Чертежи самодельной ленточной пилорамы на колесах. Самодельная дисковая пилорама в домашних условиях

Когда необходимо обработать большое количество досок и древесины, то лучше всего использовать пилораму, изготовленную своими руками. Многие считают, что лучше всего приобрести готовый агрегат, но и сделать самостоятельно его не составит большого труда. Главное – это определиться с тем, каким будет объем предстоящей работы, а также с древесиной, после чего необходимо выбрать тип пилорамы для успешного выполнения поставленной задачи.

Собирая агрегат своими руками, особое внимание следует уделить вопросам безопасности , потому что такое устройство считается объектом повышенного риска. Изготовление различных видов пилорам представлено далее на видео.

Принцип работы пилорамы

Объяснить, как работает пилорама , можно на примере катушек с нитками. Такое устройство напоминает вращение двух катушек с натянутой между ними нитью. Именно она выступает в качестве пилы, а расстояние между катушками будет оптимальным размером бревна.

Пилорама своими руками позволяет:

  • подгонять бревна под одну форму и размер;
  • распиливать бревна по конкретной схеме после того, как будет настроено оборудование;
  • после распиловки часто образуются небольшие дефекты, устранить которые нельзя, поэтому дерево приходится обрабатывать вручную.

Работа пилорамы осуществляется следующим образом : на платформе закрепляют бревно, которое остается неподвижным, а в это время мобильная тележка приходит в движение и распиливает дерево. Пила должна находиться в горизонтальном положении.

Чтобы в результате получить доски необходимого размера, изначально оператор задает нужные параметры. Пильная лента выступает в качестве пилы, и она должна быть хорошо натянута.

Как изготовить пилорамы своими руками

Самыми распространенными видами пилорам считаются угловые, ленточные и цепные , а также устройства, собранные при помощи бензопилы.

Ленточная пилорама

Собрать пилораму ленточного типа своими руками в домашних условиях довольно сложно. Объясняется это тем, что трудно достичь максимальную слаженность всех ее составных элементов в процессе работы. Кроме этого, потребуются необходимые комплектующие и специальные инструменты, но, главное, чтобы под рукой находились нужные чертежи. Работать готовая конструкция должна с материалом, вес которого составляет около трехсот килограмм. Помимо этого, необходимо отладить регулировку нарезной толщины и соблюдать технику безопасности.

Сборка пилорамы своими руками осуществляется на площадке необходимого размера , которую следует подготовить заранее. Для устройства будут нужны специальные колеса и ленточные пилы. Затем, в соответствии с чертежами, собирают каркас будущего агрегата. Работа над каркасом начинается с изготовления специальных рельс. Для этого можно подобрать уголок и установить вверх одной из сторон. Затем устанавливают колеса, соблюдая предельную прочность.

Между двумя уголками, выставленными параллельно, делают шпалы из профильной трубы, которые призваны обеспечить их надежное скрепление друг с другом. К этой профильной трубе приваривают крепеж для бревен, свободно передвигающегося во всех направлениях. Затем, согласно чертежу, собирают тележку и крепят к ней колеса.

В завершение осуществляется монтаж электродвигателя, соединенного через специальный шкив с рабочим механизмом устройства.

Цепная пилорама

Принцип работы такой самоделки напоминает ленточную пилораму , с той лишь разницей, что в ней используется цепная пила. Конструкция такого устройства намного проще и имеет меньшие размеры, а это значит, что изготовить ее своими руками гораздо легче. Цепную пилораму устанавливают на ровной площадке таким образом, чтобы к ней удобно было подойти с любой стороны.

Сборка цепного устройства начинается с того, что изготавливают каркас из металлического профиля. Собрав основную часть, проделывают несколько технологических отверстий, соблюдая при этом предельную точность. Количество отверстий зависит от длины шага. Затем начинают собирать стойки и устанавливают на них станину, после чего делают дополнительные ребра жесткости. Таким образом получается основа цепной конструкции.

