Замок Шамбор во Франции, Париж: история, описание и фото. Замок Шамбор — как добраться из Парижа, Франция

Замок Шамбор расположен в Долине Луары. Этот дворец представляет собой изумительной красоты строение эпохи Возрождения. В 1981 году замок Шамбор внесен в список культурных ценностей мира, поэтому он находится под защитой ЮНЕСКО.


В 16 веке король Франциск I, любивший архитектурное искусство, приказал гениальному архитектору и ученому Леонардо да Винчи создать проект замка. В течение двух лет ученый работал над проектом, и хоть смерть оборвала его жизнь в 1519 году, большую часть проекта он успел сделать.

В том же году началось строительство замка, которое продолжалось по 1547 год. Со всех уголков Франции съехались известнейшие мастера в своих профессиях сферы строительства. Всего в постройке замка участвовало около двух тысяч рабочих. Так как постройка велась на заболоченной местности, сваи вбивали на глубину более 10 метров, что это себя оправдало: замок Шамбор простоял века, и будет существовать еще дольше.

Что удивительно: после огромных затрат в деньгах и по времени на строительство замка, король Франциск I очень редко там бывал. Лишь иногда он приезжал иногда поохотиться в заповедниках вокруг замка. Также, время от времени он хвастался замком среди других королей.

Позже в этом архитектурном шедевре жило много знаменитых личностей, таких, как Гастон Орлеанский. Кому действительно пришёл по душе Шамбор, так это Людовику XIV, который приезжал сюда отдохнуть от шума Версаля и дворцовых интриг. Именно Людовику принадлежит идея частичной внутренней перестройки замка.

По приглашению короля здесь ставились известные пьесы Мольера. В первой половине XVIII века в замке Шамбор находилась химическая лаборатория Сен-Жермена, а в 1745 году замок стал казармой для полков вельможи Морицы де Сакса. В 1792 году Шамбор утратил значительную часть своей внутренней роскоши вследствие продаж революционным правительством картин и мебели. Наконец, в 1930 году Шамбор выкупило правительство Франции за одиннадцать миллионов золотых, после чего сразу же взялось за реставрацию.

Красотой отличается не только замок Шамбор, но и окружающий его парк площадью около 6 тысяч гектаров с красивейшими смотровыми площадками. Приведем размеры Шамбора: длина 160 метров, ширина 118 метров. Замок включает в себя более 400 комнат со стариной роскошной отделкой и мебелью.

В строении около 80 лестниц, что привело к созданию целой сети лабиринтов. Шедевр гениальной мысли Леонардо да Винчи представляет собой центральная лестница: она существует в виде огромной двуспиральной конструкции, поднимающейся вверх, и обладает двумя входами. Эти спирали ни на одном участке лестницы не пересекаются, благодаря чему спускающиеся люди никогда не встречаются с поднимающимися людьми.





С центральной частью лестницы соединяются малые винтовые лестницы, террасы, открытые переходы над галереями. На втором этаже находится природоведческий музей. В замке есть даже часовня! Крыша представляет собой интересное зрелище для глаз: сотни колонн, дымовых труб, башен, поднимающихся на умопомрачительную высоту. Центральный донжон состоит из 5 этажей. Маковая башня, опираясь на донжон, возвышается над всем замком и ее венчает королевская лилия.



Замок Шамбор достоин звания ярчайшего представителя архитектурного наследия Ренессанса, заслужив его своим архитектурным величием и изысканной красотой. Его стены впитали в себя гений Леонардо да Винчи. Даже самые красивые фото замка Шамбор не передадут ту атмосферу, которую чувствуют посетители этой достопримечательности.



Посещая достопримечательности Франции, можно ли обойти стороной замок Шамбор?! Этот величественный дворец, по которому ходили знатные особы, сегодня можно посетить в ходе экскурсий. Опытный гид расскажет об истории строения, особенностях архитектуры, а также поделится переходящими из уст в уста легендами.

Основные данные о замке Шамбор

Шамборский замок принадлежит к числу архитектурных сооружений Луары. Многих заинтересует, где находится резиденция королей, так как ее нередко посещают во время пребывания во Франции. Быстрее всего сюда добраться из Блуа, преодолев расстояние в 14 километров. Замок расположен у реки Беврон. Точный адрес не сообщается, так как строение стоит особняком в парковой зоне, вдали от городской местности. Впрочем, упустить его из вида невозможно, поскольку он довольно массивный.

