Устное эссе с элементами творчества. Эссе «Творческий подход в работе педагога

Новые возможности

для творчества

в образовательном процессе.

«Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.»

Ю. Левитанский

Каждый из нас делает для себя свой выбор: быть учителем по призванию или от безысходности, неумения найти себя в другой сфере. Когда учитель становится рабом профессии, происходит катастрофа. Это несчастный учитель, постоянно жалующийся на притязания и запросы учеников, родителей и администрации. Но самое главное, что его окружают несчастные дети, которых не любят и не понимают.

Любой ребенок приходит в школу с искренним желанием хорошо учиться. Если не поддерживать в нем веру в успех, огонёк жажды знаний гаснет. Ребёнок теряет веру в свои силы, но ещё хуже, если он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей. И тогда все педагогические поиски и построения терпят крах.

Учитель должен самообразовываться и самосовершенствоваться. Умение и желание учиться является одним из важнейших качеств учителя. Учиться на своих ошибках и победах. Учиться на опыте коллег в школе и опыте коллег, полученном через Интернет. Это постоянное стремление к совершенству, на мой взгляд, и отличает настоящего учителя.

В педагогике общеизвестен закон: мы не можем передать нашим воспитанникам более того, что имеем и чем владеем сами. Убеждают не слова, какими бы прекрасными они ни были, а дела, личный пример и жизнь говорящего. Вспоминаются слова русского философа Василия Розанова: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное». Ведь учитель – это не профессия, это, скорее, образ жизни.

В нашей школе я самый молодой учитель русского языка и литературы. Почему я стала учителем? До сих пор у меня нет ответа на этот вопрос. Никто из моих одноклассников не пошёл работать в школу. Никто из них не связал свою жизнь с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Почему же это сделала я? Когда в моей жизни начал зарождаться интерес к профессии?

Все мы родом из детства. Память, словно в калейдоскопе, показывает те или иные события.

Может быть, неосознанное желание учиться самой и учить детей пришло в холодном автобусе, когда мы с мамой зимним вечером возвращались домой, и на замёрзшем стекле я, четырехлетняя девочка, пальчиками, наблюдая как оттаивает иней на замёрзшем стекле от тепла моих ручек, рисовала большие и маленькие кружки, сравнивала их, считала и складывала, а мама наблюдала за мной и поправляла, если я ошибалась? (Проблемное обучение)

Или в очереди в детской поликлинике, когда я сидящим в очереди мамам с детьми в лицах пересказала и показала сказку «Курочка-Ряба»? (Публичное выступление)

Или шесть лет спустя, когда играла с младшим трёхлетним братишкой в школу и удивлялась вместе с ним, собравшим из пластмассовых букв и прочитавшим первое слово «МАМА»? (Самостоятельная практическая работа)

Или когда радовалась вместе с сыном друзей моих родителей шестилетним Димкой Перегуда, у которого известные ему буквы никак не хотели складываться в слоги и слова. И вот чудо! Пока наши родители были заняты во дворе своим делом, Димка, повторяя сначала за мной, а потом за моим братом, впервые самостоятельно прочитал выложенное на холодильнике из букв –магнитиков предложение: « ДИМА ЧИТАЕТ ». (Умение работать в группе)

Или когда срывался выпускной вечер в 4 классе у моего братишки? Ведущие не смогли провести это мероприятие и узнали об этом за день до праздника. Что делать? Оставить детей без праздника? Ну, нет… «Глаза боятся, а руки делают». Я – студентка педагогического колледжа, взяла за основу стандартный сценарий, убрала из него стихи, которые дети не успевали выучить и отрепетировать, добавила в него загадки, шарады, шуточные задачи по математике Григория Остера, различные развивающие задания по русскому языку, магнитофонные записи детских песен из известных мультфильмов. Вместе с мамой, надев парики и соорудив костюмы сказочных героев из подручных материалов, мы провели мероприятие «Последний учебный день в начальной школе». Это были нестандартные весёлые «уроки-соревнования» между командами девчонок и мальчишек. Это был мой первый рабочий день, за который я получила гонорар от родителей одноклассников моего брата . ( Способность к импровизации, т.е умение быстро и верно оценить ситуацию, принять решение, игровые технологии, и нтегрированный подход к обучению ).

