Мнение эксперта. Мой визит в Мытищинский музей техники Евгения Шаманского

Отличная новость для любителей старинных автомобилей: в подмосковных Мытищах скоро откроется частный музей известного коллекционера Евгения Шаманского.

Между железнодорожными станциями Мытищи и Тайнинская Ярославского направления полным ходом идёт строительство нового музея ретро техники . В перспективе это будет один из крупнейших музеев данной тематики. На участке площадью 11 Га разместятся не только выставочные залы. Здесь будет также кольцо гоночной трассы для заездов спортивных авто и участок пересечённой местности, на котором станут демонстрировать возможности танков и тракторов. А для музейных паровозов - железнодорожные пути с поворотным кругом. Пока на огороженном участке имеется один ангар, в котором размещены ретро автомобили из коллекции владельца музея, Евгения Шаманского.


Преуспевающий бизнесмен, реставратор и коллекционер Е. Шаманский уже много лет собирает и восстанавливает ретро автомобили. Сейчас его коллекция насчитывает около сотни экспонатов, среди которых легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, велосипеды, тракторы, военная техника. Есть уникальные экземпляры, считавшиеся утраченными; есть такие, которые воссозданы из запчастей. Многие ретро автомобили Шаманского снимались в кинофильмах. Отличительной чертой этой коллекции является то, что здесь собрана только советская техника .
Многие экспонаты из этой коллекции хорошо знакомы любителям ретро техники, их не раз можно было увидеть на Олдтаймер галерее Ильи Сорокина. До недавнего времени эти раритеты хранились в разных местах - реставрационных мастерских, в гаражах друзей. Но теперь их набралось слишком много, поэтому родилась идея создать музей.
Среди раритетов привлекает внимание военный грузовик ЗИС-42 с задним гусеничным приводом. После ВОВ такие грузовики, имеющие отличную проходимость, эксплуатировались на Севере.

Уникален и ЗИС-33 со съёмным гусеничным механизмом, и пожарная машина АМО-4.


Вездеход ГАЗ-61-73 в своё время был создан на базе Эмки. По своим показателям опережал американские джипы.

У Евгения Шаманского свои реставрационные мастерские, в которых трудятся первоклассные мастера. Все работы ведутся на высочайшем уровне, с научным подходом. Этого нельзя не заметить, глядя на восстановленную технику.



гусеничный С-65 "Сталинец"

Создание «народного автомузея» коллекционер считает своим жизненным кредо. Поэтому охотно инвестирует средства в историю: чтобы сохранить то, что уже практически утрачено. И очень радует, что в этом деле у него есть хорошие помощники и союзники.
Пусть в полную силу новый музей заработает ещё нескоро, но посетить ангар с главными экспонатами можно уже теперь.

В ближнем Подмосковье началось строительство большого технического музея Евгения Шаманского.

На протяжении многих лет Евгений Владимирович собирал коллекцию раритетных автомобилей. Его мастерская давно зарекомендовала себя отличным качеством и тщательностью реставрационных работ. Многие из экспонатов будущего музея хорошо знакомы и неоднократно выставлялись на Олдтаймер - галерее Ильи Сорокина.

Будущий музей разместится между подмосковными станциями Тайнинская и Мытищи Ярославского направления железной дороги. Строительство задумано грандиозное. Это будет один из крупнейших музеев техники. На площади в 11 гектаров разместятся выставочные залы. Будет построено кольцо гоночной трассы, где будут проходить заезды спортивных автомобилей. Предполагается создать участок пересеченной местности для показов танков и тракторов. Будет своя железная дорога с поворотным кругом для музейных паровозов.

Сейчас на месте будущего музейного комплекса стоит небольшой ангар, где разместится штаб строительства и первые экспонаты будущего музея.

Мы одни из первых, кто посетил новый музей.

