Большой стиль людовика 14. История стилей: Франция

Пышный «стиль Людовика XIV» в интерьере

Интерьеры времени Людовика XIV приобретают, в отличие от внешнего облика сооружений этого времени, чрезвычайно пышный, торжественно-парадный характер. Выполняя свою социальную и историческую роль, они служили богатым, пышным и в то же время монументальным фоном для церемоний и ритуалов придворной жизни того времени. Франция в этот период представляла собой самое могущественное государство Европы. Художественный диктатор того времени, придворный художник Шарль Лебрен стремился повысить мажорное звучание внутреннего убранства, вводя в отделку полихромные мраморы в сочетании с позолоченной бронзой, рельефами, внешне эффектной плафонной живописью. В интерьерах применялись ордерные элементы, в основном пилястры, полуколонны, однако основное внимание уделялось не точности их пропорций, а скорее отделке - облицовке цветными мраморами. Главную роль в убранстве помещений играли тяжелые рамы и архитектурно-пластические детали, которые обрамляли и украшали отдельные участки стен, карнизы, размещались в виде десюдепортов над дверьми, на плафонах. Примерами могут служить отделки Версальского дворца, в том числе залы Войны и Мира.

Ведущая роль в определении стиля декоративного искусства этого времени, как было отмечено, принадлежала Шарлю Лебрену, в выработке же образцов в первый период расцвета барокко - художнику Жану Лепотру.

Дворцовая мебель стиля Людовика XIV отличалась богатством и перенасыщенностью оформления, прежде всего резьбы, обильно покрывавшейся позолотой. Кроме мебели с резной обработкой входит в моду мебель «стиля булль» , названная позднее по имени придворного мастера-чернодеревца Андре Шарля Булля (1642 - 1732). При наличии довольно простой структуры предметы создавались из цветного, главным образом черного дерева, они в избытке декорировались с помощью оронзовых рамок, заполнявшихся вставками из панциря черепахи, перламутром и другими материалами, тягами, розетками и прочими деталями. Композиционную основу составляли панно с введением человеческих фигур в обрамлении извивов орнамента. Мебель Булль, богатая и изысканная, производила в то же время ощущение известной сухости форм.

С 1680-х годов мебель, выполненная в этом стиле, приобретает в отделке особую изощренность, вследствие вытеснения деревянных частей блестящим металлом - позолоченной бронзой. Применялись в отделке также серебро, латунь, олово.

Кресла, стулья, получающие в это время распространение диваны имеют S-образные или пирамидальной, суживающейся вниз формы ножки. Усложняется и форма подлокотников. Мягкое сиденье, высокая спинка и частично подлокотники обтягиваются различными нарядными шпалерными тканями с изображениями деревьев, цветов, птиц и орнаментальных завитков. Типы кресел становятся более разнообразными, в частности, появляются кресла с двумя боковыми полукруглыми выступами у спинки на уровне головы - специально для людей престарелого возраста. На основе объединения трех связанных между собой кресел с отсутствующими у центрального кресла подлокотниками возникают диваны. Рамы их спинок приобретают мягкие волнообразные очертания.

В это время получает большее распространение корпусная мебель: столы различных очертаний, пристенные консоли, чаще всего на гнутых ножках, комоды, сменившие сундуки-кассоны для хранения белья. В декорировке широко употребляются богатая резьба и золоченые бронзовые детали. Мебель этого времени, тяжеловесная и монументальная, приобретает большое композиционное разнообразие и в целом, и в отдельных элементах.

Прикладное искусство середины и второй половины XVII века, как отмечено выше, имело огромное значение для убранства интерьеров. Помещения оформлялись шпалерами, ворсовыми коврами-савонери, настилавшимися на пол, шелковыми тканями, драпировками и скатертями, изделиями из серебра, приобретавшего с течением времени все большее распространение и значение.

С конца XVII века вследствие ухудшения экономического положения страны, в том числе и королевского двора, вызванного неудачами военного и политического характера, предельная роскошь убранства, наблюдаемая при дворе Людовика XIV, уступает место относительной сдержанности. В интерьерах усиливаются элементы классицизма.