Кроме этого, необходимо для пилорамы собрать подвижную тележку своими руками. Для этого подготавливают основу и крепят к ней упор, прокладки, зажимные пластины и крепления под электродвигатель.

Затем тележку монтируют к каркасу , закрепляют двигатель с пилой, натягивают цепь и все, цепная пилорама своими руками готова.

Угловая или дисковая пилорама

Если есть необходимость в радикальном распиле досок, то лучше всего для этого использовать угловую или дисковую конструкцию.

Угловая пилорама имеет очень много функций и используется для больших объемов работ. Такую конструкцию лучше всего изготавливать своими руками, потому что готовое оборудование стоит очень дорого. Чтобы собрать ее, следует воспользоваться соответствующими чертежами, а перед началом работ нужно приобрести все необходимые узлы и комплектующие.

Вначале собирается каркас из металлических труб и направляющие высокой прочности. Все стыки скрепляются сваркой. В качестве направляющих лучше всего использовать рельсы. Затем собирается каретка. Во время сборки особое внимание следует обращать на точность всех размеров, которые указаны в чертеже.

В угловую или дисковую пилораму устанавливают бензиновый двигатель большой мощности , что эффективно сказывается на процессе распилки древесины. Монтаж двигателя осуществляется на каркас конструкции и соединяется с рабочими элементами через специальные отверстия. Чаще всего на такие пилорамы устанавливают цепную передачу, но в некоторых случаях это приводит к перегреву самого привода. Во время сборки привода необходимо обратить должное внимание технике безопасности и исключить возможный риск в процессе его эксплуатации.

Пилорама из бензопилы

В бытовых условиях чаще всего не требуется такая большая пилорама , поэтому оптимальным решением в этом случае будет считаться мини-станок, который также можно изготовить своими руками. Существует несколько видов мини-пилорам, они имеют небольшие размеры и в случае необходимости их легко переместить на другое место. Такое устройство изготавливается при помощи бензопилы, выступающей в качестве основного элемента.

Чтобы изготовить мини-пилораму из бензопилы своими руками, потребуется:

  • два швеллера;
  • уголки;
  • рельсы.

Работа начинается со сборки каркаса, на котором необходимо просверлить несколько технологических отверстий. Затем устанавливают стяжки из металлической трубы. Их крепление осуществляется крепежными болтами в заранее просверленные отверстия. Во время монтажа обязательно следует контролировать углы между элементами: они обязательно должны быть прямыми.

Для усиления каркаса монтируют несколько ребер жесткости . Затем осуществляют сборку подвижной тележки из стальной плиты. В нижней части этой плиты приваривают два уголка, после чего ее ставят на подшипники или ролики. К верхней части подвижной тележки приваривают два уголка, предназначенные под крепление бензопилы.

В завершение осуществляют монтаж специальной конструкции под крепление обрабатываемых бревен.

Пилорама своими руками видео.

Так как пилорама считается довольно опасным агрегатом внушительных размеров, то перед ее сборкой своими руками необходимо тщательно продумать, в каком месте она будет эксплуатироваться. Для этого хорошо подойдет:

  • сарай;
  • гараж;
  • обыкновенное подсобное помещение с бетонным основанием.

Такое место должно хорошо проветриваться, быть просторным и иметь достаточное освещение. Место для этого устройства можно найти и на улице, но для него обязательно оборудуют навес.

Если у пилорамы присутствует электрический двигатель , то нужно тщательно отнестись к монтажу проводки и установке необходимых переключателей и автоматов. Если рядом с местом работы находится склад для готовых досок, то это значительно облегчает весь процесс.

Собирая агрегат своими руками, особое внимание необходимо уделить его режущим и подвижным частям, которые считаются самыми опасными элементами. Вообще, следует соблюдать меры безопасности при эксплуатации устройства.

После сборки пилорамы и перед началом работ обязательно проверяют все крепления и составные узлы, а также устойчивость конструкции. Первый запуск устройства выполняется после соблюдения всех необходимых рекомендаций.

