Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия. Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций русской православной церкви, а также членов их семей Как называется состав

(по архивным материалам церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Полевшине)

С древних времен содержание священников лежало на попечении прихода. Так, в апостольских посланиях мы находим канонические принципы, регламентирующие содержание духовенства. Апостол Павел в Послании к Коринфянам предписывает церковной общине самой содержать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9,13-14).

Под приходом издавна было принято понимать общину людей, которые регулярно молятся в одном храме. В Синодальный период (т.е. после учреждения Петром 1 Святейшего Синода в 1721 г. и до Поместного Собора 1917-1918 гг. восстановившего патриаршество), на священников были возложены дополнительные государственные обязанности, в том числе и ведение метрических книг, в которых отражались события гражданского состояния (рождение, брак, смерть). Прихожанин обязан был отправлять требы только в своем приходе. Совершение треб в чужих приходах без ведома приходского настоятеля возможно было лишь в самых крайних случаях (например, крещение немощного младенца, которому угрожает смерть, или причастие тяжелобольного).

В Синодальный период открытие и упразднение приходов стало прерогативой Синода, а установление границ между приходами оставлено было за епархиальным архиереем. Получить благословение епископа на строительство нового Храма можно было только, взяв на себя все расходы по строительству и содержанию причта. Еще в 1742 г. вышел Указ, в котором содержалось требование освящать новые церкви только, «если те церкви с помянутым удовольствием (т.е. содержанием) совершенно окажутся… а без такового свидетельства о освящении церквей позволения отнюдь не чинить». Епархиальным архиереем осуществлялось избрание и назначение причта.

Причт — состав лиц, как священнослужителей, так и церковнослужителей, служащих при какой-либо церкви.

Священник – священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением тех, которые совершаются только архиереем – рукоположение, освящение мира и антиминса). Именуется еще иереем и пресвитером.

Диакон – первая ступень в священной иерархии, диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником таинств, но не может совершать их самостоятельно. Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении.

Дьячек — церковнослужитель (позднее стали называть псаломщик) в его обязанности входило – читать и петь в церкви, помогать священнику и диакону.

Пономарь – церковнослужитель, в обязанности пономарей входило звонить, трезвонить, подавать священнику облачение, кадило и прочее.

Кроме исполнения церковных обязанностей, у дьячков и пономарей были еще другие – косвенные. Находясь в полном послушании у священника, они исполняли и частные поручения по хозяйственной части.

С середины ХХ в. наименование «пономарь» заменяется на «алтарник».

Состав церковного причта зависел от количества приходских дворов, приписанных к определенной церкви. Было положено назначать одного священника на 100-150 дворов, двух на 200-250 дворов и трех - на 300 и более дворов. Дьяконов не должно было быть более 2. Церковнослужителей положено было иметь по пропорции - на каждого священника по два человека, т. е. дьячка и пономаря.

Как можно проследить по архивным материалам церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Полевшине, в состав прихода этого храма входило само село Никольское-Малинки (оно же Полевшина), деревни Максимовка, Савкино, Скрипово, Андреевка, сельцо Кутузово, затем и деревня Скориково, при этом общее число приходских дворов никогда не превышало 100.

Поэтому и сказано в архивных материалах о Казанской церкви «причта положено издавна: священник, дьячок и пономарь».

Год Населенные пункты, входящие в приход Кол-во приходских дворов Число жителей приходских дворов
Мужчин Женщин
1779 Всего 32
1788 Всего 65 264 234
1820 Всего 41 151 165
1826 Всегов т.ч:.

с. Малинки (Полевшина);

д. Максимовка;

д. Савкино;

д. Скрипово;

д. Андреевка;

сельцо Кутузово

52 202 238
1842 Всегов т.ч:.

с. Малинки (Полевшина);

д. Максимовка;

д. Савкино;

д. Скрипово;

д. Андреевка;

сельцо Кутузово

59 179 185
1861 Всего 44 159 193
1916 Всегов т.ч:.

с. Малинки (Полевшина);

д. Максимовка;

д. Савкино;

д. Андреевка;

д. Скориково

84 259 269

Из архивных дел ЦИАМ, удалось собрать следующие сведения о священноцерковнослужителях, которые служили в церкви в Малинках:

Год Причт
Священник Дьячек Пономарь
1672 Стефан Федоров Афонка Стефанов
1694 Афонасий Степанов
1704 Афанасий Дмитриев
1720-1732 Иван Афанасьев
1779 -1792 Иван Матвеев Дмитрий Григорьев (с 1788) Дмитрий Григорьев
1792 Дмитрий Григорьев Никита Герасимов
1803 Алексей Петров Никита Герасимов
1810-1815 Петр Егоров Никита Герасимов Тихон Васильев с 1809 г.
1815-1826 Петр Григорьев Никита Герасимов Иван Никитин Скворцов
1827 — 1835 Николай Федоров Воскресенский Иван Никитин Скворцов Петр Николаев Минервин

С 1838 по 1908 г. церковь причта не имела и была приписана к Преображенской церкви с. Бужарово. Укрупнение приходов осуществлялось по Указам Святейшего Синода с целью улучшения материального положения духовенства.