В эпоху Ренессанса дворцы строились с размахом, поэтому сооружение может удивить своими характеристиками:

  • длина – 156 метров;
  • ширина – 117 метров;
  • капители со скульптурами – 800;
  • помещения – 426;
  • камины – 282;
  • лестницы – 77.


Посетить все комнаты замка невозможно, но основные архитектурные красоты будут показаны сполна. Кроме того, огромной популярностью пользуется главная лестница с удивительной винтовой конструкцией.


Отдельное внимание следует уделить прогулкам по долине лесного типа. Это крупнейший в Европе огороженный парк. Для посетителей доступно около 1000 га, на которых можно не только отдохнуть под открытым небом, но и познакомиться с флорой и фауной здешних мест.

Возведение замка Шамбор началось в 1519 году по инициативе короля Франции Франциска I, пожелавшего поселиться вблизи со своей возлюбленной графиней Тури. Потребовалось 28 лет, чтобы этот дворец заиграл своим очарованием в полной мере, хотя его владелец и до завершения строительства уже посещал залы и встречал в нем гостей.

Работа над замком была непростой, так как его начали строить в болотистой местности. В связи с этим необходимо было больше внимания уделить основанию. Сваи из дуба погружались глубоко в почву, на расстояние 12 метров. Более двух сотен тысяч тонн камня привезли к реке Беврон, где 1800 рабочих день за днем трудились над изысканными формами одного из крупнейших дворцов эпохи Возрождения.

Несмотря на то, что Шамборский замок чарует своим величием, Франциск I посещал его редко. После его смерти резиденция потеряла свою популярность. Позднее Людовик XIII подарил дворец брату – герцогу Орлеанскому. С этого периода сюда стала съезжаться французская элита. Даже Мольер не раз ставил свои премьеры в замке Шамбор.

С начала 18 века дворец нередко становился пристанищем для армейских сил во время различных войн. Многие архитектурные красоты были испорчены, предметы интерьера распроданы, но в середине 20 века замок стал туристическим объектом, за которым стали следить с большей тщательностью. Частью Всемирного наследия Шамборский дворец стал в 1981 году.

Архитектурное величие эпохи Возрождения

Ни одно описание не передаст истинных красот, которые можно увидеть, прогуливаясь внутри замка или по его окрестностям. Симметричное исполнение с множеством капителей и скульптур делает его сказочно величественным. Никто не может с точностью сказать, кому принадлежит идея общего вида замка Шамбор, но по слухам над его конструкцией работал сам Леонардо да Винчи. Подтверждением этому является главная лестница.

Многие туристы мечтают сделать фото на изящной винтовой лестнице, которая раскручивается по спирали и переплетается таким образом, что подымающиеся и спускающиеся по ней люди не встречаются между собой. Сложная конструкция выполнена по всем законам, описанным да Винчи в своих работах. К тому же всем известно, насколько часто он использовал спирали в своих творениях.

И хотя внешне строение замка Шамбор не кажется удивительным, на картинках с планами можно увидеть, что основная зона состоит из четырех квадратных и четырех круглых залов, представляющих собой центр конструкции, вокруг которой формируется симметрия. В ходе экскурсий этот нюанс обязательно упоминается, ведь он является архитектурной особенностью дворца.

- один из и крупнейший . Расположенный в самом большом в Европе огороженном лесистом парке, Chambord представляет из себя жемчужину архитектуры эпохи Ренессанса. Он был построен для короля Франциска I в виде охотничьего имения, а также чтобы он мог быть поближе к своей любовнице. Это один из самых узнаваемых замков в мире благодаря своей отчетливой французской ренессансной , которая представляет из себя смесь традиционных для Франции средневековых элеменетов с чистой Ренессансной структурой.

Посетить замок Шамбор:

Замок открыт для посещения круглый год, кроме 3 праздничных дней.

Время работы замка Шамбор:

  • Закрыто 01 января, 31 января и 25 декабря
  • с 02 января по 31 марта и с 01 октября по 31 декабря: с 9 до 17 часов;
  • с 01 апреля по 30 сентября: с 09 до 18 часов.
  • Последний вход — за 30 минут до закрытия.

