Истинная радость. Радость - это одна из основных положительных эмоций человека

что как

чтобы насколько

будто

как будто

словно

точно

до к а ко й с т е.п е н и?

Руки его дрожали до такой степени, что он был не в состоянии расстегнуть пальто. (А. Чехов)

Как правило, в главной части содержатся указа­тельные слова: местоимение такой (таков), наречия настолько, так, словосочетание таким образом. Указательные слова образуют с союзами соотноситель­ные пары: так - что; такой - что; до того - что; настолько - что:

сколько? до какой степени?

1) Б русской земле столько прелести, что всем ху­дожникам хватит на тысячи лет. (К. Паустовский)

к а к и м образ о м?

2) Князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись. (JI. Толстой)

Многие придаточные образа действия и степени имеют оттенок сравнения, если присоединяются к главной части сравнительными союзами как, как буд­то, будто, словно, точно. Такие предложения часто используются в художественных текстах и придают об­разность и выразительность описаниям:

© 179. Установите, какой синтаксической модели соответству­ют данные предложения. Графически изобразите эту модель.

Придумайте 2-3 предложения такой же синтаксической структуры.

1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил. 2) Сделалась такая ме­тель, что он ничего не видел. 3) Ветер выл с такой сви­репой выразительностью, что казался одушевлённым. 4) К тому же быть сочинителем казалось мне так мудре­но, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня.

(А. Пушкин)

©> 180. Закончите предложения так, чтобы получились слож­ноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.

1) Ветер дул с такой силой, что... . 2) Туча настоль­ко надвинулась на солнце, что.... 3) Я чувствую в душе такую радость, что... . 4) Он был настолько интерес­ным рассказчиком, что... . 5) Мы ехали так быстро, будто....


Ш> 181. Включите данные сочетания слов в состав сложнопод­чинённых предложений с придаточным образа действия и при­даточным сравнения.

Интереснее, чем; чем выше, тем; блестит и сверкает так, что так тихо, что; одевайся так, чтобы; смотрел так ласково, словно; так хотел есть, что; его поступок изумил, будто.

®> 182. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Проведите его синтаксический анализ, составьте схему этого предложения.



Левитан стремился писать так чтобы был ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую тра­винку каждый лист или стог сена.

(К. Паустовский)

©>183.Рассмотрите на вклейке репродукцию картины И. И. Левитана «Тихая обитель» (1890). Что особенно привлек­ло вас в этой картине? Попробуйте описать её. Начните текст с проанализированного вами предложения (упр. 182), преобразо­вав его в сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Используйте в своём тексте сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, образа действия и степени.

©> 184. Используя сложноподчинённые предложения с прида­точными образа действия и степени, напишите краткую инст­рукцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.).

Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и сте­пени в текстах делового стиля.


монтов) 3) Как весел грохот летних бурь когда взметая прах летучий гроза нахлынувшая тучей смутит небес­ную лазурь. (Ф. Тютчев) 4) Уже более трёх часов прошло с тех пор как я присоединился к мальчикам. (И. Тургенев) 5) Герасим вырос немой и могучий как растёт дерево на плодородной земле. {И. Тургенев) 6) В живой природе по­лярной страны всё как бы торопится захватить короткое лето. {Д. Мамин-Сибиряк) 7) Мы-то цирковые понимали как отчётлива и смела была работа Пьера. (А.Куприн) 8) Каждую вещь надо писать так как будто она послед­няя в вашей жизни. (К. Паустовский) 9) Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме. (Б. Пастернак) 10) Жучок на солнышке горит как драгоценный камень. (А.Барто) 11) От него веяло родиной и покоем как веет покоем от старой и мудрой матери. (В. Белов)



1. Разберите по составу сложные слова.

2. Найдите краткие прилагательные, определите их мор­фемный состав, укажите их синтаксическую роль.

3. Разберите как часть речи три местоимения разных разря­дов (на выбор).

©> 186. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое на­строение передаёт оно? Какие образы возникают в вашем вооб­ражении при чтении этого текста?

Назовите виды языкового повтора, которые использует поэт.

Внезапно в зелень вкрался красный лист Как будто сердце леса обнажилось Готовое на муку и на риск.

Внезапно в чаще вспыхнул красный куст Как будто бы на нём расположилось Две тысячи полураскрытых уст.


Светился праздник листьев и небес В своём спокойном благородстве.

