брит.)

Макао (владение Португалии с правами внутреннего самоуправления; в декабре 1993 года передано Китаю)

Гвиана (Французское владение в Южной Америке)

* Метрополия – страна,владеющая колониями.

* Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Государственный строй стран мира.

* Монархия – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека и передается по наследству.

(исключение – Малайзия и ОАЭ, где монарх избирается из числа родственников)

В мире на май 2008 года насчитывалось 29 монархий (28 мая 2008 г. Непал стал республиканским государством):

Монархии мира (29):

Е В Р О П А

    Андорра (княжество)

    Бельгия (королевство)

    Ватикан (папское государство)

    Великобритания (королевство)

    Дания (королевство)

    Испания (королевство)

    Лихтенштейн (княжество)

    Люксембург (Великое герцогство)

    Монако (княжество)

    Нидерланды (королевство)

    Норвегия (королевство)

    Швеция (королевство)

А З И Я

    Бахрейн (эмират)

    Бруней (султанат, абсолют. )

    Бутан (королевство)

    Иордания (королевство)

    Катар (эмират, абсолют. )

    Камбоджа (королевство)

    Кувейт (эмират)

    Малайзия (султанат)

    Оман (султанат, абсолют .)

    ОАЭ (эмират, абсолют .)

    Саудовская Аравия (королевство, абсолют. )

    Тайланд (королевство)

    Япония (империя)

А Ф Р И К А

    Лесото (королевство)

    Марокко (королевство)

3. Свазиленд (королевство)

О К Е А Н И Я

1. Королевство Тонга

Виды монархий:

    Абсолютная (неограниченная власть монарха, монарх – глава

государства, правительства, вооруженных сил.

Примеры – см. выше в таблице.

    Конституционная (власть монарха ограничена конституцией; реальная

законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная –

правительству; монарх царствует, но не правит).

    Теократическая (во главе государства – духовное лицо).

Ватикан, Саудовская Аравия.

* Республика – форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному органу – парламенту, а исполнительная -

правительству.

Виды республик:

    Президентская (глава правительства – президент).

США, Аргентина, Бразилия; Россия – исключение, глава правительства – премьер-министр, но вид республики – президентская.

    Парламентская (глава правительства – премьер-министр).

Германия, Италия, Австрия, Индия.

Формы административно-территориального устройства.

* Унитарное государство – такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть.

(лат. Unitas – «единство»)

Признаки: 1) территория страны не имеет в своем составе самоуправляющихся

образований;

2) в стране единая Конституция и система органов власти.

Китай, Франция, Польша, Великобритания, Япония, Индонезия, Египет и др.

* Федеративное государство – такая форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными органами власти в стране есть отдельные самоуправляющиеся единицы – субъекты.

(лат. Foederatio – союз, объединение)

Признаки: 1) территория страны – субъекты (самоуправляющиеся

образования);

2) федеральные единицы наряду с едиными (федеральными)

законами (Конституция) имеют свои законодательные и

исполнительные органы власти.

Федерации мира

С Н Г

1. Российская Федерация

З А Р У Б Е Ж Н А Я Е В Р О П А

    Австрийская Республика

    Королевство Бельгия

    Швейцарская Конфедерация

    Федеративная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории с мая 1992г.)

З А Р У Б Е Ж Н А Я А З И Я

    Республика Индия

    Малайзия

    Союз Мьянма

    Исламская Республика Пакистан

А Ф Р И К А

1. Федеративная Исламская Республика

Коморские острова

2. Федеративная Республика Нигерия

3. ЮАР

4. Эфиопия

С Е В Е Р Н А Я А М Е Р И К А

1. Канада

2. США

Л А Т И Н С К А Я А М Е Р И К А

    Аргентинская Республика

    Федеративная Республика Бразилия

    Республика Венесуэла

    Мексиканские Соединенные Штаты

    Федерация Сент-Китс и Невис

А В С Т Р А Л И Я и О К Е А Н И Я

1. Австралийский Союз

2. Федеральные Штаты

Микронезии

Изменения на политической карте мира:

    количественные (присоединение земель, территориальные потери и

завоевания, объединение или распад государств, «отвоевывание» суши

у моря);

2) качественные (смена общественно-экономических формаций,

приобретение страной суверенитета, образование международных союзов,

изменение формы правления и административно-территориального

устройства).

