Экономические циклы, их виды и причины возникновения. Показатели экономического цикла

В зависимости от продолжительности циклы в экономике делят на короткие, средние и длительные (долгие).

Короткие циклы называют циклами Китчина, в честь английского экономиста и статистика Джозефа Китчина. Он объяснял малые циклы периодичностью колебаний запасов золота и определял их повторяемость с периодичностью три года и четыре месяца.

Родоначальник эконометрики Уэсли Митчелл видел причину малых циклов в сфере денежного обращения и определял их продолжительность в 40 месяцев, то есть также три года и четыре месяца.

Малые (короткие) циклы связаны с нарушением и возобновлением равновесия на потребительском рынке.

Причиной коротких циклов являются изменения, происходящие в сфере кредита. Поэтому они и проявляются как кризисы кредитной сферы.

Средние циклы еще называют циклами Клемента Жугляра (по имени французского ученого-экономиста, исследовавшего средние циклы во второй половине XIX в.). Он считал, что причина средних циклов также кроется в сфере кредита, и определил их периодичность в 8-10 лет. Эта периодичность совпадает с длительностью средних циклов, причину которых ученые видели в такой же периодичности обновления основного капитала.

К средним циклам относят так называемые строительные циклы Саймона Кузнеца (по имени американского ученого, лауреата Нобелевской премии). Он считал, что циклические колебания связаны с периодическим обновлением жилья и некоторых типов производственных сооружений и определял их продолжительность (периодичность) в 15-20 лет.

Существование длинных волн (больших циклов) связано с изменением базовых технологий, источников энергии и объектов инфраструктуры. Их еще называют циклами Кондратьева (в честь российского ученого Николая Кондратьева). Его исследования основывались на статистических данных динамики производства чугуна, свинца, угля, а также среднего уровня цен, заработной платы и ставки процента, внешнего торгового оборота и других показателей в Англии, Франции, Германии и США за период с 80-х годов XVIII в. до 20-х годов XX в. На основе экономического анализа он определил две с половиной длинных волны длительностью 54-55 лет с восходящей и нисходящей фазами.

Нисходящая фаза большого цикла - это период изменения базовых технологий и технологических структур, длящийся 20-25 лет. На протяжении этой фазы происходят малые и средние циклы, что создает основу для наиболее весомых изменений в техническом переоснащении.

Восходящая фаза большого цикла - это период подъема экономического и научно-технического развития общества, длящегося 25-30 лет, на протяжении которых также возможны циклические колебания, связанные с обновлением основного капитала, массовым распространением новых технологий, зарождением и развитием новых отраслей экономики.

Рассмотрим подробнее средние циклы, которые еще называют промышленными.

Промышленный (экономический) цикл является самой острой формой проявления свойственных рыночной (капиталистической) экономике противоречий и в то же время очень жестким, но действенным способом их разрешения.

Материальной основой промышленного цикла, в соответствии с марксистской теорией, является периодическое обновление основного капитала.

Периодичность циклов, таким образом, определяется временем обновления основного капитала. Чем быстрее осуществляется это обновление, тем чаще происходят кризисы. Во время, описанное К. Марксом, периодичность обновления основного капитала составляла 10-11 лет. Такой была и периодичность средних (промышленных) циклов.

Классическая схема делового цикла включает в себя четыре фазы (рис. 16.1).

Дадим краткую характеристику каждой из фаз делового цикла.

Черты экономического кризиса:

  • - перепроизводство товаров по отношению к платежеспособному спросу на них;
  • - значительное сокращение объемов производства;
  • - падение цен;
  • - дефицит свободных денежных средств, необходимых для осуществления платежей;
  • - биржевой крах и банкротство предприятий;
  • - увеличение уровня безработицы;
  • - снижение уровня заработной платы;
  • - падение уровня прибыли;
  • - массовое уничтожение потребительских товаров, оборудования и т. п.;
  • - расстройство кредитной системы.

Черты депрессии:

  • - "застой" производства;
  • - низкий уровень цен;
  • - "вялая" торговля;
  • - низкая ставка ссудного процента;
  • - ликвидация товарных излишков.

Черты оживления:

  • - расширение производства до возобновления докризисного уровня;
  • - рост цен;
  • - повышение нормы прибыли;
  • - возрастание уровня занятости;
  • - оживление торговли;
  • - усиление оптимистических ожиданий.

Черты подъема:

  • - превышение максимального объема производства докризисного уровня;
  • - быстрый рост занятости;
  • - рост заработной платы и других видов доходов;
  • - кредитная экспансия;
  • - искусственное стимулирование совокупного спроса, обусловленное ожиданиями посредников возрастания цен и их желанием купить больше товаров по более низким ценам;
  • - увеличение предложения, которое со временем превысит спрос и создаст условия для следующего кризиса.

С ускорением НТП и усилением государственного (правительственного) вмешательства в экономическую жизнь общества промышленный цикл модифицируется (рис. 16.2).

Современная экономическая теория выделяет две фазы экономического (промышленного) цикла:

  • - рецессию , включающую в себя кризис и депрессию;
  • - подъем , включающий оживление и бум.

Рецессия - это фаза экономического (делового) цикла, характеризующаяся относительно умеренным, некритическим спадом производства или замедлением темпов экономического роста. Она находится между верхней и нижней точками.

Подъем (расширение) производства - фаза, находящаяся между дном (низшей точкой) и бумом (высшей точкой цикла).

По определению Национального бюро экономических исследований США (NBER), рецессия - это период снижения уровня совокупного выпуска, дохода, занятости, торговли, длящийся от шести месяцев до одного года и характеризующийся значительным падением во многих секторах экономики.

Американские ученые Артур Берне и Уэсли Митчелл, исследуя циклические колебания современной экономики, пришли к выводу, что динамика рядов выпуска и занятости обусловливает экономический рост, называемый возрастающим трендом, а колебания деловой активности вокруг тренда образуют промышленные циклы.

Таким образом, тренд можно рассматривать как результат действия факторов, обусловливающих долгосрочный экономический рост (уровень сбережений, прирост трудовых ресурсов, технические сдвиги и т. п.), а цикл - как временное отклонение от этой тенденции.

