Образование наполеоновской империи кратко. Консульство во франции и империя наполеона бонапарта


Образование консульства г. – принятие новой Конституции Франции, установление консульства. 1 консул 2 консул 3 консул Создание законов Объявление войны Назначение министров и чиновников Заключение мира ЗАКОНОСОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС


Политика консульства 1799 – 1804 гг. – консульство во Франции. Политика консульства: 1. Развитие предпринимательства. 2. Финансовая реформа – введение франка. 3. Ускорение промышленного переворота. Запрещались стачки и союзы рабочих. Недовольных политикой Первого консула ждали казни, аресты, ссылки.


Франция становится империей г. – установление во Франции империи. Для чего нужна была армия Наполеону? Кто мог служить в наполеоновской армии? Сколько лет в ней служили? На какие рода войск делилась армия Наполеона? Что означает «принцип равных возможностей», объявленный Наполеоном в армии?








Завоевательные войны консульства и империи. Дата Место сражения Итог 1805 г.Высадка десанта в Англии Армия переброшена на Вену 1805 г.м.Трафальгар Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона 1805 г.д.Аустерлиц Победа Франции над Россией и Австрией


Завоевательные войны консульства и империи. Дата Место сражения Итог 1805 г.Высадка десанта в Англии Армия переброшена на Вену 1805 г.м.Трафальгар Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона 1805 г.д.Аустерлиц Победа Франции над Россией и Австрией 1806 г.Иена (Пруссия)Победа Франции над Пруссией


Завоевательные войны консульства и империи. Дата Место сражения Итог 1805 г.Высадка десанта в Англии Армия переброшена на Вену 1805 г.м.Трафальгар Победа англ.флота под командованием адмирала Нельсона 1805 г.д.Аустерлиц Победа Франции над Россией и Австрией 1806 г.Иена (Пруссия)Победа Франции над Пруссией 1806 г.Подписание с побежденными государствами договора о континентальной блокаде Англии

Тема «Консульство и образование наполеоновской империи».

Класс: 9-Б

Дата: 11.10 2018 год

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Технология построения урока : Проблемное обучение, эвристический метод

Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.

Задачи урока:

    Узнать причины перехода от республики к империи во Франции;

    Показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции;

    Показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе.

    Сформировать у учащихся умение работать с картой (внешняя политика-направления)

    Сформировать у учащихся умение работать с документами (статьи кодекса Наполеона)

Основные понятия темы : Консульство, Гражданский кодекс, Континентальная блокада, Тильзитский мирный договор.

Ход урока:

Организационный момент.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начнем изучать один из важнейших и наиболее сложных периодов мировой истории – 19 век. Это время привнесло огромное количество изменений в европейскую жизнь. Мы с вами узнаем, как развивались ведущие европейские государства, а именно Франция, Великобритания, Германия и Италия. Это очень трудный материал и вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы его постичь. Изменения, которые произошли в этих странах, впоследствии привели Европу к 1 мировой войне. А причины этого ужасного конфликта кроятся непосредственно в этом периоде.

Откройте тетрадки, запишите число и тему нашего урока.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Наполеон говорил «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова.

План урока:

    От Франции революционной к Франции буржуазной

    Биография Наполеона

    Внутренняя политика Наполеона в период консульства и империи

    Внешняя политика Наполеона в период консульство и империи

Но сначала проверим домашнее задание. Вам на дом был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты. Даю вам 5 минут, чтобы вы повторили д\з и подготовились к опросу.

Активные ребята в конце урока получат хорошие оценки.

К доске выходят три человека. На доске портреты 3-х представителей разных политических течений. Задание: определите политическое течение к которому относится данный представитель и запишите основные положения этого течения. (Маркс, Прудон, Сен-Симон)

Фронтальный опрос:

    Что такое либерализм?(Идеология свободы)

    Главные принципы либерализма? (право ч-ка на жизнь, свободу, равенство, собственность)

    Какими методами либералы предлагали преобразовывать гос. устройство?(Реформами)

    От какого слова происходит название консервативной идеологии? (Охранять, сохранять)

    Главные принципы консерватизма. (Сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, культуры, порядка._

    Какое политическое течение находилось у власти в большинстве стран Европы на протяжении всего 19 века?

    Назовите пути изменения общества, предлагаемые политиками 19 века.