Билеты в замок Шамбор:

  • взрослые — 11 €, льготный — 9 €
  • Бесплатно: для граждан Евросоюза в возрасте до 25 лет

Парковка возле замка Шамбор:

Платная парковка

  • Автомобили (мотоциклы): 6 € в день
  • Фургон (транспортное средство длиной < 7 м 90 см): 7 € в день (11 € за ночь)
  • Автобус (транспортное средство длиной > 7 м 90 см): 50 € в день

Добраться в замок Шамбор:

  • От (менее 2 часов): 15 км до
  • По автомагистрали A10 (съезд № 16 или № 17), A71 (съезд № 3) и A85 (съезд № 13)
  • Поездом: или Мер

На поезде:

  • 1 ч 30 мин с вокзала , остановка или Мер (Mer).

На машине:

  • С шоссе A10: съезд № 16 на Мер (Mer) или № 17 на
  • С шоссе A 85: съезд № 12 на Шемери (Chémery)
  • С шоссе A 71: съезд № 3 на Лямотт-Бёврон (Lamotte-Beuvron)

На автобусе:

С 30 марта по 02 сентября специальное маршрутное такси обслуживает , Шамбор , Шеверни и Борегар.

  • Navette 41 Blois > Chambord > Cheverny > Beauregard
  • Сервис: 1 апреля 2016 — 1 ноября 2016

Из Парижа в замок Шамбор:

  • PARISCityVISION предлагает регулярный трансфер от Парижа —

История замка Шамбор:

Замок Шамбор был построен по приказу приказу молодого короля Франциска I, окрыленного победой в битве при Мариньяно. Замок задумывался как постоянная резиденция французского монарха, символ королевской власти, который с удовольствием показывали послам и правителям другим государств. Этот замок — редкий пример архитектуры, дошедший до нас практически в первозданном виде.

Строительство замка Шамбор

Работы по строительству начались в 1519 году, на месте снесенного старого замка графов , но так и не были до конца завершены при жизни Франциска I. Строительство временно приостановилось после поражения Франциска I в битве при Павии против его испанского соперника Карла V и последующего пленения французского монарха в Мадриде. Возобновились работы в 1526 году, тогда же король подкорректировал план замка: к центральному донжону были добавлены два боковых крыла, в одном из которых планировалось разместить королевские покои.

Донжон был завершен в 1539 году, а королевское восточное крыло достроили в 1544 году. В 1545 году к королевскому крылу добавили наружный ход и двойную винтовую лестницу.

В декабре 1539 года Франциск пригласил Карла V, притехавшего с визитом во Францию, посетить свой новый замок. Императору был оказан роскошный прием, и он, преисполненный восхищением от увиденного, назвал донжон Шамбора «сосредоточием всего […], на что способен человеческий гений».

Франциск I внимательно следил за ходом строительства в период своего правления, но прожил в замке всего лишь несколько дней. К моменту смерти Франциска I в 1547 году замок так и не был полностью достроен.

Дальнейшее стрительство в западном крыле возобновилось при короле Генрихе II, но вновь приостановилось в связи с его смертью в 1559 г. Долгое время французские монархи не интересовались Шамбором, крайне редко приезжая сюда. Строительство этого шедевра завершилось только при Короле-Солнце, Людовике XIV, который неоднократно останавливался в замке со своими придворными. Обычно его поездки сопровождались охотой и пышными увеселительными мероприятиями.

Королевская резиденция

В 1669 и 1670 годах монарха в его поездке в Шамбор сопровождал Мольер, организовавший в замке первые постановки двух своих пьес – «Господин де Пурсоньяк» и «Мещанин во дворянстве» ,– которые с успехом прошли на сцене временного театра, устроенной в вестибюле второго этажа донжона.

При Людовике XV замок Шамбор перестал быть королевской резиленцией, с 1730 по 1733 год в нем проживал его тесть, свергнутый польский король, Станислав Лещинский, а позже замок был передан в качестве компенсации за свою победу в битве при Фонтенуа (1745 г.) маршалу Морицу Саксонскому. Маршал провел здесь последние два года своей жизни, занимаясь обустройством замка и создание французского сада на северной и восточной стороне замка.

Во время Французской революции замок разграбили, но все-таки не разрушили. Долгое время он находился в запустении, пока Наполеон не передал его в дар маршалу Бертье в благодарность за верную службу в 1809 г. Замок Шамбор и окружающее его имение тогда переименовали «Княжество Ваграмское» по названию места сражения, в котором маршал одержал победу. Правда, сам Бертье пробыл здесь совсем недолго. После смерти маршала его вдова немедленно продала этот огромный замковый комплекс, находящийся в запустении.