Экономический цикл (Цикл деловой активности, или бизнес-цикл) - это регулярные колебания уровня деловой активности (как правило, представленного колебаниями национального дохода), при которых после роста деловой активности происходит ее снижение, после чего опять наблюдается ее возрастание.

Современные экономические циклы существенно отличаются от циклов конца XIX - первой половины XX в.

  • 1. В них отсутствует фаза депрессии как обязательная, но если падение очень глубокое и длительное, то фазу рецессии называют депрессией.
  • 2. Отсутствует четкая граница между оживлением я подъемом. Эти фазы объединяются в одну. Бе называют фазой расширения производства. Выделяют верхнюю (бум) и нижнюю (дно) точки делового цикла.
  • 3. Определяется равнодействующая длительного экономического роста - тренд, колебания вокруг которой образуют цикл.
  • 4. Изменились и экономические показатели в фазах цикла.

Бюджетные расходы в зависимости от их экономического со­держания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Рос­сийской Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов представ­ляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инноваци­онную и инвестиционную деятельность , в т. ч. инвестиции в дейст­вующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой , средства, предостав­ляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремон­та и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образо­ваний, другие расходы бюджета, включенные в капитальные рас­ходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечи­вающие текущее функционирование органов местного самоуправ­ления, бюджетных учреждений , оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федера­ции.

Применяются также и иные классификации бюджетных расхо­дов. Наибольший интерес представляет классификация расходов в зависимости от приоритетности тех или иных местных расходов. В соответствии с данным подходом расходы ранжируются на не­сколько групп, последовательность которых отражает степень первоочередности расходов. Это позволяет соответствующим обра­зом распределить доходы местного бюджета. За наиболее важны­ми расходами, обязательность которых законодательно установле­на, закрепляются наиболее надежные источники доходов. За доб­ровольными, необязательными расходами могут закрепляться наименее стабильные источники дохода. Применение подобной ме­тодики позволяет составить достаточно полную картину основных потребностей муниципального образования и использовать различный режим финансирования и контроля исполнения для раз­личных направлений расходования средств.


В целом, расходная часть местных бюджетов включает:

Расходы, связанные с решением вопросов местного значе­ния, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

Расходы, связанные с осуществлением отдельных государ­ственных полномочий, переданных органам местного самоуправ­ления;

Расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным пра­вовым актом органа местного самоуправления .

В соответствии с законодательством России обязательными для муниципальных образований являются только такие расходы, ко­торые в таком качестве определяет закон (но не подзаконные ак­ты), а также расходы, необходимые для оплаты и обслуживания долгов и задолженности, появляющихся из договорных обяза­тельств и судебных решений. Разнообразные расходы местных бюджетов отражают разделение компетенции между территори­альными уровнями государственной власти.

Исключительно из местных бюджетов финансируются сле­дующие функциональные виды расходов:

Формирование муниципальной собственности и управление ею;

Организация, содержание и развитие учреждений образова­ния, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации , других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства ;

Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

Благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

Организация утилизации и переработки бытовых отходов;

Организация транспортного обслуживания населения и уч­реждений, находящихся в муниципальной собственности или в ве­дении органов местного самоуправления;

Обеспечение противопожарной безопасности;

Охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

Материальные текущие затраты;

Отчисления и субсидии;

Расходы на оплату процентов по полученным ссудам;

Прочие расходы.

Текущий бюджет:

Налоги и сборы;

Арендная плата;

Квартирная плата;

Проценты по выданным ссудам;

Доходы от участия в капитале предприятий;

Общие отчисления (дотации) субъекта Федерации;

Прочие поступления.

Инвестиционный бюджет:

Превышение текущих доходов над текущими расходами, а также инвестиционные доходы используются на инвестиционные расходы, в том числе на:

Погашение займов и процентов по ним;

Капиталовложения и инвестиции;

Пополнение резервных фондов.

Инвестиционный бюджет:

Отдельные налоговые поступления;

Муниципальные займы;

Субвенции субъекта Федерации на капиталовложения .

Необходимо стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих операций объем поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует в формировании инвестиционного бюджета. Показатель того, насколько муниципальное образование окажется в состоянии достичь этого умелым ведением бюджета текущих операций для отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой финансовых возможностей муниципаль­ного образования и свидетельствует о долгосрочной платежеспо­собности при привлечении займов и кредитов.

К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование муници­пального хозяйства (расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и инвестиционные отчис­ления третьим лицам, а также отчисления федерации и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы , а также осо­бые операции по финансированию, например, получение и пога­шение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов.

Подобная структура, несмотря на определенную степень ус­ловности, позволяет четко определять и корректировать деятель­ность по основным направлениям развития муниципального хо­зяйства. Также представляется целесообразным использовать груп­пировку бюджетных статей на средства, направляемые на реали­зацию собственных полномочий органов местного самоуправления и на средства, направляемые для исполнения государственных полномочий, которые были делегированы вышестоящими органа­ми власти. Хотя подобные группировки не всегда могут приме­няться в чистом виде, их использование способствует более гра­мотной организации финансового планирования и бюджетного процесса .

Бюджет должен составляться на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования. Согласно действующему законодательству прогноз долгосрочного социаль­но экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проек­ты бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета должно вызывать соответствующее изменение основных характеристик проекта бюджета.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год формируется перспективный финансовый план. План разраба­тывается на основе среднесрочного прогноза социально-экономи­ческого развития муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план законодательно не утвер­ждается и составляется в целях:

Информирования представительных органов власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

Комплексного прогнозирования финансовых последствий реализации проектов программ, законов;

Выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

Отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три го­да, из которых первый год - это год, на который составляется бюджет, а следующие два года - плановый период, на протяже­нии которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансо­вого плана является бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классифи­кации.

Известно три основных типа бюджетов.

Линейно-объектный (постатейный) бюджет

Наиболее ранний по времени появления подход к составлению бюджета - линейно-объектный или постатейный бюджет остается самым популярным у всех органов власти благодаря точности от­четности и простоте контроля.