Это я сейчас понимаю, что все что я делала: желание поведать чужим людям о своих познаниях, обучить других тому, чему я уже научилась, проявить свои творческие способности - называется разнообразные лично-ориентированные технологии.

Основной двигатель обучения – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Все люди в любом возрасте любят творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, работать в группах .

Быть молодым педагогом нелегко. Мой педагогический принцип: «На уроке главное – не учитель - ученик, а человек - человек». Надо видеть Человека и в настырном, неусидчивом, непослушном, порою назойливом, с юношеским максимализмом подростке, и в тихом, незаметном, вечно молчащем, старающемся отсидеться за последней партой ученике.

Так как уроки литературы решают задачи нравственно-эстетического воспитания, то ни один из них немыслим без создания эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста. Чем больше органов чувств (по К.Д. Ушинскому) принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на память детей.

В связи с этим интересно взглянуть на так называемую «пирамиду обучения». По сути, это график, отражающий усвоение человеком информации, в зависимости от способа ее подачи.

Отсюда можно сделать важный вывод: один из самых эффективных способов усвоения и передачи знаний – это практические занятия и последующее обучение других людей.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- критически мыслить, грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для выполнения этих задач необходимо применять в учебном процессе такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают интерес к знаниям и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего труда.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса учащихся к предмету, развитию их познавательной деятельности принадлежит нестандартным формам урока. Урок –экскурсия при изучении стихотворений. Урок – диспут при анализе прозаических художественных произведений. На моих уроках дети стали учиться мыслить, анализировать прочитанный текст, самостоятельно оценивать события, факты, они уже не боятся высказать свою точку зрения.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании ФГОС, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка я большое внимание уделяю работе с художественным текстом, потому что считаю, тексты русских классиков, таких как Л.Н. Толстой, К. Г. Паустовский, И. С. Тургенев являются образцами правильной речи. С помощью анализа произведений детям прививается эстетический вкус, развивается речь, мышление. Этот вид работы помогает учащимся правильно формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения.

Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. В своей педагогической деятельности я не раз сталкивалась с бесконечными ошибками учеников. Это всегда очень обидно, досадно, порой опускаются руки. «Что делать?», «В чём причина ошибок?», «Как научить детей писать правильно?» Задумываясь над этой проблемой, я применяю в своей работе как традиционные, так и новые методы и технологии обучения.

В обучении русскому языку стали применяться элементы программированного обучения. Использование алгоритма призвано облегчить учащимся применение правил при письме. Работа по схемам позволяет в большей степени развитию навыков логического мышления, вооружает учащихся средствами самопроверки в случаях затруднения, способствует формированию и осознанию понятий, определений, правил.

В своей работе я активно использую электронные ресурсы и проблемное обучение. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, часто предлагаю создать одному ученику или группе учеников мультимедийную презентацию по какой –либо изученной теме.

Что касается Интернет-технологий, то здесь появились и проблемы, связанные с широко применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать «скачивания» материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулирую так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Также в работе для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника, использую электронные энциклопедии и аудиокниги.

Игровую деятельность как элемент урока применяю на любом его этапе и как самостоятельное учебное занятие по русскому языку: уроки-игры, уроки-соревнования. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Когда вхожу в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких и больших побед, которые обязательно должны быть, иначе мой труд не имеет смысла. Каждый урок должен быть уникален, его нельзя повторить, как невозможно прожить вторую жизнь…

«Как только человек научится
воспринимать окружающее,
он откроет великое множество даров,
окружающих его повсюду»
И. Ильин


Как сформировать у детей веру в себя, в свои возможности и силы?

Как раскрыть творческий потенциал ребёнка?

Как научить чувствовать Слово и открывать его истинное значение?

Как научить ребёнка размышлять и письменно выражать свои мысли?

Как развивать творческое мышление?

Как развивать воображение, восприятие, наблюдательность?

В наше время эти вопросы и проблемы, связанные с ними, особенно актуальны. Ведь, в конечном счёте, от их правильного разрешения зависит, какую личность мы воспитаем. Поиск ответов на эти важные вопросы и побудил по-иному посмотреть на развитие творческого потенциала ребёнка.

Творческая деятельность в начальной школе отвечает условиям нового времени, так как она позволяет быть не только созерцателем прекрасного, но и учит владеть собственными мыслями, управлять ими и творить красоту собственным сердцем.

