Что значит лобное. Надежда, отправленная на плаху? Правда и мифы о Лобном месте

Лобное место, давний сосед храма Василия Блаженного на Красной площади, - не только памятник древнерусской архитектуры, но еще и самая популярная на карте Москвы точка для загадывания желаний. Но историю этой достопримечательности сопровождает одна ошибочная легенда, в правдивость которой многие безоговорочно верят: на Лобном месте в старину рубили головы.

Как рождаются легенды, все мы знаем: один другому рассказал - и началось… Вот так когда-то этот миф пришел и ко мне - от подруги, а ей от мужа. Помню, она недовольным голосом заявила: «Мне Жора сказал не кидать монетку - тут головы рубили, а они желания загадывают!» И ведь позиция здравая: если это - место казни, то здесь ли мечтать о чем-то добром и светлом… Но почему же люди круглый год приходят сюда и ждут своей очереди, для того чтобы бросить ту самую монетку? (Суть «игры»: попасть в центральный пятачок, загадав желание. Считается, что именно в этом случае оно исполнится).

Что говорят люди?

Я отправилась искать ответ к памятнику-«волшебнику». Даже поздним, по-осеннему прохладным вечером к его ступеням, что называется, не заросла народная тропа. Внимание Лобному месту уделяют многие - осматриваются, читают таблички, фотографируются.

Москвич Константин осмотрелся, но загадывать желание не стал: «Я не бросал монету, потому что не понимаю сути. Была бы в этом какая-то символичность - тогда да. Ну а как другие это делают, думая, что здесь людей казнили, не понимаю. Для меня казни не являются таким символизмом, чтобы кидать здесь монетки».

Но такого мнения придерживаются не все. Например, супруги Алексей и Яна невеселую легенду знали, но и монетки с радостью бросили:

Алексей: «Я бросил, потому что мне жена сказала».

Яна: «А я это знаю, так как лет 16 назад была здесь, и мне сказали кинуть сюда монетку. Наверно, для того, чтобы вернуться».

Алексей: «История места? Я думаю, что здесь было “секир-башка”».

Я: «То есть вы, зная это, все равно бросили монетку и загадали желание?»

Алексей: «Да, а почему нет?»

А вот группа иностранных туристов в возрасте традицию не поддержала, о «казнях» известно даже им. Мужчина из тургруппы спускается по ступеням со словами: «Ivan Grozny here…» -и показывает характерный жест «рубить».

После этого я уже не удивилась ответу итальянки Алессандры, которая пришла загадать желание перед отлетом прямо с чемоданом: «Я бросила монетку, так как хотела, чтобы мое желание сбылось, но не попала в середину. Подруга рассказала мне, что здесь убивали людей, но я не знаю, когда именно».

Удивил девятилетний Дима: «Головы здесь не рубили. Сюда в старые времена простые люди приносили жалобы, а их потом забирали и думали, какие исполнить». Интересная версия.

Были и люди, всё правильно понимающие: «Здесь оглашали указы, может, даже и приговоры, а казни совершались где-то рядом, но не здесь». И часть из них - просто приверженцы популярной традиции: «Вы знаете, как люди любят бросать монетки в реку, в фонтан? Так же и здесь. Загадывают и верят».

А как на самом деле?

Историк, москвовед Михаил Коробко:

«Лобное место впервые документально упоминается в 1549 году. Тогда царь призвал враждовавших бояр к примирению - перед толпой, естественно. По легенде же устройство Лобного места связано с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году при Василии III, отце Ивана Грозного. То есть тут как с основанием Москвы: первое упоминание и легенда расходятся.

Архитектор Баталов и археолог Беляев предположили, что Лобное место возникло как составляющая обряда шествия на осляти, который символизировал вход Иисуса Христа в Иерусалим. Оно, расположенное напротив придела во имя Входа Господня в Иерусалим Покровского собора, стало символом Голгофы, как Покровский собор - символом Иерусалима.