В постатейном бюджете средства распределяются между определенными статьями или объектами расходов. Расходы на зара­ботную плату, оборудование, канцелярские принадлежности и т. п. рассчитываются на будущий год так, что соответствующая служба имеет лишь ограниченную возможность при наличии обоснования повысить на некоторую сумму величину расходов, предусматри­вавшихся по данной статье в предыдущем финансовом году. Глав­ное преимущество существующей линейно-объектной бюджетной системы состоит в строгом контроле за деятельностью финанси­рующих ведомств .

Многие исследователи отмечают значительные недостатки ли­нейно-объектной системы, так как в качестве инструмента управ­ления этот тип бюджета имеет весьма ограниченную примени­мость, и поэтому обычно используется только совместно с финан­совым планом.

В частности, большинство специалистов отмечают, что такой бюджет сложно соотнести с целями. Данный подход не преду­сматривает сравнения затрат и результатов, игнорирует возмож­ные альтернативы проводимой политики, не обеспечивает инте­грации функций планирования, разработки бюджета и контроля. Линейно-объектный бюджет инерционен, любые изменения воз­можны лишь в виде небольших приращений соответствующих по­казателей предшествующего года.

Поскольку единственным источником информации о будущем бюджете для местных властей обычно является бюджет предыду­щего года, а прироста расходной части бюджета добивалось каждое подразделение, то основой определения того, какие расходные статьи следует урезать, а какие оставить на прежнем уровне, ста­ли бюджетные слушания.

Увеличение бюджетных статей не обосновывается тем, что тот или иной департамент повысит качество своей работы вследствие дополнительных бюджетных вливаний или ухудшит его вследст­вие урезания бюджета. Фактически любое подразделение всегда может предоставить убедительные доводы в пользу своих требова­ний повысить бюджет в интересах повышения качества работы. Однако разные департаменты обладают разным влиянием. Ре­шающими критериями увеличения статей становятся авторитет и влияние главы соответствующей муниципальной службы, способ­ность организовать поддержку своих требований или тот факт, что представительные органы местного самоуправления могут завое­вать симпатии или антипатии избирателей, удовлетворяя или от­вергая определенное требование.

Исполнительный бюджет

Вследствие ограниченности линейно-объектного подхода, приводящего к увеличению расходной части бюджета, в 30-х годах этого столетия был выработан новый управленческий подход к составлению бюджетов.

В соответствии с данным подходом распределение затрат идет по видам деятельности , а не по статьям расходов. На основе новой концепции стал применяться операционный анализ - метод, по­зволяющий сопоставлять элементы цепочки «затраты - процессы предоставления услуг - результаты» с последующей оценкой ре­зультата, который оценивается в соответствующих единицах изме­рения деятельности. Такой бюджет требует больше информации о том, какие используются рабочие процессы, какого качества услу­ги могут быть обеспечены и по какой стоимости.

Этот подход получил существенные преимущества перед кон­цепцией линейно-объектного бюджета. Ориентируясь на конкрет­ные задачи управления, исполнительный бюджет помогает орга­нам власти в оценке эффективности работы организаций, переводя категории бюджета в функциональные термины и термины увели­чения эффективности исполнения предписанных видов дея­тельности. На основе измерения затрат рабочего времени , финансовых ресурсов и отношения количества работающих к объему деятельности устанавливаются соответствующие стандарты.

Таблица. Пример исполнительного бюджета

Виды работ

Затраты

труда на

единицу

работы

Стоимость

человеко-

часа, руб.

Удельные расходы на единицу работ,

Зарплата

Материалы

Оборудование

Всего

Мойка светильников

Замена ламп

Окраска столбов

Ремонт электропроводки

Оптимальный уровень обслуживания:

Мойка светофоров - два раза в год

Замена ламп - один раз в год

Окраска столбов - один раз в два года

Ремонт электропроводки - один раз в два года

Число обслуживаемых светофоров: 2000 шт.

Мойка светофоров 2000 х 2 х 5 =руб.

Замена ламп 2000 х 1 х 20 =руб.

Окраска столбов 2000 х 0,5 х 23 =руб.

Ремонт электропроводки 2000 х 0,3 х 38 =руб.

Общие бюджетные расходы: руб.

Однако опыт использования исполнительных бюджетов пока­зал ряд недостатков в их применении. Многие бюджетные оценки оказались менее точными, чем оценки, связанные с линейно-объектными бюджетами. Для руководства неясны основания пред­почтения какого-либо одного вида расходов другому. Не преду­сматриваются альтернативы, на базе которых можно было бы сде­лать лучший выбор. Другой сложностью для работников финан­совых служб является оценка качества работы. Точному измере­нию результатов деятельности препятствуют трудности, присущие исполнительному бюджету. Рассчитать объемы государственных закупок и расходы на содержание государственного аппарата до­вольно легко. Однако объективно и точно измерить результаты работы государственных служб очень сложно. Детализация и ка­тегоризация работ с целью выявления единиц их измерения часто затруднительны. Сбор соответствующих данных обычно произво­дится неаккуратно, поэтому данные оказываются ненадежными. Кроме того, система исполнительных бюджетов не ориентирована на решение долгосрочных проблем.

Программный бюджет

Бюджеты, создаваемые под определенные программы и проек­ты, получили название программных бюджетов. Поскольку про­грамма может охватывать несколько исполнительных организаци­онных уровней, то и программный бюджет должен быть более широким и интегрированным, чем исполнительный. Программные затраты являются обобщенными суммарными затратами, которые получаются путем агрегирования затрат различных подразделений организации. Подробная детализация расходов подразделений ор­ганизации для программного бюджета необязательна, поскольку он не всегда базируется на деятельности только этих подразделений, а также потому, что организация может быть занята одновре­менно в нескольких программах, внутри которых ответственность за деятельность несут конкретные подразделения. Поэтому про­граммный бюджет лучше отвечает организационным потребностям органов управления более высокого уровня, в то время как испол­нительный бюджет лучше приспособлен для задач более низкого уровня управления.