Во второй половине XVII века Франция стала ведущей европейской державой. Срочно пришлось догонять и перегонять Италию, в том числе по части вкусов и мод.

По этому случаю при Людовике XIV (1643–1715) был даже заведён специальный департамент, заведующий всеми видами искусств, во главе которого поставили живописца Шарля Лебрена. И тут началось…

В дворцовых интерьерах того периода царило полное парадное великолепие. Новоизобретённый стиль должен был прославлять могущество монарха. Задачу решили просто: больше массивности, резьбы и позолоты. Орнамент при этом строго симметричен. Акантовые листья, фрукты, раковины, маски и головы фав. нов сочетались в нём с военной символикой. К навеянным античным Римом мотивам (шлемам и щитам) добавились знаки «короля–солнца»: лучезарный лик или две переплетённые буквы L. Мастера щедро инкрустировали мебель чёрным деревом, медью, оловом, черепаховым панцирем и перламутром. Наиболее прославленные работы в этой технике созданы краснодеревщиком Андре–Шарлем Булем, почему иногда стиль называют просто «Буль». Примечательная деталь: ножки кресел и табуретов соединяют поперечные перекладины, образующие букву Н или, позднее, Х. Спинки у кресел чинно высокие, а низкие сиденья украшены бахромой. В тот же период распространяется удобная мебель с выдвижными ящиками. Это упразднивший сундуки комод, а также бюро. Другое изобретение эпохи - приставной столик–консоль. Столешница консольных столов часто сделана из мрамора или выложена флорентийской мозаикой, опорой ей служат аллегорические фигуры. (Такие консоли можно встретить в фойе многих роскошных отелей, а также в домах, где принято устраивать приёмы.) Появляется и диван, похожий на несколько составленных вместе кресел. Впрочем, к концу периода интерьеры утрачивают свою помпезность и приобретают грациозность, предвещая последующие стили Регентства и Людовика XV.


Комод как будто весь состоит из маркетри, бронзы и золочения. Антикварный салон Segoura, Париж
Письменный стол антикварная галерея Kraemer, Париж


Консоль, XVII век. Из коллекции антикварного салона Perrin, Парижж

Барокко-самый кардинальный из противоположных минимализму стилей. Такое масло масляное. Когда и маркетри, и бронзовые накладки, и позоло та, и мрамор, и скульптура. Массивность шкафа потрясает. Многодельность работы восхищает. Но что притягивает взор больше всего-это мускулистость атлантов и экспрессивность их поз. Как будто вот–вот надорвутся. Вторая половина XVII века, Франция

Характерная особенность стиля: маркетри настолько богато украшает поверхность мебели, что становится похожим на роспись. Мотивы самые разнообразные: от растительно–цветочных до военных, греко–римских. Ножки шкафа массивные, четырёхугольные, видимо, показались мастеру недостаточно изящными, поэтому он подставил спереди пару куртуазных ножек из золочёной бронзы.



Мебель обтягивают бархатом (в основном тёмно–красного «королевского» цвета), гобеленом и шёлком. Узоры предпочитают цветочные, цвета- контрастные и яркие. Ткани-копии, изготавливаются компанией Prelle


Комод с узорным маркетри, скульптурными резными деталями и золочёными металлическими накладками. Производится компанией СMT
Шкатулка, серебро, посеребрение. Париж, 1704–1712. Из коллекции компании De Leye, Брюссель


В первые годы правления Людовика XIV дворяне сидели в креслах, напоминающих об эпохе короля–предшественника, однако в новом интерьерном контексте они выглядели свежо Внизу Кресло, делается компанией Angelo Cappellini Консоль (с мраморной столешницей) в стиле Людовика XIV. Исключи. тельная по красоте вещь. Точная копия дворцовой, производится компанией Provasi

Эпоха Людовиков – XV и XVI – дала миру замечательную мебель, актуальную до сих пор. В нашей подборке – самые интересные современные интерпретации классических кресел и стульев в стиле Людовиков.