В 1908 году приход был восстановлен как самостоятельный, в него вошли деревни Андреевское, Максимовка, Савкино, Скориково. В 1916 году в приходе числилось: 84 двора, 259 мужчин и 269 женщин.

Еще в 1841 г. был издан Устав духовных консисторий, в соответствии с которым в приходах с менее чем 700 душами мужского пола состояли священник и псаломщика, поэтому и во вновь образованном приходе села Полевшина причт был уже двусоставный.

  • Доходы от земли – еще в середине 16 в. (1567 г.) обязательным стало наделение храмов земельными наделами (церковные земли), в 1764 году была проведена секуляризация церковных земель, приходы стали наделяться незаселенной землей, по 33 десятины на причт, которая должна была обрабатываться руками самих клириков или сдаваться в аренду.

По архивным данным при церкви также было «усадебной, пашенной и сенокосной земли 33 десятины и 300 сажень», что составляет 36,2 гектара. При этом указывалось, что точное количество земли неизвестно, «ибо планов и межевых книг при церкви не имеется».

Как правило, причт самостоятельно не обрабатывал имеющуюся землю, а отдавал ее во владение помещикам, которые взамен выплачивали ругу деньгами и продуктами.

Все доходы делились между членами причта в пропорциях. На трехштатном приходе, как правило, священник получал 3/6 от всего дохода, дьячек – 2/6, а пономарь – 1/6.

В архивных материалах сохранились следующие сведения о выплатах руги в пользу причта:

Год Священнику Дьячку Пономарю
1788 — денег 6 рублей;-муки ржаной 15 четвертей;

— ячмень и овса – по 2 четверти;

— свиного мяса – 4 пуда;

— 4 барана с овчинами.

— денег 3 рубля;- муки 4 четвертей;

— круп – 1 четверть и 4 четверика;

— ячменю и овса 1 четверть;

— 3 барана с овчинами;

— 2 пуда свиного мяса

1826 — денег 20 рублей;- разного хлеба – 22 четверти;

— свиного мяса – 4 пуда;

— 6 баранов с овчинами;

— сена – 300 пудов яровой соломы.

— денег 10 рублей;разного хлеба – 15 четвертей и 4 четверика;

— свиного мяса – 3 пуда;

— 3 барана с овчинами;

— сена — 150 пудов яровой соломы.

— денег 10 рублей;- разного хлеба – 11 четвертей;

— 2 пуда свиного мяса;

— 3 барана с овчинами;

— сена 150 пудов яровой соломы

  • Четверть – русская единица измерения объема сыпучих тел. 1 четверть = 8 четверикам = 209,91 л.

С середины XIX в. за пользование землей помещики платили деньгами, так в 1859 г. церковной землей пользовался г. Крамин за ним осталось неуплаченных 30 руб. серебром; в 1863 г. — церковной землей пользуется г. Дараган, плата 80 руб. серебром.

По материалам за 1916 г. церковная земля уже обрабатывалась самим причтом, а небольшая ее часть (одна десятина) была сдана в аренду на 12 лет прихожанину храма – потомственному дворянину Ю.Г. Карпову, которому принадлежало в то время с. Полевшина, за 40 рублей в год.

  • Другой существенный источник дохода – доходы от треб , размер этих доходов официально не устанавливался и не учитывался, а зависел, в основном, от численности прихода и благочестия прихожан.
  • Кружечные или кошельковые сборы — пожертвования, собираемые во время служб. В 1916 г. кружечный сбор в Казанской церкви составлял 100 рублей в год (75 рублей – священнику, 25 рублей – псаломщику). Для сравнения в начале ХХ в. квалифицированный рабочий получал в месяц 30-40 рублей, учитель – 35-40 рублей, а наемный рабочий мог заработать в день от 70 коп. до 1 руб.
  • Еще один источник дохода — проценты от положенных в банк на помин души денег, состоятельные помещики, а иногда и крестьяне, клали определенную сумму в банк, а проценты от вкладов определяли выплачивать причту церкви как жалованье или на церковные нужды. Казанская церковь имела 600 рублей капитала, положенное на вечное обращение, процент с капитала составлял 30 рублей ассигнациями, на проценты покупались мука, вино, свечи, ладан и пр.

Московский мещанин Решетников завещал Казанской церкви вклад в Сохранную казну размером в 1000 рублей. Процент с него шел на церковь (30 рублей) и на причт за поминовение (20 рублей).

По архивным данным за 1916 год Казанская церковь в Полевшине получала проценты на капитал в 20 000 руб. – 872 руб. в год; по доходным билетам – 21 руб. 4 коп. в год.

В 1826 году заключение Духовной Консистории по обеспечению причта было следующим: «Священоцерковнослужители как от руги, так и прихожан содержание имеют порядочное», но уже через некоторое время в документах указывается, что причт «содержание имеет скудное». В 1838 году приход в с. Полевшина по бедности и малоприходству был упразднен.