    Какое политическое течение признавало революцию как основный способ изменения общества?

Молодцы, теперь проверим тех, кто работал у доски, и перейдём к новой теме.

Новая тема:

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать Великую Французскую Революцию. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик 16, и власть перешла в руки народного представительного органа. Сначала это было Национальное собрание, потом название сменилось на Законодательное собрание, а потом на Директорию. 19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?».

Революция 1789 года перевернула всю страну. Она выдвинула новую политику, новую систему и новых людей.

Всю историю Франции этого периода делят на два периода. Запишите в тетрадь:

Франция 1799-1815 гг.

1.период консульства-1799-1804 гг.

2.период наполеоновской империи-1804-1815 гг.

Декабрь 1799 г. – принятие новой Конституции Франции, по которой

Сенат – высшая законодательная палата.

Три консула – исполнительная власть (срок 10 лет):

Первый консул:

    Право создавать законы;

    Право объявлять войну;

    Право заключать мир;

    Право назначать министров и чиновников.

Второй и Третий консулы – совещательный голос.

В стране установился режим личной власти. В конце своей жизни Наполеон скажет: «Революция – беда поколения, которое её совершает». Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците (всенародном опросе)

- И так Консульство - это период в истории Франции, когда власть принадлежала Наполеону Бонапарту, продолжавшийся с 9 ноября 1799 по 18 мая 1804 .

Биография Наполеона Бонопарта (сообщение ученика,опережающее задание).

А теперь, ребята, мы с вами поработаем с учебником (стр. 94-96). Ваша задача, прочитав пункты параграфа, записать основные реформы проведенные Наполеоном в период консульства.

В этот период были приняты следующие меры:

    Подтверждение права имущества, приобретённого в годы революции;

    Поощрение предпринимательства. Крупной буржуазии предоставлялись государственные заказы.

    Денежная реформа (создание французского банка и новой денежной единицы – франка).

    Укрепление полиции, во главе которой встал Фуше, создавший мощную машину полицейского сыска.

    Католическая церковь объявлялась религией всех французов.

    1804 создан «Гражданский кодекс» - свод законов, в котором провозглашались основные права и свободы человека.

Апрель 1802 года – Наполеон издал декрет о всеобщей амнистии эмигрантов.

Август 1802 г. – Наполеон становится пожизненным консулом.

18 мая 1804г. – Сенат провозгласил Наполеона «императором французов»

В 1805 г. Наполеон был коронован в Милане в Домском соборе. Наполеон был короновал как император Италии. Он сам возложил на себя корону, которую носил Карл Великий. « Бог вручил мне эту корону» - заявил Наполеон.

Некоторое время Франция ещё именовалась республикой, но позднее слово « империя» вытиснуло её. Так возникла буржуазная монархия.

Во Франции этого периода были созданы условия для быстрого экономического подъёма, во Франции начался промышленный переворот.

А теперь, ребята давайте подведем с вами черту под внутренней политикой Наполеона.(Внутренняя политика консульства имела стабилизирующий характер.)

Переходим с вами ко второму периоду наполеоновской империи-1804-1815 гг.

Но сначала подумайте, почему Наполеон так легко смог прийти к единоличному правлению и смог изменить политическое устройство страны?

Исходя из того, как легко Французы отнеслись к смене власти, можно сделать вывод, что они были всем довольны.

Сейчас мы посмотрим, чем же подкупил Наполеон симпатии населения.

(Работа с письменными источниками - кодекс Наполеона, приложение 1) самостоятельно работают с документом. По прочтению выполняют задание на доске.

На доске два девиза:

    свобода, равенство, братство.

    свобода, равенство, собственность.

Выберите то из них, которое соответствует основным идеям кодекса.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Наполеон говорил «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова.(ответы детей)

Не смотря на назревание внутренних противоречий (новая знать, возвращение эмигрантов и т.д.), об этом позже, кризис в большей степени спровоцировала внешняя политика.

Задание. Ребята, сейчас мы все вместе поработаем с таблицей, и проследим все эти события по карте.

Завоевательные войны консульства и империи стр. 96-98 и заполните таблицу.