И все мы взрослые знаем, как это непросто капля за каплей, день за днём наполнять душу ребёнка добрым отношением к окружающему миру. Только тогда он научится понимать и ценить красоту родной природы. И именно в эти моменты важно правильно учить владеть словом, используя всю красоту мыслей.

С помощью различных творческих заданий, личных и коллективных, у школьников появляется возможность получить реальный зримый результат. Например, создание рукописных книг, в которые вошли их работы: сказки, стихи, рассказы, зарисовки. И кропотливая, глубоко продуманная работа над рукописной книгой даёт возможность каждому ребёнку для самовыражения своего внутреннего мира. Это одна из наиболее результативных форм работы с детьми в начальной школе. Такая деятельность способствует становлению и формированию детского мироосознания и нравственного отношения к окружающей действительности.

Таким образом, мыслетворчество даёт замечательную основу для рукотворчества. Принявший в детстве красоту, добро, ребёнок и дальше будет стремиться созидать всё это, вносить в собственную жизнь и в жизнь своего окружения.

Очень важно воспитать в ребёнке смелого творца, для которого мыслетворчество будет являться большой радостью.

Творчество - понятие многогранное. И как определить ту грань, которая станет основополагающей в работе с детьми? Этот вопрос каждый учитель для себя решает сам. Вместе с тем решает ещё одну важную задачу: как найти интересную, яркую форму работы с детьми для развития их творческих способностей. Ведь только яркие, незабываемые образы и впечатления оставят в памяти ребёнка прочный след и дадут ростки формирования творческой личности.

Пять лет назад я познакомилась с новой образовательной программой «Служу Отечеству пером», которая стала не только основой моей воспитательной системы класса, но и развитием творческих способностей детей через красоту мысли. Авторы программы - творческий коллектив педагогов дополнительного образования из города Томска (Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелёва).

Данная программа привлекла моё внимание своей оригинальностью, новизной. В ней соединились различные аспекты работы с детьми: духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей младших школьников и изучение журналистики, как части современного процесса информатизации.

В одной древней притче раскрывается ценность самых важных начал в человеке.

Какой «свет» имеет человек?

Один мудрец беседует с царём:

Какой свет имеет человек?

Свет солнца, о, царь!

Когда солнце зашло, какой свет имеет человек?

Луна служит ему светом.

А когда зашли солнце и луна?

Огонь служит светом.

А когда зашло солнце, зашла луна, и погас огонь, что служит ему светом?

Речь служит ему светом… Поистине, государь, человек идёт туда, где произносится речь.

А когда солнце зашло, зашла луна, погас огонь, и замолкла речь, какой свет имеет человек? Что остаётся человеку в полном молчании, без мелькающих образов вещей, без слов даже, наедине с собой? Есть ли внутри него творческий источник жизни, или он зависит целиком от окружающего и не имеет опоры в самом себе?

Проблема как научить детей свободно владеть словом, языком, речью волнует каждого педагога начальной школы. А как направить эти знания на совершенствование внутреннего мира ребёнка, как научить творчески мыслить?

Рабочие тетради по программе «Служу Отечеству пером» помогают вести грамотную и целенаправленную работу над словом, предложением, текстом, мудрыми мыслями. Многие задания носят творческий характер.

Не так-то легко было начинать работу со слабыми детьми, которые составляют половину класса. А учить нужно всех!

Для таких ребят на первых творческих занятиях придумала «лучики мыслей», которые выскальзывали из весёлого солнышка, помещённого в верхнем правом углу листа. На «лучиках мыслей» детишки записывали самые красивые мысли по данной теме. Потом из этих мыслей получался красивый текст, исправляли ошибки, придумывали заголовок, который помещали в «солнышко» и без труда записывали своё эссе в чистовик.

Заметила, что с каждой творческой работой дети начинали справляться лучше и лучше. В их работах не было скучных фраз, меньше проскакивало речевых и грамматических ошибок.

А самое главное, мои ученики полюбили работать творчески. Ведь, действительно, программа «Служу Отечеству пером» даёт большие дополнительные возможности развития детей. Наряду с формированием основ нравственности, идёт активное развитие учащихся в области филологии. Наблюдения показали, что у ребят развивается речь, орфографическое чутьё, закладываются основы понимания русского языка, бережного отношения к нему, и развиваются творческие способности. Это ли не ценно сейчас, когда безграмотность становится обычным явлением нашей жизни, уже давно никого не шокирующим.