Такая ситуация была характерна не только для этого прихода, практически все сельского духовенство находилось в таком состоянии. Для изыскания путей улучшения материального благосостояния духовенства в 1862 году было созвано Присутствие по делам приходского духовенства при Священном Синоде. В материалах работы Присутствия указывалось, что в обеспечении причтов основную часть составляет обязанность самих прихожан, непременным условием для решения вопроса о содержании приходского духовенства является правильный порядок приходской жизни, прихожане должны осознавать обязанности по отношению к своему духовенству.

И вот в 1908 г. по ходатайству прихожан, благодаря полученному в качестве пожертвования от Василия Сергеевича Мингалева неприкосновенного капитала на содержание причта в размере 20 000 рублей, Святейший Синод удовлетворил прошение об открытии самостоятельного причта. При этом Мингалев В.С. пожертвовал также 3500 рублей на постройку домов для причта. По тем временам это были очень существенные суммы.

Вопросы ответственности и участия прихожан в жизни своего прихода актуальны и сегодня. В настоящее время в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (принят Освященным Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г.) на обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма (гл.XVI, п.33).

При подготовке данной статьи были использованы архивные материалы Центрального государственного архива г. Москвы (ЦГА г. Москвы, прежде ЦИАМ), а также материалы сайта «Утраченный Божий дом».

Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор. Клир Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.

Канонарх - одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Клирик – человек, принадлежащий к клиру.

Пономарь (гр. - привратник храма) - низший церковнослужитель, помогающий во время богослужения.

Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением священнослужителей(диакона и священника). Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.

Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).

Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора.

Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.

Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.
Устройство храма

Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.

Скрытый текст


Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.

Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.

Скрытый текст


Апсида (от греч. - свод, арка) – полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ в восточной части храма, где располагается алтарь.

Баптистерий - здание с небольшим бассейном, предназначенное для совершения таинства крещения.

Барабан – верхняя часть здания храма, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие.

Водружальный крест - деревянный крест, ставящийся при начале строительства новой церкви в том месте, где будет находиться престол.

Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом.

Горнее место - место за престолом в алтаре, где установлены седалища, на которые садятся архиерей и священники во время чтения Апостола.

Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают.

Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами.

Дьяконские ворота – две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат (в небольших храмах и приделах дьяконские врата делаются с одной стороны). В отличие от царских врат дьяконские служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в любое время.

Скрытый текст


Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.

Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.

Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.

Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.

Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.

Иконостас – перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов. Расположение икон строго определено. Первый (самый нижний) ряд называется местным. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева - икона Богородицы. Справа от Спасителя - храмовая икона, то есть изображение того, в честь кого освящен данный храм или алтарь (если в храме не один придел). Над Царскими вратами обычно находится изображение Тайной вечери, а на самих Царских вратах - иконы четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Второй ряд иконостаса - праздничный: в нем располагаются иконы двунадесятых праздников. Третий ряд называется деисусным. Четвертый ряд - пророческий, в нем располагаются изображения пророков. Пятый ряд - праотеческий, на нем изображены праотцы Ветхозаветной Церкви: от Адама до Моисея. Иконостас в совокупности икон выражает идею Вселенской Церкви и наглядно показывает, как мы, верующие во Христа, находимся в духовном общении, единении с теми, кто представляет нас пред Богом и с кем мы составляем единую Церковь Христову. Иконостасы небольших храмов и дополнительных приделов могут состоять из меьшего числа рядов (двух или трёх).

Канун - невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении родных и близких, перед ним служатся панихиды.

Катапетасма (греч. – завеса) – завеса Царских врат.

Киот (кивот) - особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.
Традиционно считается, что икона не должна просто висеть, её нужно установить в отведённое ей место.
Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.

Скрытый текст

Список иконы прпд. Кирилла Белозерского работы Дионисия Глушицкого


Клирос – место на возвышении перед иконостасом, на котором во время богослужения находятся певчие, чтецы и причётники, а также лица священного сана, если они не принимают участия в богослужении по своему сану, а лишь помогают в чтении и пении. Обычно клиросы располагаются на обоих концах солеи.

Скрытый текст


Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.

Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов.

Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.

Купол - самая верхняя часть храма, завершающаяся крестом. Куполов на храме бывает неодинаковое число: один - в честь Единого Главы Церкви - Христа; три - в честь Святой Троицы; пять - в честь Христа и четырех евангелистов; семь - в напоминание о семи таинствах и семи Вселенских Соборах; тринадцать - в честь Христа и двенадцати апостолов.

Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.

Скрытый текст


Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей.

Паникадило (от греч. - состоящий из многих светильников) – большая люстра, светильник со множеством свечей или лампочек.

Скрытый текст


Паперть - площадка (крыльцо, лестница) перед входом в храм.

Пилон (от греч. - ворота) - массивный столб, служащий одной из опор купола или свода храма.

Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.

Скрытый текст


Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.

Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.

Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.

Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.

Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь.

Семисвечник - подсвечник с семью лампадами; стоит за престолом.

Скрытый текст


Собор - большой храм, имеющий несколько приделов.

Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.

Скрытый текст


Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме.

Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе.

Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.

Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест.

Скрытый текст


Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора.

Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители.

