Техника составления сигнальных загадок и логических цепочек. Метод «Логическая цепочка

Как вам известно, мозг человека состоит из двух полушарий, отвечающих за разные мыслительные процессы. Во всяком случае, так утверждают ученые, и на этом принципе строится вся педагогика.

Особенности мышления

Правое полушарие ответственно за логическое мышление, а левое – за творческое. Задача родителей и педагогов – совершенствовать оба типа мышления. Однако если с творческим мышлением в отношении дошкольников более-менее понятно (дети любят придумывать, фантазировать, нужно только дать им тему), то с логическим мышлением дела обстоят сложнее. В три-пять лет малыш еще не может анализировать и обобщать в силу своего раннего возраста. Способность к обобщению, а значит, к нахождению логических связей между явлениями формируется значительно позже. Но это не значит, что можно пустить этот процесс «плыть по течению» и спокойно дожидаться школы, где «научат всему». Игра «Логические цепочки» легко решает данную проблему в отношении детей дошкольного возраста. Здесь следует дать объяснение, что такое игра под названием «Логическая цепочка», так как иногда не все взрослые имеют о ней понятие. Эта игра встречается нам на каждом шагу. Самый простой пример – кроссворды, ребусы. Многие из нас любят разгадывать их на досуге. Более сложный вариант - матрицы, где ставится задача найти закономерность и восстановить логическую цепочку. Простые ребусы и матрицы можно предложить детям.

Как работать с материалами?

На нашем сайте вы найдете примеры таких заданий. Распечатайте несколько наиболее понравившихся, и принимайтесь за дело. Например, в некоторых из них малыша попросят заполнить логическую цепочку, установив закономерность в порядке расположения предметов в клетках. Для этого в пустые клетки дорисовываем или вклеиваем картинки какого-либо предмета согласно последовательности его расположения в таблице. Другой похожий способ – дать ребенку образец и предложить продолжить логическую цепочку. Эта игра более простая, поскольку делается по заданному образцу и не требует дополнительного анализа. Его можно использовать для дошкольников, только начинающих изучать логические связи. Однако в этом случае пример должны быть более объемным, иначе ребенок не сможет выявить закономерность, задание покажется ему скучным и неинтересным, и вы рискуете выработать у малыша с детства неприятие подобного рода заданий. В целом, возраст, когда можно применять данную методику, - от 3 лет (в зависимости от общей развитости ребенка). Малыш уже готов анализировать, знает простые числа, умеет обобщать предметы в группы. Следующий шаг – учить его логически мыслить.

Чтобы заинтересовать дошкольника, распечатайте цветные картинки. Игра должна привлечь внимание ребенка. Начните с простого, даже если малыш уже взрослый. Покажите ему самый простой пример. Постепенно увеличивайте сложность. Вы увидите, как ребенок сам будет заинтересован в решении подобных задачек. Сначала создателями цепочек будут родители, воспитатели, но затем малыш сможет строить их сам, чередуя картинки.

Итак, игра под названием «Логическая цепочка» – универсальный способ развития логического мышления, без которого современный человек не способен выжить в обществе, даже при наличии хороших творческих задатков. Любой порыв фантазии нужно подчинить законам природы и общественной организации, чтобы он обрел полезную и действенную для других людей форму. Способность творить должна ложиться на твердую логическую основу, тогда вы получите действительно всесторонне развитую личность, готовую делать великие открытия в этом мире.

Материалы для игр

Здесь Вы можете бесплатно скачать материалы на развитие логического мышления у ребенка.

Логическая цепочка из осенних листиков:

Логическая цепочка с животными и насекомыми:

Животные:

Принципы составления сигнальных загадок

При составлении сигнальных загадок степень успешности определяется соблюдением определенных правил. Сигнальная загадка должна быть:

    лаконичной;

    завершенной (цельности мысли);

    логично скомпонованной;

    воспроизведение должно быть объемным и связным.

При составлении сигнальной загадки главным связующим звеном между символами, отображающими смысловую направленность текста, являются активные знаки. Они выражают побуждение к действию, устремляют взгляд интерпретатора к зафиксированной проблеме, разводят во времени причину и следствие. К ним относятся знаки, широко используемые в математике (+, =, , , , , , ,  и др.), а также стрелки прямой, обратной и взаимной направленности.

Организация пространства сигнальной загадки представляет еще одну проблему. При весьма ограниченных размерах и большом внутреннем объеме информации сигнальные загадки требуют особого внимания к компоновке своих элементов.

Статические и динамические составляющие сигнальной загадки размещаются таким образом, чтобы подчеркивалась главная мысль, о которой пойдет речь. При размещении сигналов внутри пространства сигнальной загадки следует избегать излишней детализации или увлекаться рисованием. Сигнальная загадка строится на основе освобожденных от лишних деталей знаков или схем. Они являются квинтэссенцией информации, влекущей за собою и воспроизведение конкретных деталей.

В соответствии с обстоятельствами при компоновке допускается нарушение равновесия внутреннего пространства сигнальной загадки, смещение знаков в каком-либо направлении, если это обусловлено требованиями смысла.