Внешняя политика Наполеона Бонапарта:

1805

    Сражении под Ульмом

    Битве у м. Трафальгар

    Аустерлиц , битва трех императоров

Разгром австрийской армии

Поражение французского флота

Поражение русско-австрийской армии (признали за Фр. свободу действий в германских и итальянских государствах)

1806

Сражение под Йеной

Разгром Пруссии, которая

1. присоединилась к континентальной блокаде,

2. лишилась территории, из которых создано герцогство Варшавское

3. контрибуция

1807

Тильзитский мирный договор с Россией.

Условия договора:

· Россия признала все завоевания Наполеона.

· Присоединение к континентальной блокаде против Англии (секретное соглашение). Россия должна полностью отказаться от торговли со своим главным партнёром (в частности, условия мирного договора предписывали России полностью в Великобританию) изоляция Англии!!!.

· Россия и Франция обязались помогать друг другу во всякой наступательной и оборонительной войне, где только это потребуется обстоятельствами.

· На территории польских владений Пруссии образовано , зависимое от Франции.

Значение:

Наполеона Тильзитский мир вознёс на вершину могущества

Наполеон поощрял Россию к территориальным приобретениям за счёт Швеции. Вознаграждая Александра за чужой счёт, Наполеон имел в виду рассорить Россию с её прежним союзником, добиться в конечном счёте внешнеполитической изоляции России и сделать её зависимой от Франции

Россия получила отсрочку в войне, т.к. от Англии не было реальной помощи, союзников в Европе не осталось

1808

вторжение в Испанию

«Война ножей» 1808-1812

К 1810 году Наполеон достиг небывалого могущества и славы. Франция вернулась к монархической форме правления, но это была буржуазная монархия, и её жизнь осуществлялась по новым законам.

Подведем итоги внешнеполитической деятельности Наполеона к 1812 году(записывают в тетрадь)

    Устранил угрозу реставрации

    Разбил коалицию

    Остался один соперник- Англия

    Расширил территорию Франции

    Распространение новых порядков на территории Европы

Итак, давайте подведем итог нашему уроку. (Дети пытаются самостоятельно сделать выводы).

Вывод: в период консульства и империи Франция достигла значительных успехов во внутренней и внешней политике: были изданы десятки законов, приводивших в порядок государственную систему. Бонапарт, провозгласив себя правителем «национальным», народным, сумел устранить многие конфликты в обществе. В результате военных побед в эти годы Франция стала сильнейшим государством на континенте.

Закрепление: Фронтально

Теперь перейдём к закреплению:

1. Назовите мне два периода истории Франции с 1799 г. по 1815 г.

2. Основные проблемы внутренней политики Франции периода консульства.

3. Как назывался основной свод законов наполеоновской империи и когда был принят этот свод?

4. Выразите суть этого закона одним лозунгом.

5. В чём особенность внешней политики периода консульства.

6. Какой характер имела внешняя политика периода империи.

7. Основной противник Франции на международной арене.

Домашнее задание:

    Дифференцированное задание: ответить письменно в тетради на один из вопросов (№ 3, 5, 6).

    Подготовить сообщение о Венском конгрессе.

Приложение 1

Кодекс Наполеона.

Кодекс закрепил принципы равенства граждан и неприкосновенности частной собственности. Утвердив, таким образом, за "новыми богачами" и крестьянами право на приобретённую ими собственность дворян и церкви, конфискованную в годы революции. В этих классах он нашёл главную опору.

Содержание

Гражданский кодекс состоял из вводного титула, посвященного опубликованию, действию и применению законов, и трех книг. Первая книга (статьи 7 – 551) «О лицах» содержит положения о физическом лице как субъекте права и семейное право, рассматривает вопросы гражданства и в целом гражданского состояния. В этой книге четко просматривается основная идея всего кодекса – равенство всех перед законов, к примеру, в первой статье вводного титула сказано: «Законы являются подлежащими к исполнению на всей французской территории» , в первой главе 7 статье говориться о том, что «всякий француз пользуется гражданскими правами » . Вторая книга (статьи 516-710) «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» содержит положения о разных видах имущества, о праве собственности и других вещных правах. Основная идея здесь состоит в том, что частная собственность – неприкосновенна, и право собственности охраняется государством, например статья 545: «никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности» , статья 544 «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее удобным способом» . Третья книга «О различных способах, которыми приобретается собственность» посвящена вопросам наследственного права, обязательственного права: в ней содержатся нормы о залоге, поручительстве, исковой давности и т.п. В кодексе уделяется большое внимание брачным отношениям, детям, кодекс носит социальный характер. Он имеет четкую, методическую систему, написан понятным языком. С принятием кодекса, фактически, завершился процесс формирования гражданского права и системы экономических отношений. Он оказался очень эффективным.