Скрытый текст


Церковь - храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол.

Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.

Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды.
Церковные облачения Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Скрытый текст

Особенности облачения и атрибутов патриарха


Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Скрытый текст

Фелонь, палица и епитрахиль


Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.

Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.

Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.

Скрытый текст


Клобук - головной убор монахов, представляющий собой камилавку, прикрытую покрывалом, нижняя часть которого спускается на спину. Патриарх и митрополиты носят белые клобуки, остальные монашествующие - черные.

Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.

Скрытый текст


Набедренник – первая награда, даваемая священнику: продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие - Слово Божие. Составляет часть священнического облачения. Располагается под фелонью, на правом бедре, а при наличии палицы - на левом.

Скрытый текст


Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.

Скрытый текст

Саккос и омофор


Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.

Скрытый текст

Стихарь и орарь


Палица - ромбовидный плат с лентой, надеваемой через плечо. Носится под фелонью, на бедре, с правой стороны и знаменует собою духовный меч - Слово Божие, которым всегда должен быть вооружен пастырь. Обязательная принадлежность архиерейского облачения, священникам дается как награда.

Скрытый текст

Палица


Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.

Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии.

Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).

Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.

Посох см. Жезл .

Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.

Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.

Скрытый текст

Фелонь, палица и епитрахиль


Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава.

Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.

Скрытый текст

Саккос и омофор


Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.

Скрытый текст

Скуфья


Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.

Скрытый текст


Фелонь см.Риза .
Церковная утварь Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке для причастного хлеба, символизирует Тело Христово. Входит в состав Евхаристического набора.

Скрытый текст

Звездица на дискосе


Евхаристический набор - набор, комплект литургических предметов, в состав которого входят: потир, дискос, звездица, копие большое и малое, лжица, ковши, тарели. Потир и дискос с поставленной на него звездицей во время литургии покрывают особыми покровами: двумя покровцами и воздухом, которые составляют литургический комплект.

Скрытый текст


Икона и крест запрестольные
Образ запрестольный - икона на длинной деревянной рукоятке, которая располагается на восточной стороне алтаря за престолом и на которой изображен Спаситель, Божья Матерь или святой (или событие), которому посвящен храм.
Крест запрестольный (выносной) - крест на длинной деревянной рукоятке.
Во время крестного хода запрестольные иконы и кресты выносятся из алтаря и их несут впереди шествия. В обычное время стоит у восточной стены алтаря за престолом. Кривандинская волость впервые упоминается в 1537 г.

В писцовых Владимирских книгах за 1636-1642 гг. в Кривандино числилась деревянная Воскресенская церковь с Покровским пределом.

В 1740 г. вместо обветшавшей Воскресенской церкви построили новую, с колокольней. Большое участие в сборе денег и строительстве принял дьячок московской Троицкой церкви, что у Сухаревской башни, Митрофан Григорьевич.

В 1776 г. построили Покровская церковь. Ее строительству и освящению немало поспособствовал сенатор князь А. Голицын. В 1855 г. построили новую Покровскую церковь, небольшую, но теплую. Воскресенская же церковь простояла без малого 200 лет.

В 1873 г. внутренние стены этого храма были обиты холстом и украшены живописью. В ней имелся престол в честь Обновления храма Воскресения Господня, и по церковным документам она стала называться Обновленской.

В 1877 г. в Кривандино открылась земская школа.

С 1893 г. служили в Кривандине священник Павел Рождествин и диакон Нестор Сахаров, сын которого, священник Александр Сахаров, ныне канонизирован в Соборе новомучеников и исповедников Российских. К 1930-м гг. Воскресенская церковь настолько обветшала, что в ней стало опасно вести службы.

Прихожане построили новый храм, освященный в 1933-1934 гг. Он имел многоярусную шатровую крышу, три высокие крыльца, до половины был кирпичный, а выше деревянный. Возле старой Воскресенской церкви находилось кладбище, огороженное кованой металлической изгородью и обсаженное липами и вязами.

Покровская церковь в это время использовалась главным образом как часовня. На площади перед церквами устраивались богатые ярмарки.

В 1930-е гг. в кривандинских храмах запретили службу. В старом Воскресенском храме устроили зерносклад, в 1937 г. С колокольни сбросили колокола. Новопостроенный храм действовал до 1939-1940 гг., потом в его здании разместили клуб. После войны, в конце 1940-х гг., церковь приспособили под общежитие, а позднее, сняв второй деревянный этаж, сделали жилой дом, который стоит и поныне напротив заброшенного кладбища. Сохранились в Кривандино и несколько сильно переделанных домов священнослужителей.
Вот такая информация о Кривандинских храмах дается на сайте Шатурского благочиния. Но по свидетельству старожилов, в том числе внучки Нестора Сахарова Татьяны Васильевны Левиной и внучки Павла Рождествина Маргариты Петровны Рождественной, в этой информации есть неточности. Они отрицают факт строительства храма в 1933-1934 годах, то есть, по их словам он был построен гораздо раньше. Последний храм не был каменным, что подтверждает снимок из архива Маргариты Петровны Рождественной, и здание кирпичного дома было построено в 50-х годах на фундаменте церкви.