В декабре 2014 года я случайно узнал из Викимапии о том, что в Мытищах строится музей автомотостарины. И строит его широко известный в узких кругах реставратор Евгений Шаманский. На карте Мытищ увидел зелёный ангар на улице Селезнёва, точнёхонько посредине между станциями Тайнинская и Мытищи, в глухом и захолустном углу города, куда даже автобусы не ходят. В интернете на тот момент не было вообще никакой информации о дате открытия, кроме фразы, что оно запланировано на давно прошедшие май-июнь 2014 года. Нашёл я и пару отчётов о посещении музея узкой группой "избранных", которые как-то втихомолку договорились, и съездили в музей дважды: в феврале и марте 2014 года. Вроде бы от какой-то организации, даже "ретро-автобус" ЛАЗ наняли. Мне-то, местному жителю, автобус не нужен, хотя пешком идти 2 километра. В декабре минувшего года я прогулялся до музея, встретил тамошнего работника, выносящего мусор, и он сказал, что музей откроется "весной 2015 года, примерно март-апрель". Ну я и стал с нетерпением ждать. Наступил 2015 год, прошёл март и большая часть апреля, в интернете появилась более конкретная информация , что открытие музея приурочат ко Дню Победы в 2015 году. Об этом заявил председатель совета депутатов Мытищинского района Андрей Гореликов. На первые Майские я ещё раз сходил к музею. Мужик из-за забора сказал, что откроют "после парада". И вот наконец настал День Победы. И пошёл я не в Москву на Парад смотреть, а в глухой угол родного города к зелёному ангару. И что же я увидел? По дороге к музею впереди меня идёт толпа народу с детьми. Неужто посетители? Подхожу к ангару. Запертые ворота. И вдруг со стороны "цивилизации" (улицы Мира) раздаётся нарастающий гул. Гуляющие рядом с двухэтажками родители с детьми подоставали фотоаппараты и камеры. И вот появились ОНИ. Танки, джипы, грузовики времён ВОВ. Колонна свернула с улицы на территорию музея. Одновременно открыли центральные ворота и впустили народ.

Первым въехал танк Т-60, за ним - полноприводный автомобиль ГАЗ-61-73.

За ними - ГАЗ-ММ

и ЗиС-33.

И другие грузовики и джипы, в частности ГАЗ-67Б, ЗиС-42, что-то ещё. О них чуть позже. Водители все в военной форме времён ВОВ. Захожу на территорию. Первое, что бросилось в глаза - танк Т-34.

А чуть правее, под навесом - мотоцикл М-72.

А чуть сзади стоял довоенный трактор "Сталинец", 1938 года выпуска.


Полноприводный ГАЗ-61-73. Первый в мире (да-да!) внедорожник с комфортабельным кузовом. Таких было выпущено в 1941г всего 181 штука. Из них сохранилось только два (по данным Андрея Богомолова). И этот - один из них.



Танк Т-60.



ГАЗ-ММ. Полуторка. Упрощённый вариант грузовика ГАЗ-АА времён войны. Сам же ГАЗ-АА выпускался с 1932 по 1950 год в огромных количествах (выпущено более миллиона).



ГАЗ-67Б. Поздняя версия джипа ГАЗ-67. Выпускался в 1942-1953 годах. Ранний ГАЗ-67 (1942-1944) отличался другой мордой . Всего с 1942 по 1953 год выпустили 92843 штуки.