Всякий француз пользуется гражданскими правами.

544. Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами.

545. Никто не может быть принуждаем, к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение.

Титул IX .

Об отцовской власти.

371. Дети во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.

372. Дети остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения из-под власти.

373. Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.

376. Если ребенок не достиг 16 лет, то отец может лишить его свободы на срок, который не может превышать месяца; в этих целях председатель трибунала округа должен по просьбе отца выдать ордер на арест.

КОНСУЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ Наполеоновской империи

Тема 2 Урок № 1

Губанова Л.А. Учитель высшей категории школы № 29 Г. севастополя


ПЛАН УРОКА

  • 1. От Франции революционной к Франции буржуазной.
  • 2.Внутренняя политика НАПОЛЕОНА в период КОНСУЛЬСТВА
  • 3. Революционер на троне.
  • 4. Завоевательные войны НАПОЛЕОНА

  • 1789г. – падение Бастилии
  • 1791 г. – принятие конституции, уничтожившей абсолютизм и ограничившей власть короля
  • 1793 г. – казнь Людовика XYI
  • 1793 г. – принятие новой Конституции, провозгласившей ФРАНЦИЮ республикой
  • 9-10 ноября(18-19 брюмера) 1799 г. - бескровный переворот. Приход к власти Наполеона Бонапарта.
  • «МЫ ДОВЕЛИ ДО КОНЦА РОМАН РЕВОЛЮЦИИ. ТЕПЕРЬ НАДО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ РЕАЛЬНОГО» (Наполеон Бонапарт)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

  • Наполеон говорил « .

1 . Внутренняя политика Наполеона в период Консульства (1799-1804 г.г.)

18 брюмера 1799 г. – во Франции произошел государственный переворот.

Власть передана 3 консулам во главе с Наполеоном Бонапартом.

1799 – 1804 гг. – период Консульства

«РЕВОЛЮЦИЯ – БЕДА ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ЕЕ СОВЕРШАЕТ» (Наполеон Бонапарт)


  • ПО Конституции1799 года:
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ограничена
  • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ принадлежит 3 консулам:
  • 1 консул - НАПОЛЕОН – вся полнота исполнительной, отчасти судебной и законодательной власти
  • 2 и 3 консулы имеют право совещательного голоса
  • Местное самоуправление уничтожено

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАПОЛЕОНА

«Свобода, равенство, собственность». Поощрение развития предпринимательства

  • 1802 г.
  • Финансовая реформа. Ввел новую монету – золотой ФРАНК
  • Отменено отделение церкви от государства. Главная религия – католицизм. Другие верования тоже разрешены.
  • 1802 г. Наполеон стал пожизненным консулом

2. РЕВОЛЮЦИОНЕР на троне «Бог вручил мне эту корону»

Май 1804 г . – провозглашение Франции империей, а Наполеона императором. Окончательное установление авторитарного режима.

1804 г. – Гражданский кодекс Наполеона:

А) равенство граждан перед законом

Б) свобода совести

В) неприкосновенность личности и собственности

1805 г. – Коронован как король Италии


Самостоятельная работа

  • СТРАНИЦА 93 и Документ на стр. 100, ст. 7,8
  • Какие группы французского общества поддерживали Наполеона? Почему?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

  • Наполеон говорил « Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова .

3. ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ НАПОЛЕОНА

Годы

Основные события

Итоги, значение

  • Учебник,
  • Страницы 96-98
  • Заполнить
  • таблицу.
  • Сделайте выводы

  • § 11, закончить таблицу
  • Дать письменный ответ на вопрос 4 (страница 99, под значком орнамента).
  • Объяснять понятия:
  • -консульство
  • - коалиция
  • - континентальная блокада

3. Завоевательные войны Наполеона

годы

Основные события

1800 г.

Итоги, значение

Второй итальянский поход. Битва при Маренго

1805 г.

Битва при Ульме с Австрией

Декабрь 1805 г.