И это был такой большой закат Какого видеть мне не доводилось. Как будто вся земля переродилась - И я по ней шагаю наугад.

(Д. Самойлов)



Почему подчас так трудно радоваться жизни? Как радоваться духовно и по-житейски? Что рождает в нас радость? Как можно радоваться в осознании своей греховности? Как мы теряем радость? Как ее приобрести в боли и несчастии?


Геронда, иногда у меня не получается радоваться, и тогда я думаю, что, может быть, радость не для меня.

Ты что говоришь? Радость не для тебя? А для кого? Для тангалашки? Ты что? Радость для человека! Бог принёс не печаль, принёс только радость.

Но почему, геронда, я не всегда ощущаю в сердце радость?

Если твой ум не в Боге, то как ты почувствуешь радость Божию? Ты забываешь Христа, твой ум постоянно занят работой и останавливается твой духовный мотор. Включи молитву и тихое песнопение, и полетишь вперед, и будешь обращаться вокруг Христа, словно звезда.

Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос дает радость и утешение. Где Христос - там истинная радость и райское ликование, Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям: "Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда", им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остаётся с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? "Я построил дома, посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел все, чего желало моё сердце, но в конце понял, что всё это суетно".

Мирская радость даёт нечто временное, что приятно только в данный момент, не даёт того, что даёт радость духовная. Духовная радость - это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости. "Пасха, Господня Пасха"! А потом приходит Пятидесятница! А когда человек дойдет до Пятидесятницы и на него сойдёт огненный язык, Святой Дух, тогда всё заканчивается...

Духовная радость приходит в результате духовного делания.

Геронда, расскажите нам о небесной радости.

Существует и в этой жизни небесная радость и небесные наслаждения, и человек задаётся вопросом, есть ли в другой жизни что-то выше того, что он переживает здесь. Эту радость нельзя выразить словами, её можно только пережить.

Как можно достигнуть такого состояния?

Чтобы прийти в такое состояние, когда ты не можешь вместить переполняющую тебя радость и не можешь её выразить языком, нужно обратить внимание на две вещи: вести себя просто, не смотреть на других, творить молитву. Если будешь это делать, то придёт время, когда ты почувствуешь такую радость, что будешь мне говорить: "Геронда, я сошла с ума! Может, я не в себе? Что такое я чувствую?" Такая у тебя будет безумная радость!

Геронда, чтобы человек ощущал духовную радость, он должен находиться в добром расположении?

Как ты считаешь, когда человек испытывает духовную радость? Когда у него внутри беспорядок? Внутренняя радость приходит после того, как будет наведён порядок внутри. Она даёт душе крылья. Пока душа не согрета внутренним деланием, она похожа на машину с непрогретым двигателем, нужно толкать, чтобы она сдвинулась с места. Внутреннее делание - трезвение, внимание, поучение и молитва - согревает душу, двигатель заводится, и машина бежит вперёд. Тогда человек перестаёт обращать внимание на внешнее и идёт в духовной жизни вперёд гигантскими шагами.

И тогда неблагоприятная окружающая обстановка уже не влияет на человека?

Нет, не влияет, потому что он живёт в другом мире, вне этой среды. И так как он живёт в другом мире, то этот мир не причиняет ему беспокойства. Люди вокруг него словно говорят на другом языке, которою человек не знает, поэтому и не понимает, что они говорят. И хорошо, что не понимает, потому что если бы он что-нибудь понимал, даже немного, то его внимание отвлекалось бы на эти слова. А теперь он полностью поглощён языком, который он знает. Так начинается внутреннее воспарение. Знаете, что такое внутреннее воспарение? Какой ангельский чин имеет крылья? Херувимы или Серафимы? "Шесть крил", о которых говорит пророк Исайя, какой чин имеет?

Серафимы, геронда.

Знаете, что делают Серафимы? Взмахивают крыльями в такт... Точно так же бьётся и сердце, когда есть внутреннее воспарение. Тогда жизнь - ликование. Но вы пока привязаны к себе не освободились от своего "я", потому сердце не свободно и не может прийти в состояние, когда оно трепещет от радости. Вкусите прежде этой радости, а потом приходите, поговорим!

Божественная радость приходит, когда ты себя отдаешь.

Геронда, каждый человек, который живёт по Богу, испытывает духовную радость?