Программный бюджет обычно нацелен на длительную пер­спективу и является долгосрочным. Если исполнительный бюджет основывается на опыте прошлой работы, программный бюджет строится на основе оценки того, каких результатов деятельности следует ожидать в будущем. С этой точки зрения программный бюджет лучше приспособлен для формирования долгосрочного го­сударственной социально-экономической политики.

Программный бюджет больше подходит целям всеобъемлюще­го бюджетного планирования, включая предоставление информа­ции центральному бюджетному органу, главе исполнительной вла­сти и законодательным органам . Исполнительный бюджет также должен содержать информацию, необходимую для анализа, но, кроме этого, должен быть достаточно подробным, чтобы удовле­творять потребности низовых уровней управления.

Программный бюджет организовывает бюджетные расходы по программам или функциональным областям, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Ключевыми элементами этого процесса являются долгосрочное планирование , постановка целей, разработка программы, анализ деятельности. Однако следует учи­тывать, что ошибки, допущенные в постановке целей и разработке программ, могут болезненно отразиться на эффективности дея­тельности муниципальных органов власти в целом.

Разработка программного бюджета состоит из четырех важ­нейших этапов:

1. Постановка целей, выбор методов, последовательности ша­гов и времени достижения целей.

2. Расчет затрат для реализации каждого необходимого шага.

3. Разработка полной программы работ, необходимых для достижения целей.

4. Определение критериев оценки того, насколько успешно достигнуты поставленные цели.

Программный бюджет позволяет увеличить степень рацио­нальности принимаемых решений. Подход требует рассмотрения последствий реализации программ и результатов предпринимае­мых действий. Кроме того, подчеркивается роль планирования для принятия бюджетных решений. Однако постановка целей ока­зывается затрудненной в силу сложности проблем и различного их видения разными участниками процесса целеполагания. Разработ­ка и использование программного бюджета может потребовать су­щественных преобразований, которые способны оказать влияние на многие другие тесно связанные с бюджетом области.

На практике реальные события в экономической, социальной и политической сферах часто существенно отличаются от предпола­гавшихся, что подрывает надежность проводившихся при состав­лении долгосрочного бюджета плановых расчетов. Плановые рас­четы часто оказываются завышенными и нереалистичными для ис­полнения. Анализ соотношения затрат и результатов далеко не всегда учитывает косвенные последствия или побочные эффекты предпринимаемых или предполагаемых действий. Объективный анализ результатов может оказаться невозможным.

Характер процедур разработки программного бюджета тяготе­ет к централизации процесса принятия решений . Ответственность за принятые решения и выбранную политику ложится на центральные органы, что приводит к улучшению координации дея­тельности, но за счет утраты инициативы на более низких уровнях Принятия решений. Подобный бюджет требует постоянной центра­лизованной координации и четкого взаимодействия исполнителей. Специалисты отмечают, что данный подход разрушает имеющиеся коммуникационные каналы между административными единица­ми. Поскольку схемы организационных связей, необходимых для выполнения каждой подпрограммы, будут для каждого конкрет­ного случая различными, ни одного устойчивого канала связи взамен имеющихся не создается. Ориентация на анализ альтернатив приводит в состояние постоянной неопределенности всех заин­тересованных лиц вместо стабильности прежних бюджетных сис­тем.

В целом программный бюджет имеют ограниченную сферу применения и не может заменить сложившуюся систему линейно-объектных бюджетов. Использование программного бюджета мо­жет быть полезным при централизованном внедрении определен­ной системы мер, которая не может быть эффективно и оператив­но реализована соответствующими службами в рамках текущего планирования и бюджетирования.

Пример программного бюджета

Бюджет программы профилактики дорожно-транспортных происшествий.

Цели программы:

Улучшение дорожной инфраструктуры.

Усиление контроля за нарушителями дорожного движения.

Подпрограмма
Исполнитель

Срок исполнения

Расходы исполнителя

Расходы на подрядчиков

Реконструкция уличного освещения

Установка светофоров

Управление дорожного хозяйства

Улучшение системы оповещения о ДТП

Управление

Уборка улиц

Управление дорожного хозяйства

Обучение населения прави­лам движения

Управление по связям с общественностью

Итого:

Внебюджетные фонды

Не все необходимые расходы могут осуществляться в рамках бюджета и бюджетных процедур. Кроме того, существуют опреде­ленные нерегулярные или целевые источники дохода, не подле­жащие зачислению в бюджет.

Для оптимального использования таких средств представи­тельные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, имеющие самостоятельные источ­ники финансирования и использующиеся в соответствии с их це­левым назначением. Внебюджетные фонды создаются в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Феде­рации. Налоги, сборы и другие платежи, предназначенные для зачисления в муниципальный бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды.

Среди наиболее часто используемых источников внебюджет­ных фондов муниципальных образований можно отметить:

Обязательные платежи штрафов и пени с физических и юридических лиц, не подлежащие зачислению в местный бюджет (штрафы и иные платежи, взысканные за ущерб, причиненный муниципальному образованию, местным объектам историко-культурного наследия; за нарушение государственной дисциплины цен; за нарушение правил содержания территории; за незаконную установку киосков и торговых павильонов);

Добровольные взносы юридических и физических лиц на определенные цели;

Доходы от временного размещения денежных средств фон­да в кредитных организациях, от операций с ценными бумагами, от возврата кредитных ресурсов, выданных организациям за счет средств фонда;

Доходы, полученные за содержание транспортных средств на специальных охраняемых стоянках; доходы от деятельности торговых площадей;

Разовые сборы за оказание дополнительных услуг населе­нию;

Иные доходы, в соответствии с действующим законодатель­ством, а также с нормативными правовыми актами органов город­ского самоуправления.