  • Австрия вышла из войны
  • К Франции присоединился Пьемонт и Генуя
  • Разгром австрийских войск

Битва у мыса Трафальгар (против Англии)

1806 г.

  • Французы вошли в Пруссию
  • 21 ноября 1806 г. – декрет о континентальной блокаде Англии
  • Победа английского флота во главе с адмиралом Нельсоном
  • Французский флот уничтожен

1807 г.

  • Разгром Пруссии
  • Все государства, зависящие от Франции не могут вести торговлю с Англией

Тильзитский мир с Россией

1808 г. -

Французы вторглись в Испанию

  • Россия присоединялась к континентальной блокаде
  • Оккупация Испании

Ключевые слова конспекта: консульство, Первый консул, образование империи Наполеона I, император французов, акт коронации, король Италии, битва при Аустерлиц, континентальная блокада, Великая империя.

Консульство

Принятая в декабре 1799 г. новая конституция провозглашала своими принципами «успокоение, порядок, законность». Сенат, высшая законодательная палата, вручал на 10 лет исполнительную власть трём консулам. Наибольшими правами наделялся Первый консул. Ему принадлежало право создавать законы, объявлять войну и заключать мир, назначать министров и чиновников. Он обладал большей властью, чем Людовик XVI по конституции 1791 г.

империя Наполеона Бонапарта монархия Людовика XVI
Власть передавалась по наследству
Вся полнота исполнительной власти находилась в руках монарха
У монарха было право издавать законы У монарха оыло право издавать законы, но он не мог отменять решения ieba.com , предыдущих монархов (к которых формально относились законы отдельных территорий)
Оргакзакр но дательной власти формально существовал, но его полномочия были незначительными Орган законодательной власти отсутствовал

Второй и Третий консулы имели только совещательный голос. Законодательная власть резко ограничивалась. Конституция восстановила всеобщее избирательное право. Однако местное самоуправление уничтожили, в департаменты для управления посылали правительственных чиновников - префектов. В городах вместо выборных коммун назначались мэры. В стране установился режим личной власти.

Так Наполеон Бонапарт, «сын революции», стал главной политической фигурой во Франции. Страна вступила на путь гражданского мира. Период с 1799 до 1804 г., когда власть сосредоточилась в руках консулов, историки называют консульством .

По результатам плебисцита в августе 1802 г. Наполеон стал пожизненным консулом, а новая конституция X года республики дала ему право назначать преемника. Это был шаг к монархии.

Став Первым консулом, Бонапарт поставил перед собой задачу - взять реванш за неудачи 1799 г. В 1800 г. он отправился во второй итальянский поход . Пройдя через Альпы и выйдя в тыл к австрийцам, французы 14 июня 1800 г. одержали победу в битве при Маренго . Австрия вышла из войны и признала новую восточную границу Франции по Рейну.

Европейские державы, воевавшие против Франции, устали от войны. Первой в 1801 г. заключила перемирие с Францией Дания, затем этому примеру последовали её союзники. Лишившись союзников, Великобритания в марте 1802 г. в г. Амьене подписала с Францией мирный договор, положивший конец десятилетней войне. По этому договору Великобритания снимала морскую блокаду Франции, однако не признавала её новых границ.

Заговоры роялистов, имевшие целью свергнуть режим консульства и восстановить монархию Бурбонов, пугали «новых богачей», боявшихся лишиться собственности, приобретённой в годы революции. Они потребовали, «чтобы Наполеон Бонапарт, ныне Первый консул, был провозглашён императором и в качестве такового на него было возложено управление Французской республикой».

Причины создания империи:

  1. Франции требовалось примирение сторонников и противников революции;
  2. Бонапарт использовал это как одно из средств реабилитации своего режима в глазах католиков;
  3. Бонапарт использовал это как средство повышения авторитета на международной арене (например, благодаря этому титулу на равных шли мирные переговоры между императорами Наполеоном I и Александром I);
  4. вполне возможно, что это было осуществление детской мечты Наполеона, который воспитывался в монархической стране и всегда стремился к величию;
  5. в распоряжении Бонапарта была вся полнота исполнительной власти и преданность армии, его решения никто не имел шанса оспорить.