Естественно! Чтобы человек имел истинную радость, духовную, он должен любить, а чтобы любить, должен верить. Люди не верят, поэтому и не любят, не жертвуют собой и не имеют радости. Если бы верили,то любили бы, жертвовали бы собой ради других и тог да имели бы радость. Из жертвенности происходит наибольшая радость.

Человек радуется, когда любит?

Нет, наоборот! Когда любит, радуется. А когда любовь умножается, тогда человек не ищет радости для себя, но хочет, чтобы радовались другие.

Это значит, что радость проистекает из чего-то, а любовь существует сама по себе?

Да, так и есть. Любовь существует сама по себе, в то время как радость проистекает из любви. Когда отдаёшь любовь, тогда приходит радость. Человек отдаёт любовь и получает радость, вознаграждается за любовь радостью, которую испытывает. Например, человеку дают какую- то вещь, он берёт эту вещь и радуется одной этой вещи. Другой человек отдаёт всё и радуется не об одном, а обо всём. Радость, которую испытывает человек, когда получает, человеческая радость. А радость, которую испытывает, когда отдаёт, - святая, Божественная. Божественная радость приходит, когда ты себя отдаёшь!

Духовная радость - дар Божий.

Геронда, как человек получает извещение о своём примирении с Богом?

Внутренняя радость, Божественное утешение, которое человек ощущает, есть извещение того, что человек примирён с Богом.

А может человек чувствовать себя примирённым с Богом и при этом не ощущать радости и Божественного утешения?

Нет, не может, что-то он всё равно будет чувствовать. Возможно, он однажды испытал сильное утешение, а потом утешение стало слабее, и оттого ему кажется, что он не чувствует Божественного утешения.

Геронда, почему иногда бывает так, что находишься в добром духовном расположении и испытываешь радость, а потом вдруг теряешь эту радость?

Бог посылает тебе духовную радость, и ты радуешься. Потом отнимает её, и ты начинаешь её искать, прилагаешь больше подвига и больше преуспеваешь духовно.

Геронда, почему я ощущаю такую радость? Может, у меня нет сознания своей греховности?

Да нет! Это Бог веселит тебя конфеткой. Сейчас конфеты, а потом вино, как то, что пьют в раю. Знаешь, какое там сладкое вино? Да! Если Бог увидит хоть чуть-чуть любочестия, хоть немножко благого произволения, то щедро подаёт Свою благодать, пьянит тебя Своим вином уже в этой жизни. Духовное изменение, которым изменяется человек, и сердечная радость, которую ощущает, когда его посещает Божественная Благодать, не может дать человеку ни один... кардиолог, даже самый великий. Когда ты чувствуешь эту радость, постарайся её удержать как можно дольше.

Мы должны просить у Бога, чтобы Он подавал нам духовную радость?

Мелочно просить духовную радость, она приходит сама, когда есть предпосылки. Если ты хочешь постоянно радоваться, то в таком желании есть себялюбие. Христос пришёл в мир, чтобы за любовь принять Крест. Он сначала распялся, а потом воскрес.

Чада Божий трудятся не за небесное воздаяние, не за духовную радость в этой жизни. Ведь Отец не платит детям за их труд, потому что им принадлежит всё Его состояние. Другое дело Божественные дары, которые Бог, как Благой Отец, подаёт в этой жизни и в будущей.

Духовная боль - это духовная радость

Геронда, как человек может удержать в себе радость?

Если он ко всему относится духовно. Тогда даже болезни и испытания не отнимают у него радости.

Разве человек, для того чтобы относиться к испытаниям духовно, не должен сначала избавиться от страстей?

Если человек и не избавился от страстей, то всё равно может чувствовать радость, когда его постигают испытания, огорчения. Если он будет думать, что эти огорчения - лекарство от страстей, тогда примет их с радостью, как больной принимает с радостью горькое лекарство в надежде, что оно его вылечит от болезни.

Но как увязать между собой радость и боль?

В духовной жизни происходит нечто удивительное: когда человек терпит что-то ради любви Христовой, даже мучения, то его сердце наполняется Божественным наслаждением. То же самое, когда он соучаствует Страстям Господа. Чем больше он проникается мыслью о том, что Христос распялся за наши грехи, и болезнует, тем богаче вознаграждается Божественным ликованием. Боль - ликование, боль - ликование. И чем сильнее болезнует, тем большую радость испытывает. Он ощущает, словно Христос его ласково гладит по голове и говорит: "Не беспокойся обо Мне".