Графы Шамборские

В 1821 году замок перешел в руки герцогу Бордо, внуку короля Карла Х, но в ходе бурной политической жизни Франции он оказался в ссылке, не успев пожит в Шамборе. Первый его визит — в качества графа Шамборского — случился лишь в 1871 году и продлился только три дня. В ходе его пребывания в замке им был составлен знаменитый «Манифест», в котором он призывал к отказу от трехцветного флага и восстановлению монархии. Даже на расстоянии граф Шамборский пытался поддержать порядок в замке, он назначил управляющего и занялся реставрацией замка, в том числе открыл его для публики. В 1883 году после смерти графа замок Шамбер перешел по наследству герцогам Бурбон-Пармским, его племянникам.

Однако герцоги Бурбон-Пармские были гражданами Австрии, в 1915 году государством был наложен секвестр на владение Шамбора. А в 1930 году Château de Chambord по праву преимущественной покупки он был выкуплен государством. Власти снесли мансарды нижнего пояса укреплений, пристроенных при Людовике XIV, вернув тем самым замку первоначальный облик эпохи Ренессанса.

Замок Шамбор был внесен в первый список исторический памятников уже в 1840 году.

Архитектура замка Шамбор:

Замок Шамбор — это искусное сочетание традиционных элементов французского Средневековья и итальянского Ренессанса. От Средневековья в замке присутствует массивный донжон, обрамленный башнями, с наружным ходом и нижним поясом укреплений, ров с водой и готическая форма шпилей. Но центрированный план замка, двойная спиральная лестница, симметричность построек, геометрическая и декоративная лаконичность фасадов, кесонные своды на третьем этаже и отделка проемов уже соответствуют новому тогда стилю Ренессанс.

Автор этого уникального проекта неизвестен. Выдвигались разные теории, включая сотрудничество мастеров Франции и Италии. В начале XX века впервые была озвучена идея возможного посредничества Леонарда да Винчи: характерными для великого гения эпохи были центрированный донжон, лестница с двойной спиралью и изолированные террасы, а также система канализации с двойной ямой сливания и отдущиной, однако Леонардо умер в 1519 году, так что мог быть только идейным вдохновителем, но сам участвовать в проекте не мог.

Интерьер замка Шамбор:

Крестообразный план также разграничивает четыре жилых пространства донжона, абсолютно идентичных на каждом этаже. Отличаются только два противоположных крыла: восточное «королевское» крыло и западное крыло с часовней. В эти части замка можно попасть из внутреннего двора по сквозным угловым лестницам или через верхние галереи.

Таким образом, ваш маршрут может включать посещение трех этажей донжона (двигайтесь вверх по большой центральной лестнице) и крыльев замка, а также осмотр галерей, которые соединяют два крыла замка с донжоном. С террас замка открывается прекрасный панорамный вид на корестности Шамбора.

Покои Франциска I

На втором этаже королевского крыла можно увидеть покои Франциска I: спальню, несколько отдельных примыкающих к ней кабинетов (гардеробная, рабочий кабинет) и ораторий, в котором особого внимания заслуживает сводчатый кессонный резной потолок. В этом крыле также находится большой старинный зал, именуемый «Советным», который в XVII веке был разделен на несколько помещений Гастоном Орлеанским, решившим переоборудовать его под свое жилище.

Своды

На третьем этаже донжона можно посмотреть еще один пример уникального декора замка: каждую из опор венчает внушительный кассетный свод в виде опущенной арки, украшенной эмблемами Франциска I. На ней изображены монограмма «F», саламандры, выпускающие струи воды для тушения «злого огня» и глотающие воду для поддержания «доброго огня», а также витые пояса с узлами. Повторяющиеся сотни раз, эти объемные символы свидетельствуют о желании монарха обозначить собственную власть с помощью эмблем, нанесенных на потолок донжона. Эти мощные своды выдерживают вес мощеных террас, расположенных на верхнем уровне. Они также оснащены замысловатой системой отвода дождевой воды.

XVIII век

Во многих покоях замка Шамбор сохранился интерьер 18-го века, когда здесь жили родственнико короля Людовика XV и гувернеры (парадная комната маршала Саксонского, покои принцев Конти, лавровые покои, комната гувернеров). Уют в этот период создавали за счет низких потолков, обитых тканью, изыщными паркетными полами, стенами, обшитыми деревом. Большие залы разделили деревянными перегородкампи на отдельные комнаты — спальни, кабинеты, ванные комнаты… Тогда же в замок привезли роскошую мебель.