ЗиС-33, 1940(-1941?)гг Редчайшая модель. Полугусеничный, гусеница надевалась на колесо, причём ведущим было не только оно, но и соединённая с ним цепью звёздочка. Для зимней эксплуатации в комплект входили съёмные лыжи, одевающиеся на передние колёса. Гусеница и направляющие колёсики были съёмными, и таким образом грузовик легко переделывался в обычный ЗиС-5. ЗиС-33 считался неудачным: максималка всего 35 км/час в сочетании с чудовищной прожорливостью (свыше 200 литров на 100 км) и неважной проходимостью. В серию его запустили с подачи Н.С. Хрущёва, который осенью 1939 года наблюдал за ходом операции по занятию Западной Украины, и видел, как обычные грузовики вязнут в грязях. В конце 1939 года были кустарно слеплены два таких вездехода в Харькове из обычных ЗиС-5, а в январе 1940-го уже началось серийное производство на ЗиСе. Но Советско-Финская война показала, что автомобиль тяжёл, прожорлив, ненадёжен, проходимость по снегу оставляет желать лучшего. Поэтому их выпустили очень немного. По некоторым данным - 4539 штук в 1940 году. А после войны многие (если не все) уцелевшие 33-и были переделаны в обычные ЗиС-5. Тем более ценен этот тарантас.


Движитель ЗиСа-33.


ЗиС-42. Более поздняя модель, и более массовая. В 1942-1944 годах выпустили по разным данным от 5931 до 6372 штук. Этот поскороходнее: максималка уже 45 км/час. Считается более удачным, чем ЗиС-33. Разрабатывался ещё в 30-х под индексом ЗиС-22. В 1939-41 годах был создан ряд опытных образцов ЗиС-22 с разными буквами в индексе, но они были тяжёлыми и трудноуправляемыми. Процесс доводки продолжался до 1941 года. Окончательный вариант назывался ЗиС-22М, в серию должен был пойти в 1941 году, но из-за эвакуации пошёл в серию лишь в 1942 году под индексом ЗиС-42.


ЗиС-44, санитарный вариант ЗиС-5 времён войны . Сделано 517 штук.

А на задворках за ангаром стояла вот такая красная таратайка неизвестной марки:


Уж не венгерская "Дутра" случайно? Это оказалось самоходное шасси СШ-75 "Таганрожец". Выпускался с 1965 по 1972 год, изготовлено 20714 штук.

Затем начался гвоздь программы: катание детей на танке. Танк - Т-34. Орёт, как трактор и чадит, как паровоз, а при поворотах ещё и громко скрежещет гусеницами.

Далее я вошёл в сам ангар. Одновременно туда зашли соратники-сотрудники Шаманского, столпились около столика с водкой и бутербродами с колбасой, и под водочку обсуждали произошедшее за сегодняшний день (парад ретро-техники от музея до Центральной площади Мытищ и обратно), и прочие свои реставраторские дела, а я ходил и щёлкал фотоаппаратом. (И опять далее подписи к фоткам будут ПОД соответствующими фотками.)


Мотоцикл NSU, Германия, 1930-е годы, модель назвать затрудняюсь (больше всего похож на 201OSL). Таких у Шаманского два.



Он же.



Harley-Davidson WLA времён войны. 1942-1945гг. Такие к нам поступали по лендлизу.



Инвалидка С-3А. 1958-1972гг. Фильм "Операция Ы" вспоминаете?



Эмка-пикап ГАЗ-М415. 1939-1941гг. Был не очень массовым, таких выпустили несколько тысяч. Эксплуатировались в основном в колхозах на ужасных дорогах и с перегрузом, что не способствовало их сохранности. Уцелело несколько штук.



ГАЗ-С1, самосвал на базе ГАЗ-АА. 1936-1946гг



Мопед неизвестной марки. На бензобаке написано "Ленинград". Скорее всего послевоенный, хотя хрен его знает...



Л-300. Первый советский крупносерийный мотоцикл. 1930-1939гг, всего их выпустили 18985 штук. Скопирован с DKW Luxus 300 образца 1929 года. Мотоциклы первых выпусков (1930-1934гг) выпускались на заводе "Промет", входящий в трест "Тремасс", и были известны, как "Тремасс-300". Производство шло с трудом, Тремассовских Л-300 выпустили всего 663 штуки. С 1933г выпуск наладили на заводе "Красный октябрь", объёмы выпуска резко подскочили. Примерно с 1936-37 года относительно массово продавался в личное пользование (по цене 3360 довоенных рублей), до этого шёл в армию, милицию и прочие учреждения. А ещё широко применялся в гонках и кроссе. У Шаманского таких мотоцикла два. Второй найден в болоте и реставрироваться не будет. Так и будет показан в гнилом виде, рядом с отремонтированным собратом. Для сравнения.