Таким образом, изготовить пилораму своими руками – дело несложное . Эти устройства бывают разных видов и процесс их сборки представлено на видео. Также обязательно следует воспользоваться чертежами, чтобы ни в чем не ошибиться. Эксплуатируя пилораму, необходимо соблюдают технику безопасности, потому что это довольно опасное устройство.

Если подсчитать, из каких составляющих складывается конечная стоимость пиломатериалов – цена древесины + обработка + перевозка до места назначения – то становится понятно, на чем можно сэкономить. Заготовки из древесины (доска, брус, рейки) – одни из самых используемых образцов в сфере строительства и ремонта.

Учитывая простоту работы с деревом, имеет смысл заниматься его «роспуском» непосредственно на участке. Достаточно лишь сделать пилораму. С типовыми чертежами, порядком изготовления своими руками ее ленточной модификации и некоторыми особенностями конструирования ознакомит эта статья.

Целесообразность такого решения станет еще очевиднее, если просмотреть на сайтах расценки на заводские пилорамы. В продаже они имеются, но вот стоимость установок такова, что приобрести какую-либо модель для использования в быту вряд ли большинство из нас захочет. В зависимости от серий (в рублях): «Кедр» – от 138 000 до 194 000, «Тайга» – от 116 890 до 172 400. И это еще сравнительно недорогие образцы. Дешевле только мини-станки (порядка 94 000), но вряд ли они удовлетворят все потребности хозяина частного дома в деревообработке.

Модификаций оборудования данного типа существует несколько. Но если речь идет о сборке пилорамы своими руками, то выбор небольшой – вариант с фиксированным положением пилы и подвижной станиной (тележкой), на которой располагается заготовка. Именно она и перемещается в процессе деревообработки по специальным направляющим (рельсам). Все остальное – это усовершенствования, «сервисы», облегчающие труд персонала и обеспечивающие качество продукции. Например, мобильная пила.

Вот несколько несложных в изготовлении моделей самодельных ленточных пилорам.



Особенности конструирования

Габариты пилорамы определяются в зависимости от места ее расположения. Участки (придомовые, дачные или иные) отличаются планировкой, поэтому выбирать оптимальные размеры установки хозяину придется самостоятельно. Все чертежи, имеющиеся в доступе (специальная литература, интернет), могут служить лишь «ориентирами» – по соотношению отдельных частей, их линейным параметрам и так далее. Своими руками пилорама делается так, как удобнее работать именно в конкретном месте и с определенным видом сырья. В основном такое оборудование используется для роспуска бревен и обрезки досок.

Что учесть при проектировании пилорамы

Конструкция установки такого типа хороша тем, что ее можно постоянно дорабатывать и совершенствовать, более точно «подгоняя» ее характеристики и возможности под растущие потребности хозяина. К примеру, если она первоначально планировалась для роспуска бревен на доски, то вполне возможно, что через некоторое время встанет вопрос об организации собственного производства бруса.

Она собирается по блочно-модульной схеме, и при отсутствии практического опыта в изготовлении сложных механизмов, целесообразно начинать с простейших вариантов. Ленточную пилораму с ручным управлением впоследствии нетрудно оснастит элементами автоматизации (регулирование толщины реза, подача пилы, программатор и тому подобное). Именно поэтому далее – общие инструкции по составлению чертежей ленточной пилорамы и сборке. Автор настоятельно рекомендует соблюдать последовательность и первую в своей жизни установку монтировать по упрощенной схеме.

Существует множество модификаций ленточных пилорам. Первый вопрос – в какой плоскости предполагается вести рез? Это определяет расположение рабочего инструмента. Второй – однотипная ли продукция будет изготавливаться или придется использовать пилораму как устройство универсальное? Например, не только для роспуска лесоматериала на доски, но и для обрезки бревен на отдельные сегменты. Все это учитывается заранее. Желательно, чтобы раму, на которой крепится рабочая пила, можно было переустанавливать.

Бревна, которые распускаются на ленточной пилораме, характеризуются значительным весом. В процессе работы ее станина подвергается еще и динамическим нагрузкам. Главное внимание – устойчивости лентопильного оборудования. Это и качество реза, и безопасность обслуживающего персонала.