Благодаря данной программе мне удалось создать добрый, светлый и трогательный мир существования детей в самой обычной школе. А вся работа помогает организовать жизнь детей с верой в обязательную победу их мыслетворчества. Порой в их работах осмысливаются важные нравственные вопросы, что можно уже смело назвать «Пробой пера…»

И вот уже целых пять лет мы строим свой дом Творчества. Наш дом сложен из особого материала: Доброты, Красоты, Любви и Души. Каждый из детей в строительство этого дома положил свой кирпичик. А особым законом была Красота Мысли.

Особое место занимает создание учениками рукописных книг. Каждый стремится стать автором новой книги. За эти годы было создано более 30 книг, которые с большим успехом были представлены на Международном конкурсе рукописных книг.

Поэтому, в своем эссе, я хочу рассмотреть несколько вопросов. Должен ли педагог использовать творческий подход или он может отвергнуть его? И для чего такой подход на самом деле нужен? А самое главное, как ему научиться? ...

Чтобы научится использовать творческий подход, нужно обладать потребностью творить. Необходимо и обладать творческими качествами, а также развивать их.

Академик В.А. Энгельгардт писал, что творчество — это физиологическая потребность «результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь». Это означает, что творчество — это самая настоящая потребность, присущая каждому человеку. А великий русский писатель Иван Александрович Гончаров утверждал, что «приёмам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приёмы. Можно только подражать высшим приёмам, но это ни к чему не ведёт, а в работу творческого духа проникнуть нельзя». Это значит, что необходимо развивать свою потребность творить. Для этого необходим каждодневный труд и поиск новых творческих идей в работе. Стремиться понять природу творчества классик русской литературы XIX века не советовал. Но сейчас, в веке XXI, наука шагнула чуть дальше. Природа творчества была изучена. Качества необходимые в таком подходе к работе называют самые разные. Среди них и умение нестандартно мыслить и отказ от классического взгляда на привычные вещи. Таких качество много. Но у каждого творческого педагога они должны быть свои.

Творческий подход в работе педагога позволяет ему не только передать свои знания ученикам, но и заинтересовать в своем предмете.

В пример я хочу привести педагогов, которые творчески преподают свой предмет. Результат их труда — любовь учеников к предмету. Они проявляют интерес. Творческий подход создает мотивацию. Так, ученики достигают блестящих результатов. Творческий подход в работе педагога заключается в использовании творческих средств в решении педагогических задач. Это может быть применение известных средств новыми способами или создание совершенно новых способов поведения в различных ситуациях. Такой подход позволяет по новому взглянуть на привычные ситуации и найти новое, блестящее решение. Однако, творческий подход - это не только решение педагогических задач. Творческая деятельность - это познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты личности педагога. Это позволяет педагогу не только развивать своих учеников, но и развиваться самому. Благодаря творческому подходу педагог совершенствует свою личность. Народный учитель СССР Владимир Абрамович Караковский утверждал, что «творчество педагога — важнейший признак педагогической культуры».

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творческий педагог — это тот, кто открывает, умудряет и ободряет. Педагог, в своей работе, создает не предмет, а личность и знания человека, который всегда неповторим, уникален.

Рассмотрев аспекты творческого подхода в работе педагога, я могу ответить на поставленные во введение к эссе вопросы. Я считаю, что отказаться от использования творческого подхода нельзя. Ведь каждый ученик — уникален. И подход к каждому из них должен быть уникальным, творческим. Такой подход нужен для того чтобы помогать ученикам развиваться и совершенствоваться самому. Но научиться ему нельзя, его можно только развивать. И у каждого из нас есть возможности для этого.

Художники - это глаза человечества, открытые в мир! - писал поэт Максимилиан Волошин.
Наверное, тоже самое справедливым будет сказать о любом творческом человеке, который открывает окружающим увиденное им в мире....

Научить" творчеству, также, как научить любви, невозможно!

Но возможно дать представление о некоторых принципах "ремесла", которые и обращают его во вдохновленное творчество. Делают работу более рационализированной..... Надо ли "до всего "доходить" своими "шишками", когда можно воспользоваться разумными примерами?