1. Кресло и столик в стиле Людовика XV, Silvano Grifoni, WWTS

Кресло с прямой спинкой на словно прогибающихся ножках (это XV) и кресло на прямых ножках со спинкой-медальоном (XVI). Оба варианта – просто хиты.

2. Людовик XV в остромодной обивке с «тропическим» принтом, Boiserie Italia

Тропики – сегодня очень модная тема в интерьерном дизайне, и авторы этих кресел не побоялись объединить в одном предмете мебели резной золочёный каркас и современный принт. Получилось свежо!

3. Людовик XVI в модном синем,Coleccion Alexandra

При дворе Людовика XVI такая обивка показалась бы вопиющим нарушением протокола: предписаны были обивки с цветочным узором, венками, лентами, колосьями. Однако в наше время жаккардовая полоса на однотонном материале воспринимается как классический вариант, подходящий для кресла в . Так оно и есть!

4. Людовик XV с плетёной спинкой и подушками с ярким современным узором, Сhelini

Это кресло очень глубокое, и за счёт его глубины «скрадывается» высота спинки. На самом деле, она не такая низкая, как кажется. Однако за счёт этого эффекта создаётся ощущение особенного комфорта и вальяжности кресла. Оно выглядит очень актуально за счёт сочетания тёмного каркаса с ярким текстильным принтом.

5. Людовик XV: влияние эклектики, Colombo Mobili

В этом стуле, безусловно, исторический узнаваем прототип: и ножки прямые. С каннелюрами, и спинка-медальон имеется. Однако лёгкость силуэта и выемка под «медальоном» указывают на то, что этот стул сделали по образу и подобию какого-нибудь бального стула конца XIX века. Догадку подтверждают и натуральный цвет дерева, и бархатное сиденье винного цвета.

6. Кресло в стиле Людовика XVI, Bedding

Это кресло очень похоже на кресло – исторический прототип, однако оно гораздо более комфортное, и по сути, и с виду. Крепкое и достаточно широкое (но не в ущерб куртуазности), оно рассчитано на современного человека с его потребностями и представлениями о комфорте. Цветок на спинке – классический орнамент, подходящий по времени, однако он сильно увеличен и размещён по центру, в духе сегодняшнего дня

7. Мебель Outdoor, Flamant


Казалось бы, это кресло – абсолютно современное. Но присмотритесь: плетёнка облекает каркас, сделанный «по мотивам» Людовика XV. А вот совершенно прямые ножки – принадлежность следующей эпохи, Людовика XVI. Кстати, тогда было много переходных форм (ведь смена стиля – это постепенный процесс), а уж сегодня мы наблюдаем всё разнообразие форм и расцветок, на которые только способен постмодернизм.

8. Стулья в стиле Людовика XVI, Modenese Gastone

Вот это как раз один из примеров постмодернисткого подхода к теме. Никакой резьбы, форма очень лаконичная, сохранены только самые общие признаки стула в стиле Людовика XVI: спинка медальон и – даже не прямые, а «почти» прямые ножки. Да, тут уже есть лёгкий изгиб, характерный для современной мебели. Такие стулья стилистически универсальны, прекрасно пишутся в современный эклектичный интерьер.

9. Бержер, Moissonier

Уютное кресло с «цельнокроенными» подлокотниками. Французское кресло с в английскую (а точнее, шотландскую) клетку отлично подойдёт и для гостиной, и для кабинета. Дорогая, стильная и вместе с тем непафосная вещь.

10. Резное кресло, Moissonier

Ещё одно кресло «переходного периода». Прекрасные дамы в костюмах XVIII века (принты на обивке) придают эффект театральности этому .

11. Кресло в стиле Людовика XIV, Provasi

Да, вот эти резные ножки напоминают витые ножки прямоугольных кресел эпохи Людовика XIV. Комфортные пропорции – из эпохи Людовика XV. Обивка в этой модели играет важную роль: суперсовременное монохромное решение.