IV . Закрепление изученного материала (тест).

1. Морские границы имеют:

а) Пакистан и Китай б) Боливия и Монголия

в) Бутан и Мали г) Белоруссия и Свазиленд

2. Определите государство с унитарной формой административно-

территориального устройства:

а) Бразилия б) Индия в) Венгрия г) Австрия

3. Какое из перечисленных государств является полуостровным:

а) Бельгия б) Чили в) Индия г) Габон

4. Выберите столицу одного из африканских государств:

а) Манагуа б) Виндхук в) Тхимпху г) Хельсинки

5. Укажите страну с монархической формой правления:

а) Япония б) Португалия в) Польша г) Тунис

6. Выберите часть света, в которой нет стран переселенческого

капитализма:

а) Европа б) Азия в) Африка г) Америка

7. Больше всего наименее развитых стран расположено:

а) в Азии в) в Латинской Америке

б) в Африке г) в Океании

8. Выберите страны, относящиеся к типу промышленно развитых стран:

а) Италия и Дания в) Алжир и Франция

б) Лаос и Монголия г) Аргентина и Мексика

9. Какое из государств имеет такую же форму

административно-территориального деления, как и Россия:

а) Перу б) США в) Италия г) Болгария

10. Укажите страну с переходной экономикой:

а) Финляндия б) Ангола в) Парагвай г) Грузия

V . Домашнее задание. Учебник Максаковского (Тема № 1), на контурную

карту нанести: самые большие страны мира по площади и численности

населения, по 3-4 примера – внутриконтинентальных стран, приморских,

островных, полуостровных, стран-архипелагов, «большую восьмерку»,

малые капиталистические страны (5-7), страны переселенческого

капитализма, с переходной экономикой, РС (по 3-4 от каждой подгруппы).

Подготовка к зачету по географической номенклатуре (ПКМ).

Понятие «политическая карта мира» включает в себя два смысла. В узком смысле - это карта мира, на которой нанесены границы всех государств, в широком - расстановка политических сил, политическая жизнь мира в целом, отдельных групп стран, важнейшие политические проблемы современности.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Изменения на политической карте бывают количественными и качественными .

Количественные изменения :

    присоединение к государству вновь открытых земель (в прошлом - колоний);

    территориальные приобретения или потери в результате войн;

    добровольные уступки (обмен) странами участков государственной территории;

    объединение или распад государств и др.

К качественным изменениям относятся :

    приобретение страной политического суверенитета;

    введение иных, от существовавших ранее, форм правления и государственного устройства;

    образование межгосударственных объединений и политических союзов и др.

В последнее время количественные изменения все чаще уступают место качественным. В этом суть современных процессов- путь диалогов, международных контактов, мирного урегулирования всех споров.

Территория и границы.

Географы используют два термина: «географическое пространство» и «территория», часто наполняя их одним смыслом. Однако понятие «территория» отличается от понятия «пространство» своей конкретностью, привязкой к определенным координатам на земной поверхности.

Территория - часть поверхности суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности, свойствами и ресурсами.

Пределы территорий определяются границами.

Политические границы могут быть государственными и негосударственными. Государственные границы определяют пределы государственной территории. Негосударственные границы, имеющие характер политических – это, например, границы по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные и др.

Границы государственные - это линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитета данного государства. Государственная граница разделяет территории суверенных стран. Это как политическая, так и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национальной обособленностью, таможенным контролем, правилами внешней торговли и т.п.

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы - делимитация и демаркация. Делимитация - определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Демаркация - проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

Различают границы орографические, геометрические и географические.

Орографическая граница - это линия, определяющая границы и проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности (проводится главным образом по горному хребту и руслу рек).

Геометрическая граница - это прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа.

Географическая {астрономическая) граница - это линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В России имеют место все типы границ.

На пограничных озерах линия государственной границы проходит посередине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам. Внутри государственной территории выделяют еще границы административно-территориальных единиц (например, границы республик, областей, штатов, провинций, земель и др.). Это внутренние границы.

Специалисты по международному праву под «территорией» понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.