18 мая 1804 г. Сенат провозгласил Наполеона «императором французов» , Наполеоном I, а 2 декабря того же года в соборе Парижской Богоматери состоялся торжественный акт коронации . Папу римского Пия VII вынудили прибыть в Париж и возглавить церемонию коронации. Для этого случая специально была изготовлена золотая корона. Новая конституция 1804 г. учреждала наследственную монархию.

В мае 1805 г. в Милане, в Домском соборе, Наполеон был коронован как король Италии . Некоторое время Францию ещё именовали республикой, но затем слово «империя» вытеснило прежнее название. Так возникла эта буржуазная монархия . Законодательная власть была полностью подчинена исполнительной, сосредоточенной в руках императора.

Император прославил себя как законодатель. В марте 1804 г. был издан знаменитый Гражданский кодекс, или Кодекс Наполеона, закрепивший «принципы 1789 г.». В кодексе были провозглашены равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свобода совести, светский характер государства, свобода труда и др. Со старыми порядками во Франции было покончено навсегда. Кодекс в дальнейшем распространился по всем европейским странам.

Континентальная блокада Англии

После провозглашения империи он приступил к выполнению давнего плана - перебросить десант в Англию и разбить своего злейшего врага. В августе 1805 г. против Франции была создана коалиция между Англией, Россией, Австрией, Неаполем и Швецией. Военные действия на море принесли победу Великобритании. Однако военные действия на суше принесли победу Франции. 14 ноября 1805 г. французская армия вступила в Вену. Наполеон поселился во дворце австрийского императора.

2 декабря 1805 г. в 120 км от Вены произошла кровавая битва при деревне Аустерлиц , где Наполеон одержал решающую победу над австрийской и русской армиями. Значение этой битвы было огромно: Александр I срочно отвёл свои войска, а австрийский император лично прибыл в ставку Наполеона просить о заключении мира - его армия была разгромлена и продолжать военные действия не могла. Австрии не оставалось иного выхода, как капитулировать и признать за Францией свободу действий в германских и итальянских государствах.

В 1806 г. европейские монархии создали новую антифранцузскую коалицию. Теперь вместо Австрии в неё вошла Пруссия. В этом же году прусская армия была разбита в кровопролитных сражениях при Йене и Ауэрштадте. В конце октября Наполеон торжественно въехал в Берлин. В этом городе 21 ноября 1806 г. император подписал декрет о континентальной блокаде , запрещавший всем зависимым от Франции государствам вести торговлю с Великобританией. На этот раз он хотел изгнать английские товары не только из Франции, но и из всей Европы, лишить Великобританию европейского рынка сбыта, а следовательно, средств для продолжения военных действий.

Решающее значение для исхода военных действий имела победа французской армии при Фридланде 14 июня 1807 г. В июле 1807 г. Наполеон заключил мир с Россией. Два императора - Наполеон и Александр I - встретились в Тильзите. Они подписали мирный и союзный договоры между Францией и Россией. По условиям договора Россия присоединялась к континентальной блокаде. Здесь же был заключён мир с Пруссией, на которую Наполеон наложил контрибуцию и отнял часть территории, а из её польских владений создал зависимое от Франции Великое герцогство Варшавское. Кроме того, Пруссия также должна была присоединиться к континентальной блокаде.

В 1807 г. французская армия вторглась в Португалию, а в 1808 г. - в Испанию с прежней целью - заставить эти государства присоединиться к континентальной блокаде. В июне того же года Наполеон посадил на испанский трон своего старшего брата Жозефа. Но испанцы не смирились с оккупацией.

К 1810 г. Наполеон I достиг небывалого до тех пор могущества и славы. Вокруг границ Франции возникла цепочка марионеточных государств , управляемых родственниками императора и монархами, которых он сам возводил на трон. Многие «дочерние республики», созданные ещё при Директории, были присоединены к Франции. Так была создана «Великая империя». Все зависимые от Франции государства должны были присоединиться к континентальной блокаде.

Внутренняя политика консульства и империи Наполеона I

Бонапарт стимулировал развитие крупного бизнеса, принимая для этого целый комплекс мер, включая укрепление франка. Одновременно он развернул масштабное государственного строительство, что с древних времён использовалось для того, чтобы дать работу беднякам. Создание новых рабочих мест стимулировало и развитие бизнеса крупной буржуазии. Бонапарт также решил примириться с умеренными противниками революции. Он объявил амнистию эмигрантам, а также попытался наладить отношения с католической церковью. Последнее включало целый комплекс мер. Первый консул пошёл на переговоры с папой римским. Позже папа римский возглавлял церемонию коронации императора.