12. Кресло в обивке с орнаментом пейсли, Provasi

«Стиль Людовика XIV» заложил основы интернациональной европейской придворной культуры и обеспечил своим триумфом успешное распространение идей Классицизма и художественного стиля Неоклассицизма во второй половине XVIII - начале XIX вв. в большинстве европейских стран. Другая важнейшая особенность эпохи «Большого стиля» состоит в том, что именно в это время окончательно складывается идеология и формы европейского академизма. В 1648 г. по инициативе «первого живописца короля» Бергер О. Всемирная история // Новая история Т. 3, СПб, 1999. С.171. Лебрюна в Париже основана Королевская Академия живописи и скульптуры. В 1666 г. в Риме создана Французская Академия живописи. В 1671 г. в Париже организована Королевская Академия архитектуры. Ее директором был назначен Ф. Блондель Старший, секретарем - А. Фелибьен. «Большой стиль» требовал больших денег. Королевский двор, придворная аристократия, Академии и католическая церковь сумели создать среду, хотя бы и в радиусе столицы, в которой возникали дорогостоящие шедевры. В первую очередь требовалось возведение грандиозных архитектурных ансамблей. Были введены официальные должности «архитектора короля» и «первого архитектора короля».

Все строительные работы находились в ведомстве Двора. В 1655-1661 гг. архитектор Л. Лево построил для Н. Фуке, «королевского контролера финансов», дворец Во-ле-Виконт. Парк регулярного стиля разбил А. Ленотр, интерьеры с блеском оформил Ш. Лебрюн. Дворец и парк вызвали столь сильную зависть короля Людовика, что министр Фуке под первым же предлогом был брошен в тюрьму, а Лево и Ленотру приказано построить нечто более грандиозное в Париже и Версале. В 1664-1674 гг. возведением восточного фасада завершен архитектурный ансамбль Лувра - главной королевской резиденции в Париже. Восточный фасад называют «колоннадой Лувра» из-за мощного ряда сдвоенных колонн «большого ордера». Колонны с коринфскими капителями подняты над цокольным этажом и охватывают второй и третий этажи, создавая мощный, строгий и величественный образ. Колоннада протянулась на 173 метра. Интересна история создания этого шедевра. К участию в конкурсе был привлечен выдающийся мастер зрелого римского Барокко Дж. Л. Бернини. Он представил барочный проект с вычурно изогнутыми фасадами, насыщенными множеством декоративных элементов, но французы предпочли свой, отечественный, более строгий и классичный. Его автором оказался не профессиональный строитель, а медик, увлекавшийся архитектурой и переводивший на досуге на французский язык трактат Витрувия. Это был К. Перро. Он отстаивал исключительно античные, древнеиталийские основы классицистической архитектуры. Вместе с К. Перро в строительстве Лувра принимали участие Ф. де Орбе и Л. Лево, которые создали новые северное и южное крылья дворца Лысянов В.Б. Людовик XIV о государстве и монаршей власти // Новая и новейшая история № 5 М., 2002. С.145..

В годы правления Людовика XIV прославился архитектор и фортификатор С. де Вобан, он построил свыше тридцати новых городов-крепостей и реконструировал множество старых. Л. Лево стал автором двух выдающихся построек, оказавших заметное влияние на развитие архитектуры европейского Классицизма: Отеля Ламбер (1645) и ансамбля «Коллежа Четырех Наций» («Института Франции»; 1661-1665). Рядом с «Коллеж де Франс» в 1635-1642 гг. архитектор Ж. Лемерсье построил церковь Сорбонны с фасадом в стиле итальянского Барокко (в ней находится гробница кардинала Ришелье, ректора университета). Как и капеллу «Коллеж де Франс», церковь Сорбонны венчает необычный для того времени «французский купол». В 1671-1676 гг. Л. Брюан возвел на левом берегу Сены комплекс зданий Дома Инвалидов для ветеранов войны. В 1679-1706 гг. архитектор Ж. Ардуэн Мансар дополнил этот ансамбль своим шедевром - церковью Дома Инвалидов. Ее купол с золоченым орнаментом, «фонарик» и шпиль видны издалека. Церкви Института Франции, Сорбонны и Дома Инвалидов представляли собой новый тип классицистического здания, центрического плана, с портиком, треугольным фронтоном и куполом на барабане с колоннами или пилястрами. Эта композиция - так называемая «французская схема» - положена в основу многих последующих произведений архитектуры европейского Классицизма XVIII-XIX вв., в том числе и в России. В 1685-1701 гг. по проекту Ж. Ардуэна-Мансара в центре Парижа создана площадь Людовика Великого (позднее - Вандомская площадь). Прямоугольная в плане, со срезанными углами, она задумана как парадный ансамбль в честь Короля-Солнца. В центре была установлена конная статуя Людовика XIV работы Ф. Жирардона (1683-1699); уничтожена во время революции 1789 г. Фасады зданий, обрамляющих площадь, имеют однотипные портики, что придает композиции целостность и завершенность. Другая площадь в честь короля, также по проекту Ж. Ардуэна-Мансара, - «Площадь Побед» (Place des Victoires) создана в 1685 г. Ее украшала конная статуя Людовика XIV работы голландского скульптора М. фан Лен Богарта (по прозванию Дежарден); уничтожена во время революции 1792 г. (восстановлена М. Бозио в 1822 г.; см. кавалло).