Образование новых церковных приходов в пореформенной России (по материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии)


На формирование приходов на территории, где в 1778-1779 гг. был образован Егорьевский уезд, большое влияние оказали природные условия. В этом болотистом, изрезанном многочисленными реками крае, население было разбросано по небольшим деревням, часто удаленным друг от друга на значительное расстояние. Многие из них вообще, как отмечал И.В. Добролюбов, представляли собой островки среди окружавших их болот и лесов. Поэтому неудивительно, что расстояние между селениями нередко измерялось здесь не только верстами, но и временами года. Так, например, причт с. Архангельского в 1830-1880-е гг. указывал, что расстояние от него до «губернского города Рязани в летнее время по причине болотистой местности 100 верст, а в зимнее 75 верст».
Таким образом, церкви в Егорьевском уезде становились связующим звеном между массой мелких разрозненных деревень и строились в так называемых погостах - селениях, в которых помимо семей священно- и церковнослужителей иных жителей не было. Особенно это было характерно для «Владимирской половины», в которой из 19 первоначально вошедших в состав Егорьевского уезда центров приходов, 14 в свое время возникли именно как погосты, и большинство из них по сути оставались погостами и на протяжении XIX в., хотя многие официально изменили свой статус и стали называться селами. Но как бы ни именовался центр прихода - селом или погостом, - если в клировых ведомостях не упоминается о проживании в нем прихожан, мы имеем дело именно с погостом.


В состав Егорьевского уезда вошли 19 приходов, расположенных на юге Владимирской и Муромской епархии, 17 - на востоке Коломенской и Каширской епархии, 3 - в Рязанской и Шацкой епархии, один - при соборной церкви г. Егорьевска. Первоначально приходы в течение нескольких лет сохраняли связи со своим прежним епархиальным начальством, а потому территория уезда естественным образом разделилась на два благочиния: одно включало так называемую «Владимирскую половину», второе - «Коломенскую половину»; 3 «рязанских прихода» присоединились к «владимирскому» благочинию.

Так, в середине XIX в. во «Владимирской половине» помимо населенных пунктов, в наименовании которых присутствовало слово «погост» - погосты Дмитриевский, Преображенский, Пырково, Радушкино (погост Фрол) - фактически погостами являлись также и имевшие статус сел Вышелес, Дуброва, Ильмяны, Кривандино, Новопокровское, Остров, Телема, Туголес. Да и остальные центры приходов этой части уезда были малонаселенными.


Село Кривандино. Церкви, священнослужители (описание 1884г).

№ по порядку-762
Название населенных мест - Кривандино (Воскресенское, что при реке Поле) с. дух. вед.


Число дворов- 5
Число жителей:
Мужского пола -9
Женского пола- 12

Церковь Воскресенская (Воскресения Словущего 1740 г.) и Покровская (Покрова Пресвятой Богородицы 1855г.)

Кривандино, расположено вблизи большой Владимирской дороги, на берегу р. Поли впадающей в Клязьму, на самой границе Покровского уезда Владимирской губернии, к которой оно и принадлежало до 1782 года, в качестве погоста упоминается в списке с писц. Владимирск. кн. 7144-7151г. В. Кропоткина и описывается так: «Погост на государеве цареве и великаго князя Михаила Федоровича всея Русси земле, а на погосте церковь Воскресение христово да придел Пресвятые Богородицы древена, клетцки, а в церкве образы и книги и ризы и колокола и клепало и все церковное строенье мирское приходных людей; у церкве двор поп Михайло Оверкиев, двор пономарь Васко Федоров, пашни паханые церковные худые земли 20 чети в поле, в дву потомуж, сена около поль 30 копен.» Вместо упоминаемой в 17 столетии и обветшавшей Воскресенской церкви, ныне существующая в селе Кривандине дер. Церковь тогоже храмонаименования построена «подаянием Христолюбивых людей- Московских жителей разных чинов, а тщанием и трудами многогрешнаго Троицкаго дьячка, что у сухаревой башни, Митрофана Григорьева сына, от сотворения мира семь тысяч двести четыредесять девятом году, а от воплощения Бога Слова тысяча семь сот четыредесятом году», как видно из надписи на одном из напрестольных евангелий. В 1783 г. внутренния стены этого храма были обиты холстом и украшены живописью. Вместо придельной Покровской церкви, упоминаемой в 17 ст., в половине прошлаго столетия построена была отдельная церковь того же храмонаименования, на освещение которой...


Из священнослужителей церквей Воскресенской и Покровской села Кривандино известны:

Михаил Аверкиев управлял в 1636 году
Григорий……..
Сергей Григорьев
управлял в 1705 и 1730 годах
Петр Сергиев……
Евстратий Петров
управлял в 1771 году
Прокопий Иоаннов
р. в 1776 году
Игнатий Петров
управлял с 1780-1814 годы
Лаврентий Карпов Дубровский
управлял с 22 апреля 1814-1848 годы
Николай Марков
управлял с 1848-1868 годы
Михаил Петрович Цветаев
с 24 октября 1868 года
Марков Николай †
1873 Священник села Кривандино Егорьевского уезда
(с 1848 г.). Уволен за штат (1868/69, №3). Умер (1872/73, №11).