И еще, очень важное - научается только тот, кто хочет, кто стремится к этому!

Так что "ключи" от удач в ваших руках!

Любое обучение означает приобретение желающим знаний, умений и навыков, необходимых для какой - либо деятельности.

Последние - умения и навыки, - вырабатываются только практикой, самостоятельными действиями по приобретению этих качеств, характеристик, путем превращения отвлеченно-теоритических знаний в конретные действия.

Мы можем помочь лишь в одном - дать некие знания о содержании необходимых для творческой деятельности умений....

Записывайте понравившиеся вам мысли - и свои, и чужие! Но! - помните о "праве интеллектуальной собственности"!,- указывайте - чьи они.

В крайнем случае - "где-то прочитал, услышал...". Тогда у вас не будет намеренного присвоения чужого..... И тогда -

Hoc tibi proderit olem! - Когда-нибудь это тебе пригодится!

(Латинская поговорка)

Специфика литературного творчества состоит в создании художественных образов, воздействующих на разум и чувства читателей. Написанное вами найдет отклик только в том случае, если оно заденет какую-либо - рациональную или эмоциональную - струну в душе у читателя.

Творчество - литературно-художественное - это целенаправленный процесс создания Знаний и Образов. Причем создание КОНКРЕТНЫХ образов - это тоже способ закрепления и передачи Знаний от человека к человеку.... Образ (образы) могут создавать художественные и публицистические (поэтические) тексты, скульптуры, полотна художников, научные работы... По сути дела, это - особая форма аккумулирования, сохранения и передачи информации от человека к человеку.....

Поэзия, творчество - есть потребность, процесс перевода чувственных идей в чувственные образы.

В творчестве, не исключая и поэзию, на мой взгяд, важны РАКУРС видения, передачи автором повседневности - от этого не люблю и не ценю жанр "фэнтази", - и чувства автора, его способность воздействовать на читателя-слушателя-зрителя, способность передать и "заразить" своей мыслью и чувством....

Впрочем, о мнениях можно, конечно, и спорить....

Если произведение - любого жанра - стихотворение, картина, рисунок, рассказ и т.п., создает настроение, порождает у читателя, зрителя, слушателя определенное чувство, - а творчесте, на мой взгляд, - это главное!, то можно полагать, что оно "удалось", что авторский замысел в какой-то степени достигнут.....

Хотя мне приходилось сталкиваться с тем, что невнимательные читатели, слушатели, зрители не замечая ньюансов - иронии, сарказма, гротеска и иных художественных приемов, - воспринимали и оценивали замысел автора прямо противоположно....

И так для начала думаю стоит ответить на вопрос «Что же такое творчество?»
Творчество в общем смысле - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Заглянем в философский словарь: «Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее». К ак часто в нашей жизни звучит слово «творчество». В городах – дома и центры детского творчества, творческие коллективы и объединения.

Творец – тот, кто создает что-то новое. Так в «Священном писании» творцом назван Бог. И это справедливо. Бог создал человека по Своему образу и подобию. Бог – Творец. Я думаю, Бог и в человека заложил стремление к творчеству, и непросто к творчеству, а к прекрасному, яркому, самобытному, созидательному творчеству.

Способность к творчеству, в самом наивысшем её предназначении, дана человеку для достижения богоуподобления, а в более широком смысле творчество – это возможность развития культуры. Критерий культуры – созидательность.

Родился младенец. Едва осознавая мир, он уже творит первую улыбку, первый каприз, первые еще не окрепшие шаги. А проходит немного времени, и с удовольствием наблюдаем, как малыш из простых кубиков уже строит дом, крепость, замок. С какой любовью он рассматривает свое творение, наклоняя головку то влево, то вправо, как перекладывает кубики с места на место – ищет лучшее решение.

А первые рисунки? Ребенок точно знает, что он хотел, нарисовать и что у него получилось. И если на первый взгляд кажется, что весь рисунок – закорючки и линии, то ребенок может точно объяснить, что означает каждая черточка.

А какие чудеса детского творчества мы слышим в речи детей. Это только им подвластно давать точные определения, например, измятому галстуку – сморщился, стоящему на улице милиционеру, точное название – улиционер.