После серии военных побед Франции римский первосвященник стал подконтролен Парижу, при этом он всячески прославлялся и поддерживался в начинаниях, которые не расходились с политическим курсом империи. Отделение церкви от государства во Франции было отменено, позиции католических иерархов формально восстановлено, но, к примеру, епископов Наполеон назначал лично. Пользуясь своим правом издавать законы самостоятельно, Наполеон ввёл во Франции и на подконтрольных ей территориях ряд кодексов с новыми нормами общественных отношений.

В период консульства и империи Франция достигла значительных успехов во внутренней и внешней политике. На основе новых законов были в корне перестроены экономическая, финансовая и полицейская системы, заключено соглашение с папским престолом, восстанавливающее деятельность церкви во Франции, проведены преобразования в области культуры и образования. Бонапарт, провозгласив себя правителем «национальным», народным, сумел устранить многие конфликты в обществе. В результате военных побед в эти годы Франция стала сильнейшим государством на континенте.

Это конспект по теме . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

«Консульство и образование наполеоновской империи».

Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.

Задачи урока:

  1. Узнать причины перехода от республики к империи во Франции;
  2. Показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции;
  3. Показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе.

Ход урока:

Организационный момент.

Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с тем, каким образом развивалась Франция в период с 1799 г. по 1810 гг., узнаем каким образом республика и консульство во Франции сменилась империей. Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока и составить его план.

План урока:

  1. От Франции революционной к Франции буржуазной
  2. Биография Наполеона
  3. Внутренняя политика Наполеона в период консульства и империи
  4. Внешняя политика Наполеона в период консульство и империи

Декабрь 1799 г. – принятие новой Конституции Франции.

Сенат – высшая законодательная палата.

Три консула – исполнительная власть (срок 10 лет):

Первый консул:

  • Право создавать законы;
  • Право объявлять войну;
  • Право заключать мир;
  • Право назначать министров и чиновников.

Второй и Третий консулы – совещательный голос.

В стране установился режим личной власти. В конце своей жизни Наполеон скажет: «Революция – беда поколения, которое её совершает». Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците (всенародном опросе):

1,5 млн.- против

4 млн. – воздержались

Консульство - период в истории Франции, когда власть принадлежала Наполеону Бонапарту, продолжавшийся с 9 ноября 1799 по 18 мая 1804 .

Биография Наполеона Бонопарта (сообщение ученика).

А теперь, ребята, мы с вами поработаем с учебником (стр. 94-96). Ваша задача, прочитав пункты параграфа, записать основные реформы проведенные Наполеоном в период консульства.

Реформы периода консульства:

1) Подтверждение права имущества, приобретённые в годы революции;

Лозунг « Свобода, равенство и братство» был заменён на « Свободу, равенство и собственность»

2) Поощрение предпринимательства. Крупной буржуазии предоставлялись выгодные государственные заказы. В Марте 1801 года в Париже открылась промышленная выставка, на которой демонстрировалась продукция 150 заводов.

3) Бонапарт провёл денежную реформу, включая создание французского банка и укрепление новой денежной единицы – франка.

Политика, проводимая Наполеоном, была нацелена на умиротворение нации.

4) Особое внимание император уделял укреплению полиции . Во главе министерства полиции был поставлен Жозеф Фуше, создавший мощную машину полицейского сыска.

5) Для укрепления престижа верующих Бонапарт пошёл на переговоры с папой римским . Католическая церковь объявлялась религией всех французов.

Август 1802 г. – Наполеон становится пожизненным консулом.

В 1805 г. Наполеон был коронован в Милане в Домском соборе. Наполеон был короновал как император Италии. Он сам возложил на себя корону, которую носил Карл Великий. « Бог вручил мне эту корону» - заявил Наполеон.

Некоторое время Франция ещё именовалась республикой, но позднее слово « империя» вытиснуло её. Так возникла буржуазная монархия.

