Егорий Вешний (Юрьев день). Егорьев день — приметы и традиции Вешнего и Осеннего праздников

Если вы хотите узнать какого числа Юрьев день и все об этом празднике - читайте эту статью.

Юрьев день это церковный праздник или как его ещё называют День святого Георгия Великомученика, который покровительствует всем людям работающих на земле. Юрьев день это конец осени начало зимы девятого декабря.

Когда Юрьев день и как его празднуют

В этот праздник, в древней Руси крестьяне, которые работали на помещика, имели право поменять своего работодателя, то есть перейти от одного помещика к другому. Закон, дающий это право, давал возможность крестьянам выбирать самим себе хозяина.


У крестьян не было своей земли или было совсем мало, и обработка земли не приносила такого дохода, чтоб прокормить семью. Поэтому крестьяне, арендовали земли у помещиков и обрабатывали их. За это крестьяне, должны были, часть урожая, выращенного на полях помещика, отдавать хозяину, а сами довольствоваться тем, что останется.

Очень часто помещики назначали такую цену за свою землю, что у крестьян почти ничего не оставалось. Хозяина земли не интересовало, какой урожай был на полях в данный год, он требовал свою часть урожая, которую сам же и назначал за землю.

В связи с этим и был издан закон, дающий право крестьянам переходить от одного помещика к другому. Хотя в надежде найти лучшие условия крестьяне сталкивались с теми же проблемами. В поисках лучшего отношения к себе они иногда попадали в ещё большую кабалу.

Из истории праздника. Что происходило в Юрьев день?

Законом был установлен определённый срок, когда крестьянин имел право оставить одного хозяина и уйти к другому. Это был день, когда на полях заканчивались все работы по уборке урожая. Этот период был назначен за неделю до Юрьева дня, в который крестьяне обязаны были полностью рассчитаться с помещиком, в которого арендовали землю.

Через неделю после Юрьева дня крестьяне переходили к другому хозяину. Раньше они не могли уйти, это было обусловлено законом, но и помещик не имел права выгнать крестьян пока урожай находился на поле и не был убран.

Юрьев день это конец осени начало зимы девятого декабря, осень уже закончилась, а зима полностью не вошла в свои права. Помещику не выгодно было, что крестьяне были свободными землепашцами и со временем это привело к крепостному праву.

Существует и ещё один Юрьев день, который называют ещё Егория, так как Юрий, Егор и Георгий считается одним именем. Этот праздник отмечают весной шестого мая, в который проводят некоторые обряды делают обход полей, проверяют качество всходов на полях, первый раз после зимы выгоняют скот на пастбища, купаются в росе и начинаются весенние гуляния.

С этим днем связано ещё очень много интересного и познавательного, много поговорок и пословиц, обрядов и примет.

6 мая православные верующие чествуют Георгия Победоносца. Его изображение можно увидеть в центре российского герба, а также монетках. Этот великомученик жил в конце 2 столетия в одной из христианских семей. С детства он отличался упорством и храбростью. Благодаря этим качествам стал военным и дослужился до большого чина.

Его неоднократно принуждали сменить веру, но Георгий не оступился и принял мученическую смерть во имя веры. Для православных всего мира он стал примером истиной религии, доблести, твердости характера. В народе День Георгия Победоносца именуют коротко и просто – Егорьев день. В народных верованиях он является покровителем скота. Именно в этот день принято впервые после долгой зимы выгонять скот на пастбища. Традиционно этот день отмечали с размахом. С этого момента должна была устанавливаться теплая погода.

Какие традиции существуют на Егорьев день?

С приходом этого праздника начинались земельные работы. С момента принятия христианства возникла традиция по окроплению полей святой водой. Во время литургии священнослужители обязательно читают молебен для получения богатого урожая. Подобный ритуал существует до сих пор.

После первого выгона скота на пастбище обязательно следует помолиться Георгию Победоносцу и попросить защиты и покровительства для всех домашних животных. Подобная традиция призвана защитить их от болезней, нечистых помыслов и мыслей завистливых людей.