Илл. 3. Пример равновесной и неравновесной сигнальной загадки

Иногда на начальном этапе освоения ССИ бывает полезным составление рабочей письменной инструкции по составлению или расшифровке сигнальных загадок. Однако практика показывает, что быстрота освоения обучающимися основам ССИ в большинстве случаев этого не требует, и достаточным бывает ограничиться устной инструкцией.

На первом этапе, когда педагог знакомит студентов с уже готовыми сигнальными загадками, демонстрируя преобразование учебного текста в сигналы, для расшифровки готовой сигнальной загадки можно пользоваться следующей инструкцией:

    определить в тексте главное и второстепенное;

    рассмотреть сигнальную загадку;

    соотнести смысл абзаца с изображенными сигналами;

    расшифровать сигнальную загадку.

Правила расшифровки сигнальной загадки, ориентированные на качественное ее воспроизведение, развитие связной и грамотной речи, а значит на логику и четкость мышления, включают в себя обязательные этапы работы над загадкой.

Инструкция по расшифровке сигнальной загадки состоит из следующих пунктов:

    должен быть расшифровано содержание каждого сигнала;

    требуется обязательно учитывать расположение сигналов в пространстве загадки;

    вокализованная мысль должна быть завершенной;

    никогда не начинать ответ со слова «это»;

    обязательно использовать глагол;

    стараться говорить распространенными предложениями.

Правила составления сигнальных загадок

Сигнальная загадка может быть составлена конкретно по какому-то фрагменту текста, но может и объединять в себе различные его части или являться выводом. В форму сигнальной загадки можно также облечь и высказывание любого из обучающихся, а также некоторые лекционные положения. Постепенно в этой связи у студентов будет формироваться собственный подход к обработке визуального или аудиотекста (лекций), что приведет к совершенно иному подходу к проблеме конспектирования, ликвидируя эту проблему как таковую.

Для того чтобы научиться составлять элементарные сигнальные загадки, следует осуществить действия:

– преобразовать отдельную фразу или слово в символ, знак;

– после завершения общего преобразования все символы разместить внутри загадки в соответствии с логикой их взаимодействия.

Сигнальные загадки чаще всего появляются при работе с конспектом или текстом учебника, а также в процессе чтения лекции, что предоставляет студентам возможность отследить все этапы процесса ее возникновения.

В этом случае в схеме или тексте находят элементы или фразы, несущие основную информационную нагрузку, и вычленяют их, иногда

1) просто укрупняя размеры;

2) связывая их с каким-то другим элементом;

3) увязывая с элементами текста, не вошедшего в конспект, что побуждает еще раз обратиться к учебнику.

О пункте третьем стоит упомянуть отдельно, поскольку он объединяет в себе три вида работ - с конспектом, с сигнальными загадками и с учебником. Когда проработка символа (читай: текста, информации) происходит по нескольким направлениям, это дает более ощутимый результат.

Культурологические тексты, отличающиеся обилием теоретических положений, представляют определенную трудность при усвоении. Именно по этой причине оказывается важным научиться вычленять главную мысль, второстепенные детали, связи и соотнесения между частями фразы. Самостоятельное преобразование текста студентами создает ситуацию причастности к его содержимому, что реально сказывается на решении проблемы понимания и мотивации к обучению.

Процесс составления сигнальных загадок прост по сути, а результат неоспоримо важен для усвоения материала.

Ниже предлагаются примеры составления сигнальных загадок. Внимательно читая текст и находя соответствия ему в каждой загадке в виде букв, знаков, символов легко можно уловить алгоритм знаково-символического преобразования учебного текста.

Примеры составления сигнальных загадок 1

    Этнические культуры входят в состав национальной (с. 60).

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Литература»!

С интересом просматриваю каждый вновь пришедший номер газеты, иногда возвращаюсь к ранее полученным номерам, чтобы использовать ценный материал в своей работе. Особенно нравится рубрика «Есть идея!». Диву даюсь, насколько изобретательны наши учителя-практики! Что только не придумают ради привлечения внимания учащихся к литературе! Некоторые идеи коллег мне пришлись по душе, и я уже их применила на своих уроках, какие-то из них уже существовали и в моей педагогической копилке (например, приём экспресс-опроса по первым буквам фамилии писателя).

Хочу предложить и свой приём, успешно апробированный на уроках. Известно, что повторять и обобщать обширные темы, связанные с большими биографическими данными жизни писателя или поэта, достаточно сложно. Порой ребята затрудняются выделить главное из полученной информации, плохо запоминают услышанное на уроке или самостоятельно прочитанное. В поисках выхода из затруднительной ситуации я решила прибегнуть к следующему приёму, который пришёлся по душе и мне, и моим воспитанникам. Его суть - в составлении логической цепочки , основанной на значимых фактах биографии и творчества того или иного писателя, поэта.