Одна сестра говорила: "Мне не нужна радость, я хочу печалиться ради Христа. Христос распялся за меня, как я могу радоваться? Зачем Христос мне даёт радость?" Она переживала духовные состояния, и чем больше со участвовала Страстям Христовым и имела любочестную печаль, тем больше радости ей подавал Христос. Христос лишил её рассудка в хорошем смысле!

Распятие всегда предшествует воскресению и приносит победу. Крест приносит славу. Христос, после того как взошёл со Крестом на Голгофу и после того как распялся, взошёл ко Отцу. Распятый Христос услаждает горечь людей, а распятый человек подражает Богочеловеку Иисусу.

Благой Иисус вместе с грехами всего мира принял на Себя и все его горечи, а нам оставил радость и ликование, которое ощущает тот, кто совлёкся своего ветхого человека, и в котором теперь живёт Христос. Такой человек ощущает на земле часть райской радости, по слову Евангелия: "Царствие Божие внутрь вас есть".

Благодарю Бога, что Он удостоил меня знать многих таких людей, и прошу Его, чтобы Он мне помог и я перестал Его огорчать, пусть даже сам и не удостоюсь таких состояний.

Желаю вам всегда в этой жизни иметь духовную радость, а в другой, вечной - радоваться уже постоянно рядом со Христом.


Упражнение 155
в какой степени? х і V
[такую], (что).
до какой степени? х і -у
[такая], (что).
до какой степени? х г-у
[с такой], (что).
в какой степени?
[так], (что).
Придя вечером с работы, мама была такая уставшая, что попросила меня приготовить ужин.
На улице так холодно, что не хочется выходить.
Упражнение 156
1) Ветер дул с такой силой, что сносило крыши. 2) Туча настоль* ко надвинулась на солнце, что стало практически ничего не видно. 3) Я чувствую в душе такую радость, что даже в горле пересохло. 4) Он был настолько интересным рассказчиком, что собирал вокруг себя всех пассажиров. 5) Мы ехали так быстро, будто спешили на пожар.
Упражнение 157
Тем интереснее фильм, чем больше в нем знаменитых актеров. Чем выше самомнение, тем больше ошибок можно допустить в работе. После уборки старая лампа блестит и сверкает так, словно её только что принесли из магазина. В комнате было так тихо, что был слышен даже комариный писк. Всегда одевайся так, чтобы тебе было удобно. Щенок смотрел на меня так ласково, словно я был для него единственным другом. Ребёнок так хотел есть, что не мог сдержать свои эмоции. Его поступок изумил всех нас, будто летом пошел снег.
Упражнение 158
1Левитан стремился писать так, 2 (чтобы) был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист
шія.ставши.
* 1. Повеств., невосклиц.
Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
Сложноподчиненное предложение с обстоятельственным придаточным образа действия, соединены союзом чтобы.
каким образам? х I ^
4) [так], (чтобы).
Упражнение 159
1. Кисти какого художника принадлежит эта картина.
На картине изображена природа - река, лес, кусок поля с тропинкой.
Передний план - река, отражающая противоположный берег, мост через реку.
Описание природы - цвета, изображаемые предметы. Описание церквей на противоположном берегу.
Смысл названия, религиозный подтекст названия.
Упражнение 160
Как нужно выращивать картофель
Данная инструкция существует для того, чтобы помочь вам вырастить на своем огороде такую овощную культуру, как картофель. Землю перед посадкой следует вскопать и разрыхлить так, как и для посадки других овощей. Разница заключается в том, что для картофеля следует сделать продолговатые борозды, в которые надо укладывать картофелины по одной. После посадки борозды нужно засыпать землей, сровнять с основным уровнем. Во время всхода поросль следует два раза окучивать, рыхлить почву, чтобы земля дышала. Копать созревший картофель необходимо настолько аккуратно, насколько позволяет терпение и время, стараясь не разрезать плоды лопатой.
Придаточные образа действия и степени в текстах делового стиля помогают сделать текст более образным и понятным.
Упражнение 161
союз с/ювп. об.
1) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. 2) Время сердцу быть
сою і прш)ит. опред.
в покое от волненья своего с той минуты, как другое уж не бьется для
парен.
него. 3) Как весел грохот летних бурь, когда, взметая прах летучий, гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь. 4) Уже более
союз пршкіт.
трех часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам. 5) Ге-
союз. с:і. пршіит степени
расим вырос немой и могучий, как растет дерево на плодородной зем-
част.
ле. 6) В живой природе полярной страны все как бы торопится захва- союз. сл.. придат. изьяс».
тить короткое лето. 7) Мы-то, цирковые, понимали, как отчетлива и
союз.
смеііабыла работа Пьера. 8) Каждую вещь надо писать так, как будто
придат. образа действ. нареч. придат. сравн.
она последняя в нашей жизни. 9) Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме. 10) Жучок на сол-
союз сравн. об.
нышке горит, как драгоценный камень. 11) От него веяло родиной и
союз. СЛ.
покоем, как веет покоем от старой и мудрой матери.
[- (=) И (=), как].
[той], (как).
, (когда).
[с тех пор], (как).
»(как).
[--].
, (как).
[так], (как будто).
(Как), .
* 10) [- ===, как]. П), (как).