Цветаев Михаил Петров

Студент Рязанской Духовной семинарии. Определен на священническое место в село Кривандино Егорьевского уезда (1868/69, №3). Объявлено одобрение Его Высокопреосвященства, Алексия, Архиепископа Рязанского и Зарайского со внесением в клировые ведомости за особенную заботливость о благолепии храма (1874/75, №12). Объявлено одобрение Его Высокопреосвященства, Алексия, Архиепископа Рязанского и Зарайского, со внесением в клировые ведомости за честное и назидательное служение (1874/75, №22)

Распределение наличных священнослужителей и причетников в определенный штатный состав причтов, по приложенной к указу Св. Синода, от 18 августа за №2365, выписке из журнала Высочайше утвержденного присутсвия по делам православного духовенства, Высочайше утвержденного в 7 день апреля 1873 года (Состоялось 9 октября 1873)

Цветаев Михаил Петрович - священник,
Василий Троицын - дьякон
Иван Колосов - дьячек
Нестор Сахаров - пономарь



Состав причта приходов Рязанской епархии 1873-1894 годы.

Часть 5-я (К-Л)


Кривандино Егорьеского уезда
Обновленская церковь
Священники
1873-1894 - Цветаев Михаил Петров (по штату 1873 - настоятель прихода)
Штатные диаконы
1885-1894 - Троицын Василий
Исправляющие должности псаломщиков (1873-1885 годы)
1873-1885 - Троицын Василий, диакон (по штату 1873 - штатный)
Штатные псаломщики (с 1885 года)
1885-1894 - Колосов (Колоссов) Иоанн

Сверх штата
1873-1885 - Колосов (Колоссов) Иоанн, дьячок (по штату 1873 - сверхштатный)
1873 - Сахаров Нестор, пономарь (по штату 1873 - сверхштатный)
Троицын Василий
Диакон, состоящий на вакансии псаломщика в селе Кривандино Егорьевского уезда. Почислен штатным диаконом (1885, №14).
Колосов (Колоссов) Иоанн
Причетник села Кривандино Егорьевского уезда. Почислен штатным псаломщиком (1885, №14).

Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Рязанской епархии 1874 год



Причт

— состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.). П. каждой церкви образуется по положенному для нее штату, который составляется консисторией и архиереем по просьбам прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов П. На учреждение нового П., а равно на изменения в его составе каждый раз испрашивается архиереем разрешение Св. Синода. Содержание сельскому П. доставляют главным образом доходы за требоисправления у прихожан (разделяемые между членами П. по утвержденным Синодом правилам), земельная церковная собственность (не менее 30 десятин на П.), иногда — готовое помещение в церковных домах, жалованье (не во всех епархиях) от 140 до 400 рублей в год священнику. Столичным приходским П. жалованье за службу при церкви не полагается.
См. Я. Ивановского, "Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству"
(СПб., 1893). Ср. Приход.[Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]


Приход в древней церкви

(в древней церкви — παροικία) — церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан. Особый П. может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в П. свыше 700 душ мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в П., имеющих менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существуют для епархий западно-русских и кавказских, где П. образуются и при меньшем числе прихожан. Имущество каждой церкви и ее земельные владения составляют ее неотъемлемую собственность. Церковно-приходские дела не относятся к ведомству сельских и волостных сходов и не могут быть предметом их суждения. Мирские приговоры сельских и волостных сходов о мирских сборах в пользу церквей, на покупку колокола для церкви и т. п. признаются обязательными для крестьян данного общества. В случае просьб об образовании новых П. должны быть указаны средства для построения храма и содержания причта и для постройки домов для причта. Отвод установленных участков земли для причта во вновь открываемых П. возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании П.
Н. Б—в.
Общее собрание прихожан выбирает из своей среды членов приходского попечительства (см.) и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причем, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При П. учреждаются церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан. См. Н. Суворов, "Курс церковного права" (т. II, Ярославль, 1890). .[Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]

В последующем упоминании о священнослужителях села Кривандино находим:

Цветаев Михаил Петрович - священник церкви села Кривандино Егорьевского уезда (АК 1898). Награждён (28.03.-8.04.1898) камилавкой (ЦВ №18-19 1898).

Цветаев Михаил Иоаннович - священник церкви села Кривандино Егорьевского уезда (АК 1912 - ПК 1914).

Рождествин Павел Иоаннович - священник церкви села Кривандино Егорьевского уезда (АК 1898 - ПК 1914).

Сахаров И. П. - диакон села Кривандино Егорьевского уезда (АК 1898).

Пятницкий Николай Алексеевич . Рязанская губ., Егорьевский у., с. Кривандино
диакон
Год начала служения 1911
Год окончания служения 1913

АК - Адрес-календарь Рязанской губернии
ПК - Памятная книжка Рязанской губернии

ЦВ - Церковные ведомости.