В 1672 г. по проекту главы Королевской Академии архитектуры Ф. Блонделя Старшего возведена Арка Сен-Дени в честь побед французского оружия - перехода армии короля Людовика через Рейн. Блондель переосмыслил форму римской Триумфальной арки и создал новый тип сооружения «Большого стиля». Барельефы арки по эскизам Ш. Лебрюна выполнили скульпторы братья Ангье. С 1676 г. Блондель разрабатывал новый генеральный план Парижа, предусматривавший создание крупных архитектурных ансамблей и перспектив. Ф. Блондель был выдающимся теоретиком, в своем «Курсе архитектуры» (1675) он доказывал, что основы классицистического стиля лежат не «в подражании Риму», а в рациональном мышлении и точном расчете пропорций. С ним полемизировал создатель «Колоннады Лувра» К. Перро. В 1691 г. еще один теоретический трактат под тем же названием: «Курс архитектуры» опубликовал Ш.-А. де Авилер. В 1682 г. Людовик XIV покинул Париж и двор переехал в пригородную резиденцию - Версаль.

В этом жесте видят желание короля создать новую блистательную столицу, целиком связанную только с его именем. Среди скульпторов «Большого стиля» выделяются Ф. Жирардон, А. Куазево, Н. Кусту (младший брат которого известен группами «коней Марли»), П. Пюже, Ж. Саразен, Ж.-Б. Тюби. В годы правления Людовика XIV творили два выдающихся живописца: К. Лоррен и Н. Пуссен. Они работали в Италии и по своим устремлениям были далеки от помпезного «Большого стиля». Убежденный романист К. Лоррен - пейзажист-лирик и романтик. Н. Пуссен создал шедевры, воплощающие идеи «чистого» римского Классицизма, также романтически претворяющего гармонию античности. Несмотря на требования короля, Пуссен не хотел работать во Франции и быть придворным живописцем. Поэтому лавры придворного живописца сначала стяжал холодный и скучный академист С. Вуз, а затем его ученик П. Миньяр. В эти же годы разгорелся знаменитый спор «пуссенистов» (приверженцев Классицизма) и «рубенсистов» (сторонников Барокко). В королевской Академии живописи «пуссенистов» поддерживал Ш. Лебрюн, а «рубенсистов» -П. Миньяр и Роже де Пиль. Ш. Лебрюн почитал Рафаэля и Пуссена и посвящал этим художникам специальные лекции в Академии; в 1642 г. он провожал Пуссена в Италию и некоторое время работал рядом с ним в Риме. Но характерно, что дилемма «Пуссен-Рубенс» (Классицизм-Барокко), отражавшаяся в стенах парижской Академии противостоянием Лебрюн-Миньяр, теряла свой смысл, настолько академическая живопись была схожей: академизм нивелировал различия стиля. Придворные портреты «большого статуарного, или высокого, стиля», созданные С. Вуэ и П. Миньяром иногда называют «барочным академизмом». Со стен «Галереи Аполлона» в Лувре на нас взирают французские короли и лучшие художники Франции того времени - на всех портретах заметно пренебрежительное, снисходительное выражение, а на лице Короля-Солнца (портрет работы Лебрюна) - презрительная гримаса. То же выражение на великолепном по живописи и композиции произведении - портрете Людовика XIV кисти И. Риго. Большая часть картин «первого живописца короля» Ш. Лебрюна представляет собой скучнейшие образцы академического классицизма Лысянов В.Б. Людовик XIV о государстве и монаршей власти // Новая и новейшая история № 5 М., 2002. С.147..