Патриарх в Вербное воскресенье раздавал с Лобного места освященные вербы царю, духовенству и боярам, садился на осля и оттуда ехал на нем, ведомом царем (шествие на осляти).

Казней на Лобном месте никогда не было. Это легенда. В центре памятника есть приступка из трех ступенек, на которую можно войти. Ее многие воспринимают как плаху. На самом деле это как раз место для царя или патриарха».

Постройка представляет собой трибуну круглой формы с каменной ограждением, с которой царь и высокопоставленные особы оглашали указы и произносили пламенные речи. С западной стороны площадки находится лестница из 11 ступенек, которая ведет ко входу с металлической решеткой.

До сих пор идут споры относительно происхождения названия этого исторического памятника.

  • Одно из распространенных мнений состоит в том, что Лобным это место названо по той причине, что в XIV - XIX веках здесь проходили казни, как говорили, «складывали и рубили лбы». Однако, эта версия не верна, ведь Лобное место всегда считалось святым и казни на нем проводиться не могли. Это была площадка, где оглашались царские указы и проходили торжественные публичные мероприятия, а тех, кто был неугоден государю, в том числе бунтовщиков и мятежных стрельцов, казнили на достаточном расстоянии отсюда, так например, местом казни Степана Разина была Болотная площадь
  • Самой правдоподобной версией является следующая: Лобное место расположено там, где начинается Васильевский спуск, идущий к Москве-реке , а в средние века такие спуски к реке на Руси назывались «Лбами».

Следует отметить, что словосочетание «лобное место» иногда используется в значении площадки для казни, но без географической привязки к какому-то населенному пункту.

Лобное место – из истории

Исследователи считают, что первое Лобное место было сооружено в 1521 году, когда татарское войско под предводительством хана Махмет-Гирея бежало из-под Москвы и город был спасен от нашествия татар.

В летописи говорится о том, что в 1549 году Иван Грозный с этой трибуны обратился к враждующим между собой боярам и велел им помириться. С тех пор эта трибуна часто называлось Царевой, царской кафедрой и царским трибуналом.

Особенное значение Лобное место имело до правления Петра Первого, когда государь один раз в год появлялся здесь перед народом, а когда наследнику исполнялось 16 лет, он представлял его, также здесь оглашались важнейшие государевы указы.

Во время каждого крестного хода торжественная процессия останавливалась и архиерей, поднявшись на площадку, осенял народ крестным знамением. Здесь жители Москвы узнавали об избрании патриарха, о начале войны и заключении мира. И сейчас здесь продают вербы и проводятся гулянья.

1 мая 1919 года на Лобном месте был открыт памятник «Степан Разин с ватагою», выполненный известным скульптором Сергеем Коненковым. Композиция была оригинальной: она состояла из фигуры Разина в полный рост, а также деревянных голов его ближайших соратников на раскрашенных деревянных подставках и полулежащей персидской княжны, выполненной из цемента. Вскоре, чтобы уберечь памятник от неблагоприятного воздействия окружающей среды, его демонтировали и перенесли в Пролетарский музей, сейчас это Музей революции.

  • 6 ноября 1942 года дезертир Савелий Дмитриев укрылся на Лобном месте, а затем стал стрелять по выехавшей из Спасских ворот Кремля правительственной машине, приняв ее за машину Сталина. Террорист был обезврежен, в происшествии никто не пострадал
  • 25 августа 1968 года рядом с памятником прошла сидячая демонстрация в поддержку независимости Чехословакии. Восемь ее участников выразили протест против введения на территорию Чехословацкой республики войск СССР и стран Варшавского договора. Через несколько минут демонстранты были арестованы сотрудниками милиции и КГБ, избиты и доставлены в отделение милиции. Впоследствии двоих отправили на принудительное лечение в психбольницу, а остальные были осуждены.