Священник

— название представителя религии, состоящего при храме и совершающего, по силе данной ему благодати священства, все таинства (кроме священства), в храме (литургия и другие общественные богослужения) и вне храма (по домам прихожан, на полях и водных вместилищах), везде, где требуется богослужебная молитва. С. — совершитель шести таинств церкви (крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, брака и елеосвящения) для всех своих прихожан; он — ближайший учитель своих прихожан, с церковной кафедры в храме, при посещении их домов и при всех встречах и разговорах; он — проповедник религиозных начал жизни, но в то же время канонически обязанный защитник всякого непротивного религии и общественному благу знания (напр., медицинского, сельскохозяйственного и домоводственного), умственного и нравственного образования и воспитания. Права и обязанности С. подробно излагаются в особой науке о пастырстве, которую будущий пастырь проходит во время своего школьного воспитания, а также в церковных законах и правилах. Ср. Пресвитер.
См. Певницкий, "С.; приготовление к священству и жизнь С." (1891), "Служение С. в качестве духовного руководителя прихода" (1891), "Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении" (1891); П. И. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей, или полное изложение их обязанностей и прав" (изд. 6, СПб. 1897).
Н. Б—в.


Дьячок

(уменьшительное от дьяк, диакон) — название лиц, не входящих в состав церковной иерархии, но поставленных на церковное служение (у греков άναγνώστης — чтец и ψάλτης — певец). Так как чтецы и певцы носят одну и ту же богослужебную одежду с диаконами — стихарь, то их могли первоначально называть одним и тем же именем; когда же нужно было диакона отличить от чтецов и певцов, то к слову дьяк прибавляли титул "орарный". В древнее время у нас в России Д., по самой своей должности люди грамотные, соединяли с своим церковным званием обязанности писарей; потом дьяками начали называть вообще писарей и приказных чиновников. С 1868 г., когда церковнослужители перестали составлять часть духовного сословия, место Д. заступили псаломщики; права прежнего духовного состояния сохранены были только за теми Д., которые служили при церквах до 1868 г.
П. В.


Псаломщик

— звание, предоставленное с 1885 г. (Высочайше утвержденное 16 февраля 1885 г. определение Св. Синода) всем состоящим при церквах причетникам (см.). Круг обязанностей П. определен, Высочайше утвержденным 16 апреля 1869 г., журналом присутствия по делам православного духовенства (пункт 4). На обязанность П., под наблюдением священника и по его распоряжению, возлагается исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и все письмоводство по церкви и приходу. Он ведет метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта и др.


Пономарь

— один из низших церковнослужителей в православной церкви, главной обязанностью которого было звонить в колокола, участвовать в клиросном пении и вообще прислуживать при богослужении. Ныне этой должности в русской церкви не существует. Слово пономарь образовалось из греческого παραμονάρίος. Эта должность упоминается только во 2 правиле халкидонского собора. Так как слово παραμονάρίος Дионисием Малым в латинском переводе правил церковных передается словом mansionarius, то обыкновенно думают, что парамонарием назывался привратник храма. Григорий Великий усвояет мансионарию обязанность возжигать светильники в храме при богослужении и даже называет его "хранителем церкви". Некоторые ученые считают парамонария тождественным с западным villicus, т. е. лицом, распоряжавшимся при богослужении выбором и употреблением церковных вещей (наш позднейший ризничий или сакелларий).

Погост (округ)

— сельский податной округ в Древней Руси. Первое установление П. состоялось в Новгородской области и приписывается, по летописному известию под 947 г., великой княгине Ольге, которая "устави погосты" (или "повосты", по Лаврентьевскому списку — но это чтение признается неправильным). Одни ученые принимали упоминаемые здесь П. в смысле селений, без всякого отношения их к разделению земли на какие-либо участки, другие (большинство) — в смысле селений-округов, основываясь главным образом на современном значении слова П. и на объяснении его значения данными русского и иностранных языков. Почин в понимании П. как округа принадлежал В. Н. Татищеву, за которым последовали Щербатов, Стриттер, Шлецер, Эверс, Карамзин, Полевой, Арцыбашев и др. Первый высказавшийся печатно о П. был М. В. Ломоносов; он в своей "Российской истории" принимал П. за хорошо, правильно построенные селения. Это мнение было принято только Елагиным. К. А. Неволин, подробно рассматривавший вопрос о новгородских пятинах и П. ("Записки Географического общества", т. VIII, 1853 г.), придает П. времен Ольги значение географического и правительственного округа, а также главного места или центра такого округа. Он склонялся к мысли, что П. и в языческую пору были местами отправления богослужения. После Ольги П. продолжали существовать непрерывно в Новгородской области и оттуда распространились почти по всем княжествам Древней Руси. Летописи и другие памятники часто упоминают о П., и из большинства этих упоминаний очевидно, что П. — округ (податной) или главное селение округа. По писцовым книгам, П. — место, где была церковь; церковь, селение с церковью; округ, принадлежащий к этой местности в гражданском и церковном отношениях или исключительно в последнем. Писцовые книги содержат и подробное описание П. Большая часть П. имела составное, двоякое наименование, одно — заимствованное от церкви, другое — от главного селения; иногда к этому составному имени присоединялось название по реке, озеру или городу. Величина П. была весьма различна (среднее количество квадратных верст в новгородском П. Неволин определяет в 822) и зависела от густоты населения и плодородности почвы. По П. правительство вело счет жителей, земель и вообще имуществ частных и казенных. В силу отправления некоторых повинностей по общей раскладке П. представлял общину, управляемую одним старостой. Хотя официальное разделение на П. прекратилось в 1775 г., но в общежитии название П. уцелело до сих пор и имеет разные значения: сельский приход; несколько деревень одного прихода; волость; станция, постоялый двор. гостиница, перепутье; путина, расстояние от известного пункта до другого, проходимое водою или сухим путем без отдыха; церковный двор или место, огороженное при церкви; всякое кладбище (Ярославская, Орловская губ.) или кладбище с церковью; отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами для духовенства и кладбищем; село, образовавшееся впоследствии при церкви; деревня, образовавшаяся из села по закрытии прихода и упразднении церкви.. По словопроизводству П. имеет несомненную связь с словом "гостить". При первоначальных небольших правительственных центрах происходили мирские сходы, съезды; позже возникали церкви, "торговища", посещаемые гостями, платившими в пользу князя "гостебное", постоялые дворы и т. п.
В. Ρ — в.