В Лувре есть большой зал, целиком заполненный огромными полотнами Ш. Лебрюна, смотреть их невыносимо. В то же время «Портрет канцлера Сегье» (1661), его же работы, - изысканнейшее в живописном отношении произведение. В этих противоречиях отражены нюансы эпохи «Большого стиля». Значительный вклад в искусство парадного портрета «статуарного стиля» внесли выдающиеся граверы Ж. Морен, К. Меллан, Р. Нантёйль, Ж. Эделинк. Живописец Н. де Ларжильер, работавший, как и многие другие портретисты, под влиянием А. Ван Дейка, писал светских красавиц в образе античных богинь и нимф на фоне лесного пейзажа, чем предвосхитил черты стиля Рококо середины следующего столетия. В XVII в. во Франции созданы лучшие произведения в жанре орнаментальной гравюры, если не сказать более: создан сам жанр. Композиции Ж. Лепотра, Д. Маро Старшего и Ж. Маро Старшего, собранные в большие альбомы («Вазы», «Порталы», «Плафоны», «Картуши», «Камины», «Бордюры), как нельзя лучше демонстрировали главные особенности «Большого стиля», они расходились по многим странам и оказывали существенное влияние на развитие декоративного искусства всей Европы. Работая в этом жанре, художники не были регламентированы сюжетом и требованиями заказчика, они давали волю фантазии, отрабатывая до совершенства отдельные формальные элементы стиля.

Большой стиль - (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) - художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия. Связан с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715), отсюда название. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand» .



Новые идеалы абсолютизма и должен был отразить «Большой стиль». Им мог быть только Классицизм , ассоциирующийся с величием древних греков и римлян: французский король сравнивался с Юлием Цезарем и Александром Македонским. Но строгий и рациональный Классицизм казался недостаточно пышным для выражения торжества абсолютной монархии. В Италии в это время господствовал стиль Барокко . Поэтому закономерно, что художники Франции обратились и к формам современного итальянского Барокко.


Но во Франции Барокко не могло столь мощно, как в Италии, вырасти из архитектуры Классицизма. С эпохи французского Ренессанса XVI в. в этой стране утвердились идеалы Классицизма, влияние которых на развитие искусства не ослабевало вплоть до конца XIX столетия. В этом состоит главная особенность «французского стиля». К тому же классицистические формы привились на иной, чем в Италии, почве сильных национальных традиций романского и готического искусства. Это объясняет, почему у итальянского Барокко были заимствованы лишь отдельные элементы, а главными формообразующими принципами искусства эпохи Людовика XIV оставались идеи Классицизма. Так, в оформлении фасадов зданий сохранялась строгая классицистическая ордерная разработка стены, но в деталях оформления интерьера, шпалерах, мебели присутствовали барочные элементы.

Классицизм как художественное направление оформился во Франции и с тех пор не Рим, а Париж стал диктовать моду в искусстве и его роль не ослабевала на протяжении последующих XVIII, XIX и XX вв. Впервые в истории, во Франции эпохи Людовика XIV, стиль стал осознаваться важнейшей категорией искусства, эстетики, стал нормой жизни, быта и нравов, пронизывая все стороны придворного этикета (слово, также появившееся при дворе Людовика XIV).