Контакты

Адрес: Château, 41250 Chambord, Франция

Телефон: +33 2 54 50 40 00

Стоимость: 11€, до 25 лет бесплатно

Официальный сайт:

Париж хранит в себе ещё немало тайн, которые только предстоит открыть заинтересованному туристу. За пределами французской столицы можно увидеть необыкновенные достопримечательности, достойные восхищения и преклонения.

Долина реки Луары славится прекрасными архитектурными творениями, построенными руками человека. Дворцы разных эпох величественно охраняют покой королевского водоёма. Замок Шамбор — один из них.

Шедевральный Шато де Шамбор является настоящим произведением искусства, созданным в эпоху Ренессанса и дожившим до наших дней. В самом крупном монументальном комплексе Франции можно увидеть :

  • портретную живопись французских монархов;
  • музей природы и охоты;
  • большую лесо-парковую территорию, окружающую дворец.

Великолепный замок восхищает своей грандиозностью и красотой, поэтому число туристов, желающих увидеть собственными глазами это чудо, растёт с каждым годом. Большинство из них предпочитают самостоятельное путешествие в Луару для ознакомления с восхитительным Шамбором.

Замок Шамбор и история его появления

История создания дворца Шамбор омрачена высокой смертностью его строителей, которая была обусловлена тяжёлым климатом болотистой местности. Человек, подхвативший смертельную болотную лихорадку был обречён. Условия труда на стройке 16-ого века были адские. Над возведением фундамента и каменных стен Chateu de Shambord работало около 2000 людей. Благодаря их труду сегодня можно лицезреть красивейшее творение времён Реннесанса.

В конце 14-ого века семейство герцогов Орлеанских совершило знаменательную покупку, приобретя у четы Блуа имение Shambor, расположенное в лесу. Вскоре герцог взошёл на трон и стал Людовиком 13.

У короля подрастает смышлёный сын Франциск, обожающий всё, что связано с Италией. В начале 16-ого века сын французского монарха прибыл с Апеннинского полуострова не один, а в компании с гениальным Леонардо да Винчи. Переполненный впечатлениями от посещения солнечной Италии, Франциск в скором времени принимает решение о начале строительства охотничьего поместья.

Планируется, что здание должно затмить своим великолепием и заткнуть за пояс красивейшие итальянские дворцы. Увы, имя архитектора замка Луары Шамбор так и осталось неразгаданной тайной. Считается, что легендарный да Винчи приложил руку к архитектурному плану дворца, но это всего лишь домыслы учёных, не подтверждённые ничем. Дело в том, что творец умер, не дожив всего лишь пару месяцев до открытия масштабной стройки. Существует иная версия и непрямые доказательства того, что архитектором замка был Доминико де Кортон.

Кончина Франциска обрекает Шамбор во Франции на некие метаморфозы и долгие скитания от владельца к владельцу. По указанию Людовика 15 было решено построить в северных покоях Шамбора подобие театральной сцены. Именно здесь была создана знаменитая пьеса «Мещанин во дворянстве» и состоялась премьера спектакля «Господин де Пурсоньяк». В последующие годы в замке Шамбор происходят такие события :

  • в 18 столетии он становится убежищем для сбежавшего из Польши короля Лещинского;
  • долгое время дворец служит местом обитания для графа Саксонского и его войска;
  • в Шато де Шамбор располагалась экспериментальная лаборатория Сен-Жермен;
  • дворец прошёл испытание французской революцией и был разграблен;
  • в 19 веке владельцем Shambor стал граф Шамбор, пробывший им более 60 лет.

В середине 20-ого века мытарства замка окончились. Правительство выкупило его у последнего хозяина Элии Бурбонского и с того времени Chateu de Shambord считается официальным государственным и народным наследием Франции, входящим в ЮНЕСКО.

Описание знаменитого дворца

Не хватит всех эпитетов на свете, чтобы охарактеризовать воздушный замок из камня, сверкающий белизной и величием древней эпохи. О размерах этого дворца можно судить по одному только наличию более 400 покоев. До строительства легендарного , Shambord считали самым великолепным дворцом современности, впрочем, он таким остаётся до сих пор.

Со всех сторон замок окружён лесным массивом. Так называемая парковая зона ограждена длинной стеной. Здесь и по сей день охотятся, благо угодья богаты разнообразной дичью и птицей.