По архивным данным удалось отыскать пять дочерей священника Цветаева Михаила Петровича. На трех из них имеются фотографии.

1 Цветаева Екатерина Михайловна 20. 10. 1883 г. рождения. Выпускница Рязанского Епархиального училища 1901 года.

2 Цветаева Олимпиада Михайловна 01. 08. 1890 года рождения. Выпускница Рязанского Епархиального училища 1909 года.
Есть сведения, что Олимпиада в 1911 году вышла замуж за священника церкви села Кривандино Пятницкого Николая
Алексеевича.

3 Цветаева Евдокия Михайловна 22. 02. 1889 года рождения. Выпускница Рязанского Епархиального училища 1906 года.
- Цветаева Ольга Михайловна 22. 03. 1879 года рождения. Выпускница Рязанского Епархиального училища 1895 года.
- Цветаева Мария Михайловна . Выпускница Рязанского Епархиального училища 1895 года.

По Марии данных о рождении нет, но она вместе с сестрой Ольгой фигурирует в списках об окончании училища именно в 1895 году.

1895 год, 6-2 класс, (прием 1889 года )

№ в кл.

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Место

рождения

Кто

отец

Имя

отца

Имя деда

Где работает

Примечание

Цветаева

Ольга

Михайловна

22.3.1879

Ег., Кривандино с.

священник

Миха-

ил

Ег., Кривандино с.

Цветаева

Мария

Михайловна

Ег., Кривандино

священник

Миха-

ил

Ег., Кривандино

ок. 1 кл., 1890 - 11 лет

1901 год, 6-2 класс, (прием 1895 года)

№ в кл.

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Кто отец

Имя отца

Где работает

(псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц (см. Причетник ).

Причт каждой церкви образовывался по положенному для неё штату, который составлялся духовной консисторией и епископом по просьбам прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов причта. На учреждение нового причта, а равно на изменения в его составе каждый раз испрашивалось архиереем разрешение Святейшего Синода . Содержание сельскому причту доставляли главным образом доходы за требоисправления у прихожан (разделяемые между членами причта по утверждённым Синодом правилам), земельная церковная собственность, иногда - готовое помещение в церковных домах, жалованье (не во всех епархиях).

Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви.

См. также

Напишите отзыв о статье "Причт"

Литература

  • Я. Ивановский, «Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству» (СПб., 1893).

Отрывок, характеризующий Причт

– Готово, готово, соколик! – сказал Каратаев, выходя с аккуратно сложенной рубахой.
Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее.
– Уговорец – делу родной братец. Как сказал к пятнице, так и сделал, – говорил Платон, улыбаясь и развертывая сшитую им рубашку.
Француз беспокойно оглянулся и, как будто преодолев сомнение, быстро скинул мундир и надел рубаху. Под мундиром на французе не было рубахи, а на голое, желтое, худое тело был надет длинный, засаленный, шелковый с цветочками жилет. Француз, видимо, боялся, чтобы пленные, смотревшие на него, не засмеялись, и поспешно сунул голову в рубашку. Никто из пленных не сказал ни слова.
– Вишь, в самый раз, – приговаривал Платон, обдергивая рубаху. Француз, просунув голову и руки, не поднимая глаз, оглядывал на себе рубашку и рассматривал шов.
– Что ж, соколик, ведь это не швальня, и струмента настоящего нет; а сказано: без снасти и вша не убьешь, – говорил Платон, кругло улыбаясь и, видимо, сам радуясь на свою работу.
– C"est bien, c"est bien, merci, mais vous devez avoir de la toile de reste? [Хорошо, хорошо, спасибо, а полотно где, что осталось?] – сказал француз.
– Она еще ладнее будет, как ты на тело то наденешь, – говорил Каратаев, продолжая радоваться на свое произведение. – Вот и хорошо и приятно будет.