Раньше существовала традиция, по которой, чтобы снова приехать в Москву, на площадку надо было закинуть монету. В 1996 году этот ритуал переместился к знаку «Нулевой километр России», установленному перед Воскресенскими воротами.

Располагается таинственная достопримечательность - Лобное место или Царево место.

Это возвышение с каменной оградой. По одной версии, название Лобного места возникло из-за того, что там «рубили лбы» или «складывали лбы». По другой, «Лобное место» - славянский перевод еврейского «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: , в начале которого находится достопримечательность, в Средние века называли «лбом».

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар 1521 года. А в летописи Лобное место впервые упомянуто в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван IV оттуда призывал враждующих бояр к примирению.

Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. А в 1786 году Лобное место сместили восточнее и перестроили из дикого белого камня по проекту Матвея Казакова.

Вопреки распространенному мнению на Лобном месте никого не казнили, так как оно считалось святым.

Здесь оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. В 1671 году польские послы сообщали, что на Лобном месте государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. Здесь же объявляли об избрании патриарха, о войне, о заключении мира.

За все время на Лобном месте казнили только старообрядца Никиту Пустосвята. Ну а последняя «казнь» произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Также в 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» (помещица Дарья Салтыкова), насмерть замучившая 139 крепостных.

А казнили в Москве обычно на Болоте (современной Болотной площади). Но все же словосочетание «лобное место» иногда употребляют как синоним места казни: некоторые мифы чрезвычайно живучи.

Есть еще версия, что на Лобном месте казнили Степана Разина. После подавления восстания его с братом Фролом привезли в Москву. Окруженная стрельцами телега проследовала по дороге в , а затем по к Земскому двору на Красную площадь. Здесь смутьянам устроили допрос с пытками.
Степан Разин без единого стона выдержал около 100 ударов на дыбе и даже упрекнул брата, что тот не сдержал крика. После этого Разина подвергли одной из самых мучительных пыток водой: на обритую макушку стали по капле лить холодную воду. Разин перенес и эти муки.

После трехдневного допроса 6 июня бунтовщиков вывезли из Земского двора на Красную площадь к Лобному месту. Поднявшись на помост, Степан Разин окинул глазами площадь, перекрестился на собор и лег на плаху. Палач отрубил ему правую руку, затем левую ногу. В это время Фрол в ужасе крикнул, чтобы отсрочить свою казнь: Я знаю слово государево! Не проронивший ни единого звука до этого Степан крикнул: Молчи, собака! , и палач отрубил ему голову.

1 мая 1919 года, следуя плану монументальной пропаганды, на Лобном месте установили деревянный памятник Степану Разину «с ватагой» и ближайшими сподвижниками. Автор - Сергей Коненков. Правда, простоял монумент лишь несколько дней.

И Степан Тимофеевич, и его ближайшие сподвижники были вырублены из сосновых кряжей, а княжна отлита из цемента... Вышло то, что должно было выйти, - скульптурная композиция, рассчитанная на круговой обзор в музейном зале... Но впервые москвичи увидели Разина «с ватагой» на Лобном месте Красной площади в ясный теплый день 1 мая 1919 года... Эту скульптурную композицию из семи фигур через две недели перенесли в Первый Пролетарский музей, который находился в доме №24 по Большой Дмитровке.

В пролетарском Музее скульптура тоже надолго не задержалась: памятник кочевал из музея в музей, пока окончательно не пропал. И теперь о скульптуре на Лобном месте напоминают только старые фотографии.

Адрес: Красная площадь

Как добраться до Лобного места: ст. метро Охотный ряд.

Лобное место располагается в Москве на Красной площади. Это памятник древнерусской архитектуры, который представляет собой каменное возвышение-трибуну, по верху огражденное парапетом с резными чугунными воротами.

Этимология названия Лобного места точно не выяснена. По одной версии, место получило такое название оттого, что здесь проходили казни (рубили лбы, складывали лбы), существует предположение, что это славянский перевод с греческого "Краниево место", или "Голгофа" - с еврейского, потому, что оно напоминало человеческий череп. Но самая распространенная и общепринятая точка зрения, что Лобное место - это начало Васильевского спуска. В старину "лбами" в России называли подобные крутые спуски к реке.