Наполеон стремился объединить вокруг себя всех французов и поэтому проявлял заинтересованность в уменьшении бедности среди населения. Он говорил: «« Я могу обвести вокруг пальца и политика, и военного, но не в состоянии обмануть хозяйку, которая каждый день ходит на рынок».

Наполеон в марте 1804 году издал знаменитый Гражданский кодекс, или Кодекс Наполеона, провозгласившего равенство, неприкосновенность личности, свободу совести и т.д.

А сейчас поработаем с документом. Откройте учебник на стр. 100-101, прочитаем документ и ответим на вопросы к документу.

Резюмируем:

1. Отменил всё предшествовавшее гражданское законодательство ,

2. Закрепил завоевания Французской революции , стал первым подобным правовым документом европейской буржуазной эпохи: гарантировал гражданские свободы: равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, собственности, наследственное право, развод, включая свободу вероисповедания, и закрепил равенство всех перед законом. (зарождение гражданского и правового государства)

3. Кодекс Наполеона оказал огромное влияние на разработку и кодификацию гражданского права во всей континентальной Европе, также он оказал влияние на право в Северной Америке и во французских колониях .

4. При разработке особое внимание обращалось на чёткость и непротиворечивость формулировок. Многие из этих статей за 200 лет ни разу не подвергались поправке. Чтобы адаптировать кодекс к изменениям времени, во Франции были приняты четыреста законов, но при этом число статей в нём увеличилось всего на две

5. «Моя истинная слава, не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память, о всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно – это мой Гражданский кодекс»

Внешняя политика Наполеона Бонопарта:

Год

Событие

Итог

1805

  • Сражении под Ульмом
  • Битве у м. Трафальгар
  • Аустерлиц , битва трех императоров

Разгром австрийской армии

Поражение французского флота

Поражение русско-австрийской армии (признали за Фр. свободу действий в германских и итальянских государствах)

1806

Сражение под Йеной

Разгром Пруссии, которая

1. присоединилась к континентальной блокаде,

2. лишилась территории, из которых создано герцогство Варшавское

3. контрибуция

1807

Тильзитский мирный договор с Россией.

Условия договора:

· Россия признала все завоевания Наполеона.

· Присоединение к континентальной блокаде против Англии (секретное соглашение). Россия должна полностью отказаться от торговли со своим главным партнёром (в частности, условия мирного договора предписывали России полностью исключить экспорт пеньки в Великобританию) изоляция Англии!!!.

· Россия и Франция обязались помогать друг другу во всякой наступательной и оборонительной войне, где только это потребуется обстоятельствами.

· На территории польских владений Пруссии образовано Герцогство Варшавское , зависимое от Франции.

Значение:

Наполеона Тильзитский мир вознёс на вершину могущества

Наполеон поощрял Россию к территориальным приобретениям за счёт Швеции. Вознаграждая Александра за чужой счёт, Наполеон имел в виду рассорить Россию с её прежним союзником, добиться в конечном счёте внешнеполитической изоляции России и сделать её зависимой от Франции

Россия получила отсрочку в войне, т.к. от Англии не было реальной помощи, союзников в Европе не осталось

1808

вторжение в Испанию

«Война ножей» 1808-1812

К 1810 году Наполеон достиг небывалого могущества и славы. Франция вернулась к монархической форме правления, но это была буржуазная монархия, и её жизнь осуществлялась по новым законам.

Подведем итоги внешнеполитической деятельности Наполеона к 1812 году

  1. Устранил угрозу реставрации
  2. Разбил коалицию
  3. Остался один соперник- Англия
  4. Расширил территорию Франции
  5. Распространение новых порядков на территории Европы

Итак, давайте подведем итог нашему уроку. (Дети пытаются самостоятельно сделать выводы).

Таким образом, в период консульства и империи Франция достигла значительных успехов во внутренней и внешней политике: были изданы десятки законов, приводивших в порядок государственную систему. Бонопарт, провозгласив себя правителем «национальным», народным, сумел устранить многие конфликты в обществе. В результате военных побед в эти годы Франция стала сильнейшим государством на континенте.

Домашнее задание:

  1. Параграф 11 читать, учить записи в тетради, ответить на вопросы в конце параграфа.
  2. Дифференцированное задание: ответить письменно в тетради на один из вопросов (№ 3, 5, 6).
  3. Подготовить сообщение о Венском конгрессе.