Изготовить ленточную пилораму – это полдела. Ее грамотная эксплуатация требует определенных навыков в настройке. Основной «подводный камень» – разводка и заточка пилы. Следует детально изучить данный вопрос!

Подготовительные мероприятия

Выбор места

Если есть подходящее помещение, то следует учесть, что его полезная площадь не должна быть менее 18 «квадратов». Этого достаточно, чтобы распускать на ленточной пилораме даже габаритные бревна.

В частном секторе редко кто может выделить под установку пустующее строение или хотя бы отсек. Как правило, деревообработкой приходится заниматься на улице. Вряд ли летящим по ветру опилкам и мелкой стружке соседи по смежным участкам станут аплодировать. Да и собственная территория довольно быстро окажется замусоренной. Вывод – после сборки ленточной пилорамы сразу же придется заниматься возведением ограждения сплошного типа. Например, из листов поликарбоната или многослойной фанеры.

Кроме того, придется заранее определиться, где будет организовано складирование готового пиломатериала. Следовательно, рядом с пилорамой должен быть еще хотя бы небольшой, но свободный участок земли.

Вот из этого и следует исходить при выборе рабочего места под оборудование.

Выбор материалов и комплектующих

Двигатель. Материалы.

Инструменты и оборудование

Здесь коротко – без сварочного аппарата не обойтись. Применительно к пилораме болтовые соединения практиковать не стоит. Со временем так или иначе, но они разболтаются, а заниматься ежедневным контролем состояния и подтяжкой – перспектива не самая лучшая.

Чертежи пилорамы

Ниже представлены чертежи простой ленточной пилорамы, которые вы сможете легко адаптировать под свои условия и потребности, соблюдая пропорции и принципы работы:












Особенности сборки ленточной пилорамы

Алгоритм действий довольно простой. Сложность – в изготовлении (с подгонкой по размерам) составных частей.

Опорная платформа

По ней будет перемещаться тележка с пиломатериалом. Плюс к этому, к рельсам крепится рама, на которой располагается рабочий инструмент. Главные требования – надежность такой опоры и выравнивание в горизонтальной плоскости. На чем ее крепить – специально оборудованном фундаменте (например, столбчатом) или на стойках, вкопанных в грунт – решается на месте.

Тележка

О ее назначении уже сказано. Чтобы в процессе распиловки бревно находилось в фиксированном положении, передвижную станину следует оснастить «струбциной», которая и будет надежно прижимать заготовку к раме и не давать ей возможности сместиться. Соответственно, тележка должна иметь колесики, обеспечивающие ее подвижность.

Рама для пилы

Сложность – в обеспечении возможности изменения положения режущего инструмента. Если не будет механизма регулирования, то вся продукция получится калиброванной (одного типоразмера, хотя тот же ). Существует несколько инженерных решений, поэтому с данным вопросом придется разбираться отдельно. Приводить что-то конкретное бессмысленно, не зная, о какой модификации пилорамы идет речь.

Общий порядок изготовления и особенности работы в статье отмечены. Автор рекомендует сначала определиться, для каких именно целей предполагается собирать ленточную пилораму. И только потом искать оптимальный вариант. Можно просто скопировать имеющиеся в доступе чертежи, и своими руками собрать установку иных размеров, соблюдая масштабирование. Или взять конкретную схему за основу, доработав (видоизменив) ее под собственные запросы.

Удачи в конструировании ленточной пилорамы!

Популярность древесины в частном строительстве остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, доступность и простота обработки. Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно. Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов - досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат - как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря - всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам - сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки Чертёж рельсовых направляющих

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке - роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы - дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 - 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии - не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Сварка станины

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Шкивы

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря - в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.


В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.


Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.

Купить домашнюю пилораму сегодня можно на любом строительном рынке. Однако стоит такое приспособление не очень дешево. Поэтому домашние мастера, изучив все тонкости этого устройства, просмотрев материалы, которые даны в интернете, производят самодельные мини-пилорамы. Для этого нужно иметь соответствующий материал и слесарный опыт.