И всё-таки спидометра у Л-300 нету.



А это дореволюционный (!) российский мотоцикл Дукс 1908 года выпуска. Таких выпустили несколько десятков. Двигатель стоит швейцарский "Мото-рев". Рабочий объем двигателя 264 см3; мощность 2,5 л.с. при 2000 об/мин; масса в снаряженном состоянии 60 кг; наибольшая скорость 50 (60?) км/ч.



Послевоенный ИЖ-350. 1946-1951гг. Копия DKW NZ350. Выпущено 127090 штук.



Москвич-400-422. 1949-1956гг. Фургон для развоза почты. Выпущено 11129 штук.



Микроавтобус Старт. 1964-1965гг. Выпущено около 200 штук. Такой снимался в "Кваказской пленнице".



Инвалидный трицикл К-1В "Киевлянин". 1948-1949гг.



Трактор СТЗ (Сталинградский тракторный завод). Модель затрудняюсь сказать, скорее всего СТЗ-3 (1937-1942, 1944-1949).



Трактор СТЗ-ХТЗ. 1930-1937гг. Выпускался на двух заводах: в Сталинграде и Харькове. Был массовым: их выпустили 390500.



Трактор Универсал У-2. 1934-1940гг (Кировский завод), 1944-1955 (Владимирский завод)



Трактор ДТ-20. 1958-1969гг.



Пожарная машина АМО-4. 1932-1934гг. Также на шасси АМО-4 выпускались автобусы. Очень редкая машина. Что автобусов, что пожарок было выпущено... счёт идёт на десятки.



Ожидающие реставрации мотоциклы ИЖ-350 (на переднем плане) и ИЖ-49 сзади него.



А за ИЖом-49 какой-то дрын неизвестной марки. Скорее всего немецкий 100-кубовый, причём женский. Такого типа мопеды выпускали разные немецкие фирмы: Anker , Dürkopp, Miele, Panther, Presto, Urania, Phä nomen, Stricker и все похожи как почти близнецы.



Автобус ЗиС-8 в процессе реставрации. Выпускался в 1934-36 годах в мизерных количествах . Всего выпущено 547 штук.



Металлолом. Видны рама и коляска от ПМЗ-А750.


К1Б "Киевлянин". 1946-1950 год. Был скопирован с Wanderer 1 Sp. Выше была фотка трёхколёсного варианта для инвалидов.



Мотороллер Вятка МГ-150 образца 1959 года.



Несколько спортивных советских машин конца 50-х - 60-х годов. Я в них не силён.


Экипировка гонщика 70-х.



У этой машины бросились в глаза задние фары от ГАЗ-21.


Она же спереди. Она имеет два названия: Эстония-8 и Тарту-1.

Ну и напоследок я обошёл территорию и заснял то, что стояло на улице.



Citroen Type H, 1947-1981гг.

На задворках под навесом ждали реставрацию ещё несколько машин.


ЗИЛ-118?



УралЗиС-5 времён войны



Снегоочиститель. Несамоходный.



Трейлер International Airstream. 1980-е.

Ну и самое-то главное. Я спросил у Шаманского открылся ли музей насовсем, или только временно? Увы, музей НЕ открылся, и когда он откроется, не знает даже Шаманский. Так что пробросался словами депутат Гореликов.

Когда я покидал музей, ворота были заперты. Пришлось просить сотрудников выпустить меня. Домой шёл со слегка подпорченным настроением. Ну что ж, дабы не терзать себя ожиданием с нетерпением, приму, как данность, что музея в Мытищах нет. Быть может, через N лет неожиданно-приятная новость меня найдёт.