Точная дата постройки Лобного места неизвестна. Древнее предание рассказывает, что Лобное место было сооружено в честь освобождения Москвы от татарского нашествия в 1521 году. Опираясь на некоторые старинные документы, какое-то время ученые предполагали, что оно появилось в Москве в 1540-е годы. В частности, существует рукопись с речью молодого царя Ивана Грозного, которую он произнес будто бы с Лобного места в 1549 году, пытаясь примирить враждующих бояр. Но более поздние исследования выявили, что документ этот вероятнее всего составлен в 17 веке, и является, скорее, политическим памфлетом, а не историческим фактом. Поскольку автор памфлета неизвестен, и также неизвестно, на каких источниках основано его сочинение, то ставится под сомнение и сам факт этого события. Подкрепляются эти сомнения и тем, что ни в одном документе 16 века о Лобном месте не упоминается.

Самое первое достоверное упоминание о Лобном месте на Красной площади содержится в "Пискаревском летописце", датируется оно 1599 годом. С тех пор Лобное место начинает часто встречаться в различных документах. Например, в "Петровом чертеже", появившемся в начале правления Бориса Годунова (1598-1599 г.г.) имеется описание этого сооружения, подобное упоминание есть и на Сигизмундовом плане города (1610 г.). Поэтому конец 16 века принято считать временем основания Лобного места.

Известно, что после того, как в конце 16 века к власти пришел Борис Годунов, он не стал жалеть средств на благоустройство Москвы. В это время возводилось множество новых зданий, а также проводилась реставрация старых строений и ветхих защитных сооружений. Вот тогда-то на Красной площади неизвестными мастерами и было установлено Лобное место. Первоначально сооружение представляло собой кирпичный помост с деревянной решеткой и навесом, установленным на столбах, и располагалось напротив Фроловских (Спасских) ворот.

В течение ста лет Лобное место было главной трибуной Москвы. С него оглашались государственные указы, отсюда выступали с обращениями к народу цари. Часто на Лобном месте для всеобщего обозрения выставляли мощи почитаемых православных святых. Так, в 1652 году здесь можно было увидеть мощи митрополита Филиппа, привезенные из Соловецкого монастыря для перезахоронения в Москве. До Октябрьской революции 1917 года возле Лобного места всегда останавливались Крестные ходы, и с его возвышения архиерей осенял собравшихся крестным знамением. В праздник Входа в Иерусалим на трибуну поднимался патриарх с духовенством, раздавал освященные веточки вербы царю и прочим лицам высокого звания, а оттуда уезжал на осле. Из записок польских послов (1671 г.) можно узнать, что на это место дважды в год поднимался царь и показывал народу своего наследника вплоть до достижения тем 16 лет.

Длительное время считалось, что на Лобном месте в Москве проводили и казни. Известно, что в средневековье в Москве казни совершались в основном на нынешней Болотной набережной в Замоскворечье (так называемое Болото). Лишь в редких исключительных случаях наказание преступников или неугодных проводилось на Красной площади. Достоверно неизвестно, в какой части площади устанавливали эшафоты, но весьма сомнительно, чтобы законно позволяли казнить людей именно на Лобном месте. Недостаточное количество информации сопровождает даже такое событие, как казнь Степана Разина, что породило легенду, прижившуюся и в научной среде, о том, что казни совершали именно на круглом помосте Лобного места. Лишь позднее, во второй половине 17 века Красная площадь стала узаконенным местом проведения публичных казней. В 1685 году вышел царский указ о том, чтобы наказание за торговые преступления чинили "за Спасскими вороты в Китае на площади против рядов". Первые казни совершились здесь во время Стрелецкого бунта, да и то эшафот устанавливался рядом с Лобным местом. Рядом с ним выбросил разъяренный народ и труп Лжедмитрия I. Необходимо отметить, что в Москве в те годы из камня строились только самые важные храмы и дворцы особо знатных лиц. Поскольку Лобное место никогда не было деревянным, это указывает на его особое значение. Оно было предназначено для пребывания самого царя, и не могло бесчеститься казнью, что приравнивалось бы к осквернению святыни.