Для работы нужно использовать только качественный материал, так как если станина будет сделана из тонких труб или маленьких уголков, возможен ее выход из строя. Рабочий может получить сильную травму.

С чего начинать процесс работы

Для обустройства любого вида мини пилорамы нужно иметь следующие материалы и инструменты:

  • швеллер;
  • трубы;
  • сталь листовая;
  • уголок металлический;
  • бруски;
  • дисковая пила;
  • электродвигатель;
  • сварочный аппарат;
  • дрель;
  • болты;
  • гаечные ключи;
  • плоскогубцы.

Конечно, производительность заводских образцов мини пилорамы намного выше самодельного устройства. И все-таки в самоделках закладываются самые необходимые свойства, которые устраивают конкретного хозяина. Прежде чем начать изготавливать мини пилораму, требуется определить будущие параметры:

  1. Очень важно подсчитать, какой производительностью будет обладать устройство. Для этого потребуется определить объем древесины, которую нужно будет обработать.
  2. Ориентировочные габариты заготовок.
  3. Методы транспортировки. Возможно, что рамная пилорама будет иметь стационарный вид.
  4. Питание — бензиновое или работающее от электричества.

Вернуться к оглавлению

Дисковая мини-пилорама

Лесопилка, которой занимается определенный вид бизнеса, чаще всего использует дисковую пилораму. Это простейший вид приспособления, его легко сделать самостоятельно. Для этого понадобятся самые простые заготовки.

Такая дисковая мини пилорама в корне отличается от аналогичных аппаратов. Основой всей конструкции является дисковая пила. Ее закрепляют двумя способами:

  • на валу шпинделя;
  • на оси электродвигателя.

Простейший вид должен иметь:

  • стол;
  • дисковую пилу;
  • двигатель.

Основой всей конструкции считается стол. Для него делается каркас из металлических уголков, скрепленных болтами или сваркой. Верх стола представляет собой стальная пластина с габаритами 200 х 4 мм. Иногда такая пластина делается сборной. Все части скрепляются между собой болтами с гайками.

Заметим, что основание мини пилорамы можно сделать из дерева или металлических уголков. Основание из толстых досок хуже стального только в одном случае. Если лесопилка постоянно находится под открытым небом, то доски быстро сгниют, не поможет даже антисептик. Все остальные качества превосходят железное основание, так как очень легко обрабатывать древесину на массивных досках.

Для закрепления пилы пластины имеют специальное отверстие, в которое вставляется дисковая пила. Отверстия, сделанные в столе, раззенковываются, затем скрепляются болтами. Крепление пилы должно быть сделано так, чтобы она находилась строго по центру всей конструкции. Она крепится через отверстия, имеющиеся в пластинах и столе.

Вернуться к оглавлению

Как устроена мини пилорама

Основными деталями шинной мини-пилорамы являются:

  • станина (каркас);
  • привод;
  • детали крепления;
  • шина совместно с цепью.

Каркас — самая важная деталь. Это основа приспособления, которая держит всю оснастку. От надежности каркаса, его устойчивости во многом зависит безопасность работ, окончательный результат всей операции. Длину каркаса подбирают индивидуально. Эта величина находится в прямой зависимости от габаритов обрабатываемых заготовок.

Силовыми деталями каркаса могут быть:

  • уголки;
  • швеллер;
  • тавр.

Толщина полки такого крепежа должна быть выше 3 мм. Именно этот размер может выдержать большие нагрузки.

Мотор. Без этой детали мини пилорама будет мертвой. Для домашней пилорамы будет вполне достаточно установить мощный трехфазный электродвигатель. Даже профессиональная бензопила может подойти для этой цели. Ее легко закрепить на двигающуюся каретку. Электропилы для такой работы не подходят, у них слишком малая мощность.

Крепеж. Для распиловки крепление бревна должно проводиться на стационарном приспособлении. Выбор метизов зависит от массы будущих заготовок. Должна быть предусмотрена возможность быстрого крепления.