С тех - местоимение.
Н. ф. - тот.
Указ.
Мн. ч., Р. п.
С пор (каких?) тех.
В нашей - местоимение.
Н. ф. - наш.
Притяж.
Ед. ч., ж. р., П. п.
В жизни (чьей?) нашей.
Личн., 3 л.
Ед.ч., м. р., Р. п.
Веяло (от кого?) отчего.
Упражнение 162
Внезапно в зелень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось, , (как будто).
Готовое на муку и на риск.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нем расположилось , (как будто).
Две тысячи полураскрытых уст.
Внезапно красным стал окрестный лес, И облако впитало красный отсвет. , и . Светился праздник листьев и небес В своем спокойном благородстве. [=-].
И это был такой большой закат,
Какого видеть мне не доводилось, [такой], (какого).
Как будто вся земля переродилась -
И я по ней шагаю наугад.

Апостол Павел говорит, что плод духовный есть любовь, радость. Это значит, что радость - это свидетельство правильной жизни?

Да, ибо есть радость мирская и есть Божественная. От чего-либо нечистого, недуховного в душе не бывает истинной радости и умиротворения. Радость, которую ощущает человек духовный, совсем не такая, к которой сейчас многие стремятся. Не надо смешивать разные понятия. Радовались ли святые так, как мы сегодня хотим радоваться? Божия Матерь имела ли такую радость? Смеялся ли Христос? Кого из святых в земной жизни миновали скорби? Кто из святых имел такую радость, которой ищут многие современные христиане, которые и слышать не хотят ничего неприятного, чтобы не огорчиться, не лишиться покоя? Если я бегу от тревог, чтобы быть радостным, чтобы не нарушать своей безмятежности, чтобы пребывать в расслаблении, значит, я безразличен! Одно дело духовная кротость, совсем другое - мягкотелость от равнодушия. Иногда приходится слышать: "Я христианин, и мне нужно быть умиротворенным и радостным". Но это не христианство. Это безразличие, это мирская радость. В человеке духовном нет места такой мирской безмятежности. Его душа - открытая рана. Она болит за людей, за то, что творится вокруг. И за эту скорбь Господь дает ему утешение свыше. Он ощущает боль, но получает и Божественное утешение, потому что Господь низводит с небес в его душу благословения, и он ликует от Божественной любви. Вот какова подлинная, духовная радость - неизъяснимая и переливающаяся из сердца.

Истинную, чистую радость можно обрести только близ Христа. Сочетавшись с Ним через молитву, ты ощутишь свою душу полной до краев. Мирские люди ищут радости в удовольствиях. Некоторые духовные люди ищут радости в богословских спорах, духовных беседах и т.п. Но когда разговоры заканчиваются, они остаются с душевной пустотой и не знают, чем им еще заняться. Каким бы ни было такое времяпрепровождение - греховным или нейтральным, - результат один и тот же.

Тот, кто потакает своим мирским душевным склонностям, - не имеет душевной радости, его преследует тревога. А духовные люди чувствуют беспокойство от мирской радости, неподлинной и непостоянной. Мирские радости не напитывают душу, а засоряют ее. Познав радость духовную, мы не пожелаем радости плотской. Мирская радость не добавляет сил духовному человеку, а отнимает их. Современные люди не думают о вечной жизни. Самолюбие помогает им заглушить память о том, что они всего лишатся. Они не поняли глубочайшего смысла жизни и познали высших, небесных радостей. Душа таких людей не рвется восторженно к чему-то возвышенному.