Например:

Грибоедов - Москва - музыкант - Благородный пансион - гусарский полк - Кавказ - Персия - дипломат…

Такая цепочка может составляться учителем, учащимися или коллективно в зависимости от того, какие цели ставятся на уроке. Она может быть и большей, и меньшей по объёму (всё будет зависеть от уровня обученности детей и замысла педагога). Ученики должны “расшифровать” звенья предложенной цепочки. Такой приём позволяет сразу обнаружить пробелы в изучаемой теме, которые можно восстановить сообща на уроке.
Задания с логической цепочкой можно усложнить: попросить учащихся добавить нужные на их взгляд звенья цепи, прокомментировав их необходимость, или найти лишнее звено, например:

  1. Грибоедов - Москва - музыкант - Благородный пансион - гусарский полк - Кавказ - Петропавловская крепость - Персия - дипломат.
  2. Музыкант - студент - писатель - гусар - дипломат - геолог - публицист - переводчик.
  3. «Горе от ума» - комедия - действие - конфликт - Чацкий - монолог - Софья - реплики - Правдин .
  4. “Служить бы рад, прислуживаться тошно” - “А судьи кто?” - “Не человек - змея” - “Вот он на цыпочках, и не богат словами” - “Погибни, предатель! Конец твой настал” - “Молчит, когда его бранят!”

Данный приём можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении или повторении изученного, а также в домашнем задании или в самостоятельной работе учащихся. Работа с подобными логическими цепочками, на мой взгляд, помогает учителю разнообразить урок, заинтересовать учащихся, которые могут по-новому взглянуть на типичные биографические справки писателей и поэтов, а также развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников на уроках литературы.

  • II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  • Задачи реализации метода

    Развитие учащихся (в частности, развитие логического мыш­ления) через организацию интенсивной коммуникации, рефлек­сивной деятельности, смыслотворчества.

    Рамочные условия реализации метода

    1. Оптимальное количество участников - до 30 человек.

    2. Необходимое оборудование: карточки-звенья (компоненты)
    логической цепочки; заранее разработанное содержание (звенья и
    логика их расположения) 2-3 логических цепочек, которые будут
    предложены для построения группе участников.

    3. Время реализации метода -10-15 минут.
    Алгоритм реализации метода

    1. Педагог знакомит учащихся с условиями реализации метода:
    каждому предлагается на выбор одна из карточек, на которой на­
    писано либо слово, либо словосочетание. Эта карточка и ее обла­
    датель являются одним из звеньев логической цепочки, которую
    необходимо выстроить, организовав взаимодействие с другими
    участниками. Карточки (звенья) необходимо выстроить в опреде­
    ленной логике, обосновав эту логику. На первой карточке (звене),
    с которой начинается логическая цепочка, должно быть обобщаю­
    щее слово или словосочетание, дающее название всей логической
    цепочке; необходимо выстроить 2-3 логические цепочки.

    2. Участникам предлагается взять на выбор по одной карточке.
    Все карточки - звенья 2-3 логических цепочек перемешаны и пере­
    вернуты так, чтобы участники не видели, что на них написано, и
    располагаются на папке, которую педагог проносит по аудитории.

    3. После того как карточки розданы участникам, педагог пред­
    лагает им организовать коммуникацию между собой, в результате
    которой необходимо построить 2-3 логические цепочки - одну сле-


    iu, другую справа в аудитории; напоминает, что нужно объяснить логику построения «цепочки», расположения ее звеньев.

    4. Участники осуществляют взаимодействие между собой, выс-
    праивая логические цепочки (определяют, кто в какой цепочке дол-
    жсн быть и в какой последовательности, объясняя ее логику).

    5. Когда логические цепочки построены, участники (начинают
    Те, кто первым выстроил логическую цепочку) поочередно объяв­
    ляют название цепочки, перечисляют в логической последователь­
    ности все звенья цепочки, а затем объясняют), это может сделать
    л ибо один, либо несколько участников) логику расположения зве­
    ньев цепочки.

    6. После представления участниками построенных логических
    цепочек педагог либо соглашается с предложенными вариантами,
    л ибо перестраивает логические цепочки по своему сценарию, объяс­
    няя логику их построения.

    7. Организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.
    Комментарий

    В ходе взаимодействия участников по построению логических цепочек педагог корректирует и стимулирует это взаимодействие, стремясь к меньшим затратам времени и конструктивности взаи­модействия.

    Примеры логических цепочек

    Вариант 1. Логическая цепочка «Шкаф».

    Компоненты (звенья) логической цепочки (состав и логика рас­положения): шкаф, полка, шляпа, галстук, вешалка, брюки, ру­башка, костюм, плащ, пальто, моль, полынь.

    логическая цепочка называет­ся «Шкаф»: в шкафу есть полка, на которой могут лежать шляпа и галстук; на вешалку мы сначала повесим брюки, затем рубашку, пиджак, плащ и пальто; в шкафу иногда заводится моль, средством против моли является полынь.

    Вариант 2. Логическая цепочка «Лес».

    Компоненты (звенья) логической цепочки (состав и логика рас­положения): лес, сосна, ель, береза, дуб, лещина, боярышник, мож­жевельник, черника, лютик, ромашка, груздь.

    Объяснение построения цепочки: логическая цепочка называет­ся «Лес». В основе ее построения лежит принцип ярусности леса:



    52 _______________________________________________