Архитектура древнего Шамбора ошеломляет своей грандиозностью, не зря его считают произведением самого Леонардо да Винчи. Дворцовое сооружение состоит из :

  • донжона
  • и двух пристроек.

В центральном здании пять этажей. Каждый этаж оборудован квадратными и круглыми комнатами. Коридоры переплетаются между собой и соединяются в центральной части этажа. Лестницы дворца Шамбор — отдельная тема. Всего их насчитывается около 80 экземпляров. Планировка Chateu de Shambor достаточна запутана и если верить легенде, то это сделано не случайно. Такой план замка позволял фавориткам короля не сталкиваться нос к носу в многочисленных коридорах.

Уникальным архитектурным произведением Шамбора считается винтовая лестница , снабжённая 2-умя входами. Оригинальность этого сооружения заключается в том, что две лесенки соединены между собой в спираль и поднимаются вверх, но вот сюрприз — место их пересечения в какой-либо одной точке отсутствует. Лестница выводит туристов на террасу, с которой открывается чудесный вид.

Во дворце присутствует большое количество предметов старины

Rong>:

  • мебель,
  • кухонная утварь;
  • предметы повседневного обихода и т.д.

Также в Шамборе находится знаменитый музей охоты и природы . Франциск был истинным любителем поохотиться. На третьем этаже дворца проходили балы. Тут расположена королевская опочивальня , где засыпал и просыпался Франциск. Почти во всех покоях есть камин. Комнаты в донжоне не отличаются большими размерами и интерьер их достаточно скромен, нежели в боковых пристройках.

В восточном крыле расположена спальня королевы и короля , а в западном находится капелла , схожая по архитектуре с греческим античным зданием. Крышу дворца украшают ровно 365 башен, на которых расположены различные мифические персонажи. Поговаривают, что именно на крыше Франциск любил проводить многочисленные приёмы гостей.

Мероприятия, проводимые в Shambord

Помимо просмотра внутреннего убранства дворца, туристы могут насладиться прекрасными шоу-программами и другими мероприятиями , организованными на территории замка.

О дополнительных мероприятиях вы можете узнать, зайдя на официальный сайт замка

Где находится замок и как добраться до дворца из Парижа

Адрес : Замок, 41250 Шамбор

Время работы дворца : ежедневно двери замка гостеприимно открыты для многочисленных посетителей. Не работает замок :

  • на Католическое Рождество (25 декабря),
  • в канун Нового Года (31 декабря),
  • на Новый год (1 января).

Часы работы:

  • с 02 января по 31 марта и с 01 октября по 31 декабря с 9 до 17 часов ;
  • с 01 апреля по 30 сентября с 09 до 18 часов .

Кассы закрываются за 30 минут до официального окончания работы дворцово-паркового комплекса.

Цена билета :

  • взрослые 11€;
  • гражданам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста в сопровождении взрослых — вход свободный.

Чтобы самостоятельно добраться из Парижа в Шамбор :


Расстояние от Парижа до замка Шамбор на карте Франции:

Замок Шамбор на фото и видео

Фото : белоснежная жемчужина Луары — воздушный замок из камня Шамбор гордо возвышается над долиной.

Шедевр Возрождения, королевский каприз – оба эти определения идеально подходят к величественному Шамбору, самой пышной королевской резиденции на Луаре. Замок, расположенный к востоку от Блуа, доминирует над всей местностью. Одни считают, что своим великолепием Шамбор уступает только Версалю, другие возражают, говоря, что замысел и размах дворца на Луаре затмевает парижскую резиденцию Бурбонов.

Признаться, я всего этого не знала, когда выбирала замки для посещения - скорее это было наитие, наложенное на маршрут следования.
Шамбор - самый большой замок долины Луары, именно с него начинают осмотр замков большинство турфирм. Это своего рода "ворота" в долину Луары. Но в моём списке он оказался лишь четвёртым..Сразу хочу сказать, что никаких особых историй с ним не связано - замок строился как охотничий домик. Короли приезжали, охотились несколько дней и уезжали обратно. А то, что этот "домик" похож скорее на дворец, иначе, как причудой короля не назовёшь. Но я люблю чудиков, а уж королевские чудачества - тем более.

История замка
Шамбор – один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда он взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Сразу же после своего вступления на престол Франциск отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник.