Вместе с осознанием стиля приходит эстетизация отдельных формальных элементов, воспитание вкуса, «чувства детали». Эта особенность стала традицией, которая создала за несколько десятилетий особенное «чувство формы», пластическую культуру, тонкость мышления, присущие именно французской школе. Наиболее распространенные, часто повторяющиеся в мемуарах и эстетических трактатах того времени слова: великий, величие, роскошный, праздничный... По свидетельству знаменитой мемуаристки госпожи де Севинье, двор Людовика XIV все время пребывал «в состоянии удовольствия и искусства»...

Король «всегда слушает какую-нибудь музыку, очень приятную. Он беседует с дамами, которые привыкли к этой чести... Празднества продолжаются каждый день и полночи».

В «блестящий семнадцатый век» стиль, этикет, манера стали настоящей манией. Отсюда мода на зеркала и мемуары. Люди захотели увидеть себя со стороны, стать зрителями собственной позы. Не заставил себя ждать расцвет искусства придворного портрета. Роскошь дворцовых приемов поражала посланников европейских дворов. В Большой галерее Версальского дворца зажигались тысячи свечей, отражавшихся в зеркалах, а на платьях придворных дам было «столько драгоценностей и золота, что они едва могли ходить».

Ни одно из европейских государств не смело соперничать с Францией, находившейся тогда в зените славы. «Большой стиль» появился в нужное время и в нужном месте. Мания стиля, французской «большой манеры» стремительно распространялась по Европе, преодолевая дипломатические и государственные барьеры.

«Стиль Людовика XIV» заложил основы интернациональной европейской придворной культуры и обеспечил своим триумфом успешное распространение идей Классицизма и художественного стиля Неоклассицизма во второй половине XVIII - начале XIX вв. в большинстве европейских стран.

Другая важнейшая особенность эпохи «Большого стиля» состоит в том, что именно в это время окончательно складывается идеология и формы европейского академизма. Королевский двор, придворная аристократия, Академии и католическая церковь сумели создать среду, хотя бы и в радиусе столицы, в которой возникали дорогостоящие шедевры. В первую очередь требовалось возведение грандиозных архитектурных ансамблей. Были введены официальные должности «архитектора короля» и «первого архитектора короля».

Все строительные работы находились в ведомстве Двора. В 1655-1661 гг. архитектор Л. Лево построил для Н. Фуке, «королевского контролера финансов», дворец Во-ле-Виконт.

Парк регулярного стиля разбил А. Ленотр, интерьеры с блеском оформил Ш. Лебрюн.

Дворец и парк вызвали столь сильную зависть короля Людовика, что министр Фуке под первым же предлогом был брошен в тюрьму, а Лево и Ленотру приказано построить нечто более грандиозное в Париже и Версале. В 1664-1674 гг. возведением восточного фасада завершен архитектурный ансамбль Лувра - главной королевской резиденции в Париже. Восточный фасад называют «колоннадой Лувра» из-за мощного ряда сдвоенных колонн «большого ордера». Колонны с коринфскими капителями подняты над цокольным этажом и охватывают второй и третий этажи, создавая мощный, строгий и величественный образ.


Колоннада протянулась на 173 метра. Интересна история создания этого шедевра. К участию в конкурсе был привлечен выдающийся мастер зрелого римского Барокко Дж. Л. Бернини. Он представил барочный проект с вычурно изогнутыми фасадами, насыщенными множеством декоративных элементов, но французы предпочли свой, отечественный, более строгий и классичный. Его автором оказался не профессиональный строитель, а медик, увлекавшийся архитектурой и переводивший на досуге на французский язык трактат Витрувия. Это был К. Перро. Он отстаивал исключительно античные, древнеиталийские основы классицистической архитектуры. Вместе с К. Перро в строительстве Лувра принимали участие Ф. де Орбе и Л. Лево, которые создали новые северное и южное крылья дворца. В годы правления Людовика XIV прославился архитектор и фортификатор С. де Вобан, он построил свыше тридцати новых городов-крепостей и реконструировал множество старых. Л. Лево стал автором двух выдающихся построек, оказавших заметное влияние на развитие архитектуры европейского Классицизма: Отеля Ламбер (1645) и ансамбля «Коллежа Четырех Наций» Института Франции »; 1661-1665).