А фантазия. Разве это не чудо? Ребенок, не задумываясь сочиняет сказку, стихотворение, небылицы, и сам, конечно, в это верит. Нет, он не повторит одну мысль дважды, но самое важное то, что он уже сотворил, высказал. И это уже задача взрослого – запомнить, записать это творение.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека.

Прогулка по парку, лесу дают еще одну возможность видеть творчество ребенка. Это взрослый может пройти мимо пенька, сучка, засохшего дерева, а ребенок обязательно присядет на пенек, сложив голову на ладошки и, вспомнив сказку, заговорит словами героя. Вот он уже и артист. Помоги ему в этот момент, подхвати идею сказки, стань таким же артистом, и готов спектакль. И пусть это игра не профессионала, главное – это желание творить, играть.

А вот засохшее дерево – и мы шагаем мимо, но малыш отстал, остановился, рассматривая его. Не мешайте ему, и вы, быть может, узнаете, что это не дерево, а великан, который сторожит этот лес от злодеев. А вон там, у корней, его воины – помощники, которые для нас всего лишь сучья и пеньки.

Как великолепно, что в нас заложено желание и возможность творить! Творить себя, детей, мир. Но как жаль, что все чаще творения становятся грязными, уродливыми, жестокими. Здесь вина каждого человека в отдельности и общества в целом.

Как часто на детское приглашение сотворить что-нибудь мы отвечаем молчанием, насмешками, желанием поскорее избавиться от этого приглашения. И каждый раз находим себе оправдание: некогда, устал, своих дел много.

А ведь именно здесь мы губим эти добрые начинания. Так как ребенок не рождается злым – он таковым становится. А что делать, если его никто не учит добру, не создает с ним что-то новое, необычное, чего никогда до него не было? Но зато всегда найдется тот, кто разрушит песочный замок, сломает игрушку, отнимет красивый мяч, оборвет детскую фантазию грубым словом.

Факторы мешающие творческому мышлению

  • - некритичное принятие чужого мнения
  • - внешняя и внутренняя цензура
  • - ригидность (передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • - желание найти ответ немедленно

Но как же ребенку развиваться, если творить не с чем и нечем? А дайте клей, ножницы, бумагу, посидите рядом, предложите идею, станьте ребенком на время – и чудо! Ребенок начнет творить, дерзать.

Выделите время на игру в слова, и кто знает, может, именно в этой игре появится первая рифма, первый сюжет.

Творчество! На уроках и переменах, наблюдая за детьми, учишься у них делать не по стандарту, а так как в данный момент требует душа, мозг, руки.

Урок. Ребенок пишет слово и вдруг поднимает голову и сообщает, что он составил предложение с этим словом. Не оборви – выслушай, похвали, и вот уже другие дети тоже стремятся сочинить, высказать.

Не ограничивать желания творить, а развивать, подстегивать к размышлениям, пробам – вот путь к творчеству.

Творчество – созидающая сила человеческого общества. Если бы это было не так, то не появились бы на свет величественные памятники архитектуры, захватывающие дух литературные произведения, волнующие стихи и живописнейшие картины.

Великолепие, которое можно наблюдать в природе, побуждает и людей к прекрасному, яркому, удивительному творчеству. Творчеству, как выражению чувств, полета души, стремлению преобразовать свои фантазии во что-то новое, прекрасное, ранее не существовавшее.

Ведь если человек творит, он развивается.

У каждого человека есть свой мотив обращения к творческой деятельности. Творчество помогает человеку выразить себя, распахнуть свою душу, освободить свои самые сокровенные эмоции, которые никогда не найдут выхода в реальной жизни. Творчество – акт освобождения, очищения. В повседневной жизни человек не может быть до конца откровенным, на то есть много причин: боязнь быть осмеянным, непонятым, быть уличенным в слабости и т. д. И только чистый лист сможет выслушать тебя, принять тебя таким, какой ты есть, – он не посмеется над тобой, не поругает тебя. .

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Каковы же задачи творчества?

1. Творчество помогает человеку жить. Оно нужно человеку для удовлетворения его тяги к созиданию.

2. Творчество нужно для того, чтобы сделать окружающий мир светлей и лучше.

3. Творчество помогает разобраться человеку во многих вопросах духовного и нравственного порядка.

4. Творчество – смысл человеческой жизни.