Франциск I, король Франции

После возвращения во Францию молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор. После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии. Тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен, так как в 1519 году художник умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. Франциск I очень любил Леонардо, называл его своим отцом и был с ним до самой последней минуты его жизни.

Строительство Шамбора началось в тот же год, в год кончины Леонардо да Винчи, и стало одной из самых крупных строек Возрождения. Рассказывают, что на стройке было занято до 1700-1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня. Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки. Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 г. обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника - возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка.

На телегах из порта Сен-Дье (Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника - камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика. Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.

Начиная стройку, архитекторы Франциска приняли за основу типичный для замков позднего средневековья план: центральная укрепленная башня (донжон), расположенная внутри крепостных стен. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Работы продолжались в течение многих лет. При Франциске I построили донжон, но король за все 32 года своего правления провел в замке в общей сложности 72 дня. В 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".

Хотя замок не был тогда полностью готов, в нем в 1539 году с пышностью и размахом прошли торжества по случаю визита императора Священной Римской империи германской нации Карла V. С особым размахом и пышностью прошло это парадное торжество, организованное церемониймейстером – бароном Монморанси.

Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали.

В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

Генрих III и Генрих IV охоту не любили, а потому посещали замок крайне редко – замок оставался незанятым в течение 50 лет.
В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года, резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. Охотничьи угодья постепенно преобразовывались в парк. В 1725 году Людовик XV передал Шамбор своему тестю – потерявшему свой польский трон королю Станиславу Лещинскому, продолжившему совершенствовать резиденцию вплоть до того момента, как он занял трон герцогства Лотарингского.

Двадцать лет спустя, в 1745 году, замок перешел к маршалу Морицу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввёл в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Мориц Саксонский

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году всё его великолепное убранство было вывезено. Жители близлежащего городка постановили разобрать эту "ненормальную громаду на камень и построить дома для патриотов", что и попытались сделать. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

В 1821 году легитимисты выкупили замок и преподнесли его в подарок внуку Карла Х герцогу Бордо, принявшему титул графа Шамбор. Последний представитель династии Бурбонов был своеобразным живым символом партии роялистов, стремившейся к реставрации монархии. Он мог бы стать королем под именем Георга V, но ответил на все предложения отказом, хотя и сохранил до самой смерти, наступившей в изгнании в 1883 году, верность белому флагу с золотыми лилиями.

Граф де Шамбор

Во время Второй мировой войны, когда Франция была оккупирована немецкой армией, замок занял гитлеровский генерал. В 1944 году, убегая, он в качестве «отвлекающего маневра» поджег Шамбор. Замок спасли партизаны-маки, и писатель Гастон Монмуссо, воевавший в долине Луары, словами одного из своих героев сказал:

"Вот замок капиталистов... Я должен был бы ненавидеть этот замок с его башенками, парадными лестницами, роскошной обивкой стен. Но нет, наоборот, я его люблю, есть в нем что-то мое..."

Это «что-то мое» создавалось трудом не одного поколения мастеров: каменщиков, резчиков, плотников, художников, кузнецов. Прекрасные слова об очаровании замка Шамбор сказал писатель Виктор Гюго, сравнивший его с «женщиной, у которой порывом ветра разметало волосы».

С 1932 года Шамбор принадлежит государству. В 1948 году леса вокруг замка получили статус национального парка. Около пяти тысяч деревьев, тенистые аллеи составляют роскошное зеленое обрамление белокаменного дворца. В пейзаже дворец встает как видение, "сказочные чертоги Багдада и Кашмира" (А. де Виньи). Он не мыслим без своего окружения. Если средневековые замки, суровые и угрюмые, казались чуждыми пейзажной среде, то тут мы видим иное. И цвет земли, и зелень леса, наползающие с Луары, создают свое настроение, свою особую атмосферу.

Говорят, будто бы в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в лесу протяжно завывает ветер, на тихих аллеях парка можно встретить загадочного всадника, несущегося на черном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающий в замке и выезжающий поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи. История призрака загадочна и противоречива. Кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной, внезапно разразившейся грозы. Кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и был предательски убит во время охоты… Сам призрак не опасен, однако его внезапно появляющийся из темноты и несущийся напролом силуэт может здорово напугать.

Историю замка я целиком и полностью взяла из интернета - заморачиваться не стала, так как впереди нас ждёт большая обзорная экскурсия, которую я сама и проведу, как всегда. В общем, продолжение следует..