Государственной является территория , находящаяся под суверенитетом отдельного государства и ограниченная государственной границей. В состав территории государства входят:

    суша в пределах границ;

    воды (внутренние и территориальные);

    воздушное пространство над сушей и водами.

Большая часть приморских государств (их в мире около 100) имеет территориальные воды. Это полоса прибрежных морских вод шириной от 3 до 12 морских миль от берега.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона . Экономические зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Определение принадлежности, режима и границ прилегающих к побережью сравнительно мелководных районов Мирового океана превратилось во второй половине XX в. в важную политическую и правовую проблему в связи с возможностью разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа (нефть, газ и другие полезные ископаемые). Глубины края шельфа обычно составляют 100-200 м. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории вплоть до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Инициаторами установления экономических зон выступили в конце 60-х годов латиноамериканские государства (которые не имеют полноценной шельфовой зоны из-за больших глубин около побережья). К середине 80-х годов их примеру последовали почти все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади Мирового океана, в том числе районы, дающие 96% мирового вылова рыбы,

Экономические зоны - это районы акватории Мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (т.е. это зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву).

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

При этом некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, Россия и другие страны, территорию которых омывают воды этого океана, разделили его на «полярные сектора». «Полярный сектор » - пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной - Северный полюс, а боковыми границами- меридианы. Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега входят в состав государственных территорий этих стран.

Следует отметить также особый международно-правовой режим , установленный по договору 1959 г. в Антарктиде . Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран мира.

Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией. Так, известны режимы:

    судоходства по международным рекам, проливам и каналам, используемым для международного судоходства;

    режимы рыболовства и других видов морского промысла;

    эксплуатации минеральных ресурсов морского дна (эксплуатации континентального шельфа и пр.);

    режим водопользования и других видов хозяйственной деятельности на пограничных реках и т.п.

    Особыми видами территориального режима являются международно-правовая аренда территории, режим «свободных экономических зон», привилегированных в таможенном отношении и т.д.

Политическая карта мира прошла длительную историю своего формирования, отражающую весь ход развития человеческого общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс-10 Дата_________

Тема: Политическая карта мира

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Совершенствовать знания о политической карте мира.
  2. Познакомиться с этапами формирования политической карты мира.
  3. Уметь объяснять количественные и качественные изменения на политической карте мира.
  4. Совершенствовать умения работать с политической картой мира.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, политическая карта мира, атласы

ХОД УРОКА:

  1. Организационно-целевой этап.

Приветствие, выявление отсутствующих

Актуализация учебных знаний, их обобщение

Проверка домашнего задания в тетрадях

2. Операцонно-познавательный этап.

1. Изучение нового материала

Какие ассоциации возникают у вас со словосочетанием "политическая карта мира?"

Всегда ли политическая карта была такой, какой мы ее видим?

Что дает человеку знание того, как формировалась современная политическая карта мира?

Что такое политическая география?

Чем отличается политическая география от физической географии?

Запись определений в тетрадь

Политическая география - это отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности ее изменения.

Причины изменения формирования политической карты мира

  • революция
  • национально-освободительные движения
  • война
  • религиозно-этнические конфликты
  • изменения экономической формации
  • изменения государственного строя

Этапы формирования политической карты

  1. Древний (до V в. н.э. Возникновение и крушение первых государств)
  2. Средневековый V –XVI вв. (Возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии)
  3. Новый XVI – XIX вв. (Формирование колониальной империи)
  4. Новейший (1 пол. XX в. Формирование социалистических стран, распад колониальной системы)
  5. Современный:

1 этап – возникновение мировой социалистической системы, образования независимых государств в Азии (40-50-е годыXX в.)

2 этап – образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70-е годы XX в.)

3 этап – крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы XX в.)

3. Самостоятельная работа в тетради.

На основе политической карты мира в атласе и дополнительного материала

Выпишите в тетрадь:

А) семь самых больших по территории стран мира;

В) десять стран мира с численностью населения свыше 100 млн. человек

С) 5 примеров полуостровных и 5 островных стран, 2 архипелага;

Д) 5 примеров внутриконтинентальных стран.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Домашнее задание: § 17 знать содержание, выполнить письменное задание