Также предки верили, что роса в этот день обладает особыми магическими свойствами. Считалось, что тот, кто пройдется по свежей росе до восхода солнца, целый год будет здоров и никакие болезни не будут страшны.

Приметы на Егорьев день

Не меньшее количество примет связано с этим праздником. Например, если погода этот день хмурая, идет дождь – следует ждать большого пополнения домашнего скота. Если же погода, наоборот, стоит теплая и солнечная – не за горами лето, причем оно будет теплое и малодождливое. Нередко в эти сутки бывали и заморозки. Это предвещало большие урожаи полевых культур.

В ночь на Егорьев день хозяйки мочили полотенце и вывешивали его на улицу. Если утром с приходом праздника оно высыхало, ожидался большой урожай огурцов, если же нет – первые заморозки прогнозировались уже в сентябре. Также народ подметил, что если на весеннего Егория появилась первая трава, на зимнего Егория (9 декабря) следует ждать, что зима уже полностью вступит в свои права.

Прогноз урожайности разнообразных культур можно было сделать и, ориентируясь на то, каким выдалось утро праздника. Если оно было тихим, безветренным, с хорошей погодой, все ранние посевы оказывались плодородными. Если погода лишь к вечеру становилась благоприятной, большой урожай, наоборот, ждали от культур, которые посеяли поздно.

Множество примет в этот православный праздник связано и с птицами. Особенно тщательно наблюдали за поведением кукушек. Если вдруг эти птицы начинали петь – следовало ждать в нескором времени массовый падеж скота. А вот пению ласточек, наоборот, радовались – это означало, что пришла настоящая весна.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное тяжелым крестьянским трудом и заботами, «уныло однообразная с бесхитростными радостями и скорбями». Будням противопоставлялись праздники, самые древние из которых были связанны с земледельческим календарем. К таким праздникам относился Егорьев день.

Егорьев день (Егорий, Егорий храбрый, Юрий зеленый, Юрьев день) - народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых.

В народе говорили: "На Руси два Егория: один холодный, другой голодный". Первый - Егорий Вешний ("Летний", "Теплый", "Голодный") - отмечали 23 апреля/6 мая. Второй - Егорий Осенний, Егорий Зимний, Егорий Холодный праздновался 26 ноября/9 декабря

В представлениях простого народа святой Егорий был олицетворением созидающих сил природы, символом весеннего очищения и обновления природы. Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Счи­талось, что он «открывал» землю, давал плодородие полям, защищал скот.

С Егория начинается сев яровых. «На Егория мороз – будет просо и овес», «На Егория дождь – будет скоту легкий год, а гречи нерод (неурожай)», – говорили земледельцы. С Георгия начинают сеять корнеплоды – свеклу, морковь.

Святой Егорий считался покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. В распространенных легендах святой Георгий охраняет домашний скот, помогает пастухам или наказывает их за провинности и нерадивость. Поэтому для Егорьева дня особенно характерны обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных.

Весенний Егорий был днем первого выгона скота в поле. После почти двухсот дней стойлового содержания торжественный первый выгон скота в поле приобретал торжественную и ритуальную окраску.

В народном сознании прочно укрепилось, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория. Крестьянское поверье гласило, что в этот день святой Георгий сам пасет скот.

Обряд первого выгона совершался для сохранности скота, получения хорошего приплода и состоял из нескольких этапов:

· обход скота хозяевами во дворе,

· ритуальное кормление скота,

· выгон скотины в стадо,

· обход стада пастухом,

· одаривание пастуха и трапеза пастухов и хозяев на выгоне.

Накануне Егорьева дня крестьяне не работали, «чтобы волк овец не поел». Выгон скота совершался торжественно с соблюдением многочисленных правил.

Обряд начинался обходом на дворе – он совершался молча или с произнесением каких-либо заговоров или слов с просьбой Святому Егорию сохранить скотину.