После того, как столица из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург, лобное место утратило свою роль в жизни и города, и государства. В 1753 году по указу Сената обветшавшее Лобное место отреставрировали под руководством главного архитектора Москвы Д.В. Ухтомского. Следующая реставрация, а вернее, перестройка Лобного места, была осуществлена в 1786 году, когда главнокомандующий Москвы Я.А. Брюс предоставил императрице Екатерине II проект благоустройства московских площадей. Лобное место было перестроено архитектором Матвеем Казаковым по старому плану из белого тесаного камня. Круглый помост в новом виде имел каменные перила, а с западной стороны установили железную решетку с дверью, для подъема была сооружена лестница с 11-ю ступенями. Во время этой перестройки Лобное место сдвинули немного восточнее от первоначального месторасположения.

В 1919 году, 1 мая на каменном постаменте Лобного места установили памятник Степану Разину, выполненный из дерева. Этот монумент простоял недолго, и вскоре был демонтирован. В августе 1968 года возле Лобного места на Красной площади проводилась сидячая демонстрация в поддержку независимости Чехословацкой республики. В наши дня Лобное место является частью комплекса Красной площади, а среди туристов существует традиция бросать на него монетки, чтобы вновь вернуться сюда.


Преступников практически никогда не казнили на Лобном месте, а казнили обыкновенно «на Болоте», за Москвою-рекою, а прежде — на Кучкове поле (Лубянка). Степана Разина казнили на Болотной площади, или же на Болоте, как в то время говорили. Именно там располагалось место, специально предназначенное для показательных казней. Там же лишили жизни Емельяна Пугачева. А само Лобное место служило своеобразной трибуной для объявления важнейших царских указов, государственных актов, сюда на всеобщее обозрение возлагались мощи почитаемых святых.
Лобное - значит стоящее на взлобье, то есть на возвышенности. И предназначение Лобного места было иным - здесь для москвичей зачитывали царские указы. Тут традиционно начиналось шествие патриарха на осляти - главное шоу Вербного воскресенья. Тут же находился популярнейший кабак «Под пушками». Подразумевались пушки, некогда стоявшие у основания Лобного места. Но из них ни разу так никто и не выстрелил. Пушки, скорее, были аттракционом для туристов. В частности, поляк В. Немоевский хвастался: «Вблизи этого места стоит большое и длинное орудие, в котором рослый мужчина может сесть, не сгибаясь, я сам это испытал».

Правда существуют факты, что в 1682 году на Лобном месте обезглавили Никиту Пустосвята (в миру - Никита Константинович Добрынин). Он пострадал за веру - был старообрядцем. А еще раньше, в 1610 году, на этом месте собирались лишить жизни свергнутого с престола Василия Шуйского. Но в последний момент передумали - заменили смертную казнь пострижением в монахи.

А вот французы здесь и впрямь устраивали показательные экзекуции. Одна из них была описана Львом Толстым в романе «Война и мир»: «Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно-болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу».

Долгое время считалось, что на Лобном месте был казнен Степан Разин. После революции здесь даже водрузили деревянную скульптуру Разина работы С. Коненкова. «Вечерние известия» писали: «На Лобном месте в центре высится фигура Степана Разина; рядом, немного выдвинутая вперед, полулежит персидская княжна; сбоку ватага, ближайшие друзья Разина - Ефимыч Рулевой, Митрич Борода, есаул Васька Ус, Петруха Губанов и татарин Ахмет Иваныч. Но вскоре памятник перенесли в Пролетарский музей на Большую Дмитровку.