Шина обычно имеет стандартные размеры — 50 см.

Ее лучше купить совместно с цепью. Такое приспособление позволит получить минимальную толщины пропила, значит, минимизируются отходы, и повысится экономичность пилорамы.

Можно изготовить пилу самостоятельно. Для этого нужно переточить полотно механической ножовки, предназначенной для работы с металлом. Габариты полотна — 40х450 мм. Нарезка зубьев выполняется отрезным диском специальной угловой шлифмашинки. Развод зубьев делается точечно после предварительного нагрева сварочной горелкой. Точило поможет создать пиле требуемую форму. Первоначальные зубья, которые остались необработанными, можно оставить.

Вернуться к оглавлению

Цепная пилорама своими руками

Домашняя пилорама состоит из нескольких основных деталей:

  • рама;
  • направляющие;
  • двигатель.

Чтобы сделать пилораму с шинной цепью, необходимо стальную раму скрепить совместно с шиной пилы. Расстояние от шины до рамы соответствует толщине обрабатываемой заготовки. Поэтому такую толщину нужно заранее предусмотреть и заложить в чертеж цепной пилорамы.

Если сделать настраиваемое расстояние от шины до рамы, можно будет проводить распиловку самых разных досок, с различными габаритами.

Основание должно иметь направляющие, по которым оно будет двигаться в вертикальном направлении. Для крепления основания к стойкам привариваются пластины с отверстиями. После установки нужного размера основание фиксируется болтами с гайками.

При подборе двигателя необходимо учитывать его мощность. Она должна быть не ниже 3 кВт. Мотор должен работать в самом экономичном режиме.

Насколько надежно и качественно будет работать пилорама собственного изготовления, ответить сложно. Все зависит от домашнего «Кулибина» и его мастерства.

Главнейшим требованием надежности конструкции являются рельсовые направляющие. Если его игнорировать, конструкция будет ненадежной и опасной. Особо важно иметь доступный и простой в эксплуатации механизм, фиксирующий бревна.

При проведении строительных или плотницких работ всегда необходимы пиломатериалы. Это могут быть доски различного предназначения, брус для фундамента и перекрытий, детали строительных конструкций.

Чтобы иметь достаточный запас необходимых материалов, придется часто распиливать необработанные бревна. Конечно же, можно купить уже готовую продукцию, но финансовые затраты увеличатся в несколько раз.

Пилорама заводского изготовления тоже стоит недешево. Однако можно изготовить вполне функциональную пилораму своими руками в домашних условиях, причем расходы будут значительно меньше.

Разновидности

В зависимости от конструкции рабочей части, самодельную пилораму изготавливают трех типов:

  • дисковая пилорама;
  • ленточная;
  • шинная.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Дисковая установка

Среди самодельных устройств чаще всего встречаются именно дисковые пилорамы. Они получили широкую популярность, благодаря своей многофункциональности и простоте сборки.

Более всего подходят для проведения единоразовых строительных работ либо для малого бизнеса, не предполагающего больших объемов производства. Основой данной конструкции является дисковая пила, устанавливаемая на электрическом двигателе либо на шпинделе.

В большинстве случаев изготавливается так называемая «циркулярка» - прочное основание в виде , на котором закрепляется двигатель и вал с дисковой пилой.

Основание изготавливается из деревянных или металлических частей, которые фиксируются в положении крест - накрест и закрепляются с помощью доски подходящего размера. Поверх доски с помощью болтов крепятся металлические пластины.

В получившейся плите необходимо оставить прорезь для пилы и отверстия для крепления двигателя. Отверстия необходимо дополнительно раззенковать и после этого скрепить с помощью винтов.

Пила должна быть установлена строго посередине получившейся конструкции. Верхняя плита соединяется с основой винтами, в отверстии между плитами фиксируется вкладыш для диска. Последней крепится упорная планка.

Обратите внимание : при сборке пилорамы пристальное внимание следует уделять надежности крепления всех элементов конструкции. Ненадежно закрепленное полотно пилы представляет собой серьезную угрозу для здоровья и жизни человека.