Повсеместно существовал обычай ритуального кормления скота перед выгоном особым хлебом, испеченным в Чистый четверг. Хлеб обеспечивал приплод, силу и здоровье. Хлеб, скармливавшийся скоту, имел разную форму и название.

Обычаи западных уездов Московской губернии, конечно, имели региональную окраску, но не сильно отличались по сути.

Так, в Волоколамском уезде , хозяин каждой избы выворачивал шубу, надевал ее поверх шерстью, брал образ святого Георгия и блюдо с мукою, в него клали яйцо и ставили восковую свечу. С этим он обходил свою скотину, выгнанную из хлевов во двор в кучу. После этого образ и блюдо ставилось над воротами на неделю.

Скотину со двора выгонял сначала сборщик – за ним и все крестьяне. Когда стадо собиралось, сборщик обходил его с мирскою иконой – икону потом передавал пастуху. Скотину в поле гнали вербою. Пригнавши, вербу втыкали каждый на своей полосе. Стадо в поле бывало недолго, ибо кормы еще худы. Пастуха дарили лепешками и яйцами

В Рузском уезде в 1851 году так проходил первый выгон скота.

В Егорьев день после обедни священника приглашали на выгон, там совершалось водоосвящение. Поутру пастух, играя на рожке, проходил по деревне, и вдовы, которые пользовались уважением и слыли благочестивыми, выгоняли скотину вербою. По окончании молебна пастух брал образ и обходил три раза все стадо. Наконец скот гнался в поле; его сопровождали крестьяне обоих полов. Пришедши в поле, каждая крестьянка ставила вербу в рожь на своей полосе и молилась Богу. С поля возвращались в деревню, наделивши пастуха хлебом, яйцами, лепешками с творогом.

В 60-х годах прошлого века в Рузском районе редкая семья не имела скотину, поэтому обычаи Егорьева дня еще хранятся в памяти старожилов. Ритуальный хлеб тогда не пекли, но обязательно припасали отдельную буханку для выгона, нарезали на ломти и присаливали. На землю перед воротами клали коромысло или кочергу, чтобы корова переступила через нее.

На веревке хозяйка вела до стада, с веткой вербы. Отпустив в стадо, крестила троекратно и сама направлялась к собранию на краю поля.

Считалось, что на Егорьев день надо обязательно выгонять на пастбище скот, даже если холодно и местами лежит снег, иначе корову невозможно будет «приговорить к стаду». Даже если, в зависимости от погодных условий, скот выгоняли до или после праздника, ритуал соблюдался.

В первый день выгона скота пастухи играли особую роль. Выгнав стадо за деревню, пастух обходил его трижды, как бы накладывал оберег скота от нападения зверей. Пастухов в этот день надо было обязательно отблагодарить, почествовать.

Хозяйки, празднично одетые, с узелками с провизией в руках, отправлялись вместе со стадом в поле на выгон. Пастуха одаривали яйцами, пирогами, мясом, сладостями, выпивкой и деньгами. Пастух часто выставлял на выгоне две корзины, куда полагалось складывать приношения. Снедью и выпивкой, принесенными с собой, женщины также угощали друг друга после обхода. С одной стороны, хозяева хотели подарками расположить пастуха к себе и к своей скотине, а с другой - дары должны были иметь магическое значение - сохранить скотину, получить приплод от нее.

Таким образом, обычаи и обряды Егорьева дня были очень значимы для крестьян. И яркий пример тому – первый после зимы выгон скота, который превращался в народный праздник с охранными, оберегающими ритуальными действиями.

ЛИТЕРАТУРА

Волков Н. Н. Описание Рузского уезда Московской губернии / /Московские Губернские Ведомости. 1851,

Егорий Вешний /Коринфский А.А. Народная Русь.- Смоленск: Русич, 1995. Сс.233-242.

Егорьев день/ Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.- СПб.: Искусство СПБ, 2001.СС.151-160

Егорьев день , глава в кн. Шмелев И. Лето Господне

Праздники в Рузском уезде в 1851 году //Фольклорные сокровища московской земли. Т.1. Обряды и обрядовый фольклор/ сост. Вступит.ст., комм., указатель и словари Т.М. Ананичевой, Е.А. Самоделовой.- М.:Наследие, 1997.-424с.

Первый выгон скота. Руза. 1904. Из фондов Рузского краеведческого музея

Сегодня, 6 мая, у православных христиан праздник в честь Георгия Победоносца. В народе его называют Юрьев день. Об истории праздника и народных приметах, связанных с ним в этом материале

Кто такой Георгий Победоносец?

Георгий родился в III веке в городе Бейруте (в Малой Азии) в христианской семье. Он поступил на службу в римское войско, где прославился своей храбростью. Воин совершил немало ратных подвигов и чудес, за что был назван Победоносным.

Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, Георгий раздал свое имущество нищим, явился к императору и объявил себя последователем Христа. Ничто не смогло склонить его к язычеству — и по приказу императора Георгий был обезглавлен. Казнь совершилась 6 мая (по новому стилю) 303 года.

Наиболее известное из чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, запечатлено в иконографии. Это поражение змея, обитавшего в озере у подножья Ливанских гор, близ Бейрута, и пожиравшего людей. Убив змея, святой Георгий избавил от верной гибели царскую дочь, которой надлежало стать очередной жертвой змея.

По традиции, на Руси Георгий Победоносец издавна почитается как защитник православного воинства. Имя святого носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. С княжением великого князя Дмитрия Донского святой Георгий выступает как покровитель Москвы, его изображение становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба — Российского орла.

Юрьев день: приметы, традиции праздника

Святой Георгий традиционно считается покровителем домашнего скота, также защитником от болезней и хищников. Великомученик защищает воинов, путешественников.

В народном календаре Юрьев день или Егорий Вешний - 6 мая - это окончательный срок наступления весны.В этот день начинали распахивать пашню.

Иногда в Юрьев день первый раз выгоняли в поле скот, перед выгоном животных обходили с молитвами и с иконой святого в руках. Это оберегало скотину от нечистой силы, хранило болезней, падежа и диких зверей.

Крестьяне катались на первой росе - это должно придать сил и здоровья на всю жизнь. Шли церковные службы, которые заканчивались угощением в кругу семьи. Выходили на игрища. Девушки выбирали красивого парня и вместе с ним ходили, напевая обращение к святому Юрию. Потом отламывали части пирога, чтобы хватило каждой желающей. У кого из девушек окажется больше начинки, та и должна была выйти замуж осенью.

Святого Георгия существовал ряд примет. Например, если 6 мая закукует кукушка в еще голом лесу, то год будет неудачным для сельского хозяйства в целом. А вот если же человек услышал кукушку, а у него в кармане в этот момент были деньги, то и весь год будет денежным.

Девушки вопрошали у птиц, долго ли еще останется в отцовском доме. Когда кукушка молчала, значит, намечалось скорое замужество. А, сколько прокуковала, определяли число лет до свадьбы.

Теплая погода на Юрьев день обещает раннее лето, сильный дождь - предвестник хорошего роста трав. А вот снег или град в этот день означал, что должна была хорошо уродиться гречиха, при обильной росе следовало ожидать урожай проса.

Последние новости Волгоградской области по теме:
Юрьев день или День Святого Георгия Победоносца в 2016 году: приметы, традиции

В Волжском состоялся Епархиальный Пасхальный хоровой собор - Волжский

Автор Елена Дунюшкина Мероприятие прошло 5 мая и было приурочено не только к празднованию Светлого Христова Воскресения, но и предстоящему Дню Победы и Дню памяти святого великомученика Георгия Победоносца.
21:57 06.05.2016 Волжская правда

В день памяти святого Георгия Победоносца сотрудники Госавтоинспекции вручили волгоградцам символ Победы - георгиевские ленты - Волгоград

Сегодня, 6 мая 2016 года, в день памяти святого Георгия Победоносца и в преддверии празднования 71-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне у подножия Главной высоты России - Мамаева Кургана сотрудники Госавт
15:59 06.05.2016 ГУ МВД по Волгоградской области

Юрьев день - (весенний и осенний) название церковных праздников, посвященных христианскому святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. ЮРЬЕВ ДЕНЬ - 26 ноября (по старому стилю) церковный праздник в честь св. Георгия, с которым в России XV XVI вв. связывалась возможность перехода крепостного крестьянина от одного феодала к другому. Барщина в 6 и даже 7 дней в неделю была обыкновенной.


В отечественной историографии существуют два противоположных взгляда на обстоятельства и время возникновения крепостного права - так называемые «указная» и «безуказная» версии. Обе они возникли ещё в середине XIX столетия. Основателем «указной» версии считается известный историограф XIX века С. М. Соловьев. Именно он, по ряду причин, отстаивал существование закона 1592 г. о запрете крестьянского перехода, или отмене «Юрьева дня», изданного в правление царя Феодора Иоанновича.

В порядных оговариваются только условия выхода, само право на который не ставится под сомнение. Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с воцарением династии Романовых. В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства.

Юрьев день - только русский праздник

Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Одним из главных недостатков Уложения, по замечанию В. О. Ключевского, было то, что законодатели не подумали о регламентации обязанностей крепостных перед помещиками.

Смотреть что такое «Юрьев день» в других словарях:

Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Кроме того, запрещалась и торговля крепостными крестьянами. В главе 11 Уложения говорилось: «Крещёных людей никому продавати не велено»..

Сергей Васильевич Иванов, «Отъезд крестьянина от помещика в Юрьев день»

Именно в это время торговля крепостными приобретает самый циничный и откровенный характер. С конца XVII и, особенно, с начала XVIII столетия крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем возникновении. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов.

В 1848 году крепостным разрешили приобретать недвижимость - до этого времени им было запрещено владеть любой собственностью. С одной стороны такое разрешение должно было стимулировать увеличение числа «капиталистых» крестьян, сумевших разбогатеть и в неволе, оживить экономическую жизнь в крепостной деревне. 19 февраля 1861 года Манифестом императора Александра II крепостное право было окончательно отменено. Объективное отношение к проблеме крепостничества в России всегда было затруднено жестким контролем цензуры.

Однако в последнее время наметилась тенденция к более резкой оценке как причин происхождения крепостного права, так и последствий его двухсотлетнего господства для страны. Затем, в 1861 году, была издана книга «Крепостное население в России, по 10-й народной переписи». Перепись 1857-1859 года проводилась Центральным статистическим комитетом и имела целью установить текущий состав населения и долю в нем крепостных. Следует отметить, что доля крепостных в общем народонаселении России была различна в разных ее частях.

Таким образом крепостные были в 52 губерниях и областях из 65. .. В тверской вотчине князя Симеона Бекбулатовича (по писцовой книге 1580 г.) из 60 случаев, когда упоминается время перехода, на Ю. день приходится лишь два случая. Отменен Указом о заповедных летах в 1580 1590 гг. Antinazi. Юрьев день - У этого термина существуют и другие значения, см. Юрьев день (фильм).

День Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев (γεωργός, «георгос» по-гречески «земледелец»). В Судебнике 1550, изданном при царе Иване IV Грозном, право «выхода» сохранилось. Государственные «черносотные» крестьяне прикреплялись к земле, подати платили непосредственно царю и в своей повседневной жизни, как и в организации своего труда, были более свободными. В итоге большинство крестьян было лишено земли и права смены места жительства.

Осенний Юрьев день (по старому стилю 26 ноября) был в те времена датой, окончательно подводившей итог полевым работам. Юрьев день, Станислав Хабаров. ЮРЬЕВ ДЕНЬ - англ. Saint George s day; нем. Pfingsten. Юрьев день - установленный в Русском государстве XV XVI вв. срок, в который разрешался переход крестьян от одного землевладельца к другому. Осколок зеркала, Сергей Станиславович Юрьев. Русская поэзия конца XX века по сей день остаётся «белым пятном» в истории отечественной литературы.