Средства муниципальных внебюджетных фондов обычно используются:

На финансирование целевых программ и мероприятий по решению социально-экономических и других общественно значи­мых проблем, не предусмотренных бюджетом;

В современных условиях исследования регионального развития должны проводиться на федеральном и региональном уровнях. При этом аналитические исследования нацелены на обслуживание текущих потребностей федеральных и региональных органов управления, на выявление долговременных тенденций регионального развития и острых региональных проблем, на обоснование региональных прогнозов и целевых программ, на создание информационной базы для выработки стратегии территориального развития и региональной политики.
Региональные проблемы развития страны существенно отличаются от проблем экономического и социального развития отдельного региона. В первом случае основная задача - использование разнообразия условий и возможностей регионов для достижения наибольшего интегрального эффекта, т.е. экономическое пространство России следует организовывать таким образом, чтобы обеспечивать наиболее целесообразную специализацию регионов и формировать действенную их экономическую интеграцию, соблюдая при этом согласование федеральных и региональных интересов.
Во втором случае задача заключается в таком выстраивании экономической политики субъекта Федерации, чтобы обеспечивалось стабильное социальное развитие на основе наиболее полного использования экономического потенциала региона и межрегиональных связей при соблюдении согласованных с регионами федеральных интересов. Указанные различия в содержании региональной федеральной политики и политики социально-экономического развития региона предопределяют различия в задачах и содержании анализа на федеральном и региональном уровнях.
В качестве объектов анализа территориального развития страны на федеральном уровне могут выступать: макрозоны (зона Севера, европейская и азиатская части страны и т.п.), крупные экономические районы и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия; регионы, выделяемые по признаку решения какой-либо крупной проблемы общегосударственного
значения (проблема возрождения Волги, ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и т.п.); субъекты Федерации вообще и их группы, объединяемые по определенному признаку (приграничные, депрессивные и т.п.); отдельные города и локальные территории, развитие которых в силу различных причин имеет или приобретает федеральное значение (Норильский пром- район, ЗАТО, свободные экономические зоны и т.п.).
Предметом анализа служат процессы, имеющие принципиальное значение для обеспечения: территориальной целостности государства и укрепления единого экономического пространства; экономической безопасности России; конституционных прав граждан на всей территории России; примерно равного доступа к социальным благам и достойного уровня жизни во всех регионах; рационального использования ресурсов и социально-экономического потенциала регионов в интересах всей Федерации; экологической безопасности и устойчивого развития регионов (табл. 35.2).
Таблица 35.2
Объекты и предмет анализа регионального развития (федеральный аспект) Объекты анализа Оценка влияния на: территориальную целостность государства и укрепление единого экономического пространства экономическую безопасность России формирование примерно равных условий доступа населения к социальным благам рациональное использование потенциала регионов в интересах всей Федерации экологическую безопасность и устойчивое развитие регионов финансово-бюжетную
обеспеченность
регионов Макрозоны (зона Севера, европейская и азиатская части страны и т.п.) Крупные экономические районы и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия Территории, на которых решается крупная межрегиональная проблема Субъекты Федерации Группы субъектов Федерации, выделяемые по определенному признаку (приграничные, депрессивные и т.п.) Отдельные города и локальные территории, имеющие федеральное значение (ЗАТО, свободные экономические зоны и т.п.) В качестве объекта анализа на субфедеральном уровне выступает весь процесс регионального воспроизводства, включая в полном объеме его составные части: воспроизводство населения, общественного продукта и природных ресурсов, обеспечение сохранности окружающей среды. Поэтому в каждом регионе формируются свои экономическая, социальная, экологическая, региональная и тому подобные политики. В этих условиях анализ экономического и социального развития регионов должен охватывать широкий круг проблем, касающихся различных сторон жизнедеятельности на территории (табл. 35.3).
Таблица 35.3
Цели и задачи анализа социально-экономического развития субъектов Федерации № п/п Цель анализа Задача анализа 1 2 3 I Оценка результатов и тенденций эконо-мического развития 1. Определить динамику производства и изменения в структуре хозяйственного комплекса региона, выявить причины негативных тенденций.
Определить тенденции в изменении специализации региона в террито-риальном разделении труда и оценить их соответствие имеющимся ресурсам и условиям.
Определить уровень комплексности хозяйства и выявить возможности его повышения.
Определить тенденции результативности хозяйственной деятельности предприятий и изменения финансовых ресурсов региона.
Выявить проблемы экономического характера, для решения которых требуется государственная поддержка.
Оценить экономическую эффективность развития промышленности и сельскохозяйственного производства в регионе, в том числе структурных сдвигов II Оценка результатов и выявление проб-лем социального развития 1. Оценить изменения в уровне жизни и потребления (в том числе в реальных доходах) населения и выявить причины сложившихся тенденций.
Определить интенсивность расслоения общества и численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Оценить тенденции изменения численности населения и трудовых ресурсов.
Оценить тенденции изменения структуры занятости населения.
Определить отраслевую и территориальную структуру безработицы.
Оценить масштабы скрытой безработицы и неполной занятости.
Оценить бюджетную обеспеченность населения, а также обеспеченность бюджета собственными финансовыми ресурсами III Оценка состояния природопользования и экологии 1. Оценить степень использования природных ресурсов различных видов.
Оценить тенденции состояния экологии и определить их причины.
Определить города и территории, характеризующиеся сверхнорматив-ными загрязнениями и другими серьезными нарушениями экологического равновесия.
Выявить экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью на территории сопредельных регионов.
Выявить основные источники загрязнения по городам и отдельным территориям.
Определить возможную степень удовлетворения потребностей в природоохранных мероприятиях за счет собственного финансирования IV Оценка внешнеэко-номических связей 1. Оценить динамику и интенсивность межрегиональных связей и их роль в хозяйственной жизни региона.
Оценить самообеспеченность региона средствами производства и товарами народного потребления, в том числе топливом и продовольствием.
Оценить конкурентоспособность профильных производств на региональном, внутрироссийском и мировом рынках.
Оценить степень и выгоды интеграции региона в соответствующем крупном экономическом районе V Оценка результатив-ности государственной региональной политики 1. Определить степень реализации основных целей реформы.
Дать обобщенную характеристику мероприятиям федеральных целевых программ, реализуемым на территории региона, оценить ход и результаты их выполнения.
Оценить степень завершенности распределения правовых полномочий в совместном ведении и определить круг вопросов, по которым между Федерацией и регионом остаются существенные расхождения VI Выявление региональных кризисных ситуаций 1. Определить отрасли (производства), подверженные глубокому кризису, выявить причины и возможные последствия этого кризиса.
Выявить города и районы, находящиеся в кризисной ситуации в экономической, социальной или экологической сферах. Определить причи-ны и возможности изменения ситуации собственными силами
Окончание табл. 35.3
1 2 3 VII Оценка предпосылок и потенциальных возможностей социально-экономического развития региона 1. Оценка наличия и использования природных ресурсов.
Оценка социально-исторических особенностей и демографических тенденций.
Оценка наличия, структуры, состояния и использования производственного потенциала.
Оценка финансового потенциала.
Оценка научно-технического потенциала.
Оценка кадрового потенциала.
Оценка транспортно-географического и геополитического положения.
Оценка состояния производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.
Оценка инвестиционной привлекательности региона При анализе регионального развития используются различные методы (табл. 35.4), большинство из которых достаточно хорошо известны. Определенная региональная специфика связана с особенностями объектов наблюдения. В зависимости от того что исследуется: территориальный аспект социально-экономических процессов федерального уровня, или развитие экономических районов (зон), или социально-экономическое развитие субъектов Федерации, меняются предмет исследования и показатели, используемые в аналитических расчетах.
В частности, динамика определяется по отношению к экономическим, демографическим и социальным процессам, имеющим место в регионах. При этом по отношению к субъектам Федерации используется значительно более широкий круг показателей, чем для экономических районов.
Методы анализа регионального развития
Таблица 35.4 Методы и направления анализа Показатели и сферы анализа 1. Изучение динамики ВРП, отраслевые, демографические, финансовые показатели 2. Изучение структуры, состояния различных сегментов регионального рынка Территориальные, отраслевые, демографические, социальные 3. Изучение уровня развития Экономика, социальная сфера, инфраструктура 4. Сравнительные характеристики регионов Экономика, бюджеты, занятость, уровень жизни и т.п. (на основе отдельных индикаторов и интегральных оценок социально-экономического положения регионов) 5. Характеристика рядов (совокупностей) регионов Ранжирование регионов по отдельным показателям, оценка размаха вариации и плотности рядов 6. Изучение уровня использования ресурсов Природные, трудовые ресурсы, производственные мощности 7. Оценка степени достижения нормативов В социальной сфере и по экологической безопасности 8. Оценка роли регионов в территориальном разделении труда Межрайонные связи, оценка локализации отдельных производств и выделение профилирующих отраслей 9. Оценка степени воздействия территориальных факторов Теснота связи между различными процессами Структурные характеристики на федеральном и региональном уровнях описывают различные процессы. На федеральном уровне изучается терри-ториальная структура различных социально-экономических показателей, а на региональном уровне - структура различных сфер хозяйства и общества:
отраслевая структура хозяйства, половозрастная структура населения, распределение граждан по уровню доходов и т.п.
Оценки уровня развития относятся в основном к субъектам Федерации. Для этого используются не абсолютные, а удельные показатели. Как правило, для этой цели рассчитываются так называемые душевые показатели, отражающие объем производства или наличие какого-либо ресурса (обычно жилья, учреждений здравоохранения и образования), приходящиеся на одного человека.
Поскольку экономика и социальная сфера регионов - весьма сложный объект, дать их комплексную, всеобъемлющую оценку трудно. Оценки уровня развития могут производиться либо на основании какого-либо одного (основного) индикатора, либо путем интегрирования целого ряда показателей в комплексный, интегральный индикатор.
Сравнительные оценки уровня развития регионов производятся на основе их ранжирования по тому или иному показателю. Нередко в качестве стандартизированных оценок используются удельные показатели, отражающие отношение регионального значения показателя к среднему по России или к минимальному (максимальному) значению всей совокупности регионов. Такие оценки позволяют не только сравнивать регионы между собой, но и определять степень их дифференциации. В основном они используются на федеральном, реже на районном уровне.
Степень достижения социальных нормативов - преимущественно региональный показатель. Прежде всего он используется для оценок уровня бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума), качества жизни (соотношение с нормативными показателями данных о наличии общей жилой площади, о сменности занятий в школах и т.п.).
Уровень обеспеченности ресурсами, а также специализация в территориальном разделении труда используются для анализа социально-экономического положения субъектов Федерации. Речь идет о наличии промышленных запасов минерально-сырьевых и топливных ресурсов, о наличии и использовании водных, лесных и земельных ресурсов, о состоянии и использовании основных фондов и производственных мощностей, о наличии и занятости трудовых ресурсов и т.д.
Специализация определяется на основании сопоставления удельного веса той или иной отрасли (производства) в экономике региона с соответствующими общероссийскими показателями.
Общеизвестны такие методы анализа, как оценка тесноты связи между исследуемыми процессами (показателями), а также метод группировок.
Сложившиеся в настоящий период тенденции социально-экономического развития российских регионов имеют многоплановый и в большинстве своем противоречивый характер. В этой связи возникает необходимость дать обобщенную, комплексную оценку исследуемых процессов в экономике и социальной сфере субъектов Федерации.
Такая оценка должна охватывать различные аспекты регионального развития, включая сравнительную интенсивность хозяйственной деятельности и внешнеэкономических связей, инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, уровень развития регионального потребительского рынка, срав-нительную степень инфраструктурной освоенности территории, бюджетно- финансовую обеспеченность региона, уровень развития малого бизнеса, занятость экономически активного населения, а также важнейшие характеристики уровня жизни, в том числе уровня и дифференциации доходов населения и сравнительной степени развития ключевых отраслей социальной инфраструктуры.
Методология сравнительной интегрированной оценки социально-экономического положения регионов включает:
определение по каждому его аспекту (направлению) наиболее репрезентативного критериального индикатора (или группы индикаторов) и достоверных методов расчета;
обоснование внутренне сбалансированного и непротиворечивого состава используемых индикаторов, рационального соотношения тех компонентов, которые имеют относительно устойчивый характер, и тех, которые в той или иной мере подвержены влиянию текущей экономической конъюнктуры;
выбор адекватного метода синтеза частных критериальных характеристик в результирующий интегральный показатель социально-экономического положения регионов.
В настоящий период в практике региональных экономических исследований используются различные методические подходы к сравнительной инте-грированной (многофакторной) оценке социально-экономического положения регионов и тенденций его изменения. Эти подходы различаются, с одной стороны, составом и общим числом используемых базовых индикаторов, отражающих отдельные аспекты территориального развития, а с другой - способом их синтеза в сводный (интегральный) показатель. Каждый из применяемых методов обладает как рядом достоинств, так и отдельными недостатками.
Один из наиболее объективных и сравнительно простых методов интегральной оценки социально-экономического положения регионов - метод ранжированной балльной оценки, получивший широкое распространение в за-рубежной и отечественной практике региональных экономических исследований. Его суть заключается в проведении сплошного, безинтервального ранжирования всех учитываемых регионов по каждому базовому индикатору, преобразовании полученных рангов в соответствующие им балльные оценки и последующем их суммировании в сводный показатель.

В действительности экономика развивается не по прямой линии (тренду), характеризующей экономический рост, а через постоянные отклонения от тренда, через спады и подъемы. Экономика развивается циклически (рис. 1.). Экономический (или деловой) цикл (business cycle) представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла: 1)точку пика (peak),соответствующую максимуму деловой активности; 2) точку дна (trough), которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду).

Цикл обычно делится на две фазы (рис. 1.(а)): 1) фазу спада или рецессию (recession), которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии (depression). Не случайно кризис 1929-1933 получил название Великой Депрессии; 2) фазу подъема или оживление (recovery), которое продолжается от дна до пика.

Существует и другой подход, при котором в экономическом цикле выделяют четыре фазы (рис. 1.(б)), но не выделяются экстремальные точки, так как предполагается, что когда экономика достигает максимума или минимума деловой активности, то некоторый период времени (иногда достаточно продолжительный) она находится в этом состоянии: 1) I фаза – бум (boom), при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства, выше тренда) и инфляции. (Вспомним, что когда в экономике фактический ВВП выше потенциального, то это соответствует инфляционному разрыву). Экономика в этом состоянии носит название «перегретой» («overheated economy»); 2) П фаза – спад (recession или slump). Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВВП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису; 3) Ш фаза – кризис (crisis) или стагнация (stagnation). Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы; 4) IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.

Причины экономического цикла

В экономической теории причинами экономических циклов объявлялись самые различные явления: пятна на солнце и уровень солнечной активности; войны, революции и военные перевороты; президентские выборы; недостаточный уровень потребления; высокие темпы роста населения; оптимизм и пессимизм инвесторов; изменение предложения денег; технические и технологические нововведения; ценовые шоки и другие. В действительности все эти причины могут быть сведены к одной. Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением совокупного спроса при неизменной величине совокупного предложения (рост совокупных расходов ведет к подъему, их сокращение обусловливает рецессию); либо изменением совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса (сокращение совокупного предложения означает спад в экономике, его рост - подъем).

Рассмотрим, как ведут себя показатели на разных фазах цикла, при условии, что причиной цикла является изменение совокупного спроса (совокупных расходов) (рис. 2.(а)).

В фазе бума наступает момент, когда весь произведенный объем производства не может быть продан, т.е. совокупные расходы меньше, чем выпуск. Возникает затоваривание, и поначалу фирмы вынуждены увеличивать запасы. Рост запасов приводит к свертыванию производства. Сокращение производства ведет к тому, что фирмы увольняют рабочих, т.е. растет уровень безработицы. В результате падают совокупные доходы (потребительские – вследствие безработицы, инвестиционные – вследствие бессмысленности расширения производства в условиях падения совокупного спроса), а, следовательно, и совокупные расходы. Домохозяйства, в первую очередь, снижают спрос на товары длительного пользования. Из-за падения спроса фирм на инвестиции и спроса домохозяйств на товары длительного пользования снижается краткосрочная ставка процента (цена на инвестиционный и потребительский кредит).

Долгосрочная ставка процента, как правило, растет (в условиях снижения доходов и нехватки наличных денег люди начинают продавать облигации, предложение облигаций увеличивается, их цена падает, а чем ниже цена облигации, тем выше ставка процента). Из-за снижения совокупных доходов (налогооблагаемой базы) уменьшаются налоговые поступления в государственный бюджет. Величина государственных трансфертных выплат увеличивается (пособия по безработице, пособия по бедности). Растет дефицит государственного бюджета. Пытаясь продать свою продукцию, фирмы могут снизить цены на нее, что может привести к снижению общего уровня цен, т.е. к дефляции (на рис. 2.(а) выпуск сокращается до Y1, а уровень цен падает от Р0 до Р1).

Столкнувшись с невозможностью продать свою продукцию даже по более низким ценам, фирмы (как рационально действующие экономические агенты) могут либо купить более производительное оборудование и продолжать производство того же вида товаров, но с меньшими издержками, что позволит снизить цены на продукцию, не уменьшая величину прибыли (это целесообразно делать, если спрос на товары, производимые фирмы, не насыщен, и снижение цены в условиях низких доходов обеспечит возможность увеличения объема продаж); либо (если спрос на товары, производимые фирмой, полностью насыщен и даже снижение цен не приведет к росту объема продаж) перейти на производство нового вида товаров, что потребует технического переоснащения, т.е. замены старого оборудования принципиально иным новым оборудованием. И в том, и в другом случае увеличивается спрос на инвестиционные товары, что служит стимулом для расширения производства в отраслях, производящих инвестиционные товары. Там начинается оживление, увеличивается занятость, растут прибыли фирм, увеличиваются совокупные доходы. Рост доходов ведет к росту спроса в отраслях, производящих потребительские товары, и к расширению там производства. Оживление, рост занятости (снижение безработицы) и рост доходов охватывают всю экономику. В экономике начинается подъем. Рост спроса на инвестиции и на товары длительного пользования приводит к удорожанию кредита, т.е. росту краткосрочной ставки процента. Долгосрочная ставка процента снижается, поскольку увеличивается спрос на облигации и в результате происходит повышение цен (рыночного курса) ценных бумаг. Уровень цен растет. Налоговые поступления увеличиваются. Трансфертные выплаты сокращаются. Уменьшается дефицит государственного бюджета, и может появиться профицит. Подъем в экономике, рост деловой активности превращаются в бум, в «перегрев» экономики (Y2 на рис. 2.(а)), после чего начинается очередной спад. Итак, основу экономического цикла составляет изменение инвестиционных расходов. Инвестиции являются наиболее нестабильной частью совокупного спроса (совокупных расходов).