Рядом с «Коллеж де Франс» в 1635-1642 гг. архитектор Ж. Лемерсье построил церковь Сорбонны с фасадом в стиле итальянского Барокко (в ней находится гробница кардинала Ришелье, ректора университета). Как и капеллу «Коллеж де Франс», церковь Сорбонны венчает необычный для того времени «французский купол». В 1671-1676 гг. Л. Брюан возвел на левом берегу Сены комплекс зданий Дома Инвалидов для ветеранов войны.


В 1679-1706 гг. архитектор Ж. Ардуэн Мансар дополнил этот ансамбль своим шедевром - церковью Дома Инвалидов . Ее купол с золоченым орнаментом, «фонарик» и шпиль видны издалека. Церкви Института Франции, Сорбонны и Дома Инвалидов представляли собой новый тип классицистического здания, центрического плана, с портиком, треугольным фронтоном и куполом на барабане с колоннами или пилястрами. Эта композиция - так называемая «французская схема» - положена в основу многих последующих произведений архитектуры европейского Классицизма XVIII-XIX вв., в том числе и в России. В 1685-1701 гг. по проекту Ж. Ардуэна-Мансара в центре Парижа создана площадь Людовика Великого (позднее - Вандомская площадь ).


Прямоугольная в плане, со срезанными углами, она задумана как парадный ансамбль в честь Короля-Солнца. В центре была установлена конная статуя Людовика XIV работы Ф. Жирардона (1683-1699); уничтожена во время революции 1789 г. Фасады зданий, обрамляющих площадь, имеют однотипные портики, что придает композиции целостность и завершенность. Другая площадь в честь короля, также по проекту Ж. Ардуэна-Мансара, - «Площадь Побед » (Place des Victoires) создана в 1685 г.


Ее украшала конная статуя Людовика XIV работы голландского скульптора М. фан Лен Богарта (по прозванию Дежарден); уничтожена во время революции 1792 г. (восстановлена М. Бозио в 1822 г.; см. кавалло). В 1672 г. по проекту главы Королевской Академии архитектуры Ф. Блонделя Старшего возведена Арка Сен-Дени в честь побед французского оружия - перехода армии короля Людовика через Рейн.

Блондель переосмыслил форму римской Триумфальной арки и создал новый тип сооружения «Большого стиля». Барельефы арки по эскизам Ш. Лебрюна выполнили скульпторы братья Ангье. С 1676 г. Блондель разрабатывал новый генеральный план Парижа, предусматривавший создание крупных архитектурных ансамблей и перспектив. Ф. Блондель был выдающимся теоретиком, в своем «Курсе архитектуры» (1675) он доказывал, что основы классицистического стиля лежат не «в подражании Риму», а в рациональном мышлении и точном расчете пропорций. С ним полемизировал создатель «Колоннады Лувра» К. Перро. В 1691 г. еще один теоретический трактат под тем же названием: «Курс архитектуры» опубликовал Ш.-А. де Авилер. В 1682 г. Людовик XIV покинул Париж и двор переехал в пригородную резиденцию - Версаль .


В этом жесте видят желание короля создать новую блистательную столицу, целиком связанную только с его именем. Среди скульпторов «Большого стиля» выделяются Ф. Жирардон, А. Куазево, Н. Кусту (младший брат которого известен группами «коней Марли»), П. Пюже, Ж. Саразен, Ж.-Б. Тюби.

К концу XVII в. «Большой стиль» явно исчерпал свои возможности, «золотой век» французского искусства заканчивался, чтобы уступить место камерному и слегка усталому искусству стиля Регентства начала XVIII столетия. Но именно с XVII в. в Европе начинается распространение идей Классицизма. Эти идеи смогли оформиться в интернациональный художественный стиль лишь с середины XVIII в.

Для Франции, после классицистического искусства Ренессанса XVI в. и «Большого стиля» XVII в., это была уже третья волна Классицизма, поэтому художественный стиль французского искусства второй половины XVIII столетия именуется Неоклассицизмом, в то время, как в отношении других европейских стран - просто Классицизмом .