Перепечатано из книги: Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. - М.: "Ковчег", 2009.

Карточка с упражнениями по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
Упражнение 1.
Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.
1) Ветер дул с такой силой, что... . 2) Туча настолько надвинулась на солнце, что.... 3) Я чувствую в душе такую радость, что... . 4) Он был настолько интересным рассказчиком, что... . 5) Мы ехали так быстро, будто....
Упражнение 2.
Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия и придаточным сравнения.
Интереснее, чем; чем выше, тем; блестит и сверкает так, что так тихо, что; одевайся так, чтобы; смотрел так ласково, словно; так хотел есть, что; его поступок изумил, будто.
Упражнение 3.
Используя сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.).
Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля.Упражнение 4.
Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия.1) Мы должны учиться, чтобы... . 2) Мне хочется так отдохнуть, чтобы... . 3) Надо так выполнить работу, чтобы.... 4) Нужно так относиться к людям, чтобы... .5) Для того чтобы..., пиши аккуратно и разборчиво.6) Надо научиться так распределять время, чтобы....
Упражнение 5.
Ответьте на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с придаточным цели.
С какой целью рыхлят почву вокруг растений?Зачем выпалывают сорную траву?Для какой цели проращивают семена?Зачем при завёртывании гайки используют гаечный ключ?Зачем озеленяют города?Для чего мы пользуемся линейкой и циркулем?
Продолжите список подобных вопросов и дайте на них ответы в форме сложноподчинённых предложений с придаточным цели.
Упражнение 6.
Укажите, какие из союзов употребляются во всех стилях, а какие - только в книжных. В приведённых примерах замените авторские союзы синонимичными.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
1) В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега дабы не наскочить на мины. (К. Паустовский) 2) Под огнём перебегая от одного укрытия к другому он осмотрел расположение батальона и отдал приказ отвести шестую роту в лесок на самую маковку высоты с тем чтобы там была подготовлена запасная линия обороны. (К. Федин) 3) Спой нам песню чтоб в ней прозвучали все весенние песни земли. (В. Лебедев-Кумач)
Упражнение 7.
Рассмотрите следующие примеры со сравнительными союзами. Какие из них являются синонимами? Определите, имеют ли синонимичные союзы различия в оттенках значения, в стилистической окраске. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.
1) Снег под лыжами не скрипел как бывает в сильные морозы а чуть посвистывал. (Г.Марков) 2) Неодолимая сила увлекла меня подобно тому как ещё задолго до водопада стремление потока увлекает лодку. (Я. Тургенев) 3) Дядюшка пел, как поёт простой народ. (Л. Толстой) 4) Вся комната вдруг потемнела точно в ней задёрнули занавески. (А. Куприн) 5) Близкое присутствие моря возвратило миру свежесть и чистоту как будто сразу сдуло с парохода и пассажиров всю пыль. (В. Катаев) 6) Судьба старшего сына Лукьяновых и её взволновала будто был он ей родным или близким. (Г. Марков) 7) Анфиса взглянула на неё исподлобья словно кипятком плеснула. (Г. Марков)
Упражнение 8.
Используя союз чтобы, придумайте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, придаточными цели, образа действия. На основе этих примеров докажите, что данный союз многозначен.
Упражнение 9.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Докажите, что данные предложения являются сложноподчинёнными с придаточными условия. С помощью каких союзов присоединяется придаточная часть к главной? Укажите, какие из этих союзов являются устаревшими.
1)Но светлый терем (н..) отрада когда (н..) вид..м друга в нём. (А. Пушкин) 2) Если вас мой без..скусстве(н, нн)ый рассказ развеселит займёт хоть малость я буду счас(?)лив. (М.Лермонтов) 3) Всё это было бы см..шно когда бы (не) было так грус(?)но. (М. Лермонтов) 4) Когда в товарищах с.гласья нет (на) лад их дело (н..) пойдёт. (И. Крылов) 5) Коль нет цветов среди зимы так и грустить о них (н..) надо. (С.Есенин) 6) Если бы парни всей земли миру пр..сягу свою пр..несли вот было (б) радос(?)но тогда на свете жить. Д..вайте парни (на) всегда дружить! (?. Долматовский)
Найдите безличные предложения в составе сложноподчинённых. Укажите, чем выражен главный член в таких предложениях.
Упражнение 10.
Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему, проведите синтаксический анализ каждого предложения. Письменно объясните, как вы понимаете смысл одного из высказываний о языке.
1) Когда труд удовольствие жизнь хороша. (М. Горький) 2) Будет величайшим преступлением перед культурой перед человечеством если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его. (К. Паустовский) 3) Местное слово может украсить и обогатить язык если оно образно благозвучно и понятно. (К. Паустовский) 4) Любое дело можно загубить если делать его равнодушными руками. (В. Овечкин)
Упражнение 11.
Ответьте письменно на вопросы, формулируя свою мысль в форме сложноподчинённых предложений с придаточным условия.
1) При каком условии два однородных члена предложения не разделяются запятой?2) При каком условии в предложениях с однородными членами ставится двоеточие?3) При каком условии не пишется раздельно с отрицательными местоимениями?4) При каком условии обособляется распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом?
Упражнение 12.
В соответствии с данной схемой преобразуйте сложноподчинённые предложения с придаточными цели в сложноподчинённые предложения с придаточными условия. Объясните, что меняется в предложении при таком преобразовании.
(Чтобы...), [ ... ]. - (Если...), [ ... ].1) Чтобы жареная рыба приобрела приятный вкус, следует перед жареньем подержать её в молоке, а затем обвалять в муке. 2) Чтобы мясо приобрело приятный вкус, за несколько часов до жаренья или тушения его нужно смазать горчицей. 3) Для того чтобы лук при жаренье приобрёл золотисто-жёлтый цвет, предва¬рительно обваляйте его в муке. 4) Посолите рыбу за 10-15 минут до жарки, чтобы она не развалилась.
Раскрывая свои кулинарные секреты, запишите несколько сложноподчинённых предложений с придаточным условия.
Упражнение 13.
Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания и распределяя сложноподчинённые предложения с придаточными условия на две группы: предложения с реальным условием; предложения с желаемым, возможным или предполагаемым условием.Обратите внимание на то, какие союзы и соответствующие им указательные слова главной части сложного предложения используются в предложениях каждой группы.
Определите, в каком наклонении употребляются глаголы в предложениях первой и второй групп.
1)Кабы я была царица говорит одна девица то на весь крещёный мир приготовила б я пир. (А.Пушкин) 2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи. (А. Пушкин) 3) Коль голова пуста так голове ума не придадут места. (И. Крылов) 4) Коль скоро вы сами отворачиваетесь от нас и презираете благодетелей то уж не гневайтесь. (А. Островский) 5) Если случалось работать много больше они не щадили ни времени ни сил. (Г.Марков) 6) Ежели какая непредвиденная задержка в наших сборах то вы отправляетесь с эшелоном. (К. Федин)
Определите стилистический характер употреблённых в предложениях подчинительных союзов со значением условия и распределите их на три группы: а) союзы, употребляемые во всех стилях речи; б) союзы книжные (включая книжно-архаические); в) союзы разговорные (включая разговорно-просторечные).
Установите, возможна ли синонимическая замена одного союза другим в данных предложениях.
Упражнение 14.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных, ставя вопросы. Какое из придаточных является обстоятельственным и почему?
1. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы где вместе рубились они. (А Пушкин) 2. Родина слыш..т Родина знает где в облаках её сын пролетает. (Долматовский) 3. Там где небо встретилось с землёй горизонт родился молодой. (М. Светлов)
Упражнение 15.
Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, запишите сложноподчинённые предложения с придаточным места. Обозначьте грамматические основы, составьте горизонтальные схемы. Проведите орфографический и пунктуационный анализ предложений. Используя данные примеры, установите, с помощью союза или союзного слова присоединяется придаточное места к главной части сложноподчинённого предложения.
1) Где светлый ключ(?) спускаясь (в)низ по серым камням точит слёзы ползут на ч..рный к..парис гроздями пурпурные розы. (А. К. Толстой) 2) Куда (н..)огл..нусь (по)всюду рож(?) густая. (А. Майков) 3) (Н..)(в)каком покр..вительстве сосна (н..)нуждае(тся, ться) р..стёт там где (н..)кто (н..)может р..сти. (М. Пришвин) 4) И куда (н..)взглянеш(?) осв..жё(н, нн)ым взором (ото)всюду веет тиш..ю да пр..стором. (А. Апухтин) 5) Повсемес..но где только лес был (по)реже лежали на земле белые х..лсты лу(н, нн)ого света. (В. Катаев)