На рис. 2. цикл представлен графически с помощью модели AD-AS. На рис. 2.(а) показан экономический цикл, обусловленный изменениями совокупного спроса (совокупных расходов), а на рис. 2.(б) – изменениями совокупного предложения (совокупного выпуска).

В условиях, когда спад в экономике вызывается не сокращением совокупного спроса (совокупных расходов), а уменьшением совокупного предложения, большинство показателей ведут себя так же, как и в первом случае (реальный ВВП, уровень безработицы, величина совокупных доходов, запасы фирм, объем продаж, прибыль фирм, налоговые поступления, объем трансфертных выплат и др.) Исключение составляет показатель общего уровня цен, который повышается по мере углубления спада (рис. 2.(б)). Это ситуация «стагфляции» - одновременного спада производства (от Y* до Y1) и роста уровня цен (от Р0 до Р1). Основу для выхода из подобного спада также составляют инвестиции, так как они увеличивают запас капитала в экономике и создают условия для роста совокупного предложения (сдвиг кривой SRAS1 вправо до SRAS0).

Показатели экономического цикла

Главным индикатором фаз цикла выступает показатель темпа экономического роста (rate of growth – g), который выражается в процентах и рассчитывается по формуле: g = [(Yt – Yt – 1) / Yt – 1 ] x 100%, где Yt – реальный ВВП текущего года, а Yt – 1 – реальный ВВП предыдущего года. Таким образом, этот показатель характеризует процентное изменение реального ВВП (совокупного выпуска) в каждом следующем году по сравнению с предыдущим, т.е. на самом деле не темп роста (growth), а темп прироста ВВП. Если это величина положительная, то это означает, что экономика находится в фазе подъема, а если отрицательная, то в фазе спада. Этот показатель рассчитывается за один год и характеризует темп экономического развития, т.е. краткосрочные (ежегодные) колебания фактического ВВП, в отличие от показателя среднегодового темпа роста, используемого при подсчете скорости экономического роста, т.е. долгосрочной тенденции увеличения потенциального ВВП.

В зависимости от поведения экономических величин на разных фазах цикла выделяют показатели:

  • проциклические, которые увеличиваются в фазе подъема и снижаются в фазе спада (реальный ВВП, величина совокупных доходов, объем продаж, прибыль фирм, величина налоговых поступлений, объем трансфертных выплат, объем импорта);
  • контрциклические, которые увеличиваются в фазе спада и снижаются в фазе подъема (уровень безработицы, величина запасов фирм);
  • ациклические, которые не имеют циклического характера и величина которых не связана с фазами цикла (объем экспорта, ставка налога, норма амортизации).

Виды циклов

Выделяют различные виды циклов по продолжительности:

  • столетние циклы, длящиеся сто и более лет;
  • «циклы Кондратьева», продолжительность которых составляет 50-70 лет и которые названы в честь выдающегося русского экономиста Н.Д.Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры» (Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового цикла» и классического; примерами могут служить кризис 1873 года, Великая Депрессия 1929-1933 годов, стагфляция 1974-1975 годов);
  • классические циклы (первый «классический» кризис (кризис перепроизводства) произошел в Англии в 1825 г., а начиная с 1856 г. такие кризисы стали мировыми), которые длятся 10-12 лет и связаны с массовым обновлением основного капитала, т.е. оборудования (в связи с возрастающим значением морального износа основного капитала продолжительность таких циклов в современных условиях сократилась);
  • циклы Китчина продолжительностью 2-3 года.

Выделение разных видов экономических циклов основано на продолжительности функционирования различных видов физического капитала в экономике. Так, столетние циклы связаны с появлением научных открытий и изобретений, которые производят настоящий переворот в технологии производства (вспомним, «век пара» сменился «веком электричества», а затем «веком электроники и автоматики»). В основе длинноволновых циклов Кондратьева лежит продолжительность срока службы промышленных и непромышленных зданий и сооружений (пассивной части физического капитала). Примерно через 10-12 лет происходит физический износ оборудования (активной части физического капитала), что объясняет продолжительность «классических» циклов. В современных условиях первостепенное значение для замены оборудования имеет не физический, а его моральный износ, происходящий в связи с появлением более производительного, более совершенного оборудования, а поскольку принципиально новые технические и технологические решения появляются с периодичностью 4-6 лет, то продолжительность циклов становится меньше. Кроме того, многие экономисты связывают продолжительность циклов с массовым обновлением потребителями товаров длительного пользования (некоторые экономисты даже предлагают причислять их к инвестиционным товарам, закупаемым домохозяйствами), происходящим с периодичностью 2-3 года.

В современной экономике продолжительность фаз цикла и амплитуда колебаний могут быть самыми различными. Это зависит, в первую очередь, от причины кризиса, а также от особенностей экономики в разных странах: степени государственного вмешательства, характера регулирования экономики, доли и уровня развития сферы услуг (непроизводственного сектора), условий развития и использования научно-технической революции.

Циклические колебания важно отличать от нециклических колебаний. Для экономического цикла характерно то, что изменяются все показатели, и что цикл охватывает все отрасли (или сектора). Нециклические колебания отражаются:

  • изменении деловой активности лишь в некоторых отраслях, имеющих сезонный характер работ (рост деловой активности, например, в сельском хозяйстве осенью в период сбора урожая и в строительстве весной и летом и спад деловой активности в этих отраслях зимой);
  • в изменении лишь некоторых экономических показателей (например, резкий рост объема розничных продаж перед праздниками и рост деловой активности в соответствующих отраслях).