С помощью самодельной дисковой пилорамы можно сделать брус, рейки разного размера и шпон. Скорость вращения пилы достаточна, чтобы получить качественную продукцию с ровными краями и срезами.

Ленточного типа

Установки с использованием ленточных пил применяются на производстве пиломатериалов в промышленных объемах.

Частные производства в большинстве случаев оснащаются самодельными пилорамами, изготовленные на основе чертежей заводских агрегатов. Главное преимущество таких устройств заключается в возможности быстрого распила крупных бревен общим весом до трехсот килограмм.

Изготовление ленточной пилорамы требует специальной подготовки и наличия достаточно большого количества различных стройматериалов:

  • трубы различного размера и диаметра;
  • металлические уголки для монтажа рельсовой системы;
  • швеллер;
  • шкивы;
  • профильные трубы для шпал.

Кроме этого, потребуются инструменты для работы с металлом - аппарат для сварки, электродрель, болгарка и набор крепежных элементов (болты, гайки, шурупы).

Работы по изготовлению устройства начинаются с монтажа неподвижной части - станины. Форма этой конструкции напоминает букву «П», материалом служат два швеллера или уголка 50X100 мм.

Стандартная длина швеллера составляет 8 – 9 метров, высота не менее 14 см. После монтажа станины в ней просверливаются отверстия, промежутки между которыми должны быть не менее одного метра.

После необходимо стянуть швеллеры трубами длиной 25 см, крепление производится с помощью болтов нужного размера и шпилек. После этого монтируются стойки, на которых будет закреплена пилорама. Для повышения устойчивости конструкцию дополнительно укрепляют нужным количеством раскосов.

Важно знать: пропорции всех деталей должны совпадать, для пилорамы длиной 9 метров необходима пила размером не менее метра.

К тележке крепится пила, сбоку устанавливается штурвал для управления работой агрегата. Фиксаторы изготавливаются из труб диаметром не более 40 мм, внутрь устанавливаются подвижные шланги. Сверху на трубы устанавливаются прижимы из металлических уголков.

В последнюю очередь устанавливается полотно пилы и двигатель. Постройку конструкции лучше всего производить непосредственно на месте будущих работ, так как общий вес ленточной пилорамы весьма велик.

Вас также может заинтересовать статья о том, как сделать вибростол для тротуарной плитки:

Шинная (логосоль)

Самодельный агрегат кардинально отличается от других видов пилорам своим устройством.

Главной задачей является продольная распиловка бревен, изготовление высококачественного шпона и реек. Многочисленные видео в сети дают исчерпывающую информацию обо всех этапах монтажа шинной пилорамы.

Такой тип пилорам используется на небольших производствах для изготовления мини заготовок нестандартной формы и размера. В самодельных агрегатах в качестве рабочей части используется полотно от бензопилы подходящего размера.

Конструкция состоит из профиля, рабочая высота которого составляет чуть более метра. Бензопила перемещается с помощью тележки.

Точная высота рассчитывается с учетом роста рабочего, дабы избежать длительного пребывания в неудобной позе. На основной профиль укладывается бревно, пила перемещается и производит распиловку по заранее установленным параметрам.

Главное условие, необходимое для качественной работы таких устройств - достаточный вес и жесткость основного профиля, а также наличие необходимого количества опор . Для получения ровной линии распила необходимо наличие как минимум четырех устойчивых колес и ручного привода.

Оптимальным будет использование воротка колодца с приводным колесом. Для регулировки толщины изделия устанавливаются домкраты жесткой фиксации.

Самостоятельное изготовление пилорамы любого типа - трудоемкий и сложный процесс. Целесообразна ли трата времени и средств, каждый решает сам. В любом случае при монтаже агрегата любого типа нельзя забывать о технике безопасности.

Травмы во время работ с деревом получают часто, а самодельное оборудование, собранное недостаточно качественно, представляет опасность для владельца.

Как дешево сделать пилораму своими руками, смотрите в следующем видео: